Научная статья на тему 'Обеспечение результативности обучения в условиях информатизации образования в вузе'

Обеспечение результативности обучения в условиях информатизации образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ВУЗА / MANAGEMENT OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / INDICATORS OF LEARNING PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепуренко Г.П.

В статье рассматриваются проблемы системного управления всеми компонентами педагогической системы в вузе. Предложены критерии и показатели эффективности управления развитием информационной образовательной среды в системе управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of system management of all components of the pedagogical system at the University. Criteria and indicators of management efficiency of information educational environment development in the system of knowledge management are proposed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение результативности обучения в условиях информатизации образования в вузе»

УДК 378.147 : 004

Г. П. Чепуренко

Обеспечение результативности обучения в условиях информатизации образования в вузе

В статье рассматриваются проблемы системного управления всеми компонентами педагогической системы в вузе. Предложены критерии и показатели эффективности управления развитием информационной образовательной среды в системе управления знаниями.

The article deals with the problems of system management of all components of the pedagogical system at the University. Criteria and indicators of management efficiency of information educational environment development in the system of knowledge management are proposed.

Ключевые слова: управление педагогической системой вуза, управление знаниями, качество высшего образования, показатели результативности обучения.

Key words: management of the pedagogical system of the University, knowledge management, quality of higher education, indicators of learning performance.

Министерством образования и науки приняты и постепенно вошли в жизнь требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях: от дошкольного до высшего образования. Основной целью стандартов стало повышение результативности обучения всех категорий обучающихся.

На встрече с ректорами вузов страны президент России В. В. Путин определил программу развития высшего образования, задачи и роль учебных заведений, всех структур и, прежде всего, аспирантуры в обеспечении развития экономики страны, прорыва в создании новых технологий, открытий во всех областях знаний.

В свете реализации этих задач руководителям всех уровней особое внимание необходимо уделить стратегическому управлению, активному внедрению в деятельность вузов системного управления всеми подсистемами: научной, образовательной, педагогической, организационной, технологической, теоретико-методологической.

Развитие вузов будет по-прежнему проходить в условиях ускоряющейся информатизации общества. Проблема системного подхода к управлению вузом в информационном обществе подробно была рассмотрена в нашей статье [9, с. 345-349]. Мы определили особенности

© Чепуренко Г. П., 2018

системного подхода в управлении, основные факторы, влияющие на развитие высшей школы в условиях информатизации образования.

На наш взгляд, российское образование на всех уровнях на основе требований ФГОС для достижения результативности обучения должно сосредоточить внимание на развитии в вузе подсистемы управления знаниями в условиях информатизации как методологической основы управления педагогической системой, где в центре внимания будет реализация концепции «управление знаниями», предложенной профессором А. И. Жилиной [3; 4].

В этих условиях изменяются критерии и показатели результативности, качества высшего образования. Основные компоненты системного управления обучением в информационной образовательной среде вуза, на наш взгляд, следующие:

- материально-технические средства - это новое программное обеспечение, позволяющее работать с Интернетом, электронными учебниками, базами данных, моделирующими программами, WWW-страницами и др.;

- модифицированные формы обучения: виртуальные лекции, семинары, лабораторные работы; индивидуальные маршруты обучения (личностно ориентированные) на основе электронных продуктов;

- инновационные средства обучения: системы телекоммуникаций;

- новые технологии обучения: дистанционное обучение, мобильные технологии, клиент-серверные технологии;

- профессиональный уровень преподавателей со следующими умениями: излагать учебный материал, используя программно-технические средства; приобретать, обновлять знания, используя современные информационные образовательные технологии; использовать информационные технологии при контроле знаний студентов; проводить научный и педагогический эксперименты, обрабатывать и анализировать полученные результаты; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- новые актуальные методы обучения: обсуждение изучаемого материала в ходе виртуальных семинаров; переписка преподавателей и студентов по электронной почте; тестирование (контроль знаний в виртуальном режиме); обучение по индивидуальному маршруту, текущая проверка знаний в виртуальном режиме;

- научно-экспериментальная база: специальные моделирующие программы для вычислительных экспериментов.

Процесс формирования новых организационных структур и институциональных форм учебных заведений, деятельность которых основана на широком использовании новых информационных технологий, предполагает установление на уровне образовательного учреждения адекватных связей между всеми этими подсистемами и

элементами, обеспечивающими повышение результативности образования.

Использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий для повышения результативности образования может помочь педагогам наладить и поддерживать связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить взаимосвязь задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса проблем.

При осуществлении системного подхода к управлению современным образованием в вузе необходимо исходить из того, что каждая из подсистем образования сама представляет собой сложную систему, состоящую из ряда связанных между собой элементов.

Выделим основные элементы педагогической подсистемы современного образования и определим их связи как между собой, так и с другими подсистемами управления, чтобы раскрыть системный характер управления образованием, которое базируется на современных информационных технологиях.

Основу учебного процесса в вузе составляет предмет изучения (учебная дисциплина), его содержание, определяющее совокупность знаний, умений, навыков, которыми овладевает обучающийся.

Понятия «усвоение», «освоение» и «овладение» содержанием образования до сих пор функционируют в педагогической науке и практике без точного определения. Для педагогических и психологических текстов характерно их синонимичное употребление или состояние прямого переноса объема и сущности одного понятия на другое без объяснения этих процессов. Между тем эти понятия действительно разные. Известно, что до недавнего времени дидактика вполне обходилась одним понятием «усвоение» знаний, а сегодня все три понятия используются очень активно.

Обратимся к истории их введения в отечественную педагогику, начиная с 20-х гг. ХХ столетия. Такое исследование было проведено В. С. Безруковой [2] в ее докторской диссертации, а затем отразилось в словарях.

Первым появился термин «усвоение»: «усвоение знаний», «усвоение наук», «усвоение материала». В 40-60-е гг. закладываются основы понимания «усвоения» как дидактической категории, которая преимущественно связывалась со знанием, теорией, идеями, учебным материалом. В связи с наличием других подходов к обучению и его результатам, «интериоризация» как «присвоение» программного материала учащимися, т. е. «усвоение», закрепила свои позиции в науке и практике и даже стала центральной проблемой образования.

Об усвоении знаний заговорили как о самостоятельном дидактическом понятии, отражающем процессуальную и результирующую сторону обучения. Анализируя работы таких ученых, как В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, мы пришли к выводу, что как бы глубоко ни исследовалось это понятие, оно всегда ассоциировалось с теоретическим знанием, со статикой его приобретения, присвоения. Усвоить знания при такой трактовке можно, но использовать нельзя.

С годами, с развитием «культуросообразного» подхода к содержанию образования и образовательным технологиям понятия «усвоение» стало явно не хватать. Появились понятия «освоение» и «овладение». «Освоение» нам известно из работ Т.А. Ильиной и Д.В. Вилькеева. «Освоение» чаще всего употреблялось в связи с практической, а не теоретической деятельностью.

Дидактическое понятие «освоение» стало осмысливаться в 80-е гг. С конца 90-х гг. оно активно входит в педагогику, охотно разрабатывается учеными. Фундаментально дидактическое понятие «освоение» представлено в работах М.В. Кларина [5], который связывает его с активной позицией учащегося в учебном процессе, где ему предстоит «не просто «усваивать» материал, но самому искать ответы, вступать в активный диалог. По мнению М.В. Кларина, «освоение» - это не просто понимание, запоминание и применение знаний, оно носит в себе черты деятельности, личностный вклад, направленность личности.

Анализ педагогической литературы последних лет показал, что «освоение» применимо не только к знаниям в их разных формах, но и к средствам обучения, видам работы и т. д. Таким образом, освоение чего бы то ни было означает не только запоминание, а и формирование умений пользоваться этим, т. е. оно объективно имеет содержательные и операционные стороны знания.

Наконец, категория «овладение». В принципе, для психологии и педагогики этот термин не является категорически новым. Хотя и редко, но все же встречается в работах 40-х гг. прошлого столетия. Например, С.Л. Рубинштейн в своих «Основах общей психологии» писал, что «овладение определенной системой знаний, сложившейся в процессе исторического развития, является и средством и целью» по отношению к развитию способностей человека [8].

Интересно, что в дидактике 90-х гг. и у современных авторов можно встретить как все три понятия, так и расширительное толкование «усвоения» с включением признаков «освоения» и «овладения».

Но как бы ни расширяли объем понятия «усвоение», оно закрепило за собой смысл, который лаконично выразил К. К. Платонов через состав усвоения, включающего понимание, запоминание, возможность практического использования. В педагогике понятие «обработка знаний» встречается крайне редко. Несмотря на то что

«обработка» знаний как дидактическое понятие еще мало исследуется, мы все-таки считаем его завершающим цикл «усвоение - освоение - овладение» по отношению к содержанию образования.

