Раздел III
Информационные технологии и разработки
УДК 338.46:002 © Е. Г. Сорока
Е. Г. Сорока КАЧЕСТВО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается актуальное направление исследований социальной информатики на современном этапе - качество информатизации, закономерности и тенденции гармоничного взаимодействия общества и информатики, а также роль IT-специалистов в этом процессе.
Ключевые слова: социальная информатика, информатизация, программный продукт, качество информатизации.
Глубокие изменения в информационной сфере, являющиеся объективным этапом социального прогресса в экономике, управлении, науке и технологии, вызвали к жизни процессы масштабной информатизации, все глубже проникающие в деятельность человека. Сегодня никем не оспаривается нарастающее преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Весь образ жизни становится все более информационным: развитые средства мобильной связи, масштабные информационные системы и технологии, электронная коммерция уверенно вошли в жизнь современного человека, а качество жизни все больше определяется способностью общества предоставлять необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством общества [7].
А.И. Ракитов, анализируя динамику становления информационной цивилизации, в своих работах убедительно показал, что информатизация общества представляет собой сложнейший многогранный процесс, в котором «социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино». Инструментом информатизации выступают информационные технологии, которые меняют не только материальное, но и духовное производство — производство знаний, а это, как отмечает А.И. Ракитов, «результат гигантской социальной значимости, революционно меняющий интеллектуальный потенциал страны, характер и содержание работы, тип человеческой деятельности, формы и уровни общения и открывающий новые возможности для самореализации» [9].
Поддерживая точку зрения А.И. Ракитова, академик А.П. Ершов в своих публикациях писал, что «информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом он обращал внимание на то, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию» [5].
Общегосударственное значение информатизации как процесса поступательного развития общества подчеркивается в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», определяющем понятие «информатизация» как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». В то же время, согласно стандарту ИСО 9000:2000, качество - это совокупность
свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, понятия «информатизация» и «качество» тесно сплетены друг с другом.
Информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания, в значительной степени определяя пути формирования глобального информационного общества. В этих условиях на первый план выходят вопросы социальных последствий информатизации, актуализируются проблемы совместного развития системы «информатика-общество». Решить поставленные вопросы призвана область научного поиска, получившая название «социальная информатика».
Термин «социальная информатика» впервые предложен А.В. Соколовым для обозначения научной дисциплины, «изучающей посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом». По его мнению, область социальной информатики должна формироваться за счет расширения в социологическую сторону предметной области традиционной информатики, которая в то время (70-е годы XX века) понималась как наука о методах и средствах движения научной информации в обществе. Однако этот подход не смог удовлетворить потребности в глубоком исследовании и прогнозировании такого сложного процесса как информатизация общества [7].
Иной подход к пониманию целей и задач социальной информатики предложил академик А.Д. Урсул. Он аргументированно доказал, что переход современной цивилизации на путь устойчивого и безопасного развития возможен только в результате согласованного развития (коэволюции) общества и глобального процесса информатизации (воздействия информатики на общество). Им особо подчеркнута «важность гуманистической ориентации процесса информатизации, которая принципиально не осуществима без развития научной базы, т.е. без комплекса научных исследований, направленных на теоретическое обобщение опыта информатизации, разработку прогнозов ее дальнейшего развития, создание научно обоснованных концепций и рекомендаций по оптимальной реализации этого процесса в обществе». Разделяя точку зрения А.Д. Урсула о взаимообусловленности цивилизационного процесса и процесса информатизации, К.К. Колин приходит к выводу, что предметом социальной информатики является «глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на социальные структуры общества, а также на проблемы и положение в обществе самого человека» [7].
Рассматривая информатизацию общества через призму воздействия информатики на общество, А.Д. Урсул обращает внимание на то, что этот процесс развертывается в целях удовлетворения все более растущих информационных потребностей социального развития. Но при этом следует обязательно учитывать, что удовлетворение нерациональных и нецелесообразных потребностей может вызывать деформирование развития информатизации, снизить её качество, поэтому фундаментальной проблемой социальной информатики является достижение органичного соединения научно-технического и социального прогресса в информационном плане на базе общечеловеческих ценностей и интересов [12].
Фиксируя тот факт, что современная эпоха отличается не просто количественным ростом информации, но усилением значения ее качества как фундаментального источника производительности и власти, В.Б. Бритков, А.А. Давыдов, Н.И. Лапин акцентируют внимание на том, что «качественно возрастает роль знаний, как высшей формы представления информации, в их отношении к технологии, взаимодействию людей друг с другом», а это «вызывает к жизни новые принципы социальной организации и новые её проблемы» [2].
