Научная статья на тему 'О внедрении информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс по криминалистике'

О внедрении информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс по криминалистике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / іНФОРМАЦіЙНЕ СУСПіЛЬСТВО / СУСПіЛЬСТВО ЗНАНЬ / МОДЕРНіЗАЦіЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ З КРИМіНАЛіСТИКИ / іННОВАЦії / іНФОРМАЦіЙНі ТА КОМУНіКАЦіЙНі ТЕХНОЛОГії / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF CRIMINALISTICS / INNOVATIONS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус В. В.

Рассмотрены особенности высшего образования в условиях становления информационного общества. Сформулированы рекомендации в отношении модернизации учебного процесса по криминалистике путем внедрения информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT APPLICATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF CRIMINALISTICS

The article deals with the specifics of higher education in conditions of emerging information society. Recommendations for modernization of the educational process of criminalistics by application of the information and communication technologies are formulated.

Текст научной работы на тему «О внедрении информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс по криминалистике»

УДК 343.98

В. В. Белоус, канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

О ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Рассмотрены особенности высшего образования в условиях становления информационного общества. Сформулированы рекомендации в отношении модернизации учебного процесса по криминалистике путем внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, модернизация учебного процесса по криминалистике, инновации, информационные и коммуникационные технологии.

Одной из наиболее важных особенностей современности является переход развитых стран мира от постиндустриального к информационному обществу, что обуславливает необходимость принятия неотложных мер по внедрению информационных и коммуникационных технологий в сферу образования и науки [13]. Информационное общество (information society, digital society, electronic society, e-society) рассматривается как этап перехода к новому, перспективному состоянию социально-экономического и научно-технического развития - к обществу знаний (knowledge society, k-society). В нем главным источником существования и развития, основным ресурсом функционирования и движущей силой прогрессивных преобразований выступят знания, которые человечество накопило и будет продолжать приобретать, которые будут эффективно использоваться практически всеми подсистемами общества и преимущественным большинством его членов для решения своих повседневных и перспективных задач [4, с. 37].

Перед человечеством ХХ1 в. возник тот факт, что знания обновляются быстрее, чем меняются поколения. В условиях современного так назывемого информационного взрыва объем только научной информации в мире удваивается каждые 8 - 10 лет, а общее количество печатных работ превышает 100 млн названий. Ежегодно 80 тыс. научных журналов публикуют 3 млн статей. Половина всех данных, которыми владеет наука, получена на протяжении последних 15 лет. За последние 25 лет издано почти столько же книг, сколько за предыдущие 500 [3, с. 17]. По сообщению М. Гилберта (Университет Южной Калифорнии, США), осуществившего попытку исследовать явление информационной революции в эпоху цифровых технологий, человечество уже накопило около 295 эксабайт информации (1 эксабайт = 1000 петабайт, 1 петабайт = 1000 терабайт, а 1 терабайт = 1000 гигабайт). Такой объем информации в 315 раз превышает количество песчинок на Земле, и в дальнейшем объемы цифровой информации продолжат ежегодный 60процентный рост [11, с. 42 - 44]. Это, несомненно, требует пересмотра традиционных подходов к созданию, систематизации, передаче и использованию информационных ресурсов, особенно в сфере образования и науки.

Важнейшее условие дальнейшего инновационного развития страны - создание современной информационной образовательной среды, ориентированной на (а) гармонизацию национальных и международных стандартов высшего, в том числе и юридического образования; (б) качество и инноватику в нем; (в) конкурентоспособность, национальное и международное признание; (г) введение разветвленной системы формального и неформального образования, развитие дистанционного электронного обучения; (д) участие в национальных и международных корпоративных образовательных проектах и программах; (е) интеграцию в европейское пространство высшего юридического образования; (ж) стабильные партнерские отношения с работодателями; (з) влияние на политику высшего юридического образования в Европейском регионе; (и) повышение эффективности и качества информационного обеспечения учебной деятельности с ориентацией на глобальные телекоммуникационные технологии [14, с. 36].

