Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Сокорутова Людмила Владимировна
ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (г. Якутск); магистрант Габышева Любовь Владимировна
ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (г. Якутск)
СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье описана экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством сказок народов Севера. Занятия с использованием сказок народов Севера положительно влияют на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Анализирую проделанную работу, направленную на духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности, можно отметить, что в процессе изучения и знакомства с народными сказками Севера дети начали больше ценить природу, животных, уважать семью, их членов.
Ключевые слова: младший школьник, воспитание, духовно-нравственное воспитание, нравственные понятия, качества, сказки Севера.
Annotation. The article describes an experimental work on the spiritual and moral education of younger schoolchildren through fairy tales of the peoples of the North. Classes with the use of fairy tales of the peoples of the North have a positive impact on the spiritual and moral education of younger students. Analyzing the work done aimed at the spiritual and moral education of younger students in extracurricular activities, it can be noted that in the process of studying and familiarizing with folk tales of the North, children began to appreciate nature, animals, respect the family and their members more.
Keywords: Junior schoolboy, education, spiritual and moral education, moral concepts, qualities, fairy tales of the North.
Введение. Духовно-нравственное развитие младшего школьника необходимо проводить в духе общечеловеческих ценностей на основе самобытной философии народа через изучение, анализ и практическое применение опыта народной педагогики, в частности, использование народных средств воспитания - сказок народов Севера,опираясь на теоретические положения, выработанные педагогической наукой с учетом объективных условий региона (природно-климатические, естественные и общественные формы жизнедеятельности, историко-культурное наследие). «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» (К.Д.Ушинский). Все ценное, добытое многовековым опытом народа должно не только бережно сохраниться, но и активно использоваться педагогической наукой и практикой.В научно-педагогической сфере в настоящее время ведётся активное исследование путей сохранения как языков малочисленных народов Севера, так воспитание на основе народных традиций.
Изложение основного материала статьи. Передовые ученые и учителя-методисты в республике успешно работают над разработкой педагогического сопровождения развития детей в условиях Республики Саха (Якутия), опираясь на традиционное миропонимание коренных народов и системе понятий и представлений народа в области разных наук (Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, А.Д. Корнилова, М.М. Прокопьева, У.А. Винокурова и др.). Они получили широкое признание в педагогическом сообществе республики, до сих пор активно внедряются в школах. В перспективе продолжается комплексное исследование этнокультурных, демографических, миграционных процессов и стратегического прогнозирования будущего социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера, где национальная школа выступает социокультурным, селообразующим, демографическим, производственным фактором.
Воспитание на основе народных сказок Севера необходимо в младшем школьном возрасте, потому что данный вид жанра устного народного творчества является природосообразным и близким по ценностной ориентации,развивает ментальную, духовную, морально-эстетическую натуру человека. У всех народов основной целью является воспитание сообразно народному идеалу человека, носителю лучших качеств и специфических характеристик, присущих нации, этносу, народу. Именно народный идеал, веками сложившийся в образе-мечте совершенного человека определяет гуманистическую направленность народной педагогики как педагогики любви к близким, уважения к людям, отчему краю, Родине без чего нет человека. Народные педагогики разных наций и этносов имеют много сходного, что их объединяет. И в то же время они сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географических, исторических и религиозных факторов определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса, выступая жизнесмыслами. В народных сказках Севера заключены самые наилучшие черты народа, его характера: любовь к свободе, настойчивость во всех делах, природный ум, также народные традиции, история предков. Такие сказки, по обыкновенью, вызывают богатые эмоции у детской аудитории, что преумножает их воспитательное влияние. В тесной зависимости от содержания и сюжета сказки, разнообразия приключений, которые испытывают герои сказки, находится интенсивность переживания ребенка [1].
