Научная статья на тему 'НАУЧИТЬСЯ "СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ" ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ (К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВАГШ ВС РФ)'

НАУЧИТЬСЯ "СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ" ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ (К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВАГШ ВС РФ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ / ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА / HIGHER MILITARY EDUCATION / MILITARY PERSONNEL / INNOVATIVE PRACTICES OF TRAINING MILITARY PERSONNEL / TRADITIONAL PRACTICES OF TRAINING MILITARY PERSONNEL / TRAINING IN THE FIELD OF NATIONAL SECURITY AND DEFENSE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турченюк Игорь Николаевич, Волкова Виктория Викторовна

Статья посвящена истории возникновения и развития кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Начиная с момента возникновения, как результата проводимой реорганизации высшей военной образовательной организации, и до сегодняшнего дня кафедра активно участвует в подготовке специалистов, органически сочетающих в себе качества военачальников и государственных деятелей, путем использования как традиционных, так и инновационных практик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турченюк Игорь Николаевич, Волкова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARN TO "LOOK BEYOND THE HORIZON" TRADITIONS AND INNOVATION PRACTICES IN THE TRAINING OF MILITARY PERSONNEL (TO THE 10TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND NATIONAL SECURITY VAGSH THE ARMED FORCES)

The article is devoted to the history of the emergence and development of the Deportment of public administration and national security of the Military Academy of the Armed Forces of the Russian Federation. Since inception as a result of reorganization of higher education institutions, and to date the Deportment is actively involved in specialist training, organically combining the qualities of a military leader and statesman, by using both traditional and innovative practices of teaching.

Текст научной работы на тему «НАУЧИТЬСЯ "СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ" ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ (К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВАГШ ВС РФ)»

¿4 Ц-Ц * i 1 т Ж 1 и- 1 1 t (1

1 il] П J;' ■i 'M !м1

И.Н. ТУРЧЕНЮК, B.B. ВОЛКОВА

I.N. TURCHENYUK, V.V. VOLKOVA

НАУЧИТЬСЯ «СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ»

LEARN ТО «LOOK BEYOND THE HORIZON»

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ (К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВАГШ ВС РФ)

TRADITIONS AND INNOVATION PRACTICES IN THE TRAINING OF MILITARY PERSONNEL (TO THE 10TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND NATIONAL SECURITY VAGSH THE ARMED FORCES)

Сведения об авторах: Турченюк Игорь Николаевич - начальник кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант, кандидат политических наук (г. Москва );

Волкова Виктория Викторовна - старший преподаватель кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор педагогических наук, доцент (г. Москва).

Аннотация. Статья посвящена истории возникновения и развития кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Начиная с момента возникновения, как результата проводимой реорганизации высшей военной образовательной организации, и до сегодняшнего дня кафедра активно участвует в подготовке специалистов, органически сочетающих в себе качества военачальников и государственных деятелей, путем использования как традиционных, так и инновационных практик обучения.

Ключевые слова: высшее военное образование, военные кадры, инновационные практики подготовки военных кадров, традиционные практики подготовки военных кадров, подготовка в области национальной безопасности и обороны государства.

Information about the authors: Igor Turchenyuk - head of the Department of public administration and national security of the Military Academy of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation, lieutenant General, candidate of political science ( Moscow );

Viktoriya Volkova - senior lecturer Department of public administration, national security and Military Academy of the General staff of the Armed of the Russian Federation, Doctor of pedagogical Sciences, associate Professor (Moscow).

Summary. The article is devoted to the history of the emergence and development of the Deportment of public administration and national security of the Military Academy of the Armed Forces of the Russian Federation. Since inception as a result of reorganization of higher education institutions, and to date the Deportment is actively involved in specialist training, organically combining the qualities of a military leader and statesman, by using both traditional and innovative practices of teaching.

Keywords: higher military education, military personnel, innovative practices of training military personnel, traditional practices of training military personnel, training in the field of national security and defense of the state.

1 декабря 2019 г. кафедра государственного управления и национальной безопасности отметила десятилетие с момента своего создания в стенах Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Возникновение кафедры было обусловлено необходимостью внесения изменений в содержание подготовки военных кадров для высших должностей в Вооруженных силах и других силовых ведомствах, а также в модель выпускника академии в связи с проводимой реорганизацией высшей образовательной организации.

