Педагогика
УДК 37.014
кандидат педагогических наук, доцент Бугаева Ая Петровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного развития младших школьников, реализующая аксиологическую функцию образования на отношение (к миру, себе, окружающим), направленная на развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством усиления воспитывающей функции учебных предметов начальной школы, а также создания развивающей среды образовательного пространства. Выделяется, что воспитание личности неразрывно связано как с этнокультурной, так и цивилизационной и мировой идентификацией. В условиях Республики Саха (Якутия) определяется иерархическая структура разноуровневых идентичностей - от этнокультурной (родовой) - региональной (якутянин) -общероссийской или цивилизационной (россиянин) - до общепланетарной (человек Земли). В заключении представлены итоги исследования, показывающие положительную динамику нравственного воспитания младших школьников.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, региональные условия, воспитывающее обучение, начальное образование, внеурочная деятельность.
Annotation. The article is devoted to the problem of moral development of younger schoolchildren, which implements the axiological function of education on the attitude (to the world, to oneself, to others), aimed at developing the value-semantic sphere of students by strengthening the educational function of primary school subjects, as well as creating a developing environment of the educational space. It is emphasized that the education of the individual is inextricably linked with both ethno-cultural, civilizational and world identification. In the conditions of the Republic of Sakha (Yakutia), the hierarchical structure of multi - level identities is determined - from ethnocultural (generic) - regional (Yakut) - all-Russian or civilizational (Russian) - to general planetary (a person of the Earth). In conclusion, the results of the study are presented, showing the positive dynamics of the moral education of younger schoolchildren.
Keywords: moral education, primary school student, regional conditions, educational training, primary education, extracurricular activities.
Введение. Начало XXI века характеризуется нарастанием позитивной динамики социального статуса воспитания. В Национальной доктрине образования до 2025 года справедливо отмечается, что свои назревшие социальные и экономические проблемы страна должна разрешать на основе его опережающего развития, в том числе за счет включения в содержание образования духовно-нравственных ценностей. Не случайно во ФГОС второго поколения основным документом является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1]. Поэтому, рассматриваемая тема, связанная с необходимостью организации воспитывающей деятельности не только на занятиях во внеурочное время, но и на всех уроках начальной школы является актуальной. ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка.
В современных социокультурных условиях как никогда актуализируется принцип воспитывающего обучения. Данный принцип был введен в педагогику немецким дидактом И.Ф. Гербартом. О приоритете воспитания над обучением («обучающее воспитание») подчеркивали видные русские философы (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский). Данный принцип в отечественной педагогике закрепился благодаря Н.И. Пирогову, К.Д. Ушинскому. С точки зрения К.Д. Ушинского основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» [4, c. 212]. В свете упомянутого назревает необходимость целенаправленной работы по нравственному воспитанию младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Целью статьи является раскрытие опытно-экспериментальной работы по апробации модели нравственного воспитания младших школьников, реализующая систему нравственного становления младших школьников в образовательном процессе начальной школы в условиях Республики Саха (Якутия).
В своем исследовании мы опираемся на принцип регионализации образования. В специфических условиях России с ее территориальной протяженностью, регионализация - объективная необходимость. Проблема изучения зависимости характера образования от региональных условий представлена в педагогическом наследии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Г. Редкина. В концепции народного воспитания К.Д. Ушинского она получила отражение основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.
В основе регионализации начального образования лежат следующие принципиальные положения, выделенные нами:
1. В условиях активных интеграционных процессов в мире возрастает значение возрождения культуры каждого народа.
2. Ориентация в образовании на народный идеал человека, широкое использование народных средств обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.), активное использование эмпирических знаний и представлений народа обнаруживает их педагогическую и психологическую универсальность.
3. Регионализация начального образования позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка, и в то же время является базой для восприятия общероссийских и общечеловеческих ценностей.
4. Регионализация начального образования обеспечивает учет в педагогическом процессе социокультурной среды, особенностей природно-географических, этнографических, исторических, религиозных и народно-хозяйственных особенностей региона определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса, выступая жизнесмыслами.
5. Основу регионализации начального образования как педагогической проблемы составляют опора на основные принципы дидактики: обеспечение преемственности меж- и внутрипредметных связей обучения; организация и управление познавательной деятельностью учащихся на основе интеграции; принципы культуросообразности и природосообразности, принцип этнопедагогической направленности [3].
Модель нравственного воспитания младших школьников в представлена на схеме 1.
