Научная статья на тему 'Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров технических вузов в области информационных технологий'

Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров технических вузов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Е.А.

Представлены тенденции развития информационного общества, информационных технологий, проблемы профессиональной подготовки бакалавров в сфере информационных технологий. Приведены основные направления использования информационно-компьютерных средств. Рассмотрена роль информационных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF TECHNICAL COLLEGES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Tendencies of development of information society, information technologies, problems of vocational training of bachelors in the sphere of information technologies are presented. The main directions of use of information and computer means are given. The role of information technologies in educational process is considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров технических вузов в области информационных технологий»

УДК: 378 ББК: 74.58

Крайнова Е.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Krainova E.A.

THEORETICAL BASES OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF TECHNICAL COLLEGES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Ключевые слова: информатизация, профессиональная подготовка, информационные технологии, педагогические технологии, преподавание, информационное общество.

Keywords: informatization, vocational training, information technologies, pedagogical technologies, teaching, information society.

Аннотация: представлены тенденции развития информационного общества, информационных технологий, проблемы профессиональной подготовки бакалавров в сфере информационных технологий. Приведены основные направления использования информационно-компьютерных средств. Рассмотрена роль информационных технологий в учебном процессе.

Abstract: tendencies of development of information society, information technologies, problems of vocational training of bachelors in the sphere of information technologies are presented. The main directions of use of information and computer means are given. The role of information technologies in educational process is considered.

На сегодняшний день российской системе инженерного образования более трехсот лет. Ее главным приоритетом всегда был высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки научно-технических и инженерных кадров страны. Подготовка научно-технических работников и инженеров играет важную роль для страны, т.к. развитие научно-технического прогресса напрямую связано с наиболее значимыми открытиями и достижениями прошлого столетия. Мировыми лидерами являются те страны и государства, которые имеют высокий уровень интеллектуального потенциала и могут накапливать научные достижения, тем самым приумножая национальное богатство общества.

Такая тенденция актуальна и в наши дни, поэтому большинство стран мира находятся в поиске путей и методик опережающего развития в сфере общего и высшего профессионального образования. Современное российское общество находится на стадии перехода к новому системному состоянию, поэтому необходимо сделать упор на лучшие традиции отечественной системы инженерного образования, которая сохранила те ценные и значимые подходы к подготовке высококвалифицированных инженерных кадров.

Сейчас на рынке интеллектуального труда возникает такое явление, как конкуренция, в результате которой появляется проблема удовлетворения рыночного спроса и повышения уровня подготовки специалистов инженерно-технической области.

Решение этой проблемы в высших учебных заведениях должно осуществляться по-

средством введения образовательной политики. Такая политика будет способствовать повышению уровня подготовки конкурентоспособных и социально-защищенных специалистов, формированию их профессиональных возможностей, а в результате мы получим комплексно подготовленных инженеров, которые будут способны выполнять работу в постоянно меняющихся современных условиях.

В наши дни информатизация общества приобретает глобальный масштаб и выходит на первый план по сравнению с другими тенденциями развития современного общества. Резкий рост внедрения новых информационных технологий и телекоммуникационных систем влечет за собой формирование новой информационной среды для жизни людей - информационного общества. Возникновение такого общества предполагает использование новых возможностей, в результате чего происходит появление новых неизвестных ранее проблемных ситуаций.

В работах Г.В. Игумнова,1 К.К. Колина,2 В.П. Кулагина3 отмечено, что одной из важнейших проблем построения информационного государства в условиях современного развития

1 Игумнов Г.В. Информатизация - приоритетное направление развития образования // Информатика и образование. - 1999. №4.

2 Колин К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика // Проблемы информатизации. - 2001. №2.

3 Кулагин В.П., Механов В.Б. Освоение информационных технологий: предложение и спрос // Информационные технологии. - 2004. №10. - С. 53.

общества является формирование достаточно высокого уровня культуры работы с информацией, владения современными информационными технологиями, которое невозможно без создания эффективной образовательной среды. Эта задача является, безусловно, государственной и приоритетной. В России переход от индустриального общества к информационному получил название "информатизации". Согласно закону "Об информации, информатизации и защите информации"1 информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.

