Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Историко-культурное наследие / родной край / обучающиеся / ценностное отношение. / Historical and cultural heritage / native land / students / value attitude

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишов В. В.

В статье представлена попытка первичного эмпирического исследования исходного уровня ценностного отношения обучающихся средней школы к историко-культурному наследию родного края. Для активизации продуктивной педагогической деятельности в данном направлении предлагается использовать опыт детского археологического движения «Возвращение к истокам» на основе представленной авторской модели и содержания деятельности программы «Возвращение к истокам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF CHILDREN'S ARCHAEOLOGICAL MOVEMENT IN FORMING THE VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE NATIVE LAND

The article presents an attempt at a primary empirical study of the initial level of value attitudes of high school students to the historical and cultural heritage of their native land. To activate productive pedagogical activity in this direction, it is proposed to use the experience of the children's archaeological movement "Return to the Origins" on the basis of the presented author's model and the content of the activities of the "Return to the Origins" program.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ»

УДК 37.013.42+7.035.6

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ

© 2021 В. В. Шишов

аспирант кафедры общей педагогики e-mail: vit-wal@mail.ru

Воронежский государственный педагогический университет

В статье представлена попытка первичного эмпирического исследования исходного уровня ценностного отношения обучающихся средней школы к историко-культурному наследию родного края. Для активизации продуктивной педагогической деятельности в данном направлении предлагается использовать опыт детского археологического движения «Возвращение к истокам» на основе представленной авторской модели и содержания деятельности программы «Возвращение к истокам».

Ключевые слова: историко-культурное наследие, родной край, обучающиеся, ценностное отношение.

POSSIBILITIES OF CHILDREN'S ARCHAEOLOGICAL MOVEMENT IN FORMING THE VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE NATIVE LAND

© 2021 V. V. Shishov

Postgraduate Student at the Department of General Pedagogy, e-mail: vit-wal@mail.ru

Voronezh State Pedagogical University

The article presents an attempt at a primary empirical study of the initial level of value attitudes of high school students to the historical and cultural heritage of their native land. To activate productive pedagogical activity in this direction, it is proposed to use the experience of the children's archaeological movement "Return to the Origins" on the basis of the presented author's model and the content of the activities of the "Return to the Origins" program.

Keywords: historical and cultural heritage, native land, students, value attitude.

Все возрастающая социокультурная динамика развития современного общества и расширяющийся диалог культур, происходящие на фоне противоречивых процессов глобализации, во многом ориентированных на распространение однородных культурных образцов и нивелирование культурных различий, упрощение и минимизацию духовных потребностей личности, обусловили неустойчивое состояние системы общественных ценностей и преемственности традиций. Это поставило на повестку дня проблемы сохранения и ценностного отношения к историко-культурному наследию, поиска актуальных способов и резервов формирования качественно нового отношения к прошлому, к историко-культурному наследию и возможностей его использования в вопросах воспитания подрастающих поколений. Очевидно, что здесь также присутствуют важные аксиологические аспекты, поскольку «наличие или отсутствие

грамотного механизма сохранения и трансляции историко-культурного наследия может быть индикатором, демонстрирующим уровень развития гражданского общества, и отражать уровень его экономического и социального развития» [Замятин 2008].

По этой причине в ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано на необходимость «реализации прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры [Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ]. Как приоритетная задача современной образовательной повестки выступает также необходимость подготовки к жизни новых поколений, «разделяющих традиционные нравственные ценности и готовых к мирному созиданию, где ключевым инструментом выступает воспитание детей» [Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р].

К решению рассматриваемой проблемы целесообразно подходить с учетом особенностей социокультурной среды и места рождения и проживания индивида, когда историко-культурное наследие непосредственным образом связано с его родным (Отчим) краем. Такое смысловое понимание отражено в ряде региональных программ и законов субъектов РФ, в частности в «Программе туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017-2021 годы» [Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.01.2017 г. № 50].

Анализ опыта воспитания в различных типах образовательных организаций убеждает нас в недостаточном использовании потенциала историко-культурного наследия родного края у обучающихся и развития качеств, позволяющих подростку реализовывать себя, усваивать и принимать ценности, формировать ценностное отношение к традициям и содержанию историко-культурного наследия родного края.