Одной из основных задач коллектива Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» стало обеспечение высокого качества образования путем компьютеризации и информатизации учебного процесса [15, с. 14]. Современное высшее учебное заведение (как и профессиональная образовательная система в целом) пребывают на этапе модернизации: обновляется содержание образования, внедряются новые педагогические и информационные технологии. Приобрела

актуальность материализация учения о ноосфере (сфере разума), обоснованного В.И. Вернадским вслед за французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, как об эволюционном этапе биосферы, при котором умственная деятельность человека становится главным и решающим фактором развития. Понимание ноосферы как сферы производства, унификации, архивации, систематизации, распространения и воспроизведения всего многообразия положительных знаний, полученных при участии человеческого интеллекта, позволяет рассматривать информатизацию (процесс создания информации с помощью информационных технологий и удовлетворения потребностей в ней) как средство, способ, катализатор формирования ноосферного общества. Она способствует развитию человеческого ресурса как одного из основных факторов конкурентоспособности в глобализованном мире. Неоценимое значение приобретает инновационное образование, сочетающее современные и наиболее эффективные информационные технологии с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, многоуровневой подготовкой специалистов, междисциплинарным подходом к учебе, учитывающими требования рынка интеллектуального труда, потребности современных студентов в соответствии с их способностями и возможностями [28, с. 18].

Перед образованием возникла сложная двуединая задача: оно должно (а) быть современным, опираться на новейшие технологии, широко внедрять в учебно-воспитательный процесс информационнокоммуникационные технологии; и (б) формировать у молодежи черты, необходимые для успешной самореализации в информационном обществе по окончании учебного заведения [19].

К вопросам научно-технической модернизации учебного процесса внимание ученых было приковано во все времена [См.: 1; 8; 9, 10]. Научные основы использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе [См.: 4; 25], в частности, при подготовке юристов [См.: 5; 12, 26], в значительной степени освещены в учебно-методической литературе. Внедрению их в процесс обучения студентов криминалистике посвящены научные публикации Т. В. Волчецкой [6; 7], М. А. Михайлова [17], Н. В. Персичкиной [20], Е. Р. Россинской [24], В. В. Фадеевой [27; 28], В. Ю. Шепитько [29; 30], С. В. Шошина [32]. Нормативно-правовым фундаментом развития таких технологий в образовании и науке служит Государственная программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 7 декабря 2005 г., № 1153. Основы развития информационного общества в государстве заложены Законом «Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 - 2015 годы» от 9 января 2007 г., № 537-V, а указом Президента от 30 сентября 2010 г., № 926/2010 «О мерах обеспечения приоритетного развития образования в Украине» 2011 год провозглашен Годом образования и информационного общества. Однако остается еще достаточно широкий круг нерешенных вопросов, препятствующих надлежащей интеграции Украины в мировое научно-образовательное пространство.

Модернизация отечественной образовательной среды требует учета актуальной парадигмы профессионального образования. Так, в странах Западной Европы, интегрированных в мировое сообщество в соответствии с требованиями Болонского процесса, юридические дисциплины преподаются во взаимосвязанных однотипных блоках. И если на I - III курсах студенты изучают преимущественно предметы гражданско-правового цикла, то на IV их внимание сосредотачивается на уголовно-правовых дисциплинах, когда на протяжении нескольких семестров методом активного погружения в цикл они комплексно и последовательно изучают исключительно такие дисциплины, как уголовное право, криминология, уголовно-процессуальное право, юридическая психология, прокурорский надзор, уголовно -исполнительное право, а в ряде специализированных вузов - обязательно криминалистика.

Криминалистика, как одна из базовых юридических наук, выступающая фундаментом профессиональных юридических знаний, издавна играет важную роль в осуществлении правоприменительной деятельности не только в области уголовного судопроизводства, но и в других видах правоприменения [23]. Среди юридических дисциплин она является наиболее активным проводником естественных и технических достижений в практику борьбы с преступностью [18, с. 3]. Это наука синтетическая [3, с. 43], что обуславливает постоянную потребность в системном анализе достижений различных отраслей науки и техники с дальнейшим синтезом их результатов для удовлетворения широкого круга потребностей криминалистики, в том числе и профессиональной подготовки специалистов в данной отрасли знаний.

