УДК 13=316.7+37.0+004
Борисенко Ирина Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и черчения, [email protected], Красноярск
информация в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИИ
Аннотация: В статье освещаются актуальные проблемы в отечественном образовании, связанные с процессами информатизации, их неоднозначностью при переходе к информационному обществу, где информация, знания выступают в качестве основных социальных ценностей. Автор акцентирует внимание на особой роли новых информационных технологий в обновлении образовательной системы, а так же о проблемах связанных с их использованием в образовательном процессе.
Ключевые слова: информационное общество, информационное образование, глобальное образование, информация, информатика.
Borisenko Irina Gennadievna
Senior Lecturer, Departmentof descriptive geometryand drawing, [email protected], Krasnoyarsk
INFORMATION ON THE EDUCATIONAL SYSTEM: CHARACTERISTICS OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL STUDIES
Abstract. The article highlights the current problems in the national education associated with the processes of information, their ambiguity in the transition to an information society where information and knowledge serve as the basic social values. The author emphasizes the special role of new information technologies to upgrade the educational system, as well as the problems associated with their use in the educational process.
Keywords: information society, information education, global education, information, informatics.
Проблема информации в настоящее время играет все большую роль в обществе и, особенно в науке благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. Понятие информации вышло на приоритетное место в современной науке и стало общенаучной категорией. Вместе с тем, расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в том числе проблем образования.
Обращение к информационному аспекту образования вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, образование, как социальный институт имеет двойственную основу, поскольку с одной стороны, представляет собой довольно консервативную сферу жизни (передача знаний консервативна по своей сути, т.е. носит традиционный характер), а с другой стороны, своим вектором направлено в будущее, потому что гото-
вит к самореализации современное молодое поколение в новых социально-экономических условиях.
Во-вторых, амбивалентность информации связана с ее изначально интегрированной сущностью, поскольку она находится на стыке гуманитарных и естественных дисциплин.
В-третьих, расширение компьютерного бытия в условиях формирования современного социального пространства характеризуется детерминацией целого комплекса неизвестных ранее проблем (например, проблема информационного неравенства; проблема информационной безопасности).
Поэтому проблемность положения современной системы образования и неоднозначность информационных процессов чрезвычайно актуализируют вопросы, связанные с социально-философским осмыслением информации.
Исследование социально-философских проблем информации в современном об-
разовательном пространстве позволяет выявить основные тенденции развития образовательной системы в современном мире, пути преодоления возникших кризисных явлений в сфере образования.
Внедрение новых информационных технологии в сфере образования ускоряют трансформацию всей образовательной системы. Отставание философского и теоретического осмысления проблем образования от интенсивно развивающихся информационных технологий во многом определяют проблемы информатизации образования, преодоление которых является насущно необходимым для становления образовательной системы информационного общества.
Образовательная система определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. Поскольку зависимость межличностных отношений и взаимодействия образования с социальной средой очевидна, то есть в любом случае факторы и условия, определяющие обучение и развитие личности, не только привносятся из внешней по отношению к образованию социально-экономической среды, но и создаются самим образовательным процессом, являются продуктом информационно-образовательного взаимодействия, межличностных отношений субъектов образования.
В связи с выше изложенным, необходимо акцентировать внимание на двух важных аспектах. Во-первых, информационная среда является внешним фактором для образовательного процесса, она тесно связана с образовательной сферой, поскольку в той или иной степени порождается образовательным процессом. Во-вторых, образовательная система является информационной и по своей природе, и по форме выражения, так как образуется информацией социальной среды и элементами ее инфраструктуры, то есть она становится частью более общей глобальной социально-информационной системы.
Важно также учитывать, что современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями современного общества: политического и экономического устройства,
идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектных отношений, информационной сферы. Развитие общества ведет к расширению и укреплению информационной и экономической базы образовательной среды, что в свою очередь влечет появление новых проблем и противоречий и в обществе, и в системе образования в целом.
Информационный характер современной образовательной системы - одно из важнейших ее свойств. В век глобальной информатизации признание этого свойства является необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях.