Отмечаемый исследователями сложный и междисциплинарный характер категории «историко-культурное наследие» обязывает обращаться к самой широкой совокупности философских [Баева 2012; Бердюгина 2015; Булатников 2012; 2012а; 2014; Репринцев 2018; 2018а; 2019; 2020; 2020а; 2020б; 2020в и др.] культурологических [Лисицкий 2004; Никифорова 2011 и др.], социологических [Веденин 1997; Шульгин 2014 и др.], собственно педагогических [Белозерцев 2014; 2015; Дюжакова 2017; Матаев 2008; Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2020; 2021; 2021а и др.] и иных исследований, которые позволят определить сущностные, смысловые и содержательные характеристики интересующего нас феномена.

Интерес представляют исследования Е.П. Белозерцева (2015), С.А. Окольникова (2011), А.И. Петрова (2014) и др., осознавших необходимость изучения культурного наследия в контексте истории и культуры региона и рассматривающих объекты историко-культурного наследия региона и России в целом культурных ценностей высшего порядка. Важные идеи в области интересующей нас проблематики отражены в исследованиях Е.П. Белозерцева (2015), Г.И. Веденеевой (2015), В.С. Остапенко (2014) и др., раскрывающих смысл и роль родного края в социально-нравственном становлении личности в культурно-образовательной среде.

Отдельные идеи ценности историко-культурного наследия рассматривались в контексте формирования ценностного отношения к традициям, человека культуры [Бабошина 2014; Гаврилова 1999; Деева 2015 и др.]. Изучением проблем ценностного отношения и ценностных ориентаций обучающихся в контексте истории и культуры занимались Г.З. Базарова (2016), Т.Т. Будрина (1983), Л.В. Лидак (2016) и др.

Говоря об историко-культурном наследии, следует учитывать, что «любой объект культурного наследия всегда носит конкретно-исторический характер, создается в системе ценностей конкретной эпохи, часто обслуживает данную эпоху» [Бердюгина 2015: 42].

Следует также учитывать, что субъект в своей повседневности всегда находится во взаимодействии с окружающей его средой, которая может быть типологизирована в виде следующих ее составляющих:

1) естественной среды;

2) антропогенной среды;

3) знаково-символической среды (в виде совокупности обычаев, традиций, переживанием коллективной исторической памяти и пр.);

4) социальной среды (включающей различные группы членства и общности).

Мы солидарны с точкой зрения, согласно которой присвоение культурного

опыта происходит, в том числе, за счет особым образом «...организованной педагогической деятельности и требует не просто произвольных, а обязательно осознанных усилий от субъекта деятельности» [Гаврилова 1999: 12]. Считаем, что только в этом случае можно говорить о возможности ценностного подхода к осмыслению содержания историко-культурного наследия и понимания его в качестве составляющей социокультурной среды региона.

Об этом свидетельствуют и современные исследования о сопричастности культуры и образования. Так, идеи культурологического подхода в интерпретации Н.Б. Крыловой позволяют нам обнаружить тесную взаимосвязь между «обеспечением высокого уровня этнокультурных отношений в школьной среде и созданием условий для этнокультурной социализации и творческой самореализации школьника» [Крылова 2007: 67]. Это является важным условием, если мы «...желаем из этого наследия извлечь "урок" (то есть, получить что-то педагогически-ценное, проектное), следует рассматривать его (наследие) как историко-педагогический источник и востребовать в этом качестве. Впрочем, в зависимости от наших конкретных нужд (а они в самом широком смысле известны - преодолеть духовный кризис, обрести духовное здоровье) этот источник можно трактовать не только как историко-педагогический, но и как источник. обязательно педагогический. Культивирование отношения к наследию как к педагогическому источнику позволяет это наследие «оживить», актуализировать, включить в нашу повседневность, поняв и оценив полножизненность осуществляемых в нем процессов» [Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края 2017: 10].

Таким образом, мы предлагаем рассматривать историко-культурное наследие родного края как совокупность отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития региона, воплощенных в историко-культурных ценностях, имеющих ценностное основание для субъекта и значение для сохранения и развития уникальности региона.

К необходимости приобщения подрастающих поколений к ценностям историко-культурного наследия отсылает нас и ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3] за счет реализации главным образом курсов краеведческой направленности в структуре национально-региональный компонент содержания общего образования. При этом, как свидетельствует анализ массовой практики и отзывы педагогов, до сих пор остается проблема создания условий и реальной организации педагогической деятельности по ценностному освоению содержания историкло-культурного наследия в регионах, несмотря на значительный массив учебной и методической литературы. Это как раз тот самый

случай, когда обучающиеся должны выходить за пределы урочной организации подобных занятий и воочию соприкасаться с объектами и культурными ценностями, иметь возможность участвовать в этом процессе и быть активными субъектами такой деятельности. В этом случае справедливым будет считаться понимание того, что исходя из проявления ценности в качестве сформировавшихся представлений об идеалах и нравственных эталонах поведения ценностное отношение становится не простым отражением значения объекта для личности, а выражением его мировоззренческой позиции и собственных ценностных ориентиров.

