Научная статья на тему 'Информатизация общества и социальная информатика'

Информатизация общества и социальная информатика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4518
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / COMPUTING OF THE SOCIETY / SOCIAL COMPUTING SCIENCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колин Константин Константинович

В статье рассматриваются современное состояние и актуальные проблемы развития социальной информатики в России как важного направления в науке и образовании, изучающего информационные процессы и системы в современном обществе в условиях его глобализации и комплексной информатизации. Также изложен подход российских ученых к изучению проблем социальной информатики в системе образования на этапе его существенной модернизации в условиях становления информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTING OF THE SOCIETY AND SOCIAL COMPUTER SCIENCE

The article considers modern and actual problem of social computer science in Russia development as one of the most important directions in science and education studying information processes and systems in a modern society under the conditions of its globalization and complex computing. The author describes the approach of some Russian scientists in studying the problem of social computer science in the system of education at the stage of its fundamental updating in the conditions of informational society establishment.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества и социальная информатика»

Раздел I ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ

К. К. Колин

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

В статье рассматриваются современное состояние и актуальные проблемы развития социальной информатики в России как важного направления в науке и образовании, изучающего информационные процессы и системы в современном обществе в условиях его глобализации и комплексной информатизации. Также изложен подход российских ученых к изучению проблем социальной информатики в системе образования на этапе его существенной модернизации в условиях становления информационного общества.

Ключевые слова: информатизация общества, социальная информатика, образование.

The article considers modern and actual problem of social computer science in Russia development as one of the most important directions in science and education studying information processes and systems in a modern society under the conditions of its globalization and complex computing. The author describes the approach of some Russian scientists in studying the problem of social computer science in the system of education at the stage of its fundamental updating in the conditions of informational society establishment.

Key words: computing of the society, social computing science, education.

Одной из наиболее важных особенностей современного этапа развития цивилизации является процесс глобальной информатизации общества, охвативший уже многие страны мира, в том числе и Россию.

В результате стремительного развития средств информатики, новых информационных технологий и систем телекоммуникации на нашей планете формируется принципиально новая среда обитания человека, которую некоторые ученые называют новой информационной реальностью. Для миллионов людей она создает новые возможности в области профессиональной деятельности, образования, культуры и повседневной жизни. Под ее воздействием существенным образом изменяются традиционные представления о пространстве и времени, качестве жизни, личном, корпоративном и национальном богатстве.

6

В нашу жизнь уже вошли и все чаще используются такие новые понятия, как информационная бедность, информационное неравенство, информационная безопасность, которые являются важными компонентами глобальных и национальных проблем современности. Именно поэтому осмысление концептуальной сущности феномена формирования новой информационной реальности, а также его возможных последствий для дальнейшего развития цивилизации, и является, по нашему мнению, одной из наиболее актуальных проблем науки и образования.

В последние годы вопросы развития новой информационной реальности все больше привлекают к себе внимание ученых и общественно-политических деятелей; они регулярно обсуждаются на крупных международных форумах (проводящихся под эги-

дой таких авторитетных организаций, как ООН и ЮНЕСКО), причем не только с философской точки зрения, но и с сугубо прагматических позиций обеспечения дальнейшего безопасного и устойчивого развития общества. Это важно, поскольку сегодня необходимо прогнозировать социальные последствия развития процесса информатизации общества, которые еще только начинают проявлять себя, но, вполне возможно, станут весьма актуальными уже в ближайшем будущем. Ведь даже тот глобальный финансово-экономический кризис, охвативший многие страны мира, обусловлен не природными катаклизмами или другими объективными факторами, а процессом виртуализации современного общества, поэтому изучение информационных аспектов развития цивилизации в системе образования является крайне необходимым для понимания глубинных причин социально-экономических, политических и других событий и явлений, происходящих в мире.

Социальная информатика -

научная база формирования

глобального информационного общества

Исследования показывают, что одной из наиболее важных и социально значимых тенденций развития цивилизации в XXI в. является переход от индустриального общества к информационному, в котором основными объектами и результатами труда для большинства занятого населения будут информационные продукты и услуги. Поэтому сегодня возникла объективная социальная потребность в систематическом изучении проблем информационного общества, формирования в этой области научных знаний и их распространения через модернизированную систему образования. Закономерной реакцией науки на эту новую социальную потребность стало формирование нового направления исследований в области информатики, появившегося в России в

7

середине 1980-х гг. и получившего название социальной информатики.