Северный фольклор отличается своей самобытностью и неповторимостью, благодаря этому, делает эти сказки интересными и занимательными. В нравственно - эстетическом и трудовом воспитании детей сказки имеют большое значение в жизни людей, проживающих на Севере. Сказки народов Севера пронизаны художественной выразительностью, национальным колоритом, житейской мудростью и всё это характерно для народных сказаний, легенд, преданий [2]. Сказки народов Севера обладают философией, тождественной системе общечеловеческих ценностей, воспитывают в детях такие качества, как смелость, доброта и умение достойно справляться со сложностями в жизни.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, так как воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту
народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера.
Для выявления уровня нравственной воспитанности проведены методики «Нравственные понятия» Н. Александровой и Н. Курносовой, диагностику отношения к жизненным ценностям Н.Е. Щуркова, диагностику нравственной мотивации - Л.Н. Колмогорцев, диагностику уровня нравственной самооценки -Н.Е. Богуславская.
После проведения эксперимента получили следующие результаты.
Таблица 1
Уровень нравственной самооценки младших школьников
Уровни Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень
Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В % Кол-во В %
Экспериментальная 10 29% 22 65% 2 6% 0 0%
Контрольная 8 23% 25 73% 1 2% 0 0%
По таблице видно, что уровни низкий и ниже среднего из экспериментальной группы никто не показал. А высоким уровнем нравсвенной самооценки обладают 10 человек (29%), средним уровнем 22 человек (65%). Например, А. и Ф. имеют самый высокий бал в классе. В контрольной группе 8 человек обладают высоким уровнем нравственной самооценки, что составляет 23%, 25 человек (73%) имеют средний уровень и 1 человек из контрольной группы показал уровень ниже среднего.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становление. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность [4]. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому нам необходимо было в дальнейшем работать по совершенствованию представлений младших о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознают потребность нравственного поведения в повседневной жизни.
Итак, проведем итоги диагностики по духовно-нравственному воспитанию младших школьников по 3 методикам.
Таблица 2
Сводные показатели уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников на
констатирующем этапе
Методика №1 Методика №2 Методика №3 Общий уровень
Высокий 0% (0 уч.) 0% (0 уч.) 29% (10 уч.) 10%
Средний 85% (29 уч.) 76% (24 уч.) 71% (24 уч.) 77%
Низкий 15% (5 уч.) 24% (10 уч.) 0% (0 уч.) 13%
Таким образом, выявлено, что уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников -средний. Проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать проект по духовно-нравственному воспитаю младших школьников посредством сказок народов Севера.
На формирующем этапе младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как доброта, справедливость, честность, милосердие, отзывчивость, уважение к людям. При помощи сказок народов Севера передается детям знания о традициях, о том, как жили в семьях, и какое уважение детей было к родителям. К чему может привести жадность или корысть человека, непонимание меры. Какие последствия бывают, когда вместо того, чтобы благодарить, просить больше. К чему может привести ложь и легкомысленность. Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в конце сказки. Через сказки ребенок учится помогать, сопереживать, сострадать, радоваться за другого, отличить дурной поступок от хорошего, что и формируется у младшего школьника при духовно-нравственном воспитании.
Рисунок 1. Ценности, на которых ориентируют сказки народов Севера
Анализ сказок народов Севера показал, что бытовые и волшебные сказки встречаются не так часто, как сказки про животных, которые наделены человеческой речью и качествами. Кроме того, во многих сказках рассказываются мифы про то, что изначальный облик животных в последствии того или иного случая меняется. Например: «Как ласка осталась без хвоста?», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Отчего у Зайца длинные уши?» [3].
К сказкам, которые учат историческому прошлому и своей роли в будущем относятся: «Хозяйка огня» (ненецкая сказка), «Альба и Ходясам» (кетская сказка). Сказки «Невеста солнца» (саамская сказка), «Как змеев победили» (эвенкийская сказка) учат позитивно относиться к обычаям и традициям народа. К сказкам, формирующим добросовестное отношение к трудовой деятельности, относятся: «Айога» (нанайская сказка), «Кукушка» (ненецкая сказка), «Две девушки» (нанайская сказка). Про бережное отношение к природе, ответственность за ее благополучие упоминается в следующих сказках народов Севера: «Комполэн -болотный дух» (мансийская сказка), «Гордый олень» (мансийская сказка), «Старик, рыбак и ворон» (долганская сказка). Достоинство, порядочность, бескорыстность, совестливость находит отражение в следующих сказках: «Дочка с ростом с верентенце» (сказка народа коми), «Старик, старуха и луна» (ненецкая сказка), «Хилы и Аки - черное сердце» (сказка народа ханты), «Девушка и луна» (нганасанская сказка).
