Научная статья на тему 'НА ОСТРИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ВОЙН И ВОЕННОГО ИСКУССТВА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС РФ'

НА ОСТРИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ВОЙН И ВОЕННОГО ИСКУССТВА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / MILITARY HISTORY / ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ИСКУССТВА / HISTORY OF MILITARY ART / ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / MILITARY STRATEGY / ТАКТИКА / TACTICS / КАФЕДРА / НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ / SCIENTIFIC VIEWS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS / СЛУШАТЕЛИ / LISTENERS / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / SUBDEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агеев Николай Валентинович

27 июня 1898 года, 120 лет назад император Николай II высочайше утвердил решение Военного совета Российской империи о создании кафедры истории русского военного искусства. С этой даты берёт свое начало современная кафедра истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ. В статье рассказывается об изменении роли и места военно-исторических дисциплин в системе обучения и воспитания в Военной академии Генерального штаба в разные годы её существования.On 27 June 1898, 120 years ago, Emperor Nikolay II, highly approved the decision of the Russian Empire Military Council to establish a Subdepartment of the Russian military art history. This date launched the Subdepartment of History of Wars and Military Art at the Military Academy of the RF Armed Forces’ General Staff. The article describes the changes in the role and place of military historical disciplines in the system of education and training in the General Staff Military Academy in different years of its existence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НА ОСТРИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ВОЙН И ВОЕННОГО ИСКУССТВА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС РФ»

Н.В. АГЕЕВ N.V. AGEYEV

НА ОСТРИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Создание и развитие кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ

IN FOCUS OF MILITARY HISTORICAL SCIENCE

Creation and development of Subdepartment of History of Wars and Military Art of Military

Academy of RF Armed Forces' General Staff

Сведения об авторе. Агеев Николай Валентинович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: nikol-age@yandex.ru).

Аннотация. 27 июня 1898 года, 120 лет назад, император Николай II высочайше утвердил решение Военного совета Российской империи о создании кафедры истории русского военного искусства. С этой даты берёт свое начало современная кафедра истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ. В статье рассказывается об изменении роли и места военно-исторических дисциплин в системе обучения и воспитания в Военной академии Генерального штаба в разные годы её существования.

Ключевые слова: военная история; история военного искусства; военная стратегия; тактика; кафедра; научные взгляды; методика преподавания; слушатели; учебно-воспитательный процесс.

Information about author. Nikolay Ageyev — Lecturer of the Subdepartment of History of Wars and Military Art of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, D. Sc. (Hist.), Professor (Moscow. E-mail: nikol-age@yandex.ru).

Summary. On 27 June 1898, 120 years ago, Emperor Nikolay II, highly approved the decision of the Russian Empire Military Council to establish a Subdepartment of the Russian military art history. This date launched the Subdepartment of History of Wars and Military Art at the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff. The article describes the changes in the role and place of military historical disciplines in the system of education and training in the General Staff Military Academy in different years of its existence.

Keywords: military history; history of military art; military strategy; tactics; subdepartment; scientific views; teaching methods; listeners; educational process.

АРОЖДЕНИЕ основ отечественной военной науки связано с военными реформами Петра I в начале XVIII века. В годы его правления были созданы воинские уставы: «Краткое положение о учении конного драгунского строя» (1701), «Учреждение к бою по настоящему времени» (1708), «Артикул воинский» (1714), «Устав воинский» (1716), «Устав морской» (1720), в которых были отражены взгляды на применение в бою видов и родов войск создававшейся регулярной русской армии. Дальнейшее развитие отечественной военной науки и её основного раздела — военного искусства связано с деятельностью генерал-фельдмаршала графа Петра Ивановича Шувалова. Подтверждением же правильности отечественных военно-теоретических взглядов конца XVIII — начала XIX века, их лидирующих позиций в мировой военной науке того времени служат победы русского оружия в русско-турецких

войнах (1768—1774, 1787—1791) в эпоху правления Екатерины II и в Отечественной войне 1812 года.

