Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА: ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ'

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА: ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна, Таможникова Маргарита Николаевна

В наши дни образовательный процесс проходит в сложных социально-политических условиях, в эпоху глобализации, а также межэтнических противоречий и обострения мировых конфликтов. Процессы воспитания служат приоритетом современной системы образования. На данный момент социокультурное развитие общества является многообразным, разноплановым, полным противоречий и различных направлений. Процесс формирования гражданственности у обучающихся должен представлять собой планомерный, комплексный процесс, в рамках которого будет происходить постепенное, личностно ориентированное осознание своей гражданской позиции, что позволит определить собственные целевые установки и принципы, направленные на самореализацию многогранной личности. В связи с этим в наши дни необходимо наметить пути и методы воспитания гражданственности и патриотизма в образовательных организациях среднего профессионального образования, выявить ресурсы и рассмотреть наиболее эффективные в сегодняшних условиях современные педагогические практики в России и за рубежом, способы и возможности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF BECOMING A COLLEGE GRADUATE: GENERALIZATION OF PRACTICE

Nowadays, the educational process takes place in difficult sociopolitical conditions, in the era of globalization, as well as interethnic contradictions and aggravation of world conflicts. The processes of education serve as a priority of the modern education system. At the moment, the socio-cultural development of society is diverse, diverse, full of contradictions and different directions. The process of forming citizenship among students should be a systematic, complex process, within which there will be a gradual, personality-oriented awareness of their civic position, which will allow them to determine their own goals and principles aimed at self-realization of a multifaceted personality. In this regard, nowadays it is necessary to outline ways and methods of education of citizenship and patriotism in educational institutions of secondary vocational education, identify resources and consider the most effective modern pedagogical practices in Russia and abroad in today’s conditions, ways and possibilities of their implementation.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА: ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ»

Гражданственность и патриотизм в процессе становления выпускника колледжа: обобщение практики

Миронова Евгения Николаевна,

аспирант Академии психологии и педагогики, заместитель директора Колледжа прикладного профессионального образования, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Е-таН: enmironova@sfedu.ru

Таможникова Маргарита Николаевна,

методист Колледжа прикладного профессионального образования, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Е-таН: podlegaeva@sfedu.ru

В наши дни образовательный процесс проходит в сложных социально-политических условиях, в эпоху глобализации, а также межэтнических противоречий и обострения мировых конфликтов. Процессы воспитания служат приоритетом современной системы образования. На данный момент социокультурное развитие общества является многообразным, разноплановым, полным противоречий и различных направлений. Процесс формирования гражданственности у обучающихся должен представлять собой планомерный, комплексный процесс, в рамках которого будет происходить постепенное, лич-ностно ориентированное осознание своей гражданской позиции, что позволит определить собственные целевые установки и принципы, направленные на самореализацию многогранной личности. В связи с этим в наши дни необходимо наметить пути и методы воспитания гражданственности и патриотизма в образовательных организациях среднего профессионального образования, выявить ресурсы и рассмотреть наиболее эффективные в сегодняшних условиях современные педагогические практики в России и за рубежом, способы и возможности их реализации.

Ключевые слова: воспитание, культура, патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, формы и методы работы.

о с

и

Сущность патриотизма заключается в его значении как ключевого элемента нравственно-этической системы человека, которая базируется на самобытной культурной идентичности личности. Для исследования современных педагогических методик по формированию гражданственности и патриотизма ряд ученых используют дискурсивный междисциплинарный подход для рассмотрения взаимосвязи применяемых методов воспитания гражданственности и патриотического чувства от периодической смены условий жизни и социальной и психологической характеристики подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание может проявляться в способности человека направлять свои чувства по отношению к Родине, к своему народу, к его культурным и историческим ценностям -в действиях и поступках на благо Отечества. Как показывают исследования патриотического воспитания, существуют такие его разновидности, как гражданско-патриотическое и военно-патриотическое. Гражданско-патриотическое воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на передачу обучающимся культурных, социальных и нравственных традиций с проведением различных проектов, для укрепления дружбы между народами. Военно-патриотическое воспитание включает в себя подготовку гражданина, способного защищать свое Отечество, обладающего соответствующими качествами для исполнения воинской обязанности, служения своей Родине. Сюда относится изучение воинских традиций страны, музейная педагогика, проведение военно-исторических мероприятий.

