Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY OF CHANGES IN EDUCATION / GEOGRAPHIC EDUCATION / CONTENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION / COMPONENTS OF THE CONTENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION / DIRECTION OF DEVELOPMENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина Вера Викторовна

В статье раскрываются особенности социокультурной обусловленности и тенденции развития содержания географического образования в современных условиях. Рассмотрены компоненты содержания географического образования и их характеристика. Показан формат реализации содержания географического образования в линии учебников географии «Полярная звезда»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY OF CHANGE TRENDSIN SCHOOL GEOGRAPHIC EDUCATION CONTENT

The article reveals the features of sociocultural conditionality and trends in the development of the content of geographical education in modern conditions. The components of the content of geographical education and their characteristics are considered. The format of the implementation of the content of geographical education in the line of geography textbooks «Polar Star» is shown

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

В.В. Николина

(Нижний Новгород)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY OF CHANGE TRENDS IN SCHOOL GEOGRAPHIC EDUCATION CONTENT

В статье раскрываются особенности социокультурной обусловленности и тенденции развития содержания географического образования в современных условиях. Рассмотрены компоненты содержания географического образования и их характеристика. Показан формат реализации содержания географического образования в линии учебников географии «Полярная звезда». Ключевые слова: социокультурная обусловленность изменения образования; географическое образование, содержание географического образования, компоненты содержания географического образования, направленность развития содержания географического образования.

The article reveals the features of sociocultural conditionality and trends in the development of the content of geographical education in modern conditions. The components of the content of geographical education and their characteristics are considered. The format of the implementation of the content of geographical education in the line of geography textbooks «Polar Star» is shown. Key words: sociocultural conditionality of changes in education, geographic education, content of geographic education, components of the content of geographic education, direction of development of geographic education content.

В современных условиях развития общества происходят стремительные изменения во всех сферах человеческой деятельности. По мнению К. Поппера, мы входим в эпоху иных правил и иных законов развития -наши догмы и постулаты уже не работают [1]. Переход российского образования в новый постиндустриальный этап определил приоритетность образования в развитии человеческого капитала. Значимость образования как важнейшего фактора развития нового качества экономики, социума, взаимодействия человека и общества увеличивается на основе роста человеческого капитала, определяя социокультурные преобразования в системе образования.

Проблемы социокультурной обусловленности образования рассмотрены в ряде работ (О.В. Акулова, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, А.А. Петрусевич, Е.В. Пискунова,

А.П. Тряпицына и др.), в которых ученые раскрыли понятие «социокультурная обусловленность» как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений, являющихся причиной изменений в изучаемом феномене [2], признаки и факторы социокультурной обусловленности развития образования, цели, технологии, обеспечивающие социокультурные изменения [2, 3, 4, 5], доказали, что социокультурная обусловленность образования определяется тенденциями изменений в социальных структурах общества, в позиции государства в отношении к образованию, целям образования [4].

Ценностно-смысловое содержание социокультурных изменений является ответом на глобальные вызовы постиндустриального общества и переориентации школьного образования от «знаниевого» подхода к де-

ятельностному проектно-преобразующему подходу, для становления нового социокультурного типа личности «человека возможного» (М.К. Мамардашвили, А.Г. Асмо-лов), характеризующегося готовностью к построению творческих жизненных планов и образовательных целей, субъектной позиции обучающихся, гуманистической направленностью их ценностных ориентаций, а также устремленностью на саморазвитие и самореализацию. При этом система образования, как отражение социокультурных условий, должна работать на опережение и готовить обучающихся к будущей жизни в условиях, изменившихся по отношению к условиям жизни во время их обучения. Наступивший век требует, чтобы мы учитывали ускоряющийся темп перемен и сдвиги, происходящие в общественных и личных потребностях [6, с. 207].

