Анализ состояния современных образовательных и информационных процессов
Максимова Т.В., Ливенцова В.А.
Донецкий институт психологии и предпринимательства
Аннотации:
В статье раскрываются вопросы, актуальные на современном этапе развития информационного общества, анализируются понятия медиатизации и информатизации образования, выделяются основные черты информационного общества. Рассматриваются теоретические основания реализации задачи подготовки специалистов в современном обществе, т. к. в настоящий момент образование выступает одним из самых важных приоритетов в становлении государства, а высшее образование - фактором государственного и культурного строительства. Через противопоставление доиндустриаль-ному (аграрному) и индустриальному (промышленному) обществам были выявлены важнейшие направления постиндустриального общества.
Ключевые слова: медиатизация, информатизация, общество, образование,
постиндустриальный, инфосфера,
киберпространство.
Максімова Т.В., Лівенцова В.А. Аналіз стану сучасних освітніх й інформаційних процесів. У статті розкриваються питання, актуальні на сучасному етапі розвитку інформаційного суспільства, аналізуються поняття меді-атизації й інформатизації освіти, виділяються основні риси інформаційного суспільства. Розглядаються теоретичні підстави реалізації завдання підготовки фахівців у сучасному суспільстві, тому що в даний момент освіта виступає одним з найважливіших пріоритетів у становленні держави, а вища освіта -фактором державного й культурного будівництва. Через протиставлення до-індустріальному (аграрному) і індустріальному (промисловому) суспільствам були виявлені найважливіші напрямки постіндустріального суспільства.
медіатизація, інформатизація, суспільство, освіта, постіндустріаль-ний, інфосфера, кіберпростір.
Maksimova T.V., Livencova V.A The consistent analysis of modern educational and information processes. The
questions which are topical at the present stage of development of information society are disclosed in this article. The notions of mediatization and informatization of education are analyzed. The main features of modern information society are distinguished. The theoretical foundations of the task of specialists' preparation in the modern society are considered, as at the moment education is one of the most important priorities in the formation of the state and a higher education is a factor of the government and cultural development. The main trends of the postindustrial society have been exposed by way of contrasting the preindustrial (agrarian) and industrial societies.
mediatization, informatization, society, education, post-industrial, infosphere, cyberspace.
Введение.
Во второй половине ХХ столетия в мире произошли коренные изменения, проявились качественно новые тенденции и закономерности общественного развития. Мир вступил в эпоху глобализации экономики, политических практик, информационно - образовательной и культурной сфер жизни. Сейчас уже можно говорить о том, что в самом начале ХХ1 века технологическая, промышленно-хозяйственная и политическая подсистемы социума составляют динамически развивающуюся систему общепланетарного масштаба[1].
По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастанием темпа технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации [4].
Быстротечность стала основной приметой нашей жизни и привела к коренному изменению всех ее сфер
- от экономической до сугубо личной. Растет рынок знаний, информации во всех сферах жизни общества: экономике, образовании, здравоохранении, финансах и бизнесе, сферах массовой информации, досуга и т. д. Знание становится важнейшим ресурсом передовой экономики, поскольку оно сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале. Информационный взрыв создал внешнюю среду, в которой будущее становится практически неразличимым в настоящем.
© Максимова Т.В., Ливенцова В.А., 2009
Работа выполнена по плану НИР Донецкого института психологии и предпринимательства.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования является выделение основных черт информационного общества и анализ состояния современных образовательных и информационных процессов.
Результаты исследования.
Среди объективных мегатенденций и фундаментальных факторов современности, включая обозримое будущее, называют:
1) демографический;
2) природные ресурсы и окружающую среду;
3) науку и технологии;
4) мировую экономику;
5) национальную и интернациональную власть;
6) будущие конфликты;
7) роль Соединенных Штатов Америки в глобальных процессах [3].
