Научная статья на тему 'Информационная культура в социокультурной реальности'

Информационная культура в социокультурной реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
647
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СРЕДА / ПРОСТРАНСТВО / TECHNOLOGIES / WELFARE CREATIVITY / ENVIRONMENT / SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Диловар Диловарович

В статье рассматривается информационно-просветительная среда современной культуры. Сочетание двух важнейших функций культуры позволяет использовать такие важные категории как «деятельность» и «социальность», так как культура проявляется в деятельности различных социальных субъектов. Автором разграничиваются понятия «информационная культура» и «культура информатизации». Делается вывод о том, что информационная культура была представлена культурой чтения, а культура информатизации является современной проблемой компьютеризации и чипизации населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information culture in social and cultural reality

In the present article is considered the information and educational environment of modern culture. The combination of two major functions of culture allows to use such important categories as “activity” and “sociality” as the culture is shown in activity of various social subjects. The author differentiates the concepts “information culture” and “culture of informatization”. There is information culture has been represented by culture of reading, but culture of informatization is a modern problem of computerization and chipization of the population is drawn.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в социокультурной реальности»

УДК 37

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Д.Д. Калимуллин

Аннотация. В статье рассматривается информационно-просветительная среда современной культуры. Сочетание двух важнейших функций культуры позволяет использовать такие важные категории как «деятельность» и «социальность», так как культура проявляется в деятельности различных социальных субъектов. Автором разграничиваются понятия «информационная культура» и «культура информатизации». Делается вывод о том, что информационная культура была представлена культурой чтения, а культура информатизации является современной проблемой компьютеризации и чипизации населения.

Ключевые слова: технологии, социально-культурное творчество, среда, пространство.

INFORMATION CULTURE IN SOCIAL AND CULTURAL REALITY

D. Kalimullin

Abstract. In the present article is considered the information and educational environment of modern culture. The combination of two major functions of culture allows to use such important categories as "activity" and "sociality" as the culture is shown in activity of various social subjects. The author differentiates the concepts "information culture" and "culture of informatization". There is information culture has been represented by culture of reading, but culture of informatization - is a modern problem of computerization and chipization of the population is drawn.

Keywords: technologies, welfare creativity, environment, space.

Культура современного постиндустриального общества предстает в качестве важного информационного аспекта жизни человека и представляет собой социально значимую информацию, существенно влияющую на разные аспекты деятельности человека, его поведение и общение. С древнейших времен информация накапливалась, хранилась и транслировалась как обобщающий социальный опыт человечества, постоянно развивающийся и часто сознательно не воспринимаемый, т.е. как считают многие ученые, информация существует как социальное подсознательное.

Возможность передачи такой

информационной культуры в движении времени стала возможна благодаря тому, что она закрепилась в определенной знаковой форме, представляя собой содержание различных семиотических систем, а культура и существует в качестве подобной сложной организации систем. Все элементы жизнедеятельности человека, которые имеют функцию знаков, закрепляющих программы поведения человека, его действий и поступков, становятся примерами для других людей. Подобными знаковыми системами могут быть естественные языки, разные виды искусственных языков (наука, искусство, набор устойчивых сигналов и символов, обеспечивающих коммуникацию).

Как известно, в научной литературе стали часто употреблять понятие «вторая природа» для обозначения культуры, имея в виду, что все, что окружает человека, все, что он делает вокруг себя и в мире, есть окультуренная им природа.

Поэтому предметы этой второй природы могут существовать в качестве особых знаков, с помощью которых закрепляется наработанный социальный опыт, они выражают определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире.

В этом смысле часто противопоставляют два понятия: материальная и духовная культура. В сферу материальной культуры входят орудия труда, техника, предметы быта, а феномены духовной культуры составляют произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.п. Нам представляется, что такое противопоставление является относительным, поскольку любые феномены культуры являются семиотическими образованиями. Многие ученые, включая такого авторитетного как Ю. Лотман, считают, что предметы материальной культуры выполняют в человеческой жизни двоякую роль. Прежде всего, они служат практическим целям. В то же время выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Именно вторая функция позволяет им быть феноменами культуры.

Сочетание важнейших функций культуры: создание, хранение, освоение и трансляция духовных ценностей, этических норм, образов жизни, а также материальной культурной деятельности, позволяет использовать такие важные категории, как «деятельность» и «социальность», так как культура проявляется в деятельности различных социальных субъектов. Вне связи с ними культура лишь остается в

пределах различных предметных форм, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих эпох, не делая их фактами современной жизни.

Анализ научной литературы по данному вопросу показал, что многие авторы считают информационную культуру личности механизмом познания в обществе информационных технологий. Позволим себе в связи с этим остановиться подробнее на этом понятии.

