РАЗДЕЛ I .
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
С. Ю. Рубцова
ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Информатизация образования является одной из центральных проблем современной педагогики. Органичное включение проблем информатизации в образование требует изменения построения всей системы высшего образования, включая характер и содержание учебного процесса, используемые педагогические технологии и др. Все это ориентирует на разработку новых образовательных парадигм, учитывающих особенности и тенденции развития современного общества.
Наличие достаточно развитой материальной основы информационной образовательной среды еще не говорит о том, что есть все условия для качественной подготовки будущих специалистов. Необходимо, чтобы содержательное наполнение информационной образовательной среды соответствовало требованиям общества, предъявляемых к тому, что должен знать и уметь выпускник вуза. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что постоянное развитие информационной среды и накопление информационного ресурса самого общества, информатизация всех сторон жизни и деятельности человека предъявляет новые требования к качеству подготовки специалиста. По крайней мере, специалист должен не только иметь необходимую сумму знания, но и уметь самостоятельно работать с существующими информационными ресурсами, для того, чтобы профессионально развиваться на основе постоянного пополнения имеющегося у него запаса знаний.
Сама информатизация образования нацелена на подготовку специалиста иного качества, и требования к такому специалисту должны быть достаточно четко и непротиворечиво сформулированы, ибо только ясное представление особенностей специалиста, подготовленного для информационного общества в системе высшего образования, позволит выявить необходимый стандарт образования, выступающего в качестве основы для содержательного формирования информационной образовательной среды.
Постановке целей обучения и оптимизации содержания подготовки специалиста заданной квалификации, профиля предшествует разработка модели профессиональной деятельности специалиста. Она содержит целостную систему качеств индивида, представляя его возможности не только в
выполнении необходимых профессиональных функций, но и ориентируя на гуманные ценности, соответствие моральным требованиям и оценкам общества. Таким образом, в модели специалиста-определены социально-политические, профессиональные, организационные, этические-знания, а также интеллектуальные умения и.навыки, необходимые для успешного выполнения функциональных обязанностей в профессиональной деятельности.
Обычно под моделью понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала» [8]. Соответственно модель специалиста понимается как некий идеал, который должен быть достигнут при реализации вузовской подготовки. При этом она должна соответствовать требованиям профессиональной деятельности, а также современному уровню производства и социальных отношений. В последнее время в модели специалиста стали выделять личностную составляющую, как наиболее сложную и трудно диагностируемую характеристику.
Личностная сторона модели специалиста предполагает наличие у будущих специалистов специфических социальных и психологических качеств. Эти параметры личности отражают ее мировоззренческие характеристики, ориентирующие на выполнение своей социальной функции (степень социальной зрелости; аксиологический потенциал - личная система ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств; сформированность моральнонравственных устоев и др.). Затем выделяются социально-значимые качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социопривлекательность, широкая культура и т. п.
Специфика многих профессий накладывает отпечаток на модель специалиста, включая дополнительно некоторые имманентные свойства личности, которые определяются особенностями профессии: например, такие качества как усидчивость, аккуратность, объем памяти и другое. В некоторых случаях оговариваются особо уровень здоровья, устойчивость к стрессам и т. п.
В модели специалиста - развитие творческого потенциала личности, воспитание смелости мысли, уверенности в своих силах, способности генерировать новые, нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, - формирование потребности в творческом образе жизни выдвигается на первый план. Данная тенденция является неслучайной, поскольку только в результате самостоятельной творческой деятельности знание может создать новое знание, что собственно, является условием существования и развития информационного общества.
Поэтому в процессе обучения будущий специалист должен приобрести способность:
- осуществлять системный анализ проблемной ситуации;
- выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;
- видеть, точно оценивать противоречия и целенаправленно разрешать их, принимая нестандартные решения;
- генерировать оригинальные идеи и решения;
- выдвигать гипотезы;
- адекватно формулировать «идеальный конечный результат»;
- искать и взвешивать многовариантные решения творческой задачи или
проблемы; .
- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему);
- вести целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме и многое другое [7].
