Научная статья на тему 'Гуманистический образовательный процесс для устойчивого развития человека'

Гуманистический образовательный процесс для устойчивого развития человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
27
Поделиться
Ключевые слова
ТЕОРИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ / THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT THEORY / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PERSON / HUMANE PEDAGOGICS / HUMANISTIC EDUCATIONAL PROCESS / HUMANISTIC VALUES AND MEANINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Н. М.

В статье рассматривается гуманистический образовательный процесс: как один из механизмов становления новой системы образования XXI века, как ресурс устойчивого развития современного человека, необходимого как для самого человека, так и для устойчивого развития природы, общества, космоса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичкова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HUMANISTIC EDUCATIONAL PROCESS FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PERSON

In article humanistic educational process is considered: as one of mechanisms of formation of a new education system of the XXI-st century, as a resource of a sustainable development of the modern person necessary both for the person, and for a sustainable development of the nature, society, space.

Текст научной работы на тему «Гуманистический образовательный процесс для устойчивого развития человека»

Bibliography

1. Borozdina, L.V. Vozrastnihe izmeneniya vremennoyj transspektivih subjhekta. Soobthenie I: Formaljnihe parametrih / L.V. Borozdina, I.A. Spiridonova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1998. - №2.

2. Borozdina, L.V. Vozrastnihe izmeneniya vremennoyj transspektivih subjhekta. Soobthenie II: Soderzhanie / L.V. Borozdina, I.A. Spiridonova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1998. - №3.

3. Kovalev, V.I. Kategoriya vremeni v psikhologii (lichnostnihyj aspekt) // Kategorii materialisticheskoyj dialektiki v psikhologii / pod red. L.I. Ancihferovoyj. - M.: Nauka, 1988.

4. Maslou, A. Novihe rubezhi chelovecheskoyj prirodih. - M.: Smihsl. - 1999.

5. Leontjev, D.A. Samorealizaciya // Chelovek: filosofsko-ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: Nauka. - 2000.

Статья поступила в редакцию 10.07.11

УДК 37.013.46

Novichkova N.M. HUMANISTIC EDUCATIONAL PROCESS FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PERSON. In article humanistic educational process is considered: as one of mechanisms of formation of a new education system of the XXI-st century, as a resource of a sustainable development of the modern person necessary both for the person, and for a sustainable development of the nature, society, space. Key words: the sustainable development theory, a sustainable development of the person, humane pedagogics, humanistic educational process, humanistic values and meanings.

Н.М. Новичкова, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО ««Ульяновский педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: nownad@mail.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОРОЦЕСС ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается гуманистический образовательный процесс: как один из механизмов становления новой системы образования XXI века, как ресурс устойчивого развития современного человека, необходимого как для самого человека, так и для устойчивого развития природы, общества, космоса.

Ключевые слова: теория устойчивого развития, устойчивое развитие человека, гуманная педагогика, гуманистический образовательный процесс, гуманистические ценности и смыслы.

На рубеже второго и третьего тысячелетий общество вступило в эпоху, научно-теоретическое осмысление которой сопровождается в виде теории о ноосфере и устойчивом развитии общества (Б.А. Астафьев, Ю.Г. Бондаренко, В.И. Вернадский, Л.С. Гордина, В.П. Казначеев, Н.С. Касимов, К.К. Колин, М. Ю. Лимонад, Ю. Л. Мазуров, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, Г. И. Шипов и др.). Под устойчивым развитием понимают управляемое развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации [1, с. 1]. Одним из приоритетных механизмов ноосферных трансформаций называют становление новой системы образования как модели образования XXI века, выполняющей функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию [1, с. 3]. По мнению Урсула А. Д., новой образовательной системой должна стать образовательная система для устойчивого развития, которая должна развиваться опережающе, более быстрыми темпами, ориентироваться на непреходящие фундаментальные ценности и цели, на грядущую ноосферную культуру, способствующую выживанию цивилизации и дальнейшему устойчивому развитию [там же].

В связи с этим важнейшим действием представляется обеспечение устойчивого развития самого человека как духовного и человечного, способного к творчеству и саморазвитию, к ответственному выбору в условиях поликультурного и поли-системного мира, а образовательной системой для этого -гуманистическая система, ценности и цели которой носят непреходящий характер и направлены на сохранение и созидание человека не только как представителя Kamo sapiens, но и представителя №mo humanus.

