Научная статья на тему 'ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОДРОСТКИ / СО-БЫТИЙНОСТЬ / ARCHAEOLOGICAL CAMP / CHILDREN-ADULT COMMUNITY / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ADOLESCENTS / CO-EXISTENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишов Виталий Васильевич

В настоящее время расширяется запрос в педагогической теории и практике на адекватные современной ситуации развития педагогических и воспитательных практик включения обучающихся разных возрастов в продуктивные (в том числе социально-значимые) виды деятельности. Кризисное состояние ценностно-смысловой сферы современного социума, экспансия массовой культуры с характерными для нее низкими культурными стандартами и образцами, снижение значимости многих традиционных социальных институтов наследования актуализируют обращение к содержанию историко-культурного наследия, в том числе родного края, которое может выступать самодостаточным источником для формирования у подростков опыта отношения к социокультурной действительности, социально приемлемых и одобряемых моделей поведения. Целью работы является теоретическое обоснование педагогических возможностей детско-взрослой общности археологического лагеря в условиях деятельностного освоения подростками историко-культурного наследия. В результате обосновано, что действенным является создание и действие на более или менее постоянной основе детско-взрослой общности (Д.В. Григорьев, И.Ю. Шустова) на примере археологического лагеря «Возвращение в истоках». Лагерь рассматривается как уникальная площадка и педагогическая «лаборатория» для взаимодействия подростков с содержанием и смыслами историко-культурного наследия за счет включения в различные виды деятельности (поисковую, научно-исследовательскую, познавательную, досуговую и др.) и продвижения за счет этого в накоплении опыта ценностного и нравственного отношения к такому наследию, Другому и социуму в целом. В итоге отмечается, что, археология, археологический лагерь, деятельность в нем выступают как значимые для подростков субкультуры, становясь членом которой, подросток - участник экспедиции - продуктивно интериоризует систему традиционных национальных ценностей, которые, становятся для него личностно значимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишов Виталий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN-ADULT COMMUNITY OF THE ARCHAEOLOGICAL CAMP AS A FACTOR OF INCLUSION OF ADOLESCENTS IN THE STUDY OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

Currently, the demand in pedagogical theory and practice for adequate modern development of pedagogical and educational practices to include students of different ages in productive (including socially significant) activities is increasingly expanding. The crisis state of the value-sense sphere of modern society, which many researchers considered, was the expansion of mass culture with low cultural standards and patterns that were characteristic of it, the decline in importance of many traditional social institutions of inheritance, in our opinion, update the appeal to the content of historical and cultural heritage, including the native land, which can be a self-sufficient source for the creation of attitude towards sociocultural reality among adolescents.To enrich social experience and socially acceptable and approved behaviours and communication. The purpose of the work is to theoretically substantiate the pedagogical capabilities of the children's-adult community of the archaeological camp «Return to the Origins» in the conditions of the active development by adolescents of historical and cultural heritage. We believe that the creation and operation of a more or less permanent child-adult community may be effective in this regard. (D.V. Grigoriev, I.Yu. Shustova) on the basis of an archaeological camp «Return to the Origins» as a unique platform and pedagogical «laboratory» for the interaction of adolescents with the content and meanings of historical and cultural heritage through inclusion in various types of activities (search, research, educational, leisure, etc.) and promotion due to this in the accumulation of positive experience of a value and moral attitude to such a heritage, Another and society as a whole. Archeology acts in this context as a subculture significant for adolescents, becoming a member of which, a teenager - a participant in the expedition - productively interiors the system of traditional national values that become personally significant for him.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК 378: 008

DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-3

Шишов В.В.

Детско-взрослая общность археологического лагеря как фактор включения подростков

__в деятельность по изучению историко-культурного наследия

Воронежский государственный педагогический университет ул. Ленина, д. 86, Воронеж, 394043, Россия vit-val@mail.ru

Статья поступила 05 ноября 2020; принята 10 декабря 2020; опубликована 31 декабря 2020

Аннотация. В настоящее время расширяется запрос в педагогической теории и практике на адекватные современной ситуации развития педагогических и воспитательных практик включения обучающихся разных возрастов в продуктивные (в том числе социально-значимые) виды деятельности. Кризисное состояние ценностно-смысловой сферы современного социума, экспансия массовой культуры с характерными для нее низкими культурными стандартами и образцами, снижение значимости многих традиционных социальных институтов наследования актуализируют обращение к содержанию историко-культурного наследия, в том числе родного края, которое может выступать самодостаточным источником для формирования у подростков опыта отношения к социокультурной действительности, социально приемлемых и одобряемых моделей поведения. Целью работы является теоретическое обоснование педагогических возможностей детско-взрослой общности археологического лагеря в условиях деятельностного освоения подростками историко-культурного наследия. В результате обосновано, что действенным является создание и действие на более или менее постоянной основе детско-взрослой общности (Д.В. Григорьев, И.Ю. Шустова) на примере археологического лагеря «Возвращение в истоках». Лагерь рассматривается как уникальная площадка и педагогическая «лаборатория» для взаимодействия подростков с содержанием и смыслами историко-культурного наследия за счет включения в различные виды деятельности (поисковую, научно-исследовательскую, познавательную, досуговую и др.) и продвижения за счет этого в накоплении опыта ценностного и нравственного отношения к такому наследию, Другому и социуму в целом. В итоге отмечается, что, археология, археологический лагерь, деятельность в нем выступают как значимые для подростков субкультуры, становясь членом которой, подросток - участник экспедиции - продуктивно интериоризует систему традиционных национальных ценностей, которые, становятся для него личностно значимыми.