Поэтому при рассмотрении проблемы создания модели специалиста чаще всего выдвигаются следующие требования;:
- понимание сущности и социальной значимости своей специальности;
- следование этическим и правовым нормам общества;
- наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т. д.;
- знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;
- наличие чисто человеческих, гуманных побуждений - чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь и др.;
- необходимые условия развития личности, ее резервы — патриотизм, следование законам валеологии, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, работоспособность и другие.
В целом модель деятельности специалиста как исследовательский аппарат должна обладать определенными свойствами и строиться на определенных принципах, обеспечивающих достижение поставленных целей. Очевидно, что она должна быть, во-первых, адекватной реальности, то есть обеспечивать максимальное соответствие между формируемой заданностью и практической деятельностью специалиста. Во-вторых, модель должна быть динамичной. Под последним обычно понимается ее периодическая воспроизводимость, благодаря чему-может быть достигнуто непрерывное отражение происходящих в обществе изменений. Именно это свойство модели может обеспечить ее соответствие современности и конкурентоспособности в условиях рынка. Кроме того, модель должна носить прогностический характер, то есть опережать время, определять перспективы в подготовке специалистов. . .
Сегодня достаточно отчетливо сформирована модель гуманитарно- ориентированного специалиста, отображающая требования к нему в .современных условиях экономического и социального развития общества,, а также возможности актуализации этих требований в современной квалификационной характеристике специалиста (образовательном стандарте).
Современные квалификационные характеристики специалиста наиболее полно удовлетворяют только профессиональным требованиям, в основном - социально-психологическим, и менее всего обеспечивают личностные и творческие качества. И это вполне объяснимо: профессиональная и социально-психологическая подготовка студента осуществляется в основном через изучение соответствующих дисциплин - как раз тот аспект учебной деятельности, который достаточно полно актуализирован в высшей школе. Проблема состоит в развитии личностных и творческих качеств молодого специалиста. Трудность в ее решении связана, прежде всего с тем, что никакой, даже самый гармонизированный учебный процесс не может гарантировать появление этих качеств. Человека можно научить ремеслу, дать знания, можно даже заставить быть моральным, научить методам творчества, но никакие педагогические ухищрения не смогут сделать эти его способности внутренним естественным достоянием личности, то есть имманентным, ибо проявление и воспитание этих качеств есть на только процесс социально-педагогический; во многом он обусловлен биологическими причинами, то есть генотипом человека. Поэтому, на наш взгляд, сверхзадача для модели гуманитарно-ориентированного специалиста состоит в том, чтобы, обеспечивая личностные и творческие качества, максимально перевести процесс обучения и воспитания в независимую от биологических координат сферу. Другими словами, учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы не провоцировать, а, наоборот, нивелировать деструктивные качества личности.
Совершенно иное мировоззрение и, соответственно, совершенно другие требования к специалисту потребуются, если мы перенесем смысловую задачу образования с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть на создание нового, реализацию природной сущности человека — творить. Целесообразность этого заключается в тенденциях развития общества, выражающихся в переходе к информационному обществу. Творчество человека является важнейшим условием развития цивилизации, поскольку формирование и развитие ноосферы, призванной обеспечить возможность существования человечества и Земли, зависит от уровня информационных ресурсов, которые, в свою очередь, пополняются за счет знаний, формируемых творческими людьми.
Сравним существующую и гуманитарно-ориентированную модели специалиста, расширив при этом круг элементов, составляющих модель. Модель гуманитарно-ориентированного специалиста отличается от существующей не только более детальной разработкой личностной компоненты, но и, главное, содержанием смыслов и целеполаганий специалиста. Здесь в качестве элементов модели специалиста рассматриваются не только функциональнопредметная (функции специалиста) и личностно-творческая сторона модели (аксиологическая и коммуникативная функции, формирование личностных
качеств), но и смыслы и целеполагания (главная задача специалиста, критерии оценки решения и др.). -
В существующей парадигме образования и, соответственно, модели специалиста мало внимания уделено не только нравственным аспектам деятельности специалиста, но и его информационной культуре (таблица).
