Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание личности обучающихся в контексте целевой программы университета'

Гражданско-патриотическое воспитание личности обучающихся в контексте целевой программы университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕВЕНТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Е.Р.

Система отечественного воспитания личности претерпевает на настоящем этапе определенные трансформации с целью достижения качественных образовательных результатов. Современные педагоги констатируют факты утраты четкой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, в том числе отсутствия стандартов гражданского образования. Высокая степень сформированности гражданственности и, соответственно, чётко выраженная идентификация личности с Отечеством имеет место быть при наличии развитого гражданского общества. В России такое общество находится в стадии формирования, что предполагает наличие большего веса в идентификации личности с Отечеством, в осознании общности происхождения, традиций, моральных норм и идей, ощущении исторической преемственности. В статье обозначен исторический взгляд на гражданское и патриотическое воспитание в России; рассматривается вариант гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся Северного государственного медицинского университета г. Архангельска; обосновывается важность данного вида воспитания, коррелирующего с правовым и превентивным видами воспитания. В статье приводится пример целевой программы, где обозначены целеполагание и задачи; даны основные направления ее реализации. На основе этого делается вывод об актуальности гражданско-патриотического воспитания и необходимости правового воспитания обучающихся в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание личности обучающихся в контексте целевой программы университета»

Гражданско-патриотическое воспитание личности обучающихся в контексте целевой программы университета

Корниенко Елена Ревовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет, er-kor@mail.ru

Система отечественного воспитания личности претерпевает на настоящем этапе определенные трансформации с целью достижения качественных образовательных результатов. Современные педагоги констатируют факты утраты четкой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, в том числе отсутствия стандартов гражданского образования. Высокая степень сформированности гражданственности и, соответственно, чётко выраженная идентификация личности с Отечеством имеет место быть при наличии развитого гражданского общества. В России такое общество находится в стадии формирования, что предполагает наличие большего веса в идентификации личности с Отечеством, в осознании общности происхождения, традиций, моральных норм и идей, ощущении исторической преемственности. В статье обозначен исторический взгляд на гражданское и патриотическое воспитание в России; рассматривается вариант гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся Северного государственного медицинского университета г. Архангельска; обосновывается важность данного вида воспитания, коррелирующего с правовым и превентивным видами воспитания. В статье приводится пример целевой программы, где обозначены целеполагание и задачи; даны основные направления ее реализации. На основе этого делается вывод об актуальности гражданско-патриотического воспитания и необходимости правового воспитания обучающихся в университете.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, правовое воспитание, превентивное воспитание, антикоррупционное воспитание, социокультурная среда вуза, электоральная активность, финансовая грамотность, социальное поведение, добровольчество.

Отечественной педагогикой накоплен уникальный методологический материал в аспекте подготовки молодого поколения к жизни в обществе.

После распада многонационального государства наблюдается мощный взрыв национального самосознания, начинает формироваться гражданское общество, где в качестве доминирующей выступает этническая форма идентификации личности с Отечеством. Идеей, раскрывающей сущность Отечества как ценности, является идея роли гражданина в своем Отечестве. Бесспорно, гражданин - это человек, для которого общественные интересы выше личных, то есть основным качеством его является способность подняться до интересов общества, пожертвовать личным. Такая интерпретация основного качества гражданина-патриота является явно завышенной в современных условиях, но специфичной для XVIII столетия. Тем самым, в связи с новой просветительской и образовательной концепцией в России, где приоритетным является гражданское и патриотическое воспитание, представляется интересным обращение к наследию педагогов-гуманистов данной эпохи М.В. Ломоносова и Н.И. Новикова. М.В. Ломоносов писал о патриотических основах в образовании юношества, и, как отмечала исследователь Л.М. Перевалова, основным в воспитании считал формирование человека-патриота [15]. «Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен» - указывает исследователь Н.В. Ипполитова [7, С. 5]. Новые черты патриотическое воспитание приобрело при Екатерине II, первым начинанием императрицы стала реформа образования, проведенная И.И. Бецким, возглавившим в 1763 году систему учебных заведений России. Бецкой И.И. исходил из стремления воспитать в детях склонность к тем добротетелям и качествам, которые сформируют граждан «полезными общества членами». Так, в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786) воспитание юношества признавалось единственным средством формирования гражданского общества, а результатом его объявлялась верность государю, Отечеству и согражданам. Влияя на патриотические настроения в обществе,

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

01 г

Екатерина II определила своей целью воспитать «новую породу людей», наделенных в том числе гражданскими достоинствами; в силу этого необходимо было «вперять» в детях любовь к Отечеству, неразрывно связанную с любовью к государю. Таким образом, главной добродетелью истинного гражданина объявлялась любовь к Отечеству [12].

