Научная статья на тему 'Отечественный рынок - национальным производителям'

Отечественный рынок - национальным производителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / СВИНИНА / PORK / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРЕСТ / ECONOMIC CROSS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Юрий Иванович

О работе Союза, о намеченных планах, путях реализации и импортозамещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic market - to national producers

About work of the Union, about the drawn-up plans, ways of realization and import substitution.

Текст научной работы на тему «Отечественный рынок - национальным производителям»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК -

НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Ковалев Ю.И., доктор техн. наук, генеральный директор Национального союза свиноводов

7 июня 2014 года состоялось очередное годовое собрание Национального Союза свиноводов. Проделанная за 5 лет работа убедительно продемонстрировала очень важную роль Союза в создании благоприятных инвестиционных условий, обеспечивающих поддержание набранных темпов развития отрасли. Запрос на сотрудничество с бизнес-ассоциациями со стороны государства и органов законодательной и исполнительной власти возрастает с каждым днем. Особый импульс этому придаёт складывающаяся ситуация в АПК после присоединения России к ВТО, а также череда кризисных ситуаций как в отдельных отраслях, так и всей экономики в целом.

УДК 636.4.003 Ключевые слова:

импортозамещение, свинина, инвестиции, экономический крест

Стиль работы нового Правительства РФ, создание при нём института «Открытого правительства», повышения роли общественных советов при министерствах - всё это еще больше повышает вероятность того, что при принятии ключевых решений в экономике мнение экспертного сообщества в лице профильных союзов и ассоциаций будет учитываться в максимально возможной степени. А соответственно интересы отраслей будут максимально защищены.

В прошедший 2013 год, после 5-6 крайне инвестиционно-привлекательных лет, отрасль оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. Союз прогнозировал ухудшение ситуации, особенно в свете присоединения России к ВТО, а также удорожания кормов из-за засухи 2012 года, но наступившая реальность оказалась суровее даже самых неблагоприятных сценариев, когда отрасль попала в знаменитый «экономический крест» (рисунок 1), в результате двукратного роста цен на зерно с одной стороны, и резкого пересыщения ресурсов свинины на рынке к началу прошлого года - с другой. Это пересыщение рынка в итоге привело к драматичному (на 30-35%) падению цен на живых свиней со всеми вытекающими негативными последствиями.

Пересыщение произошло, прежде всего, из-за резкого роста импорта свинины после присоединения к ВТО. В IV квартале 2012 года общий импорт вырос на 26%, а сверхквотный - на 98%. Прирост в промышленном свиноводстве в этот же период составил плановые 18% и, естественно, также оказал давление на и без того перенасыщенный рынок.

Как результат - текущая рентабельность основной массы современных свиноводческих комплексов к середине I кв. 2013 года изменилась с 20-25%

прибыльности до 15-20% убыточности. Последствия этой ситуации для отрасли, которая в отличие, например, от птицеводства, находится в самой середине инвестиционной фазы развития, - обременение инвестиционными кредитами, причём время возврата тела кредитов находится в самой активной фазе.

Длительное сохранение этой ситуации не только при отрицательной, но даже при нулевой рентабельности неминуемо оказало бы самое негативное влияние, как на дальнейшие перспективы роста производства, так

Рисунок 1. Рентабельность современных свиноводческих комплексов в РФ в период 2012 - I, II кв. 2013

и на функционирование действующих предприятий отрасли. Вероятность своевременного возврата инвестиционных кредитов становилась при этом практически невыполнимой задачей.

На очень своевременном совещании по ситуации в свиноводстве в МСХ в начале прошлого года, были представлены измененные прогнозы в темпах развития отрасли. Главные выводы из него:

1. Инвестиции в новое строительство практически приостановлены, поскольку не представляют инвестиционной привлекательности;

2. Значительная часть (около 2530%) свиноводческих предприятий из-за недостаточной степени модернизации и, как следствие, недостаточной эффективности прекратит производство;

3. На фоне отсутствия нового строительства после окончания инерционного эффекта от выхода в 2013-2014 годах на полную мощность комплексов, построенных ещё в прошлые годы, приведет к началу негативного тренда в промышленном производстве. В лучшем случае производство стабилизируется на уровне 2012-2013 годов.

