Научная статья на тему 'Информационная культура личности (к проблеме информатизации образования)'

Информационная культура личности (к проблеме информатизации образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Светлана Юрьевна

Рассматривается понятие личность. Исследуются основные вопросы формирования информационной культуры личности как одного из ключевых параметров качества подготовки будущих специалистов в современной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности (к проблеме информатизации образования)»

УДК 002:004:378

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (к проблеме информатизации образования)

С.Ю. ТЮРИНА, канд. филол. наук

Рассматривается понятие личность. Исследуются основные вопросы формирования информационной культуры личности как одного из ключевых параметров качества подготовки будущих специалистов в современной образовательной среде.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная культура, личность, информационная компетенция.

INFORMATION CULTURE OF PERSONALITY (on informatization of education)

S.Yu. ТУШИМА, Candidate of Philology

The article deals with general issues on informatization of educational milieu. Different concepts of the notion personality are discussed. The key issues on information culture of personality development are studied.

Keywords: informatization of education, information

Понятие личность является ключевым для целого ряда наук: социологии, психологии, философии, дидактики и др. Общенаучное понятие человека как личности имеет неоднозначную трактовку, существуют различные подходы к его рассмотрению.

В Философском энциклопедическом словаре личность рассматривается как «общежитейский и научный термин, обозначающий: человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности»1.

Отечественный исследователь А.Н. Леонтьев трактует понятие личность «как субъект деятельности, который сам формируется в деятельности и в общении с другими людьми и который определяет характер этой деятельности и общения»2. Все психологические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку; они зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями.

Концепцию о многогранности личности раскрывают авторы социолингвистических исследований: Карасик (2004), Кашкин (2000), Седов (2004) и др., отмечая важность социального и коммуникативного элементов в ее структуре. Так, по мнению В.Б. Кашкина3, современные определения понятия личность основываются на диалогичности ее природы, учитывают интенциональную направленность на коммуникацию. Следовательно, коммуникация является средой существования личности.

В работе отечественного исследователя М. Бахтина4 отмечается, что личность становится личностью лишь в общении с другими людьми, то есть только в процессе коммуника-

e, personality, information competence.

ции. Е.К. Черничкина , исследуя вопрос о личностном поле, базовым компонентом также называет способность человека участвовать в коммуникации, выстраивать взаимоотношения с миром, с партнером в ходе общения, адекватно реализуя коммуникативные интенции. Структурирующим ядром личности исследователь считает коммуникативную компетенцию, а биологический, социальный и психологический факторы относит к периферии поля личности.

Понятие личность является одним из основных в педагогике и лингводидактике. Вопросы взаимоотношения языка и личности, роли языковой личности в продуцировании и восприятии текстов становятся ключевыми в рамках процесса обучения. Навыки организации эффективной работы с электронной информацией, критической оценки информационных ресурсов, координирования совместных действий способствуют эффективному взаимодействию участников образовательного процесса и позволяют управлять коммуникативным процессом в образовательной среде.

В современном образовательном пространстве широко используются сетевые технологии, и следовательно, компьютерноопосредованные коммуникативные навыки являются основными профессиональными качествами личности.

Информационно-технологическая модернизация образовательной среды является политической перспективой развития всего общества. Информатизация образования в России представляет собой комплекс реформ, направленных на создание единой образовательной среды.

Методологические вопросы образования в эпоху информатизации общества рассматриваются в работах отечественных исследователей В.П. Беспалько, И.В. Роберт, Б.С. Гершун-

ского, А.В. Хуторского, Е.С. Полат и др. Информатизация рассматривается ими как основной путь преодоления кризиса образования в результате развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и педагогических систем.

Концепция информатизации образования предполагает решение следующих задач6:

• активное освоение информационных технологий и интеграция их в традиционные учебные дисциплины и внедрение новых методов и форм работы;

• пересмотр содержания и традиционных форм и методов учебного процесса;

• разработка и внедрение учебнометодического обеспечения, основанного на использовании информационных технологий, среди которых обучающие программные средства, системы тестирования, обучающие системы и др.