В словосочетании «информационная культура» сополагаются близкие понятия, имеющие общий социально-философский смысл: информация и культура. Следует отметить, что их взаимодействие может развиваться по двум направлениям - притяжение (сотворчество) и отталкивание (противоборство), зависящие от того, какие цели и задачи ставят участники социальной коммуникации.

По мнению А.В. Савельева, информацию можно воспринимать как концентрат взаимодействия человека с человеком, как средство, направленное против разрушения системы, но, в то же время, накапливаясь в элементах этой системы, именно информация способствует все большей их индивидуализации, т.е. способствует деструкции системы [6].

Интересный вывод делает исследователь Т.Н. Суминова, анализируя традиционные трактовки термина «информация», полагая, что основными составляющими его понимания являются: 1. докибернетическое (информация как передача сообщений); 2. кибернетическое (связь информации с энтропией (Л. Силлард); информация рассматривается как

функциональный элемент языка и средство повседневно-бытовой коммуникации (на что ранее указывали К.Э. Шеннон, Н. Винер); выступают как однопорядковые с такими категориями, как «вещество» и «энергия»; как универсальное средство управления объектом (Х. Тернеба, Ю.А. Шрейдер, С.Я. Яновская); как ноосферное явление (информация появляется с возникновением человека, его разума и рациональности М. Вебер); 3.

посткибернетическое («атрибутивная» и «функциональная» концепции; информация есть ипостась идеальности, а отсюда, как отмечает А.Д. Урсул - отраженное разнообразие); 4. социальное понимание (возникновение общества способствует приобретению информацией социальной как функции, так и сущности); семиотическое (Ю.М. Лотман), космологическое (И.И. Юзвишин); 5. социально-культурное, как элемент познания и инкультурации личности (речевой культуры, невербальных средств

коммуникации, жестового языка, субкультурных «сетевых» сообществ и гражданской коммуникации). Т.Н. Суминова, не без основания, утверждает, что рассмотрение и анализ разнообразных трактовок столь многогранного и многозначного понятия как «информация», «является важным шагом перехода от информационного общества к обществу знаний, когда использование и применение современных информационных технологий могут

преобразовать уже «определенную» информацию в знание, столь необходимое для развития информационной цивилизации, в том числе художественной культуры как информационной системы» [8].

Нам представляется необходимым привести небольшую историческую справку о происхождении термина «информационная культура». Впервые данный термин прозвучал в первой половине 1970-х годов. Вначале его использовали библиографоведы, библиотековеды и книговеды. В частности, в публикациях таких видных ученых А.А. Виноградова, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком научном и философском контексте [9]. Анализ работ названных авторов показал, что информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности. Например, здесь можно сослаться на предложенное Э.П. Семенюком определение: «информационная культура — это информационная компонента человеческой культуры» [7]. Как видим, ученые считают, что критериями сформированности информационной культуры выступают: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации; умение перерабатывать информацию и создавать новую; умение адекватно отбирать и оценивать информацию; наличие компьютерной грамотности [6;7;9]. Безусловно, нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что информационная культура является важной составляющей общей культуры человека, особенно в современном обществе, где невозможно представить человека в профессиональной деятельности и в жизни вообще без сочетания знаний, умений и информационного мировоззрения. Именно такой синтез обеспечивает целенаправленную самостоятельную деятельность индивидуума для удовлетворения собственных потребностей с использованием как традиционных, так и новых

информационных технологий. К тому же, востребованность специалиста на рынке труда в современных условиях во многом определяется тем, насколько он владеет современными информационными технологиями. Это позволяет человеку быть успешным как в профессиональной, так и непрофессиональной деятельности, способствует социальной защищенности в информационном обществе.

Понятие «информационная культура» многоаспектно; оно представляет собой синтез различных составляющих: аудиовизуальная культура, логическая культура, семиотическая культура, понятийно-терминологическая

культура, технологическая культура,

коммуникационная культура, сетевая культура. Они в комплексе формируют ценностное отношение к информации вообще и к подготовке современного специалиста в области образования в частности. Осознавая возрастающее значение информационной культуры в жизни человека, особенно в плане становления личностно-гуманитарной парадигмы в образовании, некоторые исследователи (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Е.Я. Коган и др.) включили в ее содержание аксиологические, мировоззренческие и некоторые другие составляющие, отражающие мотивационно-смысловую сферу личности в ее взаимодействии с информационной средой.

В связи с этим, многие исследователи рассматривают информационную культуру с разных позиций. С одной стороны, как результат приобретения новых навыков деятельности, а с другой - как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире. Часто человек воспринимает информационную культуру просто как источник той или иной информации, систему морально-этических и юридических норм. Для других она приобретает значимость ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т.п.

Возможности новой виртуальной реальности для когнитивного и социокультурного развития личности проявляются в просветительской, коммуникационной и компенсаторской функциях информационной культуры. Информационная культура личности - это интегративное личностное качество, представляющее собой взаимосвязь трех компонентов: мотивационного, информационно-содержательного и

операционно-деятельностного.

