Научная статья на тему 'Философско-методический аспект формирования информационной компетентности выпускников вузов'

Философско-методический аспект формирования информационной компетентности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / INFORMATION COMPETENCE / EDUCATION INFORMATIZATION / ICT IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенщикова Александра Вячеславовна

Одной из основных тенденций развития современного высшего образования является информатизация и его модернизация на основе компетентностного подхода. В статье освещаются философские аспекты понятий «информация» и «информационное общество», рассматриваются этапы информатизации образования, как необходимого условия подготовки компетентных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Methodological Aspects of Higher School Graduates’ Information Competence Forming

One of the main tendencies of modern higher education is its informatization and modernization on the basis of competence-based approach. The article highlights the philosophical aspects of the terms «information» and «information society», describes the stages of education informatization as a prerequisite for competent graduates’ training.

Текст научной работы на тему «Философско-методический аспект формирования информационной компетентности выпускников вузов»

УДК 791.04 ББК 451.35

Гребенщикова Александра Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра английского языка Челябинский государственный университет г.Челябинск Grebenshchikova Aleksandra Vyacheslavovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of the English Language Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Философско-методический аспект формирования информационной

компетентности выпускников вузов Philosophical and Methodological Aspects of Higher School Graduates' Information Competence Forming

Одной из основных тенденций развития современного высшего образования является информатизация и его модернизация на основе компетентностно-го подхода. В статье освещаются философские аспекты понятий «информация» и «информационное общество», рассматриваются этапы информатизации образования, как необходимого условия подготовки компетентных кадров.

One of the main tendencies of modern higher education is its informatization and modernization on the basis of competence-based approach. The article highlights the philosophical aspects of the terms «information» and «information society», describes the stages of education informatization as a prerequisite for competent graduates' training.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии.

Key words: information, information competence, education informatization, ICT in education.

Современная ситуация в мире характеризуется стремительными преобразованиями социально-экономических, политических и духовно-нравственных устоев общества, его вступление в эпоху информатизации, что, с одной стороны, ведет к определенной социальной нестабильности, с другой стороны, объективно усиливает потребность в самостоятельных и независимых людях, постоянно стремящихся к повышению своей образованности и профессионализма. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяющей государственную политику в сфере образования на период до 2025 года, среди основных целей образования выделяется «подготовка высокообразо-Вестник ЧГПУ11 '2012 38

ванных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [1]. Так в настоящее время в основу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения положен компетентностный подход. Теория компетентностного подхода разрабатывалась и освещена в трудах таких ученых как В.И.Байденко, В.А.Болотов,

A.А.Вербицкий, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Л.В.Львов, С.Г.Молчанов, Г.К.Селевко,

B.А.Сластенин, А.М.Новиков, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов и др.

Анализ ФГОС ВПО третьего поколения по разным направлениям подготовки позволяет сказать, что социально-профессиональными единицами обновления содержания образования выступают понятия «компетенция» и «компетентность», а одной из ведущих компетентностей современного выпускника можно считать информационную компетентность. Под информационной компетентностью следует понимать интегративную характеристику личности выпускника, представленную знаниями, умениями, навыками, способами действия в области работы с профессионально-значимой информацией и позволяющую переводчику эффективно осуществлять профессиональную деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий.

В этой связи можно утверждать, что изменение характера современного образования требует заново осмыслить такое фундаментальное понятие, как «информация», поскольку, в свете перехода общества от индустриального к информационному, изменяется его внутреннее содержание.

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоф-флером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг и информации».

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах «постиндустриальное», «информационное» видели альтернативу формационным терминам - «социалистическое», «коммунистическое» общество. Понятие информационного общества определенное время считали рядоположенным с различными типами формаций. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в конкретизацию термина и развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, К.К. Колина, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. Обратимся к рассмотрению термина «информатизация».

В.Ф.Шолохович под эпохой информатизации понимает «...период развития общества, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех социально значимых областях человеческой деятельности»[2, c.5].

Информатизация общества, согласно А.И.Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого является возникновение новой общественной структуры - информационного общества [3].

И.В.Роберт, выдающийся ученый по проблемам информатизации, отмечает, что «информационное общество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым следует отнести: - возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; - потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей; - стремление к взаимному приятию и уважению культур различных народов;- нарастающий процесс глобализации общества» [4, с.2].

Даже поверхностный анализ вышеприведенных определений информатизации позволяет сделать вывод о том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянию общества, которое характеризу-Вестник ЧГПУ112012 40

ется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации. В этой связи Т. Стоуньер отмечает, что в «современном информационном обществе роль капитала выполняет информация» [5]. Информация выходит на передний план, являясь приоритетной ценностью во всех областях знания, политики, экономики, культуры. Обратимся к философскому анализу термина «информация».

