Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие младших школьников средствами регионализации математического образования'

Духовно-нравственное развитие младших школьников средствами регионализации математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ / REGIONALIZATION / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / MORAL DEVELOPMENT / THE ETHNO PEDAGOGICAL ORIENTATION / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / BRINGING-UP FUNCTION OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манджиева Надежда Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственного развития младших школьников посредством регионализации образования. Основным механизмом развития процессов регионализации образования является усвоение обучающимися национально-этнических духовных ценностей, а также общей культуры и ее ценностных канонов в рамках иерархических представлений: общечеловеческой культуры, этнической культуры, культуры российского и мирового масштабов. Культурно-этнический опыт каждого народа включает в свое содержание уникальный воспитательно-образовательный потенциал, который, на наш взгляд, необходимо учитывать в рамках образовательного процесса. Образовательные традиции этноса отличаются своеобразием, так как отражают особенности его бытия. Каждый этнос оперирует своим уникальным подходом к постановке и решению образовательных проблем, разнообразных как мир, их порождающий. Это разнообразие создает этнокультурно обусловленную образовательную динамику взаимного обогащения и развития культур. Расширяя содержание духовно-нравственного развития младшего школьника с позиции регионализации образования, его необходимо наполнять национальной идеей, идеей поликультурности, идеей народности [Панькин А.Б., Волков Г.Н.]. Через регионализацию образования происходит обновление содержания учебных предметов, в том числе и предмета математики этнокультурным региональным содержанием, которое должно происходить с использованием ценностей народной педагогики, математической культуры народа, а также современных педагогических технологий. Для реализации оптимальных возможностей обучения, воспитания и развития в школах на территориях, где проживает этническое большинство, требуется более глубокое изучение и систематизация всего этнопедагогического богатства народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the formation of the spiritual and moral development of younger students through the regionalization of education

The main mechanism of development of processes of regionalization of education is assimilation by school students of cultural wealth of ethno society, universal culture, ethno culture, the all-Russian culture Ethno cultural experience of each ethnos comprises the unique educational potential which can be successfully realized by means of an education system. Educational traditions of ethnos differ an originality as reflect features of its life. Each ethnos has the unique approach to statement and the solution of educational problems, various as the world, them generating. This variety creates etno culture caused educational dynamics of mutual enrichment and development of cultures and culture of the world. Expanding the content of the spiritual and moral development of the younger student from the position of regionalization of education, it is necessary to fill it with a national idea, the idea of multiculturalism, the idea of nationality [Pankin AB, Volkov GN]. Through the regionalization of education there is an updating of the maintenance of a subject of mathematics by an ethno cultural regional component that has to happen to use of values of national pedagogics, mathematical culture of the Kalmyk people, and as a whole the Mongolian people, and also modern pedagogical technologies. Realization of optimum opportunities of training, education and development at schools of Kalmykia requires the accounting of ethno pedagogical and ethno psychological traditions of the people.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие младших школьников средствами регионализации математического образования»

Педагогика

УДК: 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Манджиева Надежда Николаевна

Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова (г. Элиста)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственного развития младших школьников посредством регионализации образования.

Основным механизмом развития процессов регионализации образования является усвоение обучающимися национально-этнических духовных ценностей, а также общей культуры и ее ценностных канонов в рамках иерархических представлений: общечеловеческой культуры, этнической культуры, культуры российского и мирового масштабов.

Культурно-этнический опыт каждого народа включает в свое содержание уникальный воспитательно-образовательный потенциал, который, на наш взгляд, необходимо учитывать в рамках образовательного процесса. Образовательные традиции этноса отличаются своеобразием, так как отражают особенности его бытия. Каждый этнос оперирует своим уникальным подходом к постановке и решению образовательных проблем, разнообразных как мир, их порождающий. Это разнообразие создает этнокультурно обусловленную образовательную динамику взаимного обогащения и развития культур.

Расширяя содержание духовно-нравственного развития младшего школьника с позиции регионализации образования, его необходимо наполнять национальной идеей, идеей поликультурности, идеей народности [Панькин А.Б., Волков Г.Н.].

Через регионализацию образования происходит обновление содержания учебных предметов, в том числе и предмета математики этнокультурным региональным содержанием, которое должно происходить с использованием ценностей народной педагогики, математической культуры народа, а также современных педагогических технологий. Для реализации оптимальных возможностей обучения, воспитания и развития в школах на территориях, где проживает этническое большинство, требуется более глубокое изучение и систематизация всего этнопедагогического богатства народа.

Ключевые слова: регионализация, духовно-нравственные ценности, нравственное развитие, этнопедагогическая направленность, национально-региональный компонент, воспитывающая функция предмета математики.

