Научная статья на тему 'Тенденция развития подготовки офицеров к управленческой деятельности в современных условиях'

Тенденция развития подготовки офицеров к управленческой деятельности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР-УПРАВЛЕНЕЦ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННОЕ МАСТЕРСТВО / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паньков С.В.

Рассматриваются вопросы научного обоснования содержания, методов, организационных форм и средств подготовки офицеров к управленческой деятельности в войсках. Раскрываются требования к уровню их компетентности и профессионализма как руководителей в военной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паньков С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TREND OF OFFICERS'' TRAINING FOR MANAGEMENT ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

The questions of the scientific justification of the content, methods, organizational forms and means of training officers for management activities in the army are considered. The requirements to the level of their competence and professionalism, as leaders in the military sphere, are discovered.

Текст научной работы на тему «Тенденция развития подготовки офицеров к управленческой деятельности в современных условиях»

текстов, предлагаемых для обучения аудированию. Косвенная помощь - это грамматические пояснения, на основе которых студент выбирает ответ. Косвенная помощь не подразумевает прямого ответа на вопрос, а содержит информацию о правилах, теоретических закономерностях и т. п., которые определяют выбор единственно правильного ответа. Таким образом, косвенная помощь, предлагаемая в пояснительных текстах, корректирует процесс усвоения и способствует целесообразной организации учебного процесса.

Аппарат организации усвоения учебного материала состоит из моделирующего, закрепляющего и контрольного компонентов. При разработке тестовых материалов, предполагающих автоматическую проверку результатов обучения, мы обращали внимание на исключение возможности неоднозначного ответа, поэтому на начальной стадии разработки контролирующего материала, в программу были внесены все возможные варианты правильных ответов. Также были предусмотрены электронные средства сбора и хранения статистической информации о динамике выполнения заданий. Техника выполнения тестов позволяет преподавателю прослеживать качество (время, затраченное на выполнение, сумма баллов теста фиксируются и сохраняются в файл), скорость, частотность выполнения тестов каждым обучающимся и при необходимости корректировать стратегии обучения. Безусловно, это обеспечивает рациональность и целесообразность действий обучаемых и преподавателя.

Для удобства работы с мультимедийным учебником мы предусмотрели раздел РгНаЬ^, представленный также на двух уровнях, хотя отметим, что сведение двухуровневого мультимедийного учебника к бумажному варианту обусловливает утрату дидактических свойств. Студентам рекомендуется распечатка отдельных материалов для повторения или для углубленного их изучения, но они не могут заменить работу по мультимедийному учебнику.

УДК 378. 4; 378.6

тенденция развития подготовки офицеров к управленческой деятельности в современных условиях

Рассматриваются вопросы научного обоснования содержания, методов, организационных форм и средств подготовки офицеров к управленческой деятельности в войсках. Раскрываются требования к уровню их компетентности и профессионализма как руководителей в военной сфере.

Ключевые слова: офицер-управленец, профессионализм, компетенции, военное мастерство, военное образование.

Навигационный аппарат определяет удобство использования мультимедийного учебника, что связано с мгновенным переходом к отдельным разделам или модулям, с поиском необходимой информации и т. п. На главном меню расположены кнопки для входа в модули по выбранной программе, кнопки Multimediaresources, Grammar/tests, StoriesforReading, ListeningandDiscussion, Printables.

Таким образом, функциональное назначение и функциональная структура двухуровневого мультимедийного учебника позволяют реализовать концептуальные положения, частные принципы рациональной методики. Учебные материалы отражают индикаторы рациональности учебных действий обучающихся и обучающих действий обучающего. При использовании двухуровневого мультимедийного учебника в образовательном процессе активизируется самоконтроль и рефлексия студентов, повышается степень продуктивности самообучения с помощью мультимедийного учебника, создаются условия для роста познавательной и коммуникативной активности в овладении иностранным языком. Также преподаватель при использовании разработанного учебника может варьировать последовательность обучающих действий, организовывать рациональное использование аудиторного времени и т. п.