На взгляд руководства Вооруженных Сил Российской Федерации и Военной академии Генерального штаба, современный выпускник должен быть не просто военным профессионалом высшей квалификации, а специалистом, органически сочетающим в себе качества военачальника и государственного деятеля. При этом должен обладать обширными и глубокими познаниями в области теории национальной безопасности и международных отношений, политики и геополитики, мировой и национальной экономики, широким научным и культурным кругозором, иметь высокие нравственные качества.

Исходя из этого, в основу подготовки руководящих военных кадров оперативно-стратегического уровня были введены новые для академии дисциплины: «Национальная безопасность», «Государственное управление», «Военная экономика» (расширенный курс, включающий основы военной политологии, геополитики и других направлений). Разработка содержания обучения по данным дисциплинам была возложена на вновь образованную кафедру.

Это определило место кафедры в образовательной системе Военной академии - основополагающее (базисное) по направлению подготовки 56.04.01 «Национальная безопасность и оборона государства». Кафедра получила статус кафедры № 1.

Основу коллектива кафедры государственного управления и национальной безопасности составили представители различных кафедр академии: стратегии, оперативного искусства, информационной безопасности и др.

С момента основания кафедры ее возглавляли с 2009 по 2012 г. -доцент, генерал-майор Евгений Анатольевич Дербин; с 2013 по 2016 г. - генерал-майор Юрий Алексеевич Дашкин; с 2016 г. по настоящее время - генерал-лейтенант Игорь Николаевич Турченюк.

В современных условиях кафедра, руководствуясь указанием Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ В. В. Путина о необходимости «смотреть за горизонт» и оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед, ставит перед собой задачи эффективного исследования угроз национальной безопасности страны, выявления их источников и формирования у будущих военных руководителей необходимых компетенций в области обеспечения национальной безопасности.

Руководство кафедры определило ближайшую и перспективную цель подготовки военных кадров высшей квалификации. Первая заключается в обеспечении высокого уровня сформированности различных видов компетенций, составляющих основу высшего образования (уровень магистратуры), вторая - в формировании у слушателей способности организовывать свою дальнейшую профессиональную деятельность по завершении академии.

На сегодняшний день кафедра реализует образовательную деятельность на факультетах национальной безопасности и обороны государства, специальном, переподготовки и повышения квалификации по дисциплинам «Национальная безопасность», «Государственное управление», «Военная экономика», с 2020 года приступает к преподаванию новой

дисциплины «Информационное обеспечение военной деятельности и связи с общественностью», участвует в подготовке кадров высшей квалификации (адъюнктура) и педагогического состава академии, обеспечивая блок дисциплин «Преподаватель высшей школы».

Организационно-штатная структура кафедры состоит из командования, четырех предметно-методических комиссий, научно-исследовательской лаборатории (НИЛ), методического кабинета. Общая численность военнослужащих и гражданского персонала - около 40 человек.

Следует отметить, что в основном кафедра комплектуется педагогами, имеющими практический опыт службы в органах оперативно-стратегического уровня, понимающими, чему необходимо учить. Показателем высокого уровня подготовленности педагогического состава является педагог, получивший высшее образование в ВАГШ ВС РФ.

Особый акцент делается на практическую составляющую процесса обучения, что выражается, в частности, в работе профессорско-преподавательского состава кафедры в Сирийской Арабской Республике на должностях заместителя командующего объединенной группировкой войск, начальников управления отделов Центра по примирению враждующих сторон. Родина высоко оценила их деятельность, наградив орденами и медалями.

За годы существования кафедры сложились определенные традиции в области подготовки военных кадров.

Прежде всего в образовательной деятельности кафедры находят свое отражение:

- исследования теоретических и методологических основ теории и практики обеспечения национальной безопасности России, военной политики Российской Федерации, «гибридных войн», форм и способов противодействия «цвет-

с*

ным революциям», оценки роли исламского фактора в формировании угроз национальной безопасности государств;

- результаты развития методов оценки и прогнозирования угроз военной безопасности Российской Федерации по стратегическим направлениям, а также комплексного применения военных и невоенных мер в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации;

- изучение теоретических аспектов процессов обострения противоречий в различных сферах общественного развития, связанных с глобализацией, уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз и т.д.

Все эти позиции нашли свое отражение в содержании и технологии подготовки слушателей по преподаваемым дисциплинам.