Географическое образование как социокультурная практика на современном этапе определяется общественными потребностями социально-экономического преобразования, цифровизацией экономики и социальной сферы, развитием географической науки, ценностно-целевыми и практическими ориентирами современного общества, развитием методики обучения географии, признанием субъекта географического образования доминантой конструирования его образовательного опыта путем согласования со значимым социокультурным опытом.

Категория «содержания географического образования» в методике обучения географии рассматривается как важнейшая системообразующая и системоопреде-ляющая категория. Содержание географического образования мы рассматриваем и как социокультурную программу, основная задача которой - формирование географической культуры как части общей культуры человечества, аккумулированной в опыте географического знания, ориентиров и деятельности по изучению, освоению географического пространства и конструктивной в нем деятельности человечества, раскрытии взаимосвязи природы и общества, определении места человека в новых реалиях мира. Она отражает идеи, заложенные

в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», и характеризуется совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опытом деятельности и компетенциями определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития через образовательные программы в образовательных организациях [7]. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования раскрыты особенности содержания географического образования. Таким образом, содержание географического образования как системообразующая категория образовательной практики определяется: а) «конкретной предметностью» географической науки; б) совокупностью субъектов деятельности (учителя, учащихся), совместно держащих эту предметность и действующих относительно нее (В.И. Сло-бодчиков); в) нормативными требованиями общества к географическому образованию.

Исследуя понятие «обусловленность», подчеркнем, что оно характеризует зависимости между объектами, связанными с определенными условиями. Социокультурная обусловленность содержания географического образования реализует «идею культурного посредничества» (Л.С. Выготский) в форме знаково-символических инструментов географической науки и культуры для овладения учащимися содержанием географической культуры. Нами выявлено, что ориентиром социокультурной обусловленности изменений содержания географического образования в первую очередь должно стать включение опыта, аккумулированного в ценностях географической культуры, представленных в достижениях цивилизации через науку, мораль, правовые принципы, оценки, посредством культуры и деятельности, и новых ценностей как общественно значимого блага для человека, живущего в географическом пространстве. Вместе с тем в содержании географического образования должны доминировать социокультурная позиция и ценности отечественной культуры, в которой осуществляется социальная культурация субъектов геогра-

фического образования, где географическая культура превращается в сознание обучающихся, в их уникальную, чувственно-ментальную матрицу. В этом случае в контексте социокультурного подхода содержание географического образования становится «инструментом» решения многообразных экономических, социокультурных и жизненных проблем.

Социокультурная обусловленность содержания географического образования ориентируется на создание ценностно-смыслового единства субъектов в образовательном процессе, обеспечивая выстраивание обучающимися индивидуальных образовательных траекторий в географическом пространстве, месте человека в нем и его взаимодействии с природой и обществом, персонифицируя его. Система позитивных ценностных ориентаций, осуществляемых на основе содержания географического образования, расширяет опыт деятельности учащихся, формирует внутреннюю позицию личности, готовность к участию в различной практической деятельности (экологической, социокультурной, гражданско-патриотической направленности).

Важно отметить, что в современных условиях невозможна простая загрузка в содержание географического образования новых географических знаний, так как они не «интегрируются в картину мира» (Д.А. Леонтьев) ввиду того, что новые для постиндустриального общества явления ставят перед географическим образованием новые по характеру и масштабам проблемы. Кроме того, следует учитывать представления об уникальных и индивидуальных возможностях школьников поколения 2.

Опираясь на принципы конструирования содержания образования (фундаментальности (научности), культуросообразно-сти, интегративности, проблематизации), раскроем основные изменения содержания географического образования и его культурно-образовательные возможности.

При конструировании содержания географического образования необходимо соотносить социальный опыт, заложенный во

ФГОС ОО, программах географии, с личностным опытом учеников. Социокультурная обусловленность современного образования отражается на содержании географического образования, отражая географическую науку, раскрывающую особенности и процессы в географическом пространстве, личностный опыт обучающихся, социальный заказ общества, его современные ценностные ориентиры. Усвоение содержания географического образования должно оказывать влияние на постижение того, как географическая наука влияет на повседневную жизнь школьника, формируя его мир.