Устойчивое развитие мирового сообщества, на наш взгляд, необходимо связать: на мега- и макро-уровнях - с конструктивным и сбалансированным решением глобальных проблем (планетарных: экологических, продовольственных, демографических и др.; формационных, цивилизационных, межциви-лизационных и антицивилизационных); на мезо-уровне - с решением национальных, этнокультурных, социально-

экономических, социокультурных. социоприродных и других проблем, как детерминированных и связанных с глобальными проблемами; на микро-уровне - с решением тех проблем, которые сопровождают жизнеустойчивость всех живых систем и существ, и, прежде всего, - самого человека как основной составляющей ноосферы. Этот уровень решения проблем, обеспечивающий свой вклад в достижение устойчивого развития, непосредственно предполагает разработку теоретических проблем в научном педагогическом познании, исследование проблем образования в контексте современного устойчивого развития. Но, несмотря на иерархичность выделенных уровней проблем для решения человеческим сообществом, микро-уровень не является последним по значимости, наоборот, качество решения его проблем напрямую обуславливает качество решения проблем мезо- , макро- и мега-уровня. Это связано с необходимостью обеспечения не только сохранности жизнеустойчивости самого человека, но и созидания его нового качества в виде развития его духовно-нравственной, творческой, созидательно-деятельностной сущности, необходимой для решения всех других проблем.

Развитие современного образования нуждается в реализации идей и подходов гуманистической педагогики, которая способна обеспечить образовательный процесс, адекватный перспективным прогрессивным тенденциям и процессам человеческой цивилизации в эпоху устойчивого развития. С этим связаны миссия, сущность, образовательные ориентиры и ожидаемые результаты гуманистического образовательного процесса, воплощающего и реализующего идеи и положения гуманистической педагогики как педагогики, обеспечивающей устойчивое и эволюционное развитие человека по пути его духовного восхождения к самому себе.

Современное общество, как известно, переживает углубляющийся системный кризис цивилизации, который включает в себя не только экономический, продовольственный, энергетический, экологический кризисы, но и интеллектуальный, духовный, кризис детства, педагогический кризис (последние напрямую связаны с научным педагогическим поиском). В современной ситуации человечество обеспокоено по-

иском решения важнейших проблем: как спасти человека, человеческую цивилизацию и биосферу? А вместе с тем - как спасти ребенка, начиная с его детства, с пренатального периода его развития? Каким должен быть образовательный процесс, направленный на спасение и развитие человека в ребенке?

Спасение человечества связывают, с одной стороны, с преодолением кризисов: энергетического, экологического, экономического и др., а с другой, - с ростом духовности конкретного человека и всех людей на Земле как условием и результатом преодоления духовного кризиса в обществе. Так, по мнению ученых, «именно... Духовность будет доминантой развития в грядущей «Ноосферной Цивилизации», о которой столько думали В.И. Вернадский и семья Рерихов» [2, с. 4]. Образовательный процесс также не избежал переживаемого обществом духовного кризиса. Дефицит духовности в обществе в условиях его растущей технократизации, информатизации, коммерсализации, индивидуализации. В наших школах не принято говорить о душе, хотя каждый из детей и взрослых нуждается в находящемся рядом душевном человеке; духовность понимается нередко только в религиозном смысле и педагоги несколько формально и легковесно относятся к проблеме формирования духовности воспитанника, хотя общество мечтает о сильных и духовно-нравственных людях, патриотах и гражданах; гуманистические отношения ошибочно представляются утопичными или трудно достижимыми, хотя, именно в них нуждается каждый ребенок, поскольку они несут созидательную и гармонизирующую силу в человеческих и педагогических отношениях в условиях дефицита духовности в обществе.

Само детство как особый мир человека переживает кризис, что вызвано вторжением взрослого мира в пространство детства, навязыванием миру детства взрослых взглядов, приписыванием взрослых отношений и пороков детям, инициированием «взрослости» в мире детства, манипулированием сознания человека детства [3]. В чем же может быть выход из кризиса детства в конкретном образовательном учреждении? На наш, взгляд, если стратегия выживания природы состоит в экологии природы, стратегия выживания человека - в экологии человека, то стратегия выживания ребенка как части природы заключается в экологии детства и ребенка. Педагогикой экологии детства и ребенка в современной педагогической действительности, на наш взгляд, выступает гуманистическая педагогика. Ее основные ценности и смыслы: духовность, гуманность, творчество, гармония, внутренняя свобода выражают сущность духовного гуманизма. Они направлены на содействие природе ребенка в восхождении к самому себе как к человеку, на защиту самоценности ребенка и самобытности детства, на становление человечности в условиях творческого, свободного и гармоничного развития и саморазвития ребенка на основе сотрудничества с взрослым, его поддержки и гуманного сопровождения развития человека в ребенке.