Основоположником этого направления в его современном понимании стал известный российский философ А. Д. Урсул

[11], предложивший концептуальный подход к определению основных целей и задач социальной информатики, связав их с глобальной проблемой информатизации общества, в процессе которой и осуществляется «социализация» наиболее важных достижений информатики. В своих работах он показал, что процесс информатизации общества должен быть социально ориентированным по своей сущности. При этом средства информатики и новые информационные технологии выступают в нем лишь как инструментальные, служащие человеку для того, чтобы он мог более эффективно овладевать информацией и использовать ее в целях социального прогресса. Он одним из первых отметил принципиальную важность гуманистической ориентации процесса информатизации общества, который не должен развиваться стихийно, так как создает для человека и общества не только новые возможности, но также и новые угрозы [12].

Именно это и определяет актуальность проведения комплекса научных исследований, направленных на изучение закономерностей процесса информатизации общества и разработки на этой базе научно обоснованных концепций, прогнозов и рекомендаций по формированию информационного общества, проведению в данной области международной, государственной и региональной научно-технической, экономической, образовательной и культурной политики.

Решению этих задач и призвана содействовать социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука, которая должна стать научной базой уже формирующегося на нашей планете глобального информационного общества, рассматриваемого некоторыми учеными как новая, более высокая стадия развития цивилизации.

Объект, предмет и основные цели исследований социальной информатики

Социальная информатика является характерным примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы постиндустриальной цивилизации - информационного общества. В наших исследовательских работах [4; 6; 7] достаточно подробно аргументирована правомерность выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Критериями здесь служат наличие собственного объекта и предмета исследований, а также методологии проведения исследований, характерной для данной дисциплины.

Объектом исследований социальной информатики являются все проявления информационной реальности окружающего нас мира в социальной сфере общества. Иными словами, эта дисциплина изучает совокупность всех видов и форм проявления информации в обществе, а также информационные процессы, технологии, системы и коммуникации, которые имеют социальную значимость для жизнеобеспечения и развития человека и общества.

Что же касается предмета исследований социальной информатики, то он представляет собой лишь определенную совокупность свойств указанного объекта исследований. Такой совокупностью на данном этапе развития социальной информатики следует признать глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на социальные структуры, а также на роль и положение в обществе самого человека.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что это влияние является двусторонним, т. е. социальные структуры общества и отношение людей к процессу информатизации,

8

в свою очередь, оказывают существенное воздействие на характер и темпы развития этого процесса. Таким образом, фундаментальной проблемой социальной информатики как науки является проблема согласованного развития (коэволюции) общества и процесса его глобальной информатизации

[12]. Этот вопрос сейчас особенно важен, так как самым тесным образом связан с проблемой преодоления кризиса современной цивилизации и ее перехода на путь устойчивого и безопасного развития на основе овладения информацией и широкомасштабного использования новых знаний и технологий.

Основными целями изучения проблем информатики следует считать выявление и анализ новых возможностей для развития человека и общества в условиях новой информационной реальности, а также тех новых угроз и опасностей для их жизнедеятельности, которые уже существуют или могут появиться в будущем.

Концепции и методы социальной информатики

Проблемы формирования новой информационной реальности и становления информационного общества сегодня настолько актуальны и значимы, что должны систематически изучаться различными научными дисциплинами. В их числе необходимо в первую очередь выделить социологию, политологию и экономику, а также психологию, педагогику и культурологию.

Принципиальное отличие в подходах к изучению этих проблем со стороны социальной информатики состоит в том, что в основе предлагаемого нами подхода лежит фундаментальная научная гипотеза информатики. Ее суть заключается в следующем: окружающий нас мир обладает свойством информационного единства и поэтому закономерности проявления феномена информации в природе и обществе должны иметь общую первооснову. Поэтому фун-

даментальной базой для развития социальной информатики являются достижения в области философии информации и теоретических основ информатики, которая сегодня рассматривается в России как фундаментальная наука, приобретающая все большее междисциплинарное и мировоззренческое значение.

Что же касается собственной научной методологии социальной информатики, то здесь следует признать, что в настоящее время она еще находится в стадии своего формирования. Важное отличительное свойство этой методологии - использование совокупности различных видов научного подхода к проблемам анализа и синтеза рассматриваемых проблем и процессов. Основными из них являются информационный, системный, коэволюционный и социальный подходы.

Сущность информационного подхода заключается в том, что при изучении некоторого процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты. Опыт показал, что очень часто это позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые нам предметы в совершенно новом свете, раскрыть их глобальную информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов.