Задача педагогов состоит, прежде всего, в отборе мероприятий и педагогических практик, обеспечивающих идеологическое наполнение понятия «патриотизм». Преподавателям необходимо выбрать те методы, которые будут представлять интерес для подрастающего поколения, способствовать формированию гражданственности и ответственности у обучающихся, воспитанию целостной личности, обладающей нравственными устоями и стабильной системой ценностей. В наши дни большое значение имеют эффективные методики педагогической практики, поэтому необходимо внедрять в педагогическую практику эффективные формы и методы воспитательной работы.

Процесс формирования гражданственности и патриотизма как факторов становления профессионала будущего у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального

образования играет важную роль в ходе становления всесторонне развитой личности. В этой связи, аспекты патриотизма и гражданственности, их исследования как российскими, так и зарубежными учеными являются особенно актуальными и востребованными в 21 веке и обуславливают внедрение лучших педагогических практик в России и за рубежом.

Главной целью воспитания в наши дни является приобщение к нравственным принципам, в готовности вырабатывать культурные ценности и традиции, в формировании толерантности и уважительного отношения к другим культурам.

Задача преподавателей - найти способы формирования личности со стабильными морально-этическими принципами. Необходимо научить подрастающее поколение уважать историю своей Родины, быть готовым к ответственности за нее. Также особое значение в педагогическом процессе имеет разрыв поколений между преподавателями, родителями и подрастающим поколением. Для того, чтобы его преодолеть, нужны глубокие познания психолого-социальных характеристик всех возрастных групп.

В наше время существует теория поколений, в которой выделяют «поколение Х», «поколение Y», «поколение Z». Все они имеют свои характерные особенности, выраженные в потребностях и запросах, а также уровнем владения современными информационными технологиями. Данная теория, разработанная учеными У. Штраусом и Н. Хоу, имеет определенные трудности в описании характеристик, которые обусловлены историческими условиями и индивидуальными личностными чертами [4].

Дадим характеристику данным поколениям. «Поколение Х» родившихся в 1963-1984 годы легки на подъем, спокойно относятся к переменам в жизни, обладают техническими знаниями, им присущи индивидуализм и готовность к обучению, практичность, самостоятельность. «Поколение Y», или «поколение Миллениума» рожденных в 1984-2000 годы разбираются в информационных технологиях, много общаются в соцсетях. Как считают ученые, у миллениалов проявляется инфантилизм, они стремятся к комфорту, в них развит индивидуализм и эгоцентризм, для них большое значение имеет саморазвитие. «Поколение Z» - «цифровое поколение» тех, кто родился после 2000 г. еще пока сложно охарактеризовать, так как это поколение молодо, состоит из учащихся школ, ссузов и вузов. Они только вступают во взрослую жизнь, вливаются в социум. Их отличает умение выполнять несколько дел одновременно, однако им не свойственна концентрация. Данному поколению присуща клиповость мышления, когда окружающая действительность предстает в виде кратких картин. Им свойственна целеустремленность и амбициозность. «Поколение Z» также привержено информационным технологиям, оно не приемлет ограничений, предпочитает свободу, проявляют гибкость мышления.

Понимание данных особенностей всех поколений имеет важное значение для воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся.

Основой гражданско-патриотического воспитания должно служить формирование у молодых людей своей гражданской позиции, понятия о патриотизме как о неотъемлемом качестве гражданина страны, развитию «нравственных принципов гуманизма» [2]. Данное чувство, выраженное в виде любви к своей Родине, должно проявляться в действии, и быть подкреплено четкими принципами и убеждениями, которые должны быть сформированы самостоятельно в ходе собственного опыта. При осуществлении воспитательной работы в образовательном учреждении необходимо развивать у обучающихся уважение и любовь к родному краю, народу его населяющему, народным обычаям и культурному наследию.