Подчеркнем, что пространство в процессе освоения обучающимися осмысливается ценностно. В нем маркируются в ментальной географической карте «верх и низ как два ценностных полюса», «право-лево», «вперед-назад», «центр-периферия-граница-чужой мир» [8, с. 46]. Задача учителя - придать географическому пространству принятые географические измерения, помогать правильно воспринимать размещение географических объектов, соотносить географические названия с реальными географическими объектами, чтобы от бытового видения перейти к научному, измеряемому пространству с помощью многообразия средств (учебник, карта, приборы, электронные средства, справочники), обеспечивающих учащимся культурно-образовательные возможности для самореализации. Именно школьная география обеспечивает ученику постижение смысла такой ценности, как многоуровневое географическое пространство (от уровня родного края, своей страны, планеты в целом и ее регионов) и ценности разнообразия жизни на планете Земля, ее сохранения в разных регионах планеты на основе продуктивной разнообразной конструктивной деятельности, нравственного поведения во благо жизни, добра, созидания.

В нашем понимании освоение содержания географического образования осуществляется в контексте культуры человеческих отношений. Мы рассматриваем содержание географического образования как жизнеобеспечивающую систему, состоящую из ком-

понентов, раскрывающих географическое знание, способы действия, отношение к географическому пространству в его многообразии и взаимозависимости элементов, месте в нём человека, преобразующего географическое пространство. Содержание географического образования в контексте культурологической теории (В.В. Краев-ский, И.Л. Лернер) включает в себя взаимосвязанные компоненты: географические знания (что учащиеся знают и понимают); умения применять (как используют знания в различных ситуациях); опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (ценности, чувства, «во имя чего?»); опыт творческой деятельности (Я самореализуюсь); а также включает новые компоненты: универсальные способы действий (умения учиться), личностный опыт (что я знаю об этом и как это использую в своей жизни как опыт материальной и духовной культуры). В образовательном процессе компоненты содержания осваиваются через систему дидактических задач разного типа, обеспечивая учащимся внутреннее образовательное «приращение», включая учащихся в «живую» деятельность, отвечая требованиям сложности и разнообразия при сохранении идей научности, гуманистического, ценностного императивов содержания географического образования.

Обратим внимание на следующие моменты, характеризующие современный контекст содержания географического образования. Подчеркнем, что все многообразие компонентов содержания географического образования и процедуры его трансформации (организация, конструирование, проектирование, рефлексия) определяется механизмом познавательной коммуникации для обретения учащимися смысла географического образования. Результатом образования выступает развитие личностного ресурса [6, с. 48] для реализации культурно-образовательных возможностей обучающихся.

Во-первых, неотъемлемой частью содержания географического образования становится включение метапредметных универсальных учебных действий (УУД), в рамках

которых «учащиеся размышляют над тем, как они учатся, настраиваются на внутренний рост, определяются в своих стремлениях и привыкают соотносить свою учёбу и поведение со своими целями... Чтобы наилучшим образом подготовить учащихся к меняющемуся миру, их надо научить универсальности, вдумчивости, самостоятельности и самодостаточности» [6, с. 181]. Метапредметные универсальные учебные действия поддерживают и дополняют все компоненты содержания географического образования, являясь опорными в предмете, готовя учащихся к успешному самостоятельному обучению на протяжении всей жизни, обеспечивая им социальную включённость в активную гражданственную, ответственную деятельность, а также адаптацию к новым вызовам общества. Они обеспечивают процесс саморазвития, поиска смысла собственной индивидуализации, возможности отвечать требованиям социума, культурным и научным нормам «для проектирования будущего» [9, с. 360].