Основным достижением кафедры в образовательной деятельности следует считать обеспечение комплексного подхода в формировании общепрофессиональных, профессиональных и общекультурных компетенций выпускников факультета национальной безопасности и обороны государства для решения задач обеспечения военной и национальной безопасности. С этой целью в едином методологическом ключе были разработаны учебные программы дисциплин кафедры, направленные на обучение слушателей методике оценки военно-политической обстановки, выявлению угроз военной безопасности, выработке предложений по их нейтрализации, формированию навыков организации межведомственного взаимодействия между органами государственной власти и военного управления в области обороны.

При этом деятельность профессорско-преподавательского состава направлена на формирование у слушателей интереса к военно-научному творчеству, обучение способам самостоятельного решения сложных научно-практических задач,

развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление сформированных компетенций.

На кафедре уделяется большое внимание методической работе. С этой целью проводятся учебно-методические сборы с преподавательским составом, совещания, научно-методические конференции, семинары и методические занятия.

Главная задача подобных мероприятий - уточнить взгляды по вопросам образовательной, методической и военно-политической работы кафедры, позволяющие сформировать необходимые военно-профессиональные компетенции у выпускников академии.

Прежде всего следует отметить, что основным подходом к обучению является проблемно-деятельност-ный, суть которого заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых слушатель, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения. В ходе учебных занятий, проводимых на основе проблем-но-деятельностной теории обучения, значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности слушателей по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения профессиональных задач.

Как показала практика, эффективность проблемно-деятель-ностного обучения зависит от ряда дидактических условий, которые необходимо соблюдать при проведении занятий:

- организация интенсивного мышления слушателей за счет последовательного наращивания противоречий в их познавательной учебной деятельности. Этому способствует как создание проблем-

ных ситуации, так и использование специальных методических приемов изложения учебного материала, таких, как: подведение слушателей к противоречию с предложением найти способ его разрешения; актуализация противоречий практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение слушателям рассмотреть явление, предмет с различных сторон, разные грани его функционирования; побуждение слушателей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; постановка проблемных вопросов; решение проблемных заданий и задач; резкое ограничение времени разрешения проблемной ситуации и др.;

- «видимость» процесса мышления слушателей как для преподавателя, так и для них самих. «Замечаемость» мыслительной деятельности позволяет педагогу определять недостатки в способе их мышления, вырабатывать меры помощи по его корректировке. Для того чтобы процесс мышления слушателей стал «видимым», преподавателями кафедры применяются следующие приемы: фиксация результата различных этапов мыслительной деятельности на материальном носителе; предложение уточнить предложенную версию, конкретизировать и объяснить ее; вопросы на понимание, уточнение высказанного; показ педагогом своего отношения к высказанной слушателем мысли и т.д.;

- обеспечение индивидуального самостоятельного прохождения слушателями всего процесса выработки решения профессиональных задач. Практика свидетельствует, что значительная часть преподавателей-руководителей занятий дает слушателям типовые варианты, алгоритмы решения профессиональных проблем и стремится научить использовать, применять их в практической деятельности. Однако профессиональная деятельность всегда сложнее, разнообразнее

Таблица

Проектирование технологии обучения по дисциплине (на примере проведения лекционных, семинарских и практических занятий)

Организация содержания обучения Выбор вида занятия Выбор формы контроля Выбор методов обучения Выбор средств обучения

Отбор наиболее значимого материала Лекция Опрос 1. Метод морфологического анализа. 2. Методы программированного обучения (проблемного и контекстного обучения). 3. Интенсивные технологии (активная учебная лекция, информационный лабиринт). 4. Методы ситуационного анализа. 5. Методы декларативного типа. 6. Брейнсторминг и т.д. Учебная литература; научная литература; дидактические материалы

Структурирование учебного материала Семинар Тестирование, опрос 1. Жужжащие группы. 2. Интеллект-карты. 3. Мастер-класс. 4. Групповая дискуссия. 5. Мозговой штурм. 6. «Папка» с входящими документами. 7. Разновидности метода ситуационного анализа (АКЗ, СЗ, СУ). 8. Метод морфологического анализа. 9. Метод принудительных отношений (МПО). 10. Комплексные технологии активного обучения и т.д. Дидактические материалы; наглядные материалы (схемы, диаграммы, опорные конспекты)

Отбор примеров и доказательств с учетом направления подготовки Самостоятельная работа под руководством преподавателя Индивидуальное собеседование, зачет, экзамен 1. «Папка» с входящими документами. 2. Метод морфологического анализа (его разновидности). 3. Разновидности метода ситуационного анализа (АКЗ, СЗ, СУ). 4. Творческая мастерская и т.д. Информационные материалы для аудиовизуальных (мультимедийных) средств обучения; учебное оборудование; дидактические материалы

Отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и навыков Практическое занятие Летучка, опрос, зачет, экзамен, защита различных видов работ, отчет по выполненной работе, конференция 1. «Папка» с входящими документами. 2. Метод принудительных отношений (МПО). 3. Отдельные виды мозгового штурма (обратный, теневой (внутреннескрытый), комбинированный). 4. Разновидности метода ситуационного анализа (ситуационные упражнения, игнорирования ролей). 5. Игровое проектирование. 6. Технологии процедурного типа. 7. Технология создания проектов. 8. Технология портфолио и т.д. Учебное оборудование; дидактические материалы; технические средства обучения

того набора возможных вариантов и алгоритмов, которые может дать слушателям руководитель занятия. Индивидуальное прохождение всего процесса выработки решения позволяет не только получить определенное количество таких вариантов, но и формирует у слушателя

способность самостоятельно вырабатывать варианты разрешения любой проблемы. Достижению этого способствуют следующие методические приемы: индивидуальная разработка; доклад и защита каждым слушателем выработанного варианта разрешения профессио-

нальной проблемы, его уточнение и переработка; участие в выработке коллективной версии; определение наиболее оптимального варианта решения и т.д.

Особо следует остановиться на вопросе применения технологического подхода в подготовке военных

кадров, поскольку на кафедре отработано проектирование технологии обучения по дисциплине, которое включает в себя последовательность выбора:

- содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

- приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель (образовательные, развивающие, воспитательные, психологической подготовки);

- методов, форм и средств обучения, ориентированных на реализацию совокупности целей.

Содержание технологии обучения определяется преподавателями кафедры как содержание и структура учебной информации, предъявляемой слушателям, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование различных видов компетенций, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля.

Проектирование технологии обучения по дисциплине представлено в таблице.

Такой подход к проектированию технологии обучения позволяет решать следующие задачи:

- активизировать мыслительную деятельность слушателей, переходя от уровня репродукции учебного материала к уровням самостоятельной интерпретации и творческой реализации;

- оптимизировать учебную деятельность, сформировав при этом комфортную психологическую среду на обучение;

- интенсифицировать учебную деятельность за счет грамотного использования личностных ресурсов обоих субъектов обучения.

Следует отметить, что на кафедре успешно функционируют две признанные научные школы: «Социально-философские и методологические проблемы

теории национальной безопасности» под руководством доктора политических наук, профессора, генерал-майора B.JI. Суворова и «Социально-экономические и методологические проблемы общей теории военной экономики» под руководством кандидата экономических наук, доцента, полковника C.B. Трухачева.

В рамках деятельности научных школ за последние семь лет было подготовлено более 10 ученых (в том числе 5 докторов наук), осуществляется подготовка 12 соискателей ученых степеней. Разработаны 4 учебника, 14 электронных учебников, 11 учебных пособий, 42 монографии, 6 сборников научно-аналитических материалов, свыше 30 научсно-исследовательских работ, более 550 научных статей, рецензий, отзывов.

Разработка слушателями магистерских диссертационных работ является одним из приоритетов кафедры. Ее лучшие специалисты консультируют слушателей, обеспечивая качество выпускных работ.

Постоянно действующие четыре военно-научные секции обеспечивают разработку ежегодно до 25% магистерских диссертаций слушателей основного и специального факультетов.

Тематика магистерских диссертаций слушателей обязательно коррелируется с тематикой перспективных научных исследований кафедры, и таким образом происходит процесс взаимного обмена новыми знаниями и навыками между кафедрой и слушателями.

Постоянно обсуждаются научные публикации, преподаватели готовят для издания свои материалы, активно участвуют в работе различного рода конференций и методических семинаров как внутри академии, так и за ее пределами. Все это ведет к дальнейшему совершенствованию учебного процесса на всех факультетах академии.

Многие ученые кафедры принимают участие в работе диссертаци-

онных советов академии и других научных учреждений, выступают в главных и центральных управлениях Министерства обороны, вузах Российской Федерации и зарубежья.

Кафедра проводит стратегическую военно-деловую игру (СВДИ) со слушателями факультета национальной безопасности и обороны государства и стратегическую военную игру (СВИ) со слушателями специального факультета, принимает самое активное участие в разработке и проведении стратегического командно-штабного учения (СКШУ) со слушателями факультета национальной безопасности и обороны государства, что вызывает большую заинтересованность и состязательность созданных в ходе игры учебных коллективов слушателей.