Ключевые слова: археологический лагерь; детско-взрослая общность; историко-культурное наследие; подростки; со-бытийность.

Информация для цитирования: Шишов В.В. Детско-взрослая общность археологического лагеря как фактор включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №4. С. 28-43. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-3.

V.V. Shishov

Children-adult community of the archaeological camp as a factor

of inclusion of adolescents in the study of historical

and cultural heritage_

Voronezh State Pedagogical University 86 Lenin Str., Voronezh, 394043, Russia vit-val@mail.ru

Received on November 05, 2020; accepted on December 10, 2020; published on December 31, 2020

Abstract. Currently, the demand in pedagogical theory and practice for adequate modern development of pedagogical and educational practices to include students of different ages in productive (including socially significant) activities is increasingly expanding. The crisis state of the value-sense sphere of modern society, which many researchers considered, was the expansion of mass culture with low cultural standards and patterns that were characteristic of it, the decline in importance of many traditional social institutions of inheritance, in our opinion, update the appeal to the content of historical and cultural heritage, including the native land, which can be a self-sufficient source for the creation of attitude towards sociocultural reality among adolescents.To enrich social experience and socially acceptable and approved behaviours and communication. The purpose of the work is to theoretically substantiate the pedagogical capabilities of the children's-adult community of the archaeological camp «Return to the Origins» in the conditions of the active development by adolescents of historical and cultural heritage. We believe that the creation and operation of a more or less permanent child-adult community may be effective in this regard. (D.V. Grigoriev, I.Yu. Shustova) on the basis of an archaeological camp «Return to the Origins» as a unique platform and pedagogical «laboratory» for the interaction of adolescents with the content and meanings of historical and cultural heritage through inclusion in various types of activities (search, research, educational, leisure, etc.) and promotion due to this in the accumulation of positive experience of a value and moral attitude to such a heritage, Another and society as a whole. Archeology acts in this context as a subculture significant for adolescents, becoming a member of which, a teenager - a participant in the expedition - productively interiors the system of traditional national values that become personally significant for him.

Keywords: archaeological camp; children-adult community; historical and cultural heritage; adolescents; co-existence.

Information for citation: Shishov V.V. (2020), "Children-adult community of the archaeological camp as a factor of inclusion of adolescents in the study of historical and cultural heritage", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 6 (4), 28-43, DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-3.

Введение (Introduction). Одним из приоритетных направлений развития современной теории и практики воспитания является необходимость поиска адекватных социокультурной ситуации развития в услови-

ях девальвации ценностно-нормативного поля культуры, его трансляционного механизма и кризисное состояние традиционных социокультурных институтов наследования (семьи, школы и пр.) способов, форм,

средств знакомства и освоения подрастающими поколениями историко-культурного наследия региона и страны в целом. По этой причине в «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» апеллирует к системе образования на необходимости «... формирования нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию, где ключевым инструментом выступает воспитание детей»1. В свою очередь, Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»2 подчеркивает необходимость сохранения и развития культурно-национальной самобытности народов Российской Федерации, защиты, восстановления и сохранения историко-культурной среды обитания.

К решению рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, целесообразно подходить с учетом особенностей социокультурной среды и места рождения и проживания индивида, когда историко-культурное наследие непосредственным образом связано с его родным (Отчим) краем. Такое смысловое понимание отражено в ряде региональных программ и законов субъектов РФ, в частности в «Программе туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 20172021 годы» . Однако, анализ опыта воспи-

^аспоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 25.10.2020).

2 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-Ф3 (с изменениями на 24 апреля 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901820936 (дата обращения: 2710.2020).

3 Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.01.2017 г. № 50 «Об утверждении программы туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017 - 2021 годы». URL: https://pravo.govvrn.ru/obr_nauka (дата обращения: 20.10.2020).

тания в различных типах образовательных организаций убеждает нас в недостаточном использовании потенциала историко-культурного наследия родного края у обучающихся и развития качеств, позволяющих подростку реализовывать себя, усваивать и принимать ценности, формировать ценностное отношение к традициям и содержанию историко-культурного наследия родного края.

В качестве одного из ведущих факторов включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия мы рассматриваем создание и действие на постоянной основе детско-взрослой общности археологического лагеря.

Цель работы - теоретически обосновать педагогические возможности детско-взрослой общности археологического лагеря «Возвращение к истокам» в условиях де-ятельностного освоения подростками историко-культурного наследия.

