ББК Ч231 УДК 001.92:37
Татьяна Александравна Гудкова,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Информационное общество как фактор изменения требований к подготовке будущего специалиста
В данной статье рассматриваются тенденции развития информационного общества; даются характеристики информационно-технологической парадигмы; анализируется модель развития информационного общества с позиции синергетического подхода, концепции информационного общества. Раскрывается генезис терминологической системы информационного общества («информация», «информатизация», «информатизация системы образования» и др.); показывается влияние информационных технологий на культурную и социальную сферу, а также на психологию личности; выявляется спектр задач и закономерностей и отличий процесса формирования русскоязычного сектора Интернет. Исходя из вышесказанного, формулируются требования к подготовке специалистов вообще и специалистов в сфере образования, способных успешно развиваться на всём протяжении своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационно-технологическая парадигма, информационное общество, модель развития информационного общества, информация, информатизация, информационные технологии, информатизация образования, требования к подготовке специалистов в сфере образования.
Tatiana Aleksandrovna Gudkova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Information Society as a Factor of Changing the Requirements to Future Specialists’ Training
The article examines the development tendencies of the information society, presents the characteristics of the information-technology paradigm, analyzes the model of the information society development from the synergetic approach and information society concepts. It reviews the genesis of the information society terminology system (“information”, “computerization”, “computerization of the education system”, etc.), shows the influence of information technologies on cultural and social spheres, as well as on the psychology of personality, and reveals the range of questions, patterns, and differences in the formation of the Russian-speaking sector of the Internet. Based on the foregoing, the paper formulates the requirements for training specialists in general and specialists in the field of education who are capable of developing successfully throughout the course of their professional activities.
Keywords: information and technology paradigm, information society, model of information society development, information, informatization, information technologies, education informatization, requirements to training future specialists in the educational sphere.
Развитие теории информационного общества берёт своё начало в концепциях постиндустриализма и характеризуется сдвигом от производства товаров к производству услуг и информации.
Формирование информационных тенденций в условиях постиндустриального общества, по мнению Д. Белла, приводит к конвергенции двух идеологий: постиндустриальной и инфор-
мационной. Так, выражение «информационное общество» у Д. Белла трансформировалось в новое название постиндустриального общества, подчёркивающее основу определения его социальной структуры - информацию, которая связана с научным и теоретическим знанием. В рамках идеологии информационного общества были обозначены различные направления и тенденции, концентрирующие внимание на
© Т. А. Гудкова, 2012
77
тех или иных сторонах информации и технологических средствах её передачи, хранения и переработки; рассматривающие различные её социальные перспективы - возможные, желательные и негативные.
Развитие информационного общества породило проблемы с определением парадигмы перехода от постиндустриального общества к информационному.
Наиболее влиятельные философские концепции, выдвинутые в начальный период формирования идеологии информационного общества, подчёркивали ценность научного, теоретического знания и/или достоверной информации, прогнозировали возрастание их роли в обществе с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Основным признаком, по мнению исследователей, очередного этапа развития общества является также и его технологическое устройство, которое и определяет образ жизни и деятельности людей.
М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» сформулировал основные характеристики информационно-технологической парадигмы конца XX - начала XXI вв. [2], где информация рассматривается как интегральная часть всякой человеческой деятельности, где все процессы нашего индивидуального и коллективного существования непосредственно формируются (но не детерминируются) новым технологическим способом [2].
Признаками информационно-технологической парадигмы является:
- изменение роли информации;
- возникновение новых технологий для работы с информацией;
- появление новых структур представления данных;
- гибкость всех систем, процессов и отношений;
- быстрое устаревание и появление новых технологий;
- наличие конкуренции в предоставлении рынка услуг.
В процессе формирования информационного общества необходимо использовать все преимущества, вытекающие из новых технических и технологических возможностей, как для отдельного индивида, так и для государства в целом. Целесообразное использование этих возможностей открывает новые возможности для развития и саморазвития, как государства, так и индивида.
Под информационным обществом понимается конкретный тип развития социальной системы, основанный на фундаментальном понятии «информация». Термин «информация» происходит от лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность. Информация обладает следующими свойствами: достоверностью, своевременностью, доступностью, полнотой, важностью. Энциклопедический словарь [3] определяет информацию в исторической эволюции: первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины ХХ в. - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму). В рамках науки информатики информация является первичным и неопределяемым понятием. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приёмника и канала связи между источником и приёмником [Информатика, 1990]. В современной науке термин «информация» определяется неоднозначно, в зависимости от того, какая наука занимается его разработкой. Информация является предметом изучения следующих наук: математическая статистика, генетика, наука об управлении, кибернетика. В кибернетике информация является одной из категорий. Н. Винер определяет её как содержание, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств.
В соответствии с обогащением понятия «информация» расширялись и уточнялись формулировки общества, основанного на его базе. В современных словарях информационное общество определяется как общество, как новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства является информация и знания. Отличительными чертами этого общества является: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
• эффективное информационное взаимодействие людей;
• их доступ к мировым информационным ресурсам;
• удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [3].
