Т. В. Закутняя
(г. Гатчина)
Информационная культура личности
как необходимый компонент открытого образования
В статье рассматриваются понятия «открытое образование», «открытость», «информационная культура», раскрываются вопросы становления и развития информационной культуры педагогов.
Изменения, происходящие в системе образования, предполагают формирование качественно новых условий взаимодействия с обществом.
Образовательная политика не диктует единообразия в выборе социальных партнеров, а поиск эффективных траекторий обновления отношений в профессиональной сфере на основе логики государственных реформ определяет приоритетной идею открытого образования, особенностью которого становится не консервативная закрытость, а возможность гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающей информационную открытость, активность за счет постоянного взаимодействия с другими субъектами образования.
Открытость позволяет расширить сферы жизнедеятельности растущего человека, позволяет извлекать познания из собственной деятельности, раскрывает жизненное значение изучаемых явлений, постигает принципы собственных действий и включает в себя большое богатство культур.
Рассмотрение идеи открытого образования возможно с позиций разных подходов: системного подхода - как социально организованных систем, определяющих необходимость открытости по отношению к среде как условию нормального функционирования и позитивного развития; синергетического подхода - как важной характеристики образовательной среды, ориентированной на обучающегося, как источника стихийности и упорядоченности, одновременно обеспечивающей многообразие альтернативных путей становления индивида, комплексное и целостное отражение в его образовании тенденций развития современной культуры; открытости общества как важного подхода в создании от-
крытого образования, тесно связанного с понятием доминантной культуры как совокупности норм, ценностей и способов действия, обладающих общей приемлемостью и конституирующих данное общество; культурологического подхода, обладающего сильным ин-тегративным потенциалом в содержательном и формальном смыслах (содержательный ин-тегративный смысл связан со способностью через категорию «культура» рассмотреть человека, общество, познание и деятельность, а формальный интегративный смысл заключается в возможности выполнять соответствующие функции в междисциплинарных синтезах, то есть объединять вокруг себя значительное число конкретных дисциплин]; антропологического подхода, дающего представления об открытости как особой характеристике человека (стремление к дальнейшему развитию, достижению определенного идеала] [10 и др.].
Наиболее наглядно идея открытого образования может рассматриваться через проявления открытости миру как толерантность культуры и образования той или иной страны к культурному и педагогическому наследию других народов мира, умение творчески аккумулировать их лучшие образцы, делясь при этом собственными достижениями в этой области; социуму как органическое включение образования в социальный организм, своевременное реагирование на меняющиеся социально-экономические реалии, а также учет национальных и культурных особенностей и педагогических традиций народа, населяющего соответствующую территорию, и человеку как возможность непрерывного получения образования в течение жизни, гуманистическую направленность педагогической теории и практики, общедос-
тупность в получении знаний, адаптивность содержания и методов обучения к способностям и потребностям отдельных учеников [8].
Учитывая вероятностный характер общественного и экономического развития, при котором значительная роль отводится ситуативному подходу к управлению образованием как открытой системой, детальная зарисовка «портрета выпускника» профессионального колледжа опирается на ключевые компетенции - осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, развитие профессиональных и личностных качеств; использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; создание слаженного коллектива взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами.
В связи с указанными компетенциями целью открытого профессионального образования становится подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
В этом контексте особую значимость приобретает информационная культура, формирование которой является первоочередной задачей в становлении будущего специалиста, способного выполнять социальный заказ государства.
Исследуя и анализируя понятие информационной культуры, мы выделили широкое и узкое его толкование.
В широком смысле информационная культура рассматривается как «развитие философской категории „культура" в информационном веке» [9] как понимание информационной картины мира и разумное использование информационных потоков; как приспособление к окружающему миру и совершенствование социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры, как грамотное владение языками общения и понимание места и роли человека в информационном обществе (В. А. Извозчиков].
В узком смысловом поле информационная культура определяется как уровень достигнутого в общении и сфере жизнедеятельности людей, где можно отметить количество и качество созданного (А. П. Суханов]; как профессиональное владение информационными технологиями по созданию, хранению, обра-
ботке, передаче информации компьютерными средствами (Г. П. Чепуренко], как составная часть базисной культуры личности (С. Д. Каракозов], как упорядоченная система знаний, умений, навыков, моральных и нравственно-этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация (Т. П. Зайченко].
Все эти определения не противоречат друг другу, а указывают на многоаспектность понятия информационной культуры, которое в данный момент находится в стадии активного становления.
