Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА'

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина В.В.

В статье анализируются сущность и роль отечественного духовного наследия в воспитании у детей и молодежи ценностного видения мира. Определены педагогические условия указанного процесса с учетом современных реалий и на основе опроса, проведенного среди старшеклассников. Рассматриваются особенности русской цивилизации и ее связь с духовным наследием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SPIRITUAL HERITAGE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A VALUE-BASED VISION OF THE WORLD IN CHILDREN AND YOUTH

The article analyzes the essence and role of the national spiritual heritage for the formation of a value-based vision of the world in children and youth. The pedagogical conditions of this process are determined considering modem realities and on the basis of the opinion survey conducted among high school students. The features of the Russian civilization and its connection with the spiritual heritage are considered.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА»

рР Современные тенденции развития образования

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА

В. В. НИКОЛИНА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО vnikolina@yandex.ru

В статье анализируются сущность и роль отечественного духовного наследия в воспитании у детей и молодежи ценностного вйдения мира. Определены педагогические условия указанного процесса с учетом современных реалий и на основе опроса, проведенного среди старшеклассников. Рассматриваются особенности русской цивилизации и ее связь с духовным наследием.

The article analyzes the essence and role of the national spiritual heritage for the formation of a value-based vision of the world in children and youth. The pedagogical conditions of this process are determined considering modern realities and on the basis of the opinion survey conducted among high school students. The features of the Russian civilization and its connection with the spiritual heritage are considered.

Ключевые слова: воспитание, духовное наследие, ценностное вйдение мира, педагогические условия воспитания ценностного вйдения мира

Key words: education, spiritual heritage, value-based vision of the world, pedagogical conditions of education of a value-based vision of the world

Современные трансформационные процессы, которые проявляются во всех сферах деятельности человека, духовный и нравственный упадок, нарастание неуправляемого потока социальной информации приводят к сущностным изменениям духовного мира человека, кризисным явлениям в отношениях между поколениями.

Развязанная против России информационная война влечет за собой появление чуждых российскому народу ценностных ориентиров, подмену духовно-нравственных ценностей, недостаточно бережное отношение к наследию русского народа. Все это актуализирует роль образования, приоритетной национальной задачей кото-

рого становится усиление воспитательного потенциала в жизни общества.

В национальном проекте «Образование» основополагающей целью является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [9]. Проблемы воспитания конкретизируются в проектах «Современная школа», «Успехи каждого ребенка», «Учитель будущего». Обновленный ФГОС ООО ориентирован на освоение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, отражающего исторический, социальный опыт предков и выступающего основой духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и общероссийской светской этики [17].

Личностное развитие детей и молодежи неотделимо от социокультурного, поскольку они живут в социуме, который имеет прошлое, настоящее и будущее. «Воспитание как социокультурный феномен может быть понято лишь в контексте культуры. Человек осваивает опыт предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в ценностном поле культуры» [16, с. 18].

Личностное развитие предполагает также опору на культурную среду, духовные ценности и традиции своей страны, на опережающее участие обучающихся в социокультурных практиках, которые в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени, возрастным особенностям учащихся, но тем не менее являются достоянием, традицией, передаются от поколения к поколению, восстанавливая связь времен. Они выступают как проявление универсалий бытия, как иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры, универсальная ценность [6]. Поэтому механизм духовного наследования установок, ценностей, традиций России становится исторической необходимостью, формой развития

человека, предотвращающей нарушения социокультурной преемственности.

Безусловно, достижение такой масштабной цели в воспитании подрастающего поколения невозможно без учета значимости духовного наследия, без опоры на опыт предшествующих поколений, историческую память людей, так как «нация, способная сохранить себя в истории, — это не просто сумма индивидов, а преемственно живущий организм с цепями и ценностями национального бытия, с общим духом и верой, представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями» [8, с. 112—113].

Кроме этого, нельзя не учитывать того, что вследствие происходящих сегодня глобальных трансформаций в кратчайшие сроки ломаются основные устойчивые параметры жизнедеятельности человека, изменяется как сам человек, так и взаимоотношения между людьми, переформатируются мировосприятие, видение мира, его ценностные ориентиры. Для этого используются методы и средства гибридной войны, особенностями которой являются пропаганда, в том числе и в социальных сетях, чуждых российскому этносу ценностных ориентиров и взглядов, что приводит к изменению сознания, формирует управляемую модель мышления и поведения. Игнорирование обществом духовного наследия своей страны влечет за собой возникновение деструктивных отношений, пренебрежение этнокультурными традициями, подмену духовных ценностей «тик-ток культурой», культурой «другого мира».