Annotation. The main mechanism of development of processes of regionalization of education is assimilation by school students of cultural wealth of ethno society, universal culture, ethno culture, the all-Russian culture Ethno cultural experience of each ethnos comprises the unique educational potential which can be successfully realized by means of an education system. Educational traditions of ethnos differ an originality as reflect features of its life. Each ethnos has the unique approach to statement and the solution of educational problems, various as the world, them generating. This variety creates etno culture caused educational dynamics of mutual enrichment and development of cultures and culture of the world.

Expanding the content of the spiritual and moral development of the younger student from the position of regionalization of education, it is necessary to fill it with a national idea, the idea of multiculturalism, the idea of nationality [Pankin AB, Volkov GN].

Through the regionalization of education there is an updating of the maintenance of a subject of mathematics by an ethno cultural regional component that has to happen to use of values of national pedagogics, mathematical culture of the Kalmyk people, and as a whole the Mongolian people, and also modern pedagogical technologies. Realization of optimum opportunities of training, education and development at schools of Kalmykia requires the accounting of ethno pedagogical and ethno psychological traditions of the people.

Keywords: regionalization, spiritual and moral values, moral development, the ethno pedagogical orientation, national-regional component, bringing-up function of mathematics.

Введение. Формирование ценностно-смысловых ориентаций на сегодняшний является одной из наиболее важных проблем в контексте духовно-нравственного развития. Ориентиры современного образования должны осуществляться в направлении не только интеллектуального развития современных школьников, их творческого практического опыта, но и на совершенствование навыков социального взаимодействия, коммуникации, отношений, основанных на собственных взглядах и убеждениях.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации » (2012 г.) говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений [5, с. 42].

В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (2000 г.) в разделе «Основные цели и задачи образования» записано: «Система образования признана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережливого отношения к историческому и культурному наследию народов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью [6, с. 7].

Принцип регионализации образования требует учета региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, экологических и др.) в содержание и организацию образования, для обеспечения полноты и непрерывности образования всех участников образовательного процесса.

Специфические условия образования в России еще связаны с тем, что Россия имеет большую территориальную протяженность. В этих условиях регионализация является необходимостью.

Еще в первой половине XIX века регионализация как направление исторической науки появилась в работах К.Н. Лебедева. Он ввел понятие «местная история» [2]. Проблему обучения в зависимости от характера региональных условий рассматривали В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,

К.Д. Ушинский. Регионализация отражалась в концепции народного воспитания, основа которой является родной язык, природа родного края, социальное окружение учащихся.

«Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [41.

В настоящее время, когда в общеобразовательных школах достаточно остро стоит вопрос реализации в воспитательно-образовательном процессе принципов и императивов духовно-нравственного воспитания, с позиций А. Б. Панькина, становится необходимым:

- реализовывать внедрение соответствующего учебного предмета;

- коннатировать данный учебный предмет в ряд других учебных дисциплин, а также во все сферы образования [3, с. 47].

Обновленное содержание обучения вскрывает абсолютно новые возможности совершенствования процесса воспитания школьников, начиная с начальной ступени образования, для которой содержание обучения, а также методология его преподавания имеет достаточно важное значение наряду с компетентностью учителя и атмосферой, в которой пребывает ребёнок.

Реализация национально-регионального компонента в содержании образования должна способствовать развитию личности ребенка как достойного гражданина, содействовать воспитанию познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической культуры; углублять и конкретизировать содержание педагогической работы по всем направлениям предусмотренными ФГОС. Выделим основные концептуальные положения, лежащие в основе регионализации математического образования:

- на современном этапе социокультурного развития общества значительно возрастает роль возрождения и сохранения национальных культур;

- включение в процесс преподавания математики широкого спектра фольклорного материала, а также использование знаний математики и представлений народа обнаруживает психолого-педагогическую универсальность и уникальность знания;

- регионализация математического образования позволяет практически всецело учитывать этно-национальное восприятие мира, традиции этносоциума, специфики национальной культуры;

- фундаментальные основания регионализации математического образования, рассматриваемые в качестве педагогической проблемы, необходимо рассматривать в соответствии с опорой на основные принципы дидактики: обеспечение преемственности внутрипредметных, межпредметных связей в процессе обучения, а также обеспечение организации и управления познавательной деятельностью обучающихся на основе принципов интеграции, природосообразности и культурориентированности.

Остановимся на примерах внесения в содержание преподавания элементов национально-регионального компонента.

В содержание школьных предметов и теоретический материал всегда можно внести краеведческий материал. Использование краеведческого материала на уроках математики имеет целый ряд положительных моментов. Можно выделить то, что регионализация образования:

- обеспечивает рост интереса к предмету;

- способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию обучающихся;

- даёт возможность интеграции математических знаний с другими предметами: историей, биологией, географией, технологией и другими;

- формирует ключевые компетенции - универсальную целостную систему знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности по добыванию знаний и личной ответственности;

- повышает результативность уроков.

Реализация краеведческого материала наиболее полно позволяет обогатить процесс обучения с точки зрения «живости», доступности знания, его соответствия национальной специфике восприятия, что положительно влияет на мотивацию обучающихся к проявлению самостоятельной познавательной активности. Помимо этого, такой подход обеспечивает бережное отношение к наследию родного края.