Однако процесс информатизации образования исчисляется всего несколькими десятилетиями, поэтому все связанные с этим процессом проблемы являются принципиально новыми и для науки, и для практики7.

Различные отрасли педагогики изучают образовательные системы в условиях информатизации: традиционная педагогика рассматривает образовательные системы с позиции новых средств, форм и методов обучения; педагогическая информатика - в аспекте передачи, сохранения и распространения знаний и данных; педагогическая инноватика - как разновидность инновационного процесса.

А.А. Андреев говорит об электронной педагогике, предметом изучения которой являются педагогические системы в условиях электронного обучения.

В рамках электронной педагогики Л.Ф. Нефёдова9 выделяет следующие проблемы, которые требуют оперативного решения:

• разработка теории информатизации обра-

зования (категориально-терминологический аппарат, совокупность концептуальных

идей и положений, система принципов, регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов и т.д.);

• подготовка субъектов образовательной системы к деятельности в условиях информатизации (преподавателей, обучаемых, административно-управленческий и вспомогательный персонал);

• разработка учебно-методического обеспечения;

• психологический комфорт информатизации образования (мотивация и стимулирование профессиональной деятельности в новых условиях, изучение особенностей восприятия и усвоения учебного материала в условиях информатизации и т.д.);

• оснащение организаций образования современной компьютерной техникой, ее оперативное обновление, приобретение программного обеспечения;

• свободный доступ субъектов образовательного процесса к информационным ресурсам;

• обеспечение качества информации, используемой в целях обучения;

• обеспечение взаимодействия учреждений образования на основе личностного развития субъектов образовательного процесса в условиях информатизации.

Успешное обучение с применением

средств ИКТ возможно при соблюдении опре-

~ 10

деленных условий:

• наличии информационной обучающей среды;

• поддержании устойчивой мотивации обучающегося;

• наличии психологического комфорта и грамотности педагога и студента;

• осуществлении компьютерной безопасности процесса обучения;

• формировании информационной культуры у педагога и студента.

Термин информационная культура не является устоявшимся. В широком смысле данное понятие трактуется как философское осмысление понятия культура в информационную эпоху, а в узком - как уровень профессионального владения ИКТ.

Термин информационная культура был введен в 70-х гг. прошлого столетия для обозначения «области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и информационных качеств личности, в научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности»11. На современном этапе исследователи изучают аспекты данного вопроса в различных сферах деятельности.

Так, В.А. Трайнев и И.В. Трайнев12 рассматривают информационную культуру как относительно целостную подсистему общей и профессиональной культуры человека, включающей в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: аксиологический,

коммуникативно-этический, познавательно-

интеллектуальный, прогностический, прикладной, правовой, эргономический. Н.В. Макарова13 говорит об информационной культуре как об «умении целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи, как компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы». Однако С.В. Титова трактует понятие информационная культура с точки зрения обеспечения дидактического процесса средствами ИКТ как «не только умение

работать на компьютере, выполнять элементарные задачи с помощью обучающих программ и систем, но и умение ориентироваться в современной информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие так называемых навыков компьютерноопосредованной коммуникации».

Компьютерная грамотность является одной из составляющих информационной культуры личности. При этом Н.И. Гендина и другие отмечают, что наблюдается смешение понятий компьютерная грамотность и информационная культура. Исследователи подчёркивают, что первый термин включает в себя лишь грамотное владение алгоритмическими средствами, компьютерной техникой и информационными технологиями, в то время как понятие информационная культура выступает как более емкое понятие и не сводится лишь к наличию навыков использования вычислительной техники, но может включать в себя даже навыки «...владения основными международными языками, на которых сегодня представлены современные научные, экономиче-

14

ские и другие знания.» .

Таким образом, наиболее полным и целостным представляется трактовка понятия информационная культура, представленная в работе Л.Г. Сандаковой, где информационная культура рассматривается как часть базисной культуры личности, характеризующая информационную сферу жизнедеятельности человека и включающая: совокупность знаний, умений и навыков работы с информационными источниками; наличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать при поиске, передаче, получении информации; умение на этой базе генерировать качественно новую информацию15.