Еще одним важным моментом, влияющим на понимание роли духовного наследия в жизни человека, является распространение постмодернистских идей в современном мире, обусловленных развитием постиндустриального общества. Как известно, постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар, Д. Миллер, М. Фуко, У. Эко

Механизм духовного наследования установок, ценностей, традиций России становится исторической необходимостью, формой развития человека, предотвращающей нарушения социокультурной преемственности.

и др.) представляет реакцию на универсалистское видение мира в модерне, его веру в линейный прогресс, абсолютную истину, стандартизацию знания, производства. При небывалом распространении массовой культуры постмодернизм воспринимает мир какфрагментированный, эклектичный, пронизанный различиями, где утрачиваются историческая память, чувство времени, базовые ценности. В связи с этим искажаются представления о ценностных ориентирах, культурно-исторических эпохах и их героях. По сути, постмодернизм — это глобализм, доминирование однополярного мира, отмена многих форм идентичности этносов, религий, наций, государств, семей, и с этой стороны Россия подвергается опасности. Видение мира у современного поколения становится мозаичным, не связным, не целостным, а вследствие разрывов в познании предстает в виде «громадного коллажа» разрозненных элементов, приводящих к полной антиисторичности сознания [18]. Оно часто базируется не на глубоком знании, а на массовой популярной культуре, которая носит консьюмери-стский характер, создавая образ жизни, обусловленный массовым потреблением, брендами, «глянцем», развлечением, экономическими выгодами, что подрывает ценности и традиции, связанные с духовным наследием,обесценивая его.

Современное постиндустриальное общество, строящееся в культуре постмодерна, — это общество риска, «ослабления чувства истории» (Е. Н. Шапинская), в котором осуществляется цифровая трансформация образования, происходят системные изменения его базовых составляющих (содержания, образовательного процесса, технологий, методов, средств). Создающаяся система образования обслуживает цифровое общество на основе дистанционного обра-

На современном этапе необходимо системное исследование, определяющее взаимосвязи традиционного и цифрового образования, а также исследование, ориентированное на противодействие западным идеалам, мозаичным связям постиндустриального общества.

зования и других электронных ресурсов, где основополагающим часто становится не содержание образования (как адаптированный ценный опыт человечества), а прагматический, бездуховный контент, требующий другой культуры, иных ценностных ориентиров. Поэтому на современном этапе необходимо системное исследование, определяющее взаимосвязи традиционного и цифрового образования, а также исследование, ориентированное на противодействие западным идеалам, мозаичным связям постиндустриального общества, чтобы сохранить то ценное, что накопила цивилизация.

В этой связи чрезвычайно важно понимать, каким станет современное поколение, выросшее в условиях рыночных отношений, идентичных глобальному постиндустриальному миру, для которого информационные технологии являются инструментами и образом жизни, а сами представители поколения — достаточно прагматичны. При этом «данные личностные качества способствуют достижению материального успеха, но часто могут противоречить нормам, ценностям и многовековым духовным традициям российского общества» [15, с. 114], нивелируя таким образом значение духовной культуры российского общества. Следует учитывать и тот факт, что подрастающее поколение — это те, кто через несколько лет будет определять направления развития России, а «ценностная неопределенность приводит к ценностной дезадаптации детей и молодежи, порождая смысловой хаос» [12, с. 14]. Поэтому от того, какое воспитание они получают, каковы будут их ценностные ориентиры в пространстве геокультуры, во многом будет зависеть будущее страны и каждого отдельного человека, ибо «наследование духовного опыта своего отечества, рождается не только физически, но и культурно — как самосознающая личность» [4, с. 301].

Для будущего развития нашего государства важной задачей является организация

ценностного мира обучающихся, то есть развитие у подрастающего поколения ценностного вйдения мира — той нравственной константы, которая необходима для полноценного существования в новой цивилизации, когда жизни способствует лишь то, что несет добро [5].

Ценностное видение мира — это духовно-нравственное восприятие и понимание мира обучающимися, определяемое силой и глубиной бытийных переживаемых впечатлений, отношений, событий с учетом их жизненного опыта, включенность в социокультурную практику. В этом случае поступки обучающихся обусловлены ценностными ориентирами и направлены на общее Благо, Добро, Любовь, Красоту.