Ключевой задачей высшей школы является подготовка студентов к постоянно меняющимся условиям в информационном обществе, формирование профессиональной готовности к самостоятельной деятельности, поэтому наибольшую актуальность приобретает информационная ориентация системы высшего профессионального образования. Однако большинство важных моментов напрямую связанных с проблемой удовлетворения информационных потребностей практически не рассматриваются в системе высшего профессионального образования. Профессорско-преподавательский состав, обладая инерционностью мышления, также оказался не готов к быстро меняющимся условиям. Современная система повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов не всегда соответствует требованиям времени, а это сказывается на качестве образования, которое, в свою очередь, влияет не только на уровень знаний студентов, но и на социально-экономическое развитие государства в целом2. Информационные технологии уже проникли во все сферы деятельности человека, даже раньше казавшиеся доступными лишь чело-

1 Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к закону "Об информации, информатизации и защите информации". - М.: Юстицинформ, 2004. - 160 с.

2 Абрамкин Г.П. Информатизация общества и проблемы образования // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8 - 11 ноября 2005 г.). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 112 -115. (ISBN 5-8465-0421-3)

веческому духу (творческие, педагогические), и следует отчетливо понимать неизбежность нарастания темпов их развития и формировать вместе с новыми знаниями готовность к самосовершенствованию в рассматриваемой сфере.

Человеческие знания увеличиваются в объёме каждое десятилетие, компьютеры совершенствуются каждые несколько месяцев, это позволило человечеству овладеть знаниями о мире за последние 50 лет больше, чем за все свое существование.

Отечественная школа переживает реформы в течение нескольких десятилетий, еще в 1985 году документы реформы содержали упоминание о компьютерах, компьютеризации образования, новых информационных технологиях и их средствах. На сегодняшний день информатизация учебного процесса так и существует как бы особняком, как нечто отдельное от содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом.

Итак, информатизация образования должна рассматриваться как процесс изменения организационных форм, методов и содержания подготовки студентов в условиях перехода высшей школы от традиционных к инновационным в информационном обществе. Как в зарубежной, так и отечественной высшей школе уже осуществился процесс практического перехода к образованию с использованием доступа к информации без ограничений. Это происходит потому, что в информационном обществе практически невозможно ограничить доступ к информации взрослым людям. С одной стороны, это - огромный шаг вперед, но с другой, возникает проблема защиты информации и фильтрации информации, так как в информационных просторах велик риск получить недостоверную информацию, что весьма пагубно сказывается на процессе обучения в том числе.

Тем не менее доступ к знаниям, которые были накоплены людьми за тысячелетия, стал неотъемлемым правом граждан, обеспеченным электронными СМИ, сетью Интернет, мобильными приложениями и др. Важнейшей задачей высшей школы в таких условиях стало воспитание готовности развиваться в быстроизменя-ющейся среде обитания. Следовательно, необходим переход от существующих форм и методов учебной работы к новому содержанию обучения, поддерживаемому и обеспечиваемому новыми информационными технологиями, в которых большая доля отводится самостоятельной работе студентов с информацией. Такой переход требует как обновления учебных программ, так и обновления мышления преподавателей. За последние десятилетия высшая школа, несмотря на кардинальные изменения в связи с переходом на двухступенчатую систему обра-

зования, не претерпела существенных изменений в плане организации учебного процесса, и многие вузы имеют закрытую учебную архитектуру. В наше время для молодежи высшая школа не является главным и единственным источником знаний, и применения методов дистанционного обучения наряду с традиционными становится все более актуальным. Например, Массачусетский технологический институт, один из самых уважаемых учебных заведений США, разработал и в апреле 2001 года начал внедрение "...всеобщей и бесплатной программы получения образования через Интернет". Планировалось опубликовать 2000 учебных курсов по всем специализациям института, которые включают традиционный материал: лекции, задачи, практические работы, вопросы для контроля знаний, а также мультимедийную информацию, видеоматериалы.

