УДК 37.013.2
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Недогреева Наталия Герасимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и методико-информаци-онных технологий, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы становления обучающихся и соответствие личностных результатов обучения требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней. Этнокультурный подход к становлению личности предполагает использование выработанных человеком ценностей национальных культур. Наиболее адекватны сущности и предназначению этнокультурной составляющей процесса становления учащихся принципы культуросообразности, народности, диалога культур и толерантности. Этнокультурный подход призван обеспечить ознакомление обучающихся с различными пластами культуры этнических и общественных групп и мира в целом. Реализация вышеназванных принципов предполагает приобщение к системе общечеловеческих ценностей, моральных устоев и общественных норм и ориентирует педагога на ознакомление обучаемых с различными пластами культуры. Целенаправленное использование позитивного потенциала современных методов и технологий в процессе формирования личности позволяет помочь развитию у молодого поколения позитивного отношения к представителям разных народов и уважения к особенностям различных этнических групп, проживающих в России. Воспитание на основе исторических и культурных традиций и обычаев дает осознание того, что каждый человек является уникальным представителем своего народа (нации), формирует уважение к разнообразию культур, готовность к сотрудничеству. Ключевые слова: становление, культуросообразность, народность, межкультурный диалог, толерантность, этнокультурный подход.
й01: 10.18500/1819-7671 -2017-17-4-483-487
Сегодня от образовательных учреждений всех уровней ожидают реализации задач воспитания обучающихся. Этнокультурный подход к становлению личности обучающегося предполагает использование выработанных человеком ценностей национальных культур. Наиболее адекватными сущности и предназначению этнокультурного подхода к становлению личности являются принципы культуросообразности, народности, диалога культур и толерантности.
Принцип культуросообразности был сформулирован Ф. А. В. Дистервегом как один из ведущих принципов обучения и воспитания, который означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. По Дистервегу, внешняя культура - это нормы морали, правила поведения в быту; внутрен-
няя - духовная жизнь индивида; общественная подразумевает общественные отношения и национальную культуру [1]. В современной педагогической науке этот принцип был развит в работах А. П. Булкина, И. Е. Видт, А. Я. Данилюк, Н. Б. Крыловой, А. В. Мудрика, С. Ш. Салимовой, В. Д. Семенова и др.
В соответствии с указанным принципом перед образованием стоит задача приобщения подростков к различным пластам культуры этноса, а также общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание и обучение помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям [2].
Культуросообразность, как подчеркивает Н. Б. Крылова, это «метапринцип, согласно которому образование (в том числе и формирование гражданской идентичности) должно быть, с одной стороны, адекватным современной культуре и ее особенностям и требованиям, а с другой - способным к социальному реконструированию, то есть организующим новые культурные формы, а не просто транслирующим ее нормы и ценности» [3, с. 76].
Данный принцип имеет объяснительный смысл, так как культуроемкое образование (насыщенность образовательного процесса элементами культуры) базируется на свойствах «качества» и «ценности» (смыслообразующие понятия для культуры), и функциональный смысл: предполагается прямое влияние на определение, организацию, предъявление содержания образования, образовательных форм, методов и средств [3].
Принцип культуросообразности обнаруживает удивительную историческую пластичность и преобразуется в конце прошлого века, с началом процессов глобализации и информатизации, в связи с распространением идей толерантности и защиты прав человека, социальных групп и народов, которые значительно усложнили образовательную реальность. Классический принцип
© Недогреева Н. Г., 2017
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4
культуросообразности модифицировался в поликультурность за счет требования представлять в одной образовательной системе множество культур разных народов [4, с. 6]. Однако цели, содержание, методы воспитания культуросообраз-ны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции.
Требованием к реализации данного принципа в рамках становления личности обучающегося является учет как этнической и региональной культур, так и культуры общества в целом. Важно, что принцип культуросообразности позволяет осуществлять внутрипредметную и дополнять межпредметную интеграцию, что является очень важным при становлении личности обучающихся. Таким образом, сущность принципа культуросо-образности в контексте культурного становления личности заключается в том, что он ориентирует педагога на формирование знаний обучающихся о родном крае, о субъектах различных культур, проживающих на территории Саратовской области, с учетом региональных культурных традиций, событий, происходящих в регионе.
