Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании'

Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА / CULTURALOGICAL APPROACH / EDUCATIONAL PARADIGM / CULTURALOGICAL PARADIGM OF EDUCATION / PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF CULTURALOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинатулина Ирина Николаевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения культурологического подхода в образовании. Описываются его структурные компоненты, анализируются особенности культурологической парадигмы образования. Обосновывается необходимость использования культурологического подхода для анализа содержательной и процессуальной сторон образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological and pedagogical aspects of culturalogical approach to education are discussed. Its structural components are described, the characteristics of culturological paradigm of education are analyzed. The necessity to use culturalogical approach for the analysis of the content and procedural aspects of education is substantiated.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании»

УДК 371 ББК 74.00

И.Н. Зинатулина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

культурологического подхода

В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения культурологического подхода в образовании. Описываются его структурные компоненты, анализируются особенности культурологической парадигмы образования. Обосновывается необходимость использования культурологического подхода для анализа содержательной и процессуальной сторон образования.

Ключевые слова: культурологический подход, образовательная парадигма, культурологическая парадигма образования, принципы реализации культурологического подхода.

I.N. Zinatulina

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CULTURALOGICAL Approach TO EDUCATION

The psychological and pedagogical aspects of culturalogical approach to education are discussed. Its structural components are described, the characteristics of culturological paradigm of education are analyzed. The necessity to use culturalogical approach for the analysis of the content and procedural aspects of education is substantiated.

Key words: culturalogical approach, educational paradigm, culturalogical paradigm of education, principles of implementation of culturalogical approach.

В ближайшем будущем систему начального, основного и среднего общего образования ожидают перемены, связанные с внесением изменений во ФГОС в части требований к личностным результатам освоения образовательной программы, а также изменений в программе духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. В связи с этим на первый план выходят педагогические идеи, направленные на организацию учебного процесса, опирающегося на теории общечеловеческих ценностей, приоритета субъект-субъектных отношений. Развитие личности, свободный и творческий характер такого развития становятся приоритетными ценностями современного образования.

В своих работах С.И. Гессен указывает, что образование представляет собой культуру индивида, и по своему существу никогда не может быть завершено. Задачу образования он видит в «приобщении человека к культурным ценностям

науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращении природного человека в культурного» [1, с. 36]. Именно тождественность образования и культуры позволяет выдвинуть идею о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве основы для исследования гуманитарной составляющей физического образования.

В философском словаре подход, в том числе и культурологический, характеризуется комплексом парадигматических, синтагматических, и прагматических структур и механизмов в познании и практике [4].

Остановимся подробнее на выделенных компонентах в структуре культурологического подхода. В философии науки понятие парадигмы соотносится с признанными всеми научными достижениями, которые в течение определенного времени дают возможность научному сообществу сконструировать модель

Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании

сл

И.Н. Зинатулина

00

ю

постановки и решения проблем. Смена парадигмы нередко связана с научной революцией. Раскрывая сущность процесса смены парадигмы, современные философы отмечают, что в ней появляются новые знания, рождаются новые подходы к исследованиям, которые являются продолжением и развитием базисных идей и концепций в конкретной науке.

Е.А. Ямбург выделяет четыре парадигмы образования, которые, по его мнению, отражают приоритетные задачи обучения и воспитания соответствующего им временного периода: когнитивноинформационная, личностная, культурологическая и компетентностная [6].

Основным элементом когнитивноинформационной или знаниевой парадигмы является система «готовых», «завершенных» знаний, умений, способов владения ими, которая транслируется обучающимся, при этом он сам является пассивным объектом в учебнопознавательной деятельности. В личностной парадигме акцент переносится с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие субъекта. Сравнение знаниевой и личностной парадигм позволяет выделить следующие отли-

чительные характеристики последней: проектирование обучения становится совместной деятельностью обучаемого и обучающего; стирается грань между содержательным и процессуальным аспектами обучения, процесс обучения становится источником личностного опыта; взаимодействие участников образовательного процесса при выполнении различных видов познавательной деятельности приобретает черты межличностного, межсубъектного общения [5].

На наш взгляд, личностная парадигма учебного познания является составной частью гуманистической парадигмы образования, приоритетной задачей которой служит развитие субъекта, учет его интеллектуальных потребностей и межличностных отношений. Ее ядро составляет гуманистический подход, основанный на ценностно-смысловом равенстве обучающегося и обучаемого. Гуманистическая парадигма образования, объединяя в себе признаки личностно ориентированного, гуманного, деятельностного, культурно-исторического, экологического подходов, создает перспективу для развития культурологической парадигмы (рис. 1).