Таблица 3
Формирование нравственных качеств младших школьников посредством сказок народов Севера
Сказка Ценности Содержание
Хозяйка огня (ненецкая сказка) Семья Доброта Уступчивость В этой сказке неосмотрительная хозяйка, обижает огонь и за это ей пришлось отдать своего сына. А огонь они считали живым существом.
Дочка с ростом с веретенце (сказка народа коми) Доброта Справедливость Семья Порядочность Благородство Вера Взаимопомощь Здесь отрицательная героиня ведьма - Иома, которая обманом забирает у стариков девочки, и благодаря доброй старушке, главная героиня остаётся живой.
Айога (нанайская сказка) Бескорыстье Гордость Красота души Забота о других Благородство Скромность Трудолюбие В этой сказке ленивая девочка, считающая себя самой красивой, из-за своего упрямства и эгоизма превращается в гуся.
Почему совы не видят солнечного света (ненецкая сказка) Семья Порядочность Долг Верность Отрицательными героями данной сказки, по моему мнению, здесь являются - старуха - сова и шаман -мышелов, а положительными девушки - невестки, которые не смогли противостоять обману и невежеству.
Кукушка (ненецкая сказка) Семья Доброта Взаимопомощь Забота о других У бедной женщины было четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убрали, матери не помогали. И так замучилась, что тяжело заболела. А дети отказывались помогать.
Старик, старуха и луна (ненецкая сказка) Честность Трудолюбие Забота о других Умение прощать Доброта Милосердие В этой сказке Луна, сжалилась над стариком и старухой и превратилась в уточку и стала им помогать, старикам это понравилось, и они проследили за ней и сожгли её крылышки, очень обидели Луну.
Комполэн - болотный дух (мансийская сказка) Дружба Любовь к природе Бескорыстие Умение прощать Вера Честность Является отрицательным героем этой сказки, чудовище, которое пытается поссорить человека и обитателей леса, он превращается в разных животных и строит ловушки. А положительные герои сказок -человек и животные, которые во всём помогали друг другу.
Хилы и Аки - черное сердце (сказка народа ханты) Доброта Честность Совесть Умение прощать Доброта и трудолюбие в сказке награждается, а зло, зависть и ненависть наказываются. Отрицательные герои - менквы (лесные духи), виткась (водяной) стараются навредить человеку, запугать его в лесу, сбить с дороги. Но иногда и они помогают добрым и смелым людям, восхищаясь их силой и великодушием.
Девушка и луна (нганасанская сказка) Вера Любовь к природе Верность Доброта Гостеприимность Забота о других Добрый олень помогал девушке прятаться от луны. Девушка поймала луну и отпустила.
Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка) Вера Совесть Честность Дружба Сказка о том, как хитрая лиса оставила медведя без хвоста, а медведь хоть и большой, но глупый.
Отчего у зайца длинные уши (эвенкийская сказка) Ответственность Скромность О глупом зайце с трусливым сердцем, который считал, что будут у него рога, и он станет самым сильным и главным в лесу.
Заяц и медведь (хантыйская сказка) Ответственность Трудолюбие Вера Взаимопомощь О взаимоотношениях между животными, которые могут держать слово и стараются исполнить своё обещание.
Заяц и сорока (хантыйская сказка) Гордость Доброта Умение прощать Скромность Порядочность Заяц-охотник хвастался своими достижениями и научил сороку охотиться. С тех пор сорока начала кричать при виде животных, тем самым отпугивать их от охотников.
