Научная статья на тему 'Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия'

Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5750
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МУЗЕЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ / CULTURAL HERITAGE / CULTURAL MONUMENTS / CULTURAL VALUES / MUSEUM / PROJECT ACTIVITY / UPDATING LEGACY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ган Ольга Николаевна

Музеи в настоящее время являются неотъемлемой частью современных социокультурных процессов. На первый план выходит способность музея не только сохранять, но и актуализировать культурное наследие. Стремясь быть современными и интересными для посетителей, музеи активно занимаются поиском новых форм работы. Практика актуализации культурного и природного наследия региона находит свое воплощение в проектной деятельности Калининградского областного историко-художественного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ган Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities of the museum as a way to update historical and cultural heritage

Museums are now an integral part of the contemporary socio-cultural processes. At the forefront of the museum secedes the ability not only to maintain but also to develop and actualize the cultural heritage. Striving to be a modern and interesting for visitors, museums are actively engaged in the search for new forms of work. The practice of mainstreaming the cultural and natural heritage of the region is embodied in the design of the Kaliningrad Regional Museum of History and Art.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия»

УДК 069:002

О. Н. Ган

Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия

Музеи в настоящее время являются неотъемлемой частью современных социокультурных процессов. На первый план выходит способность музея не только сохранять, но и актуализировать культурное наследие. Стремясь быть современными и интересными для посетителей, музеи активно занимаются поиском новых форм работы. Практика актуализации культурного и природного наследия региона находит свое воплощение в проектной деятельности Калининградского областного историко-художественного музея.

Ключевые слова: культурное наследие, памятники культуры, культурные ценности, музей, проектная деятельность, актуализация наследия

Olga N. Gan

Project activities of the museum as a way to update historical and cultural heritage

Museums are now an integral part of the contemporary socio-cultural processes. At the forefront of the museum secedes the ability not only to maintain but also to develop and actualize the cultural heritage. Striving to be a modern and interesting for visitors, museums are actively engaged in the search for new forms of work. The practice of mainstreaming the cultural and natural heritage of the region is embodied in the design of the Kaliningrad Regional Museum of History and Art.

Keywords: cultural heritage, cultural monuments, cultural values, the museum, the project activity, updating legacy

Культурное наследие, являясь собственностью страны, региона, каждого этноса, позволяет последнему познавать себя, утверждать свою общность, доказывать свою жизнеспособность в социуме. Интерес к наследию, по мнению многих ученых, закономерно возрастает в обществе на переломных моментах истории, когда остро ставятся вопросы о путях дальнейшего развития. Также обращение к наследию означает достижение обществом определенной ступени зрелости, которая характеризуется ростом культурного самопознания1.

Проблема сохранения культурного наследия является в настоящее время актуальным вопросом в культурной политике России. Термин «культурное наследие» трактуется как «совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации»2.

Многочисленные памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства сформировали богатейшие пласты культурного наследия России, которые тесно связаны с возникновением и деятельностью отечественных музеев.

Сегодня памятники культуры приобретают особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвуют в современных социокультурных процессах. Традиционно проблема культурно-

го наследия рассматривается, главным образом, в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Сегодня музеи выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся неотъемлемой частью современных социальных и экономических процессов3.

Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности. На первый план выходят культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона, т. е. «включать в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации»4.

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте Калининградского областного историко-художественного музея. На протяжении нескольких лет сотрудники музея реализуют многочисленные проекты разной направленности.

Одним из примеров могут служить музейно-педагогические проекты. С 2009 г. при музее в рамках проекта «Познаю историю руками» была создана интерактивная экспозиция в виде

стилизованных археологических раскопок. На базе экспозиции в течение нескольких лет успешно реализуется образовательная программа по краеведению для слабовидящих и слепых детей. Калининградский областной историкохудожественный музей - единственный музей в области, обладающий огромной коллекцией по археологии. При подготовке и реализации образовательной программы приняли участие научные сотрудники музея, тифлопедагоги, специалисты из региональной организации Всероссийского общества слепых в Калининграде. Совместно с преподавателями был разработан цикл тематических занятий по истории края, который затронул период с каменного века до средних веков. Занятия проходят в игровой форме, дети выступают в роли археологов - находят в стилизованных «раскопах» «древние вещи» (специально изготовленные реплики археологических предметов) и изучают с их помощью древнюю историю родного края. В рамках программы предусмотрен цикл выездных занятий, например посещение филиала музея «Смотровая площадка раскопок Королевского замка». Тактильное восприятие для слабовидящих и слепых детей является основным в их жизненной деятельности. Археология - наука, где информацию несут вещи, которые можно «увидеть руками», прикоснувшись к ним, археология позволяет воссоздать древний мир по сохранившимся вещам и может научить детей читать историю по найденным предметам, вести самостоятельное исследование. Проект «Познаю историю руками» привлек внимание не только детей - инвалидов по зрению, занятия по археологии стали активно посещать младшие и средние школьники общеобразовательных школ города Калининграда и области5.

