Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на основе детской якутской литературы'

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на основе детской якутской литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / NATIVE LITERATURE / FOLK PEDAGOGY / MORAL QUALITIES / YAKUT LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева Ая Петровна, Сокорутова Людмила Владимировна

В статье раскрываются особенности использования воспитательного потенциала детской якутской литературы как средства формирования духовно-нравственной культуры младших школьников. Показана гуманистическая направленность литературных произведений якутских писателей, в которых отражается народный идеал, ценности и традиции нравственных отношений, отношения к труду, к природе, к Родине. Программа «Дорогою добра» по развитию духовно-нравственной культуры младших школьников представляет внеурочную деятельность по ознакомлению детей с литературным наследием якутских писателей. В содержание программы вошли произведения детских якутских писателей по темам: «Билиигэ дьулуЬуу» о книге и пользе чтения и знаний; «Сахам сирэ барахсан» о Родине, о культуре и истории народа Саха; «Утуе майгын кетер кынатын» о добре и зле, о совести и чести; «Айыл5а барыбыт дьиэбит» о природе, бережном отношении к природе; «Мин дьиэ кэргэним» о семье, об отношениях в семье. Представлена методическая система с использованием воспитательного потенциала национальной литературы, способствующая духовно-нравственному развитию младших школьников, повышению качества их знаний, направленных на проявление эмоционально-нравственных чувств и нравственного поведения. Раскрыты основные направления, формы и методы работы с младшими школьниками по развитию духовно-нравственной культуры средствами родной литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугаева Ая Петровна, Сокорутова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northeast Federal University. M.K. Ammosova

The article reveals the features of using the educational potential of children's Yakut literature as a means of forming the spiritual and moral culture of younger students. The humanistic orientation of the literary works of Yakut writers is shown, which reflects the national ideal, values and traditions of moral relations, attitudes to work, to nature, to the homeland. The «Way of Good» program for the development of the spiritual and moral culture of younger schoolchildren represents extracurricular activities to familiarize children with the literary heritage of Yakut writers. The program included works by children's Yakut writers on the following topics: «Biliige duluuu» about the book and the benefits of reading and knowledge; «Saham sire barahsan» about the homeland, about the culture and history of the people of Sakha; «Utue maygyn keter kynatyn» about good and evil, about conscience and honor; «Aiyl5a barybyt dyebit» about nature, respect for nature; «Min Diye Kergenim» about the family, about relations in the family. The methodical system using the educational potential of national literature is presented, which contributes to the spiritual and moral development of younger students, improving the quality of their knowledge aimed at the manifestation of emotional and moral feelings and moral behavior. The main directions, forms and methods of working with younger students on the development of spiritual and moral culture by means of native literature are disclosed.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на основе детской якутской литературы»

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на основе детской якутской литературы

Бугаева Ая Петровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», [email protected]

Сокорутова Людмила Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.

Аммосова», [email protected]

В статье раскрываются особенности использования воспитательного потенциала детской якутской литературы как средства формирования духовно-нравственной культуры младших школьников. Показана гуманистическая направленность литературных произведений якутских писателей, в которых отражается народный идеал, ценности и традиции нравственных отношений, отношения к труду, к природе, к Родине. Программа «Дорогою добра» по развитию духовно-нравственной культуры младших школьников представляет внеурочную деятельность по ознакомлению детей с литературным наследием якутских писателей. В содержание программы вошли произведения детских якутских писателей по темам: «Билиигэ дьулуЬуу» о книге и пользе чтения и знаний; «Сахам сирэ барахсан» - о Родине, о культуре и истории народа Саха; «Утуе майгын кетер кынатын»

- о добре и зле, о совести и чести; «Айыл5а барыбыт дьиэбит»

- о природе, бережном отношении к природе; «Мин дьиэ кэргэним» - о семье, об отношениях в семье. Представлена методическая система с использованием воспитательного потенциала национальной литературы, способствующая духовно-нравственному развитию младших школьников, повышению качества их знаний, направленных на проявление эмоционально-нравственных чувств и нравственного поведения. Раскрыты основные направления, формы и методы работы с младшими школьниками по развитию духовно-нравственной культуры средствами родной литературы.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственное воспитание, родная литература, народная педагогика, нравственные качества, якутская литература.

о

Е

£

СП

0

(Ч ^

01 г

Проблема формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения в отечественном образовании сегодня приобретает особое значение, что связано с противоречивостью и многообразием культурных и социальных ценностей, с девальвацией традиционных культурных ценностей в современном обществе. В связи с этим педагогическим сообществом актуализируется необходимость пересмотра не только существующих теоретико-методологических подходов, но и педагогических средств, методов и технологий духовно-нравственного воспитания детей. Особое значение в формировании духовно-нравственной культуры детей имеет период обучения в начальной школе, когда закладываются ценностно-нормативные основы личности и нравственного поведения детей.