Гуманная педагогика, как известно, не является открытием современной педагогической мысли. По мнению педагога гуманиста Ш.А. Амонашвили, новое здесь, состоит в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками - священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями [4, с. 4]. В настоящее время гуманная педагогика ориентирована на эволюционное развитие целостного человека, в воспитании и обучении которого реализуются идеи единства: духовного и физического в человеке, его духовного и материального мира, рационального и иррационального проявления его сущности, научного и религиозного миропонимания, земного и космического плана его бытия.

Педагогическое сообщество медленно, но постигает высоты гуманистической педагогики, педагогическая деятельность постепенно растет до гуманистического качества, а результатом этого должен стать реальный гуманистический образовательный процесс. Замечательным ориентиром для педагога выступает известный гуманистический опыт воспитания и обучения, представленный в педагогике ХХ века богато и

разнопланово (Ф. Адлер, Л. Кольберг, Я. Корчак, М. Монтес-сори, А. Нейл, К. Роджерс, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С. Френе, Р. Штейнер и др.).

В современном педагогическом пространстве существует гуманистический опыт как реально воплощенный, обоснованный научно, выверенный временем (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин, и др.). А гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили, на наш взгляд, позволяет образованию эпохи устойчивого развития решать важнейшие перспективно-созидательные задачи, связанные именно с сохранением и созиданием человечной сущности человека. Она оперирует признанием социоприрод-ной сущности ребенка, пониманием сущности внутренней активности ребенка как человека духа и души, как части природы, признанием творческой активности самого человека, педагогическими смыслами общепланетарной направленности.

Сегодня существует множество педагогических теорий, концепций, систем, моделей, технологий и т.д., которые появляются и обосновываются как вызванные требованиями времени и потому имеющие актуальность, связанную с потребностями и задачами текущего времени, которое имеет свойство изменяться и проходить вместе с наполняющим его содержанием жизни. Но следует различать требование или веление времени, вызов времени и зов грядущего. Именно гуманистическая педагогика с ее непреходящими гуманными ценностями и смыслами во благо человеку способна ответить на зов грядущего как духовная оформленная сфера научного гуманитарного знания и человековедения. Гуманная педагогика содержит тот ресурс, который необходим педагогике как науке и форме сознания для ее согласования с потребностями человека и общества в их устойчивом развитии: она позволяет в образовательном процессе сохранить человеческую сущность ребенка как растущего человека, созидать его новое качество, развивая, человечность. В этой связи интересна точка зрения А. Печчеи, согласно которой, источники кризисов «лежат внутри, а не вне человеческого существа» и решение всех проблем «должно исходить, прежде всего, от изменения самого человека, его внутренней сущности» [5 , с. 14].

Известно, что в обществе часть проблем обозначают как «мальтузианский кризис», суть которого заключается в невозможности согласовать традиционными средствами потребности растущего человечества с ресурсными возможностями оскудевающей планеты [6, с. 14]. Суть современного педагогического кризиса (по аналогии с мальтузианским) можно обозначить, как невозможность педагогики согласовать потребности общества в устойчивом развитии цивилизованного человека с ее традиционными научными и практическими образовательными средствами, которые исчерпали свой ресурс в качестве основных для воспитания и обучения человека эпохи ноосферы. Кризис в научном педагогическом познании, на наш взгляд, выражается в неспособности современной негуманистической педагогики гармонично развивать себя в согласии с потребностями растущего человека, в неспособности обеспечить интересы духовного и гармоничного развития человека-творца, а значит, - в неспособности обеспечить поступательное, эволюционное и устойчивое развитие человека, а вместе с ним - природы, общества, культуры.