Особое внимание следует обратить также на принцип народности. Свое достаточно полное обоснование этот принцип получил в трудах К. Д. Ушинского, утверждавшего, что если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказания» [5, с. 252]. В современной педагогической науке принцип народности определяет народные традиции в качестве основы воспитания, врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного опыта старшими младшим [6].
Методологическое значение принципа народности состоит в том, что его реализация обеспечивает гражданское становление обучающихся посредством освоения ценностей национальной культуры, истории, традиций и обычаев, способствует их приобщению к культурно-историческим корням (через связь с принципом культуросообразности). Данный принцип ориентирует педагога на развитие чувства принадлежности к той или иной нации, на формирование знаний о духовно-нравственных ценностях своего наро-
да, позволяет обучающимся почувствовать себя частью определенной гражданской общности, соотнести себя с такой общностью.
Наряду с принципом народности важное значение имеет принцип диалога культур (В. С. Библер, А. Б. Панькин, А. П. Садохин, Е. Г. Фалькова и др.), актуальность которого в формировании гражданской идентичности обучающихся обусловлена, с одной стороны, необходимостью учета традиций национального воспитания, с другой - изменением контингента обучающихся, их поликультурным составом. Это обусловлено ростом национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабами миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа, что определяет реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества в целом и Саратовской области в частности.
Изучение культуры разных народов способствует воспитанию чувств равенства, достоинства через культурный диалог с представителями различных национальностей. Культура в таком диалоге выступает как один из решающих факторов единения людей. Без диалога культур нет истории и развития личности. Этническая культура позволяет глубже познать чужое через свое и свое через чужое [7, с. 229]. Взаимодействие личности с объектами другой культуры и ее субъектами как носителями различных культурных ориентаций, с одной стороны, позволяет глубже осознать уникальность духовного и культурного достояния своего этноса, а с другой - познать, понять и принять ценности культуры других этносов. Человек, имеющий собственное мировоззрение и веру, способен проявлять великодушие, уважать мировоззрение и веру другого человека, обладать гармонией гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности [8].
Данный подход реализуется в ходе освоения разнообразных дисциплин: особенно он важен при изучении философии, педагогики, психологии и дисциплин по выбору. Например, по направлению «педагогическое образование» 44.03.01 (степень «бакалавр») и 44.04.01 (степень «магистр») выдвигаются такие требования к знаниям будущих педагогов, как умение работать в поликультурной и полиэтнической среде, умение формировать толерантное отношение к культурным традициям разных народов Российской Федерации, формировать критически мыслящую личность.
В ходе проведения педагогических практик студентов значительное внимание уделяется вопросам, связанным с культурой межнациональных отношений, осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества и пр. Особое значение придается общению учащихся разных национальностей и формированию толерантности.
Одним из эффективных средств формирования толерантности у подрастающего поколения является религия. Целенаправленное использование потенциала религии при формировании личности помогает обеспечить у будущего поколения позитивное отношение к представителям различных народностей, уважение и лояльность к этнопеда-гогическим и этнопсихологическим особенностям различных народов, проживающих в России.
В современных условиях в общественном сознании утвердилось мнение о том, что религия является не только формой общественного сознания и идеологии, но и носителем общечеловеческих нравственных ценностей, составной частью национального культурного наследия, одним из факторов, формирующих национально-этническое сознание и культуру межнациональных отношений. Мировоззрение народа во многом определяется характером религии, которую он исповедует. Поэтому особый интерес вызывают внеклассные мероприятия, основной целью которых является формирование культуры межнациональных отношений учащихся, например, «История мировых религий». Эти занятия - не просто знакомство с той или иной религией, но уроки, которые учат уважать другие народы, различать добро и зло, помогают усвоить морально-этические нормы различных народов.
