32
УДК 378.22
И. М. Синагатуллин
ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ
КАК СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ
Предпринимается попытка обосновать, что всевозрастающее информационное пространство является объективной реальностью в современном мире и влияет на сферу образования, проанализировать сущность и доказать необходимость формирования информационной компетентности будущего педагога, а также показать, что такая компетентность может быть должным образом сформирована при создании надлежащей информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать информационную безопасность личности.
This article attempts to prove that the steadily increasing information space is an objective reality in the contemporary world and that it affects education. Another objective is to analyse the essence and emphasise the need for developing information competences in teaches and to show that such competence can be properly developed in a well-built on-campus information environment. The on-campus information environment must ensure information security of individuals.
Ключевые слова: информационное пространство, глобализация, информационная парадигма, сфера образования, информационная компетентность.
Key words: information space, globalization, information paradigm, education, information competency.
Бурный натиск глобализации и расширение информационного пространства позволяет говорить о том, что мы находимся не в преддверии какой-то мелкой реформы или очередных инновационных процессов, а на пороге поистине революционных преобразований в сфере образования. Сегодня мы являемся свидетелями форменного натиска «информационной реальности» — со всеми ее техническими атрибутами — на человеческое общество и лично на каждого из нас. Под особым влиянием находятся дети, подростки и молодые юноши и девушки, то есть та часть населения страны, которая обучается в школах, колледжах, институтах и университетах. Именно учащаяся молодежь проводит много времени за компьютерами на занятиях и во внеучебное время.
Становится совершенно очевидным тот факт, что информационный, «невидимый мир» будет существовать и еще более высокими темпами расширяться, углубляться и совершенствоваться. Для того, кто в него войдет, пусть даже возможностями обычной электронной почты, обратного выхода может и не быть, даже если этот человек закроет свою почту через некоторое время. Следы его кратковременной деятельности в сети и адрес почты могут навсегда остаться в анналах «виртуального плена».
© Синагатуллин И. М., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 32-39.
В последние годы во всех учебных заведениях ускоренными темпами развивается компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Сегодня на семинарских занятиях в вузовской аудитории редко увидишь конспект, написанный от руки, а ведь еще каких-то 15 — 20 лет назад практически все студенты использовали возможности обычной шариковой ручки для конспектирования материала из учебников и другой литературы. Студенты все меньше стали пользоваться традиционными учебниками, пособиями и даже словарями. Многие молодые люди и значительное количество взрослого населения не могут представить себя без компьютера, сети Интернет, мобильного телефона и других, более совершенных средств сетевого общения. Постепенно традиционные средства и способы получения и переработки информации и знаний отходят на второй план. Таким образом, невидимое невооруженным глазом информационное пространство проникает во все уровни образовательной системы и, в принципе, в каждодневную профессиональную и бытовую жизнь людей. Есть все объективные основания считать, что в сфере образования имеет место переход от традиционной к информационной парадигме.
Глобализация и натиск информационного пространства на человеческое общество и лично на каждого человека не должны выступать синонимами враждебности. Настало время, когда мы должны воспринимать весь всплеск и натиск интеграционных и информационных процессов как инструмент взаимопонимания не только в пределах одного государства, но и в рамках мирового сообщества.
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 гг.)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р, предусматривает получение гражданами России преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий на основе обеспечения равного доступа к информационным ресурсам и развития цифрового контекста, в том числе и за счет создания и развития электронных сервисов в области образования и науки [3].
В современной России умение взаимодействовать в информационном пространстве превращается в значимую и весьма востребованную категорию для любого представителя учащейся молодежи и человека, который вступил на профессиональное поприще. Начиная уже с начальной школы мы должны готовить личность ученика к проживанию и взаимодействию в информационном обществе. Так, Федеральный государственный стандарт начального общего образования (2009) призывает воспитывать и развивать личностей, в первую очередь «отвечающих требованиям информационного общества» [9, с. 6].