Ценностное вйдение мира является формой духовного освоения мира. По мнению В. А. Кутырева, «духовное объемно», оно расслаивается на бессознательное и сознательное, центр и периферию. Возрастает роль диалога, «двойничества» [6, с. 82]. А. А. Леонтьев считает, что мы пристрастны в нашем видении мира, оно всегда окрашено нашим переживанием, «вйдение его осуществляется через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта» [7, с. 210].

Формирование ценностного (аксиологического) вйдения мира во всей полноте его составляющих (когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой) гармонизирует обучающихся, обогащает их душу. В единстве сознания, чувств, поведения создаются условия для усвоения ими норм, отношений, установок, правил, запретов в поведении, что выводит их в сферу духовно-практического освоения мира.

Потребность в ценностном вйдении мира является общеродовой человеческой потребностью. Подрастающее поколение учится ориентироваться в окружающем мире, отвечая на вопросы: во имя чего? зачем? ради чего? что хорошо, а что плохо? что есть добро и зло? чему служить? как сделать правильный выбор? [11]. Такчело-

век находит те ценностные смыслы, которые обеспечивают ему нравственное опережающее ориентирование в пространстве и времени, в которых он живет (и будет жить), в выборе и построении своего жизненного пути, в становлении как личности, патриота, гражданина, семьянина, профессионала. По мнению В. Д. Су-хорукова, «эти характеристики личности неразрывно связаны с темой "Родина", которая ассоциируется первоначально с пространством личной индивидуальности, но затем с коллективной (национальной) "интерсубъективностью". Иными словами, Родина как пространство предстает в сознании человека в виде совокупности ценностей, лежащих одновременно в материальной очевидности и в актах субъективного эмоционального переживания. То есть Родина — это комплекс коллективного мировоззрения и глубинная реальность национальной психологии. При этом внутреннее измерение Родины распространяется как на отечество в целом, так и на его части, включая конкретные места пребывания человека» [14, с. 25].

В современных условиях Россия, продолжая свою многовековую историю в контексте духовного наследия, проявляет себя как защитница духовно-нравственных ценностей, прав человека, ответственно относясь к миру на планете, сохранению устойчивой безопасной жизни в стране. Духовное наследие тесно связано с Русской цивилизацией, вмещающей в себя русскую жизнь с ее традициями, географическое пространство, историю, язык, культуру, науку, религию, образование. Ярчайшей чертой России и особенностями российского бытия является преобладание идеальных мотивов жизни над материальными. Именно духовные формы пронизывают всю историю русского народа. На основе духовно-нравственных ценностей и духовного наследия в России созданы уни-

Духовное наследие тесно связано с Русской цивилизацией, вмещающей в себя русскую жизнь с ее традициями, географическое пространство, историю, язык, культуру, науку, религию, образование.

кальные культура, искусство, литература, которые сегодня, в условиях конфликтов и агрессии, необходимо сохранить, сберегая тем самым базовые ценности, геокультурный облик страны, менталитет русского человека.

Следует отметить, что ценностное видение мира, как основа мировоззрения человека, имеет ряд особенностей и носит абстрактный, бескорыстный, духовный, созидательный, динамичный характер, обеспечивая мысленное соотнесение своего мира ценностей и его ценностным видением с ценностным миром другого.

Таким образом, воспитание ценностного вйдения мира в образовательном процессе направлено на развитие аксиологического потенциала детей и молодежи, что невозможно без обращения к российской культуре, ее духовному наследию.

Развитие ценностного вйдения мира у обучающихся определяется мерой присвоения духовного и материального опыта предшествующих поколений, духовного наследия, накопленного человечеством в процессе ценностного отношения к миру.

Понятие «наследие» раскрывается как явление духовной жизни, быта, уклада воспринятое от прежних поколений [13]. Слово «наследие» произошло от корня «след»; буквально «наследовать» — это «идти следом» за чем-то, за кем-то.

Духовное наследие представляет собой историческое и современное многообразие цивили-зационных феноменов, конструкций, выдержавших испытание временем, расширяющих наши представления о достоянии Родины. В нем генерализованы ценностные смыслы бытия и нормы. Духовное наследие мы рассматриваем как нечто ценное в контексте историко-культурного процесса, когда оно связывает человека, живущего в настоящем, с прошлым и будущим, выводя его за пределы физического

Воспитание ценностного вйдения мира в образовательном процессе направлено на развитие аксиологического потенциала детей и молодежи, что невозможно без обращения к российской культуре, ее духовному наследию.