Криминалистическое образование - это интегрированная согласно социальным функциям и структурированная адекватно параметрам моделей специалистов система обучения оперированию методами и средствами криминалистики в практической деятельности и прививания умений и навыков, необходимых для их применения [16, с. 66]. Вот почему учебный процесс по криминалистике должен: (1) имитировать ту среду, в которой будут работать будущие выпускники; (2) содержать конкретные цели, задачи и разрешать проблемы общественной и профессиональной деятельности обучающихся; (3) обеспечивать формирование у студентов навыков решать практические задания [2, с. 15]. Практика деятельности органов досудебного следствия остро нуждается во внедрении инноваций [31]. Следовательно, формирование навыков по их использованию, как основа повышения качества и эффективности расследования преступлений и рассмотрения дел, должно быть обеспечено еще на стадии профессиональной подготовки будущих следователей, адвокатов, прокуроров, судей.

На смену концепции кратковременного (одномоментного) опережающего (авансирующего) профессионального образования приходит концепция его перманентности, суть которой состоит в том, что обучение в высшем учебном заведении не завершает, а начинает профессиональную подготовку, создает фундамент для последипломного периодического профессионального образования, которое должно сочетаться с постоянным самообразованием каждого специалиста. Преподавание криминалистики невозможно в отрыве от уголовно-правовых институтов, положений уголовного процесса, теории и практики оперативно-розыскной деятельности, основ информатики и спецтехники [21, с. 98, 99]. В своей практической деятельности следователь никогда не может в рафинированном виде использовать, например, положения исключительно уголовного процесса. Проводя допрос свидетеля или потерпевшего, реализуя при этом уголовно-процессуальные нормы, он одновременно оперирует научными основами тактики допроса, разработанными криминалистикой, рекомендациями по курсу юридической психологии, нормами уголовного права, регламентирующими ответственность свидетеля или потерпевшего за дачу заведомо ложных показаний [6, с. 784, 785]. В настоящее время криминалистике принадлежит ведущая роль воплощать естественные, технические и гуманитарные знания в сферу судопроизводства. Это обстоятельство определяет основные тенденции развития криминалистической науки, расширяет и видоизменяет решаемые ею задачи, что отражается на содержании учебного курса по криминалистике и на особенностях его преподавания [24, с. 795].

По определению В. Г. Коломацкого, эта учебная дисциплина представляет собой систему криминалистических знаний, умений и навыков, усвоение которых является насущной потребностью для успешного расследования и предупреждения преступлений. Указанные факторы, полученные в процессе базового профессионального образования, должны быть не только достаточными для осуществления профессиональной деятельности на определенном уровне квалификации, но и служить для последующего самостоятельного овладения новыми, совершенными знаниями, умениями и навыками более высокого класса. М.И. Порубов отмечает, что методика преподавания криминалистики состоит из 3 -х составляющих: (а) что преподавать, (б) кому преподавать и (в) кто преподает [21, с. 98]. Представляется целесообразным добавить к этому перечню еще и 4-ю составляющую - как преподавать.

Традиционно при изучении криминалистики применяются различные формы обучения: лекции, лабораторные и практические занятия, самостоятельная и индивидуальная робота студентов. Эти формы организации учебной роботы обеспечиваются программой учебной дисциплины «Криминалистика», задачами к лабораторным и практическим занятиям, задачами для индивидуальной работы студентов, тестами и т.д. Лабораторные занятия - форма обучения, предусматривающая применение наглядных пособий и оборудования, индивидуальное выполнение студентами заданий с использованием криминалистической техники, компьютерных технологий, материалов, веществ и получение соответствующего материализованного результата. Цель практических занятий - приобретение практических навыков в оперировании криминалистическими приемами, методами и средствами. На таких занятиях студенты выполняют задания, участвуют в деловых играх, составляют необходимые документы. Готовясь к занятиям, студенты должны проработать соответствующие разделы учебника и дополнительной рекомендованной литературы, ознакомиться с необходимыми нормативно-правовыми актами, выполнить другие работы, которым отводится внеаудиторное время [18, с. 5]. Интенсифицировать процесс обучения (сократить время изучения учебного материала на 30 - 50 %), повысить его результативность (обеспечить усвоение учебного материала на 90 %) и мотивацию студентов можно путем внедрения в учебный процесс информационных технологий [27, с. 99].

