УДК 130.3: 004
ИНФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
л
И.Г.Борисенко1
Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, 660041 ,г. Красноярск, пр. Свободный, 79.
Освещаются актуальные проблемы в современной системе отечественного образования, связанные с процессами информатизации, их неоднозначностью при переходе к информационному обществу. Обосновано, что в информационном обществе информация, знания выступают в качестве основных социальных ценностей, что информатизация образования влечет за собой радикальные изменения в системе образования. Проблемы повышения качества образования рассматриваются в контексте развития процесса формирования глобального информационного общества. Автор акцентирует внимание на особой роли новых информационных технологий в обновлении образовательной системы; говорит о роли и месте преподавателя в информационном образовании, а также о проблемах, связанных с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: информационное общество; информационное образование; глобальное образование; но-осферное образование; неоднозначность информации.
INFORMATION IN EDUCATIONAL SYSTEM: FEATURES OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL STUDIES I.G. Borisenko
Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology of Siberian Federal University, 79 Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041.
The article deals with the current problems in the modern system of national education related to the processes of informatization, their ambiguity in the transition to the information society. It is proved that information and knowledge in information society serve as basic social values and that the informatization of education involves radical changes in the education system. The problems of improving the quality of education are considered in the context of the process of global information society formation. The author emphasizes the particular role of new information technologies to upgrade the educational system, discusses the role and place of a teacher in the informational education, as well as problems associated with the use of information technologies in educational process. 6 sources.
Key words: information society; information education; global education; noospheric education; ambiguity of information.
Проблема информации в настоящее время играет все большую роль в обществе, и особенно в науке, благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. Понятие информации вышло на приоритетное место в современной науке и стало общенаучной категорией. Вместе с тем, расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в том числе проблем образования.
Обращение к информационному аспекту образования вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, образование как социальный институт имеет двойственную основу, поскольку, с одной стороны, представляет собой довольно консервативную сферу жизни (передача знаний консервативна по своей сути, т.е. носит традиционный характер), а, с другой стороны, своим вектором направлено в будущее, потому что готовит к самореализации современное молодое поколение в новых социально-экономических условиях.
Во-вторых, амбивалентность информации связана
с ее изначально интегрированной сущностью, поскольку она находится на стыке гуманитарных и естественных дисциплин.
В-третьих, расширение компьютерного бытия в условиях формирования современного социального пространства характеризуется детерминацией целого комплекса неизвестных ранее проблем (например, проблема информационного неравенства; проблема информационной безопасности и т. д.).
Кроме того, существующие социально-философские проблемы еще более обострила развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция. Переход к информационному обществу, в котором информация, знания выступают в качестве основной социальной ценности, подразумевает радикальные изменения во всех социальных институтах, в первую очередь, в образовательной сфере.
Поэтому проблемность положения современной системы образования и неоднозначность информационных процессов чрезвычайно актуализируют вопросы, связанные с социально-философским осмыслением информации.
1Борисенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и черчения, тел.: 89039218653, e-mail: i.g.borisenko@yandex.ru
Borisenko Irina, Senior Lecturer of the Department of Descriptive Geometry and Drawing, tel.: 89039218653, e-mail: igboris-enko@yandex.ru
Философия информации развивается в России уже более пятидесяти лет и играет все большую роль в науке благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. Фундаментальные исследования данной проблемы, проведенные еще в семидесятые годы прошлого века академиком А.Д. Урсулом, в настоящее время являются более актуальными, так как сегодня философские проблемы информации все более активно обсуждаются в научном мире. Эта проблема стала не только междисциплинарной и общенаучной, но уже глобальной и даже космической, о чем свидетельствуют современные подходы к анализу проблем космологии и другие науки о космосе [6], а также квантовой механики, общей физиологии, генетики и психологии. Это весьма широкое понимание информации дает основание считать науку об информации - информатику одной из самых фундаментальных наук. Вместе с тем, расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в числе которых:
• исследование концептуальной природы информации как одного из проявлений реальности окружающего нас мира;
• более полное осмысление роли информации в эволюционных процессах, которые происходят как в физических, так и в биологических системах, а также в человеческом обществе и важном его проявлении -образовании.
Социально-философский анализ информации не возможен вне образовательной сферы, то есть любые исследования, посвященные роли, месту и перспективам информации, так или иначе, будут зависеть от уровня решения социальных проблем вообще и образования как важнейшего социального института в особенности. Это означает, что любые действия по дозированию информации, а тем более ограничению ее, должны согласовываться с образовательным ракурсом проблем, поскольку система образования всегда является и причиной и следствием всех социальных трансформаций.
Исследование социально-философских проблем информации в современном образовательном пространстве позволяет выявить основные тенденции развития образовательной системы в современном мире, пути преодоления возникших кризисных явлений в сфере образования.