Материалы и методы (Methodology and methods). Исследование носило теоретический характер, поэтому в основном выбраны теоретические методы исследования с учетом поставленной цели, позволяющие использовать возможности анализа, синтеза, педагогического моделирования и наблюдения. Для достижения поставленной цели мы обращаемся к совокупности методологических подходов, а именно: аксиологическому подходу (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др.), позволяющему проанализировать возможности обосновать значимость историко-культурного наследия родного края в структуре ценностного мира личности подростков; средовому подходу (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлови др.), описывающего процесс формирования ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию средовыми влияниями и учетом социокультурной специфики региона проживания подростков; личностно-деятельностному подходу (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Сериков и др.), указывающего на оптимальные условия организации совместной деятельности с учетом потребностей и возможностей подростков в период проведения

археологических смен археологического движения «Возвращение к истокам» за счет реализации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на массиве более 400 обучающихся общеобразовательных школ в период проведения полевых археологических лагерей (слетов) в Россошанском, Павловском, Богучарском Воронежской области в течение 2017-2018 и 2019-2020 годов. При этом формирующий этап педагогического эксперимента проводился с участием 96 подростков, которые были разделены на контрольную (далее - КГ) и экспериментальную (далее - ЭГ) группы (по 48 человек каждая). Обработка результатов осуществлялась на основе применения методов математического анализа и статистики

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Интерес представляют исследования авторов, осознавших необходимость изучения культурного наследия в контексте истории и культуры региона: Е.П. Белозерцев, В.В. Буда-ков, С.А. Окольникова, М.В. Дюжакова, Н.В., Проскурина П.М. Шульгин и др. (Белозерцев, 2016; Будаков, 2014; Дюжакова, Проскурина, 2017; Окольникова, 2011; Шульгин, 2014).

В работах В.Д. Березуцкого, Т.В. Люб-чанской, В.Г. Пежемского и др. затрагиваются вопросы о возможностях и формах организации археологических лагерей, клубов и экспедиций в целях развития у обучающихся интереса к родному краю и стране и активизации ценностного отношения к наследию родного края у подростков (Бере-зуцкий, 2010; Любчанская, 2009; Пежемский, 2003).

В исследованиях Д.В. Григорьева, И.Ю. Шустовой и др. отражены содержательные, структурные и смысловые аспекты феномена «детско-взрослая общность», являющаяся для нас средством и фактором включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия (Григорьев, 2012; Шустова, 2016, 2018).

В результате проведенного теоретического анализа и педагогической практики

следует констатировать наличие все возрастающего запроса в теории и практике на разработку курсов краеведческой и регио-новедеческой направленности в содержании школьного образования, где решаются задачи по формированию у подрастающего поколения ценностного отношения к историко-культурному наследию как родного края, так и страны в целом на основе актуализации базовых национальных и общечеловеческих ценностей.

Полагаем возможным акцентировать внимание именно на необходимости формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию как интегратив-ному личностному образованию, проявляющемуся в устойчивой, избирательной и предпочтительной связи субъекта с объектами и смыслами историко-культурного наследия. Устойчивость отношения в процессе решения практических жизненных задач не требует его выработки каждый раз заново и позволяют личности избегать постоянного «самоопределения». Избирательность отношений детерминирована аналогичным характером внутренних переживаний человека, что внешне передается сквозь предпочтительную связь с теми или иными объектами действительности, содержательно характеризуя личность.

Наиболее продуктивным для формирования ценностного отношения выступает подростковый возраст, во многом кризисное протекание которого за счет интенсивного развития сферы самосознания, поиска новых референтов в социальном окружении и т.п. обуславливает уместность и возможность педагогически грамотного побуждения, поддержки и сопровождения актуализации ценностных установок по отношению к национальному и региональному историко-культурному наследию. Неслучайно, что многие исследователи подчеркивают, что именно в подростковом возрасте «активизируются интеллектуально-познавательные силы ребенка; в личностном развитии активно пополняется опыт эмпатийно-рефлексивных переживаний, закладываются

представления о социальных ценностях» (Слободчиков, 2000: 126).

При оценке морального развития индивида в зарубежной науке также признается сензитивность подросткового периода взросления для формирования ценностей, ценностных ориентаций и ценностных отношений (Kohlberg, 1991; Piaget, 1971), когда происходит активное развитие «сферы моральных суждений, способов социального познания и саморегуляции поведения, самоуважения и субъектно-личностной идентификации ребенка» (Piaget, 1971: 86).

При этом общей особенностью современного этапа социализации подростка в ситуации доминирования массовой культуры с характерными для нее низкими культурными образцами и стандартами (Walsh, 2012), и формирующейся гиперреальности (или, по Ж. Бодрийяру, «миру симулякров» (Baudrillard, 1988)) является девальвация привычного трансляционного механизма социокультурного наследования. В контексте рассматриваемой темы это уже привело к установке на потребительскую ценность объектов историко-культурного наследия и их трансформации в достопримечательности сферы исключительно туриндустрии (Law, 1994; Prott, 1989).

Все вышеуказанное дает нам основание полагать, что важнейший фактор развития личности подростка - его собственная социальная активность, направленная на усвоение позитивных образцов и ценностей, опыта культурно-ценностной деятельности на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

В этом смысле особый интерес в контексте нашего исследования представляют идеи В.И. Слободчикова «о развитии субъ-ектности ребенка в рамках со-бытийной общности» (Слободчиков, 2000). По его мнению, «находясь внутри со-бытийной общности, ребенок приобщается к определенным формам культуры. Выход из общности обеспечивает индивидуализацию

накопленного социального опыта. Происходит присвоение и осознание ценностей, принятых в пространстве со-бытийного взаимодействия» (Слободчиков, 2000: 226). Наука и практика убедительно доказывают, что организуемое подобным образом «пространство со-бытийного взаимодействия и формирования ценностных ориентаций личности обеспечивает воспитательный коллектив, включающий взрослых и детей, существующий в едином ор-ганизационно-деятельностном процессе в качестве равноправных субъектов» (Шустова, 2016: 42).

