УДК 796.072.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ С ПОЗИЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
© H.B. MpxiiHa
Irhina I.V. Anthropological approach to the research of a teacher s didactic system. The study of an anthropological teacher’s didactic system phenomenon defined cultural, natural and social basic principles. The certain teaching technologies in the context of theories and conceptions were developed for the realization of didactic ideas. The use of anthropological approach allows to define the human vector of a teacher’s didactic system research and to consider the given pedagogical phenomenon and the process of its development in the context of the human role in nature, society and culture.
Обоснование дидактической системы учителя в контексте антропологического подхода обусловлено тенденцией возвышения роли человека во всех сферах жизни общества, доминированием антропологических идей в системе образования на парадигмальном уровне, необходимостью ориентации школы и учителя на раскрытие сущностных сил ребенка. Антропологический подход обеспечивает переход школьного образования на качественно новый уровень в соответствии с идеями абсолютной ценности человека, целостности его обучения и воспитания.
В условиях общецивилизационного гуманитарного кризиса антропологические ценности выступают своеобразным стабилизатором происходящих в обществе сложных и противоречивых процессов, позволяют по иному взглянуть на цели, содержание, организацию и результат современного образования. Антропологический подход, являясь ведущим в исследовании, определяет человеко-ориентированный вектор развития дидактической системы учителя, предполагает рассмотрение данного педагогического явления и процесса его развития в контексте отражения человека во всем многообразии бытия в природе, обществе и культуре.
Ретроспективный анализ педагогической науки и практики показал, что в контексте антропологической образовательной парадигмы и ее основных направлений (психологического, культурологического, социального и естественнонаучного) разрабатываются теории и технологии обучения школьников, получают развитие индивидуальные дидактические системы учителя. Антропологический подход в образовании становится обобщенной методологической основой решения педагогических проблем в рамках философии целостного человека.
Одним из результатов изучения феномена антропо-ориентированной дидактической системы учителя стало определение ведущих идей, которые лежат в основе конкретных дидактических систем, и условное выделение в соответствии с этим четырех ее видов: личност-но-ориентированной, культуросообразной, природосообразной и социально-направленной.
Ключевой идеей личностно-ориентированной дидактической системы учителя является развитие личности учащихся: решающая роль обучения в развитии личности; приоритетность личности ученика в процес-
се обучения; опора на субъектный опыт школьников; учет психологических особенностей учащихся; умственное развитие детей; развитие способностей обучающихся на основе образования в их сознании ассоциаций; развитие творческого потенциала личности и формирование структур творческой деятельности и др.
К культуросообразной дидактической системе учителя можно отнести идеи культуросообразности и культуротворчества: становление базовой культуры личности школьника; развитие личности ребенка как субъекта культурной жизнедеятельности, способного к культурно-историческому саморазвитию.
Идеи природосообразности составили базу природосообразной дидактической системы учителя: сохранение здоровья учащихся в процессе обучения; раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных в нем потенциальных возможностей; учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и др.
Идеи социализации учащегося в процессе обучения (толерантности, сотрудничества; вхождения и адаптации учащегося в социуме, принятия им жизненных ценностей, социальных норм, смысла жизни; понятия и принятия себя, организации работы каждого ученика в рамках деятельности всего коллектива; развития уча-щихся через использование приобретенного ими опыта деятельности; определения будущих профессиональных возможностей учащегося и др.) послужили основанием для выделения социально-направленной дидактической системы учителя.
Анализ выделенных выше идей, составляющих основу дидактической системы учителя, позволил заключить, что все они отражают одну из сторон бытия и деятельности человека в природе, обществе и культуре, т.е. направлены на развитие сущностных сил ребенка в процессе обучения.
Так, дидактическая система учителя, нацеленная на развитие личности ученика, базируется на положении психологической антропологии о человеке как целостной психологической системе и принципе развития и саморазвития ведущих психических функций человека. Идея раскрытия внутренних ресурсов ученика, развития заложенных в нем потенциальных возможностей в дидактической системе учителя исходит из антрополо-
гического принципа природосообразности. Принцип солидарности, отражающий потребность человека в объединении с себе подобными для более полного своего физического и личностного развития лежит в основе идеи сотрудничества и социализации учащихся в процессе обучения. Идея культуротворчества и культу-росообразности отражает антропологические представления о роли культуры в развитии личности и о человеке как субъекте культуры, который творит новую реальность, созидает собственное культурное пространство.
Для реализации дидактических идей используются определенные технологии обучения, выстраивающиеся в рамках дидактических теорий и концепций. К примеру, личностно-ориентированная дидактическая система учителя, как правило, строится на теориях: развивающего обучения (Л.В. Занков), активизации учения (Т.И. Шамова), оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский), развития познавательного интереса (Г.И. Щукина), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), ассоциативно-реф-лекторной теории (И.М. Сеченов и И.П. Павлов), проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, З.И. Калмыкова) и др. Реализуя дидактическую идею развития личности ученика в процессе обучения, учителя выбирают технологии развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), адаптивной системы обучения (A.C. Границкая), разноуровневого обучения (Б. Блум), модульного обучения (П. Юцявичене, Т.И. Шамова), проектного обучения (Д. Дьюи), программированного обучения (Т.А. Ильина, Б. Скиннер, Н.Ф. Талызина), полного усвоения (Дж. Блок, Л. Андерсон), концентрированного обучения (Г. Ибрагимов, А. Тубельский, В. Шаталов), проблемного обучения (М.И. Махмутов), проблемномодульного обучения (М.А. Чошанов) и др.
