Научная статья на тему 'Информационная культура личности как необходимый компонент открытого образования'

Информационная культура личности как необходимый компонент открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / OPEN EDUCATION / INFORMATION CULTURE / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются понятия «открытое образование», «открытость», «информационная культура», раскрываются вопросы становления и развития информационной культуры педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concepts of ‘open education’, ‘openness’, ‘information culture’, reveals issues of development of teachers’ information culture

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности как необходимый компонент открытого образования»

Т. В. Закутняя

(г. Гатчина)

Информационная культура личности

как необходимый компонент открытого образования

В статье рассматриваются понятия «открытое образование», «открытость», «информационная культура», раскрываются вопросы становления и развития информационной культуры педагогов.

Изменения, происходящие в системе образования, предполагают формирование качественно новых условий взаимодействия с обществом.

Образовательная политика не диктует единообразия в выборе социальных партнеров, а поиск эффективных траекторий обновления отношений в профессиональной сфере на основе логики государственных реформ определяет приоритетной идею открытого образования, особенностью которого становится не консервативная закрытость, а возможность гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающей информационную открытость, активность за счет постоянного взаимодействия с другими субъектами образования.

Открытость позволяет расширить сферы жизнедеятельности растущего человека, позволяет извлекать познания из собственной деятельности, раскрывает жизненное значение изучаемых явлений, постигает принципы собственных действий и включает в себя большое богатство культур.

Рассмотрение идеи открытого образования возможно с позиций разных подходов: системного подхода - как социально организованных систем, определяющих необходимость открытости по отношению к среде как условию нормального функционирования и позитивного развития; синергетического подхода - как важной характеристики образовательной среды, ориентированной на обучающегося, как источника стихийности и упорядоченности, одновременно обеспечивающей многообразие альтернативных путей становления индивида, комплексное и целостное отражение в его образовании тенденций развития современной культуры; открытости общества как важного подхода в создании от-

крытого образования, тесно связанного с понятием доминантной культуры как совокупности норм, ценностей и способов действия, обладающих общей приемлемостью и конституирующих данное общество; культурологического подхода, обладающего сильным ин-тегративным потенциалом в содержательном и формальном смыслах (содержательный ин-тегративный смысл связан со способностью через категорию «культура» рассмотреть человека, общество, познание и деятельность, а формальный интегративный смысл заключается в возможности выполнять соответствующие функции в междисциплинарных синтезах, то есть объединять вокруг себя значительное число конкретных дисциплин]; антропологического подхода, дающего представления об открытости как особой характеристике человека (стремление к дальнейшему развитию, достижению определенного идеала] [10 и др.].

Наиболее наглядно идея открытого образования может рассматриваться через проявления открытости миру как толерантность культуры и образования той или иной страны к культурному и педагогическому наследию других народов мира, умение творчески аккумулировать их лучшие образцы, делясь при этом собственными достижениями в этой области; социуму как органическое включение образования в социальный организм, своевременное реагирование на меняющиеся социально-экономические реалии, а также учет национальных и культурных особенностей и педагогических традиций народа, населяющего соответствующую территорию, и человеку как возможность непрерывного получения образования в течение жизни, гуманистическую направленность педагогической теории и практики, общедос-

тупность в получении знаний, адаптивность содержания и методов обучения к способностям и потребностям отдельных учеников [8].

Учитывая вероятностный характер общественного и экономического развития, при котором значительная роль отводится ситуативному подходу к управлению образованием как открытой системой, детальная зарисовка «портрета выпускника» профессионального колледжа опирается на ключевые компетенции - осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, развитие профессиональных и личностных качеств; использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; создание слаженного коллектива взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами.

В связи с указанными компетенциями целью открытого профессионального образования становится подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

В этом контексте особую значимость приобретает информационная культура, формирование которой является первоочередной задачей в становлении будущего специалиста, способного выполнять социальный заказ государства.

Исследуя и анализируя понятие информационной культуры, мы выделили широкое и узкое его толкование.

В широком смысле информационная культура рассматривается как «развитие философской категории „культура" в информационном веке» [9] как понимание информационной картины мира и разумное использование информационных потоков; как приспособление к окружающему миру и совершенствование социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры, как грамотное владение языками общения и понимание места и роли человека в информационном обществе (В. А. Извозчиков].

В узком смысловом поле информационная культура определяется как уровень достигнутого в общении и сфере жизнедеятельности людей, где можно отметить количество и качество созданного (А. П. Суханов]; как профессиональное владение информационными технологиями по созданию, хранению, обра-

ботке, передаче информации компьютерными средствами (Г. П. Чепуренко], как составная часть базисной культуры личности (С. Д. Каракозов], как упорядоченная система знаний, умений, навыков, моральных и нравственно-этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация (Т. П. Зайченко].