В первой четверти XIX века военная история стала обязательной дисциплиной в программах подготовки офицеров российской армии. Например, изучение истории войн входило в программу регулярных теоретических и практических занятий по военной стратегии офицеров Генерального штаба русской армии (образован в 1763 г.). В высшем двухгодичном офицерском классе Московского учебного заведения для колонновожатых среди предметов второго курса с 1815 года был введён курс всеобщей и русской истории, а с 1820 года — курс военной истории.Аналогичная программа имелась и в Могилёвском офицерском училище, действовавшем с разрешения императора при штабе 1-й армии с марта 1820 года1.

Усложнение военного дела в начале XIX века, необходимость в офицерских кадрах со страте-

гическим уровнем подготовки предопределили создание в 1832 году Императорской академии Генерального штаба, которая в 1856 году, после смерти Николая I, дополнительно получила почётное наименование «Николаевская». Устав академии был утверждён императором Николаем I 4(17) октября 1830 года, а церемония её торжественного открытия состоялась 26 ноября (8 декабря) 1832 года2.

В 1832 году в структуре академии имелась всего одна кафедра, на которой преподавались следующие дисциплины: «Стратегия», «Военная история» и «Военная литература». С самого начала образования Императорской(Николаевской) академии Генерального штаба курсы «История войн» и «История военного искусства» относились к числу базовых дисциплин. Так, курс под названием «Краткое обозрение истории военного искусства, поучительнейших сражений разных времён» в 1830-х годах вёл лично вице-ди-

ректор академии генерал-майор Л.И. Зеделлер. Дальнейшее становление преподавания в академии военной истории (военных походов) и военной литературы связано с именем профессора полковника Н.В. Медема.

В 1848 году в дисциплину «Военная история» был включён курс «История военного искусства», ранее преподававшийся на кафедре тактики. Основную роль в его становлении сыграл профессор М.И. Богданович. Большой вклад в науку в 1830—1850 гг. внесли также военные историки А.И. Михайловский-Данилевский, А.В. Висковатов, Н.А. Милютин, Н.Н. Обручев, В.М. Аничков.

Курсы «История войн» и «История военного искусства» вошли в число профилирующих при обучении слушателей на основании решения академической конференции от 18(30) апреля 1861 года. История военного искусства изучалась на первом курсе для познания основ тактики, а история войн составляла базовую часть военной стратегии при изучении её слушателями второго курса.

В 1866 году в академии была создана кафедра военного искусства, объединившая кафедру военной истории и стратегии с кафедрой тактики. Начальником кафедры стал Г.А. Леер. В те годы военно-исторические дисциплины преподавали профессора А.И. Беренс, А.Е. Станкевич, Д.Ф. Масловский, П.К. Гудим-Левкович, Н.Н. Сухотин, А.К. Пузыревский.

Важнейшим направлением повышения качества изучения военно-исторических дисциплин являлась разработка научных военно-исторических трудов по отечественной военной истории. Над их созданием более 25 лет трудился князь Н.С. Голицын, который в период с 1838 по 1847 год был в Императорской Николаевской академии Генерального штаба профессором кафедры военной истории и стра-тегии3. Николай Сергеевич завершил свою работу в 1870-х годах, опубликовав обобщающие военно-исторические труды по всеобщей военной истории с древнейших времён по XIX век4.

Кафедра истории русского военного искусства как самостоятельное структурное подразделение была создана в Академии Генерального штаба 15(27) июня 1898 года. По инициативе руководства академии было разработано соответствующее представление Главного штаба Военному совету, а положительное решение Совета было высочайше утверждено Николаем II.

Среди сотрудников кафедры истории русского военного искусства были Н.П. Михневич, А.З. Мышлаевский, М.В. Алексеев. Перед Первой мировой войной лекции по истории русского военного искусства читали профессор А.К. Байов и начинающий педагог Н.Н. Головин, по общей истории военного искусства — профессор А.Г. Елчанинов, по военной истории — профессора Н.А. Данилов и Б.М. Колюбакин.

В годы Первой мировой войны академия слушателей не готовила, а её профессорско-преподавательский состав указом Николая II был распределён на командных должностях в действующей армии.