Педагогическими требованиями,

способствующими наиболее полному раскрытию информационно-педагогического потенциала социокультурной реальности в формировании информационной культуры личности, на наш

взгляд, являются: обращенность к субъекту; максимальная индивидуализация обучения с использованием информационно-педагогических технологий; открытость и субъективность содержания образования; нацеленность на личностное развитие индивида, его допрофессиональную подготовку и адаптацию к жизни в информационном обществе, инкультурацию. Специфическими принципами построения информационно-образовательного пространства для детей и подростков являются психолого-педагогические принципы

информационной безопасности и

гуманистической направленности.

Таким образом, анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что информационная культура, информационный мир, окружающий человека, взаимосвязаны с духовной культурой личности, образуют некую целостность, общую культуру, некоторые аспекты которой привлекают внимание исследователей в различные периоды развития человеческого общества. Под информационной культурой большинство ученых понимают определенный уровень организации

информационных процессов, удовлетворенность людей в информационном общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, что обеспечивает и способствует целостному восприятию мира и позволяет предвидеть последствия принимаемых решений.

Мы считаем, что информационная культура -элемент культуры коммуникации как речевой, так и жестовой, невербальной, проявляющейся в знаниях, навыках, умениях навигации необходимой информации, ее использования, классификации, передачи другим, работы с любым каталогом, компьютерной программой.

Более того, информационная культура -потребность личности в глубоком и всестороннем анализе и систематизации коммуникационных отношений в мире и обществе, в целях снижения энтропии.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения подростков на различных этапах достижения ими уровней образовательной культуры. В конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у подрастающего поколения: отношения к информации; личной потребности в усвоении основ информационной культуры; умения самостоятельно осуществлять поиск информации; устранять информационный дефицит; способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать

собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному; способности создавать и использовать поисковые системы; способности к восприятию и оценке информации; умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, «солидности» источника; стремления к личностному общению.

Исходя из компетентностного подхода, целесообразно к информационной культуре относить компетентность в понимании природы информационных процессов, развитую информационную рефлексию, осознание внутренних изменений, которые происходят у пользователя. При этом если диагностируемый у подростка уровень оказывается ниже элементарной компетентности, то целесообразно говорить, что он является начинающим пользователем, и такой пользователь способен применить усвоенные им информационные технологии, навыки и приемы только под наблюдением и контролем преподавателя.

В структуру информационной культуры входят культура речи, компьютерная

грамотность, электронная культура и иные компоненты. Следовательно, информационная культура - это элемент культуры и познания. Говоря о субкультуре лиц с ограниченными возможностями уровнями формирования информационной культуры будут:

информационно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, толерантный, эмоционально-ценностный, информационно-потребностный, креативный (стремление к самостоятельному мышлению и самореализации).

В процессе эволюции понятия «информационная культура» можно выявить основную тенденцию, которая просматриваются во многих исследованиях. Ученые отмечают, что эта проблема весьма важна, так как связана с определенными условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации. Информационная культура предстает в этом смысле как инфраструктура, пронизывающая все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.

Литература:

1. Арефьев П.Г. Интеграция российского академического сообщества в глобальные коммуникации [Электронный ресурс] / П.Г. Арефьев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.edu.ru/

2. Баева Л. Электронная культура: опыт философского анализа / Л. Баева // Вопросы философии. - 2013. - № 5. - С. 75-83.

3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире [Электронный ресурс] / Н Винер; пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. - 2-е изд. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с. - Режим доступа: ht:tp://academy-document.narod.ru/teoria_upr_mat/Viner.htm

4. Калимуллин Д.Д. Электронная культура как компонент информационной культуры личности / Д.Д. Калимуллин // Вестник КазГУКИ. - 2014. - № 3. -С. 27-31.

5. Каракозов С.Д. Информационная культура в

контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

6. Савельев А.В. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпьютеризации сознания / А.В. Савельев // Философия науки. - 2002. -№ 1(12). - С. 51-62.

7. Семенюк Э.П. Информационная культура как фактор развития информационного общества [Электронный ресурс] / Э.П. Семенюк // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.edu.ru/

8. Суминова Т.Н. Понятие «информация» в свете традиционных и современных трактовок [Электронный ресурс] / Т.Н. Суминова // Публикации lib.znate.ru. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-221986.html

9. Урсул А.Д. Глобальные революции в науке и образовании / А.Д. Урсул // Политика и общество. -2015. - № 6. - С. 734-754.

Сведения об авторе:

Калимуллин Диловар Диловарович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Казанский государственный институт культуры, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: yearsgoby@yandex.ru

Data about the author:

D. Kalimullin (Kazan, Russia), Ph.D., Associate Professor, Kazan state institute of culture, e-mail: yearsgoby@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.