- проектирование профессиональной карьеры обучающихся в стенах вуза с ориентацией на лучшие практики «Моя история успеха» в сотрудничестве с внешними стейкхолдерами проекта: школы г. Якутска - (партнер - УО г Якутска), клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)» (Кынатов Ю.В.), школами ассоциации «Северо-Восточный образовательный округ»;
- актуализация ОПОП в части характеристик профессиональной деятельности выпускника и планируемых результатов освоения ОПОП, и КОС, в части спецификаций заданий для теоретического и практического этапов профессионального экзамена, самих заданий, обновление ФОС под квалификационные требования.
Решение задач проекта позволит обеспечить интеграцию СВФУ в образовательное пространство Республики Саха (Якутия), объединяющее научно-методические ресурсы образовательных организаций, устраняющее разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и школьным образованием, обеспечивающее согласованную кадровую стратегию, развитие системы практической подготовки студентов, единую методологию разработки и реализации образовательных программ, поддерживающее качественный рост квалификации педагогов, что приведет к повышению качества подготовки педагогических кадров, повышению качества школьного образования, снижению кадрового дефицита, оперативное удовлетворение кадровых потребностей в сфере образования.
Стейкхолдеры - внешние участники проекта: Национальное агентство развития квалификаций, Совет профессиональных квалификаций в сфере образования, Российское общество «Знание», педагогическое экспертное сообщество, клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)», школы ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательных округ», Управление образования ОА г Якутска, школы г Якутска, Ассоциация развития педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, вузы - участники пилотного проекта по сопряжению ИГА-НОК (Московский городской педагогический университет, Псковский государственный университет), базовые кафедры СВФУ.
СВФУ является членом Ассоциации развития педагогического образования и взаимодействует в вопросах формирования единой образовательной среды, целостного образовательного и воспитательного пространства, соединяющего все уровни образования (общее, среднее профессиональное, высшее) и дополнительное образование, достижения целевых показателей национального проекта «Образование».
Библиографический список
В настоящее время выстраиваются направления сотрудничества с университетом Иннополис - развитие цифровых компетенций у педагогов; сквозные цифровые технологии в подготовке педагогических кадров.
С 2022-2023 учебного года СВФУ наряду с другими педагогическими вузами перешел на подготовку кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)».
Таким образом, по итогам реализации квалификационно-ориентированной модели подготовки педагогических кадров мы планируем следующие результаты:
1. Трансформация педагогического образования «Учитель будущего Якутии: приоритеты 2030»: повышение качества подготовки педагогических кадров для системы образования региона через внедрение механизмов независимой внешней оценки образовательных результатов обучающихся университета: сопряжение ПА / ГИА + НОК (профессиональный экзамен для студентов).
2. Повышение квалификационного уровня ППС через внедрение инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность.
3. Качественное изменение ОПОП и ДПП, разработанных на основе профессиональных стандартов, достижение соответствия содержания ОПОП (ВО) и дополнительных профессиональных программ актуальным требованиям рынка труда и требованиям профессиональных стандартов (с участием отраслевых методических объединений, профессиональных сообществ), увеличение количества образовательных программ, прошедших через процедуру профессионально-общественной аккредитации.
4. Увеличение доли магистрантов, аспирантов (укрупненная группа направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки), в общей численности обучающихся, в том числе поступающих из других университетов.
5. Формирование устойчивой системы взаимодействия с работодателями, привлечение к участию в проектировании и реализации профессиональной образовательной программы; в организации проектной работы обучающихся; в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения; в установлении тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
6. Повышение качества выпускников, качественное трудоустройство будущих педагогов через подтверждение квалификации(ий) - «портфель компетенций и квалификаций», в том числе оценка soft skills в контексте профессиональной деятельности.
1. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год. Available at: https://minobrnauki. sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja
2. Цифровые компетенции педагогов в профстандартах обсудили на DID Summer Camp 2022. Available at: https://duhanina.online/?p=10617
3. Духанина Л.Н., Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Независимая оценка квалификации: новые вызовы реальности. Москва: РУСАЙНС, 2021.
4. Марголис А.А. Профессиональный стандарт педагога: разработка и использование в России и за рубежом. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ 2019.
5. Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.
6. Система подготовки кадров: тонки роста. Москва: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2020; Выпуск 4.
References
1. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2021 godu izadachah na 2022 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja
2. Cifrovye kompetenciipedagogov v profstandartah obsudili na DID Summer Camp 2022. Available at: https://duhanina.online/?p=10617
3. Duhanina L.N., Semenova L.V., Ushanov Yu.V. Nezavisimaya ocenka kvalifikacii: novye vyzovy real'nosti. Moskva: RUSAJNS, 2021.