Лингводидактический потенциал разработанного методического средства для реализации рациональной методики обеспечивает индивидуализацию обучения и возможности выбора групповой траектории обучения и индивидуальной траектории самообучения.

1. Краснощекова Г. А. Фундаментализация неспециального лингвистического образования : дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2010. 359 с.

© Нефёдов О. В., 2017

C. B. naHbKoe S. V. Pankov

development trend of offícers'

TRAiNiNG for MANAGEMENT ACTmTiES

ín modern condítíons

The questions of the scientific justification of the content, methods, organizational forms and means of training officers for management activities in the army are considered. The requirements to the level of their competence and professionalism, as leaders in the military sphere, are discovered.

Key words: officer-manager, professionalism, competence, military skill, military education.

В современном обществе проблемы образования и профессионализма управленческих кадров выдвигаются в число важнейших проблем развития общества, входят в круг факторов, определяющих будущее страны [1].

Одним из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных сил Республики Казахстан является совершенствование профессиональной подготовки офицерских кадров, от которой в значительной степени зависит боевая

готовность и боеспособность войск. Во все времена к военному специалисту предъявлялись высокие требования. Одним из основных были профессионализм и компетентность. Тем не менее в условиях проводимой ныне реформы военного образования в рамках придания Вооруженным силам Республики Казахстан нового облика качественного прорыва в решении задачи подготовки офицерских кадров в военных вузах пока не произошло. Одной из причин такого положения дел является «отсутствие четкого системного подхода к организации образовательного процесса в вузах и подготовке войск с точки зрения их внутреннего содержания; недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей; снижение контроля за проведением и обеспечением учебного процесса в вузах, организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках» [2, с. 64].

Следовательно, можно констатировать существование противоречия между требованиями государственного заказа и состоянием подготовки современного офицера как компетентного специалиста, профессионала.

Кроме этого, в динамичных условиях воинской деятельности растет доля творческих процессов, уникальных состояний, часто возникает необходимость принятия нестандартных решений, увеличивается число проблемных ситуаций. В этих условиях возрастает значение координационной функции руководителей военных систем, усложняются алгоритмы преобразования информации, полномочия на принятие решения чаще делегируются нижним уровням управления. В условиях реформирования Вооруженных сил Республики Казахстан (ВС РК) особое внимание обращается на повышение качества управления.

Проблемы качества управления порождены проблемами системы военного управления на всех его иерархических уровнях: руководителей, опытных офицеров-управленцев и начинающих военных специалистов. В существующей системе военного управления имеют место несоответствия между требованиями нормативных документов, должностными обязанностями, полномочиями офицера, требованиями практики войск, специфическими условиями и ограниченными возможностями личности офицера-управленца.

В целом для современной системы военного управления характерно противоречие между социальной потребностью в квалифицированных, высококомпетентных офицерах, способных к самостоятельному, творческому решению управленческих задач, и реальным снижением их профессионального уровня. Поэтому как никогда актуальной является задача научного обоснования содержания, методов, организационных форм и средств подготовки офицеров к управленческой деятельности в войсках. На современном этапе развития любому управленцу, руководителю требуется целый блок знаний и умений, которыми он должен обладать для эффективного выполнения должностных функций.

На наш взгляд, к первоочередным знаниям и умениям руководителя следует отнести: трезвую оценку риска при принятии управленческих решений, знание структуры организации и ее подразделений, информационную осведомленность и ее использование в процессе работы, оперативное реагирование на изменения и управление ими, развитие стратегического мышления. Становится очевид-

ным, что руководитель любого уровня должен непрерывно обучаться, быть информированным специалистом в своей области, развиваться, применять на практике полученные навыки, умело использовать полученную информацию в интересах дела и службы. Как показывает практика, деятельность современного руководителя немыслима без усвоения основ научного управления, владения содержанием, методами и формами эффективного управления, без развития и совершенствования управленческих знаний и умений.

