Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕОГРАФИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина В.В.

В статье раскрываются ценностное измерение и ценностный потенциал современного школьного географического образования, занимающего уникальное место в отечественном образовании. Рассматриваются основные универсальные ценностные категории географического образования, определяются ценностно-смысловая константа и значимость школьной географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN: VALUE DIMENSIONS AND VALUE POTENTIAL

The article reveals the value dimensions and value potential of modern school geographical education that takes a unique place in the native education. Basic universal value categories of geographical education are considered and value-semantic constant and the significance geography as a school subject are defined in the article.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

8. Block, M. Structuralism / M. Bloch // Encyclopedia of social and cultural anthropology. — L. ; N. Y. : Routledge, 2010. — P. 670—676.

9. Erickson, L. Transitioning to concept-based curriculum and instruction: how to bring content and process together / L. Erickson, L. Lanning. — Thousand Oaks, CA : Corwin, 2014. — 224 p.

10. International science benchmarking report. Taking the lead in science education: forging next-generation science standards. — Washington, DC : ACHIEVE, 2010. — 66 p.

11. Jordan, K. Threshold concepts as focal points for supporting student learning / K. Jordan, F. Tracy, K. Johnstone // Bioscience education. — 2011. — Vol. 18. — № 1. — P. 1—7.

12. Mitchell, I. Using «big ideas» to enhance teaching and student learning /1. Mitchell, S. Keast, D. Panizzon, J. Mitchell // Teachers and teaching. — 2017. — Vol. 23. — № 5. — P. 596—610.

13. MYP: From principles intopractice. — Cardiff: International Baccalaureate Organization,2014. — 137 p.

14. Principles and big ideas of science education / ed. W. Halen. — Hatfield, Herts : Association for Science Education, 2010. — 68 p.

15. Sosnicki, K. Dydaktyka ogolna / K. Sosnicki. — Torun : Wydawnictwo Uniwersytetu Mikolaja Kopernika, 1948. — 365 s.

16. Wynn, C. M. The five biggest ideas in science / C. M. Wynn, A. W. Wiggins. — N.Y. : John Wiley & Sons, 1996. — 208 p.

17. http://www.centeroko.ru/pisal8/pisa2018_pub.html.

18. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/553/553dbceecbd41e6c2780a82efe82f208.pdf.

19. http://pcbl.ru.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В. В. НИКОЛИНА, доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и андрагогики НИРО Vnikolina @yandex. ги

В статье раскрываются ценностное измерение и ценностный потенциал современного школьного географического образования, занимающего уникальное место в отечественном образовании. Рассматриваются основные универсальные ценностные категории географического образования, определяются ценностно-смысловая константа и значимость школьной географии.

The article reveals the value dimensions and value potential of modern school geographical education that takes a unique place in the native education. Basic universal value categories of geographical education are considered and value-semantic constant and the significance geography as a school subject are defined in the article.

Ключевые слова: географическое образование школьников, ценностное измерение географии, ценностный потенциал географии, аксиологический подход, универсальные ценностные категории географического образования

Key words: geographical education of schoolchildren, value dimension of geography, value potential of geography, axiological approach, universal value categories of geographical education

Географическая наука по-прежнему удовлетворяет потребности людей в знаниях о географическом пространстве, взаимосвязи «человек — общество — природа», в определении места человека в реалиях изменяющегося мира.

География занимает особое, уникальное, место среди наук — на стыке природного (естественнонаучного), общественного и экзистенциального способов познания мира. География не только изучает устройство мира, показывая, что окружающая человека действительность состоит из бесконечного числа взаимно расположенных материальных объектов, но также выступает ареной последовательных и одновременных перемен в результате разнообразных явлений и процессов. География рисует портрет земной поверхности, объясняет законы, по которым живут природа и социум [8], учит школьников рационально действовать в географическом пространстве, видеть территориальные аспекты проблем на основе географического анализа и применения современного технического инструментария — космических снимков, геоинформационных систем и др. Интеграци-онность географии, ее ярко выраженный интердисциплинарный характер «от геологии до идеологии» (Н. Н. Баранский) имеет существенное, обогащающее значение для понимания взаимосвязи, взаимовлияния «природных, экономических, социальных, биосоциальных, биосоциогенных элементов среды» [2, с. 8]. Поэтому позиционирование географии как междисциплинарной науки обусловливает ее важную роль в формировании мировоззрения современного человека.