бытия в вечность. На каждом возрастном этапе психического развития у человека появляются возрастные новообразования, которые необходимо учитывать в образовательном процессе, что служит залогом достижения и сохранения устойчивости и цельности личности на фоне происходящего антропологического кризиса. Поэтому следует принимать во внимание тот факт, что период становления личности, в котором находятся представители подрастающего поколения, отличается тем, что это пора вступления в наследование духовным опытом своего отечества, когда дети и молодежь возрастают не только физически, но и как культурно-созидающие личности [4].

Нами было проведено анкетирование среди учащихся 9—11-х классов Нижегородской, Калининградской, Московской областей (всего 344 человека). Так, на вопрос о том, какое ключевое слово у них ассоциируется со словом «духовное наследие», мы получили следующие ответы:

•/ 74 % с понятием «историческое событие»;

•/ 81 % — святые;

■/ 69 % — прошлое России;

✓ 59 % — Россия, Родина, страна;

✓ 58 % — историческая память (о войне, памяти родных, историческом герое);

✓ 55 % — природное и культурное наследие;

^ 38 % — то, что было раньше.

На вопрос: «Где Вы получаете знания о духовном наследии?» — 86 % респондентов отметили учебные предметы в школе (история, география, литература); 18 % — семью; 14 % — экскурсии по родному краю; 12 % — туристические поездки. Однако многие затруднялись привести конкретные примеры объектов отечественного духовного наследия, с которыми встречались в своем населенном пункте, при посещении музеев, театров, религиозных объектов (церквей, монастырей), цифровых виртуальных объектов.

На вопрос: «Хотели бы Вы принять

участие в посильной помощи в уходе за объектами, входящими в духовное наследие своего края?» — 96 % старшеклассников ответили положительно, 19 % из них уже принимали (или принимают) активное участие в этой деятельности; 12 % не определились.

На вопрос: «О каком памятнике духовного наследия Вы хотели бы рассказать своим товарищам?» — 57 % назвали Кремль (в Москве либо Нижнем Новгороде); 39 % не смогли определиться; 22 % хотели бы рассказать о религиозных объектах; 12 % — о любимой картине, музыкальном произведении.

Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что российское духовное наследие включено в сознание старшеклассников не в полной мере, оно не стало для них ценностно значимым и носит неявно выраженный, размытый характер. Кроме того, учителя нередко сталкиваются с тем, что обучающиеся демонстрируют искаженные представления о конкретных исторических эпохах, географических объектах. Об этом же говорят и ученые (В. П. Бездухов, О. К. Позднякова, И. В. Метлик, В. В. Сериков), отмечая, что ценности должны как бы заново родиться в опыте учащихся (то есть быть ими присвоены), так как без этого они не могут обрести личностный смысл. Поэтому считаем, что содержание школьных программ федеральных и региональных школьных учебников должно быть в первую очередь аксиологически насыщено материалами о духовном наследии, содействовать ценностному выбору учащихся, вовлекать их в гуманистическое взаимодействие с одноклассниками, в рефлексию.

Это обусловлено тем, что духовное наследие представлено как в материальных объектах, образе жизни различных народов, так и в идеалах, вере, ценностях, традициях. Оно обеспечивает связь времен (прошлое — настоящее — будущее), человека со своим родом, местом своего проживания в своей стране, являя со-

бой своеобразную «ось» на которой, как вехи, отмечены важнейшие исторические события. В духовном наследии «генерализованы ценностные смыслы бытия, духовно-нравственные ориентиры, традиции, нормы, язык, вера» [10, с. 135], и все это становится «кодом нации», центром духовного притяжения людей, так как соединяет прошлое и будущее страны.

Таинственная работа памяти по интегрированию прошлого, настоящего и будущего осуществляется, по выражению В. П. Зинченко, «в длении». По мнению Е. И. Исаева и В. И. Сло-бодчикова, «история, есть непреходящее прошлое, то есть прошлое, которое передается от поколения к поколению как неотъемлемое достояние, как традиция или предание. Прошлое не исчезает бесследно, но сохраняется, передается именно потому, что оно служит этапом на пути к вечной и неисчерпаемой цепи. Сохраняется именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям» [4, с. 105]. События, представленные как предельные результаты развития духовного проявления человека в виде гениального творчества, памяти, святости, героизма «за други своя», за свое Отечество, помогают осознать связь со своим народом, страной, ее великой культурой.