Рис. 1. Основные научно-педагогические подходы гуманистической и культурологической парадигм образования

1 - личностно ориентированный подход; 2 - культурно-исторический подход;

3 - гуманистический подход; 4 - аскиологический подход; 5 - деятельностный подход

Культурологическая парадигма образования предполагает не только и не столько освоение культуры в рамках образовательного процесса, сколько непрерывное развитие личности посредством культуры, формирование и развитие

культуры субъектов, необходимой для осуществления полноценных отношений между ними.

Культурологическую парадигму физического образования можно определить как совокупность методологиче-

ских положений, принципов и приемов, которые: обеспечивают анализ и построение образовательного процесса по физике через призму системообразующих культурологических понятий (наука и культура, этапы их развития; духовные и материальные ценности и т.п.); изменяют и дополняют представления о приоритетных ценностях физического образования; расширяют культурные основы и содержание образования; обеспечивают продуктивную деятельность субъектов образования, направленную

на создание условий для самообразования, самоопределения каждого как личности и индивидуальности, творческого взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Содержание современного образования можно представить в виде системы, включающей духовно-нравственное воспитание, содержание научного образования (естественнонаучного и гуманитарного) и технологическую составляющую жизнеобеспечения (рис. 2).

Рис. 2. Содержание образовательных областей в структуре содержания образования

1 - русский язык, иностранный язык, литература; 2 - история, обществознание; 3 - математика; 4 - естествознание: физика, химия, биология, география; 5 - философская позиция;

6 - знания о вере; 7 - понимание искусства; 8 - логика, риторика, эстетика;

9 - технология, информатика, ОБЖ; 10 - физкультура

Основой объединения естественнонаучной и гуманитарной культур становится субъект познавательной деятельности (преобразования, ценностной ориентации, общения), на основе которой он развивается как личность. В то же время она служит способом овладения человеком законами природы и социального мира.

Таким образом, предметное ядро содержания образования с позиции культурологического подхода включает три основных компонента:

• базовые ценности (истина, гармония, красота, справедливость, вера, добро, общение, труд, здоровье);

• социокультурный опыт (познавательный опыт - предметные и метапредметные знания, умения, опыт эмоциональноценностного отношения к миру);

• виды ведущей деятельности (познавательная, творческая, эстетическая, ценностно-ориентационная, коммуникативная, преобразовательная, физическая).

Базовые ценности, их компоненты с позиций культурологического подхода способствуют духовному развитию в процессе познания истины, гармонии, красоты, справедливости; психологическому и практическому развитию в процессе общения, трудовой деятельности, здоровьесбережения. Можно условно выделить три этапа освоения базовых ценностей и социокультурного опыта и ведущих видов деятельности или вхождения человека в культуру:

I этап - объектно-субъектный (правила общения, желания, ощущения);

II этап - субъект-субъектный (ценно-

Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании

сл

И.Н. Зинатулина

О

сти, интересы, эмпирические и теоретические знания);

III этап - личностный (идеалы, мотивы, самосознание).

Первый этап - ситуативный, который в сфере познавательной деятельности означает для субъекта появление определенных ощущений, в области поведения - овладение правилами общения, в области активности - характеризуется желаниями. Ощущения, правила поведения, желания характеризуют как субъекта, так и ситуацию, в которой он находится, и меняются в зависимости от ситуации.

Второй этап формируется вне зависимости от ситуации. В сфере деятельности - это знания, в области поведения -ценности, в сфере активности - интересы. Знания, ценности, интересы харак-

теризуют человека как субъекта деятельности, ее потенциального носителя [3]. Третий этап формируется постепенно и включает убеждения, принципы, идеалы, мотивы. Его конструирование - дело личных усилий человека, его ума, его воли и чувств, на этом формируется «Я» личности, самосознание.

Для понимания человека как элемента культуры последнюю определяют как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится его деятельностное отношение к миру. В силу этого в культуре появляются мировоззренческий, познавательно-информационный, ценностно-регулятивный, деятельностнопрактический и личностно-развивающий компоненты (рис. 3).

Рис. 3. Содержательные компоненты понятия «культура»

Содержательные компоненты понятия «культура» выявили ее функциональные компоненты, которые можно назвать личностно-развивающими: мировоззренческий, познавательно-информационный, ценностно-регулятивный, деятельностно-практический.

Выявленные закономерности предполагают сохранение определенного системного качества, отражающего направленность образования на процесс реализации сущностных сил, способностей, потенциала человека. Выявленные

условия реализации культурологического подхода обеспечивают сохранение социокультурных норм поведения, отражают качественное изменение культуры личности, благодаря не столько внешним силам, сколько внутренним источникам. В связи с этим можно сделать вывод о том, что выявленные причинноследственные зависимости являются закономерностями реализации культурологического подхода [2].

