ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
В. М. Баженов
Аннотация. В статье рассматривается технологическая культура как исторический тип культуры. При определении ее места среди других культур мы пользуемся культурологическим подходом и определяем технологическую культуру с точки зрения культурологии и педагогики.
Ключевые слова: культура, технологическая культура, культурологический подход.
Summary. The article examines technological culture as a historical type of culture. In determining its place among other cultures, we use the cultural studies approach and define technological culture from the perspective of cultural studies and pedagogy.
Keywords: culture, technological culture, cultural approach.
336
Для исследования процесса формирования технологической культуры необходимо выявить ее место среди других типов культуры и определить сущность понятия «технологическая культура» с точки зрения как культурологии, так и педагогики. Обе эти науки тесно взаимосвязаны, поскольку их объектом и субъектом является человек. Культура обуславливает цели, задачи и содержание образования, а образование является важнейшим фактором развития культуры и смены ее типов.
При определении места технологической культуры среди других типов культуры мы будем руководствоваться культурологическим подходом, осуществляя его в контексте общефилософского понимания культуры.
Одним из наиболее общих является определение культуры как специ-
фически человеческого способа жизнедеятельности, как совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества.
По нашему мнению, любая деятельность человека, в том числе и технологическая, культуросооб-разна, если в процессе ее происходит не только создание материальных и духовных ценностей, но, прежде всего, личностный рост человека, его интеллектуально-духовное возвышение.
При разработке теоретико-мето-до ло гических основ технологическо-
ф
Культурология
го образования, учеными-педагогами М. С. Каганом, Н. В. Матяш, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко были выделены четыре типа универсальной культуры.
Мифологическая культура - первая универсальная культура была присуща «природным» цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами. Ведущим мотивом мифологической культуры являлось наличие неких скрытых «тайных сил», свойственных всем объектам окружающей действительности. Само существование человека при таком подходе обуславливалось судьбой.
Человек был подчинен окружающему миру в силу развитости лишь таких потребностей, как физиологические и потребности в безопасности, которые занимают в иерархии потребностей Маслоу низшие ступени.
Первобытный период развития, длившийся многие тысячелетия, явился периодом становления человека в процессе труда. Тогда же, в глубокой древности, возникло и обучение труду. Взрослый первобытный человек с помощью жестов и примитивной речи обучал своих молодых соплеменников изготовлению и использованию простейших орудий труда.
Труд осуществлялся посредством специальных орудий, развитие которых прошло путь от простых до составных и сложных. Возникли элементы машин: транспортной - колесо, рычаг; технологической - сверлильный, ткацкий станки, гончарный круг, ручная зерновая мельница. Появились первые технологии получения тепла
(зажигание огня, сжигание топлива), использования тепла в быту (обогревание, приготовление пищи), в производстве (получение металла, обжиг гончарных изделий, выжигание леса под посевы) и т. д.
Однако, несмотря на развитие трудовых навыков, образ мысли древнего человека оставался примитивным. Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явственности, можно сказать, виделась и слышалась. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в них символов.
Мифологическая культура - это такой уровень развития сознания человека, при котором содержание всех форм своей деятельности он соотносил с той или иной религиозной догмой или мифом [1].
Космологическая культура началась с эпохи Возрождения, когда духовная диктатура церкви была сломлена. В основе этой культуры лежало положение о том, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты отражают естественные организмы, их множества и они создают равновесие природного порядка.
Космологическая культура породила «натурфилософию», базирующуюся на категориях «природа» (обозначающую все существующее само по себе вне деятельности человека) и «космос» (мир, вселенная как единое связанное целое).
337
2 / 2011
Преподаватель XXI
338
Человек в космологической культуре жил в не сотворенном им природном мире. Природа все еще полностью господствовала над всеми живыми существами, включая и человека, который воспринимал окружающий мир как нечто данное, а не как среду, которую можно изменять и создавать. Избавившись от многих ранее навязываемых церковью запретов и ограничений, человек начинает стремиться к общению не только с себе подобными, но и с природой. Деятельность направляется на приобретение и использование знаний об окружающем мире. Этот период - эра великих географических открытий, «эпоха первоначального накопления капитала», который стал вкладываться в производство и послужил предпосылкой появления первых мануфактур, в результате чего изменились содержание и характер труда.