Внедрение новых информационных технологий в сфере образования ускоряет трансформацию всей образовательной системы. Отставание философского и теоретического осмысления проблем образования от интенсивно развивающихся информационных технологий во многом определяют проблемы информатизации образования, преодоление которых является насущно необходимым для становления образовательной системы информационного общества.
Образовательная система определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, харак-
тер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. Поскольку зависимость межличностных отношений и взаимодействия образования с социальной средой очевидна, то есть в любом случае факторы и условия, определяющие обучение и развитие личности, не только привносятся из внешней по отношению к образованию социально-экономической среды, но и создаются самим образовательным процессом, являются продуктом информационно-образовательного взаимодействия, межличностных отношений субъектов образования.
Также необходимо акцентировать внимание на двух важных, с нашей точки зрения, аспектах. Во-первых, хотя информационная среда является внешним фактором для образовательного процесса, тем не менее, она тесно связана с образовательной сферой, поскольку в той или иной степени порождается образовательным процессом. Во-вторых, образовательная система является информационной и по своей природе, и по форме выражения, так как образуется информацией социальной среды и элементами ее инфраструктуры, то есть она становится частью социально-информационной системы.
Важно также учитывать, что современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его системы: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектных отношений, информационной сферы. Развитие общества ведет к расширению и укреплению информационной и экономической базы образовательной среды, что в свою очередь влечет появление новых проблем и противоречий и в обществе, и в системе образования в целом.
Информационный характер современной образовательной системы - одно из важнейших ее свойств. В век глобальной информатизации признание этого свойства является необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Образование, использующее новые информационные технологии, должно стать ядром информационного общества и одним из приоритетных механизмов дальнейшего развития. А это вместе с тем означает усиление внимания ко всем информационным аспектам образовательного процесса [5].
Современный аспект информатизации образования тесно связан с определением информатизации общества как средства его перехода в состояние информационного общества, которое дано А.Д. Урсулом. Информатизация - это «системно-деятельностный процесс овладения информацией, как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества, и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации» [4]. Основываясь на этом определении, можно подчеркнуть, что информатизация образования является средством развития, модернизации, совер-
шенствования всей образовательной системы, соответствующей информационному обществу.
В последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. В связи с этим вполне понятен тот повышенный интерес к проблеме уточнения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам и историко-философским аспектам, который наблюдается сегодня как в сфере науки, так и в сфере образования [3].
Образование, имеющее информационную природу и использующее средства информатики, может и должно стать ядром информационного общества и одним из основных механизмов дальнейшего устойчивого развития.
Образование должно стать более универсальным, однако не в западноевропейском потребительском смысле, декларируемом Болонским процессом, а подняться на уровень, разрабатываемый и предвидимый русскими космистами. Вместе с тем в современных условиях оно должно выполнять важную практическую функцию, обеспечивая обучающемуся не только возможность адаптации к широкой сфере деятельности, но и реализуя потребность неоднократного изменения сфер деятельности, профиля и методов работы в течение жизни. Это обусловлено непрерывными трансформациями и социальной неоднозначностью ситуации в стране и в мире.
Перед современным образованием, на наш взгляд, еще более остро встают проблемы:
• соответствия духовного и интеллектуального, гуманитарного и естественнонаучного, репродуктивного и развивающего обучения;
• состава и объема содержания образовательных предметов в аспекте эффективности и безопасности обучения;
• системной (метасистемной) взаимосвязи образовательных предметов;
• соответствия фундаментальности и универсальности в обучении, предметности и метапредмет-ности.
Решение подобных задач невозможно без развития информационной составляющей образовательного процесса.
Адаптация в современной социально-информационной среде обусловлена необходимостью развития духовного начала у субъекта обучения, что предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры деятельности, культуры отношений, этики, современного мировоззрения, соблюдения им социально-правовых норм и норм морали, бережного отношения к нравственным ценностям.
Потребность в новых подходах к отношениям в системе «образование - информация» детерминировано также огромным потоком информации, увеличивающимся в геометрической прогрессии, который гро-
зит захлестнуть классическую субъектно-объектную систему в образовании, влияя на него, затрудняя его адекватное отражение. И в связи с этим еще более значимой становится роль преподавателя, важнейшая задача которого - научить жить в информационном мире, не заблудиться в огромном потоке информации, уметь находить и использовать необходимые знания. Эффективность процесса образования напрямую зависит не только от профессионального уровня самого преподавателя, его способности осваивать новшества. «Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи, и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом - средства информатики и информационные технологии» [1].