Упомянутая Государственная программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» на 2006 - 2010 годы предусматривает такие меры, направленные на развитие информационных и коммуникационных технологий в образовательной и научной деятельности, как: (1) разработка электронных учебников и энциклопедий учебного назначения, создание фильмотеки учебных фильмов на электронных носителях; (2) воплощение в жизнь программных средств системы текущего и итогового контроля знаний студентов; (3) разработка элементов искусственного интеллекта и интерактивных средств и технологий для индивидуализации учебного процесса и их внедрение в систему дистанционного обучения; (4) создание программного и информационного обеспечения для электронных библиотек и архивов; (5) создание электронных библиотек высших учебных заведений; (6) организация виртуального университета, разработка и поддержка его информационных ресурсов; (7) подготовка научно -педагогических работников высших учебных заведений и их сертификация для работы с программными средствами учебного назначения и информационными и коммуникационными технологиями.

С учетом потребностей образования III тысячелетия Международная научно-практическая конференция «Криминалистика XXI века» призывает внедрять в учебный процесс электронные учебники, пособия, справочники, словари, разнообразные мультимедийные средства, современные образцы криминалистической техники, используемые в следственных и экспертных подразделениях [22, с. 116]. Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы в России и Украине» рекомендует расширять практику подготовки и применения в учебном процессе высших учебных заведений учебников, учебных и учебно-методических пособий на

электронных носителях, дидактических материалов на мультимедийной основе, пригодных к применению в том числе и с целью повышения квалификации сотрудников следственных и экспертных подразделений [2З]. Оригинальным инновационным решением визуализации процесса преподавания и обучения в Национальном университете «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» является создание учебных электронно-информационных комплексов [14, с. З5].

Таким образом, повышению качества и эффективности образовательной деятельности, технологическому перевооружению учебного процесса по криминалистике, углублению интеграции (в том числе и международной) образования, науки и практики на инновационных началах будет способствовать организация профессиональной информационной образовательной среды путем:

- определения методологии и методики создания принципиально новых учебных материалов, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий;

- разработки и внедрения в учебный процесс по криминалистике мультимедийных электронных учебников, которые будут обеспечивать максимальную наглядность их содержания;

- записи на электронных носителях информации и размещения на официальном web -портале Университета видеофонда лекций ведущих ученых и практических деятелей;

- обновления фильмотеки учебных видеофильмов и дополнения ее лентами, созданными по ранее не охваченным темам учебного курса;

- создания и регулярного пополнения общедоступной электронной библиотеки криминалистических изданий (World Criminalistics Library) и электронного архива учебных материалов уголовных дел;

- виртуализации учебно-методического кабинета (музея кафедры криминалистики) и создания на его базе натурно-виртуального криминалистического полигона;

- внедрения биномной формы чтения лекций при одновременном участии нескольких лекторов из числа ученых и практиков, в том числе, путем проведения телемостов и видеоконференций;

- наполнения учебного электронно-информационного комплекса по криминалистике элементами искусственного интеллекта, новейшими мультимедийными и интерактивными дидактическими средствами и технологиями для индивидуализации учебного процесса;

- создания на основе этого комплекса междисциплинарного учебного комплекса и интеграции его с соответствующими автоматизированными рабочими местами (АРМ) различных юридических профессий;

- своевременной замены устаревших дидактических средств на компьютерную технику и программные средства учебного назначения, способные поддерживать актуальные информационные и коммуникационные технологии обеспечения учебного процесса, с их регулярной последующей модернизацией;

- подготовки и регулярного повышения квалификации научно-педагогических работников для работы с программными средствами учебного назначения, информационными и коммуникационными технологиями, соответствующими современному уровню развития науки и техники.