Изучение феномена информации является одной из самых интересных и сложных проблем в философии XX века. К трудам по теории информации, характеризующим процесс становления понятия информация относятся работы зарубежных исследователей К. Шеннона, Н. Винера, Р. Хартли, Д. Маккея, Л. Бриллюэна, У. Р. Эшби, Р. Карнапа, У. Бар-Хиллела и др. Теории указанных авторов являются фундаментальными для теории информации. Они изначально создают некий структурный контур для развития всех последующих направлений в изучении теории информации. Из отечественных исследователей проблем информации на этом уровне следует выделить работы А.Н. Колмогорова, В.М.Глушкова, Б. В. Бирюкова, М. М. Бонгарда, И. А. Полетаева и др.

Начиная с самого появления теории информации в 50-х - 60-х гг. прошлого века, весьма активно развивался, прежде всего, именно прикладной аспект информационной теории, как то: изучение технологий передачи и хранения информации, что привело в 90-х гг. к смешению понятия информации с понятием компьютеризации, исключительной связи данного понятия с базами данных. На более общем уровне изучение информации связывается с социальной информацией, то есть с процессом социальной коммуникации.

Теория информации стремительно развивалась. Пожалуй, на примере этого понятия лучше всего можно проиллюстрировать тенденцию ускорения научного познания. Едва появившись в конце 40-х гг. XX в., к 70-м гг. того же столетия понятие информации уже имело множество определений и интерпретаций в рамках совершенно различных подходов, направлений и методологических систем. Более того, информация всегда оказывалась

связанной с самыми фундаментальными философскими вопросами: с проблемой соотношения бытия и мышления, связи этой проблемы с языком, функционирования живой и даже неживой природы, с проблемами коммуникации в человеческом обществе и кибернетической сфере, с вопросами создания и функционирования искусственного интеллекта, с проблемой виртуальной реальности.

В 70-х гг. XX века на основании кибернетических представлений появилась интерпретация информации как явления, связанного с живой природой и возникновением жизни. В таком случае информация понималась как фундаментальное свойство живой природы, гарантирующее ее способность к осуществлению всех остальных свойств, определяющих систему как живую, то есть ее активность, самовоспроизводство, реакция на возмущения из внешней среды.

На следующем этапе обнаружение сходного механизма регуляции в биологических, технических объектах и объектах неживой природы, привело к распространению теории информации на комплекс всех возможных систем.

К.Б.Юшков анализирует современные подходы к понятию информации и выделяет следующие основные подходы к понятию информации:

- подход с точки зрения связи рассматривает информацию как неистолкованные данные, без учета их полезности, значимости, значения, интерпретации (Шэннон);

- вероятностный подход определяет информацию в терминах пространства вероятностей (И.Бар-Хиллел, Р.Карнап);

- модальный подход определяет информацию с точки зрения связности и модальности (Винер);

- системный подход заключается в том, что информация отслеживает возможные переходы в пространстве состояний системы (Дж.Перри, К.Девлин);

- семантический подход рассматривает информацию как хорошо сформированные, значащие и правдивые данные (Л.Флориди) [6].

Вестник ЧГПУ112012 42

До сих пор более распространенным и официально признанным остается шэнноновское понимание информации как основы коммуникации и связи. Среди наиболее популярных исследовательских направлений, базирующихся на теории информации, можно назвать, прежде всего, кибернетику, общую теорию систем, синергетику, а также концепцию информационного общества, теорию управления, разработки искусственного интеллекта. Изучение этих и множества других, связанных с информацией, явлений активно продвигается в социологии, биологии, математике, физике, психологии, лингвистике.

Итак, значимость информации в современном обществе ведет к изменению отношения к информационным технологиям и процессам. Если техника и технология в индустриальном обществе воспринимается как нечто чуждое человеку, как разновидность машины, то информация несет в себе другие признаки. Информация объединяет в себе материальный носитель и интеллект, и в этом смысле она воспринимается как разновидность интеллекта, грань между человеком и техникой становится неуловимой [7].

С процессом развития информационного общества связаны и интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Информация выступает не как вспомогательное средство в современном образовании, а как смыслообразующий фактор. В этой связи одной из приоритетных задач современной системы образования становится разработка концептуальных моделей информатизации образования. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования.

Созданная в 1988 году под руководством А.П.Ершова Концепция информатизации образования стала одной из первых попыток оценить современные тенденции в образовании и их связь с информатизацией общества, выявить возникающие проблемы и наметить пути их решения.