С этой точки зрения убедительной выступает культурологическая позиция И.Е. Видт, согласно которой суть кризиса современного образования состоит в исчерпаемости культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры [7, с. 33]. А постиндустриальная эпоха, предполагающая иные культурные основания общества, предполагает и соответствующую модель образования, которая является креативной, поскольку, по мнению И. Е. Видт, «творчество становится индивидуальной, социальной и производственной ценностью» (там же). Эволюция субъектов культуры, по мнению ученых, идет по пути восхождения оснований бытия к социальным и гуманистическим (И.Е.Видт), а это - долгий путь к гуманистической этике в обществе (М.Н. Дудина). Так, следует заметить, культурологи

признают необходимость, неизбежность и инновационность гуманистических оснований культуры и общества.

Гуманистический образовательный процесс, реализуемый на основе гуманистических ценностей, смыслов, идей и подходов, необходимо изучать, по мнению философов, как объект человеческой деятельности, в которой «мировоззрение гуманизма институциализируется и социализируется, образуя те или иные культурные формы в сфере педагогики и воспитания» [8, с. 5]. Он заключает в себе определенную гуманистическую специфику, содержащуюся в компонентах и элементах его культурных форм, которые являются педагогичными по природе в силу их гуманистичности и реализуют его как образовательный процесс с целью раскрытия в человеке человечного как человеческого. Стратегически цель гуманистического образовательного процесса состоит не столько в становлении человека как представителя рода Homo sapiens, сколько - как представителя рода Homo humanus, для чего необходимы, на наш взгляд, вполне специфичные педагогические условия, еще не обеспечивающиеся широко в современном образовании и требующие достаточной научнотеоретической проработанности и эмпирической подтвер-жденности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью цивилизационного процесса является наличие универсального рынка как основного механизма саморазвития любых систем синергетической природы (или, естественного механизма отбора, созданного Природой) [б, с. 11]. Смеем предположить, что более жизнеспособными будут те педагогические системы и типы образовательных процессов, которые обеспечат не только выход из кризисов, но что гораздо важнее - эволюционное стабильное развитие самого человека и человеческого сообщества. Таким открытием в педагогической мысли способна выступить гуманистическая педагогика, а в образовательной практике - гуманистический образовательный процесс.

С конца 90-х XX в. в отечественной педагогике наблюдается тенденция -гуманизация образования: как реализация и самораскрытие гуманистических начал в образовательном процессе; как становление гуманистического образовательного процесса, в котором все его педагогические основания соответствуют (или адекватны) природе человека, его духовной и нравственной сущности. Определенный вклад в разработку гуманистических основ образовательного процесса внесли диссертационные исследования, в которых:

раскрыты историко-педагогические аспекты гуманной педагогики (М.З. Акъюлова, Ю.С. Бузыкова, М.А. Гончаров, Е.В. Кадзукова, В.А. Калачева, Е.В. Карташева, Л.Ф. Иванова, Л.В. Образцова, А.П. Ромаев, Н.Б. Ромаева, Ю.И. Симакова, В.Ф. Смолко, Ф.М. Сокольникова, Н.И. Сокурова, Е.Ю. Титова, В.И. Чумаков, Н.П. Юдина и др.);

изучены основные проблемы теории и практики гуманистического воспитания ряда отечественных и зарубежных воспитательных систем (Р.А. Валеева, А.В. Гаврилин, Л.Н. Перелы-гина, Н.Г. Сергеева, Р.Р. Сафин и др.);

охарактеризовано развитие ряда гуманистических идей и опыт их воплощения в педагогической практике различных систем (И.А. Бирич, В.Ф. Ефимов, А.А. Лебеденко, Т.Н. Мишина, Б. Л. Сова, И.В. Шубина, Н.И. Элиасберг и др.);

определен ряд педагогических условий, необходимых для подготовки будущего педагога к гуманистическому образовательному процессу (Ю.В. Аннушкин, В.А. Зебзеева, С.П. Иванова, Е.П. Марычева, А.И. Салов, Л.С. Миллер, В.Н. Черепанова, А.В. Шульженко и др.).

Но тенденция гуманизации образования сможет перерасти в гуманистический образовательный процесс при наличии взаимосвязанных и взаимообусловленных условий, по меньшей мере, следующих: а) наличие развивающейся гуманистической педагогики (она есть, но в силу ряда причин не востребована в практике); б) наличие педагогов - гуманистов; в) наличие педагогических средств, гуманистических по природе, содержанию; г) сам образовательный процесс как сфера воплощения гуманистических идей в педагогической реально-

сти; д) педагогическая подготовка будущих учителей, способных организовать гуманистический образовательный процесс.