Сравнение существующей и гуманитарно-ориентированной моделей специалистов
Элементы модели Существующая модель Гуманитарно-ориентированная модель
1 2 3
Главная задача специалиста Познание существующего мира, его стохастическое преобразование с целью удовлетворения возрастающих потребностей Направленное изменение мира с целью его сохранения
Научная основа деятельности Естественно-научный метод Теория преобразующей практики
Критерии оценки решения Только один: «правильнонеправильно» Множество критериев полезности, эффективности и безвредности
Роль этики, морали, нравственности и личного опыта Им нет важного места, в них нет особой нужды Необходимы для выбора решений
Главная задача образования Дать знания о существующем мире и законах его развития Оснастить методологией творческого преобразования
Возможность формирования, личностных качеств Только частично через гуманитарное образование Вполне возможно и желательно в процессе деятельности
Профессиональные функции специалиста Знание законов науки, профессиональной деятельности, умение применять их на практике Знание законов науки, техники, профессиональ-' ной деятельности, умение применять их на практике с учетом морально-нравственных аспектов
Организационноуправленческие функции специалиста Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления коллективом и производством, морально- . нравственные аспекты не учитываются Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления коллективом и производством с-учетом социальных и иных последствий деятельности
Окончание таблицы
1 2 ■ 3
Коммуникативные функции специалиста Умение создать трудовой настрой в коллективе Умение организовать продуктивные контакты «человек-человек» по горизонтали и по вертикали с учетом индивидуальных особенностей участников процесса
Аксиологические функции специалиста Формирование в трудовом коллективе системы ценностей и приоритетов: план любой ценой, поддержка официальной идеологии Формирование в трудовом коллективе системы ценностей и приоритетов на основе общечеловеческих ценностей; возможно множество вариантов
Информационная культура специалиста Использование традиционных способов получения информации Компьютерная грамотность; вхождение в открытое информационное образовательное пространство
Возникновение информационного общества является очередной ступенью общественного прогресса, при котором возможно появление «общественного разума». В своей сути общественный разум - это единение таких качеств, как «творческая возможность, информационная потенциальность, опирающаяся на индивидуальность человека, его чувства, влечения, впечатлительность, память, побуждения и запреты» [6].
В процессе информатизации общества главное место занимает сам человек, его способность получать и передавать знания, а также способность создавать новые знания на основе уже имеющихся. Конечно, нельзя отрицать значимость научно-технического прогресса для создания информационного общества. Именно развитие и внедрение в практику компьютерной техники создает предпосылки для последующего социального прогресса. Компьютерная техника сегодня является той материальной основой, которая пока в состоянии удовлетворить потребности человечества в хранении информации и обеспечении к ней (при необходимости) легкого доступа. Знания создаются и превращаются в общедоступную информацию самим человеком, поэтому важнейшей составляющей формирования информационного общества является информационное единство образования, науки, культуры, в котором немаловажным фактором успешности развития выступает новая философия образования.
Современный этап развития общества проходит под знаком гуманистического личностно-ориентированного непрерывного развивающего образования, где объектом философского исследования является «проектирование социокультурных и рефлексивно-инновационных сред, обеспечивающих
экологию интенсивно-игрового развития личности ...» [1]. При этом успешность развития образования в информационном обществе возможна на базе принципиально новой философии - «философии взаимодействия», которая должна стать методологической основой внедрения новых информационных технологий в образование [4].
В конце XX в. российская система образования рассматривалась с позиции ряда образовательных парадигм. Так, III. А. Амонашвили выделяет авторитарно-императивную и гуманную парадигмы [2]. Первая из них основана на незыблемых педагогических установках, нивелирующих индивидуальность, подчиняющих активность обучаемого воле обучающего, отчуждая тем самым его от участия в процессе построения собственного образования. При этом вопросы дисциплины определяются как доминирующие. Гуманный подход, напротив, является личностно-ориентированным, направленным на сотрудничество.
Следует отметить, что в условиях информатизации образования, когда в процессе усвоения знания, помимо обучающего и обучаемого, включается третий элемент - компьютер, выступающий в роли посредника между знаниями человечества и потребностями обучающегося, гуманный подход становится приоритетным. В этих условиях реализовать авторитарно-императивную парадигму не представляется возможным, поскольку через «посредника» ученик получает доступ к совершенно разнообразной и, во многом, противоречивой информации.
