Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина В.В.

В статье раскрываются проблемы определения ценностно-целевых ориентиров воспитания патриотизма у обучающихся в условиях социокультурной трансформации российского общества. В ней анализируются главные идеи патриотизма, подчеркивается значение родиноведческого подхода в воспитании патриотизма как базовой ценности; рассматриваются модели и условия при воспитании патриотизма у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE GUIDELINES FOR THE EDUCATION OF PATRIOTISM IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATIONS OF RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the researching of the problem of determining the value guidelines for the upbringing of patriotism among students in the context of the social and cultural transformation of Russian society. It analyzes the main ideas of patriotism, emphasizes the importance of the homeland studies approach in the upbringing of patriotism as a basic value; the models and conditions for the education of patriotism among students are considered.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В. В. НИКОЛИНА, доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и андрагогики НИРО vnikolina @yandex.ru

В статье раскрываются проблемы определения ценностно-целевых ориентиров воспитания патриотизма у обучающихся в условиях социокультурной трансформации российского общества. В ней анализируются главные идеи патриотизма, подчеркивается значение родиноведческого подхода в воспитании патриотизма как базовой ценности; рассматриваются модели и условия при воспитании патриотизма у обучающихся.

The article is devoted to the researching of the problem of determining the value guidelines for the upbringing of patriotism among students in the context of the social and cultural transformation of Russian society. It analyzes the main ideas of patriotism, emphasizes the importance of the homeland studies approach in the upbringing of patriotism as a basic value; the models and conditions for the education of patriotism among students are considered.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, патриотическое воспитание, родиноведческий подход, ценностно ориентированный воспитательный процесс

Key words: upbringing of patriotism, patriotism education, homeland studies approach, value guidelines education process

Трансформационные перемены, происходящие в российском обществе, обусловлены процессами глобализации, построением постиндустриального (цифрового) общества, инновационными ориентирами для развития российской экономики, преодолением низкого качества жизни большинства населения. С этим связаны значительные динамические изменения в развивающейся социокультурной действительности, которые «характеризуются всеохватностью, непрерывностью, неопределенной устойчивостью, стремительностью процессов и явлений, способностью к ускорению, появлением новых технологий и цифровой экономики», а также «переходностью времени и культуры» [9, с. 11].

Происходящие в последние десятилетия на территории России кардинальные социокультурные преобразования изменили форму государства, его правовую систему, внесли принципиально новое понимание государства.

Построение в нашей стране гражданского общества задает ценностно-целевые ориентиры отечественному образованию, о чем свидетельствуют нормативные и правовые документы.

В современных условиях необходимо также учитывать нейрокогнитивные и социально-психологические особенности обучающихся, относящихся к поколению Z. Следует отметить, что представители поколения Z — это родившиеся после 2000 го-

да — «в период "вызревшей" технологической революции» [1, с. 23], когда кибер-пространство и его законы стали влиять на все сферы нашей жизни. Для них цифровые ресурсы являются орудием и образом жизни.

Американские ученые Г. Смолл и Г. Ворган считают, что под воздействием веб-серфинга — каждодневного применения информационных технологий — в мозге детей и молодежи происходят изменения нейронных путей, при этом познавательные, коммуникативные потребности удовлетворяются с помощью информационных средств [18].

Для поколения Z не существует авторитетов; их отличает размытый, неопределенный характер ценностных ориентаций при доминировании явно прагматических ценностей, ориентированных на богатство, карьеру, успех. Именно сегодня формируется новый тип личности, который будет преобладать завтра, и ценности которого станут в значительной степени определять направление развития российского общества. Однако такая ценностная неопределенность приводит к ценностной дезадаптации детей и молодежи, порождая смысловой хаос.

