Научная статья на тему 'Информационно-гуманистическая парадигма современной системы требований к формированию модели выпускника вуза'

Информационно-гуманистическая парадигма современной системы требований к формированию модели выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / INFORMATION-HUMANISTIC PARADIGM / GRADUATE MODEL OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепуренко Г. П.

В данной статье рассмотрена модель специалиста, магистра вуза в информационной среде, условиях информационно-гуманистической парадигмы, теоретические подходы к формированию данной модели, показаны пути развития обучающихся в условиях информационной среды.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the model of the specialist, the master of the university in the information environment, the conditions of the information-humanistic paradigm, the theoretical approaches to the formation of this model, the ways of development of students in the information environment are shown.

Текст научной работы на тему «Информационно-гуманистическая парадигма современной системы требований к формированию модели выпускника вуза»

УДК 378.14.015.62

Г. П. Чепуренко

Информационно-гуманистическая парадигма современной системы требований к формированию модели выпускника вуза

В данной статье рассмотрена модель специалиста, магистра вуза в информационной среде, условиях информационно-гуманистической парадигмы, теоретические подходы к формированию данной модели, показаны пути развития обучающихся в условиях информационной среды.

In this article, the model of the specialist, the master of the university in the information environment, the conditions of the information-humanistic paradigm, the theoretical approaches to the formation of this model, the ways of development of students in the information environment are shown.

Ключевые слова: информационно-гуманистическая парадигма, модель выпускника вуза.

Key words: information-humanistic paradigm, graduate model of the university.

Теоретико-методологический анализ научной литературы по исследованию государственных стандартов высшего профессионального образования позволил сформулировать положения, послужившие основой для разработки модели выпускника, представленной в качестве критерия эффективности управления его внутривузовской подготовкой в условиях информационно-гуманистической парадигмы.

Под моделью понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала» (Краткий психологический словарь, 1984).

Соответственно, модель выпускника понимается как некий идеал, который должен быть достигнут при реализации вузовской подготовки. Она должна соответствовать требованиям профессиональной деятельности, а также современному уровню производства и социальных отношений.

В разной мере все существующие модели специалиста включают в себя следующие параметры: требования к специалисту, предъявляемые содержанием труда и характером решаемых задач; необходимые знания, умения, навыки; специфические социальные и психологические качества личности, обеспечивающие готовность к эффективной профессиональной деятельности.

© Чепуренко Г. П., 2017

В последнее время в модели специалиста стали выделять личностную составляющую, наиболее сложную и труднодиагностируе-мую характеристику [6], которая и определяет готовность личности к профессиональной деятельности.

В ходе разработки модели специалиста были установлены необходимые для выпускника вуза показатели, отражённые в стандартах. Специалист обязан знать и уметь осуществлять системный анализ проблемной ситуации, выявлять из неопределенной ситуации задачу и корректно ее формулировать, видеть и точно оценивать противоречия, целенаправленно разрешать их, принимать в случае необходимости нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и решения, выдвигать гипотезы, адекватно формулировать «идеальный конечный результат», понимать сущность и социальную значимость своей специальности, иметь сформированные социально значимые идеалы, ценности, мотивации, гуманные чувства и побуждения и т. п.

Социальные и психологические качества личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции. Модель специалиста вуза является динамичной, отражает требования современного общества. Поэтому она выступает в качестве критерия, показателя, эталона, достигнутого каждым специалистом уровня профессиональной подготовки, а в ходе учебно-образовательного процесса модель специалиста является ориентиром формирования необходимых характеристик его личности и квалификации на определенных этапах обучения.

Предложенная модель специалиста является составной частью разработанной нами информационно-гуманистической парадигмы подготовки специалиста в вузе.

В науковедении конца XX в. стало актуальным рассматривать концептуальные позиции теории в рамках определенных научных парадигм. Такая схема получила широкое толкование не только в философии и науковедении [7], но и в педагогике [5]. Под парадигмой мы понимаем научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты концептуальной модели. Устоявшийся общепринятый взгляд ориентирует на преобладающие способы решения научных и практических задач и способствует интерпретации парадигмы образования в условиях перехода к информационному обществу.

Гуманистический подход мы считаем доминирующим, ибо он является личностно ориентированным, направленным на сотрудничество. В течение значительного периода времени гуманистический подход позволяет также базироваться не только на когнитивной философии образования, но и включать в педагогический процесс аффективно-эмоциональную составляющую.

Противопоставление различных образовательных парадигм при информационной подготовке специалистов неэффективно. Дальнейшее развитие человечества и формирование основ информационного общества требует разработки принципиально новых концепций и парадигм образования. По нашему мнению, предлагаемая нами модель включает и учитывает по крайней мере два условия. Во-первых, историю эволюции отечественной педагогики, в результате которой гуманистические принципы в образовании стали в настоящее время ведущими. Следовательно, исходя из сути гуманистического подхода, данная парадигма должна быть личностно ориентированной, предполагающей активное развитие личности и ее способностей, а также сотрудничество учителя и ученика.