Таким образом, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Р. Ф. Абдеев, автор оригинальной концепции информационного общества, рассматривает модель развития информационного общества как сходящуюся спираль; причём с возрастанием уровня организации происходит уменьшение неопределённости по мере накопления информации. В точке, где спираль сходится (точка бифуркации), наступает либо хаос, либо система переходит на новый, более совершенный уровень развития.
Данная модель развития общества удовлетворяет законам диалектики: единства и борьбы противоположностей (энтропия и не-гэнтропия), перехода количества в новое качество (скачкообразный переход с накоплением информации на новый уровень организации), закону отрицания отрицания.
Эволюция живой природы и становление наиболее высокоорганизованной биологической (и социальной) структуры - человека с его качественно новым уровнем отражения - сознанием, в свою очередь, способствовали резкому повышению интенсивности оперативной информации и взаимообщению людей в процессе их трудовой деятельности. Появилось множество новых взаимосвязей, взаимодействий, что в конечном итоге привело к образованию новой метаструктуры - информационного общества. Последнее обусловило резкое возрастание социальной, научно-технической, технологической, статистической и прочей оперативной информации, используемой в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур (орудий труда, машин, предметов быта, наук, произведений искусства и т. п.), т. е. ноосферы [1].
Изменение структуры общества ведёт к смене распределения производственно востребованных специалистов, а также расширению функциональных умений, например владению компьютером. Процесс внедрения компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека называется информатизацией. Информатизация общества обусловлена возрастанием роли и значения информации.
Информатизация - это процесс создания, развития и всеобщего применения информаци-
онных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе.
По мнению германских специалистов, информационное общество - это общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его постоянно совершенствующихся технических возможностей. Информационное общество стирает границы между государствами и людьми, создаёт новые условия для развития экономики, саморазвития человека в целом и становления открытого общества [5].
Внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности и как следствие развитие информационных технологий оказывают влияние на социальную структуру общества. Сокращается число занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве за счёт применения передовых технологий.
Снижается потребность во многих традиционных видах сырья, что способствует при-родосбережению и решению экологических проблем. Информация становится новым ресурсом человечества, позволяя создавать высокоэффективные материалы часто «из ничего», из дешёвых компонентов [1].
Многие исследователи западной школы, определяя и разрабатывая структуру информационного общества, забывают о важной составляющей - культуре. Существование и развитие любого общества возможно при условии преемственности поколений, которая осуществляется посредством сохранения и передачи социокультурных традиций. Понятие «традиция» сопряжено с процессами наследования социально значимой информации. В информационном обществе должны органично сочетаться блоки информации, выработанные поколениями живших в предыдущих обществах и информации, выработанной современным поколением. Если данный принцип не соблюдается, возникает проблема «отцов и детей», что ведёт к смене ценностей. Сфера профессиональной деятельности обособляется от сферы нравственности. Нравственные основания перестают быть необходимым условием для решения профессиональных задач, становятся зависимыми от
количества и качества информации сугубо технологического, инструментального и эвристического характера, что ведёт к возникновению ложных ценностей и идеалов, а также фальсификации культуры.
Информационные технологии расширяют культурное поле жизни, но изменяют образ мышления, менталитет, шкалу культурных норм и ценностей. Расширяя творческую деятельность и облегчая распространение культуры, информационные технологии представляют опасность для культурной самобытности. Происходит трансформация культуры в массовую культуру. Причиной этого является отставание психолого-педагогических возможностей от технологических. Решением данной проблемы может стать непараллельное, взаи-мопересекающее проникновение информационных технологий и образовательных.
Изменяется способ постижения мира с вербального на аудиовизуальный. Разработка нового поколения ЭВМ и новых принципов программирования позволяет моделировать любые объекты, в том числе художественные произведения в разных видах искусства. Появляются новые формы самореализации личности в сети, позволяющие избавиться от комплексов, вживаясь в свободно моделируемый образ. Однако существуют и негативные стороны данного процесса, вживание в компьютерный образ может привести к спаду творческой активности в реальной жизни. Гармоничное и целесообразное использование информационных технологий в сфере образования должно обеспечить развитие и саморазвитие личности.
В информационном обществе с помощью научной обработки информации, научной поддержки знания будут приниматься продуманные решения с целью улучшения жизни. Решающая роль будет принадлежать приобретению, обработке, хранению, передаче, распространению, использованию информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его постоянно совершенствующихся технических возможностей. Информационное общество будет носить глобальный характер, стирая границы между государствами.
Решение этих масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реаль-
ное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.
Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, ориентированной на массового потребителя, является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое, участие в процессе перехода к информационному обществу.
Обогащение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, является политической задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов. Должна быть оказана всесторонняя поддержка организации мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине XX в. является развитие и использование новых информационных технологий в производстве (экономике), социальной жизни, культуре, образовании; изменение самого человека.