Что касается текущей, и прогнозируемой ситуации по производству свинины в ЛПХ, то осложнение обстановки с АЧС в Южных, а теперь уже и в Центральных регионах за последние три года уже привело к снижению производства более чем на 300 тыс. тонн в убойном весе, и тенденция эта безусловно продолжится. Встаёт вопрос - кто возместит эти объёмы в случае отсутствия роста отечественного промышленного производства? Ответ очевиден - импорт!

При таком сценарии развития отрасль свиноводства рисковала отступить на уровень пятилетней давности с вновь возникшей угрозой продовольственной безопасности, поскольку доля импорта может вырасти до 40-45%.

На совещании в МСХ Союз представил необходимые меры как краткосрочного, так и среднесрочного характера, которые могли бы не только снизить уровень драматизма ситуации, но и поддержать набранные темпы роста в промышленном свиноводстве, которые сразу получили однозначную поддержку министра с/х Н.В. Фёдорова. Но было

понятно, что в условиях резко возросшего напряжения в госбюджете добиться консолидированной поддержки этих решений будет очень непросто.

16 апреля 2013 года под председательством Премьер-министра Д.А. Медведева состоялось специальное межведомственное совещание «О дополнительных мерах государственной поддержки развития животноводства в Российской Федерации». С четкой позицией о необходимости всесторонней поддержки отрасли выступили Министр сельского хозяйства Н.В. Фёдоров, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко. В результате:

1. была поставлена точка в вопросе дополнительного выделения из Федерального бюджета средств в объёме 15 млрд рублей на разовую дотацию (субсидию) для компенсации роста стоимости кормов в 2013 году;

2. получила развитие предложенная Союзом и поддержанная в начале Минсельхозом, а затем и Минэкономразвития идея о необходимости среднесрочной (на 5 лет) программы дополнительной поддержки свиноводства с целью окончания инвестиционной фазы развития отрасли;

3. всем заинтересованным ведомствам было поручено совместно с отраслевыми союзами подготовить предложения по дополнительным мерам таможенно-тарифного регулирования импорта мяса, особенно свинины.

Конкретные поручения были даны и

в области усиления системы контроля за качеством и безопасностью ввозимой животноводческой продукцией.

В ходе реализации такой краткосрочной меры как субсидии на корма однозначный приоритет был отдан именно свинине. Не смотря на то, что эти деньги компенсировали только 15-20% убытков сельхозтоваропроизводителей, и время их получения бесконечно затянулось, эта помощь, безусловно, была существенной, особенно в условиях той непростой ситуации, которая сложилась с бюджетом в прошлом году.

Начиная с 2008 года объём этой поддержки неуклонно растет, увеличившись к 2013 году почти в 2 раза, до более чем 18 млрд рублей (рисунок 2).

При этом помимо субсидий на компенсацию процентной ставки ЦБ в долгосрочных инвестиционных кредитах неуклонно росли прямые выплаты компаниям на кг живого веса, а так же на частичную компенсацию понесённых капитальных затрат. В совокупности с региональными доплатами эта поддержка обеспечила взрывной темп развития отрасли за последние годы.

Не менее значимой и более стратегической является начавшаяся реализация целого комплекса мер по регулированию импорта свинины с учётом правил ВОТ и обеспечению безопасности потребителей.

До 2013 года мы импортировали более 1 млн 200 тыс. тонн свинины и

Ш СуЬСЬДНрОгйНк!*' ПрйЦвНТнЫК ста «о*. ■ Пиьаидинй ЛЛИММНОГОСВННСМДСТН

^тдосмлчссн!' значимые региопалы-ыс программы ■ СуЕкьдии компенсацию члст л шрот на намЬйкорм) иш

Рисунок 2. Объем государственной поддержки свиноводства из федерального бюджета, млн рублей

Рисунок 3. Объем государственной поддержки свиноводства из федерального бюджета, млн рублей

ЛАЗ

1Н5

и«

]7,Н 17_:: ш

263 т

717 756 аоз

|__^

Ж А

201СТ-.

■ Нклф1 с

■ Нн№р11я9тк СкгнОТй

■ НнЛГр! гиш

3011Г

ЫН Н1иС£1НМ1 ■ '¡АзРММ 1К4 Е I Н^ДОг ^ДО Е«£ГрМ1МНШ—

1) В период ^006-2012 годов прирост

проиводст&зе

йьнйнним [КгрыйЗЛ

р.ШУ'-ЦРК

»[)|рт Блинов.

