Научная статья на тему 'Подготовка офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления'

Подготовка офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / PUBLIC ADMINISTRATION / MILITARY ADMINISTRATION / HIGHER EDUCATION AND OFFICER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич, Турченюк Игорь Николаевич

В статье представлены особенности совершенствования подготовки офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of officers of the strategic and operational levels of state and military control

The article presents features of improvement of the officers training strategic and operational levels of state and military administration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Подготовка офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления»

УДК 378147 ББК 74.04

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УРОВНЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ САМОЙЛОВ,

профессор Московского технологического университета (МИРЭА), доктор педагогических наук, кандидат военных наук E-mail: vas.samoylow2016@yandex.ru; ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ ТУРЧЕНЮК, начальник кафедры государственного управления и национальной безопасности

Военной академии Генерального штаба ВС РФ Рецензент: генерал армии, доктор военных наук, профессор, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (1991) В.Н. Лобов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье представлены особенности совершенствования подготовки офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное управление, военное управление, система высшего образования, подготовка офицерских кадров.

Abstract. The article presents features of improvement of the officers training strategic and operational levels of state and military administration in the Russian Federation.

Keywords: public administration, military administration, higher education and officer training.

В соответствии с паспортом и формулой специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», областями исследований темы научно-квалификационной работы «Совершенствование подготовки офицерских кадров оперативно-стратегического уровня военного и государственного управления» актуально определены: подготовка специалистов в высших (образовательных организациях) учебных заведениях (4); переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов (8); подготовка специалистов в системе многоуровневого образования (10); современные технологии профессионального образования (11); сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира (15); отбор и структурирование содержания (18), диагностика качества профессионального образования (21); проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образо-

вания (26); государственно-общественный характер управления профессиональным образованием (32); формирование профессионального мировоззрения (33); компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста (36).

Практически автором избрана треть областей указанной научной специальности, которые при их отборе составляют структурированное содержание подготовки офицерских кадров высших звеньев управления.

Подготовка специалистов высших звеньев государственного и военного управления в образовательных организациях (далее — ОО) страны осуществляется в звене ВАГШ ВС РФ — ОА ВС РФ в соответствии с действующими ФГОС ВО [1, Ст. 2].

Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов — управленцев в российской системе высшего образования осуществляется

периодически согласно предъявляемым требованиям, а именно не позднее одного раза в пять лет.

Подготовка компетентных специалистов — военных управленцев в системе многоуровневого образования организована в соответствии с действующим законодательством [1, Ст. 2] и направлена на формирование у обучающихся универсальных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В связи с этим в системе высшего образования офицерских кадров государственного и военного управления кафедрами разрабатываются учебно-методические комплексы (УМК) и рабочие программы учебных дисциплин (РПУД), как фундамент для аттестации и аккредитации специальностей подготовки обучающихся.

В частности, кафедрой государственного управления и национальной безопасности разработаны УМК и РПУД для преподавания учебной дисциплины Педагогика высшей школы, целью освоения которой определены: развитие у слушателей ВАГШ ВС РФ профессионального педагогического мышления; формирование у них научных военно-педагогических знаний, умений, навыков и компетенций в системе высшего образования, необходимых для их профессиональной деятельности, реализации универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Однако компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста военного и государственного управленца охватывает как циклы учебных дисциплин, так и практики. Наиболее качественно такой подход проявляется на завершающем этапе подготовки, а именно в ходе итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников ВАГШ ВС РФ [2, 3, 5].

Кроме того, задачами освоения учебной дисциплины являются: а) ознакомление обучающихся с сущностью и содержанием объекта и предмета педагогики высшей школы в системе высшего образования; б) формирование знаний об историко-педагогическом и современном состоянии высшего образования в России, тенденциях его развития, особенностях будущей профессиональной деятельности в системе военного управления; в) формирование основ методологической культуры для ее внедрения в системе образовательных организаций МО РФ; г) формирование научных ориентиров для осу-

ществления исследований философских, социально-экономических, педагогических и иных объектно-предметных областей для решения актуальных проблем обучения и воспитания в образовательных организациях МО РФ; д) способствовать освоению ими сущности и содержания профессиональной этики военного педагога, пониманию его личной ответственности за установление с разными категориями обучающихся взаимоотношений творчества и партнерства; е) стимулирование активной познавательной деятельности обучающихся для овладения ими основами научных знаний, формирования умений и навыков, развития мышления и личных творческих способностей, выработки профессионального мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Разработка и оперативное внедрение современных информационно-образовательных технологий в систему образования офицеров-управленцев требует подготовку высококвалифицированных научно-педагогических и андрогогических кадров [5]. Однако подготовка современных адъюнктов, хотя и переведена на трехгодичный срок, но реализуется, по сути, по недавнему прошлому (на первом году обучения). Второй и третий годы адъюнктской подготовки ориентируют будущих научно-педагогических работников (далее — НПР) на взаимодействие со структурами, к которым они прикреплены. Аудиторные занятия с ними проводят НПР структур (кафедр, отделов и др.).

С целью совершенствования подготовки офицерских кадров высших звеньев государственного и военного управления России, несомненно, необходимо осуществить сравнительно-педагогический (андрогогический) анализ профессиональной подготовки зарубежных офицерских кадров, в том числе в системе российского высшего образования [2, 4, 5].

Вместе с тем для реализации вышеизложенных аспектов следует реализовать процедуры отбора и структурирования содержания образования российских офицерских кадров высших звеньев военного управления. Для чего требуется создание эффективно функционирующих научных и учебно-методических структур в военных ОО [4, 5].

Диагностика качества профессионального образования, как показал анализ совокупности предъ-

252

Вестник экономической безопасности

№ 5/2016

являемых требований и рекомендаций, реализуется в процессе аккредитации разработанных образовательных программ, прежде всего на основе результатов самообследования. Завершающим этапом для подготовки офицерских кадров высших звеньев государственного и военного управления является ИГА [2, 4].

Вместе с тем для совершенствования подготовки офицерских кадров деятельность НПР должна быть направлена на решение проблем изучения и реализации инновационного опыта военно-профессионального образования [5]. В этом убеждает системный и структурно-функциональный анализ условий современных вооруженных конфликтов (факторов и обстоятельств их предупреждения, возникновения, развития и завершения), включая Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию, другие государства. Президентские выборы в США, завершившиеся победой республиканца Дональда Трампа, несомненно внесут определенные коррективы в российско-американские отношения, в том числе в сфере военного сотрудничества.

Государственно-общественный характер управления системой военного образования на ее высших уровнях соответствует современным реалиям международных и российских условий, обусловленных детерминирующими объективными и субъективными факторами и обстоятельствами [1, 2, 4 — 5].

Формирование компетентностно-мировоззрен-ческого подхода в подготовке офицерских кадров оперативно-стратегического уровня военного и государственного управления представляет собой от-

носительно новую область в системе военного образования [5]. В связи с этим автором разработана концепция подготовки офицерских кадров оперативно-стратегического уровня военного и государственного управления, осуществляется ее апробация и частичное внедрение в системе обеспечения государственной безопасности страны.

Выводы: теория и методика профессионального образования с целью подготовки офицерских кадров оперативно-стратегического уровня военного и государственного управления в системе российского военного образования объективно нуждается в своем концептуальном совершенствовании.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря.

2. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2008. 385 с.

3. Марченков В.И. Совершенствование образовательного процесса в ввузах МО РФ: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.

4. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 534 с.

5. Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 295 с.

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.