Так, например, при изучении темы «Натуральные числа» в ходе проведения математических диктантов, решении устных упражнений целесообразно предложить ученикам выполнить упражнения с числовыми данными о Республике Калмыкия, используя сведения о её исторических и географических, природных и климатических условиях.

Можно использовать старинные калмыцкие меры длины, предлагать задания из жизни нашего кочевого народа, особенностях быта калмыков, калмыцких орнаментах при формировании понятий отрезок и его длина, в темах многоугольники, площадь плоских фигур.

При знакомстве со знаками "больше" и "меньше" полезно давать примеры на сравнение, используя калмыцкие стихи, стихи-триады, загадки в стихах, легенды.

Изучая сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, желательно предлагать младшим школьникам текстовые задачи, отражающие трудовую жизнь населения (овощеводство, коневодство, скотоводство, полеводство и т. д.), проблемы окружающей среды, достижения искусства, науки, техники.

Раскрывая образовательные и воспитательные возможности уроков математики в начальной школе, необходимо подчеркнуть, что использование текстовых задач и бесед воспитательной направленности помогает учителю успешно решать проблемы нравственного воспитания младших школьников. Ориентируясь на сюжеты, можно выделить задачи:

- ориентированы на формирование у школьников духовных интересов, координирующих развитие способности восприятия эстетической красоты, чувства меры, пропорции, четкости и пр.;

- нацелены на воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности и ее результатам;

- направлены на экологизацию сознания школьников, в рамках которой у обучающихся формируются представления об охране окружающей среды, заботе о среде обитания, рациональном природопользовании;

- ориентированы на учет этических норм поведения, толерантного отношения к окружающим людям;

- направлены на воспитание основ здорового стиля жизнедеятельности;

- воспитание гражданина и патриота своего Отечества.

Решение текстовых задач дело трудоемкое и требует от учителя подготовки учащихся к составлению задач. Необходимо обогатить опыт детей по конкретной тематике, вооружить их числовыми данными, подготовить демонстрационный материал, вовлечь в процесс сбора материала родителей детей, организовать выпуск соответствующей рубрики в классном уголке.

Все перечисленное и многое другое зависит от профессионализма учителя, его увлеченности предметом и профессией.

Большие возможности для формирования духовно-нравственного развития младших школьников имеют и кружки по отдельным предметам. В программу кружков по математике учителя включают такие темы как «Нумерология калмыков», «Система старинных мер у калмыков», «Загадки- триады», «Старинные занимательные задачи калмыков» и другие.

Что бы воспитать в детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками предками народов заселяющих территорию, край, необходимо возвратить подрастающему поколению все богатство культуры, традиций, нравственный уклад народа. Регионализация образования располагает для этого большими возможностями.

Российское государство многонационально. Расширяющиеся границы поликультурного взаимодействия востребуют на сегодняшний день формирование личности, способной осуществлять учебную и дальнейшую профессиональную деятельность в полиэтнической среде. Реализация новых образовательных стандартов через систему урочной и внеурочной деятельности показала, что учителя начальной школы воспитывают у учащихся такие качества как понимание значения духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. Перед педагогами стоит задача, заключающаяся в формировании у детей нравственных и эстетических ценностей, которые помогают раскрыть национальные богатства и моральные устои своего народа. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, народ может выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что регионализация содержания образования необходима уже в начальной школе, именно у обучающихся начальных классов, когда ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Большую значимость имеет и тот факт, что когда школьники осуществляют мыслительные действия, аналогичные тем, что исторически складывались в народе, воспитание и обучение формируют целостную развивающуюся личность.

Литература:

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2009. - 168 с.

2. Лебедев, К. Н. Из записок сенатора К. Н. Лебедева, 1848 г. // Русский архив. - 1910. - № 10. - С. 237.

3. Панькин, А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования / А. Б. Панькин // Монография. - Волгоград, изд. Перемена, 2001. - 446 с.

4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/182563/ свободный (Дата обращения 12.02.2019 г.)

Педагогика

УДК: 378.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества студента.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, компетенции, здоровье, физкультурно-спортивная деятельность, здоровьесберегающие технологии, мониторинг.

Annotation. Sports activities in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the future specialist. The process of physical education, solving the problem of professional and applied physical training, forms a professionally important physical and psychophysiological qualities of the student.

Keywords: the educational process of the University, competence, health, sports activities, health-saving technologies, monitoring.

Введение. Повышение качества образования является актуальной проблемой современной России. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением его цели и результата.

В основе модернизации образования лежит компетентностный подход с системными, интегративными характеристиками, объединяющими теоретическую и практическую составляющие. Исходя из этого, компетенции рассматриваются как метапредметные образования, интегрирующие не только традиционные знания, но и обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, методологические и мировоззренческие умения [3].

При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.