Природосообразные дидактические системы опираются на концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), ноосферного образования (Н.В. Маслова), типо-дифференциальный подход в процессе обучения (В.В. Ильюшенков, Т.А. Берсенева), дифференцированный подход в процессе обучения в соответствии с темпераментом и стилем учения ребенка (Б.Л. Ливер, Д. Кирси, М. Бейтс), информационно-ценностный подход в обучении (А. Кушнир) и т.д. Природосообразная дидактическая система включает в себя в качестве операционального компонента соответствующие названным теориям технологии обучения: дифференцированного обучения в соответствии с темпераментом и стилем учения ребенка, обучения чтению и письму (А. Кушнир), организации смыслотворческой деятельности учащихся в процессе обучения (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов) и др.
Учителя, избравшие идею культуросообразности обучения, используют в своей деятельности так называемые культуросообразные технологии обучения: «диалога культур» (B.C. Библер), коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пасов), коммуникативную дидактику (В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий), технологию личностно-ориентированного обучения (В.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и др. Теоретическим обоснованием таких технологий служат дидактические теории, разработанные в рамках культурологической антропологии (культурологиче-
ский подход (А.И. Арнольдов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе), концепция диалога культур (B.C. Библер) и диалога смыслов (М.М. Бахтин), концепция глобального образования (Р. Хенви, Г.В. Разумовская, В.В. Виноградов), теория личностноориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и др.).
Исследование показывает, что в основе социальнонаправленной дидактической системы учителя используются, как правило, теории и технологии обучения свободного труда (С. Френе), педагогических мастерских (Н.И. Белова), проектного обучения (Д. Дьюи, У. Килпатрик, В. Гузеев), коллективного способа обучения (A.C. Границкая, В.К. Дьяченко), коллективной мыследеятельности (К.Я. Вазина) и др.
Изучение состояния проблемы развития дидактической системы учителя в школах Алтайского края. Белгородской и Тамбовской областей, опрос учителей экспериментальных школ, а также анализ 245 материалов, представленных на конкурс «Учитель года», показал, что для построения своей дидактической системы чаще других учителя используют личностно-ориентированные теории (47 % из общего числа дидактических систем). Идею культуросообразности выбирают 20 % опрошенных, 19 % учителей предпочтение отдают идее природосообразности в процессе обучения школьников. Остальные 14 % педагогов развивают социальнонаправленную дидактическую систему. Причем личностно-ориентированная дидактическая система чаще встречается среди учителей начальных классов, химии, математики; культуросообразная - среди учителей русского языка и литературы, истории, музыки и изобразительного искусства, иностранного языка; социальноориентированная - среди учителей технологии и ОБЖ, иностранного языка, начальной школы; природосообразная чаще используется среди учителей физической культуры, биологии, экологии, начальных классов.
Следует отметить, что на практике встречаются различные варианты дидактической системы учителя. Например, такой вариант, когда в основе дидактической системы учителя лежит только одна идея. Так, к личностно-ориентированной можно отнести дидактическую систему учителя, работающего над темой: «Самостоятельная работа учащихся на уроке математики как средство развития познавательной активности». Идея культуросообразности является ведущей в дидактической системе педагога, исследующего проблему: «Формирование правовой культуры учащихся на уроках обществоведения».
Чаще всего в основе дидактической системы педагога может быть не одна, а две идеи: личностноориентированная и природосообразная, личностно и социально-ориентированная, личностно-ориентирован-ная и природосообразная, личностно-ориентированная и культуросообразная, культуросообразная и природосообразная. При этом одна из идей в дидактической системе учителя является ведущей, другая - дополнительной. Так, в дидактической системе учителя, который работает над исследовательской темой «Формирование логического мышления учащихся начальных классов через обучение в сотрудничестве (работа в малых группах)», идея развития личности младших школьников определя-
ПИП ПТЛТТС»1ЛТМи^Г‘ЬТ»Й I/*Q V nUUUAPTUrt.
W1 Lliyj-K «Г1М141Ч11 IV4VVI1 4<4V 1 vmui 1VW.1V Jin IliVVIllV-
ориентированную, а идея сотрудничества учащихся в
процессе обучения является сопутствующей и выступает как средство развития личности школьников.
Обобщая сказанное, отметим, что обращение к антропологическому подходу позволяет определить че-ловеко-ориентированный вектор исследования дидактической системы учителя, рассмотреть данное педаго-
гическое явление и процесс его развития в контексте отражения человека во всем многообразии бытия в природе, обществе и культуре.
Поступила в редакцию 20 июля 2006 г.