Коэволюционный подход к проблемам социальной информатики был предложен академиком А. Д. Урсулом. Смысл данного подхода заключается в необходимости учета неразрывного единства и взаимовлияния процессов развития общества и его информатизации, их коэволюции.

Социальный подход к проблемам, изучаемым социальной информатикой, состоит в том, чтобы ориентировать эти исследования, главным образом, на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. Сюда относятся, в первую очередь, проблемы

9

становления и развития информационного общества, новые возможности и проблемы его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека и т. п.

Методологический аппарат социальной информатики, помимо указанных выше подходов, включает в себя также и методы информационного моделирования рассматриваемых процессов, а также традиционные для социологических наук методы социального мониторинга, прогнозирования и управления. Можно предположить, что состав и мощность методологического аппарата социальной информатики будут в ближайшие годы быстро развиваться по мере расширения и углубления ее предметной области и появления необходимости в решении новых задач, выдвигаемых практикой развития информационного общества.

Структура предметной области социальной информатики

Детальная структуризация предметной области социальной информатики как самостоятельной научной дисциплины впервые была проведена в России [4; 6-9]. Результаты обсуждались на заседании Президиума Российской академии естественных наук, а также на ряде научных семинаров и конференций по проблемам информатики, в частности, на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». В национальном докладе России на этом конгрессе раздел «Социальная информатика» был включен в качестве одного из четырех основных разделов нового перспективного курса «Фундаментальные основы информатики», рекомендованного для системы опережающего образования [10].

При этом выделены следующие четыре основных направления научных исследований:

1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология. Изучение потребностей общества в инфор-

мационных ресурсах для достижения целей общественного развития (проблема достаточности информации).

2. Информационный потенциал общества, определяющий его возможности по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов. Сюда следует отнести все проблемы, связанные с формированием информационной инфраструктуры и информационной среды общества, т. е. создания и функционирования центров генерации, хранения и распространения информационных ресурсов, а также развития инструментальных средств, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов, решения проблем доступности информации.

3. Информационное общество, закономерности и проблемы его формирования и развития. Сюда входят проблемы развития информационной экономики и проблемы изменения структуры занятости населения в информационном обществе. С новых информационных позиций рассматривается здесь и проблема демократизации общества, в которой особую роль будет играть доступность для всех его членов необходимой информации и ее достоверность как важнейшие условия практической реализации гражданских прав и свобод. Существенное значение для решения этих проблем имеет развитие интеллектуального потенциала общества, т. е. его способности продуцировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры общества, характеризующей возможности его адаптации к развитию в условиях новой информационной среды существования человека.

4. Человек в информационном обществе. Здесь изучаются новые возможности и новые проблемы развития личности в информационном обществе, информатизация процессов образования и воспитания человека, развитие его творческих способностей на основе использования достижений информатики и так называемых креа-

тивных информационных технологий, проблемы информационной свободы и обеспечения информационной безопасности человека в информационном обществе, преодоление им технологического и лингвистического барьеров в новом информационном пространстве.

Практика показала, что данная структура проблемной области социальной информатики как самостоятельного междисциплинарного научного направления оказалась достаточно удачной, а перечисленные выше основные проблемы, составляющие эту область, до сих пор остаются весьма актуальными.

Социальная информатика и научное мировоззрение

Систематизированное изучение новой информационной реальности и процессов глобальной информатизации общества с использованием методов социальной информатики представляется сегодня исключительно важным не только с прагматической точки зрения, но также и в гуманитарном аспекте, так как это содействует формированию современного научного мировоззрения. В условиях становления информационного общества существенным образом изменяются не только привычные стереотипы поведения людей, но и их традиционные представления о пространстве и времени, богатстве и бедности, равенстве и неравенстве, свободе и ответственности, качестве жизни. Ведь уже сегодня качество жизни человека в значительной степени определяется доступностью необходимой ему информации и современных информационных коммуникаций, а также уровнем потребления информационных продуктов и услуг.

В современном обществе все более широко используются такие новые понятия, как информационное неравенство, информационная бедность, информационная культура личности, электронное правительство и мн. др. Быстро развивается ин-

10

формационный сектор экономики, которая в ряде стран, например в Индии, становится одним из важнейших источников экспорта продукции и создания новых рабочих мест для образованного населения. Во многих странах, в том числе и в России, получают все более широкое развитие системы открытого образования, основанные на ис-ользовании цифровых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения.

