Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта педагога'

Проектно-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / DESIGN / RESEARCH COMPETENCE / PROFESSIONAL TEACHER STANDARDS / INTELLECTUAL POTENTIAL / TEACHER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

В статье отмечается, что развитие профессиональной компетентности специалиста предусматривает одновременно формирование таких компетенций, как проектная, исследовательская, моделирующая и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes that development of the teacher’s professional competence provides simultaneous development of such competences as the designing, researching, modeling and other competences

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта педагога»

Закутняя Т.В., Практико-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта

Т. В. Закутняя

(г. Гатчина)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ТРЕБОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

DESIGN AND RESEARCH COMPETENCE AS REQUIREMENT FOR NEW TEACHERS PROFESSIONAL STANDARD

В статье отмечается, что развитие профессиональной компетентности специалиста предусматривает одновременно формирование таких компетенций, как проектная, исследовательская, моделирующая и др.

Ключевые слова: проектная, исследовательская компетентность, Профессиональный стандарт педагога, интеллектуальный потенциал, деятельность педагога

The article notes that development of the teacher's professional competence provides simultaneous development of such competences as the designing, researching, modeling and other competences Keywords: design, research competence, professional teacher standards, intellectual potential, teacher activities

Педагог является ключевой фигурой в процессе реформирования образования. В этой связи он должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личными качествами, быть мобильным, готовым к переменам, способным адаптироваться к нестандартным ситуациям, быть ответственным в принятии решений [2,5]

Под компетентностью понимаем ин-тегративное качество личности, позволяющее осуществлять сложные виды деятельности, преодолевать стереотипы, разрешать проблемы, проявляя гибкость мышления, самостоятельность и целеустремленность [5].

В соответствии с этим новый Профессиональный стандарт педагога дает ориентиры на развитие этих компетенций, востребованных в современном мире и касающихся механизмов проектирования, конструирования, моделирования и экспертизы образовательной деятельности.

В частности, в Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог должен уметь организовывать исследование, обнаруживать закономерности и доказательства в частных и общих ситуациях; проектировать и моделировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду; планировать, реализовывать и анализировать исследовательские проекты, коррек-

тировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся [5].

Из этого вытекает необходимость развития проектно-исследовательской компетентности, выражающейся в ориентировании педагога в информационном пространстве; в самостоятельном конструировании своих знаний; в анализе возникающих проблем и ситуаций; в прогнозировании ожидаемого результата при эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Данная компетентность вынуждает педагога синтезировать управленческую, эмоционально-личностную, творческую и рефлексивно-коррекционную её составляющие, необходимые для разработки какого-либо инновационного продукта ( программы развития образовательной организации, индивидуальных образовательных маршрутов, методического сопровождения, познавательной деятельности учащихся и др.].

Охарактеризуем основные виды деятельности педагога как условияразработки и реализации проектно-исследовательской компетентности:

1. Управленческая деятельность характеризуется умением педагога определить реальные цели проектов, выбрать пути их достижения в согласовании процедур планирования и прогнозирования; организовать кол-

лектив, распределив и скоординировав деятельность субъектов, делегировать права, полномочия и ответственного за данный процесс. Проводить текущий контроль, корректируя знания и умения, используемые в данном проекте, проводить анализ выбранных дидактических или воспитательных средств.

2. Личностно-познавательная деятельность определяется желанием работать в коллективе, быть заинтересованным в положительном результате путем обеспечения успеха в проектной деятельности, умением быть компетентным в педагогическом оценивании работы, превращении поставленной задачи в личностно значимую; умением сохранять эмоциональную устойчивость.

3. Творческо-проектная деятельность включает способность педагога к креативному решению проблемных задач в процессе проектной деятельности, изобретательности, гибкости, критичности ума, самобытности, способности ставить и добиваться целей, воспитывает чувство новизны, чуткость к противоречиям, преодоление стереотипов.

4. Интеллектуально-развивающая деятельность предполагает формирование интеллектуального потенциала педагога как своеобразное «опережающее» отражение действительности, включение качественно новых элементов и функций, необходимых для перехода системы интеллекта на новый уровень развития.

Категория «интеллектуальный потенциал» имеет много значений и оттенков: уровень образования населения, уровень развития науки и техники, уровень развития общественного сознания, степень творчества в процессе деятельности, содержание интеллектуальных способностей, общей и специальной одаренности, накапливаемые населением знания и их применение.

Данный термин можно рассматривать относительно самоуправляющих механизмов человека по отношению к своей деятельности, управление и регулирование которой основано на принципе обратной связи: субъект управления посылает команду исполнителю, а тот отправляет информацию о результате деятельности. Выработка такой связи разрешает корректировать и планировать решения и достигать поставленных целей.