В 1917 году наступил новый, советский период развития отечественной военной истории. Перед военной наукой и военными кадрами молодого Советского государства встали задачи большой исторической важности. Необходимо было осмыслить новую историческую ситуацию в мире и стране с точки зрения места и роли в жизни народов и государств вооружённого насилия, войн, конфликтов, а также характер начавшейся исторической эпохи и её влияние на военное дело и закономерности его развития. Нужно было найти теоретическое решение задачи строительства новой армии и выбрать способы её практического осуществления, решить проблему укрепления оборонной мощи страны, защиты Отечества в сложной и противоречивой международной военно-политической и военно-стратегической обстановке. Предстояло также выработать новые принципы и на их основе найти формы и способы ведения войны и вооружённой борьбы, адекватные достигнутому уровню развития военного дела, экономики, науки и техники. Они должны были не только не уступать формам и методам ведения войн и вооружённой борьбы, применявшимся вероятными противниками, но и превосходить их.

Особое внимание руководство Советской России уделяло вопросу подготовки командных кадров для Красной армии.

15 мая 1918 года в соответствии с приказом народного комиссара по военным делам № 316 от 3 мая 1918 года в Москве открылись ускоренные курсы «для теоретической военно-научной подготовки кадров... из среды Красной Армии, намеченных на должности инструкторов и для работы в штабах вновь создаваемой армии». Ядро преподавательского состава данных курсов составили преподаватели Императорской Николаевской академии Генерального штаба. 7 октября 1918 года на основании

приказа Реввоенсовета Республики в Москве была воссоздана под новым наименованием Академия Генерального штаба РККА. Первым её начальником был назначен Антон Карлович Климович, профессорами стали А.А. Незна-мов, В.Ф. Новицкий, Е.И. Мартынов, К.И. Величко, Н.Я. Капустин, Ф.Е. Огородников, А.А. Свечин. В августе 1921 года академия получила новое название — Военная академия РККА.

К сожалению, Первая мировая война и последовавшие за ней революции прервали процесс развития кафедры истории русского военного искусства, а разрабатывавшиеся в тот период исторические работы нередко были посвящены не анализу исторических событий, а прославлению первых лиц государства. В 1918 — начале 1920-х годов акцент в преподавании военно-исторических дисциплин в академии был сделан на изучении опыта Первой мировой и Гражданской войн. При этом к 1923 году помимо собственно военных кафедр (стратегии, общей тактики, тактики пехоты, тактики конницы, тактики бронетанковых войск, тактики ВВС, материальной части и боевого применения артиллерии, устройства ВС СССР) в структуре академии имелись кафедры истории Первой мировой войны, истории Гражданской войны и истории военного искусства5.

Создание советской военно-исторической школы было невозможно без передачи опыта и знаний специалистами,получившими образование ещё в стенах Императорской (Николаевской) академии Генерального штаба. Сплав старой и вновь создававшейся научных школ обусловил невиданный в истории скачок в развитии военной мысли, разработку теоретических положений о войне как особом состоянии общества, формирование учения о войне и армии, о защите социалистического Отечества, о военной (оборонной) мощи государства, о законах войны и вооружённой борьбы и т.д. Особое место заняла разработка теории глубокой операции и боя, немало было сделано и в области развития теории строительства вооружённых сил, их боевой готовности и боеспособности,обучения

и воспитания личного состава. Особенно ценились в межвоенный период исторические труды, посвящённые опыту Первой мировой и Гражданской войн.

В 1920-е годы в рядах преподавателей военно-исторических дисциплин находились И.И. Ва-цетис, А.К. Коленковский, Н.Г. Корсун, Н.А. Левицкий, В.А. Ме-ликов, М.С. Свечников, К.П. Неве-жин, Н.Е. Какурин, А.Х. Базарев-ский, А.А. Свечин. Однако с конца 1920-х годов классовый подход к подбору кадров академии предопределил исключение из штатов значительного числа бывших царских офицеров. Репрессивные меры среди преподавателей академии проводились несколько раз: в 1927—1928 гг. в целях выявления «троцкистов», в 1936—1937 гг. в связи с «делом Тухачевского». В числе репрессированных оказались начальник кафедры военной истории И.И. Вацетис, начальник кафедры истории военного искусства Н.Ф. Евсеев, профессора А.А. Свечин,

A.Х. Базаревский и ряд других.