Среди принципов реализации культурологического подхода в образовании

наиболее значимыми нам представляются следующие: 1) принципы, регламентирующие деятельность учения: принцип личной активности, принцип индивидуализации, принципы саморазвития; 2) принципы, регламентирующие деятельность преподавания: принцип дидактического кольца, принцип проблем-ности, принцип гуманизации; 3) принципы отбора и реализации содержания образования: культурно-ориентированный принцип, принципы генерализации и фундаментализации, принцип гуманитаризации.

Таким образом, использование культурологического подхода к анализу содержательной и процессуальной сторон физического образования позволяет сформулировать условия его реализации:

• создание психолого-педагогической среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию личности обучаемого с положительными духовнонравственными качествами в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями и управление процессами «самостей»;

• оптимальное сочетание мировоззренческой и технократической направленности изучения физики за счет всестороннего использования ее гуманитарного потенциала;

• осуществление взаимосвязи и взаимообусловленности познавательных потребностей, интересов и познавательной активности обучаемых с содержанием учебного материала, его логической структурой и процессуальной деятельностью.

Библиографический список

1. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен; отв. ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Кийкова, Н.Ю. Педагогические закономерности и принципы развития математической культуры будущих специалистов [Текст] / Н.Ю. Кийкова // Фундаментальные исследования. - 2011. -№ 8-2.- С. 274-280.

3. Конев, В.А. Человек в мире культуры. Человек, культура, образование [Текст]: пособие по спецкурсу / В.А. Конев. - Самара: Самарский университет, 1999. - 109 с.

4. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. - 3-е изд., исправ. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

6. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования [Текст] / Е.А. Ямбург // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей межд. научн.-практич. конференции. - М.: ERGO, 2004. - С. 92-96.

References

1. Hessen S.I. Pedagogiy Basics: Introduction to Applied Philosophy. Ex. ed. P.V. Alekseev. M.: “Shkola-Press”, 1995. P 448. [in Russian].

2. Kiykova N.Y. Pedagogical patterns and principles of mathematical culture of the future experts. Fun-damentalnyie issledovania, 2011. № 8-2. P 274-280 [in Russian].

3. Konev V.A. A man in the world of kulture. Man, culture, education: A guide on a special course. Samara: Samara University, 1999. P 109. [in Russian].

4. The newest philosophical dictionary. Comp. A.A Gritsanov. 3rd ed., corrected. Mn.: Knizhnyi dom, 2003. P. 1280. [in Russian].

5. Serikov V.V. Education and personality. The theory and practice of designing of educational systems. M.: Logos, 1999. P 272. [in Russian].

6. Yamburg E.A. Harmonization of pedagogical paradigms - the strategy of the development of education. Problems of implementation of psychological and pedagogical researches in the education system: a collection of articles int. scientific practical conference. M.: «ERGO», 2004. P 92-96 [in Russian].

Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании

В.В. Логинов

см

Сведения об авторе:

Зинатулина Ирина Николаевна,

кандидат педагогических наук, специалист Института дополнительного образования и профессионального обучения, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

&mail: [email protected]

Information about the authors: Zinatulina Irina Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education), Specialist, Institute of further and professional education, South-Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 796(07)

ББК 74.267.5

В.В. Логинов

ФОРМИРОВАНИЕ потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности

__ _ ______ U _ _ __ U

на занятиях физической культурой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В материале статьи рассматривается, как на основе формирования потребностно-мотивационной установки школьников 5-6 классов в игровой деятельности на занятиях физической культурой реализуются в полной мере субъект-субъектные отношения в процессе педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Значительно улучшается согласованность действий педагога и школьника, направленных на их физическое, когнитивное и социально-психологическое развитие. На занятиях третьего урока физической культуры используется широкий набор физических упражнений, формирующих потребностно-мотивационную установку обучающихся, основанных на использовании эйдетических, игровых, идеомоторных, музыкально-ритмических методов в условиях организации спортивно-соревновательных форм. Дается схема формирования потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой.

Показано, что стремление к успеху в игровой деятельности в условиях систематически выполняемых упражнений физической культуры стимулирует потребности юного спортсмена в достижении эффективных результатов спортивного мастерства.

Ключевые слова: формирование, школьники, потребностно-мотивационная установка, игровая деятельность, физическая культура.

V.V. Loginov

FORMING THE NEED-MOTIVATION ATTITUDE of school STUDENTS TO PLAYING AT PHYSICAL TRAINING CLASSES

Subject-subject relationships in teacher-student interactions fully actualized at physical training classes on the basis of need-motivation attitude of 5-6 form school students are discussed.

Teacher-student actions aimed at physical, cognitive, social and psychological development are much better adjusted. A wide scope of physical exercises forming the need-motivation attitude of students and based on eidetic, play, ideo-motion, musical and rhythmical methods are used at lesson three in sports competitions. A scheme of forming the need-motivation attitude of school students in playing at physical culture classes is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.