Трансформационные социокультурные процессы актуализируют проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Сегодня стратегическая роль отводится воспитанию как смысложиз-ненному процессу, в котором обучающиеся постигают смысл бытия в непосредственной деятельности, в ходе осмысления, проектирования, рефлексии, самореализации через самостроительство собственной жизни. Основой воспитания являются универсальные базовые гуманистические ценности (к которым относится патриотизм), обеспечивающие социально-культурное единство общества как модели жизни чело-

Проблема соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального, выражается не только в стирании национальных различий, стандартизации жизни и отношений, но и в необходимости сохранения самобытности, традиционности, уникальности.

века, выступающие внутренним регулятором деятельности, идентификации и поведения воспитанников в процессе культу-рации, способствующие удержанию «нравственного узла» культуры.

Подчеркнем, что в постиндустриальном обществе важное место занимает Человек как главный фактор прогресса, ответственный за себя, семью, страну и планету в целом, воспринимающий себя в единстве со своей страной, ее традициями, культурными и материальными ценностями, населяющими народами, на основе культурно-исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Проблема соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального, выражается не только в стирании национальных различий, стандартизации жизни и отношений, но и в необходимости сохранения самобытности, традиционности, уникальности, исторической памяти, культуры и образа жизни. Человек, приобщаясь к чужой культуре, минуя свою, проходит процесс идентификации, основанной на иных образах, ценностях, поведенческом коде, что приводит к внутренней и внешней дисгармонии [12]. Важно понимать, что духовное развитие современного общества должно быть связано с историческим прошлым России, так как если в сознании человека нет целостного представления об истории Отечества, то в этом случае возможна лишь частичная идентификация с одним из ее фрагментов [13]. Поэтому сегодня важно помочь подрастающему поколению осознать единство и многообразие исторического прошлого страны, его ценность для понимания и развития современной культурной и общественной жизни России.

В программных нормативно-правовых документах Российской Федерации, отображающих ключевые стратегические ценностно-целевые ориентиры воспитания, актуализируется значимость патриотизма и патриотического воспитания детей и молодежи как объединяющей идеи, являющейся основой для возрождения и станов-

ления национальной духовности граждан, необходимой для развития в стране гражданского общества.

Не останавливаясь подробно на всех историко-педагогических аспектах патриотического воспитания, подчеркнем, что воспитание подрастающего поколения в духе любви и преданности Родине во все времена было в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей (от античных ученых до работ Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, от «Повести временных лет» как основы объединения русских земель в борьбе против врагов до идей М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, Л. Н. Толстого и др.).

Так Я. А. Коменский указывал, что патриотизм в человеке воспитывается с раннего детства, начиная с любви к родителям, затем к своему дому, месту, где родился, к Отечеству [5]. Любовь к своей Родине, народу раскрывается в принципе культуросообразности, предложенном

A. Дистервегом.

К. Д. Ушинский обосновал принципы народности, отчизноведения в воспитании чувства патриотизма. Он отмечал, что своеобразие каждого народа сохраняется и передается от поколения к поколению, формируя национальную духовность, характер и любовь к Родине [16]. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. А. Добролюбов, И. В. Киреевский, С. А. Франк А. Шопенгауэр,

B. Вундт, X. Ортега-и-Гассет и др.), посвященных патриотическому воспитанию, обращается внимание на приоритет духовного над материальным, национального над космополитическим. В своих работах они ставят вопрос о воспитании человека-патриота. По мнению В. Вундта, идея народного духа связана с высшими психическими процессами, формирующимися в условиях человеческих сообществ, определяющих их жизнь [2].

Роль и значимость патриотизма особенно возрастают в переломные моменты истории, в период стихийных бедствий,

военных и социальных конфликтов и проявляются в жертвенности, мужестве, героизме народа, бескорыстном служении Отечеству.