Информационная безопасность становится одним из важнейших условий обеспечения национальной и международной безопасности, а также личной безопасности каждого человека [3]. Современный глобальный финансово-экономический кризис является здесь очень наглядным примером. На современном этапе формирования общества, основанного на знаниях, начинает осознаваться стратегическая важность развития лингвистической и филологической культуры личности и общества. Ведь язык -это не только средство общения, но также и средство познания, это «пространство мысли», необходимое для моделирования окружающего мира в сознании человека.

Социальная информатика и образование

Социальная информатика активно развивается в России уже 20 лет, начиная с 1989 г. В настоящее время это один из важных разделов информатики, являющийся научной базой для формирования в России информационного общества, а также для изучения новых возможностей и проблем человека в условиях становления принципиально новой информационной среды жизни и профессиональной деятельности. Многие проблемы социальной информатики уже изучаются в средней и высшей школе, а также в системе подготовки научных кадров и повышения квалификации дипломированных специалистов. Однако перед системой высшего образования России се-

годня встает новая актуальная проблема -своевременно подготовить миллионы граждан нашей страны, и в особенности молодое поколение, к жизни и профессиональной деятельности в условиях глобального информационного общества. Анализ показывает, что для решения этой проблемы необходима существенно большая, чем это имеет место сегодня, информационная ориентация содержания системы образования. Конструктивным решением здесь может стать широкое внедрение в систему образования общеобразовательной дисциплины «Социальная информатика», имеющей своей целью обеспечить формирование новых знаний и умений, которые потребуются в высокоавтоматизированной информационной среде обитания.

Опыт изучения курса социальной информатики в России

Россия является мировым лидером в области научного исследования проблем социальной информатики и разработки методологии изучения этих проблем в системе образования. Достаточно указать, что сам термин «социальная информатика» был предложен именно в России более 20 лет тому назад. За эти годы произошла достаточно сложная эволюция содержания этого термина, и сегодня он означает определенный и весьма крупный раздел информатики, в котором изучаются основные закономерности и формы проявления информации в обществе, а также способы и проблемы ее социального использования. Что же касается изучения проблем социальной информатики в системе высшего образования, то этот процесс начался в России еще в конце 1970-х гг., когда начала осознаваться социальная значимость процесса информатизации общества, и поэтому в ряде российских вузов создавались специализированные кафедры социальной информатики. В России также была организована и Ассоциация кафедр социальной информатики, которая

11

продолжает свою работу до настоящего времени.

В середине 1990-х гг. в Московском государственном социальном университете (ныне Российский государственный социальный университет) по инициативе Института проблем информатики РАН был создан первый в мире факультет социальной информатики, который успешно функционировал в течение пяти лет и подготовил значительное количество специалистов с квалификацией социолог-информатик. Опыт образовательной деятельности данного факультета докладывался на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [10], получил одобрение и с тех пор используется в ряде образовательных учреждений России.

Методическое обеспечение учебного курса

Первая экспериментальная программа учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования, в которой учитывались научно-методические рекомендации специалистов ЮНЕСКО, была разработана в 1997 г. в Институте проблем информатики РАН при активном содействии Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. За последующие годы эта программа была развита до уровня полноценной базовой модульной программы учебной дисциплины, которая представлена в сети Интернет и хорошо известна специалистам, работающим в сфере образования [5].

В соответствие с содержанием этой программы разработано и учебное пособие, которое было выпущено в 2000 г., а затем переиздано в 2003 г. вместе с текстом базовой модульной программы учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования [8; 9].

В сети Интернет сегодня имеются многочисленные ссылки на эти издания, что свидетельствует о достаточно высокой

востребованности данного курса в российской системе образования.

Перспективы внедрения

курса социальной информатики в магистерские программы российских университетов

В 2008 г. специалистами Российской академии наук совместно с учеными и преподавателями Сибирского федерального университета разработаны предложения по существенному расширению комплекса образовательных дисциплин в этой области для магистров системы педагогического образования. Социальная информатика является принципиально новой учебной дисциплиной в российской системе высшего магистерского образования.

Основная задача ее заключается в том, чтобы сформировать у обучаемых достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования современных средств информатизации и перспективных информационных технологий. Дисциплина ориентирована на формирование у магистров общенаучных и системных компетенций в области проблем развития информационного общества, а также современного научного мировоззрения.