Следует подчеркнуть, что, являясь важным фактором национального самосознания, отечественное духовное наследие включает:

■/ исторические ценности, необходимые для самоопределения (события, персоналии, символы, святыни, реликвии, музеи как «места памяти»);

•/ территорию (пространство) России, завоеванную «кровью и страданиями нашей истории» (В. И. Вернадский), на которой располагаются памятные места как трансляторы культурных ценностей (родной край, Московский Кремль, памятники

Содержание школьных программ федеральных и региональных школьных учебников должно быть в первую очередь аксиологически насыщено материалами о духовном наследии, содействовать ценностному выбору учащихся.

природного и культурного наследия, святые места и др.);

■/ традиции и обычаи народов России, наполненные духовно-нравственным и религиозным смыслом, определяющие правила жизнеобеспечения и достойного поведения;

■/ традиции гражданско-патриотиче-ского служения своей стране, выполнение долга по защите границ Отечества;

✓ научные, технические, литературные, художественные творения, имеющие значение на национальном и мировом уровнях;

■/ культурное и языковое богатство России в качестве альтернативы сценарию глобальной унификации человечества, поскольку обеспечивает сохранение уникальности разнообразных картин мира, запечатленных в языках народов России, формирует взаимопонимание с другими народами [10].

Именно духовное наследие рождает энергию духовного возвышения, деятельности человека, основанной на устремлении к высшим ценностям (любви, добру, вере, милосердию). Духовное наследие определяет опыт ценностного отношения, выражается понятиями, предметными категориями, имеющими максимальный объем и субъективную составляющую, создавая «ценностную ось сознания» (А. Г. Здра-восмыслов), например, святыни — Кремль, Ди-веевский монастырь, Александр Невский, памятник Минину и Пожарскому, — где святость и героизм являются предельным результатом развития духовности. Поэтому «культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, на разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм, априори деструктивна и ввергает людей в духовный хаос» [5, с. 231].

Духовное наследие, поддерживаемое исторической памятью, позволяющей преодолеть забвение, связывает человека с прошлым и будущим, обеспечивая воспитание «человеческого в человеке», передачу будущим поколениям источника веры, духовной чистоты.

Историческая память как «верховная владычица культуры» (В. Иванов) соединяет общность в Родину, которую надо любить, служить ей, защищать ее. Декларируя материализованную память, духовное наследие передает от поколения к поколению аксиологический смысл, сохраняя в коллективной общественной памяти информацию о хронотопах, значимых событиях. Духовное наследие, поддерживаемое исторической памятью, позволяющей преодолеть забвение, связывает человека с прошлым и будущим, обеспечивая воспитание «человеческого в человеке», передачу будущим поколениям источника веры, духовной чистоты.

Духовное наследие России представляет некую завершенность. «Всякая завершенность во времени — эпоха — это люди, исполнившие повеление... достойно совершившие свое земное, служение, это творцы исторической действительности. Связь с ними мы переживаем как духовный завет, нам предстоит встреча с ними в нашем будущем» [1, с. 10]. Опасно для страны забывать опыт и наследие предков, так как они оберегают национальную культуру, препятствуют проникновению в жизнь людей чуждых деструктивных явлений, образа жизни, героев. Духовное наследие великого русского народа — суть нашей идентичности, устойчивого развития страны, необходимого условия жизнеспособности общества, его культурной уникальности, поэтому его утрата приводит к потере идентичности народа.

Главная функция духовного наследия — самосохранение и саморазвитие народа. Насаждение чужеродных культурных образцов, стремление к унификации культуры опрощает духовную жизнь, препятствует созданию традиций, не обеспечивает наследование уникального духовного опыта предков. В этой связи страшны «смердяковы», которые говорят: «Я всю Россию ненавижу! Я не могу жить в этой стране». Неслучайно запрещение в странах Запада русской литературы,

российского флага, георгиевской ленточки вызывает сегодня враждебность, деструкцию в отношениях. Для них наше духовное наследие не является ценностью, не оставило в сознании ценностный след. Вместе с тем в сознании человека предметы и явления духовного наследия интериоризируются на основе личностных смыслов, становясь для него субъектно значимыми.

Раскрывая феномен духовного наследия, выделим ряд его особенностей.

Прежде всего, в нем скрыт вневременной смысл, что позволяет приобщаться к нему поколениям людей вне зависимости от того, в какой эпохе они живут, соединяя прошлое, настоящее, будущее. Проникновение в духовные смыслы на основе диалога культур разных времен обеспечивает постижение духовного опыта.

