Научная статья на тему 'Технологическая культура как исторический тип культуры'

Технологическая культура как исторический тип культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TECHNOLOGICAL CULTURE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженов В.М.

В статье рассматривается технологическая культура как исторический тип культуры. При определении ее места среди других культур мы пользуемся культурологическим подходом и определяем технологическую культуру с точки зрения культурологии и педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines technological culture as a historical type of culture. In determining its place among other cultures, we use the cultural studies approach and define technological culture from the perspective of cultural studies and pedagogy

Текст научной работы на тему «Технологическая культура как исторический тип культуры»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

В. М. Баженов

Аннотация. В статье рассматривается технологическая культура как исторический тип культуры. При определении ее места среди других культур мы пользуемся культурологическим подходом и определяем технологическую культуру с точки зрения культурологии и педагогики.

Ключевые слова: культура, технологическая культура, культурологический подход.

Summary. The article examines technological culture as a historical type of culture. In determining its place among other cultures, we use the cultural studies approach and define technological culture from the perspective of cultural studies and pedagogy.

Keywords: culture, technological culture, cultural approach.

336

Для исследования процесса формирования технологической культуры необходимо выявить ее место среди других типов культуры и определить сущность понятия «технологическая культура» с точки зрения как культурологии, так и педагогики. Обе эти науки тесно взаимосвязаны, поскольку их объектом и субъектом является человек. Культура обуславливает цели, задачи и содержание образования, а образование является важнейшим фактором развития культуры и смены ее типов.

При определении места технологической культуры среди других типов культуры мы будем руководствоваться культурологическим подходом, осуществляя его в контексте общефилософского понимания культуры.

Одним из наиболее общих является определение культуры как специ-

фически человеческого способа жизнедеятельности, как совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества.

По нашему мнению, любая деятельность человека, в том числе и технологическая, культуросооб-разна, если в процессе ее происходит не только создание материальных и духовных ценностей, но, прежде всего, личностный рост человека, его интеллектуально-духовное возвышение.

При разработке теоретико-мето-до ло гических основ технологическо-

ф

Культурология

го образования, учеными-педагогами М. С. Каганом, Н. В. Матяш, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко были выделены четыре типа универсальной культуры.

Мифологическая культура - первая универсальная культура была присуща «природным» цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами. Ведущим мотивом мифологической культуры являлось наличие неких скрытых «тайных сил», свойственных всем объектам окружающей действительности. Само существование человека при таком подходе обуславливалось судьбой.

Человек был подчинен окружающему миру в силу развитости лишь таких потребностей, как физиологические и потребности в безопасности, которые занимают в иерархии потребностей Маслоу низшие ступени.

Первобытный период развития, длившийся многие тысячелетия, явился периодом становления человека в процессе труда. Тогда же, в глубокой древности, возникло и обучение труду. Взрослый первобытный человек с помощью жестов и примитивной речи обучал своих молодых соплеменников изготовлению и использованию простейших орудий труда.

Труд осуществлялся посредством специальных орудий, развитие которых прошло путь от простых до составных и сложных. Возникли элементы машин: транспортной - колесо, рычаг; технологической - сверлильный, ткацкий станки, гончарный круг, ручная зерновая мельница. Появились первые технологии получения тепла

(зажигание огня, сжигание топлива), использования тепла в быту (обогревание, приготовление пищи), в производстве (получение металла, обжиг гончарных изделий, выжигание леса под посевы) и т. д.

Однако, несмотря на развитие трудовых навыков, образ мысли древнего человека оставался примитивным. Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явственности, можно сказать, виделась и слышалась. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в них символов.

Мифологическая культура - это такой уровень развития сознания человека, при котором содержание всех форм своей деятельности он соотносил с той или иной религиозной догмой или мифом [1].

Космологическая культура началась с эпохи Возрождения, когда духовная диктатура церкви была сломлена. В основе этой культуры лежало положение о том, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты отражают естественные организмы, их множества и они создают равновесие природного порядка.

Космологическая культура породила «натурфилософию», базирующуюся на категориях «природа» (обозначающую все существующее само по себе вне деятельности человека) и «космос» (мир, вселенная как единое связанное целое).

337

2 / 2011

Преподаватель XXI

338

Человек в космологической культуре жил в не сотворенном им природном мире. Природа все еще полностью господствовала над всеми живыми существами, включая и человека, который воспринимал окружающий мир как нечто данное, а не как среду, которую можно изменять и создавать. Избавившись от многих ранее навязываемых церковью запретов и ограничений, человек начинает стремиться к общению не только с себе подобными, но и с природой. Деятельность направляется на приобретение и использование знаний об окружающем мире. Этот период - эра великих географических открытий, «эпоха первоначального накопления капитала», который стал вкладываться в производство и послужил предпосылкой появления первых мануфактур, в результате чего изменились содержание и характер труда.