Признавая при этом, что процесс освоения историко-культурного наследия и выработка ценностного отношения к нему начинается с самого рождения каждого человека и первичную роль в этом играет микросреда, подчеркнем, что в процессе развития самосознания каждая личность вырабатывает собственные ценностные ориентиры. В свете гуманизации образования задача педагога - направить развитие личности и сформировать ценностное отношение к историко-культурному наследию (Белозерцев, 2016).

Анализ сущности и уточнение потенциала областного профильного лагеря детского движения «Возвращение к истокам» в рассматриваемом процессе позволяют сконструировать модель процесса формирования ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию (ИКН) на основе создания детско-взрослой общности одноименного археологического клуба (рис. 1).

Полагаем возможным построение продуктивной педагогической деятельности в направлении «активизации ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у обучающихся за счет включения их различные виды практической деятельности в составе экспедиционных и лингвистических путешествий, исторических реконструкций и пр.» (Березуцкий, 2010).

s

0 ~

1 i

zr

X

Цель:

включение подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия и формирование ценностного отношения к нему

t

4 й

Т О

S с; ^ Ю

о is

s

*

и

ai

X

Методологические подходы:

аксиологический, средовой, личностно-деятельностный Принципы:

аксиологической направленности, воспитывающей среды, культуросообразности, научности, преемственности, сотрудничества, регионализации

X

Содержание деятельности преподавателя и обучающихся

к

о

--о л б

н ь й

л ы

е н

т т

а с

ж о

р е н ь

д о л е т

С я

е

д

Формы: лекции научного руководителя слета и студентов ВГПУ; работа на раскопе; мастер-классы; посвящение в археологи; археологический театр; славянский праздник; торжище в Царьграде; контрольно-археологический маршрут; экспериментальная керамическая мастерская.

Методы: стимулирование мотивации (активизации познавательной деятельности); подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования; исследовательский метод; метод проектов; эмпатии; рефлексивные методы._

X

Средства: археологические комплексы и объекты; техническое высокоточное полевое оборудование; научно-методические разработки мероприятий (по профилю программы); средства театрализации (сюжетно-ролевой игры, игровые погружения в атмосферу программы и пр.); диагностические методики.

I

Педагогические условия включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия и формирование ценностного отношения к нему

зс

о л б

IS

и

*

с е ч и т с о н

^

а

и д

I

о н ь л а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и р

е т

и р

SC

1) организация образовательно-развивающей среды, содействующей знакомству и взаимодействию подростков с объектами и содержанием историко-культурного наследия;

2) принятие участниками процесса формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию целей и задач данного процесса;

3) деятельностный характер осмысления и освоения в рамках реализации программы археологического слета «Возвращение к истокам» содержания историко-культурного наследия;

4) создание и действие на постоянной основе детско-взрослой общности археологического клуба;

5) включение подростков в поисковую научно-исследовательскую деятельность по изучению и сохранению историко-культурного наследия.

Критерии и показатели эффективности включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Поведенческий

• полнота представлений об объектах ИКН;

• представления об особенностях быта, основных занятиях и традициях населения;

• идентификация себя как субъекта родного края.

• эмоциональный интерес к изучению ИКН;

• потребность в практическом освоении содержания ИКН;

• осознание социальной значимости сохранения ИКН.

• готовность подростка к разным видам творческой деятельности в изучении и сохранении ИКН;

• способность к рефлексии в деятельности по изучению ИКН;

• саморегуляция деятельности подростка в изучении ИКН.

Рис. 1 Модель включения подростков в социально-ценную деятельность по изучению историко-культурного наследия Fig. 1 Model of adolescent's inclusion in socially valuable activities for the study of historical

and cultural heritage

С этой целью обратимся к педагогиче- ластного археологического движения «Воз-

ской программе и опыту деятельности об- вращение к истокам», действующего на тер-

ритории Воронежской области с 1984 года. Программа существующего при нем областного профильного археологического лагеря дает возможность обучающимся средних школ Воронежской области в возрасте 12-18 лет непосредственно стать участниками исследовательской деятельности по изучению историко-культурного наследия Воронежского края (смены проходят в разных муниципальных районах Воронежской области), познакомиться со спецификой археологических раскопок, методами обнаружения, консервации и сохранения объектов материального и нематериального наследия предков (Березуцкий, 2017). Особенностью данного лагеря является то, что дети, вожатые и их руководители проживают в полевых условиях. Руководством и организацией смен занимаются профессионалы - сотрудники ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи». В качестве кураторов и наставников детей в период полевой жизни выступают студенты гуманитарного факультета (профилей «История»», История. Общество», «История». Право»), педагогические работники школ и кураторы кот муниципальных образований команд-участников.