Эти требования к уровню компетентности и профессионализма современного руководителя в особой степени касаются управленцев в военной сфере, военных кадров, так как качественный состав военных руководителей, офицерского состава в целом во многом определяет состояние обороноспособности государства, что, в свою очередь, является основой его суверенитета. Поэтому подготовка высококвалифицированных командных, воспитательных, технических и других специалистов для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, в том числе проблема совершенствования стиля их управленческой деятельности, являются важнейшими вопросами при подготовке военных специалистов в стенах Национального университета обороны (НУО), а научные исследования этих проблем чрезвычайно актуальными.

Теорию военного управления реализует в практику управления войсками профессиональный офицерский корпус Вооруженных сил, предоставляющий нашему обществу такую важную для его функционирования услугу, как военная защита. Существенно важный для общества характер услуг профессионала и его монополия на них налагают на профессионала обязанность предоставлять свои услуги по требованию общества. Эта ответственность перед обществом отличает профессионала от других специалистов, чей род занятий связан только с интеллектуальным мастерством [3, с. 15-18]. Именно обязанность служить обществу и преданность своему призванию составляют главную мотивацию офицера-профессионала. Финансовая мотивация не может быть главной целью профессионала, если он настоящий профессионал.

Военная профессия обладает всеми вышеназванными «родовыми» чертами всякой социально-важной профессии. Однако в силу специфики военной службы она имеет свои особенности.

Во-первых, военным профессионалом является, как правило, офицер. Вот что говорит об этом, например, «Международная военная и оборонная энциклопедия»: «Концепция военной профессии традиционно ассоциируется с офицерами, а не рядовым составом. Причина этого понятна. Тот специфический набор ценностей и норм поведения, который образует профессиональный этнос, является преобладающим среди офицеров, редко встречается среди сержантского состава и, как принято считать, не существует среди рядовых военнослужащих» [4, с. 45].

Так как военная деятельность требует высокой степени компетентности, то считается аксиомой, что ни один человек, какими бы врожденными способностями, свойствами характера и качествами руководителя он ни обладал, не может осуществлять эту деятельность эффективно без значительной подготовки и опыта. Профессия офицера - это

не ремесло (преимущественно техническое) и не искусство, требующее уникального таланта, который невозможно передать другим. Это сложное интеллектуальное занятие, требующее длительного всестороннего обучения и тренировки.

При этом мастерство офицера заключается в управлении вооруженным насилием, но не в применении насилия как такового. Стрельба из различного вида стрелкового оружия - это в основном техническое ремесло. Руководство дивизионом, эскадрильей, батальоном, а тем более бригадой, региональным командованием - это совершенно иной вид умения.

При этом, чем более крупными и сложными организациями для осуществления вооруженного насилия способен управлять офицер, чем шире диапазон ситуаций и условий, в которых он может быть использован, тем выше должно быть его профессиональное мастерство. Офицер, способный руководить действиями лишь мотострелкового взвода, обладает еще недостаточным уровнем профессионального мастерства, который ставит его на самую грань профессионализма. Офицер, который может управлять действиями оперативного командования авиационным крылом, видом и родом войск, - высококвалифицированный профессионал. Генерал, который может руководить сложными действиями в ходе общевойсковой операции с участием морских, воздушных и сухопутных сил, находится на высшей ступени своей профессии.

Способы организации и применения вооруженного насилия на любом этапе истории очень тесно связаны с общими культурными особенностями общества. Границы военного мастерства, так же, как и границы права, пересекаются с границами истории, политики, экономики, социологии и психологии. Для должного понимания своего дела офицер должен представлять себе, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут способствовать его собственным целям.

К тому же он не сможет по-настоящему развить свои аналитические способности, интуицию и воображение, если будет тренироваться только лишь в исполнении профессиональных обязанностей. Так же, как адвокат или врач, офицер постоянно имеет дело с людьми, что требует от него глубокого понимания особенностей людей, их мотивации и поведения, а это достигается гуманитарным образованием. Поэтому общегуманитарное образование считается необходимым элементом подготовленности профессионального офицера в стенах НУО.