Космологическую культуру мы рассматриваем как продолжение мифологической культуры, но на более высоком уровне развития сознания человека, при котором все действия людей предполагали взаимодействие и сотрудничество с природой [там же].

Антропологическая культура характерна для развитой природной цивилизации. В этой культуре большинство явлений и закономерностей окружающего мира уже доступны человеческому пониманию. В ней человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпает силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений.

Антропологическая культура характеризуется важными открытиями и изобретениями людей во многих об-

ластях науки (математика, физика, химия, биология) и техники (станкостроение, электроэнергетика, радио, робототехника, транспорт, ядерная физика и др.) [там же]. Для описания системы «человек» - «окружающая среда» стали использоваться понятия «биосфера» - совокупность всего живого на Земле, «техносфера» - часть биосферы, преобразованная с помощью технических средств в социально-экономических целях, «ноосфера» (сфера разума) - особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человечества.

Для этапа антропологической культуры характерно стремление человека встать выше природы, порожденное потребностью в самоутверждении, признании. Реализация этой потребности происходит путем силового вмешательства в природные процессы, ведущего за собой опережение развития техносферы по сравнению с ноосферой [2].

Таким образом, антропологическую культуру можно рассматривать как достигнутый уровень сознания, позволяющий рассматривать человека в качестве исследователя, систематизатора и создателя всего нового, что привело к активному вмешательству человека в естественные процессы.

Технологическая культура. К ее зарождению в недрах антропологической культуры привели научно-технические и социально-эконо ми че ские изменения в мире. Для данного типа характерно постоянное активное вмешательство человека в ход естественных процессов, осуществляемое в небывало широких масштабов (поворот рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение

Культурология

космоса и др.) [3]. При этом следует учесть, что человеческая активность, подкрепленная техническими средствами, проникает в сферы действия еще не открытых законов природы. Мощь и диапазон современных технических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций и др.) несопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь человека, а с другой - повышают его ответственность за свои действия, приводящие к экологической катастрофе.

О связи технологии и культуры впервые упоминается в середине прошлого столетия французским культурологом Антуаном Молем, он же ввел понятие «технологическая культура». В настоящее время вопрос, связанный с этим понятием интенсивно разрабатывается многими учеными, среди которых А. Барцель, И. Ф. Исаев, М. М. Левина, Н. В. Матяш, В. П. Овечкин, В. Д. Си-моненко, Ю. Л. Хотунцев и другие.

Так, А. Барцель считает технологическую культуру фундаментальным компонентом общей культуры на современном этапе общественного развития, определяющим мировоззрение и самопонимание человека и общества. В ее основе лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности [4].

В. Д. Симоненко рассматривает технологическую культуру в социальном и личностном планах:

- в социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей,

совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

- в личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира, готовность к этим преобразованиям [5].

П. Р. Атутов определил технологическую культуру как важную сферу общей культуры человека, отражающую на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники этих производственных отношений [6].

В материалах международной научно-практической конференции, проходившей в Москве в 2002 г., технологическая культура определяется как:

• неотъемлемый элемент бытия человека, уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира;

• основа и важнейший показатель уровня развития общества и произ- 339 водства, в том числе материального

и духовного благополучия человека;

• культура преобразующей, творческой, природосообразной деятельности человека с учетом ответственности за свои действия.

В обобщенном виде, с точки зрения культурологии, под технологической культурой мы понимаем уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, а также в уровне овладения человеком способами познания себя и окружающего мира, по-

2 / 2011

Преподаватель XXI

зволяющий ему участвовать в современных технологических процессах и обеспечивающий гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды, то есть их гуманное партнерство.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Ма-тяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 1999. - 230 с.

2. Романова К. Е. Антиципация и педагогическое мастерство // Наука и школа. -2009. - № 1. -С. 6-8.

3. Романова К. Е. Система развития педагогического мастерства будущих учителей технологии // Приволжский научный журнал. -2009. - № 2. -С. 175-180.

4. Барцель А. Значение технологической культуры и технологии // Вестник высшей школы. - 1992. - № 8. -С. 54.

5. Овечкин В. П. К вопросу о базовых понятиях технологического образования // Технологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции МГПУ 4-5 февраля 2003 г. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. -С. 13-16.

6. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / Подг. авт. коллективом: П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. - 1999. -№ 1. -С. 5-12.

7. Гуревич П. С. Философия культуры. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -317 с.

8. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с. ■

340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.