Научная статья на тему 'Критерии личностно-профессионального развития современного педагога'

Критерии личностно-профессионального развития современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3004
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / КРИТЕРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КЛЮЧЕВЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER'S PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CRITERIA / TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY AND UNIVERSAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна, Окерешко Анна Валентиновна

В статье предлагаются критерии личностно-профессионального развития педагога на основе типологии ключевых и универсальных компетенций и на основе проекта «TUNING». Показано, что определяющее значение для педагогического образования в современном мире имеет идея развитие самого педагога как личности и как профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the criteria for the teachers' personal and professional development on the basis of the key and universal competences typology and on the basis of «TUNING» project. The prevailing idea for the development of pedagogical education in the modern world, in the authors’ opinion, is the teacher's development as a person and a professional.

Текст научной работы на тему «Критерии личностно-профессионального развития современного педагога»

Воспитание, социализация и развитие личности

Т.Ю. Гвильдис А.В. Окерешко

(Санкт-Петербург)

КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

CRITERIA FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE

MODERN TEACHER

В статье предлагаются критерии личностно-профессионального развития педагога на основе типологии ключевых и универсальных компетенций и на основе проекта «TUNING». Показано, что определяющее значение для педагогического образования в современном мире имеет идея развитие самого педагога как личности и как профессионала.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, критерии, профессиональная компетентность педагога, ключевые и универсальные компетенции

The article deals with the criteria for the teachers' personal and professional development on the basis of the key and universal competences typology and on the basis of «TUNING» project. The prevailing idea for the development of pedagogical education in the modern world, in the authors' opinion, is the teacher's development as a person and a professional.

Keywords: Teacher's personal and professional development, criteria, teacher's professional competence, key and universal competences

Развитие современной системы образования, внедрение федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов актуализируют проблему расширения функций педагога, который сейчас должен выполнять не только традиционные воспитательную и обучающую, но и научно-исследовательскую, мониторинговую, диагностическую, методическую, организационно-подготовительную, физкультурно-оздоровительную и другие функции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость непрерывного опережающего личностно-профессионального развития педагогов [2], их способности самостоятельно организовывать себя (и учеников] в различных видах деятельности (в том числе внепрофессио-нальных], что не всегда качественно реализуется в процессе формального образования.

Многие европейские документы (Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (2000 г.], Манифест «Образование для изменений - изменения для образования, учительский манифест XXI века» (2015 г.], «Манифест обучения взрослых в XXI веке»

(2016 г.] [8]] также актуализируют необходимость именно личностного развития педагога, развития личных ценностей в образовании, поддержку ключевых и универсальных навыков.

В педагогической деятельности трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого-педагогической компетентности педагога без связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментом и средством достижения психолого-педагогического результата в образовании. Как отмечает один из сторонников личностного подхода в образовании В.В. Сериков, «... педагогическая деятельность как раз та, одна из немногих, уникальных реальностей, в которых личность не только опосредует, а именно определяет цель и содержание процесса» [11]. Кроме того, следует подчеркнуть взаимосвязь творческого взаимообогащения и личности и профессии педагога [10; 13]. Так, педагог как субъект творчества и личностно-профессиональной активности — это «не

только человек, творчески осуществляющий свою профессиональную деятельность, а человек, умеющий сделать творческой всю свою жизнь и через это (а по большому счету только так это и возможно] подойти творчески к своей профессии. При этом сама жизнь человека и вне профессии находится под ее влиянием, само "жизнетворчество" человека имеет специфический характер, обусловленный его профессией» [4, с. 143].

Личностно-профессиональное развитие педагога встраивается в контекст концепции непрерывной работы над собой (Ф. Ницше, Л.Н. Толстой, М.К. Мамардашвили и др.], развитие себя как «субъекта жизни», созидание «собственного будущего» (С.Л. Рубинштейн], в контекст концепции уникальности каждого человека в осознании им своего антропологического и социального отличия от всех других «однородных систем» (М.С. Каган, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, В.В. Горшкова и др.], «плодотворно ориентированного человека» (Э. Фромм], «самоактуализирующейся личности» (А. Маслоу], «полноценно функционирующего человека» (К. Роджерс], в концепцию актуализации активности профессионального сознания личности и деятельности как «наиболее целостной интегративной характеристики всего образа жизни человека, стремящегося к достижению полной самоопределенности и самоотождествленности» (В.И. Слободчиков], в контекст акмеологического подхода (А.А. Деркач, В.Н. Максимова, Н.В. Кузьмина].

Личность, с точки зрения Б.Г. Ананьева, — это «субъект общественного поведения и коммуникации». «Профессиональный определяется в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой как «связанный с профессией, вызванный профессией, относящийся к профессии, профессионалу» [9]. Таким образом, под личностно-профессиональным развитием педагога мы понимаем активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, детерминацию активности учителя, приводящую к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности (Л.М. Митина] [7], непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога, а также непрерывное развитие его личности, результатом чего является его положительное самоощущение: уверенность в себе и своих возможностях, устойчивая мотивация к непрерывному образованию и самосовершенствованию.