Важнейшей функцией патриотизма является «функция объединения государства и сохранения нации как единого целого (культурного, территориального, государственно-политического, экономического)» [13, с. 402]. Д. С. Лихачев призывал воспитывать «"нравственную оседлость" — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране» [7, с. 143]. Этот круг «нравственной оседлости» весьма широк в противовес «экономическому кочевничеству» (Э. Тоффлер), обусловленному прагматической выгодой, когда в условиях свободного постиндустриального мира человек волен отправляться в любую точку земли за хорошей жизнью. Нравственная духовная оседлость — это «корни», связывающие человека с родным домом краем, страной.

Таким образом, как активная социокультурная деятельность индивида в обществе патриотизм отражает личностную к нему позицию, становится ценностным, нравственным социокодом, духовной мен-тальностью. По мнению Г. Г. Шпета, ключ к пониманию патриотизма лежит в истории страны, в конкретной социокультурной действительности, языке, то есть во всем том, что образует «коллективный дух нации» и отношение народа к духовным ценностям, символам, передающимся из поколения в поколение [17].

Патриотизм — социальное чувство, и его главной идеей является идея Родины. По мнению И. А. Ильина, «Родина есть предмет, объединяющий собой всех своих сынов так, что каждая душа соединена с ней нитью живой связи» [4, с. 99—100]. Родина как пространство в сознании человека предстает в виде совокупности ценностей, которые включают и обозри-

Ключ к пониманию патриотизма лежит в истории страны, в конкретной социокультурной действительности, языке, то есть во всем том, что образует «коллективный дух нации» и отношение народа к духовным ценностям.

мую материальную реальность, и субъективное эмоциональное переживание. «При этом внутреннее измерение Родины распространяется как на Отечество в целом, так и на его части, включая конкретные места пребывания человека» [14, с. 25]. Главным богатством России является человеческий капитал «живая сила ее населения» [там же], обладающая духовно-нравственными ценностями, талантливостью, работоспособностью, высокими умственными и моральными качествами. Поэтому патриотизм становится важнейшим мобилизационным ресурсом как для личности, так и для этноса, ориентированным на интеграцию сил, средств для решения географических, национальных, историко-культурных и других стратегических проблем.

В контексте исследований А. А. Те-рентьева мы рассматриваем патриотизм как «сложное и многоаспектное явление, имеющее нормативно-ценностное, интегра-тивное, регламентирующее и ориентаци-онное начало. И вместе с тем — это принцип, основа общественной жизни народа и человека, он существенно воздействует на процессы управления, координации и социализации, протекающие в обществе, влияет на поведение отдельного человека и социальной общности, является важным атрибутом национальной духовно-нравственной жизни, важнейшим компонентом национального самосознания» [15, с. 5]. В этой связи патриотизм органично вплетается в воспитание человека XXI века, обеспечивая связь традиций и новшеств, чувство приверженности к российской общности дающее ощущение сопричастности к событиям, происходящим в стране и мире.

В современных условиях мы понимаем патриотизм как стратегический вектор развития общества, государства, семьи, личности, активизирующий энергию граждан в решении проблем развития России, обеспечении ее суверенитета, безопасно-

В современных условиях мы понимаем патриотизм как стратегический вектор развития общества, государства, семьи, личности, активизирующий энергию граждан в решении проблем развития России.

сти и консолидации общества. Последняя обусловлена идеями об исторической памяти народа и патриотизме в общественном сознании, определяющими осмысление «человеком своего Я в семейной родословной, в истории своего народа, понимание коллективного Мы в национальной и культурной общности страны, а также, в рамках общечеловеческой цивилизации» [13, с. 404]. Консолидация в единую социально-историческую общность приобретает характер общегосударственной задачи в условиях мировой глобализации «по западному образцу», в результате которого нивелируются самобытность, уникальность российской истории, культуры, ее потенциал, ценности исторического наследия.