Гуманистический образовательный процесс на уровне образовательной системы, на наш взгляд, представляет собой систему воспитания и обучения, в которой создаются условия для становления личности, отличающейся гуманистической направленностью личностных свойств, жизненного отношения, наличием духовного начала в личности, способной к проявлению человечности. На уровне ценностной основы педагогического процесса гуманистический процесс следует представить как педагогический процесс, в котором все его стороны организуются на основе и сообразно гуманистическим ценностям и они же предусматриваются в качестве основных ожидаемых результатов: человечность (гуманность), духовность, гармония (гармоничность), творческость, экологичность, внутренняя свобода. Культивирование этих ценностей как жизненных ценностей современного человека в образовательном процессе и создает основу для устойчивого развития самого человека, его человечной сущности, без чего не может быть устойчивого развития природы и общества.

В настоящее время ученые, исследующие проблемы, связанные с организацией гуманистического образовательного процесса, обнаруживают ряд противоречий, необходимость разрешения которых и побуждает исследователя разрабатывать непосредственно данную проблематику. Эти противоречия, безусловно, взаимосвязаны в реальной действительности, и могут быть сформулированы на разных уровнях. Формулировка противоречий выступает не только необходимым компонентом теоретического исследования в процессе определения и формулировки проблемы исследования, но и самостоятельным инструментом теоретического исследования для представления уровней существования противоречий, их взаимосвязанности, иерархичности, соотнесенности. Остановим внимание на основных и наиболее значимых противоречиях, позволяющих представить многогранность и многосторонность проблемы подготовки педагогов к организации гуманистического образовательного процесса.

На уровне: «общество - педагогическая наука» существуют противоречия:

- между объективной потребностью человеческого собще-ства в сформированном целостном человеке Homo humanus и недостаточной научно-теоретической разработанностью механизмов формирования такого целостного человека;

- между объективной потребностью конкретного общества в разработке условий, путей и средств воспитания гуманного человека и недостаточной обращенностью психологопедагогических исследований к данной проблематике научного познания;

- между объективной потребностью в единстве и целостности научного познания, служащего человеку, и сложившейся традицией в науках изучать свой предмет узконаучно, вне необходимой и достаточной связи со «смежными» предметами исследования.

На уровне: «педагогическая наука - общеобразовательная школа как социальный институт» сложились противоречия:

- между сложившейся гуманистической практикой в отдельно взятых учебных заведениях и недостаточной ее научно-теоретической изученностью и обоснованностью, необходимой для распространения гуманистического педагогического опыта;

- между реально существующей потребностью субъектов образовательного процесса в гуманистических условиях в школе и наличием узконаучного объяснения и теоретической проработанности этой проблемы, которыми они могут воспользоваться;

- между потребностью учащихся как субъектов образовательного процесса расти и развиваться в гуманистических условиях и зачастую отсутствием подобных условий в силу профессиональной неготовности педагога к организации гуманистического образовательного процесса;

- между потребностью определенного круга педагогов в подготовке к организации гуманистического обучения и воспитания и отсутствием системы подготовки в вузе.

На уровне: «педагогика как наука и форма сознания» - «гуманистическая педагогика» проявляются противоречия:

- между наличием разнообразия исследований гуманистической направленности по отдельным узким проблемам как отражения естественного состояния развития науки и отсутствием педагогических гуманистических исследований целостного характера;

- между сложившейся исследовательской традицией использовать в педагогическом познании известные подходы и методы исследования и неадекватностью и несоответствием этих подходов и методов целям и задачам при исследовании гуманистических педагогических проблем.

На уровне: «подготовка учителя в вузе» - «педагогическая деятельность конкретного учителя» необходимо выделить противоречия:

- между необходимостью целостной педагогической подготовленности выпускника педвуза к организации гуманистического образовательного процесса и отсутствием в нашем профессиональном педагогическом образовании системы подготовки к подобной деятельности;

- между необходимостью решать задачи объективно существующего социального заказа общества в личности школьника: творческой, внутренне свободной, духовной, гармонично развивающейся, толерантной и т.п., то есть цивилизован-

ной, и отсутствием достаточного уровня методических рекомендаций по организации гуманистического образовательного процесса.