Целевой компонент
ФЗ «Об образовании»
ФГОС
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника
Задачи
Учить учиться и усвоение
УУД
Познание и освоение мира
Осознание субъектами личностных ценностных позиций по отношению к родной, общероссийской и мировой культурам
Формирование потребности и способности к созидательно-творческому действию
Методологический компонент
Подходы
Культурологический
Аксиологический
Личностно-ориентированный
Интегративный
Компетент-ностный
Принципы
Принцип регионализации образования
Принцип воспитывающего обучения
Принцип этнокультурной направленности
Принцип междисциплинарной интеграции
Принцип гуманизации
Содержательно-технологический компонент
Содержание образования
Аксиологическая функция образования на отношение (к миру, себе, окружающим), направленная на развитие ценностно-
смысловой сферы учащихся
Форма организации
Целостность педагогического процесса, предполагающее единство обучения и воспитания, опирающееся на воспитательную систему, функционирующего в воспитательном (культурно-ценностном) пространстве начальной школы
Учебный процесс
Внеклассная работа по предметам
Воспитательная работа
Технологии и методы работы
Диалоговый метод
Проблемный метод
Межпредметное обучение
Проектная деятельность
Наука как
способ познания
Личностно-ориентированные
I
Аналитико-результативный компонент
Критерии нравственной воспитанности
Нравственное сознание
Нравственные чувства
Нравственный поступок
Показатели нравственной воспитанности
любовь к себе, ближним, к Родине, трудолюбие, сострадание, деятельная любовь к окружающим, совестливость, умение сопереживать, сочувствовать, бережное _отношение ко всему живому и др._
готовность проявлять нравственные чувства, стабильность их выражения
применение знаний нравственных норм в деятельности
Схема 1. Модель нравственного воспитания младших школьников
Усиление воспитывающей функции образования происходило на основе ценностно-смысловой ориентации содержания на этнокультурные и общероссийские, общечеловеческие ценности. В содержание учебных предметов включались задания, тексты, задачи, дидактический материал, подбирались художественные произведения, использовался народный фольклор, игры, краеведческие данные, исторические и справочно-энциклопедические сведения, приобщающие ребенка к истории народа, республики, России, мира. В каждой теме отражали специфику и жизненный уклад как своего народа, так и цивилизационное развитие страны. Дети, изучая историю своей семьи познают историю своего села, города, края, народа, страны. Младшие школьники узнают понятия: археология, значение символики (герба, флага, гимна города, страны), возникновение письменности, анализируют вымысел и реальность мифов, легенд, преданий, сказок (разных народов); рассуждают о детстве прежде и в современное время, показывается значимость устного народного творчества; вводится понятие годовой праздничный круг, народный календарь, лента времени.
Вводится знакомство с древнейшими городами России, с их возникновением (Древний Киев, Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.); событиями жизни Российского государства (принятие христианства, монголо-татарское иго, Куликовская битва, борьба с немецкими и шведскими рыцарями, покорение Сибири, Северная война, война 1812 г., революция 1917 года, патриотизм советского народа на военном и трудовом фронтах и в тылу врага (1941-1945 г.), городами героями, героизм советского народа в послевоенном восстановлении страны, освоение космического пространства. Большое значение придается отражению ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц; благодарность созидательному опыту предшествующих поколений, гордость за достижения в культуре, науке и технике.
Содержание начального образования было направлено на систематизацию и отражение ценностей в содержании; создание общего воспитательного фона, применение знаний в практической деятельности. Использовались следующие подходы: цивилизационный, личностно-ориентированный, культурологический, аксиологический, компетентностный; принципы: регионализации, гуманизации, этнокультурной направленности, воспитывающего обучения, междисциплинарной интеграции.
Основные дидактические технологии, методы: РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), исследовательский метод, проектный метод, проблемный метод, диалоговый метод, использование компетентностных, практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций, проведение практических и лабораторных работ. Интегрированное обучение было организовано на основе: интеграции знаний научных, относящихся к различным областям учебных дисциплин, и эмпирических, из области народной педагогики; междисциплинарной интеграции на основе содержательно-тематической общности в раскрытии изучаемых понятий.
Планирование воспитательной работы проводилось на основе годового праздничного круга (Рождество и рождественско-святочная обрядность, Честная Масленица, Великий пост, Пасха, Троицын день, Иванов день, Ильин день, Спасовки, Покров, Татьянин день) и традиционного календаря и обрядового цикла народа саха: проведение праздников, тематических бесед, уроков-презентаций, уроков-путешествий, уроков-дискуссий, соревнований, конкурсов, концертов.