Важность духовно-нравственного воспитания детей на начальном этапе обучения в школе, подчеркивается в ФГОС НОО. В настоящее время обязательным в общеобразовательных учреждениях является реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, направленных на ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран [13].

Духовно-нравственное воспитание младших школьников представляет собой процесс усвоения учащимися нравственных ценностей и формирование на их основе отношения к природе, обществу, Родине, толерантности к народам, их культуре и традициям [8]. Раскрывая соотношение духовного и нравственного аспектов воспитания, О.М. Потаповская отмечает, что духовная составляющая понимается как содействие ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а нравственная составляющая как содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих смысложизненную позицию в социально значимой деятельности ребенка [10]. Высказывание В.А. Сластенина о том, что «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие поведение человека» [11, с. 251], позволяет рассматривать нравственную составляющую как интегрированное качество личности младшего школьника. Таким образом, духовно-нравственная культура младших школьников, включающая определенный уровень развития нравственных чувств и качеств, нравственной позиции, нравственного облика и нравственного поведения, выступает результативными характеристиками духовно-нравственного воспитания детей.

Народная культурная традиция, согласно К.Д. Ушин-скому, является содержательной основой духовно-нравственного воспитания ребенка, а главными «воспитателями» духовности отдельного человека и целого народа

- «родная природа, традиционная укладная жизнь, национальная наука и отеческая религия» [12, с. 74]. Согласно ФГОС НОО, изучение родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа и особого способа познания жизни выступает приоритетной задачей духовно-нравственного развития личности младшего школьника [13]. В связи с этим в образовательных учреждениях республики Саха (Якутия) идет поиск новых форм и методов духовно-нравственного воспитания, в основе которых лежат принципы и подходы народной педагогики, способствующих сохранению и развитию национальных традиций и обычаев народов Якутии [2; 3; 6; 9].

Огромным развивающим потенциалом духовно-нравственного воспитания младших школьников обладает детская якутская литература как явление национальной и мировой культуры, выступающее средством сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народов Якутии. Ознакомление с ценностями нравственных отношений между поколениями, с трудовыми, охот-ничье-промысловыми, культурно-досуговыми и природоохранными традициями народов Якутии, которые освещены в литературных произведениях на родном языке, позволяют усвоить этические и нравственные идеалы своего народа. Изучение детской якутской литературы, позволяет сформировать первоначальные этические представления об идеале человека, о добре и зле, о героическом эпосе якутского народа, что является эффективным педагогическим условием приобщения младших школьников к национальным традициям и к духовным истокам народов, проживающих на территории Якутии [1; 4; 5; 7].

С целью формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами духовного наследия литературного творчества якутских писателей во внеурочной деятельности реализована программа «Дорогою добра». Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством чтения детской якутской литературы предполагает решение следующих задач:

- формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитание нравственных качеств личности ребенка;

- формирование интереса к литературному творчеству якутских писателей.

Результативность программы «Дорогою добра» определяется по следующим уровням:

- первый уровень отражает социальные знания учащихся о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах социального поведения в обществе. Особая роль на данном уровне отводится взаимодействию младших школьников с учителем как образцом положительного социального знания;

- второй уровень результатов отражает опыт переживания и отношения к социально-значимым ценностям общества. Особая роль на этом уровне принадлежит взаимодействию младших школьников между собой на уровне класса и образовательного учреждения;

- третий уровень результатов отражает начальный опыт самостоятельного общественного действия, основанного на социально приемлемых моделях поведения. Особую роль на этом уровне играет взаимодействие младших школьников с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

В программе «Дорогою добра» используются вариативные педагогические приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников

в процессе освоения родной литературы. Применяются как традиционные формы работы - чтение, беседа, рассказ, так и активные педагогические приемы и методы: сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии, которые вызывают эмоциональный отклик и интерес у младших школьников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» включает художественные произведения детских якутских писателей по темам, которые направлены на развитие культурных социально-значимых ценностей у детей младшего школьного возраста на примерах духовного наследия родной культуры:

- «Билиигэ дьулуЬуу» - художественные произведения о пользе чтения книг, о ценности книги и знаний;

- «Сахам сирэ барахсан» - художественные произведения об истории и национальной культуре народа Саха;

- «Утуе майгын кетер кынатын» - художественные произведения о ценностях добра и зла, совести и чести;

- «Айыл5а барыбыт дьиэбит» - художественные произведения о бережном отношении к природе;

- «Мин дьиэ кэргэним» - художественные произведения о семейных ценностях.