Следует отметить, что духовное наследие страны не существует само по себе, а только при включении его в российскую культуру — в виде объектов, представляющих шедевры человеческого созидательного гения, образцы взаимодействия с природой, напрямую связанных с событиями, традициями, жизнью отдельных личностей, имеющих отечественную и мировую значимость и т. д. [18]. Духовное наследие многозначно, разнообразно и передается через язык, религию, историю, географию, фольклор, традиции, культуру. Обретая свою целостность, оно становится «гарантом» самобытности народа, его самосохранения в виде духовных идеалов, святости, веры, устремлений, отношений и поведения. Русский мир существует благодаря культурным достижениям, которые определяют самые важные критерии и параметры жизнестойкости народа — нравственность, гениальность, героизм, человеческое достоинство.

Сегодня в условиях скрытых и открытых конфликтов устоять в агрессии, значит, защитить свои базовые ценности, «сохранить свой уникальный геокультурный облик и образ будущего» [14]. Поэтому приобщение

к духовному наследию осуществляется в процессе инкультурации освоения культурных форм жизни, понимания смысла, овладения нормами культуросообразного общения, поведения в родном культурном пространстве, что обеспечивает ценностное вйдение мира.

В. В. Зеньковский считал, что «воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов» [3, с. 237]. Последовательное, в соответствии с возрастными особенностями, освоение духовного наследия подрастающим поколением детерминирует понимание ценностного духовного видения мира.

Для успешного формирования у детей и молодежи ценностного вйдения мира как важнейшего воспитательного потенциала на фундаменте российского духовного наследия необходим ряд условий, из которых основополагающим является взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее позиционное взаимодействие детей, учителей, родителей как особой развивающей ценностной практики.

Во-первых, формирование ценностного вйдения мира на основе ценностей духовного наследия своей страны осуществляется в ходе целостного образовательного процесса, в контексте взаимодействия всех учебных предметов и социокультурной практики. В этой связи современные программы и учебники истории, географии, литературы должны знакомить обучающихся с системным представлением об отечественном духовном наследии, привлекая учащихся к различным социокультурным практикам развивающей детерминации культуроосвоения и культуросозидания. Этому будут содействовать уроки «Разговор о важном», которые должны еженедельно проводиться начиная с 1 сентября.

В сознании человека предметы и явления духовного наследия интериоризируются на основе личностных смыслов, становясь для него субъектно значимыми.

В программу этих уроков необходимо включать материалы об отечественном духовном наследии.

Практика является всеобщим способом бытия общества. Социокультурная практика, гуманитарная по своей сути, является практикой становления «человеческого в человеке». Она ориентирована на духовно-нравственные ценности, социальное проектирование. Культивирование базовых способностей человека осуществляется во взаимосвязи семейного, школьного и дополнительного образования в условиях детско-взрослой общности. Последняя направлена на реализацию социально значимой и культурно-творческой деятельности по ознакомлению с духовным наследием, исторической памятью во взаимосвязи светского и религиозного путем включения детей и молодежи в упражнения по творческо-практической деятельности в различных социальных сферах.

Во-вторых, духовный образ мира формируется в первую очередь при освоении пространства родного края и любви к нему, поскольку «личность не может любить безличное» (Г. Г. Шпет). Ценности, фиксируемые исторической памятью, обусловленной как масштабной историей, так и историей малой родины, обогащают личностный опыт, ценностные отношения обучающихся. Появляющееся чувство сопричастности — «сопричастное бытие» (Г. С. Ба-тищев) — как способность чувствовать себя частью какого-либо события, процесса обеспечивает формирование ценностного вйдения мира. Сопричастность возникает в том случае, когда обучающиеся активны, инициативны, включаются в проектную, экскурсионную, исследовательскую, волонтерскую деятельность, в создание видеосюжетов о памятниках духовного наследия в своем регионе. В связи с этим реализация краевед-

Событийность выступает главным механизмом формирования ценностного мира учащихся на основе духовного наследия, так как «событийный механизм воспитания — фундаментальная идея современной педагогики».

ческого подхода пронизана «магией пространства», пониманием своего места в нем, сопричастностью к этому пространству и находящемуся в нем духовному наследию, а также соучастием в его изучении в различных социокультурных практиках. В рамках освоения истории, географии, литературы, краеведения, внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с культурным богатством своего края. При посещении (как реально, так и виртуально) музеев, церквей, монастырей и памятных мест, исследовании литературных памятников, просмотре фильмов, электронных ресурсов, объектов уличной культуры духовное наследие становится «единицей трансляции культуры» (Г. П. Щедровицкий), спрессованных временем продуктов развития отечественной культуры. Школьников следует вовлекать в образовательные путешествия, различные социальные проекты, событийные технологии, основанные на «4 СО»: со-переживании, со-чувствии, со-действии, со-вместности, формируемые на основе общения и взаимодействия учащихся.