В наше время, когда в мире остро стоит проблема «устойчивого развития», очень своевременна необходимость выработки стратегии выживания на планете. Только укорененный человек в родной культуре, в своих предках, «корневой человек» может быть ноосферным человеком. Поэтому в первую очередь, необходимо было нам в процессе нравственного воспитания привить любовь к человеку, любовь к природе, стимулируя природосберегающее поведение и созидательную, миролюбивую деятельность, одухотворение и одушевление окружающего, создание в воображении ребенка волшебного, сказочного мира природы, чувственное восприятие ее гармонии, красоты, хрупкости, нежности, пробуждение бережного трепетного отношения, бесконечного желания заботы об «общем любимом доме». Знакомство с экологическими традициями народа саха, славянскими природоохранными традициями, народные приметы, сопоставление якутского и русского календаря, культивирование почитания богини земли - Аан Алахчын Хотун, хозяина охоты Баай Байанай, мифы и легенды о животных, культивирование почитания редких и исчезающих животных, тотемные - священные животные, растения. Знакомство с обрядами почитания.
Проведение научных школьных конференций «Экология сегодня, завтра», реализация экологических проектов, участие в конкурсе «Лучший эколог», наблюдения, конкурсы рисунков «Береги природу», «Я - житель планеты Земля», выпуск экологических плакатов «Люди, берегите Землю!»; фотовыставки «Красота родного края», составление видеотеки о природных достопримечательностях родного края, России, о заповедных местах, посещение музеев; конкурсы стихотворений, сочинений о природе; праздники «Праздник Урожая», «День Земли», «День воды», «День охраны природы»; работа по благоустройству школьного двора (операции: «Чистый двор», «Цветите, наши клумбы», «Зеленый двор»); вовлечение детей в посильные для них практически дела по охране местных природных ресурсов (уход за цветами, уборка площадки, подкормка птиц и т.п.). Организация уголков природы с содержанием любых растений и животных. Привлечение родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: к субботникам по очистке, озеленению территорий, изготовлению поделок из природного и утилизированного материалов, пособий.
Большим потенциалом в нравственном развитии имеет учебное сотрудничество в проектной деятельности: умение договариваться, распределять работу; оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение регулировать конфликты; понять точку зрения другого, критично, оценить ее; координировать разные точки зрения и достигнуть общего результата. Привлечение к педагогической деятельности детей: взаимообучение, взаимопроверка. Использование метода дискуссий на моральные темы; конструирование моральных ситуаций и ситуаций конфликта, разбор их и обсуждение; расширение нравственной тематики, включение ребенка в групповое обсуждение моральных дилемм. Формирование способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции происходило посредством рефлексии, дневникового письма.
Духовно-нравственное развитие должно стать объединяющим духовным устремлением людей, включенных в образовательное пространство, скрепляя чувством сопринадлежности, накапливая опыт соборного «мы-бытие» с осознанием ответственности за воспитание ребенка. Соблюдение этнических, семейно-родовых традиций, опирающихся на ментальность народа, знание о своих предках, обеспечивает преемственность поколений, образуя фундамент духовного роста ребенка. Родители являются первыми идеалами для подражания маленького человека, примером, авторитетом, их поведение рассматриваются как важный фактор формирования личности.
Мы представляем данные роста уровня нравственной воспитанности младших школьников в процессе формирующего эксперимента, который проходил на базе школы №26 г. Якутска (учитель-экспериментатор Тураева А.Н.) в таблице 1. По первому критерию нравственное сознание было выделено 3 уровня: низкий (знание 1-3 нравственных понятий), средний (знание 4-6 нравственных понятий); высокий (знание 7-10 нравственных понятий), использована методика «Пословицы» (С.М. Петровой), а также проведен тест «Знаю и понимаю». Критерий нравственные чувства выявлен по методике И.М. Юсупова (исследование эмпатии). Для исследования уровня сформированности нравственного поведения младших школьников проведены игры «Кто меткий», «Раздели поровну», а также тест «Размышление о жизненном опыте» (Н.Е. Щурковой, вариант адаптированный к младшим школьникам В М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым) [1].