У патриотического воспитания можно проследить деятельностную направленность - готовность защищать свое Отечество. Целями нравственного и гражданственного воспитания являются осознание своей национальной культуры. Аспекты патриотического воспитания освещены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данная программа направлена на всестороннее развитие личности, формированию гражданственности среди молодежи, воспитанию в духе гуманизма, взаимопомощи, любви и уважения к родной стране и своему народу, культурному и историческому наследию своей Родины, развитие «высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга» [1].

При рассмотрении гражданско-патриотического воспитания нужно отчетливо понимать смысл понятия «патриотизм», которое уходит своими корнями в латинский язык и происходит от латинского «patria», что означает «родина». Данное понятие связано с народным единением, самоопределением. Также к данному термину относится историческое прошлое народа. В настоящее время необходимо, чтобы моральные принципы сочетались с осознанием законов развития общества, были обусловлены твердой уверенностью в идеалах общественного прогресса и глубокими познаниями истории родного края, преданной любви к своему народу и отечеству.

Стоит отметить, что патриотизм свойствен всем народам, и поэтому аспекты воспитания патриотического чувства и гражданственности относятся не только к российскому образованию, но и к сфере образования других стран. Образовательные системы разных стран формируют новые подходы к процессу патриотического воспитания молодого поколения, происходит поворот в сторону нравственного становления личности и ориентации на социализацию обучающихся; выработку у них собственной гражданской позиции, воспитания патриотического чувства. Исследование педагогических практик разных стран показало, что су-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ществуют гражданско-патриотическая и военно-патриотическая направленность воспитательного процесса. Обе тенденции дополняют друг друга.

Под гражданско-патриотическим направлением понимают целенаправленный, педагогический процесс, направленный на формирование культурных, социальных и нравственных традиций. На современном этапе под гражданско-патриотическим воспитанием подразумевают деятельность, направленную на воспитание у «подрастающего поколения навыков функционирования в социуме» [5].

Вторая составляющая воспитания - военно-патриотическое направление, состоящее из системы мер, ориентированных на формирование чувства долга по защите Родины, уважения к славным традициям боевой славы. При работе в данном направлении необходимо прививать подрастающему поколению уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, службе в рядах вооруженных сил [3].

В разных странах, в том числе, и в нашей стране гражданско-патриотическое направление базируется на принципах нравственности и гражданственности. Для них свойственны: активная гражданская позиция; уважительное отношение к другим культурам; знание и любовь к истории своего народа [6]. В этой связи, патриотическое чувство развивается вместе с принципами демократии, уважения к своей Родине, а также толерантного отношения к другим странам.

Согласно этому, очень важно развитие морально-этических качеств обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, необходимо следовать нравственной ориентации всего учебного процесса в условиях учреждениях профессионального образования, чтобы преодолеть разрыв между образованной личностью и ее гражданственностью и патриотическим чувством, нравственном самосознанием и уровнем культуры. Именно поэтому необходима деятельность разнообразных кружков, секций и объединений по развитию патриотического чувства и гражданственности у молодого поколения, осуществление разнообразных мероприятий и исторических проектов, ряда тематических тренингов о воспитании уважения к другим культурам и толерантности, волонтерское движение.

Если рассмотреть направления патриотического воспитания англо-саксонских стран, то можно отметить акцент на образовательном учреждении как «безопасной среде» [7]. Здесь делается упор на воспитание у молодежи активной гражданской позиции; воспитание патриотизма у обучающихся; осознание подрастающим поколением идей и принципов гуманизма; воспитание чувства люб° ви к своей Родине, к ее истории; уважение культур " и традиций других народов; привитие общечело-§ веческих ценностей; воспитание молодого поколения в духе уважения и взаимопомощи окружа-Ü ющим.

Многочисленные социальные мероприятия направлены на воспитательный процесс в виде «служения обществу». Они осуществляются в виде волонтерской деятельности, дежурств в домах престарелых, детских садах. Также молодое поколение участвует в строительных программах. Общественно-полезная работа обучающихся обуславливает эффективную совместную деятельность образовательных учреждений и отдельных общественных учреждений.

Большое значение имеет практическое применение воспитания патриотизма и гражданственности в наши дни. Современное общество находится в поиске соответствующих условий педагогического процесса, которые способствовали бы гармоничному развитию личности с учетом интересов как отдельного человека, так и всего общества в целом. Такие педагогические условия должны содействовать формированию гуманистических принципов воспитания у обучающихся, ориентировать их на осознание своей гражданской позиции, на выработку жизненных идеалов и ценностных установок.