Во-вторых, главная цель географического образования - научить применять географические знания, универсальные учебные действия, опыт разнообразной деятельности (проектной, исследовательской), поскольку школьникам в жизни необходимо применить то, что они усвоили в школе. Поэтому практика формирования облика учащихся XXI века ориентирована на включение их в разные виды деятельности всилу того, что ключевой момент содержания географического образования - ориентировать учащихся на решение проблемы с учётом проектирования учебных заданий, обеспечивающих анализ, моделирование ситуаций, установление различных взаимосвязей между изученными природными, социальными и экономическими процессами и явлениями, реально наблюдаемыми географическими процессами и явлениями, а также оценивать характер взаимодействия деятельности человека, природы и общества; решать практические задачи для определения качества жизни человека, семьи, общества. Важно преодолеть главные дефициты нашего и будущего времени

- развить умение анализировать, решать и ответственно отвечать за свои действия.

В-третьих, следует учитывать, что в современных условиях в контекст содержания географического образования «все настойчивее врывается личностный опыт учащихся, а с ним многообразные феномены детской подростковой субкультуры» [10, с. 62], позволяя им стать соучастниками географических событий. Личностный опыт школьника - важная часть его духовного мира, в котором запечатлены его интересы, ценности, потребности как прожитые и осознанные школьниками (участвовали, включались в деятельность, обсуждали, сопереживали и т.д.). Благодаря этому у учащихся складывается уникальный опыт жизни, формируются уникальные приоритеты, нравственные принципы и этические нормы, гражданская ответственность, осуществляется создание и сохранение благоприятного для жизни пространства. Содержание географического образования обеспечивает культурно-образовательные возможности для создания программы социокультурных практик учащихся, где формируется опыт их социальной активности. Поэтому личностный опыт должен быть осознаваемым и служить для развития и саморазвития личности, а также для дальнейшего познания обучающихся, ориентации на нравственный поиск.

В-четвертых, опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру «образует» мир культуры и географической культуры, так как природа и общество, являясь фундаментальными ценностными предпосылками становления личности школьников, не являются прямыми содержательными характеристиками ни самой личности, ни мира личности. Они всегда имеют конкретный исторический облик и ценностное измерение. Только приобретя субъективную значимость для учащихся, географические знания, умения становятся ценностями и образуют для них мир культуры и «реализуют себя» в нравственном поведении (так должно). При этом ценности иерархически выстраиваются на основе их важности и значимости для обучающихся,

принимая форму мотивов, эмоциональных переживаний, а также ценностных рациональных действий как поступков в окружающей среде. Этот компонент является связующим звеном (мостом) между стороной сознания и поведенческой стороной школьников. Причём ведущую роль в становлении личности обучающихся играют ценности постиндустриального общества (ценности саморазвития, самореализации, ответственности человека, безопасности, сохранения планеты Земля и т.д.), обусловленные проектированием будущего с учетом ценностей географического познания, обращением к предельным духовным смыслообразующим вопросам о том, что есть Земля, Человечество, Мир, Природа, Жизнь.

В-пятых, опыт творческой деятельности учащихся, позволяющий им успешно самореализовываться, ориентирован на преобразование мира. Данный компонент обеспечивает им готовность к поиску решений новых географических проблем, предполагает перенос ранее усвоенных знаний способов действий, отношений в новую ситуацию, а также предполагает самостоятельное видение географических проблем, способность учёта альтернатив при решении географических проблем, поиск и применение новых способов учебной деятельности по собственной инициативе в условиях постоянного обновления знаний. Опыт творческой деятельности осуществляется в условиях образовательного проектирования, исследования, самостоятельной практической деятельности учащихся в природе, социуме с учетом создания индивидуальных маршрутов для них. Осуществление опыта творческой деятельности позволяет привить интерес к поиску и построению новых способов решения возникающих перед человечеством и географической наукой проблем в меняющемся мире, позволяя реализовывать свои потребности и возможности.