Отечественные вузы включились в систему дистанционного обучения, однако проблемой все так же остается полноценное использование всех возможностей, которые предоставляет данная форма обучения. Информационные и коммуникационные технологии по сей день часто ограничиваются подготовкой презентаций к лекциям и компьютерному тестированию студентов. Для повышения качества подготовки бакалавров высшей школы следует в полной мере использовать возможности и достижения информатики.

Информатика может рассматриваться как научное направление и существовать на трех уровнях:

- физический, подразумевающий изучение архитектуры средств вычислительной техники (аппаратное и системное программное обеспечение) и технических средств связи;

- логический - изучение информационных и телекоммуникационных технологий;

- пользовательский - использование прикладного программного обеспечения и систем для решения конкретных задач.

В процессе становления информационного общества особенно актуально воспитание информационной культуры у молодого поколения. Ученые прогнозируют полный переход для Японии и Америки в 2020 году, в развитых странах Западной Европы в 2030, а в России к 2050 году.1 Именно сфера высшего образования несет наибольшую ответственность за максимальные темпы превращения российского общества в культурное информационное общество. Отсюда вытекает вывод, что информатизация образования, входящего в состав социальной сферы общества, способствует информатизации общества в целом.

1 Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

Рассмотрим основные этапы информатизации.

Первый этап - компьютеризация общества. Нельзя не отметить существенных результатов в данной сфере в рамках высшего образования. На этом этапе произошло интенсивное наполнение вузов страны компьютерной техникой. На этом этапе начали формироваться основы информационной культуры и компьютеризация учебных информационных фондов. Тем не менее нельзя не отметить отставание компьютеризации вузов от стремительных темпов компьютеризации населения, что приводит к отставанию формирования содержания обучения информационным технологиям в стенах учебного заведения.

Для второго этапа характерна персонали-зация информационного фонда в связи с интенсивным применением средств вычислительной техники на всех уровнях образования. На этом этапе происходит перевод учебных фондов в электронную форму, а компьютерная грамотность молодежи резко возрастает. Проблема, возникающая на втором этапе заключается в отставании уровня компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава от студенчества.

На третьем этапе должна произойти социализация информационных фондов, ведущая за собой повышение уровня информационной культуры населения. Создание интегрированных информационных фондов с возможностью удаленного доступа, удовлетворяющих растущие потребности в получении и обработке информации населением.

В процессе информатизации образования можно выделить два направления:

- неуправляемая информатизация (идет снизу, по инициативе преподавателей, охватывая соответственно лишь те предметные области, которые выбрал сам педагогический работник);

- управляемая информатизация, обладающая концепцией, программой, общими принципами, поддерживается материальными ресурсами.

Разработка и внедрение информационных технологий в обучение занимает главное место в системе информатизации образования.

В учебном процессе и научных исследованиях невозможно не использовать современные информационные технологии, потому что в отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда - ЭВМ.

При решении задач с помощью информационных технологий возникают две проблемы:

-решение конкретных функциональных проблем пользователя;

- организация информационных процес-

сов, поддерживающих решение этих задач.

Все задачи можно разделить на формализуемые и трудноформализуемые. Для формализуемых задач известна типовая последовательность решения (выбор математической модели, разработка алгоритма, написание программы и реализация вычислений на ЭВМ). В большинстве учебных планов дисциплин имеют место именно такие задачи, а поэтому использование информационных технологий для этих задач является традиционным и достаточно широко используется и развивается в настоящее время.

Трудноформализуемые задачи не имеют точных математических моделей, поэтому решаются на базе моделей представления знаний таких, как логическая, семантическая, фреймовая. Впоследствии на основе этих моделей выполняется разбиение трудноформализуемой задачи в элементарные задачи и логическое решение. Так формируется база знаний в системах искусственного интеллекта и экспертных системах учебного и научного назначения

Информационные образовательные технологии включают в себя ряд базовых процессов: получение информации, обработка, передача данных, их хранение и отображение (извлечение). Эти процессы обеспечивают формализацию и автоматизацию знаний.

В свою очередь, новые методы решения задач и способы организации информационных процессов порождают новые информационные технологии. Выделяют следующие технологии, применимые к обучению:1

- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.

- обучающие системы на базе мультиме-диатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.

- распределённые базы данных по отраслям знаний.

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.