Авторы Концепции определяют информатизацию образования как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. В Концепции информатизации сферы образования заявлено, что в ближайшем будущем профессиональное образование в России должно стать совершенно иным, осуществляться на совершенно ином качественном уровне. В основе нового образования должно лежать использование информационно-вычислительных и телекоммуникационных средств и информационных образовательных технологий [8]. Следует сказать, что с момента создания Концепции информатизации в России уже прошло более 25 лет, и уже можно говорить о результатах процесса информатизации образования, хотя его нельзя считать завершенным.

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования в России (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса) [9].

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры, логики, компьютерного моделирования.

Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на компьютере с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая

производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали Вестник ЧГПУ112012 44

широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (середина 70-х годов) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями -"заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Диалоговый способ общения человека с компьютером открыл совершенно новые возможности как в различных сферах человеческой деятельности, так и в сфере образования. На этом этапе информатизации образования начали реализовываться такие задачи информатизации, как улучшение качества обучения и повышение эффективности учебного процесса, разработка программно-методического обеспечения учебного процесса. Появление персональных компьютеров, относительно недорогих и достаточно надежных в работе, способствовало повышению темпов компьютеризации деятельности человека, в том числе и образования [10].

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной

реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий [4].

Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что развитие и распространение информационных технологий в образовании, изменяет систему образования в целом. Возможности современных информационных технологий в образовании обуславливают новую модель образования: образование не ограниченное пространственными, временными и институциональными рамками.

В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная компетентность человека - определяющим фактором профессиональной деятельности, изменяется и требования к системе образования, непрерывная информатизация которой является необходимым условием ее востребованности и эффективности.

Библиографический список

1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества [Текст] / Д. Белл // Новая технократическая волна на западе. - М., 1986. - С. 330-342.

2. Концепция информатизации образования [Текст] // Информатика и образование.1990. -№1. - С. 2-34.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Бюл. М-ва образования Российской Федерации. - 2000. - №11. - С.3-13.

4. Пасхин, Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества [Текст] / Е.Н. Пасхин //Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996, - С. 84-90.

5. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции [Текст] / А.И.Ракитов. - М., 1991. - 167c.

6. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования. [Текст] / И.В. Роберт // Информатика и образование/ 2002. - №12. - С.2-6.

7. Стоуньер, Г. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики [Текст] / Г. Стоуньер, // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - 394с.

8. Федоров, А.И. Методологические аспекты информатизации профессионального образования // Теория и практика физической культуры [Текст] /А.И. Федоров // Интернет-журнал. - 2000. - №4. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000N4/p11-13.htm - [дата обращения 20.11.2011]

Вестник ЧГПУ 11'2012

46

9. Шолохович, В.Ф. Информационные технологии обучения [Текст] / В.Ф. Шолохович // Информатика и образование. -1998 - №2. - С.5 -14.

10. Юшков, К.Б. Современные аспекты философии информации [Текст] / К.Б. Юшков. - М., 2007. - 57с. URL: http://www.protonoa.by.ru/fîles/philosophy/info.pdf - [дата обращения 20.11.2012].

Bibliography

1. Bell, D. The Social Frameworks of the Information Society // New Technocratic wave of the West. - M., 1986. - P. 330-342.

2. Concept of Informatization of Education // Information and Education.1990. -№ 1. - P. 2-34.

3. Fiodorov, A. Methodological Aspects of the Information Professional Education / / Theory and Practice of Physical Education: Internet Magazine. - 2000. - № 4. - Access Mode: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000N4/p11-13.htm [access date 20/11/2011]

4. National Doctrine of Education in the Russian Federation //Bulletin of the Ministry of the Russian Federation. - 2000. - № 11. - P. 3-13.

5. Paskhin, E.N. Philosophical and Methodological Aspects of Education Informatization // Information Technology in Education: From Computer Literacy - To the Information Culture of Society / Edited by I.A. Mizin. No. 8. -Moscow: Science, Francis, London, 1996, - P. 84-90.

6. Rakitov, A.I. The Philosophy of the Computer Revolution. - Moscow, 1991. -167 p.

7. Robert, I. Main Concepts of Education Informatization // Computer Science and Education / 2002. - № 12. - P.2-6.

8. Sholokhovich, V.F. Information Technology Training. // Computers and Education. - 1998 - № 2. - P.5 -14.

9. Stoner, G. Wealth of Information: Profile of Post-Industrial Economics // New Technocratic Wave of the West. - M., 1986. - 394 p.

10. Yushkov, K.B. Modern Aspects of the Information Philosophy. - M., 2007. - 57 p. - Access Mode: http://www.protonoa.by.ru/files/philosophy/info.pdf - [access date 20/11/2012].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.