По причине вышеотмеченного полагаем возможным построение продуктивной педагогической деятельности в направлении «активизации ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у обучающихся за счет включения их различные виды практической деятельности в составе экспедиционных и лингвистических путешествий, исторических реконструкций и пр.» [Березуцкий 2010].

По этой причине мы предлагаем использовать педагогический потенциал и опыт деятельности детского археологического движения «Возвращение к истокам», история которого насчитывает более четверти века (появилось в 1984 г. в с. Карабут Подгоренского района Воронежской области).

Программа существующего при детском археологическом движении «Возвращение к истокам» областного профильного лагеря дает возможность обучающимся средних школ Воронежской области в возрасте 12-18 лет непосредственно стать участниками исследовательской деятельности по изучению историко-культурного наследия Воронежского края (смены проходят в разных муниципальных районах Воронежской области), познакомиться со спецификой археологических раскопок, методами обнаружения, консервации и сохранения объектов материального и нематериального наследия предков [Березуцкий 2014]. Особенностью данного лагеря является то, что дети, вожатые и их руководители проживают в полевых условиях. Руководством и организацией смен занимаются профессионалы - сотрудники ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи». В качестве кураторов и наставников детей в период полевой жизни выступают студенты гуманитарного факультета (профилей «История»», История. Общество», «История. Право»), педагогические работники школ и кураторы муниципальных образований команд-участников.

За время работы полевых школьных лагерей накоплен огромный опыт научной, воспитательной работы. И если результаты научных исследований, проведенных в рамках полевых исследований «Возвращение к истокам», должным образом отражаются в публикациях археологов-профессионалов, то опыт воспитательной, профориентационной работы с обучающимися еще не получил освещения и оценки. Настоящая статья призвана в какой-то мере, восполнить этот пробел. Ее цель -осветить результаты первичного эмпирического исследования исходного уровня ценностного отношения обучающихся средней школы к историко-культурному наследию родного края, полученные в период проведения полевых школьных археологических лагерей (районных и областных) «Возвращение к истокам» в 20182019 гг., и представить к обсуждению авторскую модель формирования ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию родного края средствами детского археологического движения «Возвращение к истокам» (см. рис. 1).

Для понимания сформированности ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края мы выделили критерии и показатели рассматриваемого процесса по уровням: низкий, средний и высокий (табл.).

к ^ №

§«

Я о Ч м

Е

Цель: формирование ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у учащихся

Задача: формирование когнитивно-смыслового, ценностно-регулятивного и рефлексивно-деятельностного компонентов ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у учащихся

I

к

§ I

и В"

И О

м

о ч

о «

о

н

Методологические подходы

аксиологический, культурологический, средовой, личностно-деятельностный

Принципы:

принцип аксиологической направленности; принцип воспитывающей среды; принцип культуросообразности; принцип научности; принцип преемственности; принцип сотрудничества; принцип регионализации

3 2

щ И И

ч & а

§ I *

к ¡3 а

« Р и

аза

8 о « К «

^ и ?

Щ ¡3 ¡5

2 2 о

н о о К

Л

Ч м н

о

2 « к

£

м н

Рч

м «

о о

Программа детского археологического движения «Возвращение к истокам»

Виды деятельности преподавателя и обучающихся: учебно-познавательная, досуговая, исследовательская, творческая, проектная

Формы: лекции научного руководителя слета и студентов ВГПУ; работа на раскопе; мастер-классы; посвящение в археологи; археологический театр; славянский праздник; торжище в Царьграде; контрольно-археологический маршрут; экспериментальная

керамическая мастерская

Методы: стимулирование мотивации (методы активизации познавательной деятельности); подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования; исследовательский метод; метод проектов; метод культурологической эмпатии; рефлексивные методы

Средства: археологические комплексы и объекты; техническое высокоточное полевое оборудование; научно-методические разработки мероприятий (по профилю программы); средства театрализации (сюжетно-ролевой игры, игровые погружения в атмосферу программы и пр.); диагностические методики