4. Margolis A.A. Professional'nyj standart pedagoga: razrabotka i ispol'zovanie v Rossii i za rubezhom. Moskva: FGBOU VO MGPPU, 2019.
5. Margolis A.A. Modernizaciya pedagogicheskogoobrazovaniya v RossijskojFederacii. Moskva: FGBOU VO MGPPU, 2019.
6. Sistema podgotovkikadrov: tochkirosta. Moskva: ANO «Nacional'noe agentstvo razvitiya kvalifikacij», 2020; Vypusk 4.
Статья поступила в редакцию 30.09.22
УДК 37.014
Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTED FUNCTION OF EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL IN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA).
The article is dedicated to spiritual and moral development of younger schoolchildren, realizing the axiological function of education on attitude (to the world, oneself, others), aimed at the development of the value-semantic sphere of students by strengthening the educational function of primary school subjects; a model of spiritual and moral education of younger schoolchildren has been developed and tested, implementing a system of spiritual and moral formation of younger schoolchildren in the educational environment of primary school in the conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the article is to reveal a model of spiritual and moral education of younger schoolchildren, implementing a system of spiritual and moral formation of younger schoolchildren in the educational environment of primary school, in which the axiological function of education is determined, covering a person's attitude to the world (to another person, nature, society, culture, knowledge, communication), himself and moral concepts revealed in the system.
Key words: spiritual and moral education, value-semantic orientation of the content, ethno-cultural, all-Russian, universal values, value-orientating function of education, educative training, ethnization of education, regionalization of education.
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья посвящена рассмотрению вопросов духовно-нравственного воспитания младших школьников, проецирующих аксиологическую функцию образования в область отношений (к миру, себе, окружающим), направленных на развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством усиления воспитывающей функции учебных предметов начальной школы. Разработана и апробирована модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, способствующая процессу становления младших школьников в образовательной среде начальной школы в условиях Республики Саха (Якутия). Цель статьи - раскрыть модель духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательной среде, в которой реализуется аксиологическая функция, включающая отношение человека к миру (к другому человеку, природе, обществу, культуре, знаниям, общению), самому себе и раскрывающаяся в системе нравственных понятий.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценностно-смысловая ориентация содержания, этнокультурные, общероссийские, общечеловеческие ценности, ценностно-ориентирующая функция образования, воспитывающее обучение, этнизация образования, регионализация образования.
Актуальность исследования не вызывает сомнений. Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящей социокультурной ситуации нуждается в теоретическом осмыслении ее методологических основ. Начало XXI века характеризуется нарастанием позитивной динамики социального статуса воспитания. Повышение роли воспитания в сознании российских граждан, рост обеспокоенности общественности России падением нравственности совпадает с новыми тенденциями в государственной политике. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества обусловлено тем, что в ряде документов забота о физическом и нравственном здоровье подрастающих поколений провозглашается на уровне общей идеи. В Национальной доктрине образования до 2025 года справедливо отмечается, что свои назревшие социальные и экономические проблемы страна должна разрешать на основе ее опережающего развития, в том числе за счет включения в содержание образования духовно-нравственных ценностей. Неслучайно в ФГОС второго поколения отмечено, что основным документом является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработчики А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков (2009).
Цель настоящего исследования: разработка целостного подхода, выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности традиционных ценностей, современных подходов к духовно-нравственному развитию, актуализации воспитывающего потенциала содержания образования.
Основной задачей исследования является рассмотрение роли духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательной среде начальной школы.
Новизна исследования состоит в том, что разработана научная идея о результативности духовно-нравственного развития младших школьников, проецирующая аксиологическую функцию образования на отношение (к миру, себе, окружающим), направленная на развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством усиления воспитывающей функции учебных предметов; разработана и апробирована модель, реализующая систему духовно-нравственного становления младших школьников в образовательном процессе начальной школы в условиях Республики Саха (Якутия).
В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что разработана научная идея о результативности духовно-нравственного развития младших школьников, реализующая аксиологическую функцию образования, направленную на развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании модели духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В младшем школьном возрасте складываются базовые основания личности, из которых наибольшей динамичностью и в то же время устойчивостью тенденции развития обладает ценностная сфера, а стержень ее развития составляет духовно-нравственное воспитание ребенка. Это позволяет рассматривать духовно-нравственное воспитание как задачу-доминанту для этого возраста. Но решению воспитательных задач препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция образования реализуется на основе обладающих спецификой воспитательного потенциала учебных предметов. Воспитывающее обучение выступает механизмом обеспечения не только ценностно-ориентирующей функции образования, но и условием целостности воспитательного процесса и предполагает достижение органической связи между усвоением учащимися входящих в содержание образования знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Его реализации должны способствовать выраженная нравственная направленность учебного материала; придание методам обучения воспитательных функций; совершенствование методов и технологий обучения. Теоретико-методические основы реализации воспитательной функции обучения должны составлять предмет теории и методики преподавания отдельных учебных дисциплин, что будет обеспечивать функционирование методического уровня дидактической подсистемы воспитательной си-
стемы и определять ее эффективность в целом. Формирование нравственности должно происходить не только на всех уроках, в этом отношении нет главных и второстепенных предметов, но и в общем в среде, в которой происходит становление ребенка.