Исходя из всего вышеизложенного, предлагаем понятие «патриотизм» анализировать по многим аспектам: как базисную ценность, свойство личности, духовное состояние общества, — что определяется приоритетностью национальных ценностей, таких как Отчизна, дом, память, народ, герои, святыни. Подчеркнем, что патриотизм в русской традиции имеет свою особенность: он не связан с национализмом и обусловлен «всечеловечностью» (Ф. М. Достоевский) русского народа.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения мы рассматриваем в контексте родиноведческого подхода (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский). «Объектом родиноведческого подхода является географическое пространство России и своего родного края. При этом географическое пространство связано с реальной жизнью школьника, его родных, знакомых и поэтому ему близко и понятно. В этом пространстве обучающийся начинает осознавать себя частью России, родного края, представителем своей семьи, своего народа. В пространстве страны происходит становление национальной идентичности обучающихся» [10, с. 39].

Основой родиноведческого подхода в понимании патриотизма является теория

«образа мира» (Г. М. Андреева, Г. Д. Га-чев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, В. В. Петухов) как системы знаний, способов действий, ценностных ориентаций, опосредующих и преломляющих любое внешнее воздействие. По мнению В. В. Петухова, образ мира отражает прежде всего конкретно-исторический фон жизни человека [11]. По мнению исследователей С. Д. Смирнова, Г. М. Андреевой, образ мира у человека имеет разноуровневый характер: планета в целом, своя страна, отдельные регионы, родной край, дом. Подчеркнем, что образ родного края должен занимать центральное положение в образе мира, структури-руясь по оппозиции «родина — чужбина». Для обучающихся центр всегда имеет наибольшую ценность, а периферийные, удаленные, объекты—убывающую. Следует отметить, что образ мира связан с понятиями Дом, Мать, выполняющими для человека охранную функцию. Вместе с тем в современных условиях постиндустриального мира с его динамичностью, неопределенностью, виртуальностью выполнять функцию интегрального конструкта познавательной сферы личности становится необычайно сложно. В этой связи процесс патриотического воспитания в контексте родиноведческого подхода важно ориентировать таким образом, чтобы географическое пространство родного края занимало центральное положение как наиболее близкое, реальное и имеющее для личности наибольшую ценность. Поэтому понятие «родина» мы раскрываем в четырех содержательных контекстах [10]:

3 пространственный — через связь родины со значимым для обучающихся обжитым пространством;

3 временной — через соединение в сознании обучающихся прошлого настоящего и будущего как России, так и своего рода, поскольку, существуя в бесконечном временном потоке, человек одновременно может находиться во всех трех измерениях: с прошлым его связывает память (в том числе историческая, родо-

вая), с настоящим — реальная жизнь и деятельность во всем многообразии, с будущим — надежда, перспективы;

3 аксиологический — через означивание границ Родины на основе изучения своей страны в познавательной, бытовой, проектной, исследовательской, художественной деятельности, что обеспечивает воспитание любви к Родине, семье, святыням.

3 деятельностно-по-веденческий — через посильное включение учащихся в решение реальных проблем (детско-взрослого сообщества, родного края и т. д.) в рамках социокультурной практики, позволяющее каждому из них ощутить себя гражданином, патриотом своей страны, ориентирующее на служение Родине.

Таким образом, содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» достаточно многранное и сложное, оно направлено на воспитание патриотизма как интегрального качества личности, что предполагает независимость и самостоятельность индивидуальных суждений. В то же время «приоритет ценностей социальной солидарности, коллективизма» выражается «в активном участии человека в жизни общества» [3, с. 7—9].

Раскрывая особенности патриотического воспитания в современном обществе, необходимо обратить внимание на то, что в педагогической науке отсутствует однозначное толкование таких понятий, как «гражданское воспитание» и «патриотическое воспитание». Многие ученые указывают на слияние этих двух направлений в единое целое и рассматривают как гражданско-патриотическое воспитание, поскольку «гражданственность и патриотизм являются смежными понятиями, которые объединены общей целью и идеей воспитания личности с ориентацией на общественное служение, самореализацию для государства и страны, исполнение гражданского долга. Вместе с тем граждан-

Раскрывая особенности патриотического воспитания в современном обществе, необходимо обратить внимание на то, что в педагогической науке отсутствует однозначное толкование таких понятий, как «гражданское воспитание» и «патриотическое воспитание».