Анализируя двустороннее коэволюционное влияние социальных структур общества и процесса информатизации, И.В. Соколова отмечает, что «информация, информационные технологии должны способствовать повышению качества жизни, способствовать улучшению условий расширенного воспроизводства духовного и нравственного потенциала личности» [10]. Стихийная же информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере
отрицательными общественными последствиями. Поэтому одним из направлений исследований социальной информатики на современном этапе является качество информатизации, закономерности и тенденции гармоничного взаимодействия общества и информатики.
Сегодня объективно существует социальная потребность в систематизированном изучении проблем качества фундаментальных основ социальной информатики: информации, информационных ресурсов и продуктов, информатизации в целом. Формирование проблемно-ориентированных научных знаний и концентрация передового опыта в этой области, а также распространение этих знаний и умений в обществе через систему образования приобретает общецивилизационное значение [7].
Таким образом, опираясь на работы К.К. Колина, Н.И. Лапина, А.И. Ракитова, И.В. Соколовой, А.Д. Урсула, выделим следующие направления исследований социальной информатики:
1. качество информатизации, социальные последствия и качественные изменения в обществе, за которые ответственен процесс информатизации (в том числе, проблемы развития информационной экономики, проблемы изменения структуры занятости населения в информационном обществе);
2. социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации, ее гуманистическая ориентация; новые возможности и новые проблемы развития личности в информационном обществе, информатизация процессов образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе использования достижений информатики и информационных технологий;
3. информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология; изучение потребностей общества в информационных ресурсах для достижения целей общественного развития;
4. информационный потенциал общества, определяющий его возможности по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов.
Одним из фундаментальных понятий социальной информатики является понятие «информационный ресурс», которое определяется Федеральным законом «Об информации, информатизации и о защите информации» (старая версия) как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах)».
Принимая во внимание, что это определение носит характер фиксации наличия или хранения сведений и не учитывает динамические процессы, имеющие место в моменты передачи информации и ее восприятия, А.М. Блюмин и Н.А. Фектистов предложили другую формулировку: «информационный ресурс - это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации» [1].
Наиболее ёмко суть этого понятия выразил К.К. Колин: информационные ресурсы -это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Одним из важнейших свойств информационных ресурсов является их способность служить для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг, качество которых жизненно важно для общества [7].
Возникновение и развитие информационного рынка, представляющего собой «систему экономических, правовых и организационных отношений в сфере свободной купли-продажи товаров интеллектуального труда и услуг между различными субъектами хозяйствования и потребителями», вывело на первый план проблему конкурентоспособности информационных ресурсов, продуктов, услуг как товара.
Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности людей, представляет собой совокупность данных, подготовленную производителем этого продукта для последующего распространения как в вещественной, так и в электронной форме. К информационным продуктам относятся знания, документы, информационные системы, программные продукты, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация. [1].
Информационная услуга, включающая подготовку, получение и предоставление в распоряжение пользователя необходимых им информационных продуктов, предполагает «удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса заявки пользователя на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема» [1].
Максимально эффективное использование информационных ресурсов, продуктов и услуг закладывает основу для формирования информационного потенциала общества как совокупности средств, методов и условий, позволяющих, в свою очередь, активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.
По мнению И.В. Соколовой, информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. Его реализация непосредственно связана с интенсивностью и качеством протекающих в обществе информационно-обменных процессов [10].
Таким образом, качество информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг, всей информатизации в целом становится важнейшим фактором развития информационного общества, обеспечения его экономической и социальной безопасности, что актуализирует изучение фундаментальных основ социальной информатики с точки зрения общенаучной категории «качество».
Понятие «качество» развивалось и уточнялось под воздействием общественного производства на протяжении всей истории человечества. В современных условиях качество представляет собой фундаментальную, подлежащую всеобщему изучению область знания, оно становится сферой научной организации социально-экономической деятельности общества, областью исследований для специалистов широкого круга. Рыночную экономику, ориентированную на производство, реализацию и потребление наиболее качественных услуг и продукции, всё чаще называют квалитической, что отражает одну из сущностных её особенностей.
Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности, в том числе и для сферы информационных технологий. Особо акцентируется внимание на социальном, техническом, экономическом, правовом аспектах качества.
Социальный аспект связан с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.
Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования (продукта, услуги), проявляющимися в его свойствах.
Экономический аспект предполагает подход к качеству как результату потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. С экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, т.к. не всякое высокое качество удовлетворяет потребителя.
Правовой аспект относится к выработке нормативно-технической документации (НТД), порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения. С правовой точки зрения