Современный аспект информатизации образования тесно связан с определением информатизации общества, как средства его перехода в состояние информационного общества, которое дано А. Д. Урсулом. Информатизация - это «системно - деятельностный процесс овладения информацией, как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества, и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации» [3]. Основываясь на этом определении, можно подчеркнуть, что информатизация образования является средством развития, модернизации, совершенствования всей образовательной системы, соответствующей информационному обществу.
Образование, имеющее информационную природу и использующее средства информатики, может и должно стать ядром информационного общества и одним из основных механизмов дальнейшего устойчивого развития.
Образование должно стать более универсальным. Вместе с тем в современных условиях оно должно выполнять важную практическую функцию, обеспечивая обучающемуся не только возможность адаптации к широкой сфере деятельности, но и реализуя потребность неоднократного изменения сфер деятельности и методов работы в течение жизни. Это обусловлено непрерывными трансформациями и социальной неоднозначностью ситуации в стране и в мире.
Перед современным образованием, на наш взгляд, еще более остро встают следующие проблемы:
• соответствия духовного и интеллектуального, гуманитарного и естественнонаучного, репродуктивного и развивающего обучения;
• состава и объема содержания образовательных предметов в аспекте эффективности и безопасности обучения;
• системной (метасистемной) взаимосвязи образовательных предметов;
• соответствия фундаментальности и универсальности в обучении, предметности и метапредметности.
Решение подобных задач невозможно без развития информационной составляющей образовательного процесса.
Адаптация в современной социально-информационной среде обусловлена необходимостью развития духовного начала у субъекта обучения, что предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры деятельности, культуры отношений, этики, современного мировоззрения, соблюдение им социальноправовых норм и норм морали, бережного отношение к нравственным ценностям.
Потребность в новых подходах отношения в системе «образование - информация» детерминировано также огромным потоком информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, который грозит захлестнуть классическую субъектно-объектную систему в образовании, влияя на его, затрудняя его адекватное отражение. И в связи с этим еще более значимой становится роль преподавателя, важнейшая задача которого - научить жить в информационном мире, не заблудиться в огромном потоке информации, уметь находить и использовать необходимые знания. Эффективность процесса образования напрямую зависит не только от профессионального уровня самого преподавателя, его способности осваивать новшества. «Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом -средства информатики и информационные технологии» [1].
Одной из основных причин инертности перехода к информационному образованию,
основанному на инновациях, использовании новых информационных технологий, на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли, является педагогический консерватизм, опирающийся на старые, традиционные методы обучения. Возникают проблемы и с количеством образовательных предметов, и с их содержанием и объемом в учебных программах, в частности, проблемы оптимального сочетания традиционных консервативных и инновационных подходов в образовательной сфере проявляются в «перекосах», имеющим место в учебных планах, разработанных по новым образовательным стандартам.
Проанализировав несколько учебных планов, разработанных по ФГОС ВПО в политехническом институте Сибирского федерального университета по укрупненной группе 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка» и просуммировав общее количество часов, становится очевидным, что более половины времени отводится дисциплинам, несущим общеобразовательный характер, не имеющим отношения к специальности. Например, на изучение русского языка, валеологии, культурологии, по учебному плану отводится столько же часов, как и на изучение дисциплин «начертательная геометрия» и «инженерная графика», составляющих основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин.
Необходимо отметить, что нформацион-ный характер системы образования создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметных связей. Дифференциация в современном образовании предполагает наличие интеграции множества учебных дисциплин на основе реализации межсистемных связей. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы интегрируются, что предлагает находить источники межпредметных связей и средств их реализации, предлагая свои средства, методы и формы. Целью этого процесса является формирование у студентов системного научного мышления, экологической и информационной культуры, творческой активности и высокой нравственности - качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить
и работать в глобальном информационном обществе. Особая роль в организации и реализации подобных подходов, по словам К. К. Колина: «принадлежит информатике, как фундаментальной естественной науке» [1], которая как раз и располагает универсальными методами и средствами осуществления этих процессов.