Характер современной профессиональной деятельности педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является первостепен-ность индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов человека над обычной учебной программой, саморазвития, самонаучения над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.

В свете того, что педагогическая деятельность представляет собой единство трех пространств — педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), — мы будем ориентироваться на определенные системообразующие качества педагога, связанные с каждой из трех составляющих педагогической деятельности: способ осуществления педагогической деятельности (педагогическая деятельность), систему отношений (педагогическое общение), творческое начало педагога (личность учителя). На наш взгляд, именно эти три направления можно выделить в качестве опоры для разработки критериев личностно-профессионального развития педагога.

За основу разработки критериев личност-но-профессионального развития педагогов нами взяты составляющие профессиональной компетентности педагога, выделенные Н.В. Кузьминой [5, с. 90], и составляющие педагогической деятельности, предложенные А.М. Марковой [6], Л.М. Митиной [7] и др. Так, мы выделяем следующие составляющие педагогической деятельности, ставя личность педагога на первое место в системе его профессиональной компетентности:

1. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности (личность педагога и его личностное развитие: творческое начало педагога, способность к рефлексии, аксиологический и акмеологический аспекты развития личности) - системные компетенции.

2. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся и социально-психологическая компетентность в области процессов общения (система отношений, педагогическое общение, аксиологический и коммуникативный аспекты развития личности) — межличностные компетенции.

3. Методическая компетентность в облас-

ти способов формирования знаний, умений учащихся (непосредственно способы и формы осуществления педагогической деятельности, деятельностно-творческий аспект развития личности] — инструментальные компетенции.

4. Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины (владение предметным содержанием преподаваемой дисциплины, когнитивный аспект развития личности].

На основе выделенных составляющих педагогической деятельности, различных подходов к выделению ключевых и универсальных компетенций, способностей человека в современном мире (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.И. Субетто, А.А. Добряков, Н.А. Селезнева, Т.Б. Фейлинг, Б.К. Коломиец (интеллектуальные функции интеллектуальной деятельности (ИФИД)) и др.] и с учётом классификации компетенций, выделенных европейскими исследователями в проекте «TUNING» («Настройка образовательных структур»] [1] оха-рактерезуем критерии личностно-профессионального развития педагога:

1. Уровень личностного развития педагога (личность педагога]: ценностное самоопределение своего места в мире, смысла жизни для себя; осознание собственной ответственности за свой выбор, свои решения и поступки и результаты этих решений и поступков и за свою жизнь; развитие способности к рефлексии и саморефлексии, к самокритике; развитие критического мышления; развитие творческого потенциала педагога (повышение уровня жизнетворчества]; развитие личностных качеств, влияющих на профессиональную деятельность (интуиция, способность адаптации к новым ситуациями, стремление к успеху, лидерство, креативность (способность порождать новые идеи], способность конструктивно решать проблемы и принимать решения, стрессоустойчи-вость, способность к организации и планированию и др.]; повышение мотивации и самостимулирование к самосовершенствованию, непрерывному образованию и самообразованию, самопознанию, восприятие этих процессов как жизненных ценностей; развитие ценностной ориентации в жизни, выбор жизненной стратегии (переориентация на более высокий уровень ценностей — вечные ценности: красота, любовь, доброта, благородство, достоинство и т.д.]; индивидуализация, само-

реализация себя как личности и как профессионала; осознание здоровья как ценности и овладение базовыми знаниями для здоровь-есбережения и действия в чрезвычайных ситуациях; общекультурное развитие (осознание себя в культуре: общение с искусством, с природой, базовые знания в различных областях]; овладение необходимыми знаниями и умениями в современном мире: базовый уровень — развитие (знание второго языка, компьютерная грамотность, навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников], грамотность при решении бытовых проблем, правовая и общественно-политическая грамотность (ориентация в законах, в финансовых вопросах и экономике], компетентность гражданственности].

2. Уровень социально-психологического развития педагога (система социальных отношений педагога, социализация]:

— накопление и расширение психологических знаний, умений, навыков в сфере межличностных отношений (в том числе умение работать в команде], в том числе знание конфликтологии и умение конструктивно решать конфликты и воспринимать критику; развитие коммуникативных способностей (письменная и устная коммуникация]; межличностных связей; толерантности; осознание и видение Другого как ценности, уважение к Другому; ценностное самоопределение в социуме и в системе отношений «Я-Другой» (отношения с учениками, родителями, коллегами, администрацией, близкими, друзьями, семейные и родственные отношения и др.].

3. Уровень методического развития педагога (система осуществления педагогической деятельности]: определение способов, методов, форм осуществления педагогической деятельности; овладение новыми технологиями осуществления педагогической деятельности; повышение творческого аспекта в осуществлении педагогической деятельности, постоянная открытость новому, энтузиазм и инициативность; развитие способности интуитивной творческой спонтанности, основанной на накопленном отрефлексирован-ном опыте; разработка новых способов и технологий осуществления педагогической деятельности; выработка индивидуального педагогического стиля.