Постоянное обновление средств вооруженной борьбы, их непрерывное качественное совершенствование и, как следствие, происходящие изменения в способах подготовки и ведения боевых действий обусловливают резкое возрастание уровня теоретических знаний и практических навыков, необходимых офицерам для эффективного выполнения своих обязанностей в боевой обстановке. Вследствие этого в современных условиях особое значение приобретает интенсификация обучения, поиск ускоренных и эффективных путей подготовки офицерского состава [5].

Прародительницей военного профессионализма считается Пруссия, правительство которой в 1808 году издало указ о порядке присвоения офицерского звания, который с бескомпромиссной четкостью установил следующие базовые стандарты профессионализма: «Единственным основанием для присвоения офицерского звания отныне

будет в мирное время - образование и профессиональные знания, а в военное время - выдающаяся доблесть и способность к постижению того, что требуется делать. Поэтому во всем государстве все лица, обладающие указанными качествами, имеют право на занятие самых высоких воинских должностей. Все существовавшие прежде в армии классовые привилегии и преференции отменяются, и каждый человек, независимо от своего происхождения, обладает равными правами и обязанностями» [6, с. 59]. Впрочем, примеры такого отношения к профессионализму офицеров можно найти и ранее - в России времен Петра I и во Франции времен Наполеона Бонапарта.

Прусская система военного образования, отдававшая приоритет общеобразовательной подготовке и развитию аналитических способностей офицера перед собственно военными дисциплинами на первом этапе его учебы, была впоследствии заимствована и другими западными странами. Наиболее продвинулись в этом направлении США. И сейчас, при всем усложнении современного военного дела, в элитных американских военных академиях Вест-Пойнта, Аннаполиса и Колорадо-Спрингс собственно военные дисциплины занимают сравнительно скромное место. Зато по общеобразовательному уровню и престижности своих дипломов в обществе выпускники этих академий ни в чем не уступают выпускникам лучших университетов Америки (Гарвардскому, Стэнфорд-скому или Йельскому) [3, с. 15-18].

Прусские реформаторы не только установили профессиональные стандарты допуска в офицерский корпус, но и разработали нормы, регулирующие продвижение офицера по службе. Была введена строго соблюдаемая система экзаменов (письменных, устных, полевых и т. д.), без сдачи которых ни один офицер не мог получить повышение по службе. В 1810 г. была также учреждена знаменитая Военная академия (Kriegsakademie) для подготовки офицеров генерального штаба, куда мог поступить любой офицер после пяти лет военной службы, разумеется, при условии сдачи строжайших экзаменов. Офицер также был обязан заниматься самообразованием.

Говоря о системе подготовки офицеров в стенах НУО, необходимо отметить, что кредитная технология военного образования позволяет готовить выпускников, способных к управлению соединениями и частями различных родов войск при подготовке и в ходе ведения боевых действий в составе объединения и самостоятельно. Кроме этого -осуществлять организацию боевой подготовки и повседневной деятельности с подразделениями соединений и частей. В современном выпускнике развивается ряд интеллектуально-личностных, коммуникативных, мыслительно-аналитических, военно-прикладных, этико-правовых, геоинформационных, командно-лидерских, профессиональных компетенций, позволяющих ему успешно осуществлять организационно-управленческую деятельность в войсках.

Таким образом, целью и задачами непрерывного профессионального образования офицерского корпуса являются: повышение качества профессионального образования и профессиональной подготовки всех категорий офицеров; обеспечение непрерывности, преемственности профессионального образования и профессиональной подготовки, сопряженности и сопровождения образовательных

программ непрерывного военно-профессионального образования и программ военно-профессиональной подготовки на всех уровнях и ступенях образования; создания условий для наиболее полного использования научно-педагогического потенциала в интересах разработки и развития научных подходов к планированию, организации и ведению учебной, воспитательной, методической и научной работы в военных образовательных учреждениях с учетом профессионально важных качеств обучающихся и сроков их обучения; сохранения и преумножения национальных традиций в воспитании и обучении военнослужащих.