Вполне понятно, что в современную эпоху молодой человек должен себя комфортно чувствовать не только в информационном пространстве России, но и в глобальном информационном социуме, осознавать себя полноправным членом российского и мирового информационных обществ. Другими словами, обязан и должен идти в ногу со временем. Получается так, что, входя в сеть Интернет, мы попадаем не только в «мир Российского государства», но и в инфраструктуры других стран,
33
34
получаем информацию о мироздании в целом. Русский язык, представленный в сети Интернет, позволяет извлекать информацию по любой теме, о любом государстве и по многим проблемам, касающимся вопросов педагогической теории и практики. Владение английским и другими языками еще более расширяет и углубляет познавательные возможности людей. Сегодня становится совершенно очевидным, что глобализация как социально-экономическая категория и информационное пространство как внутренняя составляющая информационного общества являются осуществившимися реалиями, а последнее представит серьезный вызов вопросам обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодых людей.
В связи с бурным развитием информационных технологий и телекоммуникаций вполне правомерно говорить об образовании информационного общества, а эпоху, в которой мы все проживаем, называть информационной эпохой, которая характеризуется следующими признаками:
1. Молниеносные перемены и взлет электронной и цифровой техники и на этом фоне формирование и расширение единого глобального информационного пространства.
2. Образование и расширение «частных» информационных пространств в пределах отдельных государств.
3. Необходимость в связи с этим обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства.
4. Быстрая сменяемость, распространение и обновление информации социологического материала в сети Интернет и других сетевых источниках.
5. Исторически закономерный и не зависящий от субъективного желания людей процесс «отхода на второй план» традиционных «резервуаров» знаний, таких, как библиотеки и архивы и, естественно, содержащихся в них носителей: книг, учебников, пособий, средств массовой информации (журналы, газеты, еженедельники и т. д.) и даже художественной литературы.
6. Турбулентность и непредсказуемость информации в сетевых источниках.
Всевозрастающий натиск информационного пространства сочетает в себе как положительные, так и отрицательные признаки. С одной стороны, данный процесс способствует повышению мотивации познавательной деятельности личности; свободному входу и функционированию в сетевом пространстве; развитию рефлексивной деятельности обучающегося, когда он осознает, отслеживает, сопоставляет и оценивает результативность собственного опыта познавательной деятельности; расширению возможностей самостоятельной работы и организации заочно-дистанционного образования. В этой связи следует добавить, что данный процесс ставит задачу перед каждым учителем школы и преподавателем вуза постоянно стремиться к самообразованию и самосовершенствованию, чтобы «быть в форме и готовым к ответу» на любые внезапные вопросы обучающихся, определенная часть которых
приходит на занятия «в полной выправке», то есть владея, пусть даже отрывочной, но какой-то свежей информацией и новыми знаниями, которые могут быть не известны преподавателю.
Одновременно данный натиск требует умений оценивать достоверность и пригодность всевозрастающего объема информации, фильтровать и отслеживать ненужное [7]; способствует развитию так называемого «клипового мышления», «кнопочной технологии» поиска готовых решений и ответов, «не обеспечивает развитие творческого мышления, фантазии, интуиции, креативности» [4, с. 12]; таит в себе множество других угроз для личности и здоровья пользователя, о чем речь пойдет далее.
За последние годы было разработано множество методик исследования информационных технологий: использование учебных Интернет-ресурсов и методов дистанционного обучения; применение электронно-почтовой среды для формирования межкультурной компетентности обучаемых [8]; применение web 2.0-технологий, которые собирательно представляют некий центр соучастия и сотрудничества, при этом пользователи могут сами являться сетевыми авторами и добавлять в сеть размышления, статьи, видеозаписи, формировать дизайн своих страниц [2]. Заслуживает внимания компьютерная обучающая система DMT_DESIGN(SA).1, разработанная под руководством В. Э. Штейн-берга в Научной лаборатории дидактического дизайна при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
В сложившихся обстоятельствах в качестве одной из важных задач современной эпохи выступает необходимость формирования информационной компетентности учащейся молодежи. Обратимся к вопросу о том, какова должна быть информационная компетентность выпускника высшего педагогического учебного заведения, одновременно подразумевая, что эта важная задача, несомненно, должна быть на соответствующем уровне реализована во всех общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях и в заведениях, призванных обучать детей и подростков с альтернативным психическим и физическим здоровьем.
