Научная статья на тему 'Образование: культурологический аспект'

Образование: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / ТИП КУЛЬТУРЫ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / CULTURE / CULTURAL ASPECT OF EDUCATION / A TYPE OF CULTURE / PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В.

В статье раскрывается сущность понятий «образование» и «культура», проведен ретроспективный анализ исторически сложившихся типов универсальной культуры и парадигм образования, приведены высказывания известных философов и педагогов о единстве образования и культуры, представлена графическая модель взаимосвязи образования и культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the essence of the words education and culture are given, a retrospective analysis historically formed, types of universal culture and paradigms of education have been made, the statements of the famous philosophers and teachers about the unity of education and culture are given, a graphical model of interconnection of education and culture is shown.

Текст научной работы на тему «Образование: культурологический аспект»

УДК - 378

ОБРАЗОВАНИЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

М.В. Ретивых

В статье раскрывается сущность понятий «образование» и «культура», проведен ретроспективный анализ исторически сложившихся типов универсальной культуры и парадигм образования, приведены высказывания известных философов и педагогов о единстве образования и культуры, представлена графическая модель взаимосвязи образования и культуры. Ключевые слова: образование, культура, культурологический аспект образования, тип культуры, парадигма образования.

В настоящее время осуществляется поиск путей реформирования отечественного образования. Уточняются стандарты общего образования, внедряется компетентностный подход к образованию, идет подготовка к переходу на уровневую систему высшего профессионального образования и т.д.

При решении этих задач необходимо учитывать, что образование является сложным, многоаспектным феноменом. Так, Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта образования: ценностный (образование как ценность), организационный (образование как система), процессуальный (образование как процесс), результативный (образование как результат) [4].

Но аспекты образования этим набором не ограничиваются, можно выделить и другие его аспекты. В настоящей статье раскрывается культурологический аспект образования, показывается его связь с культурой.

Вначале обратимся к сущности понятий «образование» и «культура».

В настоящее время нет однозначного толкования понятия «образование». Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». Поэтому в буквальном смысле образование означает формирование образа мыслей, действий и поведения человека.

В «знаниевой», императивной педагогике образование рассматривалось как процесс передачи молодежи знаний, умений и навыков. Но знания и умения передать нельзя, их можно приобрести в процессе активной самостоятельной учебной деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование трактуется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас вместо понятия «учебно-воспитательный процесс» употребляется понятие «образовательный процесс», а педагогика рассматривается как наука об образовании, а не о воспитании.

Исходя из личностно-развивающей парадигмы, образование можно определить как процесс и результат развития и формирования личности посредством научно-организационного обучения и воспитания.

В современном мире резко возрос интерес ученых к феномену культуры. История показывает, что именно культура, а не идеология, экономика или политика, является эвристическим средством познания и постижения мира.

Сейчас существует более 400 определений понятия «культура». Большинство ученых в понятие культуры включают науку, религию, искусство, образование, нравственные и моральные ценности, совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результатов этой деятельности, человека как творца и творения культуры.

В наиболее обобщенном виде культура определяется как исторически определенный способ создания, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Культура характеризует уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Между образованием и культурой существует тесная взаимосвязь.

Образование - часть культуры, поэтому оно носит культурно-исторический характер, парадигмы образования всегда обусловлены ведущими типами культуры.

Исторически сложились следующие типы универсальной культуры и соответствующие им парадигмы образования.

На заре развития человечества сформировалась первая универсальная культура -мифологическая, основные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств. На этом этапе (до XV в.) все формы человеческой деятельности соотносились с определенным мифом или религиозной догмой. Образование тоже

носило религиозно-догматический характер, его основными единицами были мифы, догмы, поучения, наставления.

Вторая универсальная культура - космологическая, которая началась с XV века и была характерна для природной цивилизации (XV - 1-ая половина XVIII вв.). В основе этой культуре лежало положение о том, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. В этот период образование носило природосообразный характер. Великий чешский педагог Я.А. Коменский на основе принципа природосообразности разработал содержание и правила обучения подрастающего поколения.