В современном мире большое внимание уделяется культурному многообразию. В этой связи необходимо научить молодое поколение уважительному отношению к окружающим, к своей культуре и культурным ценностям других народов. В этом состоит главная цель образовательных учреждений, которые ориентированы на решение воспитательных задач в Германии [8], Финляндии, Японии [9], Франции [10] и т.д. В 2018 году было проведено исследование процесса обучения и на основе Международного проекта TALIS-2018 (Международное исследование преподавания и обучения), где в опросах директоров школ и педагогов обсуждались аспекты психологического климата в школах, решались вопросы взаимоотношения родителей и учителей, поднимались проблемы воспитания в мультинациональном обществе.

Поэтому аспекты патриотического воспитания и гражданского развития обучающихся делают главный акцент на формирование личности с высокими морально-этическими принципами. Вопросы нравственного содержания приобрели особую актуальность на современном этапе развития общественных отношений

В наше время политические события отражают факторы мультикультурализма. Большое значение в межкультурном взаимодействии имеет образование, которое способствует развитию у молодого поколения морально-этических принципов, целеполаганий и нравственных ориентиров. Необходимо прививать подрастающему поколению стабильную систему ценностей, принципы гуманизма, патриотичности и гражданственности.

В Германии большое внимание уделяется в наши дни вопросам патриотизма и гуманности, воспитанию чувства сострадания по отношению к окружающим. Необходимо делать акцент на формировании у молодого поколения уважи-

тельном отношения к другим странам, их языку, традициям и обычаям, религии. Важно воспитать уважение к историческим традициям своего народа. Во внеучебной деятельности развитию патриотического чувства способствуют разнообразные мероприятия, направленные на межкультурную коммуникацию, различные исторические проекты и реконструкции, тренинги и олимпиады, соревнования, круглые столы, конкурсы.

Для формирования принципов гражданственности важным является обращение к релевантной информации, способствующей расширению кругозора обучающихся в рамках развития патриотического чувства. У молодого поколения необходимо развивать активную гражданскую позицию, так как во многих странах у молодежи она находится на достаточно низком уровне [11], [12].

В этой связи необходимо вырабатывать у подростков критическое мышление и дозированное использование информации в современной жизни. Ключевая цель процесса воспитания заключается в обеспечении обсуждения в образовательных учреждениях в рамках учебных занятий или в кружках, секциях, в ходе проведения круглых столов актуальных проблем современности, аспектов гражданственности и патриотизма.

Данные мероприятия помогут выработке собственной гражданской позиции у подрастающего поколения. Также ключевую роль в процессе -патриотического воспитания молодежи играет меди-аобразование. Необходимо обеспечить подрастающее поколение всем арсеналом знаний, чтобы создать в личности каждого обучающегося ценностные ориентиры, целеполагания и основы гуманизма, взаимопомощи и толерантности [13].

Большое значение в учебном процессе имеет применение актуальных и эффективных медиа-ресурсов, в частности, «Живая история» (https:// живаяистория-россии.рф), «Проект 1917 год» (https://project1917.ru/), «Наш адрес: Урал. Россия» (http://www.ural-patrius.ru), Календарь Победы (https://pobeda.elar.ru). Очень важно заинтересовать обучающихся в проведении мероприятий, связанных с медиапроектами, которые приобрели особую популярность в наши дни. Это может быть написание и издание школьной медиастенгазеты, проведение внутришкольных онлайн олимпиад, участие в виртуальных круглых столах и дискуссионных клубах, создание виртуальных экскурсий по музеям и памятным местам боевой славы.

В эпоху популярности инфокоммуникационных технологий и социальных сетей эффективным может стать использование разнообразных ресурсов СММ (от англ. SMM - SocialMediaMarketing -Маркетинг в социальных Сетях - вид интернет-маркетинга). Для организации учебного процесса и внеучебных мероприятий в рамках патриотического воспитания целесообразно создание в соц. сетях групп преподавателей и родителей. Маркетинговые стратегии могут быть полезны в процессе привлечения внимания и мотивации к рассмотрению проблем в области патриотического вос-

питания молодого поколения посредством социальных сетей.