Для самых маленьких посетителей музея был реализован проект «Шаг в мир экологии». В рамках реализации данного проекта была издана брошюра «Твой дом» для детей от 6 до 9 лет. Издание является своеобразным детским путеводителем по экспозиционному залу «Природные богатства Калининградской области», знакомит ребенка с окружающим миром, животными, растениями нашего края, дает первоначальные знания по экологии. Брошюра направлена на развитие активной деятельности ребенка по охране окружающей живой природы и заботе о ней. Острота современных экологических проблем делает все более актуальным вопрос об экологическом воспитании молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание необхо-

димо с детства, когда идет активный процесс развития ребенка, в это время приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Несмотря на существование образовательных программ, в школах по экологическому воспитанию существуют следующие проблемы: низкий уровень экологической культуры человека; отсутствие познавательных, развивающих печатных изданий по экологическому воспитанию с краеведческой направленностью, вызывающих интерес у детей. Данные проблемы побудили сотрудников музея реализовать проект по изданию детской брошюры с использованием материалов музея, освещающей главные вопросы по экологии на примере краеведческого материала и с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В рамках данного проекта музейные экспонаты, рассказывающие о природном наследии края, в адаптированной для детей форме представлены в виде детского издания. Таким образом, музей может участвовать в экологическом воспитании ребенка, развитии экологической культуры и становлении экологического сознания подрастающего поколения6.

Примером музейного проекта, направленного на процесс актуализации культурного наследия региона, можно назвать реализованный в 2010-2011 гг. проект «Королевский замок. Р. Б.». Он включал в себя создание интерактивной экспозиции под открытым небом на территории уникального археологического памятника «Королевский замок», являющегося частью историко-культурного ландшафта исторического города. Рядом с существующими археологическими раскопами Королевского замка и крупногабаритными экспонатами - находками археологов располагается экспозиция, воссоздающая средневековую эпоху, время появления замка «Кенигсберг». Она представлена в виде нескольких тематических комплексов: рыцарские шатры с реконструкцией средневековых доспехов, костюмов - с возможностью примерить; «Комната познаний», в которой представлены различные предметы быта средневековья, для того чтобы посетители могли самостоятельно узнавать их предназначение. Специально оборудованные ристалища для конных и пеших рыцарских боев, места для стрельбы из лука и арбалета и др.

Возникновение идеи данного проекта было вызвано, прежде всего, существующими проблемами незадействованности информационно-культурного ресурса самого древнего места города Калининграда - историко-археологического памятника «Королевский замок» и неосвоенности территории замкового комплекса, его отсутствие в сфере презентации историко-культурного наследия города.

Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия

Музей предложил одну из форм развития музеефицированной территории археологического комплекса «Королевский замок» и его включение в культурную жизнь города. Посредством проекта музей становился центром коммуникации клубов по интересам и общественных обсуждений о судьбе застройки исторического центра города и Королевского замка. В рамках проекта был организован и проведен цикл различных массовых мероприятий и культурных акций: рыцарские турниры, выступления театралов, детские пленэры и др. Проект стал интересен для семейных посетителей, молодежи, людей, интересующихся историей города и замка. В настоящее время активно ведется обсуждение возможных вариантов дальнейшего развития территории историко-археологического памятника «Королевский замок» в правительственных кругах Калининградской области7.

Калининградский областной историко-художественный музей кроме основного здания имеет филиалы, которые также активно задействованы в проектной деятельности. Одним из недавних проектов, реализованных на территории филиала «Мемориальный музей К. Донелайтиса» (п. Чистые Пруды Нестеровского района), стал проект «На перекрестке культур».

Исторические особенности становления области характеризуют Калининградскую область как особую, не имеющую аналогов территорию в составе России. Немного найдется мест в нашей стране, где переплелись судьбы стольких народов и народностей: русских, белорусов, украинцев, литовцев, чувашей, мордвы и др. Калининградская область является многонациональным регионом России, в котором проживает около 100 представителей разных наций и народностей. В поселке Чистые Пруды Нестеровского района располагается небольшой мемориальный музейный комплекс, состоящий из лютеранской кирхи и пасторского домика. Здесь жил, работал и создал свои бессмертные произведения выдающийся литовский поэт XVIII в., основоположник реалистического направления в литовской литературе Кристионас Донелайтис. Главным источником его творчества стала народная жизнь, богатая природа, окружавшая его. С первых дней своего существования мемориальный музей К. Донелайтиса стал культурным центром, активным пропагандистом творчества поэта. На базе музея проводятся творческие встречи и Дни поэзии.

