УДК - 378
ОБРАЗОВАНИЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
М.В. Ретивых
В статье раскрывается сущность понятий «образование» и «культура», проведен ретроспективный анализ исторически сложившихся типов универсальной культуры и парадигм образования, приведены высказывания известных философов и педагогов о единстве образования и культуры, представлена графическая модель взаимосвязи образования и культуры. Ключевые слова: образование, культура, культурологический аспект образования, тип культуры, парадигма образования.
В настоящее время осуществляется поиск путей реформирования отечественного образования. Уточняются стандарты общего образования, внедряется компетентностный подход к образованию, идет подготовка к переходу на уровневую систему высшего профессионального образования и т.д.
При решении этих задач необходимо учитывать, что образование является сложным, многоаспектным феноменом. Так, Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта образования: ценностный (образование как ценность), организационный (образование как система), процессуальный (образование как процесс), результативный (образование как результат) [4].
Но аспекты образования этим набором не ограничиваются, можно выделить и другие его аспекты. В настоящей статье раскрывается культурологический аспект образования, показывается его связь с культурой.
Вначале обратимся к сущности понятий «образование» и «культура».
В настоящее время нет однозначного толкования понятия «образование». Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». Поэтому в буквальном смысле образование означает формирование образа мыслей, действий и поведения человека.
В «знаниевой», императивной педагогике образование рассматривалось как процесс передачи молодежи знаний, умений и навыков. Но знания и умения передать нельзя, их можно приобрести в процессе активной самостоятельной учебной деятельности.
В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование трактуется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас вместо понятия «учебно-воспитательный процесс» употребляется понятие «образовательный процесс», а педагогика рассматривается как наука об образовании, а не о воспитании.
Исходя из личностно-развивающей парадигмы, образование можно определить как процесс и результат развития и формирования личности посредством научно-организационного обучения и воспитания.
В современном мире резко возрос интерес ученых к феномену культуры. История показывает, что именно культура, а не идеология, экономика или политика, является эвристическим средством познания и постижения мира.
Сейчас существует более 400 определений понятия «культура». Большинство ученых в понятие культуры включают науку, религию, искусство, образование, нравственные и моральные ценности, совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результатов этой деятельности, человека как творца и творения культуры.
В наиболее обобщенном виде культура определяется как исторически определенный способ создания, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Культура характеризует уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Между образованием и культурой существует тесная взаимосвязь.
Образование - часть культуры, поэтому оно носит культурно-исторический характер, парадигмы образования всегда обусловлены ведущими типами культуры.
Исторически сложились следующие типы универсальной культуры и соответствующие им парадигмы образования.
На заре развития человечества сформировалась первая универсальная культура -мифологическая, основные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств. На этом этапе (до XV в.) все формы человеческой деятельности соотносились с определенным мифом или религиозной догмой. Образование тоже
носило религиозно-догматический характер, его основными единицами были мифы, догмы, поучения, наставления.
Вторая универсальная культура - космологическая, которая началась с XV века и была характерна для природной цивилизации (XV - 1-ая половина XVIII вв.). В основе этой культуре лежало положение о том, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. В этот период образование носило природосообразный характер. Великий чешский педагог Я.А. Коменский на основе принципа природосообразности разработал содержание и правила обучения подрастающего поколения.
Третья, антропологическая культура была характерна для развитой природной цивилизации и охватывала период XVIII (2-ая половина) - XIX вв. В этой культуре большинство явлений и закономерностей были доступны человеческому познанию и пониманию. Политической предпосылкой антропологической культуры было движение просветительства, а идеологической основой - философия антропологизма. Антропологическая культура характеризуется важными открытиями и изобретениями людей в различных областях науки и техники. Образование было признано давать человеку способы и инструменты познания окружающего мира и самого себя. Поэтому образование в этот период носило инструментальный характер.
В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития, наступила эпоха технологической культуры, которая характеризует степень овладения человеком и обществом в целом преобразовательной деятельностью. На этом этапе ведущей была формирующая парадигма образования, основными единицами которого выступали технологические знания, умения и навыки.
Взаимосвязь культуры и образования в ретроспективном аспекте графически представлена на нижеследующем рисунке (рис. 1)._
Типы универсальной культуры Парадигмы и основные единицы образования
1. Мифологическая культура (с древнейших времен до XV в.) Религиозно-догматическая парадигма: мифы, догмы, поучения, наставления
^
2. Космологическая культура (XV-XVIII в. - первая половина) Природосообразная парадигма: явления и объективные закономерности в природе
3. Антропологическая культура (XVIII в. - вторая половина - XIX в.) Инструментальная парадигма: способы и инструменты познания окружающего мира и самого человека
4. Технологическая культура (XX в.) Формирующая парадигма: технологические знания, умения и навыки
Рис. 1. Исторически сложившиеся типы универсальной культуры и парадигмы образования
На тесную связь культуры и образования указывали многие отечественные и зарубежные философы, педагоги и психологи. Так, немецкий педагог А. Дистервег, характеризуя принцип природосообразности воспитания, писал: «Цель воспитания видоизменяется в соответствии с состоянием культуры» [4].
Известный философ и педагог С.И. Гессен подчеркивал, что образование есть не что иное, как культура индивида, цели образования совпадают с целями культуры [5].
Философ М.С. Каган утверждает, что «школа - не учреждение системы образования и обучения, а институт культуры, где обучение - не цель, а средство приобщения к культуре» [6].
Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский, подчеркивая культурологическую направленность образования, писал: «Чем меньше у человека культуры, тем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще проявляются инстинкты и дают о себе знать грубостью» [7].
На тесную связь культуры и образования указывает также психолог и педагог Ш.А. Амонашвили, который считает, что «образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации» [1].
Педагогами, психологами и философами уже были предложены концепции и технологии реализации культурологического аспекта образования. Например, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, в которой подчеркивается, что диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и средством образования [2].
Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, в которой подчеркивается, что культурологический подход
является основным методом проектирования и реализации личностно-ориентированного образования, что образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны, влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет гуманитарную, культуросозидательную и социологи ческую функции. Человек является связующим звеном между культурой и образованием [3].
Модель взаимосвязи культуры и образования графически представлена на рисунке 2.
Культура
Человек / культуры ( и образования \
Образование
образовательные аспекты культуры
- культурологические аспекты образования
Рис. 2. Модель взаимосвязи культуры и образования Культурологический аспект образования должен быть реализован в разрабатываемых новых школьных стандартах. В системе профессионального образования этот аспект реализуется через совокупность общекультурных компетенций.
Педагогическая деятельность - это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков. Поэтому педагог должен являться носителем передовой культуры, он сам должен быть ценностью, уметь создавать новые ценности - учащихся и тем самым идентифицировать себя с культурой.
In this article the essence of the words " education and culture" are given, a retrospective analysis historically formed, types of universal culture and paradigms of education have been made , the statements of the famous philosophers and teachers about the unity of education and culture are given, a graphical model of interconnection of education and culture is shown. The key words: education, culture, cultural aspect of education, a type of culture, paradigm of education.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Ш. Амоношвили, 1998. С. 2223.
2. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур // Психологическая наука и образование. 1996. №4. С. 66-73.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Дону, Творческий центр «Учитель», 1999. С. 250-258.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интернет диалект +, 1997. С. 7587.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С.
35.
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО «Метрополис», 1996. С. 393.
7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. С. 48.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. С. 405.
Об авторе
Ретивых М. В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского bryanskgu@mai.ru