На данный момент в Интернете существует ряд групп профессиональной педагогической направленности, в частности, «Педсовет» (https:// pedsovet.org), педагогический портал «Солнечный свет», педагогическое сообщество «Навигатор педагога», «Я - классный руководитель!» (соц. сеть «ВКонтакте»). Данные сообщества способствуют созданию диалога между педагогическим коллективом и родителями, в целях налаживания конструктивного сотрудничества для организации внешкольных мероприятий в рамках патриотического воспитания и формирования гражданственности среди молодежи.

Сфера образования всех стран имеет одну из главнейших задач - содействовать формированию личности, которая найдет себя в профессиональной деятельности, в том числе и той, которая выберет карьеру военного и будет служить Родине. Патриотическое воспитание является частью военной подготовки, которая способствует формированию жизненных ценностей молодого поколения. Сюда относятся уважение воинских традиций, знание героического прошлого своей Родины. Патриотическое воспитание осуществляется как в ходе учебных занятий на уроках истории, литературы, обществознания, так и во внеурочной деятельности во время проведения олимпиад, встреч, соревнований и т.д.

Также в рамках военно-патриотического направления следует знакомить подрастающее поколение с памятными днями государства, с событиями военной истории страны и родного края в частности, с основами прохождением военной службы, с деятельностью военнослужащих, а также с деятельностью разнообразных поисковых отрядов, связанных с увековечением памяти павших при защите Отечества. Следует организовывать встречи с ветеранами и участниками боевых действий, вечера памяти и просмотров документальных фильмов, а также различные спортивные секции в рамках патриотического воспитания [15].

При сравнении форм и методов патриотического воспитания в образовательных учреждениях разных стран было выявлено единство. Это обусловлено едиными ориентирами в воспитании патриотического чувства и гражданственности в разных странах, направленными на формирование высоких моральных качеств, принципов взаимопомощи и гуманизма, уважения к своему народу и любви к своей Родине [14].

На современном этапе следует сформировать эффективные методы всестороннего развития личности, обладающей своими ценностными установками и принципами, которые являются основой современного общества. В этой связи необходимо разработать способы формирования знаний и способностей, которые позволяли бы подрастающему поколению раскрыть свой духовный потенциал, найти свое место в обществе, осознать свою роль в нем, следовать принципам демокра-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тии и гуманизма, стремлению приносить пользу обществу.

Именно поэтому на современном этапе военно-патриотическое направление становится особенно актуальным. Вместе с общеизвестными организациями и образовательными учреждениями в разных странах применяются эффективные педагогические практики, ориентированные на развитие военно-патриотического направления. К ним можно отнести работу волонтеров с ветеранами, военные соревнования и спортивные праздники, исторические реконструкции. Также можно использовать ряд воспитательных приемов для развития патриотического чувства и гражданственности, в частности, медиасредства.

Необходимо применять современные образовательные технологии и лучшие отечественные и зарубежные практики. Ряд исследований социальных и педагогических практик свидетельствует о большом влиянии на молодое поколение электронных информационных ресурсов. По информации Internet World Stats от декабря 2020 года общая численность населения в РФ составляла 145 934 462 человек, при этом из них количество интернет-пользователей составило 116 353 942 человек (79,7% от общего количества). Доля людей возрастом от 14 до 17 лет на январь 2020 года составила 5 931 809 человек (4,1% от общего количества населения РФ 2020 года). При этом согласно результатам опроса ВЦИОМ в марте 2020 года 89% подростков в возрасте 14-17 лет являются активными пользователями соц.сетей, которые в будние дни проводят там от 3 до 8 часов своего времени. Было проведено анкетирование среди молодежи Белгорода, в которой приняли участие 880 человек. Данное исследование было посвящено определению социальной активности молодежи и определению, какую роль Интернет, в частности социальные сети, занимает в формировании личности молодежи и её социальной активности. Большое количество участников опроса - около 68% - заявили, используют соц. сети для скачивания разнообразных ме-диафайлов, на втором месте респонденты в количестве 54% выбирают соц.сети для общения с друзьями. Помимо этого 47% опрошенных ответили, что они использую соц.сети также для того, чтобы получать информацию по учебе. Стоит также отметить, что из опрошенных 17,4% предпочитают работу в Интернете реальному общению с людьми [16].