В Российской Федерации с ее многонациональным составом воспитание подрастающих поколений должно строиться на поликультурной основе. Под понятием «Родина» мы подразумеваем место, где родился, вырос и трудится человек, с этой точки зрения первоначальное образование должно быть «роди-новедческим». Педагогические возможности идеи родиноведческого потенциала образования позволяют приблизить образовательно-воспитательный процесс к естественному природосообразному вхождению ребенка в окружающую социальную (социализация) и культурную (культурация) среду. Ориентация на данную идею способствует становлению «человека культуры», укорененного в первую очередь в ценности родного народа. Этнизация образования представляется как необходимый этап на пути к общероссийской идентификации, которая осуществляется как актуализация этнических ценностных доминант, культурных традиций, мировосприятия своего народа, поскольку чтобы «усваивать» ценности другой культуры, необходимо полноценно пережить процесс этнокультурной самоидентификации. В рамках становления общероссийской идентичности конструктивное взаимодействие национальных и глобальных ценностей, развитие ментальных черт каждого народа является необходимым условием духовно-нравственного развития гражданина России.
Современная Россия - многонациональное государство с общими ценностями, сформировавшимися в ходе сложных историко-культурных и социально-политических процессов на данной территории, благодаря чему образовалось единое цивилизационное пространство со своим особым российским менталитетом. Как справедливо отмечала Л.А. Степашко, «русская культура, хранительница «духовных сокровищ тысячелетий русской истории», оценивается и как «духовная цивилизация», противостоящая рационализму и прагматизму, бездуховности современной массовой культуры» [1, с. 89].
Специалисты В.В. Богомолов, О.В. Бураева, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой и др. справедливо подчеркивают, что в менталитете народов России типичным является приоритет коллективистского начала над индивидуальным, духовного над материальным, морального над правовым, простоты над статусностью, скромности над достатком, интуитивности над рациональностью и многое другое, чем Восток отличается от Запада.
По мнению Н.Д. Никандрова, необходимо вернуться к триаде С.С. Уварова (1786-1855) - «православие - самодержавие - народность», несколько ее изменив: «православие - патриотизм - народность». Важнейшей задачей образования является гармоничное развитие и воспитание гражданина России с опорой на традиционные национальные ценности.
На основе анализа цивилизационного общероссийского опыта воспитания подрастающих поколений и народной педагогики народа саха нами выделено, что представление учащимся о нравственном идеале человека должно носить персонифицированный характер, осуществляться через раскрытие его притягательных для младшего школьного возраста нравственно возвышающих человеческих образцах и в системе идей, охватывающих отношение человека к миру (к другому человеку, природе, обществу, культуре, знаниям, общению), самому себе и раскрывающихся в системе нравственных понятий. Основополагающими нравственными ценностями для данного возраста нами выделены такие, как «любовь», «добро», «совесть», «красота», как выражения нравственного духа человека и определяющими, конкретизирующими аспекты отношения с понятиями «я», «семья» «род», «народ», «Родина», «Отчизна», «Земля».
Принцип воспитывающего обучения в отечественной педагогике закрепился благодаря Н.И. Пирогову, К.Д. Ушинскому. С точки зрения К.Д. Ушинского, основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» [2, с. 212].
Усиление воспитывающей функции образования в нашем исследовании происходило на основе ценностно-смысловой ориентации содержания на этно-
культурные и общероссийские, общечеловеческие ценности, включение в содержание учебных предметов заданий, текстов, задач, дидактического материала, подбор художественных произведений, использование народного фольклора, игр, краеведческих данных, исторических и справочно-энциклопедических сведений отражающих:
а) знаменательные исторические даты и события жизни республики, стра-
б) жизнь и деятельность выдающихся личностей;
в) народные традиции и обычаи;
г) историю отечественной науки и культуры;
д) раскрытие вопросов заботы и благоустройства среды обитания;
г) уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам;
д) экологическую направленность;
е) умение воспринимать эстетическую красоту, развивающее чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность
е) соблюдение этических норм поведения, на проявление эмпатии к окружающим;
г) пропагандирование здорового образа жизни, познание своего организма.
Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России:
- воспитание любви к своей Родине, раскрытие ее культурных, исторических, географических особенностей, отражение ключевых дат и событий в жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц.
- воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;
- воспитание чувства гордости за достижения культуры, науки и техники.
В своем исследовании мы также опираемся на принцип регионализации образования. В специфических условиях России с ее территориальной протяженностью регионализация - объективная необходимость. Регионология как одно из направлений исторической науки стала складываться в России еще в первой трети XIX в., тогда же появилось понятие «местная история» (К.Н. Лебедев). Проблема изучения зависимости характера образования от региональных условий представлена в педагогическом наследии В.П Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.П Редкина, К.Д. Ушинского: она получила отражение в концепции народного воспитания, основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.
Мы базируемся на следующих концептуальных подходах к регионализации в образовательной сфере. Регионализация образования предполагает:
1. Активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя общепланетарного сообщества людей вообще и конкретного этноса и жителя определенного региона в частности;
2. Развитие образовательной сферы национального региона с учетом культурного богатства не только доминирующего, но и других народов региона;
3. Воспитание интернационального сообщества на основе мультикультур-ного образования [3; 4].
Реализация механизмов совершенствования образовательной системы на основе принципа регионализации создает реальные возможности строить педагогический процесс в соответствии с природными, хозяйственными, культурными, историческими особенностями региона и жизни народов, населяющих его, обеспечивая передачу подрастающему поколению достижений народа с целью всестороннего развития личности.
На схеме 1 представлена модель духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Целевой компонент
ФЗ «Об образовании»
ФГОС
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника
Задачи
Учить учиться и усвоение УУД
Познание и освоение мира
Осознание субъектами личностных ценностных позиций по отношению к родной, общероссийской и мировой культурам
Формирование потребности и способности к созидательно-творческому действию
Методологический компонент
Подходы
Культурологический
Аксиологический
Личностно-ориентированный
Интегративный
Компетентностный
Принципы
Принцип регионализации образования
Принцип воспитывающего обучения
Принцип этнокультурной направленности
Принцип междисциплинарной интеграции
Принцип гуманизации
Содержательно-технологический компонент
Содержание образования
Аксиологическая функция образования на отношение (к миру, себе, окружающим), направленная на развитие ценностно-смысловой сферы учащихся
Форма организации
Целостность педагогического процесса, предполагающее единство обучения и воспитания, опирающееся на воспитательную систему, функционирующего в воспитательном (культурно-ценностном) пространстве начальной школы
Учебный процесс
Внеклассная работа по предметам
Воспитательная работа
Технологии и методы работы
Диалоговый метод
Проблемный метод
Межпредмет ное обучение
Проектная деятельность
Наука как способ познания
Личностно-ориентированные
Аналитико-результативный компонент
Критерии нравственной воспитанности
Нравственное сознание
Нравственные чувства
Нравственный поступок
Показатели нравственной воспитанности
любовь к себе, ближним, к Родине, трудолюбие, сострадание, деятельная любовь к окружающим, совестливость, умение сопереживать, сочувствовать, бережное отношение ко всему живому и др.
готовность проявлять нравственные чувства, стабильность их выражения
применение знаний нравственных норм в деятельности
Схема 1. Модель духовно-нравственного воспитания младших школьников
Таблица 1
Система работы по нравственному воспитанию младшего школьника в образовательной среде начальной школы
Ценности
Содержание
Технологии, методы, формы, средства воспитания
«Душе ребенка должно стать доступным и красота природы, и глубина истинного искусства, и сочувствие всему страдающему, и действенная любовь к ближнему, и сила совестливого акта, и мужество национального героя, и творческая жизнь гения» (Ильин И.А.).
Любовь к природе, Родине, Отчизне
Воспитание «корневого человека», укорененного в свой род, в национальную культуру, в генеалогию предков (П.А. Флоренский)
1. Чувство любви к матери, отцу, роду, народу, память о предках, традиции семьи, забота о близких, почитание и уважение пожилых. Этнокультурная идентичность (ориентация на идеал совершенного человека - айыы). Воспитание на основе идеи «Учения Айыы» и школы «Кут-сюр» (Афанасьев Л.А. - Тэрис, Новиков А.Г, Портнягин И.С.). Родной язык, развитие речи, общение. Двуязычие: якутский - русский. Уважение традиций, обычаев, обрядов, знание эмпирических представлений народа. Почитание айыы (божеств), иччи (духов), знание абаа-сы (сверхъестественные силы) на этой основе отличать зло - добро, плохое - хорошее. Знакомство с народным эпосом олонхо, народным этикетом, народными промыслами, народными праздниками - Ысыах, национальными обрядами, с народным фольклором: сказками, пословицами, поговорками, играми, загадками, песнями, танцами. Знакомство с личностями - символами народа. Якутские писатели, художники, исторические личности, герои-земляки.