Во-вторых, следует учитывать, что в информационном обществе особую роль играет информация как механизм дальнейшего развития человечества. При этом следует иметь в виду, что информация создается на основе «ж и в ы х з н а н и й» человека, а затем, став информационным ресурсом, начинает влиять на дальнейшее развитие самого человека.

Таким образом, информатизация образования принципиально позволяет объединить гуманистические принципы образования и философию информационного общества, предполагающего всестороннее развитие человека и на этой основе обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации. Основополагающая образовательная теория информационного общества, по нашему мнению, может быть названа информационно-гуманистической. Ее основная идея заключается в обеспечении интеллектуального и нравственного развития каждого человека на основе имеющихся информационных ресурсов с целью получения новых знаний, способствующих устойчивому поступательному развитию цивилизации.

В общем виде предлагаемая нами информационно-гуманистическая модель включает в себя три основных компонента: информационную образовательную среду, управление системой образования; образовательный процесс, в который инкорпорируются две подструктуры - организация учебного процесса и участники данного процесса (преподаватели и обучающиеся). Реализация данной парадигмы предполагает, кроме этого, активизацию само-

стоятельности обучаемых при решении учебных задач, что, в свою очередь, обусловливает необходимость создания новых развивающих технологий, в том числе, на основе использования информационных систем.

Теоретический анализ рассматриваемых педагогических проблем под углом зрения предлагаемой парадигмы определил основные направления научного поиска в области информатизации высшего образования:

определение места и роли системы образования и педагогической науки в становлении и развитии информационного общества;

выявление механизмов и критериев формирования информационной образовательной среды, определяющих объем, содержание и уровень знаний, которые должен приобрести человек, обучаясь в вузе, для того чтобы иметь возможность в дальнейшем создавать новое знание и самостоятельно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане;

определение функций и задач управления образовательным процессом в условиях информатизации и компьютеризации общества;

исследование проблемы позитивных и негативных следствий взаимоотношений «человек - компьютер», а также разработка принципов функционирования системы «педагог - компьютер», «учащийся - компьютер - педагог»;

- разработка принципов использования новых программ учебных дисциплин, педагогических технологий с учетом информатизации образования.

В рамках информационно-гуманистической парадигмы определены критерии оптимального компьютерного наполнения высшего учебного заведения; созданы информационные базы данных (электронных библиотек, содержащих учебный и справочный материал) по каждой конкретной специальности; разработана оптимальная модель информационной инфраструктуры (локальные сети, программное обеспечение и др.) высшего учебного заведения.

Вместе с тем существует общеметодологическая проблема, которая определяет направления дальнейшей разработки предложенной парадигмы. Данная проблема заключается в обеспечении гуманистического подхода к решению задач информатизации образования. Ведущим принципом этого подхода является приоритет развития личности по отношению к техническому оснащению образования.

Суть данного принципа, цементирующего информационно-гуманистическую парадигму, состоит в необходимости исходить при решении задач информатизации образования из интересов и возможностей личности обучаемого и педагога. Предполагается также учитывать степень подготовленности преподавателей и студентов к работе с компьютерной техникой, оценку эффективности взаимодействия человека с компьютером. В противном случае информатизация образования сводится к тотальной компьютеризации, при этом не реализуется главная цель информатизации образования: з н а н и е не порождает н о в о е з н а н и е, поскольку не созданы условия для саморазвития личности [2].

Преобладание в вузовской педагогике технократического подхода всегда снижает уровень как гуманизации, так и информатизации образования.

Проблема развития личностных, профессиональных, творческих качеств специалиста, по нашему мнению, достаточно успешно решается в условиях реализации информационно-гуманистической парадигмы образования.

Анализ показал, что переход к информационному обществу вызывает необходимость разработки новых образовательных моделей. Информационно-гуманистическая парадигма основывается на гуманистических принципах образования, сформированных всей историей развития отечественной педагогики, учитывает основные характеристики и возможности, присущие такому явлению, как информация.

Как показывает наше исследование, научная разработка данной основополагающей теории и принятие ее в практике подготовки специалистов с высшим образованием позволяет не только успешно готовить достойные кадры для государства, но и самым непосредственным образом влиять на процесс эволюционного развития цивилизации, информатизации общества.

Реализация предложенной парадигмы предполагает активизацию самостоятельности обучаемых при решении учебных задач, способствует созданию новых развивающих технологий, в том числе и на основе использования информационных систем.

В свою очередь, рассматриваемая схема определяет основные направления научного поиска в области информатизации образования. В то же время мы убеждены, как показали материалы исследования, что предлагаемая нами информационно-гуманистическая парадигма отводит ведущую роль в информатизации образования человеку, выделяя компьютеризации место лишь материальной основы информационной среды образования.