Ч И (р

и и Г

¡с И о

« I &

« К

3 §

2 я я

а * I

яка

р

ц я 3 &

= 3 а

щ о Н

Ч К

и и

к н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Д

я и

И ч

Компоненты ценностного отношения к историко-культурному наследию родного

Когнитивно-смысловой

Ценностно-регулятивный

Рефлексивно-деятельностный

Критерии сформированности ценностного отношения к историко-культурному

наследию родного края

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Поведенческий

Показатели

• полнота представлении об объектах историко-культурного наследия родного края

• представления об особенностях быта, основных занятиях и традициях населения родного края

• идентификация себя как субъекта родного края

• эмоциональный интерес к изучению историко-культурного наследия родного края

• потребность в практическом освоении содержания историко-культурного наследия родного края

• осознание социальной значимости сохранения историко-культурного наследия родного края

• Поведен готовность учащегося к разным видам творческой деятельности в изучении и сохранении историко-культурного наследия родного края

• способность к рефлексии в деятельности по изучению историко-культурного наследия родного края

Рис. 1. Модель процесса формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у обучающихся (краткий вариант)

Критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края

Критерии Показатели Уровни сформированно сти показателей

полнота представлений об объектах историко-культурного наследия родного края

Когнитивный представления об особенностях быта, основных занятиях и традициях населения родного края НИЗКИИ

идентификация себя как субъекта родного края

эмоциональный интерес к изучению историко-культурного наследия родного края

Эмоционально-ценностный потребность в практическом освоении содержания историко-культурного наследия родного края СРЕДНИЙ

осознание социальной значимости сохранения историко-культурного наследия родного края

готовность учащегося к разным видам творческой деятельности в изучении и сохранении историко-культурного наследия родного края

Поведенческий способность к рефлексии в деятельности по изучению историко-культурного наследия родного края

саморегуляция деятельности учащегося в изучении историко-культурного наследия родного края ВЫСОКИЙ

По итогам опытно-экспериментальной работы (далее ОЭР), которая длилась два года и осуществлялась в период проведения полевых археологических лагерей (слетов) в Россошанском, Павловском, Богучарском районах Воронежской области в 2017-2018 и 2019-2020 гг. (всего 96 человек, которые были разделены на контрольную группу (далее КГ) (48 человек) и экспериментальную группу (далее ЭГ) (48 человек), мы получили следующие результаты (рис. 2).

Рис. 2. Итоги констатирующего этапа ОЭР

Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют о необходимости организации процесса формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у обучающихся в педагогически организованном процессе за счет средств археологического движения «Возвращение к истокам» в контексте предлагаемой модели.

Далее была реализована совокупность мероприятий, проводимых в рамках детского археологического лагеря.

К образовательным мероприятиям относятся:

- работа на раскопе;

- обучающие мастер-классы по работе с современным высокоточным полевым оборудованием;

- лекции научного руководителя слета, дающие подробные объяснения найденным в ходе раскопок материалам, относящимся к той или иной археологической культуре. Научный руководитель рассказывает о представителях данных археологических культур, их быте, обрядах, религиозных мировоззрений, отвечает на возникающие вопросы;

- полевые лекции, читаемые студентами ВГПУ гуманитарного факультета, исторического отделения на археологические темы;

- конкурс «Белые береты» на лучшего археолога среди девушек и юношей;

- экспериментальная керамическая мастерская.

К воспитательным мероприятиям относятся:

- соблюдение распорядка дня;

- конкурс на соблюдение порядка и чистоты между отрядами;

- коллективная работа на раскопе;

- дежурство на территории своего лагеря;

- беседы с преподавателями и вожатыми на темы экологии, уважительного отношения к природе, старшим и труду.

К развивающим мероприятиям относятся:

- подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования;

- археологический театр;

- славянский праздник;

- контрольно-археологический маршрут;

- торжище в Царьграде;

- посвящение в археологи.

Ввиду большого количества участников и их возрастного разброса, обширной территории, воспитательного и педагогического сопровождения на территории лагеря можно реализовать огромное количество развивающих мероприятий, соответствующих заданной тематике, территориальным особенностям и образовательным задачам.