2) жаг.-гдо^гвд

рЬ^.ЧЬ-ШГа ИмПйрпилмИЦЕкИА

зз счет роив внутреннего проиге одеты.

продуктов её переработки ежегодно, занимая «почётное» второе место в мире после Японии по этому показателю. Если с большой долей условности пересчитать это в основном блочное мясо в живой вес свиней, это составит около 1 млн 800 тыс. тонн. Данная цифра сопоставима со всем промышленным производством свинины в 2012 году (2 млн тонн). О какой продовольственной независимости идет речь?!

Если мы не сможем минимум на 200 - 300 тыс. тонн снизить импорт в 2013 году, то никаких финансовых средств не хватит, чтобы спасти нашу отрасль.

Сегодня можно констатировать, что реализуемые меры дали ощутимые результаты (рисунок 3).

За 12 месяцев прошлого года снижение общего импорта свинины составило около 20% или 243 тыс. тонн, включая шпиг и субпродукты. Впервые за последние годы импорт не превысил 1 млн тонн.

Достаточно простой легитимный способ привёл к снижению ежемесячного импорта сверхквотной свинины от 4 до 8 раз.

Главное - последовательная и настойчивая работа по поиску и реализации таких способов регулирования импорта.

В прошлом году производство свинины в сельхозпредприятиях выросло на рекордную цифру в 25% или на 500 тыс. тоннн в живом весе. При этом производство на новых предприятиях выросло на 51%, увеличившись с 1 млн до

1,5 млн тонн. С учётом роста на модернизированных предприятиях прирост вообще достиг 600 тыс. тонн. И только 50% (на 100 тыс. тонн) - падение производства на старых комплексах снизило общий прирост до 500 тыс. тонн.

Казалось бы, такой колоссальный прирост неминуемо еще усугубит тяжелейшую ситуацию на рынке свиных ресурсов, а, следовательно, и оптовых цен в прошлом году.

Однако в результате предпринятых мер по регулированию импорта впервые за последние годы начался процесс реального импортозамещения - импорт упал на 243 тыс. тонн или на 20%, снизившись до 1 млн тонн.

Кроме этого, в силу всем известных причин продолжается ускоренное паде-

ние производства в секторе ЛПХ и, особенно, в европейской части России. За последние 5 лет падение составило более 300 тыс. тонн в убойном весе и темпы падения продолжают увеличиваться.

В середине 2000-х годов их доля с почти 70% по итогам 2013 года составила только 28%. Если взять только европейскую часть РФ, то эта цифра составила 25%, а в ЦАО вообще 11%. По нашим предварительным прогнозам к 2020 году их доля должна быть на уровне не выше 20% по стране в целом. Однако, учитывая, что уже в I кв. 2014 года доля ЛПХ упала со среднегодовых 28% до 22%, то это ещё раз подчёркивает стремительность падения производства свинины в ЛПХ.

Что касается европейской части России, т.е. территории на которой распространился вирус АЧС, то здесь эта тенденция ещё более выражена и доля ЛПХ в 2013 году уже составила только 25%. В ЦАО сектор ЛПХ составляет чуть более 10% и продолжает дальнейшее стремительное падение.

Вступившие в действие с 1 мая этого года на территории Таможенного союза правила технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции» о запрете подворного убоя безусловно ещё усилит эту тенденцию.

Как мы и прогнозировали, не смогли пережить трудности прошедшего года около 20% компаний, в той или иной степени занимавшихся свиноводством. И хотя по объёму это только 2% (50 тыс. тонн живого веса), но тенденция

Рисунок 4. Динамика прироста ресурсов свинины в 2013 г. в РФ по отношению к 2012 г., тыс. тонн

достаточно выражена. Заниматься свиноводством в изменившихся экономических обстоятельствах, в резко обострившейся ситуации с биобезопасностью в условиях распространения АЧС, могут только высокопрофессиональные специализированные компании. Время на рынке для полупрофессионалов, не модернизированных предприятий безвозмездно прошло!

Как результат всех этих действий,-в 2013 году не смотря на рекордный за всю историю современного свиноводства прирост производства в промышленном секторе никакого пересыщения ресурсов свинины на рынке не произошло. Суммарный прирост ресурсов составил менее 1% по сравнению с прошлым годом (рисунок 4).