Следовательно, для подростков большое значение имеют электронные ресурсы, которые позволяют молодому поколению адаптироваться в социуме, заявить о себе и сформировать собственную позицию по отношению к событиям общественной жизни, проявить свои принципы па° триотизма и гражданственности. " Процесс формирования гражданственности § у обучающихся должен представлять собой планомерный, комплексный процесс, в рамках которого Ц будет происходить постепенное, личностно ориен-

тированное осознание своей гражданской позиции, что позволит определить собственные целевые установки и принципы, направленные на самореализацию многогранной личности.

В связи с этим в наши дни очень важно сформировать соответствующее содержание понятия патриотического чувства и гражданской позиции. Из этого следует, что необходимо применять релевантные отечественные и зарубежные педагогические практики, ориентированные на нравственные принципы гражданственности и патриотизма. Ведущие направления патриотического воспитания должны вызывать интерес у молодого поколения.

Ввиду глобализации и цифровизации всех сфер жизни общества необходимо применять современные методы гражданственного воспитания, например, проведение различных социальных мероприятий и программ, активно использовать все возможности медиаобразования, с целью развития гражданственности и уважительного отношения к своей Родине и другим культурам у представителей молодого поколения. К аспектам военно-патриотического направления относятся уважение воинских традиций, изучение музейной педагогики, проведение исторических мероприятий. Стоит также уделять внимание формированию в обучающихся качеств ответственной личности для общества, которая будет обладать нравственными принципами и ценностными ориентирами.

В процессе воспитания патриотического чувства выступает привитие главных духовно-нравственных ценностей, направленных на взаимное уважение, толерантное отношение к окружающим, уважительное отношение к другим культурам, любовь к своей Родине, культурному достоянию своей страны и гордость за свой народ. Для гармоничного развития личности необходимо осознание общепринятых правил, следование морально-этическим нормам, толерантного отношения в сфере делового, межличностного и межкультурного общения.

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности играет ключевую роль в наши дни, патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Его приоритет должны осознавать и родители, и преподаватели, и способствовать всестороннему развитию личности.

Следует отметить, что при организации учебного процесса педагогу необходимо связывать его с аспектами формирования всесторонне развитой личности для решения воспитательных задач, используя актуальные отечественные и зарубежные педагогические практики по формированию гражданственности и патриотизма в образовательных организациях среднего профессионального образования. Грамотно организованная познавательная деятельность обучающихся будет способствовать росту самосознания, формированию принципов, высококультурных установок и целеполага-ний, нравственных норм и ценностей.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420327349

2. Образование и наука. 21 21, № 2. 2019/Научно-образовательный журнал. Том. 21, № 2. 2019

3. О патриотическом воспитании: модельный закон; утвержденный постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 апреля 2015 года № 42-6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.parliament.am/ library/modelayin%20оренкнер/318.pdf

4. Хоу Н., Штраус W. Поколения: История будущего Америки, с 1584 по 2069 год. Нью-Йорк: WilliamMorrow&Company, 1991.

5. Сиволобова Н. А., Котлова Е.П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. 2014. № 1. С. 63-67.

6. Сафонова Т.М. Основы гражданского воспитания и образования // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 5. С. 204-205.

7. Хейнс Б. Введение в специальный выпуск: Патриотизм и гражданственность изд-образова-ние // Философия и теория образования. 2009. Том 41. № 4. Август. С. 365-377.

8. Лаврова Т.Б. Интеркультурное образование в Германии // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 95-96.

9. Таруми М.П. Воспитание межкультурной толерантности школьников в Японии на основах интернационализации общества // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85), ч. 2. С. 89-94.

10. Антонова Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции // Известия ВГПУ. 2008. № 9. С. 194-197.

11. Дацишина М.В. Идеологическая мобилизация молодежи: опыт Германии // Альма - матер (Вестник высшей школы). 2011. № 5 (июнь). С. 81-96.