В процессе ознакомления с разделом программы «Билиигэ дьулуЬуу», направленным на формирование у детей ценностного отношения к знаниям, к чтению книг, младшие школьники знакомятся с рассказом В.С. Яковлева Далан «Кинигэ». Рассказ посвящен истории возникновения письменности и появлением книг. Для активизации познавательной активности детей по овладению знаниями о важности ежедневного чтения, развития познавательного интереса к книге, к литературному наследию якутских писателей применялись викторина, посвященная якутским писателям, творческая работа на тему «Кинигэ мин олохпор».

Раздел «Сахам сирэ барахсан» направлен на развитие патриотических и гражданских ценностей, на формирование ценностного отношения к Родине, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию родного языка и народных традиций. Младшие школьники ознакомились с историческими рассказами В.С. Яковлева Далана «Омо5ой уонна Эллэй», «Тыгын Дархан»; произведениями И.А. Дмитриева Сиэн Чолбо-дук «Ексуен», М. Ефимова «Саха сирин ыччата», И.Г Иванова Уйбаан Нуолур «Саллаат о5ото Чооруона», которые направлены на формирование ценностного отношения к своей малой родине, воспитание чувства гордости и любви к прошлому и настоящему якутского народа. Применялись такие педагогические формы, приемы и методы работы, как заочное путешествие, исследовательская работа по группам «Символы Республики Саха (Якутия)», рассказ об историческом прошлом Якутии, опрос об истории Якутии, презентация «Моя родная Якутия», сочинение на тему: «Аабар сурук» (от имени Чооруоны, его отцу.), экскурсия на природу или в музей.

Воспитанию нравственно-эстетических чувств младших школьников посвящен раздел программы «Утуе майгын - кетер кынатын». В этом разделе говорится о ценности дружбы и взаимопомощи, о ценности человеческой жизни, добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства. Эти темы раскрываются в процессе чтения произведений Т. Сметанина «Куерэгэй», «Куттас до5ор», Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа (серия рассказов «То5ус тегул то5о?») «Бэьис то5о?», «Алтыс то5о», «Сэт-тис то5о?», «Ахсыс то5о», «Тохсус то5о?», Н.А. Габы-шева «Елуескэ», В.С.Яковлева - Далан «Дьаарбан уонна Дьанкы». В процессе знакомства с художественными произведениями якутских авторов применялись такие пе-

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о с

СП ^

о

сч

дагогические приемы, как познавательная беседа, сю-жетно-ролевые игры, групповое обсуждение поступков героев произведений, дискуссия «Кто такой настоящий друг?», участие в благотворительных акциях.

Формированию у младших школьников ценностного отношения к природе, к родной земле, к родному краю посвящен раздел программы «Айыл5а - барыбыт дьиэбит». Младшие школьники ознакомились с такими произведениями якутских авторов, как Н. Золотарева Н. Якутскай «Ийэ анды», Сэмэн Тумат «Кубалары атаарыы», «Тулаайах хаас уонна о5о саас», Н.А. Лугинова «Иэстэспит». Развитию духовно-нравственной культуры младших школьников в аспекте ценностного отношения к родной природе способствовали активные методы обучения: викторина «Знаете ли вы птиц Якутии?», самостоятельная работа по группам «Правила поведения в природе», практическая работа «Покорми птиц», коллективное творческое дело «Создание плаката «Берегите природу!», экологическая игра «Родная природа». В процессе данных мероприятий дети получили опыт участия в природоохранительной социально-значимой деятельности.

Раздел «Мин дьиэ кэргэним» направлен на формирование духовно-нравственных семейных ценностей, ценностного отношения к семье и семейным традициям. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям семьи осуществлялось в процессе чтения произведений И.Г. Иванова Уйбаан Нуолур «Мин омукчаан сиэнэбин», С. Данилова «Мин дьиэм». Применялись такие активные формы работы как проект «Теруччу» (дерево родства), творческая работа «Дом моей мечты», конкурс «Папа, мама, я - дружная семья», которые направлены на развитие семейных ценностей, ценностного отношения к труду, уважения к человеку труда.

Таким образом, в процессе освоения программы «Дорогою добра» посредством изучения художественного литературного наследия якутских авторов осуществляется целенаправленное развитие духовно-нравственных основ личности младших школьников. Нравственный идеал, традиции якутской народной педагогики, являются действенными факторами формирования нравственного сознания младших школьников, обеспечивают связь времен и поколений, передачу нравственных ценностей, норм и правил поведения. В основе программы лежит творческое взаимодействие детей, содержанием которого является освоение социокультурного наследия, приобретение опыта социально-значимой деятельности, что обеспечивает формирование духовно-нравственной мотивации, нравственных чувств и качеств личности, отношения к ценностям, определяющим духовно-нравственную культуру детей.