Совокупность всех этих факторов и действий нормализовала ситуацию на ценовом рынке свинины в течение всего 2013 и начале 2014 годов после драматичного падения цен в конце 2012 года. Не смотря на рекордный прирост в промышленном секторе рост оптовых цен начиная с весны прошлого года составил около 2/3 от драматического падения цен на 35% после присоединения России к ВТО (рисунок 5).

Если бы нам всем тогда не удалось восстановить оптовые цены, то последствия были бы самыми непредсказуемыми. Сделанные прогнозы по балансам ресурсов свинины и мяса в целом на конец года позволяли надеяться, что достигнутые уровни цен смогут оставаться на стабильном уров-

Рисунок 6. Текущая рентабельность современных свиноводческих комплексов в РФ

не как в 2014 г., так и в среднесрочной перспективе.

Работа по дальнейшим мерам, направленным на легитимное регулирование импорта свинины и мяса в целом должна быть непрерывной, последовательной, настойчивой и скоординированной. Более того, надо честно признать, что это наиболее оперативный и не затратный для государства механизм поддержания конкурентоспособности отрасли в период незавершенной инвестиционной фазы, тем более в условиях дефицита финансовых средств.

Повышение оптовых цен на свинину, а так же нормализация цен на зерновом рынке разжала тот «экономический крест», выведя отрасль из убыточной зоны (рисунок 6).

Рисунок 5. Динамика цен на живых свиней 1-й и 2-й категории в ЦФО, руб./ кг с НДС

Но прежний уровень цен на свиней в среднесрочной перспективе удерживать будет практически невозможно. Отсюда основные выводы и предложения, сформулированные к концу 2013 - началу 2014 года:

1. Неминуемое снижение рентабельности отрасли в предстоящие годы с 25-30% до максимум 10-15% увеличивает срок окупаемости инвестиционных кредитов с 7-8 лет до 12-14 лет, что значительно превышает установленные договорами сроки возврата субсидируемых инвестиционных кредитов;

2. Принятие среднесрочной программы поддержки свиноводства в период 2014-2018 годов позволит отрасли в течение 5 лет успешно завершить инвестиционную фазу развития, погасить основную часть долгосрочных кредитов;

3. Ко времени отмены механизма квотирования и перехода на плоскую пошлину импортного тарифа в 25% (к 2020 году) отрасль приобретет необходимые элементы конкурентоспособности для работы в условиях открытого рынка в ВТО.

Самые серьезные задачи и новые вызовы в этих условиях встали и перед предпринимателями свиноводческой. Среди главных можно выделить следующее:

1. Активное продолжение технологической и структурной модернизации промышленного свиноводства, включая убой, первичную разделку, логи-

стическую инфраструктуру по доставке мяса до потребителя;

2. Снижение себестоимости и контроль издержек, т.к. они становятся актуальными как никогда;

3. Смещение приоритетов с абсолютного роста производства на соответствие требованиям качества и ассортимента мяса со стороны мясоперерабатывающей отрасли и сетевой розницы.

Объединение всех этих усилий как со стороны Правительства РФ, так и бизнес-сообщества оставляет шанс на продолжение развития отрасли даже в неблагоприятных условиях, связанных с присоединением к ВТО.

2013 год и вступили в следующий 2014 год. У нас появилось больше уверенности, опыта, больше профессионализма как у бизнес-компаний, так и государственных структур, занимающихся развитием АПК страны.

Первые месяцы 2014 года ознаменовались крайне резкими изменениями на российском рынке свинины. Речь идёт об обнаружении в январе 2014 года вируса АЧС среди диких кабанов на территории сначала Литвы, а затем Польши. Как результат, с 30.01.2014 Россельхознадзор временно ограничил поставки свинины из стран Евросоюза, а это практически 700 тыс. тонн годовых поставок, включая шпик и субпродукты.

Специалисты в нашей отрасли хорошо знают, что значит АЧС и угроза ее распространения, откуда бы она ни исходила. Поэтому НСС однозначно поддерживает жесткую позицию Рос-сельхознадзора по этому вопросу.

Проанализируем влияние на рынок свинины всех происходящих событий.

