Научная статья на тему 'Географическая культура личности как неотъемлемая часть целостного развития современного обучающегося'

Географическая культура личности как неотъемлемая часть целостного развития современного обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2881
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ULTURE / EDUCATION / FURTHER EDUCATION / GEOGRAPHIC CULTURE / THE LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Екатерина Константиновна

Статья посвящена рассмотрению взаимоотношения культуры и образования, анализу феномена географической культуры личности, а также её развитию средствами дополнительного образования, в частности при подготовке к всероссийской олимпиаде по географии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the relationship between culture and education, the analysis of the phenomenon of geographical culture of personality and its development by means of additional education, in particular in preparation for the All-Russian Olympiad on geography

Текст научной работы на тему «Географическая культура личности как неотъемлемая часть целостного развития современного обучающегося»

Е. К. Зуева (г. Санкт-Петербург) ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

GEOGRAPHIC CULTURE OF PERSONALITY AS AN INTEGRAL PART OF MODERN STUDENTS HOLISTIC DEVELOPMENT

Статья посвящена рассмотрению взаимоотношения культуры и образования, анализу феномена географической культуры личности, а также её развитию средствами дополнительного образования, в частности - при подготовке к всероссийской олимпиаде по географии

Ключевые слова: культура, образование, дополнительное образование, географическая культура, закон «Об образовании в Российской Федерации»

The article deals with the relationship between culture and education, the analysis of the phenomenon of geographical culture of personality and its development by means of additional education, in particular - in preparation for the All-Russian Olympiad on geography

Keywords: culture, education, further education, geographic culture, the law "On Education in the Russian Federation"

Реформы, происходящие в образовании, охватывают все уровни образовательной системы, в том числе сферу дополнительного образования, направления изменений в которой определяются актуальными векторами современного социокультурного развития.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза.

Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах: в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; через формирование поликультурного образования; как систему культурно-образовательных центров в

рамках одной или разных стран; через анализ учебных дисциплин культурологической направленности; способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся; описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека; обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации [4].

Рассматривая вопрос соотношения образования и культуры, прежде всего следует определить границы понятия «культура» в интересующем нас контексте. При всех различиях в подходах и концепциях понимания этого сложного и многомерного явления можно прийти к выводу: по своей глубинной сущности культура представляет собой развернутое во времени целостное поле самоосуществления человека [9], «...это все, что люди делают с собой и с миром», т. е. все то, что создает человека и что, в свою очередь, создает че-

ловек [10, с. 19]. Одним из первых взаимную связь культуры и образования описал С.И. Гессен, отметив, что «цели образования есть цели культуры». По мысли С.И. Гессена, «задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [5].

Начиная с середины 80-х гг. XX в. в отечественной педагогической литературе появляются работы, авторы которых рассматривают образование как подсистему культуры [2, с. 11-17; 3]. Эти же идеи можно найти в работах А.Г. Асмолова, где говорится о необходимости перехода модели «образование внутри образования» на принципиально новую модель - «образование внутри культуры», что открывает перспективы поиска новых форм и содержания образовательных программ. Он считает, что культура по отношению к образованию преобразуется из объекта изучения в модель, методологический концепт. В соответствии с этим «...самоорганизуется и проектируется образовательная система, а образование выступает в качестве микромодели культуры, концентрируя и воспроизводя основные процессы, происходящие и ожидаемые в культуре» [1].

С точки зрения обозначенного понимания культуры образование не может существовать параллельно с ней как самостоятельная, независимая сфера, а должно пониматься как ее неотъемлемая часть. Культура - «живой организм» и одновременно организмиче-ское начало в системности «общество-государство». Культура, воспроизводя себя, воспроизводит духовность, духовный мир человека и общества. Культура рождает общественный идеал «общества-государства», его национальную идею, рождает его исторически, социально эволюционно [8], культура есть духовное воспроизводство-в-себе. Образование - участник этого воспроизводства, социальный институт культуры, в этой своей функции воспроизводящий вместе с культу-

рой общественный интеллект, воспроизводящий науку.

Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал - Природы, Человека, Общества [7].

Динамичность и изменчивость современной окружающей действительности все в большей мере требуют проявления таких структурных качеств личности, которые обеспечивают активную и эффективную ориентацию в современном мире, осмысленное поведение и творческое освоение пространства современной культуры, обуславливают способности понять и оценить национальное и культурное разнообразие людей всего мира, равноценную уникальность культур и их потенциальную общность на Земле, умение видеть геополитические интересы различных наций, осознавать влияние обыденной жизни на развитие других народов, других территорий и регионов. Это детерминирует усиление географической составляющей в общей культуре личности.