2. Любовь к местам, где родился, растешь. Мое село, мой город, моя родная Якутия - моя Родина - наша великая страна Россия - Отечество.
Почитание национальных традиций, уважение к историческому прошлому и культурному наследию, «умение дорожить святынями Отечества» (В.А. Сухомлинский).
3. Общероссийская идентничность
Приобщение ребенка к истории народа, республики, России происходит посредством исторического материала, в каждой теме отражается специфика и жизненный уклад, как своего народа, так и цивилизацион-ное развитие страны. Дети, знакомясь с историей своей семьи, познают историю своего села, города, края, народа, страны. В процессе изучения дети знакомятся с понятиями: археология, значением символики (герба, флага, гимна города, страны), возникновением письменности, анализируют вымысел и реальность мифов, легенд, преданий, сказок (разных народов); анализируют о детстве прежде и в современное время, показывается значимость устного народного творчества: вводится понятие годовой праздничный круг, народный календарь, лента времени; архитектура города (памятники, карта города), древнейшие города России, история их возникновения (Древний Киев, Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.); события в жизни Российского государства (принятие христианства, монголо-татарское иго, Куликовская битва, борьба с немецкими и шведскими рыцарями, покорение Сибири, Северная война, война 1812 г.); революция 1917 года, патриотизм советского народа на военном и трудовом фронтах и в тылу врага (1941-1945 г.), города герои, героизм советского народа в послевоенном восстановлении страны, освоение космического пространства. Большое значение придается отражению ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц; благодарность созидательному опыту предшествующих поколений, гордость за достижения в культуре, науке и технике. Особая роль отводится в курсе выдающимся личностям. Моя республика и Россия сегодня. Целью является: формирование уважения к историческому прошлому, любовь к своей родине, воспитание гражданственности, патриотических чувств. единой исторической общности, понимаемой как общность судеб народов в радостях и бедах, как результат пройденного народом исторического пути образуя общую историческую память народа.
4. Любовь к природе: признание человека частью природы Любовь к человеку, любовь к природе, природосберегающее поведение и созидательная, миролюбивая деятельность, одухотворение и одушевление окружающего, создание в воображении ребенка волшебного, сказочного мира природы, чувственное восприятие ее гармонии, красоты, хрупкости, нежности, пробуждение бережного трепетного отношения, бесконечного желания заботы об «общем любимом доме». Знакомство с экологическими традициями народа саха, славянскими природоохранными традициями, народные приметы, сопоставление якутского и русского календаря, культивирование почитания богини земли - Аан Алахчын Хотун, хозяина охоты Баай Байанай, мифы и легенды о животных, культивирование почитания редких и исчезающих животных, тотемные - священные животные, растения. Знакомство с обрядами почитания природы. Животный и растительный мир Якутии. Формирование чувства любви к животным, бережного отношения к растительному и животному миру._
1. Регионализация образования - отражение историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей региона в содержании предметов.
2. Усиление воспитывающей функции образования на основе ценностно-смысловой ориентации содержания на этнокультурные и общероссийские, общечеловеческие ценности, включение в содержание дисциплин заданий, текстов, задач, дидактического материала, подбор художественных произведений, использование народного фольклора, игр, краеведческих данных, исторических и справоч-но-энциклопедических сведений отражающих:
а) знаменательные исторические даты и события жизни республики, страны; б) жизнь и деятельность выдающихся личностей; в) народные традиции и обычаи; г) историю отечественной науки и культуры; д) раскрытие вопросов заботы и благоустройства среды обитания; г) уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам; д) экологическую направленность; е) умение воспринимать эстетическую красоту, развивающие чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность е) соблюдение этических норм поведения, на проявление эмпатии к окружающим; г) пропагандирование здорового образа жизни, познание своего организма.
3. Интегрированное обучение: а) интеграция знаний научных, относящихся к различным областям учебных дисциплин, и эмпирических, из области народной педагогики; б) междисциплинарная интеграция на основе содержательно-тематической общности в раскрытии изучаемых понятий.
4. Планирование воспитательной работы на основе годового праздничного круга (Рождество и рождественско-святочная обрядность, Честная Масленица, Великий пост, Пасха, Троицын день, Иванов день, Ильин день, Спасовки, Покров, Татьянин день) и традиционного календаря и обрядового цикла народа саха. Проведение праздников, тематических бесед, уроков-презентаций, уроков-путешествий, уроков-дискуссий, соревнований, конкурсов, концертов.
5. Организация туристко-краеведческой деятельности.