В настоящее время, по мнению И. А. Колесниковой, образование может быть реализовано тремя моделями: эзотерической, научно-технической и гуманитарной. В основе эзотерической - приобщение к истине через откровение (озарение) под руководством учителя. Научно-техническая строится на основе максимального упорядочения познавательного процесса, на основе обратной связи, обеспечивая некоторое нормативное содержание. Гуманитарная парадигма в основе своей диалогична, построена на вовлечении обучаемого в самостоятельный поиск истины через общение равноправных субъектов педагогического процесса [5].
По мнению Е, А. Ямбурга, следует выделить когнитивную и личностную (аффективно-эмоционально-волевую) парадигмы педагогики. В первом случае образовательная модель строится на интеллектуальном развитии: «когнитивная философия образования трактует направленность учебновоспитательного процесса совершенно определенным образом, ориентируя учителей на предметные программы, фиксированные, под дающиеся оценке результаты...»[9]. В практической реализации когнитивный подход нередко выражается в доминировании такого показателя, как достижение определенного, контролируемого уровня знаний, умений, навыков, в игнорировании, фактически, целевой ориентации на интеллектуальный рост, креативность обучения. Личностная же философия образования делает акцент на эмоци-
ональном, социальном развитии, при этом «учебный материал планируется и преподносится таким образом, чтобы помочь ребенку как можно эффективнее взаимодействовать с окружающим миром за стенами школы».
Было бы неправильным трактовать различные подходы в философии образования как взаимоисключающие, как антиподы и, отдавая предпочтение по тем или иным причинам одному из них, исключать взаимопроникновение, привлечение иных модельных элементов. В пользу необходимости взаимопроникновения образовательных парадигм свидетельствует следующее:
- необходимость обеспечения единого образовательного пространства;
- превалирование смешанного типа ориентированности учащихся: и когнитивного и аффективно-эмоционального;
- «нелинейность» развития человека;
- прагматическая направленность образования, необходимость ее как отражение потребностей общества, социального заказа.
Отечественная педагогика в течение значительного периода времени базировалась на когнитивной философии образования. Однако дальнейшее развитие и формирование основ информационного общества, вероятно, потребует разработки новых концепций и парадигм образования. По нашему мнению, вновь создаваемые парадигмы должны включать в себя или учитывать, по крайней мере, два условия. Во-первых, историю эволюции отечественной педагогики, в результате которой гуманистические принципы в образовании стали в настоящее время ведущими. Следовательно, исходя из сути гуманитарного подхода, новые образовательные парадигмы должны быть личностно-ориентированными, предполагающими активное развитие личности и ее способностей, а также сотрудничество учителя и ученика.
Во-вторых, образовательные парадигмы должны учитывать, что в информационном обществе особую роль играет информация, как механизм дальнейшего развития человечества. При этом следует иметь в виду, что информация создается на основе «живых знаний» человека, а затем, став информационным ресурсом, начинает влиять на дальнейшее развитие человека.
Таким образом, информатизация образования принципиально позволяет объединить гуманистические принципы образования и философию информационного общества, предполагающую всестороннее развитие человека, и на этой основе обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации. Условно образовательная парадигма информационного общества, по нашему мнению, может быть названа информационно-гуманистической. Ее основная идея, вероятно, должна заключаться в следующем: обеспечение интеллектуального и нравственного развития каждого человека на основе имеющихся информационных ресурсов с целью получения новых знаний, обеспечивающих устойчивое поступательное развитие цивилизации.
зз
В обобщенном виде данная информационно-гуманистическая парадигма представлена на рисунке. Основу информационно-гуманистической парадигмы составляют несколько компонентов: ноосфера, управление образованием, информационная среда образования, образовательный процесс, результат этого процесса (знания и навыки учащегося), самостоятельная деятельность человека.