География - единственная из классических и фундаментальных наук, которая является одновременно и естественной, и социальной. Это увеличивает синтезирующие функции географических знаний в общей системе знаний, приобретаемых обучающимися в системе образования. Роль и значение географии также состоит в том, что она формирует современную картину мира. Наиболее важной задачей преподавания географии является формирование географической картины мира как неотъемлемого компонента общей культуры человека.

С точки зрения культурологического подхода, географическое образование рассматривается как феномен культуры, а формирование культуры обучающегося - как его конечная цель. Тенденции развития геогра-

фического образования, с точки зрения культурологического подхода, отражают переориентацию с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т. д., а также переориентацию со «зна-ниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) - ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.

Географическая культура - это социальное и индивидуальное качество личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению, преобразованию и сохранению. Географическая культура личности - система жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, регулирующая поведение школьника в процессе взаимоотношений «человек - природа - общество - культура».

Географическая культура - это педагогический феномен, представляющий собой совокупность объективных и субъективных характеристик, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к окружающей среде. Географическая культура есть способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей.

В.П. Максаковский рассматривает понятие «географическая культура», вычленяя в нем следующие группы общегеографических знаний и умений:

- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;

- политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении и пропаганде которых география

участвует по меньшей мере «на равных» с другими науками;

- экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль;

- географическое мышление;

- специфический «язык» географии, ее понятийно-терминологический аппарат, представляющий собой также необходимый и во многом неповторимый элемент географической культуры [6].

0.С. Михайловский выделяет в географической культуре четыре основных компонента:

1. географическую картину мира;

2. географическое мышление;

3. методы географии;

4. язык географии [7].

Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, географическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа-общество». Географическая культура утверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает её в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы, она обусловлена определенными условиями и факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со сложными нормами, правилами, социальными институтами и т. д. Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества, географическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса нашего общества.

Географическая культура понимается нами как интегративное, динамичное, струк-турно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационно-ценност-ного, теоретико-методологического и дея-тельностно-творческого компонентов и опре-

деляющее характер взаимодействия субъекта с географической средой.

В качестве показателей сформированно-сти географической культуры обучающихся можно выделить:

- отношение к окружающей географической среде, стремление к улучшению её составляющих как основы существования общества;

- знание географической картины мира, особенностей её изменения и становления;

- творческое использование картографических умений, умение выделять географические параметры в окружающей географической среде;

- способность разрешать нестандартные географические проблемы;

- умение прогнозировать особенности развития географической среды [6].

Особую ценность представляет выделение условий, при которых формирование географической культуры обучающихся будет организовано в системе дополнительного образования. С этой целью нами выделены следующие условия усвоения знаний в системе дополнительного образования:

повышение культуроемкости педагогического образования, насыщенность информации о культуре страны; реализация аксиологического подхода, создание эмоционального сопереживания и оценки факторов, явлений культуры страны, эмоциональной насыщенности оценок при восприятии географических явлений; субъектирование элементов содержания в личностно-смысловом поле, т. е. наделение образовательного содержания личностным смыслом; ценностная преемственность в организации учебной дея-

Хотите ли Вы заниматься

тельности - постоянство и свобода выбора в многообразной культуре страны, вариантное содержание в зависимости от желания обучающихся и уровня их образованности; творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданно-сти; проблематизация и конфликтизация действительности, видение в ней непосредственно не воспринимаемых несоответствий; развитие творческого географического восприятия окружающей действительности; создание ситуаций, направленных на развитие диалогического общения обучающихся, на сотрудничество и совместный поиск.

Взаимодействие гуманитарного и про-фессиональноориентированного знания -необходимое условие создания образовательной среды дополнительного образования. Так, в рамках экспериментальной части среди обучающихся 6-11 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посещающих кружок «За страницами учебника географии», был проведен опрос, посвященный исследованию уровня географической культуры школьников. В опросе приняли участие 4728 участников районного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов, один из которых - «Хотели бы Вы заниматься географией дополнительно?» (Таблица 1). Положительный ответ дали 1523 участника, что составляет 32,2 % от общего количества опрошенных. 1854 учащихся (32,2 %) не уверены, что готовы посвятить своё время дополнительным занятиям по предмету. 670 человек (14,2 %) не заинтересованы в дополнительных занятиях, 681 (14,4 %) не ответили на вопрос.