Представляется весьма важным отметить, что педагогические взгляды русского просветителя II половины XVIII века Н.И. Новикова были направлены против самодержавной педагогики. Различия начинались уже на уровне целеполагания: целью воспитания Екатерины II являлось формирование «верноподданных сынов отечества», соответственно у Н.И. Новикова - «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» [12]. Также отметим, что императрица проповедовала принцип сословности, в свою очередь просветитель провозглашал равенство людей, обосновывая в своих сочинениях внесословную ценность человека. Таким образом, педагог Н.И. Новиков системе воспитания «рабов» противопоставлял просветительскую гуманистическую теорию воспитания истинного человека и истинного патриота [12].

Оценивая по достоинству идеи просветителей М.В. Ломоносова и Н.Н. Новикова, будем считать их точкой отсчета в гражданско-патриотическом воспитании личности в настоящее время.

На современном этапе воспитания молодежи на первый план выходит решение следующей задачи: формирование активной гражданской позиции, обусловливающей соответствующий уровень гражданской ответственности, электоральной активности, правового, финансового знания; ответственное социальное поведение. В то же время политическая инфантильность, недоверие к демократическим институтам, аполитичность молодежи обусловливают необходимость формирования в молодежной среде политических взглядов и убеждений, формирующихся лишь тогда, когда каждый молодой человек самостоятельно вырабатывает их на основе научных знаний, в результате размышлений, активной социальной деятельности, рефлексии. Тем самым гражданско-патриотическое воспитание молодежи на государственном уровне является ключевым в становлении необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Одновременно основной задачей любого образовательного учреждения в настоящее время является политическое воспитание обучающихся. Гражданское воспитание как система воспитательной работы детерминирует формирование патриотизма.

Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание в образовательном учреждении призвано стать отдельной системой воспитания личности будущего специалиста, в состав которой входит аспект по формированию корпоративного духа учреждения. Корпоративная культура, напри-

мер, университета, как компонент духовно-нравственного воспитания обучающихся обеспечивает формирование морально-этических ценностей «образовательного» социума.

Важной составляющей при формировании гражданской позиции молодого человека является содействие в развитии мотивационных «порывов» к добровольческой деятельности как формы общественно гражданских инициатив, направленных на позитивные сдвиги в социальной сфере страны; что обусловливает следующую приоритетную позицию во внеучебном компоненте образовательного учреждения - волонтерское движение.

Нельзя не отметить проблему роста правонарушений в молодёжной среде, что является основанием для воспитания правовой культуры, формирования социально-правильного поведения молодежи. Правовое воспитание должно быть ориентировано на создание социальных установок, которые соответствуют требованиям социально-правовых норм. Таким образом, в образовательном учреждении правовое воспитание как комплекс целенаправленных мер приобретает актуальность. Также отметим, что превентивное воспитание как аспект формирования «правильного» социального поведения человека в обществе приобретает значимость на настоящем этапе устройства высшего образования.

Профилактика наркотизма в рамках общей проблемы здоровья стала особенно актуальной в сегодняшних сложных социальных и экономических условиях. Молодые люди оказались одной из наименее социально защищенных категорией населения. Модель общественного здравоохранения, разработанная Всемирной организацией здравоохранения, рассматривает употребление психоактивных веществ как результат взаимодействия между личностью (потребителем), наркотиком (психоактивным веществом) и окружающей средой. Профилактика наркотизма в рамках общей проблемы здоровья нации стала особенно актуальной в образовательном учреждении. Таким образом, профилактика негативных проявлений в поведении молодежи, помогает им выработать иммунитет к отрицательному влиянию социальной среды.

На уровне федерального и регионального законодательства, Национальной стратегии противодействия коррупции определена необходимость антикоррупционного воспитания обучающихся в системе образования, формирующего устойчивую позицию неприятия коррупционности и готовности активного противодействия всем ее проявлениям.

Вместе с тем также отметим, что в ходе выборных компаний возникает еще одна проблема -«политического абсентеизма». Следовательно, правовое воспитание должно привести к гражданско-правовой активности молодых граждан, в частности к формированию их электоральной активности, как будущих участников избирательного процесса.

Финансовая грамотность в современном быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно

необходимым элементом в системе правил поведения человека. В современном обществе существует ряд таких проблем, как финансовая уязвимость подрастающего поколения, активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском, обусловливающих потребность в формировании культуры предпринимательства, экономической грамотности, правильного инвестиционного поведения.

Все вышеперечисленные проблемы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров молодежи. Таким образом, гражданско-патриотическое и правовое воспитание молодого человека должны занять ключевые позиции в образовательном поле учебного учреждения, как, например, в Северном государственном медицинском университете (г. Архангельск).

Проблема воспитания гражданина страны на протяжении веков всегда интересовала как государственных особ, так и философов, просветителей, педагогов, писателей и поэтов, общественных деятелей и др. Ярко, с позиции языка, и глубоко, с содержательной стороны, высказывались о патриоте, о формировании патриотизма у каждого члена общества М.В. Ломоносов и Н.И. Новиков в XVIII веке. По их мнению, гражданин - это человек, основное качество которого заключается в способности подняться до интересов общества. Такая интерпретация основного качества гражданина-патриота является явно завышенной в современных условиях, но специфичной для XVIII столетия. Просветители верили в самосовершенствование человека и «диктовали» установку трудиться на благо общества и приносить пользу государству [12].