Развитие военного искусства

после Первой мировой войны и выделение в нём оперативного искусства как отдельного направления подготовки офицеров обусловило необходимость создания соответствующего высшего военного учебного заведения для подготовки офицерских кадров. При этом повышенное внимание к подготовке выпускников оперативного звена в Военной академии РККА привело к появлению проблем с подготовкой командного состава высшего звена управления. Для решения этой задачи в апреле 1936 года в качестве самостоятельного высшего военного учебного заведения стратегического уровня была создана Академия Генерального штаба РККА. Военная академия РККА имени М.В. Фрунзе продолжала готовить специалистов оперативно-тактического масштаба.

В Академии Генерального штаба в 1936 году первоначально было четыре кафедры, в том числе кафедра военной истории (начальник кафедры комдив

B.А. Меликов). При этом помимо изучения опыта Первой мировой и Гражданской войн с 1940 года программа курса военной истории была расширена. Слушатели первого курса начали

изучать опыт боевых действий Красной армии у озера Хасан (1938), на реке Халхин-Гол (1939) и на Карельском перешейке (1939—1940), а на втором курсе был включён раздел, посвящён-ный зарубежному опыту в Итало-абиссинской войне (1935), в гражданской войне в Испании (1936—1939), Японо-китайской войне (1937—1940).

С началом Второй мировой войны в курс военной истории вошли темы, посвящённые военным действиям в Польше (1939), Норвегии (1940), Голландии (1940), Бельгии (1940), Франции (1940), а также в Англо-германской и Англо-греко-итальянской войнах6. Накануне Великой Отечественной войны в составе преподавателей кафедры были комбриги Н.А. Левицкий, А.И. Готовцев, А.А. Не-борак, Ф.Р. Балтушис-Жемай-тис, полковники И.С. Коротков, А.Н. Боголюбов, Ф.А. Храмов.

Великая Отечественная война заставила академию перестраивать процесс обучения слушателей под насущные нужды Красной армии. В директиве от 25 августа 1941 года начальник Генерального штаба РККА поставил перед руководством академии задачу перейти на сокращённую программу подготовки слушателей и сосредоточить основное внимание на подготовке командиров оперативно-тактического звена — корпусов и дивизий. Курс военной истории был сокращён, в него вошли

В.А. Меликов

темы, посвящённые опыту боевых действий Великой Отечественной войны, а сама программа обучения стала называться «Программа по военной истории и изучению опыта войны». После эвакуации академии в середине октября 1941 года в Уфу и назначения части преподавателей на командные должности в действующую армию на кафедре военной истории оставалось всего пять человек. В последующие годы коллектив кафедры занимался обобщением боевого опыта. Из опубликованных тогда военно-исторических работ наибольшую ценность представляли монографии А.И. Готовцева «Победа Красной Армии на Карельском перешейке» и Е.А. Шиловского «Прорыв фронта».

После окончания Великой Отечественной войны в соответствии с приказом наркома обороны СССР от 30 января 1946 года основной задачей Военной академии Генерального штаба вновь стала подготовка офицеров оперативно-стратегического звена. При этом задачей кафедры военной истории (с 1949 г. — кафедры истории военного искусства) было преподавание слушателям опыта важнейших операций Великой Отечественной войны и военного искусства вооружённых сил США и Великобритании во Второй мировой войне.

Одновременно с перепрофилированием кафедры в целях подготовки квалифицированных научно-педагогических кадров — специалистов в области военной истории в академии был создан военно-исторический факультет (упразднён в 1953 г.). Программа курса истории военного искусства на данном факультете вклю-

чала четыре раздела: военное искусство рабовладельческого общества, военное искусство России до октября 1917 года, советское военное искусство и военное искусство основных иностранных государств в Первой мировой, Второй мировой и Великой Отечественной войнах.