Идея введения географии как учебного предмета в образовательный процесс принадлежит Я. А. Коменскому (XVIII век). Это связано с лидирующим положением науки в период развития первой промышленной революции, когда особенно интенсивно осваивалось географическое пространство, открывались неизведанные земли, шла борьба за природные ресурсы.

В России вклад в развитие школьной географии внес К. Д. Ушинский, определивший главные требования к содержанию географического образования того времени, обосновавший родиноведческий подход к ее изучению и тем самым определивший ее ценностное измерение и потенциал.

В современном динамично развивающемся взаимозависимом глобализированном мире география выступает в качестве самостоятельной области научной, практической и образовательной деятельности, обладающей исторически сложившейся системой ценностей, оказавшей влияние на «социокультурную обусловленность современного развития российского общества в целом и систему образования в частности» [3, с. 10]. Географическая наука по-прежнему удовлетворяет потребности людей в знаниях о географическом пространстве, взаимосвязи «человек — общество — природа», в определении места человека в реалиях изменяющегося мира, в изучении соотношения и взаимодействия ведущих компонентов земного пространства. Наука раскрывает особенности людей различных культур, их традиции, уклад, взаимо-

связи с учетом диалога культур. Географическое знание является основой практической деятельности человека, поскольку благодаря информационным технологиям, навигационным приборам, географическим картам и схемам, а также возможностям людей путешествовать, понимание закономерностей территориальной организации природы и общества стало неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, превратившись в ценностно значимое знание.

Сегодня, в период обострения существующих и появления новых глобальных проблем, актуализируется значимость аксиологической направленности географического образования, поскольку «потребности в обучении географии, которые фиксируются в социальном заказе, выступают объективной категорией, связанной с динамикой культурного и социально-экономического развития общества» [8, с. 16]. Все элементы, исследуемые географической наукой и вошедшие в школьную географию, «пронизаны» ценностным измерением, что для обучающегося, как формирующейся личности, имеет особое значение. Географию отличает обширный научный интеграционный потенциал (экологический, экономический, социокультурный, политический, биогеографический, историко-культурный, информационный и др.), нашедший воплощение в интеграционных научных областях, обогащающий географию и другие науки, отраженный в содержании географического образования — в стержневых содержательных линиях и направлениях школьной географии.

Ценностное измерение школьной географии основано на включении в ее содержание социокультурных оснований изучения природы, в которую «погружен народ, склад его души» (Г. Гачев), определяющих культурное развитие школьников. Будучи местом формирования ценностей и мотивов обучающихся по отношению к географическому пространству, открывая им его «устройство» в усло-

виях взаимосвязи природы, общества и глобальных вызовов, влияющих на все сферы деятельности человека, ценностное измерение (при изучении изменений явлений, событий от места к месту) становится своеобразным «мостом» между естественными, гуманитарными и общественными науками. Место идентифицируется с пространством и рассматривается в качестве центра человеческого опыта определенной территории. По мнению профессора Ю. Н. Гладкого, «географические знания представляют собой универсальную ценность для каждого выпускника средней школы независимо от выбора дальнейшего профессионального роста» [3, с. 3].

Географическое образование представляет собой феномен человечества, созданный многими поколениями ученых-географов и их научными школами, картографов, методистов, путешественников, землепроходцев, «открывавших Землю», исследовавших разнообразный мир природы, практический и культурный опыт людей, живущих в разных природных и социокультурных условиях.