Третья, антропологическая культура была характерна для развитой природной цивилизации и охватывала период XVIII (2-ая половина) - XIX вв. В этой культуре большинство явлений и закономерностей были доступны человеческому познанию и пониманию. Политической предпосылкой антропологической культуры было движение просветительства, а идеологической основой - философия антропологизма. Антропологическая культура характеризуется важными открытиями и изобретениями людей в различных областях науки и техники. Образование было признано давать человеку способы и инструменты познания окружающего мира и самого себя. Поэтому образование в этот период носило инструментальный характер.

В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития, наступила эпоха технологической культуры, которая характеризует степень овладения человеком и обществом в целом преобразовательной деятельностью. На этом этапе ведущей была формирующая парадигма образования, основными единицами которого выступали технологические знания, умения и навыки.

Взаимосвязь культуры и образования в ретроспективном аспекте графически представлена на нижеследующем рисунке (рис. 1)._

Типы универсальной культуры Парадигмы и основные единицы образования

1. Мифологическая культура (с древнейших времен до XV в.) Религиозно-догматическая парадигма: мифы, догмы, поучения, наставления

^

2. Космологическая культура (XV-XVIII в. - первая половина) Природосообразная парадигма: явления и объективные закономерности в природе

3. Антропологическая культура (XVIII в. - вторая половина - XIX в.) Инструментальная парадигма: способы и инструменты познания окружающего мира и самого человека

4. Технологическая культура (XX в.) Формирующая парадигма: технологические знания, умения и навыки

Рис. 1. Исторически сложившиеся типы универсальной культуры и парадигмы образования

На тесную связь культуры и образования указывали многие отечественные и зарубежные философы, педагоги и психологи. Так, немецкий педагог А. Дистервег, характеризуя принцип природосообразности воспитания, писал: «Цель воспитания видоизменяется в соответствии с состоянием культуры» [4].

Известный философ и педагог С.И. Гессен подчеркивал, что образование есть не что иное, как культура индивида, цели образования совпадают с целями культуры [5].

Философ М.С. Каган утверждает, что «школа - не учреждение системы образования и обучения, а институт культуры, где обучение - не цель, а средство приобщения к культуре» [6].

Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский, подчеркивая культурологическую направленность образования, писал: «Чем меньше у человека культуры, тем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще проявляются инстинкты и дают о себе знать грубостью» [7].

На тесную связь культуры и образования указывает также психолог и педагог Ш.А. Амонашвили, который считает, что «образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации» [1].

Педагогами, психологами и философами уже были предложены концепции и технологии реализации культурологического аспекта образования. Например, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, в которой подчеркивается, что диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и средством образования [2].

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, в которой подчеркивается, что культурологический подход

является основным методом проектирования и реализации личностно-ориентированного образования, что образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны, влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет гуманитарную, культуросозидательную и социологи ческую функции. Человек является связующим звеном между культурой и образованием [3].

Модель взаимосвязи культуры и образования графически представлена на рисунке 2.

Культура

Человек / культуры ( и образования \

Образование

образовательные аспекты культуры

- культурологические аспекты образования

Рис. 2. Модель взаимосвязи культуры и образования Культурологический аспект образования должен быть реализован в разрабатываемых новых школьных стандартах. В системе профессионального образования этот аспект реализуется через совокупность общекультурных компетенций.

Педагогическая деятельность - это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков. Поэтому педагог должен являться носителем передовой культуры, он сам должен быть ценностью, уметь создавать новые ценности - учащихся и тем самым идентифицировать себя с культурой.

In this article the essence of the words " education and culture" are given, a retrospective analysis historically formed, types of universal culture and paradigms of education have been made , the statements of the famous philosophers and teachers about the unity of education and culture are given, a graphical model of interconnection of education and culture is shown. The key words: education, culture, cultural aspect of education, a type of culture, paradigm of education.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Ш. Амоношвили, 1998. С. 2223.

2. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур // Психологическая наука и образование. 1996. №4. С. 66-73.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Дону, Творческий центр «Учитель», 1999. С. 250-258.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интернет диалект +, 1997. С. 7587.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С.

35.

6. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО «Метрополис», 1996. С. 393.

7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. С. 48.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. С. 405.

Об авторе

Ретивых М. В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского bryanskgu@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.