В заключение следует отметить, что подобная работа будет продолжена. Хотим также принципиально подчеркнуть, что исследование является первой попыткой эмпирического описания опыта работы профильного лагеря «Возвращение к истокам» в контексте организации продуктивной педагогической деятельности по формированию у обучающихся средней школы ценностного отношения к историко-культурному наследию родного для них края. тем не менее для нас вполне очевидно, что подобным образом организованная деятельность должна принести несомненную пользу в воспитании подрастающего поколения по пути активизации познавательного процесса и понимания необходимости ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края и деятельностной заботы о том, чтобы сохранить и передать его следующим поколениям как нечто ценное и сакральное. Несомненен тот положительный опыт, который приобретают учащиеся, находясь в поле в условиях «живой» коммуникации со сверстниками и взрослыми в самых разных детско-взрослых общностях. Это особенно важно в наше время компьютерных «виртуальных проблем», оторванных от реальной жизни и реального пути накопления жизненного опыта.

Библиографический список

Бабошина Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 216 с.

Базарова Г.З. Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников: на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2016. 23 с.

Баева Л.В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции // Философия и общество. 2012. №.1. С. 109-118.

Белозерцев Е.П. Философско-педагогическое наследие Отчего края: в контексте профессионального становления // Известия ВГПУ. 2014. № 1(262). С. 197-206.

Белозерцев Е.П. и др. Философско-педагогическое наследие Отчего края: монография / Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, В.В. Варава. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 312 с.

Бердюгина А.В. Культурное наследие полиэтничного региона как фактор осуществления диалога культур // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1 (67). № 3. С. 40-48.

Березуцкий В.Д. Детское археологическое движение «Возвращение к истокам» как форма организации познавательного интереса к историческому прошлому // Современные проблемы и технологии обучения истории. Воронеж: ВГПУ, 2010.

Березуцкий В.Д. Методические и информационные материалы к проведению полевого профильного лагеря. Воронеж: ТеггаСору, 2014. 40 с.

Будрина Т.Т. Влияние региональных условий на формирование ценностных ориентации школьников // Ценностные ориентации и интересы школьников: сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. С. 72-82.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.

Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края. Саратов: Вузовское образование, 2015. 392 с.

Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. С. 124-131.

Гаврилова, Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона: на материале пропедевтических краеведческих курсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 20 с.

Деева Е.В., Матренин П.В. Формирование ценностного отношения подростков к Русскому миру в деятельности общественных объединений // Евразийский форум. 2015. № 1. С. 176-184.

Дюжакова М.В., Проскурина Н.В. Историко-культурное наследие как основа духовно-нравственного воспитания // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 9-13.

Замятин Д.Н. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы. М.: Институт Наследия, 2008. 760 с.

Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007. 191 с.

Лидак Л.В. Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре туркменского народа: реалии и возможности. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. 221 с.

Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2004. 20 с.

Матаев В.В. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 26 с.

Никифорова А.А. Состояние и охрана памятников природного и культурного наследия в регионах ресурсного типа: дис. ... канд. культурологии. Нижневартовск, 2011. 166 с.

Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края / под ред. Е.П. Белозерцева. М.: АИРО-XXI, 2017. 352 с.

Окольникова С.А. Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст: региональная модель: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011. 30 с.

ОльшанниковаА.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. 80 с.

Остапенко, В.С. «Отчий край» как понятие и мировоззренческий феномен / Отчий край Дмитрия Веневитинова: история, культура, образование. Третьи Веневитиновские чтения (26 апреля 2014). Воронеж : ВГПУ, 2014. C. 47-54.

Петрова И.А. Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия // Мир России. Социология. Этнология. 2014. № 4(9). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/202_st.pdf (дата обращения: 19.07.2020).

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.01.2017 г. № 50 «Об утверждении программы туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017-2021 годы».

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 03.08.2020).

Репринцев А.В. Информационная среда в системе факторов этнической социализации подростков и молодежи // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 265-273.

Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.

Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: сб. материалов междунар. конф. / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород: БелГУ, 2018. С. 7-10.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте

современной культуры: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: Башкирский госуниверситет, 2018а. С. 169-176.

Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван: РАУ, 2019. С. 324-330.

Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ, 2020б. С. 98-107.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч. конф. Ереван: РАУ, 2020в. С. 628-648.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256). С. 142-149.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017. С.464-469.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017а. С. 612-631.

Сухоруков И.С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021а. №3(50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. тр. конференции, Саратов, 18-20 апреля 2017 г. / науч. ред. Е.А. Александрова. М.: Перо, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. № 4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020. С. 196-204.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 1 июля 2020 года). иЯЬ: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 19.07.2020).

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (с изменениями на 24 апреля 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901820936 (дата обращения: 19.07.2020).

Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2014. № 2. С. 115-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.