Раскрыв социокультурную обусловленность содержания географического образования, отметим, что она определяется следующей его направленностью:

- открытостью для изменений на основе включения в его контекст многооб-

разных актуальных экологических, этнографических, экономических, культурологических, политических проблем разного уровня, исходя из интеграционного характера содержания географической науки, формируя у учащихся сопричастность к изучаемому и осмысливаемому содержанию;

- новой системой ценностных приоритетов, обусловленных идеями: гармонизации человека и природы; устойчивого и безопасного развития цивилизации; конструктивного характера географической науки и в этой связи направленностью человеческой деятельности во благо качества жизни людей на планете, сохранения жизни на Земле; творческой самореализации человека; строительства в стране гражданского общества и воспитания ответственного гражданина; самоопределения учащихся в целезадающих идеях; «участия» этического сознания в создании «пространства подлинности» (Б.С. Братусь), способствуя стратегии движения учащимися на пути создания добра и достижения на Земле мира как блага;

- «усилением» раскрытия сквозных линий содержания географического образования (В.П. Максаковский) [12] в условиях постиндустриального развития общества как отражением инновационных приоритетов методики обучения географии. Экологизация, экономизация, социологизация, гуманизация, практическая(конструктивная) направленность географии как сквозные линии содержания географического образования создают богатую «палитру» для обучения, воспитания и развития школьников, деятельностной позиции в образовательном процессе;

- усилением практической составляющей, связанной с раскрытием жизненно важных проблем человека, пониманием значимости человеческой деятельности для качества жизни на Земле, в своей стране, родном крае, на основе включения обучающихся в различные социокультурные практики во взаимосвязи учебной и внеу-чебной деятельности [12];

- обеспечением взаимодействия учащихся с географическим пространством

на основе восприятия, созерцания пространства, их проектно-исследовательской и практической деятельности, путешествий, походов, событийных встреч в географическом пространстве как отражение проектно-преобразующей парадигмы образования в контексте ноосферного и экогу-манистического мировоззрения;

- созданием в образовательном процессе событийных ситуаций, ставящих учащихся в определенную позицию, обусловливающую сопричастность их с событием как соучастников, идентифицируя себя с Другим, обеспечивая формирование у них социального поведения [12, с. 53];

- усилением межсубъектного взаимодействия обучающихся как встречи смыслов, иных точек зрения, ценностей в диалоге, полилоге, при которых содержание географического образования у учащихся обогащается и становится фактором развития личности;

- обеспечением взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности по географии обеспечивает смысложизненную силу и познавательную активность обучающихся, привлекательность и личностный смысл географического содержания, удовлетворяя их разнообразные потребности и интересы, преломляясь через призму личностного опыта и духовного мира школьников;

- применением цифровых технологий, являющихся естественной средой жизни школьников и инструментом решения ими географических проблем, расширяющих географическое пространство учащихся, открывающих новое видение мира, новые пространства и новые практики обучения, позволяющие использовать в обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, видео, анимация, графика). Они обеспечивают формирование их «зоны ближайшего развития»;

- приданием смысла географическому содержанию. По мнению М.М. Бахтина, смысл - это то, что отвечает на какой-либо вопрос [14]. В школьной географии сложились следующие основные виды вопросов, определяющих географический смысл изучаемого:

- что? - обеспечивающие понимание предметного географического знания;

- где? - раскрывающие знание о расположении географического объекта в пространстве;

- когда? - объясняющие хронологию географических процессов и событий;

- почему? - раскрывающие причинно-следственные связи;

- во имя чего? - зачем? - для чего необходима деятельность? - объясняющие ценностные ориентиры обучающихся;

- как? - раскрывающие механизм развития географических процессов и явлений;

- что будет, если? - позволяющие осуществить прогноз географических процессов, явлений;

- что должно быть получено в результате нашей деятельности? - раскрывающие цель создания проектного продукта.