Развитие информационной культуры индивида происходит поэтапно: овладение теоретическими знаниями; накопление практических умений и навыков; появление информационной грамотности как первого шага к информационной культуре личности, выражающееся в потребности к дополнению, конструированию, сравнению, оцениванию, синтезированию, применению и передаче информации. Постепенное приобретение перечисленных способностей позволяет перейти к уровню информационной культуры, развитие которой проходит в личностно-профес-сиональной, социально- культурной и прак-тикоориентированной деятельности.
Структура подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Учебные дисциплины, модули, междисциплинарные курсы, учебная и производственная профессиональная практики направлены на развитие информационной культуры выпускника, которая формируется при накоплении информационных навыков, необходимости овладения новыми знаниями, умениями и способами работы с информацией. Происходит переход от простых форм работы к более высокому уровню - информационной грамотности, связанной со способностью индивида к потребности в информации, в умении дополнять, конструировать, обнаруживать недостающую информацию, получать доступ, сравнивать и оценивать, синтезировать и организовывать, применять и передавать её.
Постепенное приобретение перечисленных способностей позволяет перейти на высокий уровень - уровень информационной культуры.
По мнению Т. П. Зайченко, «информационная культура - это упорядоченная система
Закутняя Т. В. Информационная культура личности как необходимый компонент открытого образования
знаний, умений, навыков, моральных и нравственно -этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация» [2].
Информационная культура будущего педагога рассматривается исследователями по-разному: как «сложное системное качество личности, являющееся разновидностью информационной культуры специалиста, обусловленное педагогической деятельностью и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога» [1]; как «часть общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов знания и гуманистической технологии педагогической деятельности» [6], как свод правил поведения человека в информационном обществе [5]. Мы считаем, что формирование информационной культуры педагога должно проходить в профессиональной, социальной, личной сфере, так как степень владения методами, технологиями работы с информацией, опыт выполнения определенных процедур, нравственная и этическая культура, действующие в инфоноосфере (В. А. Извозчиков], отражают уровень его информационной культуры.
Следуя принципам открытого образования, учебная организация создает условия для развития личностных качеств и способностей, мобильности и презентабельности обучающихся и педагогического персонала; предоставляет образовательные услуги, нацеленные на развитие профессиональных педагогических компетенций; удовлетворяет запросы и ожидания общественных институтов в высококвалифицированных профессиональных кадрах, уровень подготовки которых соответствует международным стандартам качества образования [напр., 12].
Так, реализуя принцип персонифицированного обучения, который выражается в требовании предоставлять обучающимся «для выбора варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг, осуществлять обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами» [11, с. 10], будущий специалист приобретает ценные навыки работы с информацией, которая в дальнейшем переходит в более сложную категорию как «информационная культура».
Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», позволивший создать непрерывную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, открыл возможности для развития информационной культуры педагога: использование новых методов и способов обработки данных, использование широкого спектра разработанных учебно-методических материалов и наглядности; использование компьютерных обучающих и контролирующих программ, повышение квалификации путем дистанционного обучения, использование для своего профессионального роста и самообразования информационных ресурсов, компьютерных сетей; общение с российскими и зарубежными коллегами, обмен опытом.
Сегодня наличие информационной культуры позволяет каждому участнику педагогического процесса встраиваться в равноправную систему глобального взаимодействия, выбирать место, темп и траектории обучения; быть конкурентоспособным на рынке труда; беспрепятственно интегрироваться в открытое образовательное пространство всех стран мирового сообщества.
Литература
1. Гнатышина Е. А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования : моногр. - М.: Спутник-плюс, 2007. -184 с.
2. Зайченко Т. П. Культура информационной деятельности : учеб. пособие. - СПб.: Астерион, 2010. - 100 с.
3. Извозчиков В. А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации. - М.: Просвещение, 2002. - 108 с.
4. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - №2. - С. 41-45.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
6. Корнилова М. В., Коваль Т. С. Информационная культура педагога // Ползуновский вестник. - 2006. - №3. - С. 125.
7. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 265 с.
8. Суханов А. П. Информация и прогресс. - Новосибирск : Наука, 1998. - 192 с.
9. Чепуренко Г. П. Основы информатизации процесса подготовки специалиста вуза: моногр. - СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина, 2000. - 75 с.
10. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики] : моногр. - Великий Новгород : НовГУ, 2005. - 140 с.
11. Галкина Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 36 с.
12. Материалы самообследования ГОУ СПО «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга». - СПб., 2009.