Все эти определения не противоречат друг другу, а указывают на многоаспектность понятия информационной культуры, которое в данный момент находится в стадии активного становления.

Развитие информационной культуры индивида происходит поэтапно: овладение теоретическими знаниями; накопление практических умений и навыков; появление информационной грамотности как первого шага к информационной культуре личности, выражающееся в потребности к дополнению, конструированию, сравнению, оцениванию, синтезированию, применению и передаче информации. Постепенное приобретение перечисленных способностей позволяет перейти к уровню информационной культуры, развитие которой проходит в личностно-профес-сиональной, социально- культурной и прак-тикоориентированной деятельности.

Структура подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Учебные дисциплины, модули, междисциплинарные курсы, учебная и производственная профессиональная практики направлены на развитие информационной культуры выпускника, которая формируется при накоплении информационных навыков, необходимости овладения новыми знаниями, умениями и способами работы с информацией. Происходит переход от простых форм работы к более высокому уровню - информационной грамотности, связанной со способностью индивида к потребности в информации, в умении дополнять, конструировать, обнаруживать недостающую информацию, получать доступ, сравнивать и оценивать, синтезировать и организовывать, применять и передавать её.

Постепенное приобретение перечисленных способностей позволяет перейти на высокий уровень - уровень информационной культуры.

По мнению Т. П. Зайченко, «информационная культура - это упорядоченная система

Закутняя Т. В. Информационная культура личности как необходимый компонент открытого образования

знаний, умений, навыков, моральных и нравственно -этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация» [2].

Информационная культура будущего педагога рассматривается исследователями по-разному: как «сложное системное качество личности, являющееся разновидностью информационной культуры специалиста, обусловленное педагогической деятельностью и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога» [1]; как «часть общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов знания и гуманистической технологии педагогической деятельности» [6], как свод правил поведения человека в информационном обществе [5]. Мы считаем, что формирование информационной культуры педагога должно проходить в профессиональной, социальной, личной сфере, так как степень владения методами, технологиями работы с информацией, опыт выполнения определенных процедур, нравственная и этическая культура, действующие в инфоноосфере (В. А. Извозчиков], отражают уровень его информационной культуры.

Следуя принципам открытого образования, учебная организация создает условия для развития личностных качеств и способностей, мобильности и презентабельности обучающихся и педагогического персонала; предоставляет образовательные услуги, нацеленные на развитие профессиональных педагогических компетенций; удовлетворяет запросы и ожидания общественных институтов в высококвалифицированных профессиональных кадрах, уровень подготовки которых соответствует международным стандартам качества образования [напр., 12].

Так, реализуя принцип персонифицированного обучения, который выражается в требовании предоставлять обучающимся «для выбора варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг, осуществлять обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами» [11, с. 10], будущий специалист приобретает ценные навыки работы с информацией, которая в дальнейшем переходит в более сложную категорию как «информационная культура».

Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», позволивший создать непрерывную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, открыл возможности для развития информационной культуры педагога: использование новых методов и способов обработки данных, использование широкого спектра разработанных учебно-методических материалов и наглядности; использование компьютерных обучающих и контролирующих программ, повышение квалификации путем дистанционного обучения, использование для своего профессионального роста и самообразования информационных ресурсов, компьютерных сетей; общение с российскими и зарубежными коллегами, обмен опытом.

Сегодня наличие информационной культуры позволяет каждому участнику педагогического процесса встраиваться в равноправную систему глобального взаимодействия, выбирать место, темп и траектории обучения; быть конкурентоспособным на рынке труда; беспрепятственно интегрироваться в открытое образовательное пространство всех стран мирового сообщества.

Литература

1. Гнатышина Е. А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования : моногр. - М.: Спутник-плюс, 2007. -184 с.

2. Зайченко Т. П. Культура информационной деятельности : учеб. пособие. - СПб.: Астерион, 2010. - 100 с.

3. Извозчиков В. А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации. - М.: Просвещение, 2002. - 108 с.

4. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - №2. - С. 41-45.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

6. Корнилова М. В., Коваль Т. С. Информационная культура педагога // Ползуновский вестник. - 2006. - №3. - С. 125.

7. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 265 с.

8. Суханов А. П. Информация и прогресс. - Новосибирск : Наука, 1998. - 192 с.

9. Чепуренко Г. П. Основы информатизации процесса подготовки специалиста вуза: моногр. - СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина, 2000. - 75 с.

10. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики] : моногр. - Великий Новгород : НовГУ, 2005. - 140 с.

11. Галкина Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 36 с.

12. Материалы самообследования ГОУ СПО «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга». - СПб., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.