В послевоенные годы одним из видов занятий со слушателями были военно-исторические поездки на места сражений Великой Отечественной войны: в районы Ленинграда, Сталинграда (Волгограда), Курска, Смоленска. Среди преподавателей, прибывших на кафедру в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, были офицеры-фронтовики Н.Ф. Гарнич, В.А. Герасимов, М.Д. Грецов, И.Ф. Иванов, Н.М. Михайлов, А.В. Васильев, В.Ф. Юдин. Наряду с боевыми офицерами на кафедру были переведены опытные педагоги и учёные из других академий: Е.А. Разин, Е.И.Татарченко, Н.П. Иванов, П.А. Корочкин, С.И. Азарьев, В.Н. Желанов, Г.П. Мещеряков, С.Г. Сорокин, Е.С. Челик, Н.П. Рогов.

Таким образом, кадровый состав кафедры в конце 1940 — 1960-х годах характеризовался сплавом боевого опыта и научно-педагогического мастерства. В 1959—1960 гг. была завершена работа над созданием учебника по истории Великой Отечественной войны для подготовки высшего командного состава Вооружённых сил СССР.

К середине 1960-х годов коллективом кафедры был создан кабинет истории Великой Отечественной войны, сыгравший значительную роль в улучшении качества подготовки препода-

вателей и слушателей к занятиям. В 1966 году по инициативе сотрудников кафедры истории войн и военного искусства и при активном участии её преподавателей был открыт музей академии. Весомым вкладом кафедры в дело обучения слушателей в 1970-е годы было создание нового учебника по истории Великой Отечественной и Второй мировой войн, в котором рассматривался гораздо более широкий спектр проблем военного искусства7. Через год вышло серьёзное исследование «Начальный период войны»8.

Одновременно с исследованиями по плану академии сотрудники кафедры принимали участие в разработке статей для Советской Военной Энциклопедии9 и материалов к фундаментальному многотомному труду по истории Второй мировой войны, разрабатывавшемуся в Институте военной истории по заказу Министерства обороны СССР и ЦК КПСС10.

Новым направлением деятельности кафедры в период 1960— 1980 гг. стали исследования проблем развития послевоенной теории оперативно-стратегического применения ВС СССР в условиях использования ядерного оружия, с учётом создания новых видов Вооружённых сил и родов войск и их технического переоснащения, а также опыта локальных войн после Великой Отечественной войны.

В связи с острой нехваткой в Вооружённых силах СССР квалифицированных военных историков с 1973 года в академии началось обучение слушателей военно-исторического отделения со сроком учёбы один год. Помимо курса истории войн и военного искусства с объёмом учебной программы в 1708 часов (73 проц. бюджета учебного времени) коллектив кафедры большое внимание уделял изучению основ организации и ведения военно-научных и военно-исторических исследований, методики преподавания военно-исторических дисциплин и организации работы в архивах. Бессменным руководителем всех военно-исторических отделений по курсу кафедры являлся Н.А. Антонов. Среди выпускников этого отделения — В.И. Корявко, В.Т. Ими-нов, А.В. Усиков, Е.Я. Джугашви-

Занятия по стратегии

ли, А.П. Снегов, В.Н. Шевченко, А.С. Артамонов, Л.А. Зайцев.

Рубеж 1980—1990 гг. можно назвать переломным не только в связи с военно-политическими событиями в стране, обусловившими распад Советского Союза, но и с тем, что к этому времени трудовую деятельность на кафедре завершили последние педагоги — участники Великой Отечественной войны: В.В. Ларионов, И.В. Тимо-хович, Н.А. Антонов, И.Я. Выродов. Им на смену пришли достаточно молодые офицеры Н.Ф. Азяс-ский, А.С. Артамонов, А.П. Снегов,

A.Ф. Стрельцов, В.Н. Шевченко,

B.П. Клинов, А.Д. Борщов, А.С Усиков, В.А. Вавенко.

Таким образом, за почти полувековую деятельность кафедра истории войн и военного искусства сохранила ведущие позиции в деле подготовки специалистов — военных историков для Советской армии и Военно-морского флота, а также обучения слушателей в Военной академии Генерального штаба. В послевоенное время кафедру возглавляли Е.А. Шиловский (1942—1946), А.И. Готовцев (1946—1948), В.Г. По-зняк (1950—1966), Н.Г. Павленко (1967—1971), И.И. Джорджадзе (1971—1979), В.А. Мацуленко (1982—1988), В.Т. Иминов (1988— 1996). При этом сотрудники кафедры принимали участие в работе авторских коллективов при создании фундаментальных военно-научных трудов государственной и международной значимости, самостоятельно разрабатывали монографии, учебники и учебные пособия по планам академии.