Наш опыт показывает, что информационная компетентность будущего учителя должна состоять из взаимосвязанных внешними и внутренними причинами мотивационно-ценностного, когнитивно-деятель-ностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Первый отвечает за наличие мотива достижения цели и осознания необходимости осуществления информационной деятельности. Второй — олицетворяет знания и умения и способность их применять в познавательной деятельности. Третий компонент обеспечивает готовность будущего педагога к творческой работе на основе анализа своей педагогической деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент в нашем случае предполагает осознание потребности и проявление высокой степени активности в использовании информационно-коммуникационных технологий для личностного саморазвития и профессионального роста; наличие внутренней мотивации и стремление к самообразованию; стремление к удовлетворению потребности в самореализации в современном мире
35
через глобальное информационное пространство; стремление к построению «индивидуальной познавательной траектории» [2, с. 106]; осознание насущной роли и необходимости высокого уровня информационной культуры в своей работе.
Когнитивно-деятельностный компонент представляет совокупность профессиональных и общеобразовательных знаний и умений, которыми должен овладеть педагог для эффективного осуществления своих профессиональных обязанностей при работе в сетевом пространстве. Выпускник педвуза должен уметь осуществлять поиск и анализ информации в сетевом пространстве; обеспечивать собственную информационную безопасность; организовывать и проводить уроки, внеуроч-36 ные и внешкольные мероприятия с использованием информационных технологий; организовывать самостоятельную работу обучаемых посредством сетевых технологий.
Рефлексивно-оценочный компонент в нашей модели предполагает критическое отношение и способность к коррекции получаемой информации; умение адекватно оценивать собственную деятельность и опыт работы в информационном пространстве с учетом мнения обучающихся [5]; проявление высокой степени самоконтроля и креативности при работе в информационном пространстве.
Информационная компетентность современного специалиста предполагает также владение одним или несколькими языками международного общения. Очень важно, чтобы общество и государство создавали для этого благоприятные условия. Одним из путей решения данной задачи выступает организация правильной языковой политики, позволяющая реализовать в России сбалансированный подход к изучению учащимися и студентами родного, общегосударственного и иностранного языков [6]. Информационная компетентность («подкрепленная» владением языком глобального общения, например, английским) дает возможность человеку занять в социуме более престижное положение. Такая компетентность позволяет повысить роль и конкурентоспособность выпускника школы, колледжа, вуза, и как следствие — конкурентоспособность всего государства.
Одним из главных условий успешной реализации задач формирования должной информационной компетентности будущего выпускника педвуза является создание благоприятной информационно-образовательной среды. Трудно охарактеризовать сущность и природу такой многовекторной категории, как «информационно-образовательная среда» одним предложением. Попробуем представить несколько расширенную трактовку этого понятия. С нашей точки зрения, в высшем педагогическом учебном заведении информационно-образовательная среда должна представлять собой:
— технически оснащенную, доступную и интерактивную систему, обязательным участником которой является субъект познавательной деятельности;
— средство, способствующее самосовершенствованию, самореализации и саморазвитию личности в современном мире;
— систему, позволяющую формировать профессионально-педагогические, исследовательские и творческие качества личности у будущих специалистов;
— средство, способствующее вхождению и взаимодействию в российском и глобальном образовательных пространствах;
— систему, обеспечивающую комфортные условия с методической, психологической и физиологической точек зрения.
Информационно-образовательная среда должна потенциально способствовать организации познавательной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время. Это одна сторона вопроса. Другая сторона заключается в том, что такая среда должна сопровождать их и за пределами учебного заведения: в общежитии, в домашних условиях, на отдыхе, в дороге и т. д. В отдельных случаях подобного рода неструктурированные условия могут оказаться более плодотворными для умственной деятельности и раскрытия креативно-рефлексивных возможностей.
Перечислим виды деятельности, которые будущий педагог может осуществлять, пользуясь достижениями эффективно организованной информационно-образовательной среды:
— работа с электронными образовательными ресурсами по соответствующим дисциплинам, включая просмотр учебных планов и графиков учебного процесса;
— использование возможностей дистанционного образования (выполнение тестовых заданий, организация дистанционного педагогического общения с преподавателями и консультантами);
— сбор, накопление, обработка и анализ профессионально-значимой и общеобразовательной информации, представленной в различных сетевых фондах (электронные библиотеки, электронные интерактивные учебники и различные пособия, региональные образовательные сетевые порталы);
— получение и отправление аудио-, видео- и аудиовизуальной информации, представленной в разнообразном виде;
— взаимодействие со сверстниками и коллегами из России и других стран;
— самостоятельная подготовка образовательных ресурсов с применением средств системы с целью их использования во время педагогических практик и в будущей профессиональной деятельности.