Все эти противоречия обуславливают необходимость решения такой проблемы, как создание системы профессиональной педагогической подготовки будущих педагогов к организации гуманистического образовательного процесса, что связано с его определенной спецификой, заключающейся в нераздельности и слитности, безусловной адекватности гуманистических цели, задач, ожидаемых результатов, содержания образовательного процесса, используемых образовательных средств, атмосферы.

Таким образом, гуманистический образовательный процесс в эпоху ноосферы призван выполнить свою миссию: обеспечить устойчивое развитие человека на основе его сущности: духовной, активной, творческой, целостной, гармоничной и др. Организация гуманистического образовательного процесса потребует подготовки соответствующих педагогов гуманистов, способных обеспечить гуманистические условия воспитания и обучения как адекватные природной сущности человека. Сам гуманистический образовательный процесс может быть реализован как таковой лишь на духовной, активной, творческой, свободной, гармоничной основе, способной обеспечить устойчивое развитие современного человека как части природы, общества, космоса. В этом и состоит ресурсное содержание гуманистического образовательного процесса для устойчивого развития человека.

Библиографический список

1. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. - М., Изд-во ЛУИ, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Акимов, А.Е. Фундаментальные основы преодоления глобального цивилизационного кризиса // XIX Всероссийский семинар Музей и подрастающее поколение: Сб. материалов. - М., 2007.

3. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Логос, 1995.

4. Амонашвили, Ш. А. Духовная основа образования // На орбите познания: сб. научн.-популярн. ст. / под общей ред. Л. С. Гординой [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Печчеи, А. Человеческие качества: пер. с англ. А. Печчеи. - М.: «Прогресс», 1980.

6. Моисеев, Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // На орбите познания: сб. научн.-популярн. ст. / под общей ред. Л.С. Гординой [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Видт, И.Е. Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе // Новые ценности образования. Культурная парадигма. - 2007. - № 4 (34).

8. Кудишина, А.А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический проект, 2005.

Bibliography

1. Ursul, A.D. Putj v noosferu: Koncepciya vihzhivaniya i ustoyjchivogo razvitiya chelovechestva. - M., Izd-vo LUI, 1993.

2. Akimov, A.E. Fundamentaljnihe osnovih preodoleniya globaljnogo civilizacionnogo krizisa // XIX Vserossiyjskiyj seminar Muzeyj i podrastayuthee pokolenie: Sb. materialov. - M., 2007.

3. Orlov, A.B. Psikhologiya lichnosti i suthnosti cheloveka: paradigmih, proekcii, praktiki. - M.: Logos, 1995.

4. Amonashvili, Sh.A. Dukhovnaya osnova obrazovaniya // Na orbite poznaniya: sb. nauchn.-populyarn. st. / pod obtheyj red. L. S. Gordinoyj [i dr.]. - Rostov n/D: Feniks, 2006.

5. Pechchei, A. Chelovecheskie kachestva: per. s angl. A. Pechchei. - M.: «Progress», 1980.

6. Moiseev, N.N. Palitra civilizaciyj: raznoobrazie i edinstvo // Na orbite poznaniya: sb. nauchn.-populyarn. st. / pod obtheyj red. L.S. Gordinoyj [i dr.]. - Rostov n/D: Feniks, 2006.

7. Vidt, I.E. Ehvolyuciya obrazovateljnihkh modeleyj v istoriko-kuljturnom processe // Novihe cennosti obrazovaniya. Kuljturnaya paradigma. - 2007. - № 4 (34).

8. Kudishina, A.A. Gumanizm - fenomen sovremennoyj kuljturih. - M.: Akademicheskiyj proekt, 2005.

Статья поступила в редакцию 10.06.11

УДК 811.112.2:378.147.018.43

Ovchinnikova O.M. DEVELOPMENT OF THE COURSE “FOREIGN LANGUAGE” IN THE DISTANCE PLATFORM MOODLE. Learning a foreign language as part of additional continuing education in a non-linguistic university is a complicated task. In this paper, the author shares practical experience in developing a distance learning course in modern foreign languages (German), Moodle course management system being the basic implementation tool.

Key words: foreign language, additional educational programmes, teacher of higher educational institution, distance learning, Moodle modular object-oriented dynamic learning environment.

О.М. Овчинникова, канд. пед. наук, доц. НИ ТПУ, г. Томск, E-mail: ovtchom@rambler.ru