ственность в большей степени подчеркивает в человеке его индивидуальное, личностное начало, поскольку подходит к определению не только обязанностей, но и его прав, и свобод как гражданина. Понятие "патриот" имеет более общественный, коллективный смысл» [6, с. 97].

Воспитание как широкое социальное явление обязательно реагирует на общемировые процессы, обусловливая трансляцию подрастающему поколению признанных ценностей, «преломляясь в конкретных социальных системах, оно не только отражает их особенности, но и готовит человека для данных систем» [12, с. 179]. Таким образом, патриотическое воспитание, «воплощая в себе единство общемировых, общегосударственных, национальных и личностных интересов, представляет собой уникальное явление, находящееся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими подобными явлениями» [там же].

Мы считаем, что чем активнее происходят интеграционные процессы, тем чаще будут проявляться гражданственность, этническое своеобразие, самобытность и потребность в сохранении своей национальной уникальности, а также способность к многомерному диалогу культур.

Непременное сохранение и поддерживание ответственного отношения к своей стране, ее святыням являются основополагающими принципами для любого человека. Поэтому патриотизм выступает базисной ценностью, ориентирующей его на служение Родине.

К сожалению, сегодня наблюдается кризис идентичности, когда человек утрачивает однозначное позитивное отношение к своей стране. В проведенном нами многолетнем (2007—2019) исследовании в образовательных организациях Калининграда, а также Нижегородской и Московской областей, в котором участвовали 769 подростков 13—18 лет, в задании: «Закончите предложение "Россия для меня..."» —

У современных детей и молодежи чувство Родины весьма прагматично, часто не связано с исторической и родовой памятью.

39 % респондентов определили Россию как просто «страна», без эпитетов «родная, любимая» и т. д. и притяжательных прилагательных «моя, наша» и т. д.

В ответах на задание: «Закончите предложение "Я с Россией связываю."» — 28% указали «свое будущее», 21 % — «выживание»; вместе с тем 37% отметили «свою жизнь», 17% — «процветание», 29 % — «свою профессию», 14 % — «свою семью».

На вопрос: «Вы считаете себя патриотом?» — 41 % ответили «да», 17 % — «нет», 42 % затруднились с ответом.

Отвечая на вопрос: «В чем проявляется патриотизм?» — 41 % написали «в любви к Родине»; 32 % — «в защите Родины»; 14 % — «в уважении прошлого страны, ее культуры»; 4 % — «в героизме»; 6 % — «в улучшении жизни своей страны, сохранении ее традиций».

В этих ответах мы не наблюдаем сопричастности, единения, обучающихся со своей страной, готовности взять за нее ответственность. У современных детей и молодежи чувство Родины весьма прагматично, часто не связано с исторической и родовой памятью. Воспитание патриотизма реализуется во взаимосвязи нескольких социальных институтов: семьи, системы образования, интернета и средств массовой информации, церкви, культурных организаций — как главных культурно-исторических форм воспитания и развития сущностных сил, становления «человеческого в человеке» (В. И. Слободчи-ков). Взаимодействие всех этих социальных институтов влияет на создание ценностного пространства многообразных отношений, где задаются ценностные ориентиры и обеспечиваются условия, при которых «ценности для себя» становятся «ценностями для другого».

Воспитание патриотизма реализуется в нескольких моделях, главными из которых являются:

3 надпредметная — в пространстве не только школы, вуза, но и за его пределами — в системе дополнительного образо-

вания в рамках российских и региональных конкурсов, проектов, форумов, сетевых взаимодействий и т. д.;

3 предметная — в контексте учебных предметов, транслирующих патриотические ценности, в процессе осуществления межпредметных связей, во взаимосвязи с внеурочной деятельностью по предмету;

3 смешанная — включающая в себя содержание деятельности обоих моделей.