Список литературы: 1. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе I С. И. Архангельский. - М.: Высш. шк., 197б. - 220 с. 2. Балаев А. А. Активные методы обучения: моногр. I А. А. Балаев. - М.: Профиздат, 1986. - 94 с. 3. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дпя. Злободневные вопросы российской криминалистики: моногр. I Р. С. Белкин. - М.: НОРМА - ИНФРА М, 2001. - 240 с. 4. Биков В. Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: мопогр. I В. Ю. Биков. - К.: Атіка, 2009. - б84 с. 5. Брикайло Л. Ф. Інформаційні технології пошуку, підготовки та обробки документів у юриспруденції: Система «Ліга: Закон»: павч. посіб.! Брикайло Л. Ф. - К.: Вид. Паливода А. В., 2008. - 102 с. б. Волчецкая Т. С. Акутальные проблемы преподавания криминалистики на современном этапе (по материалам анализа зарубежного опыта) I Т. С. Волчецкая II Криміналістика ХХІ століття: матер. міжпар. наук.-практ. конф., 25 - 2б лист. 2010 р. - X.: Право, 2010. - С. 78З - 787. 7. Волчецкая Т. С. Компьютерные технологии обучения студентов криминалистике I Т. С. Волчецкая II Криминалистические чтения, посвящ. 100-летию со дпя рожд. проф. Б. И. Шевченко: тез. выст. - М.: МАКС-Пресс, 2004. - С. 254 - 257. S. Вопросы совершенствования преподавания криминалистики и специальной техники. - Минск: МВШ МВД СССР. - 1980. - 11б с. 9. Герасимов В. П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах: моногр. I В. П. Герасимов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 128 с. 10. Герасина Л. Н. Современная высшая школа в условиях реформации образования: мопогр. АЛ. Н. Герасипа. - Харьков: Право, 1993. - 152 с. 11. Даниленко Л. Дело техники / Л. Дапилепко II Фокус. - 2011. - 5 авг. - С. 42 - 44. 12. Денісова О. О. Інформаційні системи і технології в юридичній діяльності: павч.-метод. посіб. [для самост. вивч. дисципліни] I О. О. Депісова. - К.: КНЕУ, 2005. - 25б с. 13. Державна програма «Інформаційні та комунікаційні технології в освіті і науці» па 200б - 2010 роки: затв. пост. КМУ від 07.12.2005 р., N° 115З II Офіц. вісп. України. - 2005. - N° 49 (21.12.2005). - Ст. 3058. 14. Доповідь ректора НЮАУ імені Ярослава Мудрого В.Я. Тація па загальних зборах професорсько-викладацького складу З1.08.2010 р. - Х.: Нац. юрид. акад. України, 2010. - 108 с. 15. Доповідь ректора Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого» па загальних зборах професорсько-викладацького складу З0.08.2011 р. - Х.: Нац. ун-т «ЮАУ», 2011. - 80 с. 16. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования: моногр. I под ред. Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина. -М.: Новый юрист, 1997. - 2б8 с. 17. Михайлов М. А. Телекоммуникационные технологии в преподавательской деятельности и научном общении криминалистов I М. А. Михайлов II Криміналістика ХХІ століття: матер. міжпар. наук.-практ. конф., 25 - 2б лист. 2010 р. - Х.: Право, 2010. - С. 791 - 795. 1S. Навчально-методичний посібник для лабораторних і практичних запять та самостійної роботи з «Криміналістика» I уклад.: І. І. Когутич, З. Т. Гулкевич, Я. О. Береський та ін. - Л.: ЛНУ, Тріада плюс, 2010. - 548 с. 19. Освіта в