- электронные библиотеки, распределённые и централизованные издательские системы.

Наряду с этими технологиями в высших учебных заведениях проектируются определенные программные продукты и технические средства, которые могут дублироваться. Высо-

1 Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

кие достижения информатики в сфере образования влекут за собой проблему их применения из-за нехватки научно-методических средств, которые бы обеспечивали должный уровень использования современных информационных технологий в процессе обучения.

Следует отметить, что в ходе подготовки инженерных кадров применение компьютеров не должно перекрывать реальные физические аспекты обучения. Требования к компетенциям в области информационных технологий должны быть гибкими по отношению к типу высшего учебного заведения, характеру и направлению подготовки бакалавров.

Основные сферы применения информационных и компьютерных средств в образовании представлены таких сферах:

- информатика и компьютерная техника, которые выступают в качестве объекта изучения. Применение компьютеров и средств вычислительной техники в системе высшего профессионального образования относится к методике повышения уровня обучения.

- компьютер выступает элементом повышения уровня эффективной работы преподавателя. В этом смысле персональный компьютер и информатика выступают в качестве образовательной среды и способны оказывать влияние на другие элементы образовательной системы высшего учебного заведения, такие как: цели, методики, формы обучения, воспитания и развития учащихся инженерного направления подготовки.

- компьютер может выступать в качестве элемента повышения эффективности научной и исследовательской работы в системе образования. Комплексные научные открытия, достижения и исследования построенные на междисциплинарных связях не столь эффективны и актуальны без применения новых информационных технологий. Современное программное обеспечение способствует поиску необходимой информации, отбору и систематизации найденного материала, его безопасное хранение, обеспечивающее конфиденциальность данных, и самое важное оперативное использование нужной информации, организованное посредством запросов.

- информатика и компьютер могут выступать в качестве элемента управления в системе педагогического образования. В этом направлении процесс информатизации связан напрямую с принятием решений различного масштаба, как, например, в повседневной работе высшего учебного заведения, так и на федеральном уровне.

Перечисленные выше направления имеют связь с каждой из четырех сфер, которые влияют на процветание определенного направления, а также испытывают на себе влияние соответ-

ствующего направления использования новых информационных технологий в сфере образования. К таким сферам относятся:

A) - социально экономическая сфера социума;

Б) - философско-методологическая сфера (имеется в виду сфера междисциплинарного научного знания);

B) - научно-техническая сфера;

Г) - психолого-педагогическая сфера.

Научное обоснование полноценной инте-гративной концепции информатизации в образовании должно быть основано на содержательной интерпретации как обозначенных четырех направлений: 1-4 и четырех сфер взаимовлияния: А-Г так и всех двухсторонних и многосторонних связей между ними.

Такая задача весьма трудоемка и требует использования междисциплинарного и системного.

Социально-экономическая сфера социума предполагает всеобщее информационное обучение и массовое внедрение компьютерных технологий для повышения уровня эффективности образовательной педагогической работы.

Необходимо отметить, что в ходе роста и развития материальной и технической базы социума внедрение компьютеров в жизнь современного общества становится объективной реальностью.

Эффективность процесса обучения характеризуется цепочкой результативности - "грамотность - образованность - компетентность -культура - менталитет". Также следует уделить особое внимание информационной культуре, профессионализму и компьютерной грамотности, выступающей в качестве базового основания образовательного фундамента.

Таким образом, именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в должной отдаче образования, продиктовала и диктует поныне необходимость изучения и использования информационно-компьютерной техники на всех уровнях образования.

В кругу многообразных факторов и отношений, сопутствующих внедрению компьютерной техники в сферу образования, центральным, несомненно, является отношение "человек - компьютер". Глобальность и многоаспект-ность этой проблемы вынуждает проводить исследования всех многосторонних связей человека с компьютером в плане специфической мировоззренческой, философской парадигмы, философско-методологической концепции Б.

Не следует фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, трансформа-

1 Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М. В. Булановой -Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

циях и достижениях любой компьютер - всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем данное средство, прежде всего информационное, ориентировано на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования, в конечном счете, главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.