Одной из основных причин инертности перехода к информационному образованию, основанному на инновациях, использовании новых информационных технологий, на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли, является педагогический консерватизм, опирающийся на старые, традиционные методы обучения. Возникают проблемы и с количеством образовательных предметов, и с их содержанием и объемом в учебных программах, в частности, проблемы оптимального сочетания традиционных консервативных и инновационных подходов в образовательной сфере проявляются в «перекосах», имеющих место в учебных планах, разработанных по новым образовательным стандартам.
Проанализировав несколько учебных планов, разработанных по ФГОС ВПО в политехническом институте Сибирского федерального университета по укрупненной группе 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка», и просуммировав общее количество часов, можно прийти к выводу, что более половины времени отводится дисциплинам, несущим общеобразовательный характер, не имеющим отношения к специальности. Например, на изучение русского языка (это в высшей-то школе!), ва-леологии, культурологии по учебному плану отводится столько же часов, как и на изучение дисциплин «начертательная геометрия» и «инженерная графика», составляющих основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин.
Данный пример позволяет сделать несколько неутешительных выводов. Во-первых, катастрофическое падение грамотности, безусловно, вынуждает образовательные структуры идти на столь радикальные меры. Однако практика показывает, что универсальность по-«болонски» приводит к потере конкретного специалиста, инженера в традиционном смысле этого понятия, который, при этом, вряд ли реализует себя и в другой сфере, то есть вряд ли станет универсальным специалистом. Во-вторых, подобные «реформаторы» часто преследуют далеко идущие (геополитические) цели, ведь Западу не нужна конкурентоспособная, грамотная российская молодежь. В-третьих, реформы подобного толка стимулируют псевдореформаторство, то есть реформу ради самой
реформы, что, в конечном счете, приведет к гибели всей системы высшего образования.
Необходимо отметить еще один важный аспект. Информационный характер системы образования создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметных связей. Дифференциация в современном образовании предполагает наличие интеграции множества учебных дисциплин на основе реализации межсистемных связей. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы интегрируются, что предлагает находить источники межпредметных связей и средств их реализации с помощью своих методов и форм. Целью этого процесса является формирование у студентов системного научного мышления, экологической и информационной культуры, творческой активности и высокой нравственности - качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в глобальном информационном обществе. Особая роль в организации и реализации подобных подходов, по словам К.К. Колина, «принадлежит информатике, как фундаментальной естественной науке» [1], которая как раз и располагает универсальными методами и средствами осуществления этих процессов.
Усиление интеграционной компоненты информатики с другими предметами повышает эффективность использования компьютерных средств обучения в условиях создания всемирного информационного пространства, когда значительно увеличиваются возможности коммуникаций с помощью современных информационных технологий и средств связи (интернет, электронная почта).
Однако и здесь возникает ряд проблем, к которым можно отнести:
• сложность ориентации в гигантских потоках информации;
• затруднения в отборе качественной и достоверной информации, т.е. угроза дезинформации;
• возросшие возможности манипулирования сознанием людей в результате влияния на общество средств массовой информации;
• информационное неравенство людей, что обостряет социальное неравенство и потенциальные социальные конфликты.
В статье «Информационная культура и качество жизни в информационном обществе» К.К. Колин отмечает, что содержание современной системы образования не нацелено на подготовку человека к жизни в условиях современного информационного общества, что «система образования не ориентирована на формирование новой информационной и электронной культуры личности и общества, адекватной той новой информационной реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека, изменяет весь его образ жизни, многие ценности, привычные стереотипы поведения» [2].
По нашему мнению, несмотря на все методологические уловки, традиционная субъектно-объектная схема в образовательном процессе остается и будет сохранять свои позиции в ближайшие десятилетия, и
роль информации в этом процессе трудно переоценить. Можно подытожить, что амбивалентность информационных потоков связана с гносеологической сущностью образовательного процесса и особой роли информации в нем, что связано не только и не столько с обилием и даже противоречием информационных потоков, сколько с отсутствием механизма фильтрации и отсева ненужной, подчас опасной, информации.
Подводя итоги социально-философскому исследованию особенностей роли информации в образовательной системе, нельзя в рамках одной конкретной статьи показать всю гамму проблем, однако применительно к образовательной сфере есть необходимость отметить следующие принципиальные моменты:
1. Роль преподавателя, смещаясь в сторону координатора, не теряет своей значимости, более того, по нашим наблюдениям, она является еще более востребованной. Это связано с необходимостью оперативного отсечения опасной информации, что может сделать грамотный преподаватель, выступающий в роли экскурсовода в море информации.
2. Темпы научно-технического прогресса вынуждают преподавателя постоянно обновлять свои профессиональные знания, осваивать и использовать новые технологии, повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру, поскольку необходимо постоянно обновлять информационные источники.