Несмотря на 50% падение импорта свинины, включающего шпиг и субпродукты, общие свиные ресурсы уменьшились всего на 5%. Если брать чисто свиное мясо, то импорт за этот период сократился на 56 тыс. тонн, а отечественное производство приросло на 79 тыс. тонн (прирост в СХП - 99,7), т.е. ресурсы выросли на 23 тыс. тонн или на 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная проблема - это сокращение на 70% импорта шпига. Сокращение физических объёмов импорта естественно является одной из причин роста цен, однако не менее значимыми являются и другие причины. Прежде

всего, распространение в США вируса диареи свиней, который на 50% поднял цену на свинину на Северо-Американ-ском континенте. Это и рост стоимости доллара и евро с начала этого года. Это и ограничение поставщиков из Бразилии и Канады из-за фактора использования ими запрещенного у нас стимулятора роста свиней - рактопа-мина.

Другими словами главная проблема нестабильности наших оптовых рынков - это продолжающаяся значительная импортозависимость, в том числе по мясу свинины. Пока это будет сохраняться мы всегда будем зависеть от эпизоотической ситуации в мире, а так же от возможных экономических и торговых санкций о которых столько сегодня говорят.

Любой кризис это не только проблема, но и возможности. Встала острая необходимость в ускоренном импорто-замещении на рынке свинины в РФ в ближайшие годы.

Сегодня уже практически всем в государстве ясно, что нужно приложить максимум легитимных усилий с тем, чтобы вернуть собственный рынок национальным производителям. В своём выступлении на Петербургском экономическом форуме 23 мая 2014 года Президент РФ особо подчеркнул необходимость добиться этого на рынке продовольствия.

2013 год стал рубежным с точки зрения роста душевого потребления мяса в нашей стране. Впервые за последние 13 лет потребление мяса до-

стигло дореформенного уровня 1990 года, превысив 75 кг на человека с учётом шпига и субпродуктов, что вполне соответствует установленным медицинским нормам и рекомендациям (рисунок 7).

Главные выводы из этого следующие:

1. В прошедшие 10 лет душевое потребление свинины росло ускоренными темпами по 5-7 % в год, превысив уровень 2000 года более чем в 2 раза. С высокой долей вероятности можно предполагать, что в течение следующих 5-8 лет дальнейший рост если и будет. то не превысит в среднем 1% в год, т.е. существенно замедлится.

2. В предыдущие годы практически весь рост отечественного производства свинины в основном удовлетворял растущее потребление, не снижая импорт. И только с 2013 года рост производства начинает процесс реального импортозамещения.

Прошедший год в силу достижения пределов общего душевого потребления мяса становится переломным и в тенденциях потребления отдельных групп отдельных мясных продуктов.

За последние 15 лет впервые произошло снижение отечественного производства, а, следовательно, и потребления готовых колбасных изделий (минус 3,5%). Но зато потребление полуфабрикатов выросло на 240 тыс. тонн или на 10,7%. Но особенно впечатляет рост охлажденных полуфабрикатов на 110 тыс. тонн или почти на 15%. Основная доля в этом приросте принадлежит

Рисунок 7. Динамика потребления мяса на душу населения, кг/год

разделанной охлажденной свинине, поступающей на прилавки с вновь введенных новых современных мощностей по убою и глубокой разделке свинины. Это новая реальность, которую необходимо учитывать при реализации стратегических планов.

С 2005 по 2013 год производство выросло практически в 5 раз. Главные причины и последствия:

1. В конце 2012 года после присоединения к ВТО и резкого роста импорта на оптовом рынке живых свиней, как уже демонстрировалось, произошло обвальное (на 35%) падение цен со всеми вытекающими для экономики отрасли негативными последствиями.

2. В это время многие заговорили об элементах перепроизводства в отрасли, а соответственно о необходимости прекращать строительство новых производств. Эта тема обсуждалась в апреле прошлого года на совещании у Премьер-министра. Тогда говорилось, что это не перепроизводство, а всего лишь пересыщение свиных ресурсов на рынке за счет резкого роста импорта в IV квартале 2012 года. И именно тогда нам совместно с руководством МСХ удалось убедить руководство страны в необходимости именно совместных межведомственных действий по легитимному в рамках ВТО регулированию рынка с целью снижения доли импорта.