С момента рождения ребенка многоуровневое географическое пространство становится пространством его жизни, которое он постепенно осваивает, начиная с малого (комната, двор, улица и т. д.). А в дальнейшем — на основе собственного познавательного, эмоционально-ценностного и практического опыта, возможностей школьного предмета «География», средств современных массовых коммуникаций, геоинформационных технологий — изучение пространства расширяется до планетарных масштабов. Таким образом, являющиеся базовыми для человека пространственные способности формируются в направлении от знания о непосредственно воспринимаемом статичном пространстве до овладения сложным

Все элементы, исследуемые географической наукой и вошедшие в школьную географию, «пронизаны» ценностным измерением, что для обучающегося, как формирующейся личности, имеет особое значение.

понятием о меняющемся многоуровневом географическом пространстве.

Характеризуя ценностный потенциал географии, отметим, что он интерпретируется нами как пространство персональных возможностей, переходящих в программу созидания в географическом пространстве, определяемую границами рамок освоенного. При этом географическое образование, спроектированное в продуктивной форме, становится опережающим.

В ценностное измерение, пронизанное эмоциями, значениями, ценностями, установками, включается и так называемая «магия пространства», и создаваемый ею «гений места» (П. Вайль), что вызывает у обучающегося чувство единения с определенным местом. Так удовлетворяются познавательный интерес, потребности в путешествиях, исследовании новых уголков страны и мира, в духовном и интеллектуальном развитии, обусловленные связью с территорией, «виртуального присутствия» в ней [5]. Отношение к значимой для обучающихся территории становится стимулом для реализации стратегии во благо родного края, своей страны, всей планеты. Поэтому ценностная идея «я в географическом пространстве», «пространство во мне», «я для географического пространства» является основополагающей в стремлении понять свое место в нем и сопричастности к нему, осознать значимость школьного предмета «География» для обучения и воспитания детей и молодежи [6]. Изучение географии позволяет осуществить осознанный и неосознанный выбор территории для жизненных потенциальных и реальных возможностей обучающихся, служит опережающим контекстом для формирования у них ценностных ориентаций.

Являясь интегрированным (синтетиче-

Изучение географии позволяет осуществить осознанный и неосознанный выбор территории для жизненных потенциальных и реальных возможностей обучающихся, служит опережающим контекстом для формирования у них ценностных ориентаций.

ским) учебным предметом (включающим два направления — природное и социально-экономическое), география сегодня входит в предметную область «обществен-нонаучные предметы» и играет роль культурного посредника между естественнонаучными и общественными предметами, исследуя пространственные особенности природных, экологических процессов, явлений. В этой связи ценностная компонента становится составной частью содержания географического образования на всех уровнях (теоретического представления учебного предмета «География», уровня отдельных школьных курсов, уровня учебного материала) в условиях формального, неформального, информального образования.

Ценностное измерение географического образования складывается из единства ее научно-теоретической (познавательной), духовно-практической (ценностной), деятельностной (практической) и рефлексивно-оценочной составляющих, проявляемых в контексте возможностей развивающейся личности в процессе географического познания. Оно задает географическому образованию ценностно-смысловой вектор, направленный на воспитание обучающихся, позитивную социализацию в географическом пространстве. Посредством «приближения» территории своего края, страны, целого мира к учащемуся (включая и его многообразную деятельность) формируется любовь и уважение к своей Родине, ее народу как общественному, духовному целому, которое «телесно связано с родом, кровью, природой земли» (Г. Гачев). Ориентируя школьников в культурно-историческом времени и пространстве, в социокультурном взаимодействии, ценностное измерение создает образ территории на основе решения ценностно-смысловых задач как «единиц трансляции культуры» (Г. П. Щедровицкий).

Характеризуя ценностное измерение и ценностный потенциал географического образования, отметим, что его цель —

формирование и развитие у обучающихся географической культуры как части общей культуры, обеспечивающей становление и развитие их личности. Предметное поле географической культуры располагается между обучающимися и географическим пространством, при этом не столько обучающиеся и даже не столько предметы и явления материально-практической и духовной деятельности, сколько область ценностно-смысловых отношений между ними является целью географической культуры. В этой связи фундаментом географической культуры выступают географические ценности, синтезирующие в географическом пространстве ценности жизни и культуры и обеспечивающие социально-культурное единство общества.