С распадом в 1991 году СССР и созданием Вооружённых сил Российской Федерации академия и кафедра вступили в новый этап своего развития. Упразднение в армии и на флоте структуры по-литорганов, кардинальные изменения в вопросах идеологической работы и воспитания заставили по-новому организовывать деятельность кафедры истории войн и военного искусства. В 1990-х годах под руководством начальников кафедры В.Т. Иминова и А.Д. Борщова (1996—2003) были переработаны программы подготовки слушателей академии, в том числе и по военно-историческим разделам, при этом гораздо большее внимание было уделено опыту военных конфлик-

Сотрудники кафедры истории войн и военного искусства ВАГШ ВС РФ

тов конца ХХ века. В начале XXI века (начальник кафедры с 2003 по 2009 г. — И.П. Макар) в образовательный процесс академии были внедрены новые информационные технологии, позволяющие вести обучение с помощью электронных обучающих систем. Эти изменения обусловили разработку сотрудниками кафедры истории войн и военного искусства не только учебников и учебных пособий в обычном исполнении11, но и электронных обучающих комплексов12. И даже в непростое время, когда кафедра была ликвидирована (с 2009 по 2015 г. предметно-методическую комиссию «Эволюция военного искусства» возглавлялА.М. Кол-ганов), командованию академии удалось сохранить научно-педагогический потенциал для возрождения кафедры истории войн и военного искусства.

С 2015 года по настоящее время кафедру возглавляет доктор исторических наук, доцент генерал-майор Ю.Л. Ботев. Из десяти штатных сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава девять имеют учёные степени и учёные звания. На кафедре трудятся доктора исторических наук Н.В. Агеев, С.Л. Таш-лыков, профессор А.Ю. Потапов.

Основной задачей сотрудников кафедры продолжает оставаться исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны. При этом ретроспективный анализ преподавания военно-исторических дисциплин с первого дня создания академии и до настоящего времени показывает, что военная история всегда

относилась к базовым наукам, определяющим качество подготовки выпускников вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Энциклопедический словарь: репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890. Т. 25. Ярославль: ТЕРРА, 1990. С. 188; Академия Генерального штаба. 170 лет: военно-исторический труд. / Под ред. ген.-полковника В.С. Чечеватова; авт. кол. проф.-преп. состава ВАГШ. М.: Защитники Отчизны, 2002. С. 14.

2 Академия Генерального штаба. 170 лет... С. 22, 25, 28.

3 Энциклопедический словарь. Т. 17. С. 52, 53.

4 «Всеобщая военная история древних времен» (Ч. 1—5. СПб., 1872—1876), «Всеобщая военная история средних времен» (Ч. 1—3. СПб., 1876—1878), «Всеобщая военная история новых времен» (Ч. 1—2. СПб., 1876—1878), «Всеобщая военная история новейших времен» (Ч. 1—2. СПб., 1874—1875), «Русская военная история» (Ч. 1—2. СПб., 1877—1878); «Очерк истории Генерального штаба в Западной Европе и в России» (СПб., 1861), «Великие полководцы истории» (СПб., 1875) и др.

5 Потапов А.Ю, Рунов В.А. Военная академия имени М.В. Фрунзе: монография. М., 2014. С. 26, 27.

6 Программы по военной истории для 1-го и 2-го курсов Академии Генерального штаба Красной Армии на 1940/41 уч. год. М., 1941.

7 Военное искусство во Второй мировой войне (стратегия и оперативное искусство). М., 1973.

8 Начальный период войны. М.: Во-ениздат, 1974.

9 Советская военная энциклопедия. Т. 1—8. М.: Воениздат. 1976—1980.

10 История Второй мировой войны 1939—1945 гг. Т. 1—12. М.: Воениздат, 1973—1982.

11 См.: Военное искусство в локальных войнах и вооружённых конфликтах: военно-исторический труд. М.: Воениздат, 2009.

12 Например: История войн и военного искусства: учебник (электронный). М.: ВАГШ, 2017. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.