За последние годы в системе высшего образования Российской Федерации резко активизировались работы по комплексному внедрению информационных технологий во все сферы вузовской деятельности, а также по разработке новых программ базовой и специальной подготовки по дисциплинам, ориентированных на информационные процессы, отвечающих современным, быстро меняющимся требованиям.

Быстрое развитие и возрастание роли информационных технологий в учебном процессе требует пересмотра подходов к информационной подготовке студентов в вузе. Очевидно, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько глубоко интегрируются информационные технологии в образовательный процесс. Введение информационных технологий в образовательные процессы прежде всего способствует вовлечению в научное общение и решение той или иной проблемы практически неограниченного количества участников - начиная со школьников до крупных специалистов в любой области знания. Но не менее важным представляется тот факт, что они обеспечивают выведение образовательных систем на новый уровень социального взаимодействия в процессе обучения. При этом взаимоотношения между студентами и преподавателями приобретают форму активного сотрудничества, а процесс обучения - сотворчества.

Основными направлениями инженерной деятельности является проектно-конструк-торская, производственно-технологическая, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность. В качестве объектов профессиональной деятельности выступают: объекты производства, оборудование, оснастка и средства автоматизации, а также технологические процессы, средства информационного обеспечения, освоение новых технологий и т.д. Современные технологии реализуются совместным использованием производственных ресурсов: материальных, энергетических, информационных, кадровых, финансовых. Для технологий, реализуемых в условиях современного автоматизированного производства, большое значение имеют первые три вида ресурсов. Каждый вид ресурса, прежде чем он может быть использован в конкретном технологическом процессе, проходит ряд этапов преобразо-

вания, определяемых его производственным циклом. Поэтому можно говорить об отдельных материальных, энергетических, информационных производственных процессах, имеющих свои технологии, свое управление. Широкое использование компьютера во всех этих сферах деятельности современного инженера предъявляет к его профессиональной квалификации ряд требований, заключающихся в овладении информационными технологиями инженерного труда. В условиях рыночных отношений предприятия должны обеспечивать выполнение всего жизненного цикла изделий. С целью сокращения сроков выполнения заказов требуется переходить от последовательного метода выполнения этапов жизненного цикла к параллельному методу. Для реализации этих задач необходима комплексная автоматизация всего производства, причем наиболее эффективна автоматизация информационных потоков, поскольку на них приходится основное время выполнения заказа. При наличии таких систем инженерная деятельность на предприятии в корне изменяется. Инженер работает в общей команде для выполнения заказа, в общей компьютерной сети предприятия, в общей информационной среде. Он не только должен уметь проектировать изделие системами автоматизированного проектирования, но и участвовать в программном оснащении своего рабочего места. В связи с этими изменениями инженеры, которые приходят на предприятие, должны в процессе обучения в вузе получить значительный объем знаний, умений и навыков по использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Основными предпосылками информатизации инженерного образования являются глобальный характер конкуренции, необходимость интеграции отечественной и мировой промышленности и образования. Можно сделать вывод, что особенностью информатизации производства на сегодняшний момент является усиление роли информационных технологий в производственном цикле и переведение их из средств в объекты производства.

Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека привели к замене инструментов создания и формы представления информации, в том числе и технической. Теперь во всех отраслях промышленности создание и редактирование конструкторско-технологической документации происходит в интегрированных системах автоматизированного проектирования (CAD/CAM/CAE). CAD (Computer Aided Design) - система автоматизации проектирования (САПР), САМ (Computer Aided Manufacturing) - система автоматизированной подготовки производства, САЕ (Computer Aided Engineering) - система автома-

тизации анализа. Бумажные чертежи заменили геометрические модели, переходящие в информационные модели, которые используются на всех стадиях жизненного цикла продукта, незаменимые при электронном документообороте. Системы автоматизированного проектирования непрерывно совершенствуются, и главной задачей вуза при подготовке конкурентоспособного выпускника (будущего инженера) является формирования у студентов не только традиционных знаний, умений и навыков в области работы со специализированным прикладным программным обеспечением, но и формирование информационных компетенций, в понятие которых входит готовность не просто применять свои умения на практике, но и готовность совершенствоваться, повышать квалификацию в данной предметной области, стремиться к саморазвитию.