6. Саморазвитие педагогов и самоорганизация семьи как необходимое условие в духовно-нравственном становлении ребенка. Духовно-нравственное развитие должно стать объединяющим духовным устремлением людей, включенных в образовательное пространство, скрепляя радостным чувством сопринадлежности, накапливая опыт соборного «мы-бытие» с осознанием ответственности за воспитание ребенка. Соблюдение этнических, семейно-родовых традиций, опирающихся на ментальность народа, знание о своих предках, обеспечивает преемственность поколений, образуя фундамент духовного роста ребенка. Родители являются первыми идеалами для подражания маленького человека, примером, авторитетом, их поведение рассматриваются как важный фактор формирования личности.
7. Проведение научных школьных конференций «Экология сегодня, завтра», реализация экологических проектов, участие в конкурсе грантов «Лучший эколог», наблюдения, конкурсы рисунков «Береги природу», «Я - житель планеты Земля», выпуск экологических плакатов «Люди, берегите Землю!»; фотовыставки «Красота родного края», составление видеотеки о природных достопримечательностях родного края, России, о заповедных местах, посещение музеев; конкурсы стихотворений, сочинений о природе; праздники «Праздник Урожая», «День Земли», «День воды», «День охраны природы»; работа по благоустройству школьного двора (операции: «Чистый двор», «Цветите, наши клумбы», «Зеленый двор»); вовлечение детей в посильные для них практически дела по охране местных природных ресурсов (уход за цветами, уборка площадки, подкормка птиц и т. п.). Организация уголков природы с содержанием любых растений и животных. Привлечение родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: к субботникам по очистке, озеленению территорий, изготовлению поделок из природного и утилизированного материалов, пособий, совместным внеклассным мероприятиям и праздникам, экскурсиям, туристическим походам.
Любовь ребенка к себе Проявляется в самолюбии, самоуважении, самосохранении, самоутверждении в коллективе, способности к самоанализу, саморегуляции. Способствует формированию адекватной самооценки, здорового честолюбия, стремления к самосовершенствованию от «Я-реальное» к «Я-и-деальному», самоорганизации, саморазвитию, самовоспитанию Рефлексия, дневниковое письмо, творческие тетради, уроки Самопознания, портфолио
Любовь к ребенку Призыв «Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя» Сформированность антропологической культуры личности первого учителя, специфичных черт характера (эмпатия, сензитивность к потребностям учащихся, оптимизм, доброта, терпение, внимательность, правдивость, самообладание, требовательность). Единство требований школы и семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка, повышение педагогической культуры родителей, привлечение родителей к жизни школы, класса. Задействование опыта бабушек и дедушек, знающих народные традиции, обычаи. Использование личностно ориентированных технологий обучения, внедрение субъект-субъектных отношений. Прогнозирование целей и задач психического развития детей в процессе обучения, создание условий для их решения, владение диагностическими, коррекционно-развивающими технологиями. Соотнесение содержательно-предметного аспекта обучения школьника с «психологическим портретом» ребенка. Использование групповых форм обучения младших школьников, технологии коллективного способа обучения, интегративных образовательных технологий, в которых в качестве «ведущих» выступают проектные, игровые, проблемно-диалоговые технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссион-ные, технологии сотрудничества, педагогической поддержки и другие, направленные на создание интегративной нравственно-ориентированной среды. Придание содержанию школьных учебных дисциплин характера многоаспектности, введение интегрированного обучения, гуманитаризация, гуманизация содержания образования
(В.А. Сухомлинский) не только учителям, но в первую очередь родителям, любовь к ребенку обязательное требование его жизнедеятельности. Любовь возникает на основе взаимного доверия, на базе взаимопонимания, организации активно-деятельностного отношения к ребенку как к любимому существу: сотрудничество, сотворчество, радость познания, общения; «пойти навстречу к движению Природы в ребенке» (Ш.А. Амонашвили), экологический подход к ребенку, предусматривающий удовлетворение «потребности в любви, уважении ребенка» (А. Маслоу), «воспитание не только человека творца, а воспитание
счастливого человека» (А.С. Макаренко). Постоянное совершение практических актов любви в виде заботы, дружеского участия, понимания, милосердия, терпения, сочувствия, поддержки, утешения, внимания, помощи