К основным принципам организации взаимодействия археологических смен в соответствии с представленной программой относятся:

- «педагогический процесс строится в соответствии с возрастными особенностями участников программы;

- создание безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся;

- активная поисково-исследовательская деятельность, непосредственная работа на месте археологического объекта, участие в раскопках, лекционные занятия, тематические игры и мероприятия развивают профессиональные компетенции детей;

- воспитательный процесс в рамках палаточного лагеря предполагает развитие трудолюбия, духа коллективизма, толерантности, правосознания, гуманизма, бережного отношения к природе, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты;

- педагогический процесс включает в себя все направления деятельности (физическая активность, творчество, интеллект, общение и т.д.), что благотворно сказывается на формировании личности ребенка» (Бере-зуцкий, 2017: 173).

В этом смысле деятельность археологического лагеря «Возвращение к истокам» представляет уникальную детско-взрослую общность и даже педагогическую «лабораторию», в которой подросток получает возможность находиться в окружении природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий свидетельств жизни предков его региона. Безусловно, что организованное подобным образом знакомство, погружение и взаимодействие с историко-культурным наследием родного края практически мало кого из подростков-участников археологических смен оставляет равнодушным, способствуя эмоциональному насыщению и переживанию чувства связи с наследием предков, сопряжения идентичности с региональной спецификой.

Для нашего исследования «под детско-взрослой общностью мы понимаем первичную контактную группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками» (Шустова, 2018: 26). Так, участие в деятельности археологического клуба сплачивает подростков в коллектив, чему особенно способствует детская археологическая экспедиция. Раскопки с точки зрения ребенка, впервые отправляющегося в экспедицию, это занятие, окруженное таинственным флером, связанное с тайной, с поиском сокровищ. В такой ситуации значима роль

взрослого ученого-археолога, вступающего в общение с подростком - участником экспедиции.

Археология выступает в таком контексте как субкультура. Археологическая деятельность - деятельность целенаправленная и научно-исследовательская. Цель ее - выяснение, изучение древнейшей истории человечества. При этом археология относится к той группе наук, у которых, помимо теоретической части, существует практическая, и в ней - полевые исследования (раскопки). Археологические раскопки привлекают подростков не только своим содержанием. Существует очень яркая и самобытная археологическая субкультура, исследованию которой посвящен уже ряд научных работ.

В ходе работы клуба разнообразно проявляется и изменяется интерес подростков клуба к истории и культуре родного края. Усиление познавательного интереса отражается на накоплении знаний и в итоге выводит подростков на потребность в ценностном отношении к историко-культурному наследию родного края.

Люди в археологической экспедиции оказываются лицом к лицу друг с другом, в ситуации, где трудно быть неискренним, где

легко показать свое лицо, свою сущность. Поэтому для участников археологического клуба, как правило, характерно также исчезновение группировок, сливающихся вокруг ядра группы, актива коллектива, хорошие отношения между мальчиками и девочками, активное межвозрастное взаимодействие.

Отмеченные выше положения были экспериментально апробированы и подтверждены на массиве более 400 обучающихся общеобразовательных школ в период проведения полевых археологических лагерей (слетов) в Россошанском, Павловском, Богучарском Воронежской области в течение 2017-2018 и 2019-2020 годов. При этом формирующий этап педагогического эксперимента проводился с участием 96 подростков, которые были разделены на контрольную (далее - КГ) и экспериментальную (далее - ЭГ) группы (по 48 человек каждая).

Сравнение полученных распределений между собой осуществлялось с помощью критерия х2-Пирсона по формуле:

(1).

Сводные параметры расчета /2 Summary calculation parameters /2

Таблица 1

Table 1

№ п/п Эмпирическая частота Теоретическая частота CWJ (и~/ш)2

1 19 20 -1 1 0,05

2 21 20,5 0,5 0,25 0,012

3 8 7,5 0,5 0,25 0,033

4 21 20 1 1 0,05

5 20 20,5 -0,5 0,25 0,012

6 7 7,5 -0,5 0,25 0,033

Итог 96 96 - - 0,19

Рис.2 Распределение испытуемых КГ и ЭГ по уровням сформированности ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию (констатирующий этап ОЭР) Fig. 2 Distribution of the subjects from the CG and the EG by the levels of the formation ofthevalue attitude of adolescents to the historical and cultural heritage (stating the stage of the OER)

Таким образом, по результатам математического анализа и статистической обработки результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, о том, что достоверных различий, между группами не обнаружено, а большинство опрошенных подростков в обеих группах продемонстрировали средние и низкие значения по уровням сформированности ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края.

По итогам формирующего этапа в ЭГ произошли позитивные приращения по высокому и среднему уровням сформирован-ности ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию. Так, приращение по высокому уровню произошло с

41,7% до 50%, а по высокому уровню приращения более существенны, возрастание произошло на 12,5%, что более существенно выглядит, когда 5 подростков перешли на более высокий уровень. Также отмечается общая тенденция к снижению количества подростков с низким уровнем.

В сравнении с КГ данные показатели еще более подтверждают уместность и эффективность проведенной ОЭР по формированию ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию средствами археологического лагеря «Возвращение к истокам».

Сравнение полученных распределений между собой также осуществлялось с помощью критерия %2--Пирсона.