Как ворон лису перехитрил (долганская сказка) Справедливость Честность Совесть Дружба О том, что необходимо прислушиваться к мудрым советам, и тогда в жизни всё сложится хорошо.
Используя на занятиях современные методы и приемы работы со сказкой, можно не только воспитывать, формировать морально-этические нормы поведения, но и добиваться решения коррекционно-развивающих задач благодаря работе сразу над всеми компонентами речи (расширять словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, работать над грамматическим строем речи).
Таблица 4
Методы и приемы работы со сказками
Методы Приемы Формы
Словесные Чтение сказки Рассказывание сказок Выразительное чтение Чтение по ролям
Узнавание и воспроизведение сказки Анализ сказки Рассказ по кругу Коллективный рассказ
Практические Творческая работа по мотивам сказки Моделирование сказок Домысливание судьбы героя Сочинение сказки Постановка сказки Беседа Дебаты Демонстрация рисунков Демонстрация поделок Выставки
Наглядные Рассматривание иллюстраций, мультфильмов Викторины Конкурсы Брейн-ринг Постановка сказки с помощью кукол, рисунков, поделок Игры-драматизации Рисование
В программе каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
В ходе нашего проекта «Нимнакан» в течении нескольких занятий ученикам предлагались определенные темы, которые в конечном итоге приведут к пониманию и осмыслению важности сказок народов Севера в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Таким образом, на формирующем этапе мы провели работу по духовно-нравственному воспитанию детей посредством сказок народов Севера. Внеурочная деятельность младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам, которая позволяет в полной мере реализовать его требования, а также требования современного общества к духовно-нравственному воспитанию детей.
После проведенных занятий выявлена хорошая динамика в экспериментальной группе по первой методике, целью которой являлось определить уровень нравственной самооценки учащихся третьих классов.
Итак, подведем итоги. Сделаем сводную таблицу «до» и «после» эксперимента обеих групп. Из таблицы видно, что экспериментальная группа показала очень хорошие результаты.
Таблица 5
Уровни нравственной самооценки учащихся на контрольном этапе
Экспериментальная группа До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Высокий 10% 16%
Средний 77% 73%
Низкий 13% 11%
Контрольная группа До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Высокий 11% 10%
Средний 75% 77%
Низкий 14% 13%
Из таблицы и рисунка мы видим, какие изменения произошли «до» и «после» нашего эксперимента. В экспериментальной группе, с которой мы работали, уровень духовно-нравственного воспитания повысился. Высокий уровень до эксперимента оставлял 10%, после эксперимента повысился до 16%. Средний уровень в этой группе не изменился. И низкий уровень снизился до 11%, до эксперимента этот уровень показывал 13%.
Проведенное исследование посвящено изучению сказок народов Севера в духовно-нравственном воспитании младших школьников. В ходе теоретического исследования было установлено, что сказки народов Севера пронизаны художественной выразительностью, национальным колоритом, житейской мудростью. Воспитание детей на основе сказок народов Севера, накопленных поколениями, имеют важное значение в духовно-нравственном развитии детей.
Выводы. В результате нашей работы произошли сдвиги в развитии духовно-нравственных качеств у учащихся третьего класса. Выводы экспериментальной части исследования полностью подтвердили, выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение. Занятия с использованием сказок народов Севера положительно влияют на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Таким образом, можно заключить, что поставленные цели были достигнуты, гипотеза подтверждена, задачи выполнены, исследование завершено.
Подводя итоги, хочется в очередной раз подчеркнуть значимость младшего школьного возраста как период, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно сказка самый интересный и простой путь воспитания и развития духовности и нравственности.
Литература:
1. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар - 1995.
2. Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды -Санкт-Петербург - Изд. Дом «Светлячок». - 2006 - 296 с.
3. Сказки народов Севера. Предисловие. Издательство «Дрофа», 1999; URL: [https://www.litmir.me/br/?b=197955&p=1]
4. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: Учебное пособие в 5 частях / Якут. гос. с-х акад.; Якутск: Бичик, 2000 - 224 с.
5. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 263 с.
6. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России Н30 в трудах исследователей XX в. / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с. (Северная библиотека школьника).
Педагогика
УДК 37
кандидат экономических наук, доцент Сучков Максим Александрович
Кыргызский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Казанский национальный исследовательский технологический университет" (г. Кант)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЗМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье автор описывает особенности внедрения инновационного подхода к развитию инклюзивного образования в этнокультурном контексте в трех измерениях: организация образовательного процесса, инклюзивная культура образовательной организации и общественный уровень. Представлены некоторые образовательные технологии и методы обучения в профессиональных учебных заведениях с учетом этнокультурных особенностей страны. Автором предложены собственные показатели индекса инклюзии для оценки уровня развития инклюзивной культуры в учебном заведении. Описан инновационный подход к повышению осведомленности среди общественности об идеях социальной и образовательной инклюзии, межкультурной толерантности через использование механизма «инклюзивного навигатора». Представлены важные психолого-педагогические аспекты развития инклюзивного образования в этнокультурном контексте.
Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), этнокультурные особенности, инновационный подход, модель развития инклюзивного образования, психолого-педагогические аспекты.
Annotation. The author describes the specifics of implementing the innovative approach to inclusive education in the ethno-cultural context in three dimensions: educational process, inclusive culture of educational institution and public level. Several educational technologies and methods used in professional educational institutions are presented taking into account the ethno-cultural peculiarities of the country. The indicators of index for inclusion which evaluate the level of inclusive culture development in the institution are offered by the author. Author describes the innovative approach to enhancing the population awareness about the social and educational inclusion, intercultural tolerance through the use of «inclusive navigator». The important psycho-pedagogical aspects of inclusive education development in the ethno-cultural context are presented.
Keywords: inclusive education, students with disabilities, ethno-cultural peculiarities, innovative approach, model of education development, psycho-pedagogical aspects.
Введение. «Способность достичь единства в разнообразии станет великолепием нашей цивилизации и главным вызовом для нее...» - отметил индийский политический деятель Махатма Канди в своем обращении к людям. В этих словах подчеркивается призыв к уважению и признанию культурного, языкового, этнического разнообразия в обществе. Достижение этой цели в глобальном контексте крайне значимо для социальной стабильности, устойчивого социально-экономического развития в разных обществах, особенно в многоэтнических государствах.
Что способствует достижению «единства в разнообразии» в разных сферах нашей жизни? Безусловно, воспитание и образование являются главной движущей силой в формировании инклюзивных ценностей и идей, а инновация, в свою очередь, является тем сильным рычагом, способным быстро реагировать на происходящие глобализационные процессы, открывать новые возможности для образовательных учреждений и педагогов, способствовать духовному единению и прогрессу.
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании представлен инновационный подход к развитию профессионального инклюзивного образования в этнокультурном контексте, включающем в себя, с одной стороны, учет специфики культуры этноса, картины мира, устоявшихся взглядов, норм и обычаев, а с другой стороны, обучение и воспитание в условиях культурного и этнического разнообразия.
«Инновации», «инновационный подход», «образовательная инновация» в сфере инклюзивного образования в отечественных и зарубежных исследованиях.
В отечественных и зарубежных трудах авторы дают разную трактовку таким понятиям, как: «инновация», «инновационный подход». Слово «инновация» (от англ. «innovation»-нововведение) означает определенные изменения, новшества, преобразования в той или иной сфере. Инновация - это также внедрение улучшенных идей, знаний и практик [1]. Подход - это определенная концепция и позиция, комплекс принципов, лежащих в основе организации определенного процесса. А.А. Ремнев и А.А. Тумабекова [2] рассматривают две стратегии, лежащие в основе инновационного подхода: активно-приспособительская (направлена на изменения внутри системы образования и на приспособление к внешним социокультурным изменениям) и активно-адаптирующая (воздействие на внешнюю образовательную среду для реализации определенных целей в образовании).