«Обработка» знаний - относительно новое дидактическое понятие. Как научный термин стало признаваться и специально разрабатываться в информатике и информационных системах. Обработку знаний можно определить как процесс видоизменения их исходного состояния с помощью и посредством определенных умственных практических приемов и средств. В широком смысле обработка знаний есть процесс преобразования информации. Обработка знаний как специальный технологический компонент обучения в вузе в корне меняет этот процесс. Во-первых, происходит переориентация внимания с содержательной части на технологическую, обеспечивая их уравновешенность, что облегчает освоение содержательной части. Во-вторых, в целостном учебном процессе сливаются репродуктивная и поисковая технологии. В-третьих, вузовский преподаватель по-иному будет подходить к формированию содержания учебного материала с точки зрения его обрабатываемости. В-четвертых, именно обработка знаний как технологический процесс способствует субъек-тивизации позиции студента в обучении.

Введение в вузовскую дидактику понятия «обработка знания» многое в ней меняет, тем самым способствуя современной концепции системного управления знаниями. Управление знаниями мы будем понимать как обеспечение условий планомерного функционирования и развития системы познания в процессе овладения знаниями обучающимися.

Управление знаниями - это динамичный целенаправленный системный процесс, включающий организацию и постоянную коррекцию взаимодействия нескольких сложных подсистем, деятельность которых педагогически профессионально направлена на достижение запланированных результатов каждым обучающимся на основе требований ФГОС.

Как считает профессор А. И. Жилина, «система управления знаниями включает несколько сложных подсистем, которые при целенаправленной организации логично взаимодействуют между собой для эффективного достижения запланированного результата в освоении знаний учащимися:

- подсистема субъектов образовательной деятельности: это психо-био-социальные системы - учащиеся, педагоги, родители, другие субъекты (личностные качества субъектов: мотивация, особенности воли, восприятие, память и др.);

- подсистема содержания обучения в соответствии с предметом и темой изучения: знания, умения, навыки (комплекс понятий, терминов, законов, правил, алгоритмов, способов действия и др.);

- подсистема: системный процесс познания окружающего мира («От живого созерцания - к абстрактному мышлению - от него к практике»);

- подсистема: профессионально организованный учебно-воспитательный процесс как система - урок, мероприятие, др. (цель, виды, формы, методы, средства, технологии и др., направленные на достижение целей обучения, познания, воспитания, развития личностных качеств);

- подсистема: системный процесс управления знаниями (определение и описание цели-результата на основе требований ФГОС; включение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик-ученик, ученик-учитель), организация видов деятельности ученика, учителя в соответствии с целями, содержанием, личностными особенностями учащихся, направление всех действий на достижение результата, основанного на требованиях ФГОС» [3].

На основе названных подсистем управления знаниями в процессе обучения можно сделать вывод о том, как понимать управление знаниями в образовательной организации - современном вузе.

Системное управление знаниями в вузе - это, на наш взгляд, профессионально организованный педагогом на информационной основе целенаправленный системный процесс, обеспечивающий не только усвоение знаний, но и овладение умениями, формирующими мыслительные процессы и личностные качества обучающихся.

Для того чтобы обучаемые освоили определенное содержание, разрабатывается ряд учебных курсов, имеющих в основе программы высшего профессионального обучения, совокупность средств для достижения целей и задач этих программ, а также для контроля за результатами этого процесса и т. д. Данный элемент связан с проектированием и разработкой учебных курсов.

Курсы должны быть не только детально разработаны, но и соответствующим образом предоставлены для изучения. Поэтому выделяется элемент педагогической подсистемы, связанный с доставкой, предоставлением курсов.

Итак, основные элементы педагогической подсистемы новой образовательной системы связаны со следующими видами деятельности: определение содержания обучения; проектирование и разработка учебных курсов; предоставление, доставка учебных курсов; создание определенной среды обучения; организация учебного процесса.

Эти элементы можно выделить и в традиционном учебном процессе, но как характер связанной с ними деятельности, так и взаимосвязи между этими элементами существенно отличаются от основанного на информационных технологиях образования. Принци-

пиальные отличия проявляются в том, что если в традиционном образовании учебные курсы предоставляются в основном посредством материалов в печатной форме и непосредственного, «лицом к лицу», обучения в группах или индивидуально, то современные коммуникационные технологии открывают множество новых способов доставки, предоставления учебного материала обучаемым. Выбор того или иного способа доставки в значительной мере зависит от содержания учебного материала.