Усиление интеграционной компоненты информатики с другими предметами повышает эффективность использования компьютерных средств обучения в условиях создания всемирного информационного пространства, когда значительно увеличиваются возможности коммуникаций с помощью современных информационных технологий и средств связи (интернет, электронная почта) различным дисциплинам.
Однако и здесь возникает ряд проблем, к которым можно отнести:
• сложность ориентации в гигантских потоках информации;
• затруднения в отборе качественной и достоверной информации, т.е. угроза дезинформации;
• возросшие возможность манипулирования сознанием людей в результате влияния на общество средств массовой информации;
• информационное неравенство людей, что обостряет социальное неравенство и потенциальные социальные конфликты.
В статье «Информационная культура и качество жизни в информационном обществе» К. К. Колин отмечает, что содержание современной системы образования не нацелено на подготовку человека к жизни в условиях современного информационного общества, что «система образования не ориентирована на формирование новой информационной и электронной культуры личности и общества, адекватной той новой информационной реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека, изменяет весь его образ жизни, многие ценности, привычные стереотипы поведения» [2].
По нашему мнению, несмотря на все методологические уловки, традиционная субьектно-обьектная схема в образовательном процессе остается, и будет сохранять свои позиции в ближайшее десятилетия и роль информации в этом процессе трудно переоценить. Можно подытожить, что амбивалентность информационных потоков
связана с гносеологической сущностью образовательного процесса и особой роли информации в нем, что связано не только и не столько с обилием и даже противоречием информационных потоков, сколько с отсутствием механизма фильтрации и отсева ненужной, подчас опасной, информации.
Подводя итоги социально-философскому исследованию особенностей роли информации в образовательной системе, не представляется возможным в рамках одной конкретной статьи показать всю гамму проблем, однако применительно к образовательной сфере есть необходимость отметить следующие принципиальные моменты:
Первое. Исходя из выше сказанного, роль преподавателя, смещаясь в сторону координатора, не теряет своей значимости, более того, по нашим наблюдениям, она является еще более востребованной. Это связано с необходимостью оперативного отсечения опасной информации, что может сделать грамотный преподаватель, выступающий в роли экскурсовода в море информации.
Второе. Темпы научно технического прогресса вынуждают преподавателя постоянно обновлять свои профессиональные знания, осваивать и использовать новые технологии, повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру, поскольку необходимо постоянно обновлять информационные источники.
Третье. Проблема информации в образовательном процессе резко обостряется в плане выбора источника информации между «учебником традиционным» и «учебником электронным». Известно, что степень полезности и вреда последнего дискутируется даже на уроне медицины и психологии, не говоря уже о традиционной преподавательской среде. По нашему мнению, учебник традиционный имеет некоторые преимущества, в частности, самая совершенная электронная книга не заменит особую гносеологическую ситуацию, которую порождает соприкосновение с традиционным учебником. Вот почему все прогнозы относительно кончины традиционных учебников являются преждевременными; они так же сомнительны, как прогнозы гибели кинотеатров в связи с развитием телевидения.
Четвертое. Облегчение доступности к информации, которую предлагают нам со-
временные носители, создает, по нашим наблюдениям опасную иллюзию облегченного гносеологического пути, т.е. современные студенты, как правило, путают различные вещи: упрощенный алгоритм получения информации с тяжелыми традиционными усилиями по обработке и усвоению информации.
Таким образом, проблема информации в современном образовательном пространстве предполагает социально-философский анализ; в противном случае пострадает глубина и комплексность проблемы образования. Кроме этого, социально-философский анализ в образовательной системе принципиален для выработки реальных гносеологических механизмов (учебных программ, учебных пособий и т. д.) в современном образовательном процессе.
Библиографический список
1. Колин К. К. Информационное общество и проблемы образования // Информационное общество. - 1997. - Вып. 2-3. - С. 18-20.
2. Колин К. К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование. - 2010. - №6.
3. Урсул А. Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ. - 1993. - № 1-2. - С. 35-45.