Проект «На перекрестке культур» позволил познакомиться жителям и гостям области не только с особенностями русской народной культуры, но и с традициями других народов, проживающих на территории нашей области.

В рамках проекта был организован и проведен российско-литовский этнокультурный фестиваль, актуальный именно на территории музея К. Донелайтиса, который можно символично назвать «перекрестком двух культур». В фестивале приняли участие фольклорные коллективы и мастера-ремесленники из Калининграда и области, представляющие как российскую, так и литовскую стороны. Для всех участников и гостей фестиваля были организованы экскурсии по музею, рассказы о жизни и творчестве великого литовского поэта К. Донелайтиса. На фестивале гости знакомились с многообразием национальных традиций русских и литовцев, принимали в данном мероприятии самое активное участие. В дни фестиваля сотрудниками музея совместно с Клайпедским отделением Союза художников Литвы и администрацией Клайпеды был организован пленэр с художниками из Литвы и Калининграда. Гости и участники фестиваля могли пообщаться с художниками и стать свидетелями рождения художественных полотен8.

Реализация подобных проектов направлена на изучение и сохранение народных традиций, актуализацию нематериального культурного наследия, что особенно актуально для Калининградской области и вызывает интерес у жителей и гостей региона.

Культурные проекты позволяют расширить и разнообразить формы деятельности музея для приобщения людей к памятникам истории, прошлого своего родного края как в пространстве музейной экспозиции, так и виртуальном пространстве. Ярким примером служит музейный проект «Живая история», в рамках которого был создан сайт об участниках Восточно-Прусской операции, проживающих на территории Калининградской области.

Научными сотрудниками была проведена исследовательская работа по сбору воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны -участников Восточно-Прусской операции. На сайте размещены интервью, видеоролики, аудиофрагменты воспоминаний, фотоальбомы, созданные на основе личных архивов ветеранов. Также здесь можно найти интересные статьи о Восточно-Прусской операции с историческими справками, статистическими и архивными данными, фотоматериалы из фондов музея. Дизайн сайта разработан таким образом, что благодаря флэш-анимации и использованию фотоматериалов подлинных экспонатов в его оформлении посетитель музейного сайта может в полной мере ощутить атмосферу того времени. Первостепенной задачей проекта было создание современного интернет-ресурса, привлекательного, прежде всего, для молодежи.

Преимуществом сайта является то, что любой желающий может записать воспоминания ветерана, воспользовавшись специально разработанной научными сотрудниками анкетой, и его материалы будут размещены на сайте9.

В настоящее время идет второй этап в реализации проекта, в котором примут участие школьники города Калининграда, собранный ими материал с воспоминаниями ветеранов будет размещаться на сайте, и в музее состоится детская конференция по итогам их работы в проекте «Живая история».

Создание электронной Книги Памяти в виде интерактивного мультимедийного сайта позволило музею в новой форме презентовать и транслировать накопленный уникальный материал, рассказывающий о военном прошлом нашей области.

Подобные примеры проектной деятельности Калининградского областного историко-художественного музея ярко демонстрируют один из возможных способов включения культурного наследия в современную культуру, интерпретации его в разных формах с учетом социальных и культурных особенностей своего региона.

Примечания

1 Шулепова Э. А. Наследие и современность: проблема изучения и сохранения // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: материалы междунар. конф. М., 2010.

2 Дьячков А. Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. С. 312.

3 Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей: проблема взаимодетерминации // Научно-исследовательская работа в музее: тез. докл. на VIII всерос. науч.-практ. конф. / МГУКИ. М., 2005. С. 16.

4 Дьячков А. Н. Актуализация культурного наследия // Российская музейная энциклопедия. Т. 1. С. 312.

5 Ган О. Н. Волшебные песочницы для юных археологов // Мир музея. 2009. № 11. С. 47.

6 Архив Калининградского областного историкохудожественного музея. Ф. № 1. Д. 27: Ган О. Н. Итоговый отчет о реализации проекта «Шаг в мир экологии».

7 Там же. Д. 28: Ган О. Н. Итоговый отчет о реализации проекта «Королевский замок. Р. Б.».

8 Там же. Д. 28: Ган О. Н. Итоговый отчет о реализации проекта «На перекрестке культур».

9 Там же. Д. 27: Ган О. Н. Итоговый отчет о реализации проекта «Живая история».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.