Содержание и способ предоставления материала во многом определяют, как будут проектироваться и разрабатываться учебные курсы, хотя деятельность может оказывать обратное влияние и привести к корректировке и в способах доставки, и в выборе учебного материала.

Если традиционное обучение в основном проходило в учебных аудиториях, то обучение в среде, основанной на информационных технологиях, может быть организовано в любое время в любом месте. Это должно быть соответствующим образом оборудованное рабочее место или на предприятии, или в специальном учебном центре, или прямо на дому у обучающихся.

Информационная среда обучения существенно влияет на проектирование и предоставление учебных курсов. Естественно, что организация учебного процесса в такой образовательной системе будет существенно отличаться от традиционной.

Не только отдельные элементы педагогической подсистемы современного образования тесно взаимосвязаны, но и вся эта подсистема связана с другими в единой образовательной системе. Например, содержание обучения опирается на теоретико-методологические основания образовательной системы. Способы предоставления курсов и среда обучения неотрывны от технологической подсистемы базирующегося на НИТ образования. Организация учебного процесса входит как компонент и в организационную подсистему образовательной системы.

Таким образом, любая педагогическая деятельность в области основанного на информационных технологиях образования теснейшим образом взаимосвязана как с другими видами этой деятельности, так и с деятельностью организаторов образования, специалистов по информационным технологиям.

Приказ Министерства образования и науки от 05.04.2017 г. №301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» определяет систему этой деятельности.

При осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам организация должна обеспечивать проведение учебных занятий в различных формах по дисциплинам (модулям); проведение практик, контроля качества освоения образовательной программы на основе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

В соответствии с приказом каждая программа дисциплины (модуля) должна включать в себя, кроме наименования, перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В программе указывается место дисциплины в структуре образовательной программы; её объем в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Содержание дисциплины структурируется по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. Указываются перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Важно, что в программе определяются: перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины, и перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины, методические указания для обучающихся по её освоению, перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. Обращено внимание на состояние материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Особая роль отводится фонду оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящим в состав в соответствии с программой дисциплины и программой практики. Этот фонд включает в себя:

• перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

• описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

• типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков или опыта деятельности,

характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

• методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для каждого результата обучения по дисциплине или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформи-рованности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания [11].

При сложностях финансирования образования успех любой деятельности в сфере образования во многом определяется ее связью с экономической подсистемой образовательной системы. Используемые технологии, способы доставки обучения, развитая учебная среда, содержание учебного материала существенно влияют на развитие экономической подсистемы образования.

Повысить результативность такой сложной образовательной системы можно только путем адекватного регулирования многообразных связей между различными видами деятельности в ней, т. е. путем управления образованием на основе системного подхода.

Выделение системного подхода как основы управления современным образованием поднимает целый комплекс вопросов. Прежде всего, каковы особенности и характерные черты такого управления различными элементами и подсистемами образования, которое ведет к повышению его результативности. Каковы конкретные пути этого повышения, какие связи между различными элементами образовательной системы должны регулироваться и в каком направлении для того, чтобы результативность всей системы образования повышалась.

Исследования Российской академии образования, проводимые совместно с ЮНЕСКО, позволяют дать характеристику результативному образованию в вузе. Во-первых, оно должно вооружить обучающихся профессиональными знаниями и навыками, которые долго не устареют в обозримом будущем. Во-вторых, на основе усвоенных знаний и развития интеллектуальных способностей образование должно сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе.

Рациональная организация управления образовательными процессами, выстроенная на перечисленных выше принципах, позволяет максимально расширить креативное поле и определить пути управления, способствующие улучшению качества образования в контексте системного подхода.

В международных стандартах качество является совокупностью свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Говоря о результате учебно-воспитательской деятельности, мы говорим о продукции, дающей его получателю - обучаемому полезные свойства (способности, возможности), предназначенные для удовлетворения потребностей личного и общественного характера. Результаты образования имеют «внутренний» характер - это изменения в знаниях и других элементах опыта человека, личностных качествах, самосознании, отношениях, ценностях. Для того чтобы выявить эти результаты, необходимо «материализовать» или «овнешнить» их, т. е. организовать такую деятельность учащихся, результаты которой достаточно полно и однозначно свидетельствовали бы о приобретенном опыте и личностных «приращениях».