Более того, неоднократно указывалось на особую необходимость как дальнейшего роста отечественного производства, так и имеющуюся активность инвесторов по реализации этих планов роста. В предстоящие 5-6 лет в соответствии с бизнес-планами 20 крупнейших компаний производство свинины в новых комплексах может и должно вырасти примерно на миллион тонн убойного веса в годовом исчислении. На рисунке 8 отображены основные каналы распределения дополнительных объемов ежегодного прироста свинины в период 2014-2020 годов. Подобный прогноз мы демонстрировали еще в 2011 году, но тогда не все соглашались с его реалистичностью, отсюда и все пессимистичные прогнозы о перепроизводстве в конце 2012 года.

Однако результаты 2013 года полностью опровергли сомнения скептиков

и подтвердили сделанные прогнозы. В 2013 году, несмотря на драматичное падение оптовых цен в начале года и не смотря на рекордный за всю новейшую историю отрасли прирост в СХП на 500 тыс. никакого пересыщения свиных ресурсов на рынке не произошло. С учётом снижения импорта и падения производства в ЛПХ общий прирост ресурсов составил менее 1%. Для сравнения по итогам 2012 года прирост ресурсов свинины составил более 6%, отсюда и обвал оптовых цен в конце 2012 - начале 2013 годов.

Все выше приведенные аргументы подтверждают наш прогноз о необходимости дальнейшего наращивания собственного производства свинины с целью ускоренного снижения импор-тозависимости по свинине и как следствие этого снижение риска резкого колебания цен на внутреннем рынке при возможных изменениях внешних обстоятельств как эпизоотического, так и геополитического характера.

Первые месяцы этого года убедительно продемонстрировали необходимость этих шагов, поскольку в силу вышеуказанных причин, связанных прежде всего с обострением эпизоотической обстановке в мире (АЧС в ЕС, вирусная диарея в США, использование запрещенных гормонов роста при производстве свинины и др.), общий импорт в РФ свинины и продуктов из неё упал более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Учитывая долговременный

характер этих проблем, тенденция эта сохранится и в ближайшем будущем.

При этом темпы прироста собственного промышленного производства в первом квартале хотя и остаются высокими (более + 17%) начинают отставать от снижения объёмов импорта, а так же продолжение падения производства в ЛПХ.

Как результат динамика изменения ресурсов на рынке свинины становится отрицательной, создавая условия для повышения цен как в оптовом, так и в розничном сегменте.

Всё это, безусловно, указывает на необходимость ускорения новых инвестиций с целью наращивания промышленного производства свинины в РФ.

Есть очень важные моменты, которые еще вчера не казались сверх актуальными:

1. необходимо как минимум скорректировать сложившийся в последние год - два тезис о том, что новые производства свинины необходимо размещать и поддерживать только за пределами европейской части России, т.е. преимущественно в Уральском и Сибирском Федеральном округах. Начиная с прошлого года из-за снизившихся темпов роста потребления стартовал процесс реального импор-тозамещения. А именно европейская часть страны наиболее импортозави-сима. В прошлом году из 500 тыс. тонн отечественного прироста свинины 460 тыс. тонн т.е. более 90% пришлось как раз на европейские территории,

Рисунок 8. Промышленное производство мяса свинины при существовавших режимах гос. поддержки и защиты рынка

Рисунок 9. Прогноз объемов производства на 2014-2017 гг. в СХП РФ, тыс. тонн, живой вес

1012 ¡Фя«т| 2013 >■ ш = 1 2014 ш " 1 иль ¡к III | аЕ 2016 г|а НЕ 5 а 5 |е ш ё 1

п роиэводство а СХП шш 3521 2773 <ш> 301!: <Ш> 3233 ОЮ 3430

всею пс Й) ивмпгнним И7 1«в <Щ) 1619 <ш> 1501 <Щ> 1137 ст

Дйпя прироста заирупы*Вшнх намлзмнй ■ п р и роста по РФ ЙВ «ГК <ш> 61*

Прочие 1031 иго 85 115® 39 11Ы 55 34 1Ш 45

В 2013- 2016 года* развитое всего 20 компаний формируют 70-90% ежегодно по прироста, Ры ночная доля 20 крупнейш ии компа ни й с 49% в 2012 г. к 2037 г увел ич итси д0 62%,

причём 380 тыс. тонн на ЦАО. Другим аргументом в пользу продолжения наращивания производства в этих территориях является сегодняшняя динамика роста цен на свинину в европейской части страны при резком сокращении импорта в I полугодии этого года. Она значительно опережает зауральские регионы.