Географические ценности представляют собой интериоризированный опыт взаимоотношений с природой, обществом и другими людьми, влияют на характер переживаний обучающихся, особенности восприятия действительности, поведенческих реакций, направленных на выработку у них личностного отношения к географическим процессам и явлениям. Ценностные отношения носят субъективный, оценочный, избирательный характер, определяются силой эмоций и субъективной значимостью для школьников того или иного географического объекта.

Задача учителя географии — создавать эмоционально-ценностные ситуации, события, при «свободном самооткровении» личности (М. М. Бахтин) в которых ценности, нормы, идеалы становятся ее достоянием. Они сохраняются в сознании человека и трансформируются из поколения в поколение, корректируются и развиваются в соответствии с изменяющейся социокультурной обстановкой. Наиболее общими по объему являются универсальные (базовые) системообразующие ценности «человек — географическое пространство (территория и акватория) — время— человеческая деятельность», выступающие как фундаментальные универса-

лии культуры, вокруг которых структурируется географическое содержание, синтезируются ценности природы, культуры, общества и жизни человека. Раскрывая их, подчеркнем, что важнейшими ценностными категориями являются:

/ человек— как «мера всех вещей»;

/ географическое пространство — выступающее ареной хозяйственной и бытовой деятельности человека, уникальное и неповторимое в каждой конкретной точке;

/ время — как универсальная ценность, позволяющая рассматривать географические процессы в стране, мире с позиции «прошлое — настоящее — будущее»;

/ человеческая деятельность — как основа создания материальных и духовных ценностей, развития и преобразования регионов и как форма организации человеческой жизни.

Ценности в содержании географического образования, создавая «ценностную ось сознания» (А. Г. Здравосмыс-лов), существуют в различных формах:

/ в форме идеала, выработанного духовным сознанием, содержащим представление об атрибутах должного («так должно быть»), которые относятся к общечеловеческим ценностям—Любовь, Истина, Добро, Красота; на их основе формируется отношение к человеку, природе, памятникам природы и культуры и т. д. как самоценностям (абсолютным, безусловным ценностям);

✓ в объективированной форме произведений материальной и духовной культуры, в которых заложен глубочайший смысл, эталон высокого вкуса, стиля, мастерства, то, что подпитывает человека духовной энергией (природные и культурные памятники);

✓ в форме человеческих свершений, являющихся конкретным воплощением

Задача учителя географии — создавать эмоционально-ценностные ситуации, события, при «свободном самооткровении» личности (М. М. Бахтин) в которых ценности, нормы, идеалы становятся ее достоянием.

идеалов (жизнь и деятельность ученых и художников, путешественников и землепроходцев, внесших вклад в науку, литературу, искусство, подвижников, являющихся «кодом нации и человечества»);

/ в форме нравственного и экологического императивов, этических норм, правил, обычаев, традиций, имеющих определенные социокультурные связи, несущих ценностно-нормативную функцию, обусловленную мерой, нравственными границами; в них сконцентрирована «необходимость взаимосвязи разума и нравственности» (Н. М Мамедов), поэтому формирование у обучающихся ответственного отношения ко всему, что их окружает, — важная задача учителя географии;

/ в форме личностных ценностей, когда они, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности, становясь источником мотивации, регуляции, поведения; в этом случае абсолютные ценности материальной и духовной культуры, ценности поступков, норм и правил интеризируются (присваиваются) индивидуумом, становятся личностными ценностями—личностными результатами, обеспечивая «личностное самоопределение, гражданские позиции, способность к осознанию российской идентичности в пол и культурном социуме» [9, с. 7].

Все перечисленные формы отражают характерные особенности существования ценностей—память (сохранение образа), наследование (культурная задан-ность значений и норм деятельности в пространстве), ожидания, опосредованные культурными значениями созидательной деятельности, — и служат основой для отбора содержания в учебном предмете «География», выступая ценностно-целевыми ориентирами для саморазвития обучающихся.