В процессе воспитания патриотизма необходимо соблюдение ряда условий, основные из которых приведены ниже.

3 Аксиологическое насыщение содержания российского образования на основе закономерности о двойном вхождении базисных компонентов в содержание учебных предметов (В. С. Леднев, М. В. Ры-жаков), когда оно раскрывается не только на основе научного знания, но и с помощью литературы, искусства, истории, религии, что обеспечивает межпредметный синтез и достижение личностных результатов. Данный процесс осуществляется в контексте возрастно-нормативной модели развития субъектов, задающей полноту содержания и смысл патриотического воспитания.

3 Освоение географии, истории, литературы, культуры родного края через реальное взаимодействие (непосредственное восприятие, наблюдение, экспедиции, экскурсии, исследования, туризм, работу в музеях и т. д.), а также через изучение текстов, фольклора, символов и т. д. В этом случае обучающиеся переживают информацию как событие, открывая в себе свою «родственность», приобщенность к малой родине, что содействует «обогащению человеческой души» (В. П. Зин-ченко).

3 Включение обучающихся в конструктивную практическую деятельность по формированию у них социального поведения и ответственности, что реализуется в детско-взрослой общности в ходе проектной исследовательской, волонтерской, дискуссионной деятельности.

3 Развитие пространственной (к своей стране, родному краю) и гражданско-пат-риотической (к исторической, героической памяти народа, к своей Родине и людям, внесшим вклад в ее процветание) сопричастности как способности чувствовать себя частью какого-либо события, явления, процесса, в которых человек понимает свою значимость через развитие субъектности, рефлексии, коммуникации, сопереживания [8]. Это обеспечивает ценностное проживание обучающимися значимых событий патриотической направленности как субъектов социокультурного действия (например, всероссийская акция «Бессмертный полк», исторические реконструкции военных событий, квесты, форсайты, форумы и т. д.).

3 Привлечение детей и молодежи в детские движения, общественные объединения, способствующие проявлению их активности, удовлетворяющие потребности в обогащении своей жизни ценностными смыслами, на основе опережающего контента, создания мотивирующих интерактивных образовательных сред.

3 Подготовка будущих учителей и повышение квалификации педагогов по воспитанию патриотизма обучающихся, при этом у педагогов формируются новые профессиональные навыки. Воспитание патриотизма возможно на основе педагогического опыта учителей, классных руководителей, социальных педагогов, психологов как команды профессионалов, ориентированных на становление и развитие патриотизма как базовой национальной ценности, организацию совместной деятельности детско-взрослого сообщества образовательной организации, когда знания о патриотизме преобразуются в социальное действие, направленное на служение Отечеству, своему народу.

Воспитание патриотизма возможно на основе педагогического опыта учителей, классных руководителей, социальных педагогов, психологов как команды профессионалов, ориентированных на становление и развитие патриотизма как базовой национальной ценности.

3 Воспитание уважения к символам национально-государственной идентичности (гимн, флаг, герб, национальные праздники), способствующее прославлению своей страны, развитию человеческого достоинства.

Патриотизм как базовая ценность в системе российского образования, являющаяся «охранным поясом» (М. Пришвин) от нивелирующих тенденций в понимании Родины, обеспечивает связь традиций и новшеств, личности и рода, способствует

становлению гражданского демократического общества, сохранению духовной родовой общности со всеми предшествующими поколениями и историческим опытом. Патриотизм является основой русского характера, а уважение к памяти защитников Родины, к труду, старшему поколению должно быть основополагающим. Отсутствие патриотизма может негативно повлиять на развитие страны, поэтому государственная стратегия воспитания в Российской Федерации нацелена на его формирование.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Байбородова, Л. В. Трансформация дидактичеких принципов в условиях цифровиза-ции в образовании / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Педагогика. — 2020. — № 7. — С. 22—30.