4. Уровень специально профессионального развития педагога (педагогическая деятель-

ность, самореализация]: накопление и расширение знаний, умений, навыков по преподаваемому предмету; структурирование предметной картины мира; осознание познания, профессии и труда как ценности; развитие стремления к исследовательской работе, развитие исследовательского потенциала педагога — осознание себя исследователем (конкретной научной области — далее междисциплинарной области (комплексное исследование] и шире жизни]; развитие способности творчески структурировать предметный материал, способности к анализу и синтезу; научное осмысление имеющихся наработок, познание научной картины мира; самореализация себя как профессионала.

Оценка личностно-профессионального

развития педагогов — это непростая задача. Выделенные нами критерии позволяют осуществлять эту оценку в режиме самооценки и экспертной внешней оценки. Мы предлагаем использовать для этого четырехуровневую шкалу, отражающую уровень выраженности (значимости) того или иного критерия: 1 балл — очень низкий уровень; 2 — слабый; 3 — значительный; 4 — сильный. Субъектами внешней экспертной оценки могут выступать представители профессорско-преподавательского состава, проводящие занятия с педагогами, руководители образовательных учреждений. Результаты оценивания и диагностик могут быть представлены по схеме (Таблица 1).

Таблица 1

Схема диагностики и оценки уровня личностно-профессионального развития педагогов

контрольной и экспериментальной групп (оценки по 4-балльной шкале)

Критерии личностно-профессионального развития педагога Группа 1 Группа 2

1. Уровень личностного развития педагога

Способность к критическому мышлению (внешняя экспертная оценка)

Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (внешняя экспертная оценка)

Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (самооценка)

Базовые знания в различных областях, общекультурное развитие (самооценка)

Решение проблем (внешняя экспертная оценка)

Рефлексивные способности (внешняя экспертная оценка)

Способность адаптироваться к новым ситуациям (самооценка)

Способность работать самостоятельно (внешняя экспертная оценка)

Способность использовать системный подход к решению проблем (внешняя экспертная оценка)

Готовность и способность к самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию

Осознание здоровья как ценности и овладение базовыми знаниями для здоровьесбережения и действия в чрезвычайных ситуациях

2. Уровень социально-психологического развития педагога

Коммуникативные умения, готовность использовать современные методы и технологии коммуникации на государственном и иностранном языках (самооценка)

Способность и готовность работать в команде (внешняя экспертная оценка)

Способность и готовность конструктивно решать возникающие конфликты (самооценка)

3. Уровень методического развития педагога

Готовность и способность использовать современные образовательные методы и технологии в профессиональной деятельности (самооценка]

Способность интуитивной творческой спонтанности, основанной на накопленном отрефлексированном опыте (самооценка]

4. Уровень специально профессионального развития педагога

Готовность повысить свою профессиональную категорию (первая категория, высшая категория], развивать карьеру

Готовность и способность к исследовательской и научно-исследовательской работе

Способность и готовность к познанию научной картины своего предмета и мира

Для максимального и эффективного лич-ностно-профессионального развития педагогов образовательный процесс следует строить на следующих стратегических позициях:

- непрерывность, предполагающая единство допрофессионального образования, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования;

- единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманизации и гуманитаризации педагогического образования;

- учет тенденций перестройки, развития современной общеобразовательной школы и опережающий по отношению к ней характер педагогического образования;

- гуманизация педагогического образования, бережное, уважительное отношение к личности учителя как субъекта общения, познания, социального творчества;

- ориентация на творческую деятельность, неповторимую личность, диффе-

ренцированный, индивидуально-

творческий подход к подготовке учителя;

- фундаментализация педагогического образования во взаимосвязи с его практической направленностью;

- открытость, вариативность, динамичность в содержании, формах и методах подготовки учителя в соответствии с требованиями настоящего и прогнозом на будущее;

- демократизация образования и всего уклада жизнедеятельности педагогических учебных заведений, развитие активности, инициативы и творчества, широкое самоуправление;

- ориентация на современные технические средства обучения и новые информационные технологии с выходом на единую систему информационного обеспечения педагогического образования;

- приоритетное финансирование высшего и дополнительного образования, финансовая и хозяйственная самостоятельность педагогических учебных заведений, создание условий для развития их учебно-материальной базы.

Литература

1. Гвильдис Т.Ю. Проектирование универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 — Великий Новгород, 2015. — 318 с.

2. Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В. Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога // Человек и образование. — 2016. — № 2 (47). — С. 134-139.

3. Горшкова В.В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. — 2012. — № 8. — С. 71-79.

4. Кудрявцева М.Е. Творческое развитие взрослого человека в образовательной деятельности. — СПб.: НОУ «Экспресс», 2007. — 271 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1995. — 43 с.

8. Мухлаева Т.В. Образование взрослых: вызовы программного планирования // Человек и образование. — 2016. — № 2 (47). — С. 44-47.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

10. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08. — Ростов-на-Дону, 1999. — 354 с.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии: Монография. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.

12. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Шерайзина Р.М. Новые ценности непрерывного педагогического образования: личностно-профессиональный выбор — социально-психолого-педагогическая поддержка — экспертное консультирование // Непрерывное образование. — Вып. 2. — 2012. — С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.