В таком случае основной проблемой является преодоление психологических барьеров, возникающих как у обучаемых, так и у профессорско-преподавательского состава вуза. Поэтому, переход к инновационным методам обучения должен носить эволюционный характер.

Информационные технологии являются ключевым направлением для развития машиностроительных технологий. Для того чтобы определенное направление было отнесено к разряду ключевых, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, чтобы это направление было востребовано многими другими направлениями и, во-вторых, чтобы разработанное достижение науки и техники обеспечивали возможность реализации данного направления. Все это в полной мере относится к информационным технологиям. 1 Следует подчеркнуть, что информатизация, интеллектуализация производства не снижают а, напротив, повышают предметное значение инженера. Информатизация производства приводит к появлению новых инженерных специальностей и специализаций, изменению квалификационных требований.

Эффективная подготовка инженерных кадров нуждается в том, чтобы информационная среда, технологии и инструментарий студента были идентичными со средой инженера на предприятии. В эпоху глобальной конкуренции отечественная промышленность должна наполняться инженерными кадрами, способными решать конструкторско-технологические, эксплуатационные и управленческие задачи с использованием всех возможностей информа-

1 Горнев В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке // Новые информационные технологии в образовании / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 12. - М.: НИИ-ВО, 1998. - 52 с.

ционных технологий. Поэтому необходимо интенсифицировать переход от традиционного образования к информатизированному, с воспи-

танием готовности студентов и преподавателей к самообразованию и повышению квалификации на протяжении всей жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамкин, Г.П. Информатизация общества и проблемы образования // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8 - 11 ноября 2005 г.). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - С. 112 - 115. (ISBN 5-8465-0421-3)

2. Астахова, Л.В. Понятие информационной компетенции: когнитивный подход // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. № 4. - С. 10-16.

3. Гараева, Ю.В. Когнитивный компонент информационной компетенции будущего специалиста по защите информации // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. - 2013. -№ 4 (10). - С. 4-8.

4. Горнев, В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке // Новые информационные технологии в образовании / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып.12. - М.: НИИВО, 1998. - 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Игумнов, Г.В. Информатизация - приоритетное направление развития образования // Информатика и образование. - 1999. - №4.

6. Колин, К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика // Проблемы информатизации. - 2001. - №2.

7. Кулагин, В.П., Механов В.Б. Освоение информационных технологий: предложение и спрос // Информационные технологии. - 2004. - №10. - С. 53.

8. Москалева, Т.С., Пузанкова А.Б. Применение инновационных технологий при изучении инженерно-графических дисциплин // Труды международной конференции "Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (СAD/CAM/PDM - 2014)" / под редакцией А.В.Толока. - М., 2014. -С. 191-192.

9. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

10. Погуляев, В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к закону "Об информации, информатизации и защите информации". - М.: Юстицинформ, 2004. - 160 с.

11. Раецкая, О.В., Юдина В.О. Развитие конкурентоспособности бакалавров средствами информационных технологий в техническом университете // Фундаментальные исследования. -2014. - № 6-4. - С. 828-832.

12. Савельева, С.В. Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. - 2012. - № 2 (02). - С. 92-95.

13. Савельева, С.В. Формирование информационной компетентности будущих инженеров в вузе: дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 187 с.

14. Садова, К.В. Организация кадрового обеспечения информационной поддержки бизнес-процесса машиностроительного предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 4 (22). - С. 50-55.

15. Силаенков, А.Н. Повышение качества подготовки специалистов в области информационных технологий / А.Н. Силаенков // Наука, образование, бизнес: материалы регион. науч.-практ. конф. ученых, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов промышленности и связи, посвященной Дню радио. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - С. 9 -12.

16. Тараканов, А.В. Развитие содержания профессиональной подготовки инженера в области информационных технологий: дис. ... кандидата педагогических наук / Российская академия образования. - М., 2007.

17. Тараканов, А.В. Формирование информационной культуры // Современные наукоемкие технологии. - 2006. - № 8. - С. 102-104.

18. Шевчук, А.В. Информационные технологии как стимулирующий фактор развития региональных образовательных систем // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1 (7). -С. 143-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.