Очевидно изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях. В информационном обществе резко возрастает вес и роль образования и самообразования, поскольку оно обеспечивает превращение информации в знания, которые приводят к их расширению и обновлению, имеющему индивидуально-теоретические и социальнопрактические последствия. В настоящее время человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информацион-
ного общества, - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Её всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10-15 лет, в течение которых может быть разработана и реализована новая идеология непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов. Необходимо учесть, что в России имеется серьёзный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, но недостаточно квалифицированных учителей информатики, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурноинформационные центры, электронные библиотеки и работа в Интернете.
Одним из наиболее значимых аспектов развития образования в информационном обществе является личностно-социальный, снять остроту этой проблемы способна только ориентированная на перспективу система образования, способная предоставить всем членам общества возможность получать необходимые знания и умения, позволяющие правильно ориентироваться в новом информационном пространстве [4].
Изменения происходят на всех ступенях образовательной деятельности. Для высшего образования характерна гуманитаризация технических вузов и технологизация гуманитарных; обновление коммуникации между студентами и преподавателями, её виртуализация.
Сравнивая процесс образования в постиндустриальном и информационном обществе, А. В. Хуторской отмечает, что изменяются цели обучения - от формирования знаний, умений и навыков к формированию интеллектуального капитала.
Коммуникационный процесс в процессе обучения принимает вид коллективного субъект-субъектного взаимодействия. В процессе управления иерархия, подчинение и жёсткая нормативность изменяется на самоуправление, автономию и гибкость норм. Процесс образования в информационном обществе характеризуется появлением новых информационных технологий, в том числе виртуальных. В результате воздействия изменённого процесса обучения индивид должен стать творческим профессионалом, обладающим интеллектуальным капиталом.
Информационное общество оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность, но требует иного мировоззрения: умения видеть и понимать информационную картину мира, умения выявлять и анализировать при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе.
Характерные черты современной парадигмы образования предъявляют к выпускникам вузов следующие требования, современный специалист должен:
• иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счёт профессионального использования информационнокоммуникационных технологий и технических средств;
• уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, оптимально выбирая информационнокоммуникационные технологии;
• иметь наработанную коммуникационную среду;
• уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его к той или иной деятельности;
• обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
• иметь компетентность в смежных областях;
• уметь быстро и эффективно принимать решения;
• иметь способность к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию [4].
Решение этих глобальных задач возлагается на преподавателя - основного носителя новых образовательных концепций и нового содержания образования, опережающую по сравнению с другими сферу - образование, сферу, где закладывается фундамент нового человека, готового жить в информационном обществе. Это и объясняет актуальность проблемы формирования такого профессионального качества педагога высшей школы, как информационнопедагогическая компетентность. Для подготовки будущего учителя соответствующего требованиям информационного общества, необходимо создать условия:
• обеспечивающие сферу информационных услуг духовным содержанием;
• развивающие технологический базис информационного общества;
• формирующие развитый рынок информационных услуг и сетевой структуры общества;
• способствующие развитию и саморазвитию взаимоотношений между студентом и преподавателем, за счёт новых технологий обучения.
Необходимо разработать технологию обучения будущего учителя информатики, соответствующую следующим требованиям:
• развивающую когнитивную сферу -культуросообразную;
• формирующую ценностное сознание, потребность в саморазвитии;
• развивающую технико-технологическую составляющую;
• развивающую готовность к коммуникативной деятельности;
• развивающую готовность к самостоятельной деятельности, творческие способности, аналитико-рефлексивные способности.
В информационном обществе процесс подготовки будущего специалиста в области образования должен носить характер самоорганизующейся системы, содержащей в качестве подсистемы метасистему ценностей и знаний самого индивида, что позволит системе подготовки развиваться и совершенствоваться под воздействием не только внутренних факторов, но и внешних.
Список литературы
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 287 с.
3. Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 8410/ (дата обращения: 28.02.2012).
4. Петухова, Т. П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник ОГУ 2005. № 1.
5. Ракитов, А. И. Информационная революция: наука, экономика, технология. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1993. С. 6.
Spisok literatury
1. Abdeev R.F. Filosofija informacionnoj civilizacii. M.: Vlados, 1994. 336 s.
2. Anan'ev B.G. Izbrannye pedagogicheskie trudy: v 2 t. M.: Pedagogika, 1980. T. 2. 287 s.
3. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar'. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8410/ (data obrawenija: 28.02.2012).
4. Petuhova, T.P. Sovremennaja paradigma informacionnogo obwestva kak osnova stra-tegii formirovanija informacionnoj kompetencii specialista // Vestnik OGU. 2005. № 1.
5. Rakitov, A.I. Informacionnaja revoljucija: nauka, jekonomika, tehnologija. M.: Izd-vo INION RAN, 1993. S. 6.
Статья поступила в редакцию 27.04.2012 г.