Рис. 3 Итоговые значения сформированности ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию родного края (аналитический этап ОЭР) Fig. 3 The final values of the formation of the value attitude of adolescents to the historical andcultural heritage of their native land (analytical stage of the ERM)

Таблица 2

Уровнисформированностиценностногоотношенияподростков кисторико-культурномунаследиюродногокрая

Table 2

Levels of the formation of the value attitude of adolescents to the historical and cultural heritage of their native land

Уровни сформированности ценностного отношения подростков к ИКН КГ, чел. (%) ЭГ, чел. (%)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Низкий 19 (39,6%) 23 (47,9%) 21 (43,7%) 11 (22,9%)

Средний 21 (43,7%) 17 (35,5%) 20(41,7%) 24 (50,0%)

Высокий 8 (16,6%) 8 (16,6%) 7 (14,6%) 13 (27,1%)

Достижение полученных результатов, по нашему мнению, стало возможным за счет создания единого ценностно-смыслового пространства детско-взрослой общности археологического лагеря и реали-

зации открытого взаимодействия подростков, студентов и преподавателей, где каждому предоставлена возможность посильного участия с учетом мнения и выбора видов деятельности по программе (табл. 3).

Таблица 3

Логика развития детско-взрослой общности археологического лагеря в процессе реализации содержания программы «Возвращение к истокам»

Table 3

Logic of the development of the children-adult community of the archaeological camp in the process of implementing the content of the program "Return to the Origins"

Период смены

Задачи

Содержательные этапы

Формы работы

ы н ь

л е т и

еа

о т о

и

д

о оП

д

о

и р

е п

- методическое наполнение программы;

- подготовка педагогов, вожатых и иных работников к реализации программы.

1.

Организационный этап.

Подготовка педагогического состава к реализации программы.

- составление необходимой документации;

- подготовка педагогического состава;

- подготовка вожатых (студентов ВГПУ);

- подготовка методических материалов для реализации программы._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д

о

и р

е п

ы

н

н

о

и

я а

т

и н

а

U

р

о

- успешная адаптация каждого участника лагерной смены;

- выявление интересов и потребностей детей и подростков;

- мотивация обучающихся на включение в различные виды деятельности;

- выявление психологического климата в детском коллективе, определение формальных и неформальных лидеров.

2.

Коммуникативный этап.

Знакомство участников друг с другом, выявление интересов и способностей.

- встреча детей, расположение на территории палаточного лагеря;

- обеспечение благоприятной жизнедеятельности детей в условиях палаточного лагеря;

- игры на знакомство;

- вводная игра, входная диагностика;

- выявление лидеров детского коллектива, командообразование;

- линейка открытия смены.

д

о

и р

е п

3=

о н

еа

о н с

О

- развитие познавательной активности и приобретения новых знаний у обучающихся;

- поддержка мотивации детей и подростков к поисково-исследовательской деятельности;

- поддержание и развитие морально-духовных качеств детей.

3. Информационно-обучающий этап. Реализация основной педагогической идеи программы. Предполагает получение новых знаний, развитие интеллектуальных, физических, и лидерских способностей.

- ключевые мероприятия программы (работа на раскопе, лекции научного руководителя слета, полевые лекции);

- мастер-классы, курсы основных блоков, программы (экспериментальная керамическая мастерская, квадракоптеры);

- конкурсы по профилю лагерной смены, позволяющие оценить степень овладения участниками программы предлагаемых знаний и навыков («белые береты»);

Период Задачи Содержательные Формы работы

смены этапы

- коллективно-творческая деятельность и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соблюдение распорядка дня, подвижные игры, археологический театр и т.д.); - активное взаимодействие вожатых с обучающимися.

Итоговый период - подведение итогов, отслеживание результативности педагогической программы; - закрепление знаний, умений и навыков приобретённых обучающимися в течение смены; - подготовка детей к отъезду из лагеря. 4. Демонстративно-аналитический этап. Демонстрация полученных знаний, умений, навыков и компетенций участниками программы. - выходная диагностика; - линейка закрытия смены, демонстрация найденных археологических артефактов; - итоговые мероприятия программы (посвящение в археологи); - прощальные огоньки в отрядах.

Аналитический период - составление отчетов о реализации программы; - анализ полученных результатов; - обработка отзывов в социальных сетях о программе. 5. Аналитический этап. Подведение итогов реализации программы. Выработка перспектив деятельности. - анализ отчетов педагогического состава по реализации программы; - составление итоговых отчетов; - сохранение археологических артефактов на базе Воронежского государственного педагогического университета; - разведка археологических памятников для повторной реализации программы.

Период последействия Успешная интеграция участников областного профильного лагеря детского археологического движения Воронежской области «Возвращение к истокам» в деятельность и мероприятия, связанные с археологией, краеведением и т.п., проходящие, как на региональном и муниципальном, так и на всероссийских уровнях. 6. Этап последействия. Активное участие в различных мероприятиях данной компетенции, мотивированное желание ежегодно посещать лагерь. Предоставление участникам программы информации о местонахождении и планах мероприятий; участие в мероприятиях; вступление в официальные группы (каналы) областного профильного лагеря детского археологического движения Воронежской области «Возвращение к истокам» в социальных сетях.

Следовательно, «общее ценностно-смысловое пространство проявляется через систему эмоционально-психологических связей и отношений в общности, необходимым условием его возникновения и существования является открытое общение, позиционное взаимодействие участников, рефлексивные процессы, организуемые педагогом в детско-взрослой общности» (Шустова, 2018: 94). Действие такой общности в рамках археологического лагеря «Возвращение к истокам» несет в себе ценностный заряд, набор ценностей, которые принимает подросток, приобщаясь к ней. Становясь членом коллектива, участник экспедиции в большей или меньшей мере принимает систему ценностей, существующих в коллективе. Эти ценности интериоризуются, становятся личностно значимыми для подростка.