Литература

1. Антология детской литературы / составители: В.Н. Луковцев, М.Г. Макеева. - Якутск: «Бичик», 2015. - 256 с.

2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск, 1995.- 218 с.

3. Васильева Т.Г. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов: монография. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2008. - 152 с.

4. Гоголева М.Т. Методика изучения устного народного творчества в якутской школе: монография. - Якутск: Бичик, 2008. - 157 с.

5. Иевлев Е.К. Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова. - Москва: ЯГУ, 2004. - 138 с.

6. Из истоков народной педагогики якутов. Материалы научно-практической конференции. - Якутск: РИО Госкомпечати Якутской-Саха ССР, 1992. - 120 с.

7. Колодезников С.К. Актуальные вопросы литературного образования в общеобразовательной школе: учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. - 207 с.

8. Колпакова А.П., Осипова О.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: монография. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 89 с.

9. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 432 с.

10. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. - Москва, 2015. - 175 с.

11. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - Москва: Магистр. - 1997. - 347 с.

12. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. -С.73-80.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Минобрнауки РФ. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.

The formation of the spiritual and moral culture of elementary

schoolchildren based on children's Yakut literature Bugaeva A.P., Sokorutova L.V.

Northeast Federal University. M.K. Ammosova The article reveals the features of using the educational potential of children's Yakut literature as a means of forming the spiritual and moral culture of younger students. The humanistic orientation of the literary works of Yakut writers is shown, which reflects the national ideal, values and traditions of moral relations, attitudes to work, to nature, to the homeland. The «Way of Good» program for the development of the spiritual and moral culture of younger schoolchildren represents extracurricular activities to familiarize children with the literary heritage of Yakut writers. The program included works by children's Yakut writers on the following topics: «Biliige duluuu» about the book and the benefits of reading and knowledge; «Saham sire barahsan» - about the homeland, about the culture and history of the people of Sakha; «Utue maygyn keter kynatyn» - about good and evil, about conscience and honor; «Aiyl5a barybyt dyebit» - about nature, respect for nature; «Min Diye Kergenim» - about the family, about relations in the family. The methodical system using the educational potential of national literature is presented, which contributes to the spiritual and moral development of younger students, improving the quality of their knowledge aimed at the manifestation of emotional and moral feelings and moral behavior. The main directions, forms and methods of working with younger students on the development of spiritual and moral culture by means of native literature are disclosed. Key words: spiritual and moral culture, spiritual and moral education, native literature, folk pedagogy, moral qualities, Yakut literature. References

1. Anthology of children's literature / compilers: V.N. Lukovtsev, M.G.

Makeeva. - Yakutsk: Bichik, 2015. - 256 p.

2. Antonova R.Ya. Parenting: ideas and experience of folk pedagogy.

- Yakutsk, 1995. - 218 p.

3. Vasilieva T.G. The formation of a culture of interpersonal communication of younger students on the traditions of Yakut folk etiquette: a monograph. - Yakutsk: Publishing House of the Yakutsk State University, 2008. - 152 p.

4. Gogolev M.T. Methods of studying oral folk art in the Yakut school:

a monograph. - Yakutsk: Bichik, 2008. - 157 p.

5. levlev E.K. Actualization of the moral and spiritual aspect of works

in the process of studying Yakut literature at school; Yakutsk State University named after M.K. Ammosova. - Moscow: YSU, 2004.- 138 p.

6. From the origins of Yakut folk pedagogy. Materials of the scientific-

practical conference. - Yakutsk: RlO of the State Printing Committee of the Yakutsk-Sakha SSR, 1992. - 120 p.

7. Kolodeznikov S.K. Actual issues of literary education in a comprehensive school: a textbook. - Yakutsk: Publishing House of the Yakut University, 2009. - 207 p.

8. Kolpakova A.P., Osipova O.P. Spiritual and moral education of

younger schoolchildren in the conditions of rural educational space: a monograph. - Yakutsk: NEFU Publishing House, 2012. - 89 p.

9. Kukushin V.S. Ethnopedagogy: textbook. allowance. - 2nd ed.,

Rev. and add. - Moscow: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013 .- 432 p.

p

m

5

m

X

X

o

m

n

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

139

10. Potapovskaya O.M. Spiritual and moral education of children in a preschool educational organization based on domestic sociocultural tradition: dis. ... cand. teacher. Sciences: 13.00.01. - Moscow, 2015. - 175 p.

11. Slastenin V.A. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - Moscow: Master. - 1997. - 347 p.

12. Ushinsky K.D. Questions about public schools. Pedagogical essays: In 6 vol. T. 2. - M .: Pedagogy, 1988. - P.73-80.

13. Federal State Educational Standard of Primary General Education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Access mode: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/m373.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.