Перспективные направления развития социальной информатики

Строго говоря, проблематика исследований в области социальной информатики не ограничивается только вопросами информатизации и становления информационного общества. Ведь многие социально значимые проявления феномена информации не обязательно связаны с информа-

12

тизацией, а социальная информатика должна изучать также и эти аспекты информационной реальности.

Поэтому к числу наиболее актуальных и перспективных направлений дальнейшего развития социальной информатики можно отнести следующие:

1. Комплексная разработка проблем формирования электронных информационных ресурсов и методов их эффективного использования в различных сферах жизнедеятельности общества.

2. Системные исследования вопросов становления глобального информационного общества, основанного на знаниях, и связанных с этим проблем науки, экономики, образования и культуры.

3. Изучение новых возможностей для развития человека в информационном обществе, включая его интеллект, творческие способности и моральные качества.

4. Исследование новых угроз и вызовов в области гуманитарных наук информационной безопасности человека и общества, включая такие новые и еще малоизученные феномены, как информационное неравенство, информационная преступность, киберболезни, манипуляция сознанием, виртуализация общества, а также различные виды противоборства в информационной сфере и информационные войны [1; 2].

Овладение информацией и ее доступность для большинства населения нашей планеты в целях гуманитарного прогресса и существенного улучшения качества жизни - вот те две ключевые глобальные проблемы, которые должны быть решены человечеством в XXI в. Их гуманитарная сущность и стратегическая значимость для дальнейшего устойчивого и безопасного развития цивилизации сегодня все более четко осознаются. Но это еще не стало основой стратегии развития современного общества. Изменить эту ситуацию может только система образова-

ния, которая должна быть соответствующим образом перестроена по своему содержанию.

В настоящий момент комплексное изучение вопросов социальной информатики не только в академической науке, но и в системе современного образования является исключительно актуальной и социально значимой проблемой, решение которой требует совместных усилий мирового научно-образовательного сообщества и, конечно же, соответствующей модернизации системы образования и подготовки научных и педагогических кадров. По инициативе Российской академии наук, социальная информатика сегодня все более широко внедряется в учебные программы российских университетов. Начиная с 2006 г., эти проблемы в обязательном порядке изучаются российскими аспирантами соответствующих специальностей в рамках их подготовки к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».

Хотелось бы отметить, что в последние годы информатизации общества и социальной информатике начинает уделяться серьезное внимание и в Китае. Так, например, в 2006 г. в составе Хуажонгского университета науки и технологий Китая был создан Институт социальной информационной науки (Social Information Science Institute), который уже в 2007 г. организовал по данной проблеме Первую национальную конференцию и стал инициатором проведения в Китае Первой международной конференции Sosial Information and Sistems Science, которая состоится в октябре 2009 г.1

l К. К. Колин, автор настоящей работы, приглашен на конференцию Sosial Information and Sistems Science в качестве почетного профессора и планирует выступить на ней с пленарным докладом.

ІЗ

1. Колин, К. К. Виртуализация общества - новая угроза для его стабильности / К. К. Колин // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Изд-во РАГС, 2003. -С.449-462.

2. Колин, К. К. Глобализация и культура / К. К. Колин // Вестн. библ. ассамблеи Евразии. - 2004. -№ 1. - С. 12-15.

3. Колин, К. К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема / К. К. Колин // Открытое образование. - 2006. - № 1 (54). - С. 86-93.

4. Колин, К. К. Наука для будущего: социальная информатика / К. К. Колин // Информ. ресурсы России. - 1995. - № 3. - С. 8-15.

5. Колин, К. К. Социальная информатика: базовая модульная программа учеб. курса для системы высш. образования / К. К. Колин. - М.: ИПИ РАН, 2001. - 79 с.

6. Колин, К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества / К. К. Колин // Социальная информатика - 94. - М.: Ин-т молодежи, 1994. - С. 4-23.

7. Колин, К. К. Социальная информатика - новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» / К. К. Колин // Системы и средства информатики. - М.: Наука, 1995. -Вып. 7. - С. 20-37.

8. Колин, К. К. Социальная информатика: учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. - М.: Акад. проект, 2003. - 432 с.

9. Колин, К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. - М.: Акад. проект, 2000. - 350 с.

10. Политика в сфере образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. - М., 1996. - № 5. - С. 1-20.

11. Урсул, А. Д. Информатизация общества: введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. - М.: 1990. - 191 с.

12. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации / А. Д. Урсул. - М.: Луч, 1993. - 275 с.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.