Ноосфера определяет качественное состояние цивилизации и, во многом, обусловливает равновесие во взаимодействие общества и природы (от чего зависит возможность жизни на Земле в принципе), С другой стороны, уровень развития ноосферы во многом зависит от уровня информационного ресурса цивилизации, Кроме этого, уровень развития ноосферы определяет характер управления образованием и обусловливает возможности информационной среды образования.
В свою очередь, управление образованием как структурный компонент данной парадигмы отвечает за качественное содержание информационной среды образования (т, е. определяет сумму знаний, которые следует усвоить учащимся для обеспечения возможности последующего саморазвития и успешной самостоятельной деятельности), а также отвечает за организацию образовательного процесса с учетом имеющихся информационных ресурсов и степенью их доступности.
В процессе взаимодействия педагога и ученика, при условии адекватного информационного насыщения учебного процесса и доступности информационного образовательного ресурса, происходит приобретение знаний и формируются необходимые навыки, позволяющие далее человеку действовать самостоятельно.
В процессе самостоятельной деятельности, в соответствии с законами психологии, происходит развитие сознания человека, что обеспечивает возможность «живого знания», являющегося основой для пополнения информационного ресурса общества, который, в свою очередь, влияет на качественное состояние ноосферы.
Таким образом, система образования, согласно предлагаемому варианту информационно-гуманистической парадигмы, реально включается в процесс развития информационного общества. При этом наиболее полно реализуются гуманистические принципы современной отечественной педагогики и используются основные свойства информации как социально-природного явления. Кроме этого, следует отметить, что реализация предлагаемой парадигмы возможна лишь на основе информатизации современного образования.
Не менее значимым конструктом, в значительной степени обусловливающим целесообразность данной парадигмы, является,«ноосфера». Неустойчивость современного этапа развития системы «человек-биосфера», проблематика ноосферы, в том числе представления о ее становлении, являются предметом активных исследований последнего времени, связанных с фун-
кционированием так называемых открытых систем, будь то системы природные или социальные.
Обобщенное представление об информационногуманистической образовательной парадигме
Признавая одним из атрибутов функционирования ноосферы наличие управляющего воздействия со стороны человека, необходимо, прежде всего, оценить мощность управляющих информационных потоков. В. Г. Горшков считает, что оценочное значение подобных информационных потоков пока значительно превышает возможности современного человечества [3]. Это и определяет необходимость информатизации общества с целью формирования информационных потоков, необходимых для достижения равновесия в среде «человек-биосфера». Хотя споры о правомочности тех или иных терминов ведутся до сих пор.
Библиографический список
1. Алексеев, Н. Г. Перспективы разработки проблем философии образования в России [Текст] / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов. // Инновационная деятельность в образовании. - 1995. -№ 2,
2. Амонашвилн, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст] / Ш, А, Амонашвили, В. Загвязинский. // Педагогика. -2000.-№2.“ С. 11-16.
3. Горшков, В. Г. Физические и биологические основы устойчивости в жизни. [Текст] / В. Г. Горшков. - М.: ВИНИТИ, 1995.
4. Кальнин, С. М. Информационное проектирование учебного процесса: Теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО. [Текст] / С. М. Кальнин, И. А. Румянцев, В. П. Соломин, С. А. Степанов. - СПб.: Образование, 1997.-373 с.
5. Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. - № 6. - С. 84-89.
6. Косичева, А. Духовность и проблема воспитания [Текст] / А, Косичева, Г. Платонов. // Высшее образование в России. —1998. — № 1, — С. 124-127.
7. Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста. [Текст] / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Ю. Хихловский - М., 2000. - 175 с.
8. Чепуренко, Г. П. Основы информатизации процесса подготовки специалистов в вузе [Текст]: Монография. 7 Г. П. Чепуренко. — СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. - 280 с.
9. Ямбург, Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация, [Текст] / Е. А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
УДК 378:001.891
И, В, Абрамова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ С ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Информатизация образования и инновационный путь развития высшего профессионального образования ориентирует преподавательские коллективы вузов на формирование у будущих бакалавров не только прочных знаний, но и профессиональных компетенций. На основании проведённых исследований было определено содержание составляющих ИКТ компетент-