В любом учебном заведении информационно-образовательная среда должна обеспечивать информационную безопасность личности. Сегодня нередко становятся известными инциденты, связанные с последствиями нарушений информационной безопасности детей, подростков и взрослых. Например, из проживающих в России детей в возрасте до 14 лет 10 миллионов пользуются Интернетом. Более 30 % несовершеннолетних проводят в сети Интернет свыше трех часов в день [1]. Значительное количество студентов высших учебных заведений проводят еще больше времени за компьютером. Известны следующие угрозы их информационной безопасности:
— Интернет-мошенничество, когда личные данные пользователей употребляются в корыстных целях. Так, «взломщики» нередко используют телефоны, адреса, информацию о банковских счетах для вымогательства и оформления кредитов;
37
38
— загрузка вирусов и различных «вредных» программ в информационные сети;
— зависимость пользователей от сетевых и компьютерных игр, что может надолго исключить индивида из объективно-учебной и погрузить в виртуально-сетевую реальность;
— чрезмерное использование и зависимость от эротических и порнографических сайтов;
— нанесение общего вреда здоровью пользователя как следствие превышения допустимых норм нахождения у компьютера.
Такое положение дел требует от любого педагога, ответственного за работу обучающихся в сетевом пространстве, наличия знаний и умений, направленных на выявление возможных угроз и обеспечения информационной безопасности отдельного индивида и всего образовательного заведения.
В заключение отметим, что информационное пространство, в создании которого каждый пользователь принимает определенное участие, продолжает завоевывать земной социум, а информационная компетентность превращается в одно из главных средств человеческого капитала. Имеются основания считать, что такая компетентность способствует профессиональному и личностному росту человека и превращает его в относительно свободную личность в экономическом и социально-культурном отношениях. Реальная информационная обстановка в стране и в мире, а также вышеизложенные аргументы дают веское основание говорить о том, что отечественное образование находится в переходный период к новой информационной парадигме.
Наступило время, когда неразумно отделять традиционные и сетевые методы и технологии и скептически относиться к первым или неистово критиковать последние. Так, например, нельзя и не мудро, на фоне взлета информационных технологий и натиска виртуальной реальности, предавать забвению теоретико-методологический и практический арсенал, накопленный в педагогической науке за прошедшие годы и века. Поэтому, как отмечает Б. Е. Стариченко, выбор какого-либо метода, предусматривающего использование соответствующей информационной технологии, должен «соизмеряться с его педагогической оправданностью и личностной ценностью для обучающегося» и «обладать какими-либо преимуществами перед традиционным (бескомпьютерным) обучением» [7, с. 98]. В любом случае речь здесь идет о двух сторонах одного и того же процесса — познании объективной реальности с целью повышения эффективности обучения и воспитания, а также совершенствования различных аспектов профессионального и личностного становления индивида.
Список литературы
1. Богатырева Ю. И. Педагогическая деятельность и обеспечение информационной безопасности личности // Информатика и образование. 2013. № 2. С. 84 — 88.
2. Бухарова Г. Д., Козлова А. В. Модель методики внедрения web 2.0-техноло-гий в организацию самостоятельной работы студентов // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2012. № 5. С. 96 — 106.
3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020)». URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/ 734787 (дата обращения: 20.08.2014).
4. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2012. № 4. С. 3—15.
5. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е.В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2013. № 3. С. 111 — 120.
6. Синагатуллин И. М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. 2013. № 7. С. 90 — 97.
7. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2013. № 4. С. 91—111.
8. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2 — 9.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.
Об авторе
Ильгиз Миргалимович Синагатуллин — д-р пед. наук, проф., Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
E-mail: [email protected]
39
About the author
Prof. Ilghiz Sinagatullin, Birsk Branch of Bashkir State University. E-mail: [email protected]