Совесть «Своеобразным камертоном нравственности для человека является совесть» (И.А. Колесникова), «... совесть или «вторичная рефлексия» -фундаментальное качество нравственного самосознания личности» (В.В. Знаков). Становление активного участника совместной жизни образовательного сообщества, способность творческой самореализации в коллективной деятельности. Проявление порядочности, последовательности, доброжелательности, справедливости в межличностном и межгрупповом общении, в коммуникативных связях субъективного мира ребенка с субъективными мирами «Других», а также в диалоге «я» с самим собой. Чуткое реагирование на зло и несправедливость, развитие воли, ответственности, преодоление слабостей, недостатков, признание своих ошибок. Осуществление нравственного самоконтроля за свою деятельность и результаты, формулирование для себя нравственных обязанностей и требование от себя их выполнения; умение определять ценности мировоззрения; направлять свои способности на общую пользу; проявление мужества (стойкость, выдержка, самообладание, чувство собственного достоинства), честности, сознательное служение людям, верность высоким идеалам, героизм как добродетель в любой сфере (в учебе, в труде и т. д.), привычка к систематическому труду, стремление к познанию Организация осуществления учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу; оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение регулировать конфликты; понять точку зрения другого, критично, оценить ее; координировать разные точки зрения и достигнуть общего результата. Привлечение к педагогической деятельности детей: взаимообучение, взаимопроверка. Метод дискуссий на моральные темы; конструирование моральных ситуаций и ситуаций конфликта, разбор их и обсуждение; расширение нравственной тематики, включение ребенка в групповое обсуждение моральных дилемм. Формирование способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции посредством рефлексии, дневникового письма. Публичность общественного мнения и признание контролирующих и регулирующих функций в самореализации индивида; объективный, содержательный контроль за выполнением школьных обязанностей со стороны взрослых. Примеры совестливого поступка приходят в жизнь ребенка от совестливых поступков родителей, родственников, учителей
Добро Согласно И.А. Ильину, «добродетельный, то есть нравственный человек», по В.А. Сухомлинскому, «человека можно воспитывать только добром», В.С. Соловьев ставит глобальную задачу - «совершенствование всех в едином Добре». Введение ребенка в мир эмоциональных переживаний, развитие эмоциональной восприимчивости. Развитие чувства эмпатии, умение чувствовать эмоциональное состояние другого, тонко реагировать на настроение другого, развитие чуткости, тактичности, отзывчивости, сочувствия, сопереживания как эмоционального отклика на нужду другого, добродетельная помощь другому, бескорыстие, великодушие, действенная доброта, забота о другом, развитие внутреннего тяготения к совершению реальных дел по посильному удовлетворению практических нужд семьи (домашние обязанности), коллектива (классные поручения, представление коллектива в обществе), друзей, окружающих людей. Поддержание гуманных взаимоотношений, гуманизация процесса обучения. Создание ситуации успеха для каждого, проявление педагогической доброты, демократический стиль управления образовательным процессом. Учет позиции одноклассников, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; развитие социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга). Умение дружить, коллективизм, товарищество. Личный пример педагога как идеала - добродетельности, образца высоконравственного человека. Организация общения на гуманной основе, где регулятором поведения признана «идея защищенности личности» (А.С. Макаренко). Введение классного самоуправления. Выполнение детьми ответственных поручений на пользу коллектива, окружающих. Отчеты о проделанной работе перед коллективом. Выделение и принятие ценностного отношения к людям, использование естественных и создание ситуаций, способствующих моральному выбору, их разбор. Чтение книг, обсуждение поступков персонажей произведений, отыскание примеров добродетельности из реальной жизни, сказок, рассказов. Воспитание на положительных примерах. Использование устного народного творчества: подбор и анализ пословиц, поговорок, былин, сказок, библейских сказаний, мифов, проведение тематических праздников, посиделок, концертов, встреча с интересными людьми. Использование игротехнологии, сказкотера-пии, психологический тренинг. Благопожелания другим. Включение в реальную духовно-практическую деятельность: помощь малоимущим, домам ребенка, пожилым, благотворительная помощь, шефство над первоклассниками, акции «Чистый город», «Посади дерево», «Экологический десант» и т. д.
Красота
В концепции В.В. Зеньковского «смысл воспитания личности состоит в восхождении через развитие тела, интеллекта, эстетической сферы к духовному началу». Человек красив, если сбалансированы тело -душа - дух (духовное, телесное, интеллектуальное составляющие), при гармоничном сочетании внешней привлекательности и богатства внутреннего мира. Для воспитания красивого человека необходимо этическое развитие: привитие правил и норм поведения, формирование культуры межличностного общения на основе народного этикета, освоение традиций семейной жизни; физическое совершенствование; эстетическое развитие: созерцание красоты природы, «включение ребенка в культурный пласт жизни» (Вентцель): красота родного слова, богатство языка, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество. Сохранение и укрепление духовного, эмоционально-психологического, физического, социального здоровья
1. Широкое включение в учебный процесс форм духовной культуры народов как, например, якутский героический эпос - олонхо, исторические предания, рассказы о народных героях, социально-бытовые, героические, волшебные сказки, мифы, былины, пословицы, скороговорки, загадки, песни, игры.
2. Развитие творческих способностей посредством проведения уроков, внеклассных занятий по мотивам народных сказок, сюжетов олонхо, с использованием элементов устного народного творчества, народных обрядов, песен, прикладного искусства.