2. необходимость резкого ускорения темпов строительства предприятий по убою и самое главное по глубокой разделке свинины на многочисленные товарные группы (окорок, лопатка, тримминг и тд.). Так как именно эти позиции импорта освобождают сегодня рынок.

С 2010 года начались и продолжаются в настоящее время действительно революционные изменения в этой подотрасли свиноводства, так как мощность самых современных производств к 2015-2016 году возрастёт в 5-6 раз. Сейчас самая середина этой инвестиционной фазы и принципиально важно не только не замедлить уже начатые проекты, но и дать старт новым.

Национальный Союз свиноводов в очередной раз провел мониторинг бизнес-планов свиноводческих компаний и подтвердил у них наличие и намерение инвестиционных планов как по дальнейшему наращиванию производства свинины, так и мощностей по убою и глубокой переработке (рисунок 9).

В течение ближайших нескольких лет в отрасли планируется прирост не менее 1 млн. тонн убойного веса свинины. При этом 80-90% приходится на крупнейшие Т0Р-20 компаний, а следовательно имеющих опыт, административные, финансовые и управленческие ресурсы, что резко повышает вероятность успеха в реализации намеченных планов.

Масштабирование бизнеса - это наиболее стратегический путь для национальных производителей, способный обеспечить максимальное сокращение удельных производственных и непроизводственных расходов, тем самым значительно повысив свою конкурентоспособность по себестоимости.

Но это не значит, что у мелких и средних компаний нет своих преимуществ и своих ниш на рынке.

В течение 2014-2018 годов бизнес

готов проинвестировать в два основных направления отрасли (производство свинины и мощности по убою) около 180 млрд. рублей при условии продолжения существующей практики инвестиционных кредитов. Дополнительные обязательства Федерального бюджета по субсидиям на инвесткре-диты (2/3 ставки ЦБ РФ) в этот период составят от 3 до 5 млрд. рублей в год. Если мы осуществим эти планы, то имеющиеся у нас на сегодня реальная импортозависимость в 25-30% через несколько лет сократится до требуемых 10-15%. Складывающая в последние месяцы коньюктура цен на рынке, текущие балансы свиных ресурсов способствуют принятию решений крупнейшими компаниями о дополнительных, помимо заявленных планов об 1 млн. тонн, намерениях нарастить суммарное годовое производство ещё на 250-300 тыс. тонн. В этом случае процесс импортозамещения значительно ускоряется.

На рисунке 10 приведен прогноз общего производства свинины в РФ до 2020 года.

И если производство в новых индустриальных предприятиях вырастет на цифру около 1 млн. тонн в убойном весе, то с учетом падения производства в ЛПХ, а также сокращении производства на старых предприятиях общий объём за 4-5 лет вырастет только на 500 тыс. тонн.

В случае реализации намеченных планов уже к 2018 году в России будет достигнуто требуемое Доктриной про-

довольственной безопасности снижение импортозависимости ниже 15%. В сегодняшних условиях все понимают, что это требование является абсолютно необходимым элементом стабилизации внутренних рынков мяса, исключения их абсолютной ценовой и количественной зависимости от эпизоотических и геополитических рисков в мире.

Прошедший 2013 год был драматичным для экономики отрасли не только из-за засухи и роста импорта в конце 2012 г. Не менее серьёзной проблемой для наших инвесторов стала и проблема образовавшейся задолженности федерального бюджета по субсидиям на погашение части процентной ставки по инвестиционным кредитам. Всего по АПК эта цифра к концу 2013 года достигла 30 млр. рублей, из которых не менее четверти пришлось на свиноводство.

Как результат,- финансовые планы интенсивно инвестирующих компаний пришлось срочно корректировать, привлекать дополнительные денежные ресурсы по рыночным ставкам. Эта задолженность продолжает оставаться и на сегодняшний день.

Другой связанной с этой же задолженностью проблемой стало то, что всю вторую половину 2012 г., весь 2013 г. и в первые месяцы 2014 г. Минсель-хоз практически не рассматривал к финансированию новые инвестиционные кредиты. Это безо всякого сомнения резко снизит темпы прироста произ водства уже со второй половины этого года, а также прирост в 2015 году.