Космологическую культуру мы рассматриваем как продолжение мифологической культуры, но на более высоком уровне развития сознания человека, при котором все действия людей предполагали взаимодействие и сотрудничество с природой [там же].
Антропологическая культура характерна для развитой природной цивилизации. В этой культуре большинство явлений и закономерностей окружающего мира уже доступны человеческому пониманию. В ней человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпает силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений.
Антропологическая культура характеризуется важными открытиями и изобретениями людей во многих об-
ластях науки (математика, физика, химия, биология) и техники (станкостроение, электроэнергетика, радио, робототехника, транспорт, ядерная физика и др.) [там же]. Для описания системы «человек» - «окружающая среда» стали использоваться понятия «биосфера» - совокупность всего живого на Земле, «техносфера» - часть биосферы, преобразованная с помощью технических средств в социально-экономических целях, «ноосфера» (сфера разума) - особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человечества.
Для этапа антропологической культуры характерно стремление человека встать выше природы, порожденное потребностью в самоутверждении, признании. Реализация этой потребности происходит путем силового вмешательства в природные процессы, ведущего за собой опережение развития техносферы по сравнению с ноосферой [2].
Таким образом, антропологическую культуру можно рассматривать как достигнутый уровень сознания, позволяющий рассматривать человека в качестве исследователя, систематизатора и создателя всего нового, что привело к активному вмешательству человека в естественные процессы.
Технологическая культура. К ее зарождению в недрах антропологической культуры привели научно-технические и социально-эконо ми че ские изменения в мире. Для данного типа характерно постоянное активное вмешательство человека в ход естественных процессов, осуществляемое в небывало широких масштабов (поворот рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение
Культурология
космоса и др.) [3]. При этом следует учесть, что человеческая активность, подкрепленная техническими средствами, проникает в сферы действия еще не открытых законов природы. Мощь и диапазон современных технических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций и др.) несопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь человека, а с другой - повышают его ответственность за свои действия, приводящие к экологической катастрофе.
О связи технологии и культуры впервые упоминается в середине прошлого столетия французским культурологом Антуаном Молем, он же ввел понятие «технологическая культура». В настоящее время вопрос, связанный с этим понятием интенсивно разрабатывается многими учеными, среди которых А. Барцель, И. Ф. Исаев, М. М. Левина, Н. В. Матяш, В. П. Овечкин, В. Д. Си-моненко, Ю. Л. Хотунцев и другие.
Так, А. Барцель считает технологическую культуру фундаментальным компонентом общей культуры на современном этапе общественного развития, определяющим мировоззрение и самопонимание человека и общества. В ее основе лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности [4].
В. Д. Симоненко рассматривает технологическую культуру в социальном и личностном планах:
- в социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей,
совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;
- в личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира, готовность к этим преобразованиям [5].
П. Р. Атутов определил технологическую культуру как важную сферу общей культуры человека, отражающую на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники этих производственных отношений [6].
В материалах международной научно-практической конференции, проходившей в Москве в 2002 г., технологическая культура определяется как:
• неотъемлемый элемент бытия человека, уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира;
• основа и важнейший показатель уровня развития общества и произ- 339 водства, в том числе материального
и духовного благополучия человека;
• культура преобразующей, творческой, природосообразной деятельности человека с учетом ответственности за свои действия.
В обобщенном виде, с точки зрения культурологии, под технологической культурой мы понимаем уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, а также в уровне овладения человеком способами познания себя и окружающего мира, по-
2 / 2011
Преподаватель XXI
зволяющий ему участвовать в современных технологических процессах и обеспечивающий гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды, то есть их гуманное партнерство.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Ма-тяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 1999. - 230 с.
2. Романова К. Е. Антиципация и педагогическое мастерство // Наука и школа. -2009. - № 1. -С. 6-8.
3. Романова К. Е. Система развития педагогического мастерства будущих учителей технологии // Приволжский научный журнал. -2009. - № 2. -С. 175-180.
4. Барцель А. Значение технологической культуры и технологии // Вестник высшей школы. - 1992. - № 8. -С. 54.
5. Овечкин В. П. К вопросу о базовых понятиях технологического образования // Технологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции МГПУ 4-5 февраля 2003 г. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. -С. 13-16.
6. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / Подг. авт. коллективом: П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. - 1999. -№ 1. -С. 5-12.
7. Гуревич П. С. Философия культуры. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -317 с.
8. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.
9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с. ■
340