Информационная культура связана с социальной природой человека1 . Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и может проявляться в сле-

дующем17:

• в знании основных понятий информации, информационных процессов, устройства компьютера и его программного обеспечения;

• конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты ;

• умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций,

представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

• владении основами аналитической переработки информации;

• умении работать с различной информацией;

• знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

• умении использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

• умении использовать базы данных для хранения и поиска информации;

• знании и соблюдении законов об авторских правах на программные продукты и об информационной безопасности;

• соблюдении этических норм при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Исследователи отмечают, что становление информационной культуры личности осуществляется в повседневной деятельности при усвоении бытовых знаний и умений, различной информации средств массовой коммуникации, а главное, в ходе самообразования18. Это неуправляемый процесс. Однако его можно организовать при условии целенаправленного формирования информационной культуры личности путем внедрения систем обучения и воспитания. Формирование информационной культуры должно быть специально организованным и целенаправленным процессом, предполагающим обучение специальным знаниям и развитие определенных умений. Очевидно, что в данном контексте педагогические методы обучения имеют преимущество над техническими средствами.

Среди основных принципов, лежащих в основе системы формирования информационной культуры личности, как правило, выделяют принципы культурологического, системного, интегративного, деятельностного и технологического подходов, а также принцип непрерывности образования.

На данном этапе развития общества любому специалисту необходимо владеть определенной суммой профессиональных, коммуникативных и культурных ценностей. Данное условие определяет требуемый уровень и компьютерной грамотности, и информационной культуры личности будущего специалиста. Информационная культура специалиста является одним из ключевых критериев при определении уровня его профессиональной компетентности.

Таким образом, формирование информационной культуры личности является социальным заказом на данном этапе развития общества, что будет определять роль и место государства в мировом образовательном сообществе.

В заключение отметим, что образовательной и воспитательной целями высшего образования становится не просто формирование знаний и умений, а развитие определенных качеств личности, формирование ключевых компетенций, необходимых в дальнейшем для профессиональной деятельности и жизни в обществе. Наличие знаний без определенных навыков и умений их использования не решает проблемы образования человека. Совет Европы19 выделяет пять базовых компетенций, достижение которых необходимо для специалиста любой профессиональной сферы деятельности:

• социальные и политические компетенции (готовность к решению проблем, способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии совместных решений, участвовать в развитии демократических институтов);

• социокультурные и межкультурные компетенции (готовность жить в поликультурном обществе, с людьми других культур, языков и религий, признание права существования разных культурных моделей, систем верования и норм жизни);

• коммуникативные компетенции (высокий уровень владения устной и письменной речью на родном и как минимум на одном иностранном языке);

• готовность и способность учиться всю жизнь;

• информационная компетенция (готовность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах, владение новыми технологиями).

Примечания

1 Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичёва Л.Ф., Федосеева П.Н. и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Политиздат, 1975.

3 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

4 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетического исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975.

5 Черничкина Е.К. Концепция искусственного билингвизма в теории языка. - Волгоград: Изд-во ВГПу «Перемена», 2007.

6 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М., 1994.

7 Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникативных технологий обучения иностранным языкам: монография. - М.: МИЭТ, 2004.

8 Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М., 2002.

9 Нефедова Л.В. Информатизация образования как комплексная проблема: монография. - Астана, 2005.

10 Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009.

11 Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина и др. - М.: Школьная б-ка, 2003.

12 Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

13 Информатика / под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

14 Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Альма матер: вестник высшей школы. - 2002. - № 8. - С. 3-10

15 Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: дис. ... д-ра филос. наук. - Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2003.

16 Колин К.К., Роберт И.В. Социальные аспекты информатизации образования. - М.: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004.

17 Гримак Л.П. Культура - психотерапевтическое прикрытие человека // Мир психологии. - 2000. - № 3. -С. 59-73.

18 Михаэлис С.И. Становление и развитие информационной культуры личности // Информационные технологии в гуманитарном образовании: мат-лы сб. междунар. науч.-практ. конф. - Пятигорск, 2008. - С. 90-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. - Страсбург, 2001; МГЛУ, 2005.

Тюрина Светлана Юрьевна,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», кандидат филологических наук, доцент кафедры интенсивного изучения английского языка, е-таН: tsu1999@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.