Применяя модель специалиста в качестве критерия сформиро-ванности его личностных и профессиональных качеств в условиях информационно-гуманистической парадигмы образования, мы логически приходим к выводу о том, что неотъемлемой составляющей современной информатики как фундаментальной дисциплины в практическом преломлении, ее образовательным базисом является информационная культура.

Содержание понятия информационной культуры может быть представлено как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие [8]. В то же время - это и понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи [3]. Это и «новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационной интеллектуальной работы; среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация обучаемого на саморазвитие и самообучение» [8]. Это и умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [4]. Это и определенная, обусловленная уровнем программных средств и умением их использовать культура работы с информацией, осуществляемая посредством компьютера. Таким образом, информационная культура определяется коммуникативным умением (общением) людей и представляет собой развитие философской категории «культура» в информационном веке, в информационном обществе. В этом смысле информационная культура определяет и профессиональный уровень владения информационными технологиями создания, поиска, хранения, обработки, передачи информации, владения компьютерными телекоммуникациями.

Такое понимание информационной культуры позволяет сформулировать наиболее значимые, по нашему мнению, её функции: философскую, мировоззренческую, социальную, мотивационно-практическую, технологическую. Так, философская и мировоззренческая функции отражают в сознании индивида информационную картину мира, взаимоотношение, взаимодействие личности и инфо-ноосферы; социальная - взаимоотношение личности и социума, личностное самоопределение; когнитивная - рефлексию мирового опыта; мотивационно-практическая - потенциал, мотивацию и реализацию информационной рефлексии мирового опыта в производственной, познавательной деятельности. Технологическая функция

320

обеспечивает такие операции личности, как целеполагание, построение информационной модели, анализ и реализацию деятельности на основе новых информационных технологий, адекватную интерпретацию полученных результатов, прогноз, внедрение результатов и др.

Основываясь на сформулированной информационно-гуманистической парадигме, мы можем утверждать, что информационная образовательная среда существенно влияет на качество профессиональной подготовки специалистов. В свою очередь, информационная образовательная среда зависит от содержания и целей образовательного процесса. По нашему мнению, и в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов выпускник вуза должен свободно владеть компьютерными информационными технологиями в интересах решения профессиональных задач, для чего необходимо постоянно обеспечивать формирование соответствующего уровня информационной культуры в процессе его обучения в вузе.

Список литературы

1. Бороненко Т.А. Концепция школьного курса информатики: учеб. пособие. - СПб.: ВАГИ, 1995.

2. Жилина А.И. Модель управления знаниями в современной системе образования // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апр. 2014 г. Т.2. / под общ. ред. проф. В Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им.

A.С. Пушкина, 2014. - С. 89-101.

3. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. - СПб., 1997.

4. Информатика: учеб. / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 84-89.

6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ,

1975.

7. Философия: учеб. для вузов / Г.В. Стельмашук, В.И. Стрельченко,

B.Н. Скворцов и др. / под ред. Г.В. Стельмашука. - СПб.: ЛГОУ, Химиздат, 2001. - 320 с.

8. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационные аспекты: моногр. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 163 с.

УДК 378.016 : 330.1

Г. В. Черкасская

Экономическая составляющая неэкономического профессионального образования: теория и практика

В статье рассматриваются проблемы сокращения преподавания экономических дисциплин при обучении на неэкономических специальностях в условиях реализации Болонского процесса. Рассматриваются последствия экономической неполноты национального высшего образования в условиях колониальной глобализации. Предлагается для обеспечения профессионального качества выпускника классического университета в образовательных программах по неэкономическим направления и специальностям предусмотреть специальный «экономический модуль», который давал бы системный набор экономических знаний, но с учетом специфики конкретной сферы деятельности (педагогика, юриспруденция, физическая культура и проч.) и в зависимости от возможностей конкретного учебного плана.

The article discusses the problem of reduction of teaching economic disciplines in teaching at non-economic specialties in the conditions of implementation of the Bologna process. Examines the economic consequences of the incompleteness of national higher education in the context of colonial globalization. It is proposed to provide the professional quality of the graduate of the classical University in the educational programs in non-economic directions and specialities to provide a special "economic unit", which would give the system a set of economic knowledge, but with specific areas of activity (education, law, physical culture, etc.). and depending on the capabilities of the specific curriculum.

Ключевые слова: образование, экономика, образовательная программа, экономические науки, учебные планы, учебные дисциплины.

Key words: education, Economics, educational program, economic science, curricula, and disciplines.

Каждый преподаватель, как узкий специалист, мечтает о широкой востребованности своего предмета в образовательном процессе. Иногда такой подход совпадает с существующими методическими установками формирования основный профессиональных образовательных программ, иногда нет. Вопрос лишь в том, насколько тот или иной предмет (или предметная группа) является необходимым и достаточным для формирования законченного специалиста того или иного направления и профиля или специальности в условиях ограниченного времени образовательного процесса.

© Черкасская Г. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.