Заключение. Таким образом, мы полагаем, что организация продуктивного взаимодействия между педагогами, студентами и подростками за счет включения последних в деятельность по изучению историко-культурного наследия на основе создания относительно устойчивой детско-взрослой общности археологического лагеря «Возвращение к истокам» позволяет решать задачи по формированию и сопровождению у обучающихся ценностного отношения к историко-культурному наследию (родного, края, региона, страны в целом). При этом происходит актуализация и закрепление потребности в деятельностном освоении содержания историко-культурного наследия и ценностного отношения к нему; преодоление ограниченности представлений подростков об объектах историко-культурного наследия; понимание ими ценностного отношения и значимости историко-культурного наследия родного края в системе личных и социальных ценностей.

Несомненен тот положительный опыт, который приобретают подростки, находясь в поле в условиях «живой» коммуникации со сверстниками и взрослыми в условиях детско-взрослой общности. Это особенно важно в наше время компьютерных «виртуальных проблем», оторванных от реальной

жизни и реального пути накопления жизненного опыта.

При этом важно отметить, что:

1) «принципиально меняется позиция педагога, который, являясь равноправным субъектом общности, не может жестко задавать правила и нормы жизни в общности, регулировать и контролировать ее функционирование. Позиция педагога в рассматриваемом нами процессе должна стимулировать проявление субъектной позиции подростков в направлении формирования ценностного отношения их к историко-культурному наследию;

2) обязательной основой для вхождения в детско-взрослую общность являются интересы и потребности субъектов, ее образующих. Общий интерес отображается в едином ценностно-смысловом пространстве общности, в коллективной и индивидуальной деятельности» (Шустова, 2018: 118) в условиях археологической смены.

Это достигается посредством реализации педагогической программы «Возвращение к истокам», включающей серию системных взаимообусловленных мероприятий, объединяющих воспитательные и развивающие функции. Данные функции осуществляются за счет мероприятий, проводимых в рамках лагеря.

К образовательным мероприятиям относятся:

- работа на раскопе;

- обучающие мастер-классы по работе с современным высокоточным полевым оборудованием;

- лекции научного руководителя слета, дающие подробные объяснения найденным в ходе раскопок материалам, относящимся к той или иной археологической культуре. Научный руководитель рассказывает о представителях данных археологических культур, их быте, обрядах, религиозных мировоззрений, отвечает на возникающие вопросы;

- полевые лекции, читаемые студентами ВГПУ гуманитарного факультета, исторического отделения на археологические темы;

- конкурс «Белые береты» на лучше-

го археолога среди девушек и юношей;

- экспериментальная керамическая мастерская.

К воспитательным мероприятиям относятся:

- соблюдение распорядка дня;

- конкурс на соблюдение порядка и чистоты между отрядами;

- коллективная работа на раскопе;

- дежурство на территории своего лагеря;

- беседы с преподавателями и вожатыми на темы экологии, уважительного отношения к природе, старшим и труду.

К развивающим мероприятиям относятся:

- подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования;

- археологический театр;

- славянский праздник;

- контрольно-археологический маршрут;

- торжище в Царьграде;

- посвящение в археологи.

Ввиду большого количества участников и их возрастного разброса, обширной территории, воспитательного и педагогического сопровождения на территории лагеря можно реализовать огромное количество развивающих мероприятий, соответствующих заданной тематике, территориальным особенностям и образовательным задачам.

Дальнейшая разработка темы исследования представляется перспективной в направлении изучения практических механизмов создания детско-взрослой общности археологического лагеряи его влияния на формирование ценностного отношения подростков к историко-культурному и интеграцию взаимодействия усилий семьи и школы в рассматриваемом процессе.

Список литературы

Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект). Воронеж: Тип.им. И.А. Болховитинова, 2016. 247 с.

Березуцкий В.Д., Шишов В.В. «Возвращение к истокам»: из прошлого в будущее //

Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2(275). С. 171-174.

Березуцкий В.Д. Детское археологическое движение «Возвращение к истокам» как форма организации познавательного интереса к историческому прошлому // Современные проблемы и технологии обучения истории. 2010. № 2. С. 84-86.

Будаков В.В., Белозерцев Е.П., Варава

B.В. Философско-педагогическое наследие Отчего края. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2014. 307 с.

Григорьев Д.В. Детско-взрослые общности и образовательные производства // Социальная педагогика. 2012. С. 20-23.

Дюжакова М.В., Проскурина Н.В. Историко-культурное наследие как основа духовно-нравственного воспитания / Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 9-13.

Любчанская Т.В. Формы организации детской археологии как фактор формирования научных школ в уральской археологии // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. № 32 (170).

C. 142-147. URL: https: //www.elibrary.ru/item. asp?id=12967286 (дата обращения: 10.10.2020).

Окольникова С.А. Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст: региональная модель: автореф. ... канд. культур. М., 2011. 30 с.

Пежемский В.Г. Археологический клуб как форма организации внеучебной деятельности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2003. 22 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2014. № 2. С. 115-133.

Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М.: Пед. общество России, 2018. 172 с.

Шустова И.Ю. Роль межвозрастного взаимодействия в воспитании школьника // Воспитание школьников. 2016. № 3. С. 35-44.

Baudrillard J. Simulacra and Simulations Text // Selected Writings / Ed. Mark Poster. Stanford: Stanford University Press, 1988. 230 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conmarlc P. Sociology of mass culture Text: Durkheim, Mills, Baudrillard. Toronto: University of Toronto Press, 2002. 385 p.

Kohlberg L. From is to ought: How to commit the naturalistic fallacy and get away with it in the study of moral development. New York: Academic Press, 1991. 317 p.

Law, J. Organizing Modernity. Oxford: Blackwell, 1994. 342 p.

Piaget, J. Genetic epistemology. New York: W W. Norton, 1971. 284 p.

Prott L.V. Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours. Hague: Academic de Droit, 1989. Vol. 5.523 p.

Walsh K. The post-modern threat to the past / I. Bapty and T. Yates (eds) Archaeology after Structuralism: Post-structuralism and the practice of archaeology, 2012. pp. 278-293.

References

Belozertsev, E.P., Shherbakova, I.B. (2016), Kul'turno-obrazovatel'naja sreda provintsii i zdo-rovyj obraz zhizni studenta (teoretiko-metodologicheskij aspekt) [Cultural and educational environment of the province and healthy lifestyle of the student (theoretical and methodological aspect)], Bolhovitinov Publishing House, Voronezh, Russia.

Berezutskij, V.D. and Shishov, V.V. (2017), "Revival to the origins": from the past to the future", Izvestija Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2(275), 171-174. (In Russian).

Berezutskij, V.D. (2010), "Children's archaeological movement "Return to the Origins" as a form of organizing cognitive interest in the historical past", Sovremennye problemi i tekhnologii obucheniya istori, 4, 84-86. (In Russian).

Budakov, V.V., Belozertsev, E.P. and Vara-va, V.V. (2014), Filosofsko-pedagogicheskoe nasledie Otchego kraja [Philosophical and pedagogical heritage of the Fatherland], Voronezhskij gos.ped. un-t, Voronezh, Russia.

Grigor'ev, D.V. (2012), "Children-adult communities and educational production", Sotsi-al'najapedagogika, 20-23. (In Russian).

Djuzhakova, M.V. and Proskurina, N.V. (2017), "Historical and cultural heritage as a basis for spiritual and moral education", Izvestija Voro-nezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (277), 9-13. (In Russian).

Ljubchanskaja, T.V. (2009), "Forms of organization of children's archeology as a factor in the

formation of scientific schools in Ural archeology", Magistra Vitae: elektronnyj zhurnal po istoriches-kim naukam i arkheologii, 32, 142-147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12967286 (Accessed 10 October 2020).

Okol'nikova, S.A. (2011), "Integrating cultural heritage into the modern sociocultural context: regional model", Abstract of Ph.D. dissertation, Cultural science, Moscow, Russia.

Pezhemsky, V.G. (2003), "Archaeological Club as a form of organization of extracurricular activities of adolescents", Abstract from PhD thesis in pedagogy, St. Petersburg. (In Russian).

Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (2000), Osnovy psikhologicheskoj antropologii. Psikhologi-ja cheloveka: Razvitie sub 'ektivnoj real'nosti v on-togeneze [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: The development of subjective reality in ontogenesis], Shkol'najapressa, Moscow, Russia.

Shul'gin, P.M. (2014), "Historical and cultural heritage as a special resource of the region and a factor of its socio-economic development", Mir Rossii, 2, 115-133. (In Russian).

Shustova, I.Ju. (2018), Vospitanie v detsko-vzrosloj obshhnosti [Upbringing in the child-adult community], Ped. Obshhestvo Rossii, Moscow, Russia.

Shustova, I.Ju. (2016), "The role of age-to-age interaction in the education of a student", Vospitanie shkol'nikov, 3, 35-44. (In Russian).

Baudrillard, J. (1988), "Simulacra and Simulations Text", Selected Writings Ed. Mark Poster. Stanford: Stanford University Press, 230.

Conmarlc, P. (2002), "Sociology of mass culture Text", Durkheim, Mills, Baudrillard, University of Toronto Press, Toronto, Canada.

Kohlberg, L. (1991), "From is to ought: How to commit the naturalistic fallacy and get away with it in the study of moral development", Academic Press, New York, USA.

Law, J. (1994), "Organizing Modernity", Blackwell, Oxford, USA.

Piaget, J. (1971). "Genetic epistemology", W.W. Norton, New York, USA.

Prott, L.V. (1989). "Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours", Academic de Droit, Hague, 5. 523.

Walsh, K. (2012). "The post-modern threat to the past", I. Bapty and T. Yates (eds) Archaeol-ogyafter Structuralism: Post-structuralism and the practice of archaeology, 278-293.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author have no conflict of interests to declare.

Данные автора:

Шишов Виталий Васильевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, Воронежский государственный

педагогический университет. ORCID: 00000001-7789-3335. About the author:

Vitaliy V. Shishov, Senior Teacher, Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Voronezh State Pedagogical University. ORCID: 0000-0001-7789-3335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.