В-третьих, важным условием формирования ценностного вйдения мира на основе духовного наследия является создание событийных ситуаций (ценностно-смысловых, культурно-познавательных, коммуникативных, игровых) как пути личностного восхождение обучающихся к духовному образу, к пониманию самоценности своего внутреннего мира. Событийность выступает главным механизмом формирования ценностного мира учащихся на основе духовного наследия, так как «событийный механизм воспитания — фундаментальная идея современной педагогики» (В. В. Сериков). Событийность помогает преодолеть обыденность жизни путем активного взаимодействия взрослых и детей, их постижения духовно-нравственных смыслов в современных форматах, таких как:

■/ изучение окружающей среды и непосредственное вовлечение обучающихся в освоение духовного наследия в рамках

событий, приуроченных к знаменательным датам (конкурсы, фестивали, акции, форумы, социальные интернет-акции, проекты, праздники, сторителлинг, встречи, карнавалы, флешмобы, реконструкции);

■/ посещение театральных спектаклей, поставленных на основе художественных произведений как наследия, уходящего в духовную память, миф, фольклор, сказания, притчи;

■/ участие школьников в событийных социокультурных и нравственных практиках, связанных с добровольческой деятельностью, служением, заботой;

■/ включение учащихся в имитационные (моделирующие) технологии, в которых актуализируются нравственные гуманистические ценности;

✓ вовлечение обучающихся в трудовые экологические десанты по изучению памятников природного наследия своего региона на основе командных способов работы в добровольческих проектах.

Подчеркнем, что значимые события, обусловленные знакомством с духовным наследием, оставляют «след в памяти», затрагивают ценностно-смысловую сферу личности, обеспечивают духовно-нравственный катарсис. Все это происходит если объект духовного наследия вызывает сопереживание, сотворчество при встрече с «бытием с другими» (М. Хайдеггер), тем самым формируется ценностное вйдение окружающего мира.

В-четвертых, привлечение детей и молодежи к участию в детских движениях, общественных объединениях способствует проявлению их активности, удовлетворяет потребности в обогащении жизни ценностными смыслами [12]. Участие в проектно-исследовательской, волонтерской деятельности погружает школьников в ситуации «участного бытия» (М. М. Бахтин), что дает им возможность по-новому взглянуть на происходящее сегодня,

В-пятых, значимым условием формирования ценностного вйдения мира на основе духовного наследия является семья

как единственная форма независимых связей, которые не может предоставить ребенку ни один социальный институт; именно семья обеспечивает детям защищенность, полноту жизни, а также передачу духовно-нравственных приоритетов, определяющих поведение индивида в обществе. Именно в семье начинается воспитание, приобщение к духовному богатству для сохранения духовной, родовой общности с великим прошлым российского народа на основе почитания своих предков, семейных традиций, семейного очага, «кодекса должного поведения» (А. А. Гусейнов). Именно родители закладывают детям основу для духовного развития, поэтапного взросления, становления их как личностей, уважающих семейные традиции, духовно-нравственные ценности своего народа.

В-шестых, в формировании ценностного вйдения мира на основе духовного наследия России огромная роль принадлежит учителю, классному руководителю, а также советникам по совершенствованию его профессионализма, развитию высокой духовности, то есть тому, что поможет педагогу воспитать в каждом ученике отношение к другому человеку как к самоценности [4]. Учитель является «хранителем нравственности, коллективных знаний и памяти народа» (Н. Н. Моисеев). Именно учитель (классный руководитель) должен помочь учащимся найти личностный смысл в отечественном духовном наследии как через свой предмет, так и во внеурочной деятельности, сопровождая их в духовном развитии. Открытие учителем ценностного смысла духовного наследия — «квинтэссенция педагогического труда» (А. Н. Леонтьев).

Заметим также, что только команда педагогов в образовательной организации становится драйвером духовно-нравствен-

Значимые события, обусловленные знакомством с духовным наследием, оставляют «след в памяти», затрагивают ценностно-смысловую сферу личности, обеспечивают духовно-нравствен -ный катарсис.

