УДК 378147 ББК 74.04
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОМОН МВД РОССИИ
ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ КУСЕНЕВ,
соискатель ФГКОУВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», подполковник полиции
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.Д. Самойлов Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Тихомиров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН ГУ МВД России по г. Москве.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, мобильный отряд оперативного назначения, сотрудник ОМОН, образовательная организация.
Annotation. The article substantiates the necessity of formation of professional Outlook of the employees OMON of the MIA of Russia.
Keywords: professional Outlook, mobile unit operational use, the employee OMON, educational organization.
Современный этап развития российского государства и общества характеризуют состояние и попытки выхода из социально-экономического кризиса, осложнение политико-военной международной обстановки. У части российских граждан сформировалась дезориентированная мировоззренческая реакция на политические, идеологические, социально-образовательные и другие процессы. В целях противодействия негативным явлениям и процессам внутри страны и за ее пределами возрастает роль и значимость профессионального образования и обучения кадров для федеральных органов исполнительной власти, включая систему МВД России
[5, 7].
В связи с этим служба в органах внутренних дел (далее — ОВД) является федеральной государственной службой и представляет профессиональную служебную деятельность россиян на различных должностях, в том числе в составе отрядов мобильных особого назначения (далее — ОМОН). Сотрудники ОМОН предназначены для выполнения задач по защите основ конституционного строя и
обеспечения безопасности государства, нравственных устоев, здоровья, прав и законных интересов других лиц [1, 4].
Законодательно установлены квалификационные требования к должностям в ОВД — уровню образования, стажу службы (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, навыкам и компетенциям, а также к состоянию здоровья сотрудника для выполнения им служебных обязанностей по замещаемой должности. Сотрудник должен поддерживать необходимый уровень своей квалификации для надлежащего исполнения служебных обязанностей; вправе проходить профессиональное образование (обучение) в установленном порядке и (или) получать дополнительное профессиональное образование (п. 1 ст. 9; п. 11 ст. 11; п. 6 ст. 12 Федерального закона № 342-Ф3).
От сотрудника ОМОН требуется поиск целей, задач и перспектив формирования профессионального мировоззрения. Он должен учитывать особенности социально-политических и международ-
ных процессов. Несомненно, формирование объективных служебных и жизненно утверждающих ориентиров необходимо для укрепления устоев государства и общества. Для формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН необходимо разрешение ряда противоречий между:
• слабым теоретико-методологическим обоснованием необходимости формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН МВД России, предполагающим определение методологических подходов и принципов, категориально-понятийного аппарата и потребностями общества и государства в высококвалифицированных кадрах оперативного назначения с сформированным профессиональным мировоззрением для решения оперативно-служебных, служебно-боевых и внезапно возникающих задач государственной, общественной и личной важности и значимости [3];
• потребностью в разработке научно обоснованной концепции формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН, обеспечивающей эффективность функционирования системы МВД России в кризисных и чрезвычайных ситуациях и отсутствием государственного заказа и блока (цикла) учебных дисциплин, освоение которых гарантирует подготовку высококвалифицированных сотрудников ОМОН для правового обеспечения национальной безопасности, правоохранительной деятельности в сети образовательных организаций МВД России;
• необходимостью формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН в образовательных организациях системы МВД России и преимущественно отсутствием высшего образования у личного состава ОМОН, что довольно часто является источником его негативного поведения, приводит к гибели и ранениям, травматизму и уклонениям от выполнения своих служебных обязанностей.
• усилением аксиологического и морально-политического аспектов профессионального мировоззрения личного состава в сфере правоохра-ны и несоблюдением отдельными сотрудниками ОМОН ГУ МВД России по г. Москве ряда норм
профессиональной этики, снижением уровня их морально-психологического состояния, взаимоотношений с гражданами (нередки случаи оскорблений и унижений людей), а также в совершаемых отдельными сотрудниками как правонарушений, так и преступлений. Изложенные противоречия требуют своего научно-исследовательского решения на теоретико-методологическом уровне, включая генезис и компаративизм профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН МВД России по г. Москве и полицейских специального назначения в зарубежных странах [2], обоснование тенденций формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН в образовательных организациях МВД России.
Мировоззрение личности сотрудника ОМОН — это система его знаний о мире и о своем месте в нем, выраженная в аксиологических установках, убеждениях относительно сущности природного и социального бытия, своей профессиональной деятельности. Структуру мировоззрения составляют компоненты — нормативно-ценностный, познавательный, практический и эмоционально-волевой, формирующие готовность сотрудника к их применению в профессиональной деятельности.
Вместе с тем система среднего профессионального образования [6] и система многоуровневого высшего образования испытывают объективные потребности в динамике и результатах экспериментального исследовании профессионального мировоззрения у сотрудников существующих ОМОН, прежде всего, для оценки эффективности формирования профессионального мировоззрения в образовательных организациях МВД России.
Научная задача исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН ГУ МВД России по г. Москве на результатах оценки качества и эффективности опытно-экспериментального исследования существующей системы формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН ГУ МВД России по г. Москве.
На вышеизложенной научной основе можно ориентировать систему российского образования на
№ 2 / 2016
Вестник экономической безопасности
359
совершенствование профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН ГУ МВД России по г. Москве: (1) его государственное регулирование;
(2) совершенствование тактики действий ОМОН ГУ МВД России по г. Москве в современных политических и социально-образовательных условиях;
(3) разработку концептуальных основ формирования профессионального мировоззрения у сотрудников ОМОН в системе образования МВД России.
Выводы: практика подготовки и применения подразделений ОМОН в России претерпевает существенные изменения, которые обусловлены опорой на отечественный и зарубежный опыт. В содержании подготовки современных омоновцев активно реализуется компетентност-ный подход, формируемый у обучающихся в сети образовательных организаций МВД России. Освоение будущими и действующими омоновцами групп общекультурных и профессиональных компетенций требует научно обоснованных решений.
Актуальна тема исследования качества профессионального образования (обучения) действующих и будущих сотрудников ОМОН в целях формирования их профессионального мировоззрения в системе МВД России.
Литература
1. Боднарчук Е.В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
2. Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Ав-тореф. дис. .д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1997.
3. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Воронеж, 2011.
4. Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006.
5. Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 295 с.
6. Туркина Т.С. Формирование профессионального мировоззрения у студентов учреждений среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2012.
7. Федеральные законы от: 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
References
1. Bodnarchuk E.V. Shaping the worldview of the person skilled in the technical University: Avtoref. dis. ... candidate. PED. Sciences. Moscow, 2006.
2. Gubanov V.A. Principles of organization and functioning of the police of foreign countries and use their experiences to improve the activity of organs of internal Affairs of Russia: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. sciences. M.: VNII MVD of Russia, 1997.
3. Ostapenko VS. Formation of scientific Outlook of students of universities of the MIA of Russia: Avtoref. dis. ... d-ra ped. sciences. Voronezh, 2011.
4. Savin S.K. Formation of Outlook of youth of the Russian Federation in modern conditions: abstract. dis. ...cand. philos. sciences. Moscow, 2006.
5. Samoilov V.D. Andrologicakie the basics of pedagogy and psychology in higher education of Russia: textbook. M.: UNITY-DANA, 2015. 295 p.
6. Turkina T.S. Formation of professional Outlook among students of institutions of secondary professional education: author. dis. ... candidate. PED. Sciences. Yoshkar-Ola, 2012.