2. Вундт, В. Проблемы психологии народов : монография / В. Вундт. — Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2001. — 160 с. — (Психология-классика). — ISBN 5-318-00069-Х.

3. Вяземский, Е. Е. Гражданское образование школьников в российских социокультурных условиях: понятие и основные формы реализации / Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладова, И. В. Следзевский // Нижегородское образование. — 2018. — № 4. — С. 4—12.

4. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Сочинения : в 2 томах. Том 1: Философия права. Нравственная философия / И. А. Ильин. — Москва : Медиум, 1993. — С. 73—301.

5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. — 652 с.

6. Лабыгина, А. В. Педагогическая мысль конца XIX — начала XX веков о патриотическом и гражданском воспитании молодежи / А. В. Лабыгина // Педагогика. — 2015. — № 4. — С. 93—98.

7. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. — Москва : Альпин Паблишер, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-9614-5467-3.

8. Николина, В. В. Воспитание у детей и молодежи сопричастности позитивным духовным ценностям / В. В. Николина // Нижегородские религиозные мыслители в контексте эпохи : XXIX Рождественские православно-философские чтения / под редакцией Л. Е. Шапошникова. — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2020. — С. 448—455.

9. Николина, В. В. Реализация аксиологического подхода в постдипломном профессиональном образовании педагога/В. В. Николина//Нижегородское образование. — 2020.— № 1. — С. 11—18.

10. Николина, В. В. Родиноведческий подход в географическом образовании / В. В. Нико-лина // География и экология в школе XXI века. — 2018. — № 10. — С. 38—41.

11. Петухов, В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В. В. Петухов // Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1984. — № 4. — С. 13—21.

12. Психология и педагогика развития личности : монография / Е. Н. Шиянов, С. В. Бобры-шов, О. Г. Власова, И. Ф. Игропуло ; под редакцией Е. Н. Шиянова. — Москва : Илекса, 2002. — 568 с. —ISBN 5-93078-103-6.

13. Соснин, В. А. Проблема космополитизма и будущее России /В. А. Соснин // Психологические исследования нравственности : сборник статей / ответственные редакторы : А. Л. Журавлева, А. В. Юревич. — Москва : Институт психологии РАН, 2013. — С. 349—366.

14. Сухорукое, В. Д. Географическое образование и национальная безопасность России / В. Д. Сухоруков // География в школе. — 2021. — № 3. — С. 20—29.

15. Терентьее, А. А. Патриотизм: проблемы патриотизма в русской философии XIX—XX веков : учебное пособие / А. А. Терентьев. — Нижний Новгород : НГПУ, 2002. — 87 с.

16. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — URL: http:// dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html#vstu (дата обращения 28.05.2021).

17. Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. — Санкт-Петербург : Издательский дом «П. Э. Т.» при участии издательства «Алетейя» : Кренов, 1996. — 153 с.

18. Small, G. Meet your iBrain / G. Small, G. Vorgan // Scientific American Mind. — 2008. — Vol. 18. — № 5. — Р. 40—49.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА И ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В. К. РОМАНОВСКИЙ, доктор исторических наук,

профессор кафедры историко-филологических дисциплин НИРО vkroman @ mail.ru

В статье раскрывается процесс становления патриотического воспитания подрастающего поколения России в первые десятилетия XXI века с точки зрения нормативно-правового обеспечения. Особое внимание уделяется последним законодательным решениям и проектам, позволяющим говорить об утверждении патриотического воспитания в качестве важнейшего государственного приоритета новейшей России.

The article reveals the process of legal and normative support and formation of the patriotic education of the younger generation of Russia in the first decades of the 21st century. Special attention is paid to the latest legislative solutions and projects that speak about the approval of patriotic education as the most important state priority of modern Russia.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, дети и молодежь, нормативные документы, государственный приоритет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: раtriotism, education, children and youth people, normative documents, statets priority

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.