інноваційному поступі суспільства: доповідь на підсумковій колегії М-ва освіти і науки України 17.08.2006 р. // Освіта України. - 2006. - № 60 - 61. - С. 1 - 21. 20. Персичкина Н. В. Некоторые аспекты совершенствования образовательного процесса при подготовке юристов / Н. В. Персичкина // Уголовный процесс и криминалистика: современные проблемы и пути их решения: сб. ст. / под ред. Т. С. Волчецкой. - Калининград: Изд-во РГУ, 2006. - С.158 - 163. 21. Порубов Н. И. Наш опыт преподавания криминалистики / Н. И. Порубов // Современные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы в России и Украине: матер. междунар. науч.-практ. конф. 25 - 26 мар. 2011 г. [в 2-х т.] / отв. ред. И. М. Комаров. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - Т. І. - С. 98, 99. 22. Рекомендації Міжнародної науково-практичної конференції «Криміналістика ХХІ століття» (25-26 лист. 2010 р., м. Харків) // Криміналіст першодрукований. 2010. - N° 1. - С. 108 - 116. 23. Рекомендации Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы в России и Украине» 25-26 мар. 2011 г. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. -10 с. 24. Россинская Е. Р. Современные проблемы криминалистической дидактики / Е. Р. Россинская // Криміналістика ХХІ століття: матер. міжнар. наук.-практ. конф., 25 - 26 лист. 2010 р. - Х.: Право, 2010. - С. 795 - 800. 25. Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі: навч. посіб. / З. І. Слєпкань. - К.: Вища шк., 2005. - 239 с. 26. Черевко М. О. Комп’ютерні технології в юридичній діяльності: навч. посіб. для дистанц. навчання / М. О. Черевко. - К.: Ун-т «Україна», 2006. - 271 с. 27. Фадеева В. В. Педагогические информационные технологии в системе высшего образования МВД РФ / В. В. Фадеева // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. -Вып. VII (ч. 1). - Калининград: Юрид. ин-т МВД России, 2006. - С. 98 - 101. 28. Фадеева В. В. Создание профессиональной информационной обучающей среды подготовки специалиста органов внутренних дел / В. В. Фадеева // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности в деятельности правоохранительных органов: сб. науч. ст. - Калининград: Юрид. ин-т МВД России, 2011. - С. 16 - 20 . 29. Шепітько В. Ю. Зв’язок юридичної науки й освіти з практикою боротьби зі злочинністю / В. Ю. Шепітько // Проблеми вищої юридичної освіти: тези доп. та наук. повідом. наук.-метод. конф., м. Харків, 21 квіт. 2000 р. / за ред. В. В. Комарова. - Х.: Нац. юрид. акад. України, 2000. - С. 54 - 55. 30. Шепітько В. Ю. Про розробку та впровадження в начальний процес новітніх технологій навчання / В. Ю. Шепітько // Проблеми вищої юридичної освіти: тези доп. та наук. повідом. наук.-метод. конф., м. Харків, 18 - 19 груд. 2001 р. / за ред. В. В. Комарова. - Х.: Нац. юрид. акад. України, 2002. - С. 79 - 81. 31. Шепитько В. Ю. Инновации в криминалистике и их использование в деятельности органов досудебного следствия / В. Ю. Шепитько, Г. К. Авдеева // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности в деятельности правоохранительных органов: сб. науч. ст. - Калининград: Юрид. ин-т МВД России, 2011. - С. 11 - 16. 32. Шошин С. В. Использование в учебном процессе кафедры криминалистики № 1 Саратовской государственной академии права результатов достижений современных информационных технологий / С. В. Шошин // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. - Вып. VII (ч. 1). - Калининград: Юрид. ин-т МВД России, 2006. - С.110 - 124.

ПРО ЗАПРОВАДЖЕННЯ ІНФОРМАЦІЙНИХ І КОМУНІКАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ У НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕСС З КРИМІНАЛІСТИКИ

Білоус В. В.

Розглянуто особливості вищої освіти в умовах становлення інформаційного суспільства. Сформульовано рекомендації щодо модернізації навчального процесу з криміналістики шляхом упровадження інформаційних і комунікаційних технологій.

Ключові слова: інформаційне суспільство, суспільство знань, модернізація навчального процесу з криміналістики, інновації, інформаційні та комунікаційні технології.

ABOUT APPLICATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF CRIMINALISTICS

Bilous V. V.

The article deals with the specifics of higher education in conditions of emerging information society. Recommendations for modernization of the educational process of criminalistics by application of the information and communication technologies are formulated.

Key words: information society, knowledge society, modernization of the educational process of criminalistics, innovations, information and communication technologies.

Поступила в редакцию 30.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.