3. Привлечение к кружковой, внеурочной деятельности (национальное шитье, резьба по дереву, фольклорный ансамбль, театральная студия).
4. Создание здоровьесберегающей среды, реализующей валеологи-зацию образовательного процесса (сохранение и укрепление духовного, физического, эмоционально-психического, социального здоровья ребенка)
В табл. 1 представлена система работы по формированию ценностных ориентаций в образовательной среде начальной школы, реализованная в опытно-экспериментальной работе.
Содержание начального образования направлено на систематизацию и отражение ценностей в содержании; создание общего воспитательного фона, педагогических условий для вариативности личностно ориентированного содержания начального образования; выражение средствами предметов системно-деятель-ностного подхода (прежде всего, мотивационного компонента), личностно ориентированное, межпредметное изучение понятий, покомпонентное формирование общего умения решать задачи, применение знаний в практической деятельности. Использовались следующие подходы: цивилизационный, личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, компетентностный; принципы: регионализации, гуманизации, этнокультурной направленности, воспитывающего обучения, междисциплинарной интеграции.
Основные дидактические технологии, методы: РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), исследовательский метод, проектный метод, проблемный метод, диалоговый метод, использование компетентностных, практико-ори-ентированных задач и жизненных ситуаций, проведение практических и лабораторных работ и др.
В конце формирующего эксперимента мы получили следующие данные. Число школьников, которые не могли правильно раскрыть содержание нравственного понятия или представления (низкий уровень), составило 6,6%, при этом 6,7% оставались, более других, равнодушными к окружающим. Около половины учащихся (средний уровень) - 42,7% не могли до конца отобразить полноту признаков определенного нравственного свойства, хотя правильно понимали содержание. 48% детей правильно оценивали свои поступки, однако не могут
Библиографический список
выразить свои чувства к действиям других. Процент школьников, которые полностью понимают содержание нравственных понятий (высокий уровень), вырос до 50,7%, при этом 45,3% детей способны сопереживать окружающим. Поступки школьников соответствовали полученным знаниям (41,3%). У 46,7% школьников выбор поступка не всегда основывался на нравственных понятиях и представлениях, и 12% детей поступают, не задумываясь о последствиях своих действий для окружающих.
Таким образом, с позиции нашего исследования нравственное воспитание личности неразрывно связано как с этнокультурной, так и с цивилизационной и мировой идентификацией. В условиях Республики Саха (Якутия) определяется иерархическая структура разноуровневых идентичностей - от этнокультурной (родовой) - региональной (якутянин) - общероссийской или цивилизационной (россиянин) - до общепланетарной (человек Земли). Огромное значение для формирования нравственных ценностей имеет направленность на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России и любви к своей малой родине:
- воспитание любви к своей Родине, раскрытие ее культурных, исторических, географических особенностей, отражение ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц, воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию;
- уважительное отношение к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности, уважение к русскому языку как важнейшему средству межнационального и межгосударственного общения;
- уважение к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и религиозным убеждениям, независимо от расы, национальности, языка.
1. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2008.
2. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва: Издательство УРАО, 2002.
3. Иванова А.В., Иванова А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). Якутск: Издательство МО РС(Я), 2003.
4. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования. Начальная школа. 2007; № 7: 26-30.
References
1. Stepashko L.A. Filosofiya obrazovaniya: ontologicheskie, aksiologicheskie, antropologicheskie osnovaniya: uchebnoe posobie. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2008.
2. Ushinskij K.D. Problemy pedagogiki. Moskva: Izdatel'stvo URAO, 2002.
3. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Pedagogicheskie osnovy regionalizacii obschego obrazovaniya (na primere matematicheskogo obrazovaniya). Yakutsk: Izdatel'stvo MO RS(Ya), 2003.
4. Ivanova A.P. Formirovanie nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov sredstvami regionalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 26-30.
Статья поступила в редакцию 30.09.22
УДК 37.035
Goncharova I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Vasileva M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF EARLY CAREER GUIDANCE FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN DURING PROJECT ACTIVITIES. The article presents a theoretical justification and description of the approbation of pedagogical conditions for the use of project activities in the organization of early career guidance for older preschool children. The constant updating of the preschool education system, the introduction of the Federal State Educational Standard sets teachers tasks, the main of which are to educate preschoolers of the prerequisites of a competitive person, a successful personality, including realizing himself in professional activity. Currently, when there is a rapid change of the entire spectrum of professions, there is a need for theoretical justification and methodically competent support of teachers, parents in choosing the content, forms, methods of familiarizing preschool children with professions, determining the strategy of early career guidance for preschoolers. The article actualizes one of the modern approaches to the designated process — the creation of conditions for the formation of supra-professional skills during the organization of project activities with older preschool children. According to the researchers, mastering professional skills will allow a person to increase labor productivity