Рассмотрение качества образования как результата управления им и поиск факторов, его определяющих, следует начинать с рассмотрения результатов образования, соотнесенных (по определению качества) с требованиями потребителей. В таком случае первой стороной рассмотрения станут потребители результатов. Идеал образованности выражает представление о наиболее желательных результатах образовательного процесса - такой системе достижений учащегося, которая соответствует состоянию общества и способствует его дальнейшей динамике. Идеал образованности играет роль общего ценностного ориентира для тех, кто учит и учится

Во-первых, это сам обучающийся в процессе обучения и после выпуска из образовательного учреждения соответствующего уровня. Он, как личность, является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования, определяемое содержанием усвоенных знаний и умением их использовать, характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворять свои потребности: поступать в следующее по уровню образовательное учреждение, поступать на работу и т. д., т. е. адаптироваться к социальным реалиям с той или иной степенью успешности.

Во-вторых, потребителями являются все организации, учреждения и лица (социум), которые принимают выпускников образовательных учреждений на работу, учебу или каким-то другим образом взаимодействуют с ними. Эти потребители проявляют себя соответствующими требованиями при переходе ученика-вьпускника из начальной в основную школу, из основной - в среднюю общую, из школы в профессиональное училище, колледж или институт, из лю-

бого учебного заведения в производственную или коммерческую организацию и т. д.. Каждого из потребителей интересует свой набор образовательных характеристик и способностей выпускников, отвечающий его ведомственным и индивидуальным запросам. Конкурсы, вступительные экзамены и другие испытания при приеме людей в организации - это и есть проверка соответствия их образования конкретным требованиям потребителя.

Образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности.

Образование как результат вбирает в себя такие понятия, как интеллект, грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет.

В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним. В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования - обучение.

Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования.

В этом случае показателями результативности будут являться: 1) реализация образовательных стандартов; 2) развитие сети и укрепление учебно-материальной базы; 3) развитие образовательных технологий; 4) развитие системы управления образованием; 5) достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом; 6) уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся; 7) уровень сформированности культуры; 8) состояние здоровья обучающихся; 9) качество знаний, умений и навыков; 10) сформированные потребности в знаниях и стремление к самообразованию.

Отсюда следует важный вывод, что не может быть качественного образования «вообще». Оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее установленным требованиям и параметрам образования, выступающим как цель. Этот вывод полностью согласуется с положением теории управления: результат любой деятельности определяется степенью достижения поставленной цели. Но цель эта должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам и организациям - возможным участникам совместной деятельности.

Не случайно в последние десятилетия на уровне правительств развитых стран и мирового сообщества ученых качество образования рассматривается как один из ведущих факторов национальной безопасности. Это связано с проявившейся во второй половине ХХ в. закономерностью: чем выше образовательный и культурный уровень народа, тем выше поднимается общество по пути цивилизованной экономики. «Ориентация на защиту от внешнего врага постепенно уступает место пониманию того, что гораздо более опасным может стать внутренний враг в лице некачественного, не соответствующего экономическим, технологическим, социальным и культурным реалиям образования» [10].

Список литературы

1. Безрукова В.С. Педагогика. - М., 1996. - 344 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 2006. - 296 с.

3. Жилина А.И. Управление знаниями как новый феномен общественного развития в информационную эпоху // XX Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. 25-26 апр. 2016 г. Т. 2. / под ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 95-105.

4. Жилина А.И. Модель управления знаниями в современной системе образования // XVIII Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. 22-23 апр. 2014 г. Т. 2. / под ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 89-101.

5. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. - М., 1996. - 167 с.

6. Лабоцкий В.В. Управление знаниями. - Мн.: Совр. шк., 2006. - 392 с.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006. -

799 с.

8. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. - М.: Наука, 1997. - 462 с.

9. Чепуренко Г.П., Крылова Е.В. Системный подход в управлении вузом в информационном обществе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. Педагогика. Ч. 2. - №4. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 345-350.

10. Проблемы результативности общего образования // Credo. - №3. - 2016. -С. 11-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Министерства образования и науки от 05.04.2017 г. № 301.

Статья поступила: 17.04.2018. Принята к печати: 25.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.