Ценности, обусловленные географической культурой, культуросо-образной и экологосообразной человеческой деятельностью, понимаются как особые образования, ориентирующие обучающихся на регуляцию позитивного поведения в географическом пространстве.

Одной из ценностно-смысловых констант географической культуры являются базовые духовно-нравственные ценности, соответствующие задачам устойчивого, безопасного развития природы и общества, выживания человечества в условиях глобальных перемен и связанных с ними проблем и вызовов. Они принадлежат бытийному контексту человеческого существования на планете. Ценности, обусловленные географической культурой, культуросообразной и экологосообразной человеческой деятельностью, понимаются как особые образования, ориентирующие обучающихся на регуляцию позитивного поведения в географическом пространстве, на обеспечение географически аргументированных выборов и решений в отношении проблем «человек—природа — общество».

Другой ценностно-смысловой константой географической культуры являются ценности постиндустриального общества, в котором существует современное поколение и которое характеризуется как множеством возможностей для развития человека, так и множеством природных и антропогенных рисков. К таким ценностям относят самоценность субъекта и его готовность к изменениям, мобильность, толерантность, личностную ответственность, способность к опережающим действиям, выбору. В этой связи актуализируется значимость развития личностного потенциала обучающихся.

В зависимости от этических норм (желаемого во благо), аргументированного научного анализа осуществляется ценностный выбор по отношению к объектам, процессам, явлениям в географическом пространстве, а человеческая деятельность программируется на созидание, добро, социокультурные практики. В этом процессе важным является духовная близость учащегося с учителем, чья деятельность связана «с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни» [7, с. 134].

Ценностное измерение и ценностный потенциал географии обусловливают «формирование ценностного самоопределения, активности, креативности, субъектности учащихся, их толерантности, гражданственности, миролюбия, патриотизма» [4, с. 7].

Поэтому умение личности развиваться, созидательно действовать в неопределенных условиях природы и социума актуализирует ценностную значимость географического образования для каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бочарников, В. Н. Географическое познание и индивидуализм, восприятие и исследовательский образ — важные вопросы социальной экономической географии / В. Н. Бочарников // Географический вестник. — 2013. — № 2 (25). — С. 14—24.

2. Гладкий, Ю. Н. Гуманитарная география: научная экспликация / Ю. Н. Гладкий. — СПб. : СПбГУ, 2010. — 664 с.

3. Гладкий, Ю. Н. Магия географии / Ю. Н. Гладкий //География и экология в школе XXI века. — 2016. — № 3. — С. 3—13.

4. Николина, В. В. Подходы к проектированию современного учебника географии в условиях реализации ФГОС ООО / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. — С. 10—17.

5. Николина, В. В. Проектирование образовательных путешествий в школьных учебниках: на примере учебников географии //В. В. Николина // Человек и образование. — 2019. — № 3. — С. 51—56.

6. Николина, В. В. Социокультурная обусловленность тенденций изменений содержание географического образования / В. В. Николина //Человек и образование. — 2020. — № 1. — С. 44—51.

7. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. — Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.

8. Сухорукое, В. Д. Методика обучения географии : учебник / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М. : Юрайт, 2016. — 359 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М. : Просвещение, 2011. — 48 с.

В 2020 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Гладышева О. С., Яковлева М. С. Проектирование Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие / Науч. рук. и отв. ред. О. С. Гладышева. 218 с. (Здоровьесберегающие технологии в школах, работающих по АООП).

Методическое пособие содержит рекомендации для создания раздела Адаптированной основной образовательной программы по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни и просветительской программы «Учимся здоровью» для образовательных организаций, реализующих АООП начального образования для обучающихся с ОВЗ.

Пособие включает алгоритмы разработки Программы, информацию по использованию программы «Учимся здоровью» в учебно-воспитательном процессе, а также апробированный диагностический инструментарий для оценки сформированности ценности здорового образа жизни у обучающихся с ОВЗ.

Издание адресовано слушателям курсов повышения квалификации, педагогам и специалистам, реализующим обучение по АООП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.