Рисунок 10. Производство мяса свинины в РФ по категориям хозяйств в 2010-2012 гг., тыс. тонн, убойный вес

^ ООО ДЕ|цес прдмдпод^ттьс» единимы и РФ -ЛПХ

1 ИЛ '-ОЙ1 * * 3 363

гаю юн гаи гои 2014 2015 гив Щг гон 2019 2020 прргчоэ провоз оратноэ орегноэ прето! прогнои щюгно!

И если в январе - марте динамика темпов прироста производства свинины в СХП еще составляла сопоставимые с прошлогодними цифрами 1620%, то уже в апреле темп прироста упал более чем в 2,6 раза. Это говорит о том, что инерционный эффект от ранее сделанных инвестиций в 2010-2012 годах заканчивается. Его основной эффект пришелся на 2013 г и I кв. 2014 года. Сейчас происходит резкое снижение этих темпов, а будущие прогнозы будут полностью зависеть от того как быстро начнется реализация новых инвестиционных проектов.

В этой связи, абсолютно необходимыми факторами для продолжения ускоренного развития свиноводства являются условия по федеральному софинансированию долгосрочных инвестиционных кредитов.

Главные тезисы - в кратчайшие сроки урегулировать сложившуюся ситуацию с задолженностью по действующим инвесткредитам, включая и весь 2013 г. И второе - начать отбор Комиссией МСХ РФ к субсидированию новых инвесткредитов, которые заложены в инвест-планах компаний.

Не менее важным условием является продолжение механизмов экономически значимых региональных программ по поддержке производства свиней, развития селекционно-генетических центров, развития убоя и глубокой разделки, логистики, а также программ по предотвращению и ликвидации АЧС.

В зависимости от ценовой конъюнктуры мясных рынков предлагается также рассмотреть возможность пролонгации 8-летних субсидируемых кредитов на срок минимум 3 года, а также возможность рефинансирования кредитов.

Опыт 2013 года показал, что даже в условиях ВТО, куда мы присоединились с крайне невыгодными для нас тарифными режимами по импорту свинины, можно добиваться нужного для отрасли результата.

18 июня в Ставрополе под руководством Президента России В.В. Путина состоялось очень важное совещание по сельскому хозяйству. На этом мероприятии выступили руководители отраслевых союзов по производству молока и зерна. Консолидированную

позицию производства мяса представил руководитель Национальной Мясной Ассоциации С. В. Юшин.

Президент РФ Путин В.В. в своем выступлении подчеркнул задачу для всех ведомств пользоваться всеми механизмами ВТО для легитимной защиты своих рынков и заверил аграрное предпринимательское сообщество в том, что его мнение обязательно будет максимально учитываться.

Не менее значимым условием продолжения ускоренного развития свиноводства, а следовательно и снижения импортозависимости является интенсификация совместной работы власти и бизнеса по искоренению АЧС на территории РФ.

В стране создана Комиссия Правительства РФ по предупреждению распространения и ликвидации чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативный штаб). В комиссию вошли практически все руководители заинтересованных министерств и ведомств, возглавляет Комиссию Заместитель Председателя Правительства А. В. Дворкович. От лица бизнеса в Комиссию включен я, представитель отраслевого свиноводческого союза, а также С. Е. Юшин как руководитель НМА.

В соответствии с планом работы Комиссии в настоящее время подготовлен Законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон от 7 июля 2003 г. № 112 «О личном подсобном хозяйстве» в части:

- установления содержания свиней

в соответствии с правилами содержания, в т.ч. ветеринарными;

- обязательного учета и идентификации животных;

- предоставлении сведений о количестве животных и т.д.

Отсутствие всех этих положений в прежнем Законе делало разведение свиней абсолютно бесконтрольным со всеми вытекающими последствиями для распространения АЧС по территории РФ. В комплексе с другими мероприятиями, в частности по существенному снижению популяции диких кабанов это значительно понизит угрозу распространения АЧС.

Заключение

Период, когда за счет чрезвычайно благоприятной инвестиционной политики Правительства, высокой протекционной активности отраслевых Союзов в свиноводческой отрасли мог комфортно существовать почти любой производитель свинины безвозвратно прошел. Это касается всех, кто на 100% или частично модернизировал свое производство, кто диверсифицировал свое производство, кто не успел или не захотел этого сделать, у кого идет постоянное профессиональное совершенствование менеджмента и тех, кто не уделяет этому вопросу принципиального значения. |

КОНТАКТЫ:

Юрий Иванович Ковалев

+ 7 (495) 690-69-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.