Являясь одним из основных регуляторов социального поведения, религия даже на подсознательном уровне определяет в значительной степени специфику национально-культурной среды этнического сообщества. Сегодня религиозная принадлежность в большей степени отражает тип культуры, с которой соотносит себя человек, и его ценностно-культурные ориентации, нежели степень религиозности. Религия - важный индикатор национального самосознания и интегрирован-ности этноса, поэтому религиозные ориентации представителей любого народа отражают тенденции культурного развития этноса в целом.
Всякая религия учит толерантности, терпению, почитанию родителей, уважению женщин, матерей, заботе о слабых, больных и обездоленных, учит быть образованными, гуманными, трудолюбивыми и порядочными. Сам факт устойчивого, на протяжении тысячелетий, существования различных религий, свидетельствует о том, что они имеют глубокие корни в человеческой природе,
выполняют ряд функций: религия, являясь прежде всего сферой духовной жизни общества, отражает общечеловеческие нормы нравственности.
Таким образом, проводимое студентами в ходе педагогической практики культурное и религиозное просвещение подрастающего поколения, приобщение его к ценностям национальной культуры вносит неоценимый вклад в воспитание и развитие школьников. Знание традиционной религиозной культуры может служить своего рода защитным механизмом от воздействия религиозно-мистических и экстремистских элементов, позволяет сформировать у обучающихся высокую нравственность, национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к культуре других народов. Изучая историю религии, учащиеся убеждаются в том, что все мировые религии характеризуются схожей сущностью и преемственностью содержания, что подлинным смыслом религии является нравственное совершенствование человека и консолидация народов.
Основной установкой в проведении подобного рода учебных мероприятий является четкая ориентация на самовыражение, учащимся не навязывается какая-либо «правильная» точка зрения, но напротив, их всеми возможными способами подталкивают к самостоятельным выводам и решениям. В связи с этим принимается решение об отказе от всякой соревновательности. Занятие может проходить в форме беседы или по достаточно распространенной технологии «круглого стола». Ведущий (педагог) задает направление размышлений, высказывает свою точку зрения на ту или иную проблему, а затем ненавязчиво предлагает каждому учащемуся изложить и пояснить собственную точку зрения. Очень приятно видеть, как учащиеся, приняв такую форму общения, с удовольствием высказываются, вступают в полемику друг с другом, а затем совместными усилиями, не без участия ведущих, приходят к общему выводу. Все мероприятия сопровождаются презентациями.
Также авторами впервые была опробована применяемая в российской образовательной деятельности современная технология The World Café («мировое кафе»). В мире она известна с 1995 г., это и технология, и искусство разговора, по сути дела, в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке «обычного привычного кафе», что позволяет вовлечь в процесс обсуждения кол -лективный интеллект участников и располагает их к масштабному многоуровневому диалогу. Технология «The World Cafe» - это процесс, общение и привнесение в разговор того, что помогает хозяевам (держателям столиков) и участникам обсуждения достичь своих целей, это простой,
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4
но очень мощный метод создания предметного совместного обсуждения животрепещущих вопросов участников диалога.
Технология «The World Café» основана на том, как люди разговаривают друг с другом, вовлекая в высказывания и в слушание свои эмоции. Это не столько обучающий процесс для формирования широкого взгляда на проблему, сколько инструмент для создания контекста коллективных действий. Организуются столики на четверых, их хозяева, ведущие нить разговора, погружаются все глубже и глубже в тему, при этом они приглашают новых людей в обсуждение - любой человек может перейти от одного столика к другому и т.д.
В заключение ведущие выделяют тех, кто наиболее активно проявил себя в ходе мероприятия, и выражают надежду, что у остальных, вероятно, после такой оживленной беседы сложилось собственное мнение относительно обсуждавшихся вопросов. Беседа как форма проведения занятия оправдывает себя полностью. Учащиеся не чувствуют себя скованно, не пытаются отмолчаться, боясь дать неправильный ответ, по той простой причине, что любой ответ является правильным, поскольку выражает личную точку зрения.
Итак, процесс становления личности обучающихся обязательно включает этнокультурную составляющую и реализуется с помощью адекватных ее сущности принципов. Основные ценности - «Родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «национальная гордость», «справедливость» и др. - задаются ходом общественного развития, являются ориентиром единения страны и принимают форму мотива поведения.