12. Вестхаймер J. Должны Ли Социальные Исследования Быть Патриотическими? Социальное Воспитание. 2009. № 73 (7). Р. 316-320.

13. Симбирцева Н.А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы // Человек и культура. 2016. № 4. С. 1-8. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.19826 [Элек-трон. ресурс]. Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/ article_19826.html

14. Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов (с электронным приложением). Екатеринбург: Периодика, 2017.

15. Крутилин Д.С. Об укладе военной службы по призыву в современных Вооруженных Силах России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6 (118). С. 101-112.

16. Асеева О.В. Влияние социальной сети интернет на развитие социальной активности молодежи // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). С. 181-184.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF BECOMING A COLLEGE GRADUATE: GENERALIZATION OF PRACTICE

Mironova E.N., Tamognikova M.N.

Southern Federal University

Nowadays, the educational process takes place in difficult sociopolitical conditions, in the era of globalization, as well as interethnic contradictions and aggravation of world conflicts. The processes of education serve as a priority of the modern education system. At the moment, the socio-cultural development of society is diverse, diverse, full of contradictions and different directions. The process of forming citizenship among students should be a systematic, complex process, within which there will be a gradual, personality-oriented awareness of their civic position, which will allow them to determine their own goals and principles aimed at self-realization of a multifaceted personality. In this regard, nowadays it is necessary to outline ways and methods of education of citizenship and patriotism in educational institutions of secondary vocational education, identify resources and consider the most effective modern pedagogical practices in Russia and abroad in today's conditions, ways and possibilities of their implementation.

Keywords: education, culture, patriotism, citizenship, patriotic education, forms and methods of work.

References

1. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" [Electron. resource]. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/420327349

2. Education and science. 21 21, No. 2. 2019/Scientific and Educational Journal. Vol. 21, No. 2. 2019

3. On patriotic education: model law; approved by the Resolution of the Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States of April 16, 2015 No. 426 [Electron. resource]. Access mode: http://www.parliament.am/ library/modelayin%20оренкнер/318.pdf

4. Hou N., Strauss W. Generations: A History of America's Future, from 1584 to 2069. New York: WilliamMorrow&Company, 1991.

5. Sivolobova N. A., Kotlova E.P. Civil-patriotic education of students in modern Russian society // Personality education. 2014. No. 1. pp. 63-67.

6. Safonova T.M. Fundamentals of civic education and education // Questions of the humanities. 2006. No. 5. pp. 204-205.

7. Haynes B. Introduction to the special issue: Patriotism and citizenship ed.-education // Philosophy and Theory of Education. 2009. Volume 41. No. 4. August. pp. 365-377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lavrova T.B. Intercultural education in Germany // Education and science. 2006. No. 5 (41). pp. 95-96.

9. Tarumi M.P. Education of intercultural tolerance of schoolchildren in Japan on the basis of internationalization of society // Proceedings of the Ural State University. Series 1. Problems of education, science and culture. 2010. No. 6 (85), part 2. pp. 8994.

10. Antonova E.S. Civic education in the modern school of France // Izvestiya VSPU. 2008. No. 9. pp. 194-197.

11. Datsishina M.V. Ideological mobilization of youth: the experience of Germany // Alma mater (Bulletin of the Higher school). 2011. No. 5 (June). pp. 81-96.

12. Westheimer J. Should Social Research Be Patriotic? Social Education. 2009. No. 73 (7). p. 316-320.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3

о m О от

З

ы о со

13. Simbirtseva N.A. Media activity as a personal quality of a person of post-industrial culture: on the way to solving the problem // Man and culture. 2016. No. 4. pp. 1-8. DOI: 10.7256/24098744.2016.4.19826 [Elec-tron.resource]. Access mode: http://e-notabene.ru/ca/article_19826.html

14. Murzina I. Ya. Patriotic education: strategic guidelines and current practices: an educational and methodological guide for teachers (with an electronic application). Yekaterinburg: Periodika, 2017.

15. Krutilin D.S. On the way of conscription military service in the modern Armed Forces of Russia // Monitoring public opinion: economic and social changes. 2013. No. 6 (118). pp. 101-112.

16. Aseeva O.V. The influence of the Internet social network on the development of social activity of youth // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2012. No. 2 (121). pp. 181-184.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.