Таблица 1

6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс итого

кол -во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

Да 334 40,7 254 26,6 300 30,7 263 31,3 211 30,3 161 36,7 1523 32,2

не уверен 352 42,9 327 34,2 451 46,2 360 42,9 241 34,6 123 28,0 1854 39,2

нет 61 7,4 87 10,2 152 15,6 156 18,6 125 17,9 79 18,0 670 14,2

нет ответа 74 9,0 277 29,0 73 7,5 61 7,3 111 17,2 76 17,3 681 14,4

Кол-во участников 821 100 945 100 976 100 840 100 688 100 439 100 4728 100

Анализ результатов показывает, что желание заниматься географией дополнительно наиболее сильно выражено в 6 классе (334 участника, 21,9 % от общего количества участников опроса), несколько снижается в 7 классе (16,7 %), увеличивается в 8 классе (19,7 %) и снижается среди учащихся 9,10 и 11 классов (17,35 %, 13,9 % и 10,6 %). Желание шестиклассников изучать географию можно объяснить тем интересом, с которым они знакомятся с планетой, снижение заинтересованности в предмете вероятнее всего связано с определением будущей профессии и ориентацией на другие предметы. Из этих данных можно также сделать вывод, что по крайней мере 14 % участников районного этапа олимпиады приняли в ней участие не из-за любви к предмету и

желания им заниматься, а так как являются успешными в изучении многих предметов и не выделяют географию в качестве любимого.

Анализ ответов на вопрос о месте проведения занятий (Таблица 2) демонстрирует предпочтение обучающимися школы другим образовательным учреждениям. Школу выбрали 2442 участника опроса, что составляет больше половины респондентов (52 %). Однако достаточно большое количество участников олимпиады готовы посещать занятия вне школы (30 %), а 20,57 % выразили желание посещать занятия в вузе. Этот показатель растёт с увеличением возраста участников и связан, кроме иных причин, с возрастающей по мере взросления мобильностью участников опроса.

Таблица 2

6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс итого

кол- кол- кол- кол- кол- кол- кол-

во % во % во % во % во % во % во %

В 52,0

школе 569 69,9 503 53,2 568 58,2 450 53,6 290 42,9 166 36,6 2442 5

Одна

школа в

районе 85 9,2 82 8,7 116 11,9 96 11,4 58 8,6 45 9,9 466 9,93

20,5

В ВУЗе 71 8,9 75 7,9 189 19,4 189 22,5 200 27,8 134 32,8 965 7

нет 17,4

ответа 96 12,0 285 30,2 103 10,6 105 12,5 140 20,7 94 20,7 819 6

количес

тво

участни

ков 821 100 945 100 976 100 840 100 655 100 439 100 4692 100

В целом проведённое исследование отражает готовность обучающихся к развитию географической культуры и реальные возможности дополнительного образования в этом процессе.

Таким образом, современную социокультурную ситуацию, можно отметить, что время перемен характеризуется высокой

степенью непредсказуемости и неопределенности, в том числе психологической, что сложно переносимо для обычного человека. Умение действовать эффективно в ситуации неопределенности - это искусство, которому необходимо обучать на всех ступенях образования. Большую роль в этом играет географическая культура, которую следует фор-

мировать и развивать с раннего возраста, в том числе в дополнительном образовании. Важной особенностью развития географической культуры является связь её функцио-

нирования с личностью, сознанием, профессиональной деятельностью будущего специалиста и взаимодействием с объектами и субъектами географического пространства.

Литература

1. Асмолов А.Г. Гуманитарные проблемы формирования образовательных стандартов // Диалог культур и цивилизаций в современном мире. VII Международные Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2007 г. - СПб.: СПб ГУП, 2007.

2. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 417 с.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / / Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

4. Гвильдис Т.Ю. Культуроориентированная направленность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Проблемы науки и образования / Problems of modern science and education. - М., 2015. - № 2 (32). -С. 91-93.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

6. Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: Владос, 1998.

7. Михайловский О.С. Формирование географической культуры в условиях гимназического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01- СПб., 2007. - 27 с.

8. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития образования в XXI веке: моногр. / под науч. ред. д.псих.н., д.т.н., д.пед.н., проф. В.В. Лукьянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 190 с.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л., 2014. - 134 с.

10. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.