Воспитание на исторических и культурных традициях и обычаях дает осознание того, что каждый человек является уникальным представителем своего народа (нации), а обеспечение устойчивой гармонии между различными этническими группами формирует уважение к разнообразию культур, готовность к сотрудничеству. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций способствует взаимопроникновению общечеловеческих и национальных ценностей, их взаимозависимости.
Список литературы
1. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России : учеб. пособие. Саратов, 2009. 143 с.
2. МудрикА. В. Социальная педагогика. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 200 с.
3. КрыловаН. Б. Культурология образования. М., 2000. 272 с.
4. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Новые ценности образования : культурная парадигма. 2007. № 4 (34). С. 4-10.
5. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Пед. соч. : в 6 т. М., 1988. Т. 1. С. 194-256.
6. Педагогика. URL: http://www.pedpro.ru/termins/168. htm (дата обращения: 21.06.2017).
7. Панькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград, 2001. 446 с.
8. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 65-86.
Образец для цитирования:
НедогрееваН. Г. Этнокультурный подход к становлению личности обучающихся // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 483-487. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-483-487.
Ethno-Cultural Approach to the Formation of Personality of Students
Nataliya G. Nedogreeva
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article considers the issues of formation of the students in the aspect of accordance of personal learning outcomes to the requirements of Federal state educational standards of all levels. The ethno-cultural approach to the formation of student's personality involves the use of human values of national cultures. The most appropriate to the nature and the purpose of ethno-cultural component of the process of development of students are the principles of culture conformity, ethnicity, cultures dialogue and tolerance. The ethno-
cultural approach is intended to provide the students acquaintance with different layers of culture of ethnic and social groups and the whole world. The implementation of the above called principles involves the introduction to the system of human values, morals and norms of society and orients the teacher to the acquaintance of trainees with the different layers of culture. The purposeful use of the positive potential of modern methods and technologies in the process of identity formation can help to nurture a positive attitude of the younger generation to the representatives of different nations and the respect to the particularities of different ethnic groups living in Russia. The education on the historical and cultural traditions and customs gives the realization that every person is a unique representative of his people (nation) and forms the respect of diversity of cultures and the willingness for cooperation. Key words: formation, culture conformity, ethnicity, intercultural dialogue, tolerance, ethno-cultural approach.
References
1. Pozdnyakov A. N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya za rubezhom i v Rossii: ucheb. posobie [The history of Pedagogy and Education abroad and in Russia]. Saratov, 2009. 143 p. (in Russian).
2. Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika. 3-e izd., ispr. i dop. Pod red. V. A. Slastenina [Social pedagogics. Ed. by V. A. Slastenin]. Moscow, 2000. 200 p. (in Russian).
3. Krylova N. B. Kulturologiya obrazovaniya [Cultural science of education]. Moscow, 2000. 272 p. (in Russian).
4. Danilyuk A. Ya. Printsip kulturogeneza v obrazova-nii [The principle of cultural Genesis in education]. Novyie tsennosti obrazovaniya: kulturnaya paradigma [New values of education: Cultural paradigm], 2007, vol. 4 (34), pp. 4-10 (in Russian).
5. Ushinskiy K. D. O narodnosti v obschestvennom vospitanii [About the national spirit in public education]. Ushinskiy K. D. Ped. soch.: v 6 t. [Pedagogical works: in 6 vol.]. Moscow, 1988, vol. 1, pp. 194-256 (in Russian).
6. Pedagogika (Pedagogy). Available at: http://www.ped-pro.ru/termins/168.htm (accessed 21 June 2017).
7. Pankin A. B. Etnokulturnyiy paradoks sovremennogo obrazovaniya [Ethno-cultural paradox of modern education]. Volgograd, 2001. 446 p. (in Russian).
8. Asmolov A. G. Strategiya sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identich-nosti i postroeniyu grazhdanskogo obschestva [The strategy of sociocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society]. Voprosyi obrazovaniya [Educational Studies], 2008, vol. 1, pp. 65-86 (in Russian).
Cite this article as:
Nedogreeva N. G. Ethno-Cultural Approach to the Formation of Personality of Students. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 483-487. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-483-487.