Нужны подходы, при которых достигается устойчивый профессиональный интерес и формируются способности офицера к самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе его профессиональной деятельности.

Актуализировалась потребность в основательной теоретико-прикладной подготовке офицеров к управленческой деятельности, определяющей стиль и результаты их воинской службы. Отсюда - необходимость изменить технологию их подготовки и максимально приблизить ее к решению конкретных профессиональных повседневных и боевых задач.

УДК 371.21

сетевая организация образовательного процесса

Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности процесса обучения в условиях трансформации системы образования в постнеклассической перспективе. Целью работы является разработка подходов к организации сетевого образовательного процесса для обеспечения учета индивидуальных запросов обучающихся в условиях ограниченности образовательных ресурсов в режиме оффлайн. В работе представлены концептуальные основы сетевого подхода в образовании. Показано, что сетевое обучение представляет собой процесс актуализации образовательных потенций обучающихся и профессиональных амбиций педагогов, приводящий к формированию сетевого коммуникативного образовательного пространства, характеризующегося сине-ргетическим механизмом настройки согласованности двух подсистем (педагогов и обучающихся), обеспечивающего их комплементарное взаимодействие. Описана трехмодальная модель сетевой организации образовательного процесса на основе сильных связей в образовательном сообществе. Выявлена и описана совокупность факторов специфики сетевого образовательного процесса. Результаты будут иметь практическое значение для внедрения систем обучения, построенных на индивидуальных учебных планах, в условиях ограниченности образовательных ресурсов.

Ключевые слова: сетевое обучение, организация сетевого образовательного процесса, комплементарность (структурное сопряжение), акторы и артефакты сети, сетевой класс, сетевое профильное обучение.

1. Чернов С. А. Профессионализм, компетентность выпускника высшего военного учебного заведения // Военная мысль. 2009. № 5. С. 68-72.

2. Ильясов А. Н., Абраимов Д. К. Основные факторы, влияющие на управленческую деятельность командных кадров в Вооруженных силах (Пограничной службе) // Баг-дар. 2010. № 1. С. 63-68.

3. Корзун М. М., Михайловский В. Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров. М. : Изд-во МО РФ, 1995. С. 15-18.

4. Тревор Н. Дюпуи. Международная военная и оборонная энциклопедия. Вашингтон : Брэссис, 1993. С. 45-50.

5. Ковалевич О. Д. Подготовка офицеров тактического звена: организация и направления совершенствования // Военная мысль. 2003. № 10. С. 28-31.

6. Серикбаев К. С. Некоторые аспекты военной науки подготовки и расстановки военных кадров // Багдар. 2002. № 2. С. 57-63.

© Паньков С. В., 2017

А. А. Филимонов A. A. Filimonov

networking oRGANiZATioN of the educational process

Relevance of the work is due to the need of finding the ways to improve the efficiency of learning process in the conditions of the educational system transformation in post-non-classical outlook. The aim of the article is to develop approaches to the organization of networking educational process for ensure the consideration of students' individual needs in conditions of limited educational resources in offline mode. The conceptual basics of the networking approach in education are represented in the work. It is shown that networking education is a process of educational potentials' actualization of students and teachers' professional ambitions, leading to the formation of the networking communicative educational space, characterized by a synergistic mechanism for adjusting the consistency of two subsystems (teachers and students), ensuring their complimentary interaction. There is described a three-modal networking model of the educational process on the basis of strong ties in the educational community. Combination of factors of specific networking educational process is identified and described in the article. The results will be useful for the implementation of training systems, built on individual learning plans with limited educational resources.

Keywords: networking education, organization of networking educational process, complementarity (structural coupling), actors and artifacts of network, network class, networking profile education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.