В числе этих факторов и тенденций особое место занимает доминанта «науки и технологии», с которой связаны определенные ожидания дальнейшей динамики всей миросистемы. Не секрет, что разнообразные технологии во многих государствах мира уже стали несущими конструкциями мирового порядка, способом организации и управления национальными и глобальными процессами [5]. Общественное мнение все чаще культивирует взгляд о том, что каждое государство непременно имеет свою «технологическую нишу», возникшую в результате собственной исторической эволюции и контактов с другими субъектами мирового технологического роста. Сама «технологическая ниша» определяет «внутреннюю» конъюнктуру, но в большей степени она формирует жизнеспособность государства как субъекта полити-
ки, экономики и культуры.
Роль указанного параметра сложно переоценить еще и потому, что он служит основным «ресурсом» развертывания структур постиндустриального или «информационного общества» [6].
Помимо науки и технологий, в 2015 году, как считают американские авторы, образование станет главным индивидуальным и национальным достоянием [3]. Это, в свою очередь, влечет за собой спрос на высококвалифицированную рабочую силу, а, значит, образовательная сфера и более того сфера подготовки инженерно-технических кадров заслуживает особо пристального внимания.
В Украине образование выступает одним из самых важных приоритетов в становлении государства, высшее образование - фактором государственного и культурного строительства. Последний тезис получает особую правдоподобность в свете целей интеграции Украины в цивилизованное сообщество: в европейские и евроатлантические структуры. Поэтому сами образовательные стандарты учебных заведений Украины обязаны обеспечить такой уровень подготовки специалистов, который бы не отличался от общемирового.
Последнее положение обязывает нас рассмотреть теоретические основания реализации этой глобальной задачи, но адаптированной к условиям нашего государства. Для этого необходимо обратиться к теории информационного общества как общеметодологической основе решения образовательных и педагогических вопросов при подготовке инженеров в высшей технической школе.
В настоящий момент в научный лексикон прочно вошел термин „ информационное” или „ постиндустриальное” общество. В общем виде постиндустриальное общество определяется через противопоставление доиндустриальному (аграрному) и индустриальному (промышленному) по следующим важнейшим направлениям:
- основному производственному ресурсу - информации (а не сырье и энергия как в доиндустриальном и индустриальном, соответственно);
- характеру производственной деятельности, которая квалифицируется как обработка в противоположность добычи и изготовлению;
- технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии предстают как трудоемкая и капиталоемкая.
Сам термин „информационное общество” указывает на характерные процессы, происходящие в современных высокоразвитых государствах Запада и Японии, процессы, обусловленные так называемой „информационной революцией”. Последняя произвела ряд флуктуаций, благодаря которым именно информация выступает в качестве основной „социальной энергии”. Представители информационной (постиндустриальной) теории полагают, что информация во много раз превосходит (по значимости) существующие виды материального производства, производства различных видов энергии и традиционного набора услуг.
Общество является информационным, если:
1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
2) в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и, прежде всего, научную;
4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг[5].
Данные положения не является тривиальным, поэтому кратко остановимся на основном измерении информационного общества - информации (знаниях) и бытии человека, живущего и действующего в информационном обществе. Самого же человека новой
- информационной эры японский специалист Й. Ма-суда определил как homo intellegens [4].
Еще на заре постиндустриальной теории Д. Белл выдвинул тезис о технологической (информационной) природе грядущего общества. Эта природа заключена в трех сменяющих друг друга технологических революциях, последняя из которых предопределена четырьмя новациями:
1. заменой механических, электротехнических, электромеханических систем на электронные;
2. миниатюризацией технических устройств;
3. преобразованием информации в цифровую форму;
4. введением программного обеспечения в сферу функционирования информационно-технических систем [1].
Радикальность этих изменений влечет за собой создание новой техники, среди которой особое место отводится компьютеру, электронным средствам связи. Характерно то, что С.В. Бондаренко относит компьютер к „трансформирующим технологиям”, т.е. к устройствам, определяющим траекторию последующих технологических и социальных изменений в различных государствах мира. Функционирование компьютеров не кажется столь безобидным, ведь оно связывается с деформацией пространства и времени, привычных для ритма индустриального общества. Но самое важное, пожалуй, состоит в констатации факта: «информация коренным образом отличается от других видов благ: они расходуются или изнашиваются в процессе эксплуатации (как, например, автомобили), однако с информацией этого не происходит» [2].