По инициативе преподавателей предметно-методической комиссии по военной экономике сложилась практика завершать изучение дисциплины «Военная экономика» со слушателями выпускного курса основного факультета семинаром в форме научно-практической конференции.

Значительный объем научной (научно-исследовательской) работы выполняется сотрудниками научно-исследовательской лаборатории (проблем национальной безопасности) (НИЛ), а именно:

• планирование и организация научных исследований;

• проведение научно-исследовательских работ по основным проблемам государственного управления, национальной безопасности и военной экономики;

• участие в подготовке и проведении военно-деловых игр, учений, научных конференций, круглых столов и семинаров по проблемам национальной безопасности;

• участие в разработке военно-теоретических трудов, монографий, учебников, учебных пособий, материалов научных статей для научных сборников академии и военно-теоретических журналов Ми-

нистерства обороны Российской Федерации.

С момента образования кафедрой подготовлено более 150 научных трудов.

Ежегодно традиционно важным событием в жизни кафедры является участие в военно-техническом форуме «Армия», в рамках которого преподаватели кафедры участвуют в организации и проведении дискуссий и круглых столов.

Результаты исследований профессорско-преподавательского состава кафедры используются при разработке нормативных правовых документов и наставлений, в учебном процессе. Одним из важных направлений является участие в военно-научных конференциях, учениях и специальных командировках.

Важное место в работе кафедры занимает реализация результатов ее научных исследований в практике войск. Профессорско-преподавательский состав кафедры участвовал во всех СКШУ последних лет: «Вос-ток-2014», «Центр-2015», «Кав-каз-2016», «Гром-2016», учения ОДКБ, «Запад-2017», «Восток-2018», «Центр-2019».

Наиболее значимыми конференциями, в которых принимали участие представители кафедры, были: Второй съезд Российского общества политологов (г. Казань, 2013 г.); конференция в оборонном колледже НАТО (г. Рим, 2013 г.); 18-й региональный форум руководителей военных вузов «Безопасность в АТР» (Республика Корея, 2014 г.); «Безопасность в АТР» (г. Токио, 2014 г.); конференция в Академии ВВС Бразилии (2016 г.); Круглый стол «Роль ОДКБ в укреплении коллективной безопасности в условиях возрастания угроз гибридной войны» (г. Москва,

2017 г.); III и IV Международные научно-практические конференции «Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы» (г. Москва, 2017,

2018 гг.); V Всероссийская науч-

Ж

но-практическая конференция «Аналитика развития и безопасности России: культура, инфраструктура и интеллектуальные технологии государственного управления» (г. Москва, 2018 г.); военно-научная конференция «Оценка и прогноз развития военно-политической обстановки в Ближневосточном и Закавказском регионах» (г. Москва, 2019 г.) и др.

В 2015 г. кафедра выступила с инициативой о подготовке и проведении в академии эксперимента по внедрению современных педагогических технологий. Эксперимент включал: текущий срез применения современных образовательных технологий на кафедрах академии, анализ материально-технической базы академии, анализ готовности преподавательского состава к применению современных образовательных технологий. Результатом эксперимента явилось внедрение в учебный процесс: активных учебных лекций (проблемная, визуализированная, бинарная и т.д.), активных семинаров, технологий анализа ситуаций (проблемного обучения, контекстного обучения, информационных, создания проектов).

Статус кафедры подтвердил проведенный 30 ноября 2019 г. межвузовский круглый стол на тему:

«Россия в изменяющемся мире: вызовы, опасности, угрозы и противодействие им», отражающий перспективное направление, разрабатываемое коллективом преподавателей, и связанный с оценкой существующих вызовов и угроз национальной безопасности России в целях выработки комплекса мер противодействия. По итогам мероприятия было принято решение сделать данный круглый стол постоянной действующей площадкой для обсуждения актуальных мер обеспечения национальной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, В. В., Суворов, В.Л., Федотов, В. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения [текст]. - М.: ВАГШ ВС РФ, 2012.

2. Волкова, Б.Б., Федотов, В. В. Педагогика и психология высшей военной школы [текст]: учеб. пособие.- М.: ВАГШ ВС РФ, 2015.

3. Образцов, П.И., Ахулко-ва,А.И., Черниченко, О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учебно-методическое пособие / под общ. ред. проф. П. И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2003.94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.