Таблица 1
Динамика роста нравственной воспитанности младших школьников в процессе экспериментальной работы
Критерии нравственности Экспериментальный класс (4 класс) Контрольный класс (4 класс)
Уровни Уровни
низкий средний высокий низкий средний высокий
Нравственное сознание 10 52,2 38,8 32 49,1 18,4
Нравственные чувства 18,2 45,5 36,3 48,2 38,8 13
Нравственные поступки 23,3 48, 8 27,9 57,8 32 10,2
Выводы. На основе анализа цивилизационного общероссийского опыта воспитания подрастающих поколений и народной педагогики саха нами выделено, что представление учащимся нравственного идеала человека должно носить персонифицированный характер, осуществляться через раскрытие в системе идей, охватывающих отношение человека к миру (к другому человеку, природе, обществу, культуре, знаниям, общению), самому себе и раскрывающихся в системе нравственных понятий, которые обеспечивают связь содержания, способов деятельности, опыта творческой деятельности.
Проведенное исследование не исчерпывает, разумеется, всех проблем теории и методики нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации. Возникает необходимость более глубокого изучения специфики и особенностей нравственного воспитания современных подростков, старших школьников; преемственности в
нравственном воспитании, начиная с детского сада; поиска эффективных путей с учетом стремительных изменений в мире и адаптации личности.
Литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 277.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Иванова А.В., Иванова, А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования): Монография. / А.В. Иванова, А.П. Иванова. - М-во образования РФ, М-во образования РС (Я). - Якутск, 2003. - 96 с.
4. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Современная система высшего образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков, которые непосредственно связаны с конкурентоспособностью на рынке труда. Учитывая тенденции в мировой экономике, необходимо новое качество профессионального образования, которое делало бы выпускников мобильным и высококвалифицированным специалистами. Для создания новой квалификационной модели, выдвигаются новые требования к выпускникам, вследствие чего становится необходимым помочь обучающемуся приобретать и развивать умения и навыки по организации личностного и профессионального развития, развивать способность переносить полученные знания и умения в инновационные технологии и конкретные решения, готовить к социальной и профессиональной мобильности, совершенствуя соответственные профессиональные компетенции. В этой связи для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций могут быть использованы инновационные технологии обучения, в основе которых лежат диалогические методы общения и тесное учебное взаимодействие педагога и обучающихся. Авторы статьи подробно рассматривают такие инновационные технологии, как здоровьесберегающие и игровые технологии, технологию перевернутого обучения и технологию проектной деятельности. Также в статье приведены примеры практического применения рассмотренных технологий для организации теоретических и практических занятий для студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, деловая игра, технология перевернутого обучения, перевернутый класс, технология проектной деятельности.
Annotation. The modern system of higher education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills that are directly related to competitiveness in the labor market. Given the trends in the global economy, a new quality of vocational education is needed, which would make graduates mobile and highly qualified specialists. To create a new qualification model, new requirements are put forward for graduates, as a result of which it becomes necessary to help students acquire and develop skills and abilities in organizing personal and professional development, develop the ability to transfer the acquired knowledge and skills into innovative technologies and specific solutions, prepare for social and professional mobility, improving the corresponding professional competencies. In this regard, for the formation of students' knowledge, skills, and professional competencies, there may be
Keywords: innovative technologies, health-saving technologies, gaming technologies, business game, technology of inverted learning, inverted classroom, technology of project activity.
Введение. В настоящее время активно развиваются инновационные технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Внедрение данных технологий в сферу образования стало толчком для его дальнейшего развития. В первую очередь, это повлияло на нормативно-правовые акты, в которые были внесены соответствующие изменения. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для организации учебного процесса необходимо использовать современные образовательные технологии, которые способствуют повышению качества образования и снижению доли репродуктивной деятельности обучающихся. Инновационные формы обучения позволяют развить творческое мышление, навыки совместной деятельности при решении проблем, приближенных к реальным. Кроме этого, они способны побудить интерес у обучающихся; содействовать эффективному усвоению учебного материала; организовать на высоком уровне обратную связь.
Под инновационными технологиями следует понимать новшества, которые направлены на внедрение или использование чего-то нового с целью повысить эффективность той или иной деятельности. Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс обусловлен совокупностью следующих факторов:
- высокая потребность общества в успешных, конкурентоспособных личностях, а также потребность работодателей в высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям и запросам;
- глобальное распространение цифровых технологий;
- повышение мотивации обучающихся к изучению той или иной дисциплины;
- повышение качества образования и его эффективности;