Наконец, информационная революция радикально меняет привычные способы деятельности, ее характер и масштабы, она задает новые параметры в коммуникативной сфере. Очевидно, что подобные изменения (рассмотренные здесь в несколько урезанном варианте) требуют от общества такой активности, которая бы позволяла следовать за технико-технологическими инновациями, при условии сохранения ядра культуры (морали, права, науки).
Аналогичный взгляд на специфику зарождающегося постиндустриального мира отстаивает другой известный автор - американский футуролог О. Тоффлер. Человеческая история описывается им как череда сменяющих одна другую волн: 1-я ассоциируется с «аграрной цивилизацией», 2-я равновелика «индустриальной цивилизации» и 3-я определяется как «постиндустриальная» волна, накат которой, порождает новый сверх - индустриальный тип социального устройства. Подчеркнем то обстоятельство, что последняя «волна» обусловлена революционными переменами в технико-технологической (информационной) сферах и, по сути, приводит к созданию инфосферы. «Скачок в инфосферу - пишет О. Тоффлер -потому исторически совершенно беспрецедентен, что делает социальную память не только обширной, но и активной». Он проявляет себя как «движущая сила» истории [7].
Принципиальный характер изменений связывается американским автором с компьютерной техникой, которая помогает существенно углубить понимание современным человеком причинно-следственной связи нашей культуры в целом (всеобщей истории, языка, нравов, искусства, истории науки и техники), но при адекватной обработке информации о ней артикулировать многие кажущиеся малопонятными или бессмысленными явления [6].
Говоря иначе, информационные потоки (при их избыточности) могут и должны быть использованы человеком исключительно в творческих целях, с одной стороны, и обеспечить (культурную) идентичность человека, - чем ранее были заняты миф, религия и искусство, с другой. Следовательно, наука и образование выступают теми конфигураторами потоков информации, с помощью которых обеспечивается накопления знаний и их наращивания. Сфера образования, кроме того, является своеобразным экраном, на который спроецированы традиция и новации.
Обращаясь к собственно образовательной сфере, следует отметить, что она все больше интегрирует в себя «свежие» информационные потоки, а, значит, она информатизируется и медиатизируется. Под медиатизацией принято понимать процесс насыщения информацией, назначение которого состоит в создании и распространении новых систем коллективных и личностных связей. Они, в свою очередь, обязаны обеспечить доступ любого индивида ко всем источникам информации, тем самым задавая уровни межличностного и группового общения. Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а букваль-
но сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни, быту и , конечно, в образовании.
Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные формы осуществления социальных взаимодействий и сами социальные отношения. По мнению Бондаренко С.В.: «Появление киберпространства как особой среды обитания человека привело к изменению уже сложившихся в социуме архетипов, ритмов функционирования, эстетических образов, моделей экономической деятельности и форм социальных взаимодействий» [2].
Выводы.
Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишь при условии технологи-зации самой системы человеческого общения, образовательных систем разных уровней, если, конечно, понимать ее не в узком, техницистском, а в широком философском смысле. Поэтому важнейшей составной частью информатизации является медиатизация образовательных сред и всего общества.
Таким образом, процесс информатизации видится в единстве процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации, а для реализации поставленной цели большим потенциалом обладает именно медиаобразование. Приведенная концепция информационного общества отражает техническую инфраструктуру образовательных систем в процессе информатизации и придания технике социальных функций.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем состояния современных образовательных и информационных процессов.
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/ Д. Белл. - М.: Academia, 1999.- 956с.
2. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / С.В. Бондаренко. - Ростов н / Д: Изд-во Рост. Унта, 2004.
3. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Материалы национального разведывательного центра США. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002.- 120 с.
4. Масуда Й. Гіпотеза про генезис Homo intellegens / Й. Масуда // Сучасна соціальна філософія. Хрестоматія. - К.: Либідь, 1996.-С. 335-361.
5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Раки-тов. - М.: Политиздат, 1991.
6. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. СПб, 1997.
7. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999.
Поступила в редакцию 24.10.2009г.
Максимова Татьяна Владимирова [email protected]