3. Проблема информации в образовательном процессе резко обостряется в плане выбора источника информации между «учебником традиционным» и «учебником электронным». Известно, что степень полезности и вреда последнего дискутируется даже на уровне медицины и психологии, не говоря уже о традиционной преподавательской среде. По нашему мнению, учебник традиционный имеет некоторые преимущества, в частности, самая совершенная электронная книга не заменит особую гносеологическую ситуацию, которую порождает соприкосновение с традиционным учебником. Вот почему все прогнозы относительно кончины традиционных учебников являются преждевременными; они так же сомнительны, как прогнозы гибели кинотеатров в связи с развитием телевидения.
4. Облегчение доступности к информации, которую предлагают нам современные носители, создает, по нашим наблюдениям, опасную иллюзию облегченного гносеологического пути, т.е. современные студенты, как правило, путают различные вещи: упрощенный алгоритм получения информации с тяжелыми традиционными усилиями по обработке и усвоению информации.
Таким образом, проблема информации в современном образовательном пространстве предполагает социально-философский анализ; в противном случае пострадает глубина и комплексность проблемы образования. Кроме этого, социально-философский анализ в образовательной системе принципиален для выработки реальных гносеологических механизмов (учебных программ, учебных пособий и т. д.) в современном образовательном процессе.
Библиографический список
1. Колин К.К. Информационное общество и проблемы образования // Информационное общество. 1997. Вып. 2-3. С. 18-20.
2. Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование. 2010. №6. С. 84-89.
3. Колин К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы современной информатики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 1. С. 29-35.
4. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ. 1993. № 1-2. С. 35-45.
5. Урсул А.Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе // Открытое образование. 2010. №6. С. 89-97.
6. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). М.: РАГС, 2007. 326 с.
УДК 16.21.29
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ОБРАЗ МИРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ
И.А.Бубнова1
Московский городской педагогический университет, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.
В статье рассматриваются изменения, происходящие в сознании современных молодых людей под влиянием телевидения, агрессивно внедряющего в сознание молодежи западные ценности, которые, успешно «конкурируя» с культурными ценностями этноса, ведут к деструкции личности и постепенно деформируют образ мира народа, складывавшийся веками. Описываются результаты экспериментальных исследований. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: образ мира; этно-культурные доминанты; массовая культура.
PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS OF TELEVISION EFFECT ON THE MODERN RUSSIAN YOUTH'S IMAGE OF THE
WORLD
I.A.Bubnova
Moscow City Pedagogical University, 4 Second Selskohozyaistvenny Proezd, Moscow,129226.
The article discusses the changes taking place in the minds of modern young people under the influence of television, which aggressively introduces Western values into the consciousness of young people. The former successfully "compete" with the cultural values of the ethnic group, lead to the destruction of personality and gradually deform the nation's image of the world that had been formed for centuries. The results of experimental studies are described. 12 sources.
Key words: image of the world; ethno-cultural dominants; mass culture.
Проблема влияния телевидения и других средств массовой коммуникации на смысловое содержание языкового сознания личности, а следовательно, на ее «образ мира» относится к проблематике речевого воздействия - той области, где пересекаются интересы психолингвистики, психосемантики, психологии общения, массовой коммуникации, рекламы и т.д.
Сам эффект речевого воздействия на человека, с точки зрения А.Н.Леонтьева, заключается во внесении в его сознание определенных знаний, причем эти знания, целенаправленно внесенные извне, должны стать «действенными, то есть реально управлять его деятельностью, побуждать к ней и направлять ее...» [6, с. 33].
Развивая мысли А.Н.Леонтьева далее, А.А.Леонтьев предложил психологическую модель речевого воздействия, позволяющую достаточно эффективно внедрять в сознание человека какие-либо идеи и таким образом формировать требуемое определенным социальным институтам мировоззрение.
Данная модель основана на корреляции двух важнейших понятий: «поле значения» и «смысловое поле», т.к. именно направленное воздействие на эти поля аудитории с целью «спровоцировать» ее поведение в нужном для коммуникатора направлении ведет, в конечном итоге, к радикальному изменению в системе ценностей реципиентов [5, с. 272-274].
В свою очередь, очевидно, что результатом изменения системы ценностей, т.е. ядра образа мира человека, является полная перестройка всей категориальной структуры его сознания, формирование иного смыслового пространства, обусловливающего в дальнейшем восприятие окружающей действительности.
Все вышесказанное объясняет, почему исследования образа мира в психолингвистике, несмотря на достаточно долгую свою историю, продолжают оставаться актуальными и до сегодняшнего дня.
К настоящему моменту уже ни у кого не вызывает сомнений, что содержание языкового сознания и образа мира любого народа, прежде всего, обусловлено
1Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной филологии Института гуманитарных наук.
Bubnova Irina, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Foreign Philology of the Institute of Humanities.