Профессиональный стандарт педагога указывает на развитие определенного уровня самоуправления как одной из главных характе-

ристик личностного развития, выражающейся в регулировании самого себя «изнутри».

Становление интеллектуального потенциала предполагает развитие концепции самоуправляющих механизмов личности, в основе которой лежат:

- потребности, которые обуславливают целенаправленность деятельности человека, способствуют его развитию, являются основой формирования мотива, который становится своеобразным «двигателем» в овладении какими-либо умениями. Потребности зависят от когнитивных культурных свойств личности;

- направленность как совокупность устойчивых и относительно независимых мотивов, взглядов и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение, действия и поступки, достижение жизненно важных целей. Выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личными интересами;

- Я-концепция как совокупность установок «на себя», сумма всех представлений индивида о самом себе, на основе которых строится свое поведение [5].

Развитие проектно-исследовательской компетентности личности подразумевает формирование действенно-практической сферы человека, затрагивая знания, умения, компетенции, ценностную мотивацию и другие качества, обеспечивающие успешную практическую деятельность, отражающую законы природы, психолого-педагогические закономерности, межпредметные и межличностные отношения.

В.П.Беспалько рассматривает необходимые для действенно-практической сферы качества - трудовые умения и навыки - как уровень достигнутого личностью мастерства и профессионализма; трудолюбие как качество, определяющее морально-психологическую подготовленность к трудовой активности, прилежности, потребности и готовности к труду; трудовую нравственность как отношение личности к людям труда и результатам их работы, уважение к любой профессии [5].

В то же время исследовательская и проектная деятельность связана с коллегиальностью в принятии решений, где необходима коммуникация, толерантность, терпимость. Все это подразумевает развитие нравственноэтических, духовно-культурных качеств личности. Эстетические и нравственные нормы имеют социальное происхождение, они создавались в истори-

Закутняя Т.В., Практике-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта

ческой практике и отражены в духовной куль- качеств личности происходит непосредственно туре человечества. Воспитание этих норм как в социуме, окружающем личность.

Схема развития проектно-исследовательской компетентности личности

Исследовательская работа невозможна без развития чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное; формирования ценностей свободы выбора, демократизма общения, ответственности перед коллегами, доброты.

Сегодня актуальным становится при создании проектов информационная культура как упорядоченная система знаний, умений, навыков, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация [1].

Профессиональный стандарт педагога отводит важную роль ресурсному обеспечению:

- информационному: создание и расширение информационного пространства образовательных учреждений, социальных партнеров и других субъектов образования, обновление сайтов, взаимодействие со СМИ, выпуск печатных изданий на базе организации;

- нормативно-правовое обеспечение предполагает внесение изменений, дополнений и корректировок в локальные акты по деятельности организации;

- кадровое обеспечение является одним из ключевых требований профессионального стандарта, оно способствует повы-

шению мастерства учителей, качества и уровня преподавания;

- научно-методическое обеспечение позволяет проанализировать существующие модели методической работы организации, а также вводить новые инновационные проекты (мониторинг профессиональной деятельности организации, разработка критериев качества её работы, разработка индивидуальных программ коррекции проблемных зон педагогического коллектива);

- материально-техническое обеспечение позволяет наполнить образовательную организацию необходимым оборудованием для полноценного учебно-воспитательного процесса;

- финансово-экономическое обеспечение [3].

Таким образом, развитие проектно-ис-следовательской компетентности позволяет решить достаточно сложные образовательные задачи по организации работы с одаренными обучающимися, детьми, имеющими проблемы в развитии, а также по взаимодействию с детьми социально запущенными и имеющими серьезные отклонения в поведении. Все это способствует выполнению требований Профессионального стандарта педагога.

Литература

1. Зайченко Т.П. Культура информационной деятельности: учебное пособие / -СПб.: АСТЕРИОН, 2010. - 100 с.

2. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. - 2008. - №1. - С. 4-24.

3. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Осваиваем профессиональный стандарт педагога: учебное пособие для руководителей общеобразовательных организаций, специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб. - СПб. - 2016.

4. Манзук В.И. Развитие проектно-исследовательской компетентности педагогов колледжа как фактор подготовки конкурентноспособных специалистов //Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - №3 (32). - С. 110-115.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Мин-ва труда и соц. защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013 г.: рег. № 30550 // Рос. Газета: Документы [Электронный ресурс].-RL: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация //Народное образование. -2004. - №4. - С. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.