Делая вывод, подчеркнем, что основные тенденции социокультурной обусловленности содержания географического образования связаны: а) с опережающей гуманистической его направленностью, с наращиванием в содержании знаний о человеке, человечестве на планете, с закладыванием в его содержание интеграционных нравственных оснований, отходом от жестких формализованных схем обучения, с наделением учащимися географического пространства смыслами и ценностями; б) с прагматической (практической) направленностью обеспечения потребностей учащихся в знаниях о пространстве в знаково-символической форме, реальном их погружении в географическое пространство в различных видах деятельности, с тем чтобы развивать их способности, «использовать» эти способности в различных ситуациях; в) с культурологической направленностью изучения географического пространства, имеющего общечеловеческий ценностный смысл, его наполнение ценностными, смысло-жизненными приоритетами, обеспечивающими развитие личности, субъектности учащихся, усвоение ими социокультурного опыта, позволяющего школьникам вписываться в современное общество, осваивать культурное разнообра-

зие своего края, России и мира и высказывать свою ценностную позицию.

Важным трендом является формирование у школьников глобальной (планетарной) и национальной идентичности: «Я ответственный житель планеты Земля и гражданин своей страны», обеспечивающий понимание взаимосвязей всех процессов и явлений на планете, в своей стране, родном крае; взаимосвязей людей, решающих многообразные проблемы. Подчеркнем, что содержание планетарной идентичности невозможно сформировать без развития у обучающихся национальной идентичности, того «охранного пояса», который обеспечивает понимание и осознание сопричастности каждого школьника со своим местом в мире, со своей страной, малой Родиной, своим родом [15].

Реализация социокультурной обусловленности изменения содержания географического образования нашла отражение в линии действующих учебников по географии «Полярная звезда», в которых автором были разработаны методическая стратегия и культурно-образовательные возможности реализации социокультурных факторов, влияющих на содержание географического образования и включение обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, практической, проектной, исследовательской, ценностно-ориентационной, коммуникативной, игровой, рефлексивной) [16].

Размышляя о социокультурной обусловленности содержания географического образования, подчеркнем, что учителю необходимо поддерживать баланс между: 1) географическими знаниями, способами действий и отношениями, которые позволяют применять эти знания в реальных условиях; 2) индивидуальными чертами и личностным опытом учащихся, их ценностными ориентирами и метапредметными учебными действиями, которые помогают обучающимся стать вдумчивыми, самостоятельными личностями, умеющими непрерывно учиться; 3) построением событий-но-деятельностных и интегративных форм образовательной деятельности учащихся.

При этом следует понимать, что содержание географического образования в первую очередь определяется тем, какими умениями по применению географических знаний ов-

ладели учащиеся и как они могут их использовать, как действовать в различных ситуациях, руководствуясь гуманистическими ценностными ориентирами.

Литература

1. Поппер К.Р. Предложения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2008. - 640 с.

2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: моногр. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324 с.

3. Даутова О.Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. - 2009. - № 3 (20). - С. 47-51.

4. Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 2 URL:http://science-education.ru/ru/artide/view?id=695 (дата обращения:02.01.2020).

5. Эффективное управление школой в современных условиях: учебно-методическое пособие / под ред. А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2006. - 272 с.

6. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. - М.: Издательская группа «Точка», 2018. - 240 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2014. -160 с.

8. Пивоев В.М. Философия культуры. - СПб.: Изд-во Юридического института, 2001. -352 с.

9. Асмолов А.ГГ Оптика просвещения. Социокультурные перспективы. - М.: Просвещение, 2012. - 447 с.

10. Таршис Е.Я. Ментальность человека. Подходы к концепции и постановка задач исследования. - М.: Институт социологии РАН, 1999. - 82 с.

11. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

12. Николина В.В. Социокультурная практика и ее реализация в линии учебников географии «Полярная звезда» // География и экология в школе XXI века. - 2017. - № 1. - С. 3844.

13. Николина В.В. Проектирование образовательных путешествий в школьных учебниках (на примере учебников географии) // Человек и образование. - 2019. - № 3(60). - С. 5155.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искуство,1979. - 423 с.

15. Николина В.В. Родиноведческий подход в географическом образовании // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: мат. Всероссийской научно-практ. конференции / под ред. Е.А. Таможней. - М.: Из-во «Перо», 2017. - С. 32-36.

16. Николина В.В. Особенности учебников географии линии «Полярная звезда» // География в школе. - 2009. - № 4. - С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.