Научная статья на тему 'Развитие содержания понятия «информационная культура личности»'

Развитие содержания понятия «информационная культура личности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3028
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Тамара Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития содержания понятия «информационная культура личности». Автор исследует различные аспекты данного понятия, что находит отражение в его развитии, а также объясняет отсутствие единых подходов к его трактовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the exploration of the concept of the information culture of a personality and the evolution of its meaning. The author analyses various aspects of this concept, the stages of its development and tries to find the reason for the absence of unified approaches to the subject

Текст научной работы на тему «Развитие содержания понятия «информационная культура личности»»

14. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2000.

15. Рахлевская Л.К. Самовоспитание: культура мышления и развитие интеллекта учащихся. Томск, 1994.

16. Маслоу А. Способы поведения, ведущие к самоактуализации. «Твое здоровье». М., 1991.

УДК 378

Т. С. Коваль

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Исследуя современное общество, различные авторы характеризуют его новую стадию развития как переход в мир «технологической культуры», «новый цикл цивилизационного развития» человечества, но наиболее распространенным является определение современного общества как общества информационного.

Философами, социологами, культурологами (В.П. Зинченко, Л.Ф. Кузнецова, Э. Ласло, Н.Н. Моисеев, И.Р Пригожин, А.И. Ракитов, В.С. Степин, А.Д. Урсул и др.) рассматривается современная социокультурная ситуация, раскрывается история становления общества нового типа - информационного, выделяются его особенности и основные черты.

В основе концепции информационного общества лежат представления об изменении в современном обществе значимости информации, информационных процессов и знаний. Это изменение можно проследить при анализе информационных революций в обществе, под которыми понимается реформирование общественных отношений вследствие появления новых технологий обработки информации. По мнению Е.В. Данильчук, первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передавать информацию между людьми и знания от поколения к поколению. Вторая - с изобретением книгопечатания и возникновением новой культуры передачи информации. Третья - с освоением электричества и разработкой кардинально новых технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио), способных оперативно транслировать и накапливать информацию в больших объемах. Четвертая - с изобретением микропроцессорной технологии, с появлением персонального компьютера и электронных коммуникаций. По своему масштабу и последствиям она во много раз превосходит промышленную революцию Х1Х в. и научно-техническую середины ХХ столетия.

Приоритетность роли информации и информационных процессов рассматривается нами как важная особенность в становлении современного общества, что обусловлено нарастающими в нем про-

цессами компьютеризации и информатизации сфер деятельности человека. Под компьютеризацией общества будем понимать процесс развития компьютерной технической базы, обеспечивающий хранение, передачу и переработку информации. Информатизация общества - это процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества и создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей человека любой профессии. Таким образом, эти два процесса тесно связаны друг с другом, но «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества».

Итак, отличительная особенность развития человечества на современном этапе - переход к информационному обществу, в рамках которого приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей.

Информатизация общества является одним из важнейших направлений развития России. Ее целью является радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, принятого в развитых странах.

Информационная культура людей становится определяющим фактором их трудовой деятельности. По мере продвижения к информационному обществу возрастает ее роль. Развитие информационной культуры формирует группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решение которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Понятие «информационная культура личности» рассматривается в исследованиях, проводимых в различных научных областях, таких как педагогика, информатика, философия, культурология, библиотековедение и др. В каждой из указанных областей исследуются различные аспекты данного поня-

тия, что находит отражение в его развитии, а также объясняет отсутствие единых подходов к его трактовке.

Возрастание роли информационной культуры в жизни человека в новых информационных условиях, становление личностно-гуманитарной парадигмы в образовании обусловили включение исследователями (Г.А. Бордовский, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин и др.) в содержание информационной культуры аксиологических, мировоззренческих и других составляющих. С этих позиций информационная культура рассматривается исследователями не только как приобретение новых инструментов деятельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, источниках той или иной информации, значимости ценностной ориентации в информационной среде.

В настоящее время информационная культурология активно разрабатывает теоретические, исторические, организационно-методические, технологические аспекты этой проблемы. В качестве примера можно привести исследования последних лет, в частности, в разработке понятийной системы. Так, например, информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. И.Г. Хан-гельдиева утверждает, что «информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности». Е.А. Медведева пишет: «Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию». Ученые и практики сходятся, что информационная культура - явление многокомпонентное.

Необходимо отметить, что теоретические основания осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии - заложены в трудах профессора М. Г. Вохрышевой.

Попытка систематизации существующих представлений об информационной культуре личности была предпринята Н. Б. Зиновьевой. В основе ее концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по мнению автора, считается процесс гармонизации внутреннего мира человека

в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знаний, имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу.

Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды.

Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные заведения, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры личности своими специфическими средствами.

Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры личности в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умения извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

В публикациях А.А. Виноградова, Э.П. Семенюка, А. Д. Урсула понятие «информационная культура личности» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте. По мнению авторов, информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности.

В этот же период Г. Г. Воробьёв делает попытку привлечь внимание научной общественности к феномену информационной культуры, под которой он понимает рациональную и эффективную организацию интеллектуальной деятельности личности.

Термин «информационная культура личности» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали использовать библиографове-ды, библиотековеды, книговеды. К.М. Войханская, Б.А. Смирнова, Э.Л. Шапиро понимали «информационную культуру» как библиотечно-библиографическую грамотность - комплекс знаний, умений и навыков читателя, которые обеспечивают эффективную информационную деятельность: на основе знания ассортимента существующих информаци-

онных продуктов, услуг и правил пользования библиотеками умение найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые документы и оформить читательское требование на них; умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонемента и др.

Активное использование термина «информационная культура» в педагогике начинается с работ А.П. Ершова, В.М. Монахова, которые, в частности, уделяли внимание формированию понятийного аппарата данного направления исследований.

Подход к определению понятия «информационная культура» у А.П. Ершова и В.М. Монахова во многом сводится к целям и задачам введения понятия компьютерной грамотности, объем которого включает навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности работы с компьютером, навыки формализованного их описания, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; понимание устройств и функционирования персонального компьютера и элементарные навыки составления компьютерных программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования; навыки квалифицированного использования основных типов информационных систем и пакетов прикладных программ общего назначения для решения практических задач; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью компьютера и применять эти результаты в реальной деятельности. Особое значение для достижения рассматриваемых целей приобретает включение в состав компьютерной культуры обобщенного умения адекватно интерпретировать формализованные описания, соблюдать равновесие между формализуемой и нефор-мализуемой составляющими человеческого знания.

В последние годы интерес к проблеме явно возрос, но в терминологической системе по педагогике этот термин пока не закреплен.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение В.А. Виноградова и Л.В. Скворцова, данное в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле -это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией

и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры личности играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие умения:

- дифференциации информации;

- выделения значимой информации;

- выработки критериев оценки информации;

- разработки информации и использования ее.

По мнению С.М. Оленёва, история развития понятия «информационная культура» насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета его истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечение фиксированного знания, кодирование и фиксация информации; документографический поиск. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Содержание современной информационной культуры вобрало в себя все свои предшествующие

формы и соединило их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни, она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Как отмечает С. Г. Антонова, в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

По нашему мнению, информационную культуру педагога необходимо определять в двух аспектах: общекультурном (в контексте связи с общекультурной деятельностью человека в информационном обществе) и профессиональном (специфика педагогической деятельности в процессе решения образовательных задач).

Информационную культуру педагога рассматривают как один из аспектов культурной деятельности вообще. Так же, как и общая культура, она неразрывно связана с социальной природой человека. А.П. Суханов считает, что информационная культура, во-первых, способствует процессу познания и опредмечивания культуросозидательной деятельности человека; во-вторых, она принимает активное участие в освоении человеком культурной реальности; в-третьих, информационная культура выступает как сама реальность и атрибут непосредственного культурного бытия, необходимое условие, связывающее личность с обществом.

В целом информационную культуру можно охарактеризовать как основу общечеловеческой культуры, поскольку она регулирует любые информационные взаимодействия (например, в области коммуникативной культуры, культуры информационного поиска, общеучебной, познавательной деятельности и т.д.).

С точки зрения А.П. Суханова, «информационная культура - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего».

Культурологический подход к решению проблемы использовал С. Д. Каракозов. Он опирается на культурологические исследования, выделяющие функции культуры личности, основные структурные составляющие культуры человека (знания, нормы, ценности и т.д.); процессуальный аспект культуры личности в единстве культуроосвоения и культуротворчества; результат присвоения культуры человеком, выражающийся во взаимосвязи обученности, воспитанности и уровня развития. Он утверждает, что информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией - получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающей грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационно ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Информационная культура педагога - особая категория и может рассматриваться как составная часть культуры педагогической. Это совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий (традиционных и новых) и мотивации на их применение в профессиональной деятельности.

По мнению В.Ф. Сухиной, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение: «Культура личности информационная - свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему».

Попытка систематизации существующих представлений об информационной культуре личности была предпринята Н.М. Розенбергом, который

относит информационную культуру к многоаспектным понятиям, не ограничивающимся рамками информатики, дидактики и педагогической психологии.