ного развития обучающихся, формирует у них ценностное вйдение мира. Верность педагога отечественному духовному наследию, отношение к нему как к самоценности задают правильный стратегический вектор жизненному пути учащихся, снижает разобщенность российского общества в условиях современной кризисной обстановки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, воспитание подрастающего поколения на ценностях духовного наследия должно быть наполнено культурными традициями, историческими и социо-

ЛИТЕРАТУРА_

культурными контекстами развития, создавать «духовный уклад жизни» (Л. С. Выготский). При этом духовное наследие, воплощенное в материальных продуктах, своеобразной ауре времени, ценностных идеях, ориентирует человечество на добро, любовь, веру. Подчеркнем, что взаимодействие, ценностная общность формируют ценностное вйдение мира, что является основой мировоззрения подрастающего поколения, выступая движущей силой развития обучения и воспитания, имеющих целью служение России.

1. Георгий (Шестун), архимандрит. Вернуться в Россию: миссия и стратегическая цель образования / архимандрит Георгий (Шестун), М. В. Захарченко // Непрерывное образование. — 2019. — № 2 (28). — С. 10—12.

2. Захарченко, М. В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления : монография / М. В. Захарченко. — Санкт-Петербург : СПбАППО, 2007. — 164 с. — ISBN 978-5-7434-0385-1.

3. Зеньковский, В. В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. — Москва : Школа-пресс, 1996. — 272 с.

4. Исаев, Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательном процессе : учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-7429-0942-2.

5. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Диалог с историей / Патриарх Кирилл. — Москва : Абрис, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-00111-559-5.

6. Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Куты-рев. — Ншкний Новгород : «Нюкний Новгород», 1994. — 199 с.

7. Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла : избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев ; под редакцией Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2016. — 528 с. — ISBN 978-5-89357-360-2.

8. Нарочницкая, Н. А. За что и с кем мы воевали / Н. А. Нарочницкая. — Москва : Вече, 2016. — 128 с. — ISBN 978-5-4444-3792-6.

9. Национальный проект «Образование» 2019—2024 гг. // Стратегия РФ : дискур-сивно-оценочная сеть. — https:/ / strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 20.06.2022).

10. Николина, В. В. Духовное наследие в развитии аксиологического потенциала подрастающего поколения в духовно-нравственном воспитании / В. В. Николина // Духовное наследие — его роль в становлении личности современника : Десятые Пюхтиц-кие чтения (Куремяэ, Эстония, 11—12 декабря 2021 г.) : материалы Международной научно-практической конференции. — Куремяэ, 2021. — С. 134—138.

11. Николина, В. В. Формирование у учащихся ценностного видения мира средствами географии / В. В. Николина // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25 ноября 2016 г.). — Москва : Экон-Информ, 2016. — С. 112—115.

12. Николина, В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 13—20.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений /

С. И. Ожегов ; под общей редакцией JI. И. Скворцова. — 28-е издание, переработанное. — Москва : Мир и образование, 2015. — 1375. — ISBN 978-5-94666-657-2.

14. Сухорукое, В. Д. Географическое образование и национальная безопасность России / В. Д. Сухоруков // География в школе. — 2021. — № 3. — С. 20—29.

15. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений : монография / М. А. Эскиндаров, Г. Ф. Ручкина, Н. И. Беседкина [и др.] ; под редакцией М. А. Эскиндарова. — Москва : Проспект, 2021. — 496 с. — ISBN 978-5-392-34039-2.

16. Фадеева, С. А. Проектирование социального пространства: от культуры личности к личности Культуры / С. А. Фадеева // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 18—22.

17. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. — Москва : ВАКО, 2022. — 160 с. — ISBN 978540805884.

18. Шапинская, Е. Н. Культурологический дискурс после постмодернизма /E.H. Шапинская // Обсерватория культуры. — 2010. — № 6. — С. 10—16.

19. Шапошников, Л. Е. Специфические черты российского образования / JI. Е. Шапошников // Отечественные и духовные традиции и православие : XXIII Рождественские православно-философские чтения / ответственный редактор JI. Е. Шапошников. — Нижний Новгород : НГПУ, 2014 — С. 21—28.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ: ДИНАМИКА ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ И КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ

С. А. ФАДЕЕВА,

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России (Москва); профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО fadeeva1607@gmail.com

В статье рассматривается динамика представления воспитательных результатов обучающихся в образовательных стандартах последних лет. Анализируется описание реализованных подходов к критериальной базе и оценочному инструментарию посредством сопоставления структурных особенностей программ. Сравниваются позиции разработчиков стандартов и педагогов-практиков относительно имеющихся возможностей оценивания личностных приращений обучающихся в условиях образовательной организации.

The article examines the dynamics of the presentation of students' educational results in the educational standards of recent years. The description of the implemented approaches to the criteria base and evaluation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.