Н.М. Розенберг выделяет следующие компоненты информационной культуры:

- общеучебная культура - комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений;

- культура диалога;

- компьютерная культура.

К первому компоненту автор относит умения бегло читать, составлять план, реферировать и конспектировать, составлять аннотации, резюме, использовать документы, каталоги, картотеки, умения рассуждать, доказывать, обосновывать и т.д.

Необходимо заметить, что Н.М. Розенберг рассматривает информационную культуру в контексте содержания общего образования, поэтому делает акцент на исследовании проблем совершенствования информационной культуры в педагогической теории и практике в изучении и выявлении оптимальных методик и организационных форм обучения в условиях новой информационной технологии, в обосновании «сквозного» содержания информационного образования, начиная с дошкольного детства, первых школьных лет и до завершения общего среднего и профессионального образования.

В начале 1980-х годов И.Я. Лернер предпринимает попытку описать область применения информационной культуры с педагогической точки зрения. И.Я. Лернер считает, что информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть это комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Речь идет прежде всего об определенном классе общеучебных умений. К ним относятся умения бегло читать и сканировать текст с разной скоростью; составлять простой и сложный план информации текста или собственного изложения; реферировать и конспектировать учебные и научно-технические тексты; составлять аннотации и резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных учебных текстов; составлять и использовать документы, картотеки и каталоги; умения рассуждать, доказывать свои выводы; работать с графической и табличной информацией; строить способы контроля над ходом и результатом деятельности.

Из представленной системы способов деятельности, осуществляемых в процессе усвоения общеучебной культуры, особо выделяется автором под-

система, которая непосредственно служит формированию оптимальных умений учиться. Речь идет об умениях, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания и преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения компьютерной культурой.

В большинстве исследований по проблемам формирования информационной культуры личности (Г. Воробьёв, Г.А. Герцог, В.А. Каймин, А. Лас-товка, Н.В. Огурцова, И.Г. Овчинникова, Г.А. Ста-родубова, С.А. Христочевский и др.) информационная культура в основном рассматривается шире, чем «компьютерная грамотность», но по-прежнему сводится к перечислению отдельных знаний и умений и характеристике отдельных компонентов информационной культуры личности, которые можно обобщенно описать как знания о ее функционировании в информационной среде и умения, навыки, необходимые для взаимодействия как традиционными средствами, так и средствами новых информационных технологий.

Таким образом, в педагогике информационная культура рассматривается в узком и широком смысле. В первом случае это оптимальные способы обращения с информацией для решения теоретических и практических задач. Это и развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. В широком смысле ее определяют как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программные средства при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать ее, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он

должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информации, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом.

Можно сказать, что информационная культура -это умение человека использовать соответствующим образом весь набор как традиционных, так и новых информационных технологий в своей деятельности.

Следовательно, информационная культура проявляется в интересе педагога к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и овладении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, наконец, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении. Информационно грамотный педагог должен понять, что он нуждается в информации, способен ее идентифицировать, локализовать, оценить и эффективно использовать для принятия конкретного решения.

Каждый педагог, по нашему мнению, должен ориентироваться в информационных ресурсах страны и мира, в том числе по образованию и педагогическим наукам, освоить алгоритмы информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями; владеть методами аналитико-синтетической переработки информации; использовать различные технологии подготовки и оформления результатов научной, учебной, методической, опытно-экспериментальной работы, использовать новые информационные технологии в образовательном процессе.

Как отмечалось выше, исследования по информационной культуре личности проводятся представителями различных наук, следствием чего явилось наличие диаметрально противоположных подходов к обоснованию понятия «информационная культу-

ра». Нам представляется, что такая ситуация будет еще долгое время сохраняться.

Мы берем за основу определение понятия «информационная культура личности» Н.И. Гендиной и М.В. Корниловой. Под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры личности, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей. Информационная культура личности характеризует ее информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что анализ научной литературы по теме исследования позволил нам утверждать, что:

1) информационную культуру необходимо рассматривать как системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества;

2) при анализе содержания информационной культуры исследуется определенная совокупность знаний и умений личности, зависящих от технократического или гуманитарного подходов авторов к обоснованию понятия «информационная культура личности»;

3) информационная культура педагога определятся в двух аспектах: общекультурном и профессиональном;

4) информационная культура большинством авторов трактуется как качественная характеристика личности.

Мы рассматриваем информационную культуру личности как достигнутый уровень организации информационных процессов, степени удовлетворения в информационном общении, эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации.

Поступила в редакцию 28.12.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.