В XIX веке русские писатели (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев) и декабристы под гражданственностью понимали борьбу за изменение социального порядка, также некоторые писатели и представители прогрессивной общественной мысли гражданственность рассматривали с позиции православия и соборности (H.A. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, В.А. Жуковский, А.И. Ильин, В. Кюхельбекер, П.Я. Чаадаев, др.). В данный период в России проходил процесс становления высшего образования, в контексте которого пропагандировалось гражданско-патриотическое воспитание в университетах (В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, К.П. Яновский, др.).

Начало XX века знаменуется социальными переменами 1917 года, что не могло не повлиять на формирование педагогической мысли в России (Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, К.Д. Ушинский, др.), следовательно, в дальнейшем, воспитание гражданственности и патриотизма, приверженность коммунистическим идеалам, интересам государства рассматривались как революционно необходимые качества личности современного человека. Сверх того, в последующем советский патриотизм приобретал высшую степень педагогической категории, о чем писали

исследователи Н.И. Губанов [6], О.Н. Полухин [16] и др.

В период перестройки произошел слом системы воспитания молодежи в общем. Ни семья, ни школа, ни государство не имели воспитательного вектора. «Педагогический вакуум» спровоцировал сбой в формировании личности, члена социума; как следствие, появилось множество социальных проблем, касающихся в большей степени молодежи. Однако в настоящее время проблематика гражданско-патриотического воспитания исследуется широко, например, в работах Е.В. Бондарев-ской [2], М.Н. Гендуговой [5], С.И. Кожевникова [8],

A.A. Козлова [9], др., в которых указывается на де-патриотизацию подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что воспитательные концепции, включающие в себя гражданско-патриотическое воспитание, в основном соотносятся со школьниками, например, в работах Веже-вич Т.Е. [3], Вырщикова А.Н. [4], Коцарева Л.Л. [13], Кусмарцева М.Б. [4], Лутовинова В.И. [4], Суходо-ловой Т.М. [18] и др. Очевидно, что высшие учебные заведения должны самостоятельно разрабатывать как концепцию воспитания (В.Т. Лисовский, др.), в частности гражданско-патриотического, так и систему воспитания студенческой молодежи в образовательном пространстве. Обобщая воспитательный опыт высших образовательных учреждений, современные исследователи (Быков А.К., Вятлева С.В., Гладких В.В., Евсюкова Н.И., Комаров В.П., Шилова В.С. и др.) предложили ряд педагогических работ, посвященных формированию гражданско-патриотических свойств личности студента. Более того, ученые Беляев А.В. [1], Лебедева О.В. [14], Сиволобова Н.А. [1] рассматривают гражданственность и патриотизм как основу базовой культуры будущего специалиста; академик

B.А. Сластенин, рассматривая содержание образования как основу базовой культуры личности, раскрывает его сущность, детерминанты, принципы, критерии отбора и перспективы развития [17].

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание личности обучающегося высшего учебного заведения определяется как целенаправленный, системный процесс формирования определенных личностных качеств, таких как патриотизм, гражданский долг, ответственность, уважение к государственности, в общем составляющих гражданскую позицию личности. На наш взгляд, бесспорно, в гражданско-патриотический воспитательный комплекс необходимо включить правовой аспект, позволяющий влиять на становление ответственного, законопослушного гражданина.

Вне сомнения, что высшее учебное заведение - это образовательная и одновременно социокультурная среда, формирующая не только специалиста, но и гражданина, патриота. Данная статья решает задачу рассмотрения одного из вариантов гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи на примере целевой программы «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание студентов Северного государственного медицинского университета» (г. Архангельск).

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о

Е

СП

о

01 г

Общей целью Программы является организация гражданско-патриотического и правового воспитания студенческой молодежи в ходе образовательного процесса в университете с целью формирования гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным [19]. В соответствии с целью выдвигаются общие задачи:

1) организация пространства гражданско-патриотического и правового воспитания, сочетающего просвещение, профилактику, формирование социально-нравственных и гражданских ориентиров;

2) развитие волонтерской деятельности в университете с целью развития важных для будущего медика личностных качеств, в частности милосердия; приобретения умений и навыков, способных удовлетворить потребность в общении, самоуважении и полезности обществу;

3) обеспечение эффективного функционирования системы гражданско-патриотического и правового воспитания в университете для осуществления государственной политики в области патриотического воспитания и в соответствии с государственной молодежной политикой;

4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно - методического обеспечения функционирования системы граж-данско-патриотического и правового воспитания в университете;

5) проведение научно обоснованной пропагандистской, профилактической, просветительской, организационной работы с целью развития у студентов университета чувства патриотизма, корпоративной, политической, правовой, электоральной культуры; финансовой грамотности и активной социальной позиции;

6) расширение спектра методов и средств педагогического воздействия на студентов, необходимых для формирования норм культуры поведения в социуме;

7) координация мероприятий по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию структурных подразделений, факультетов и студенческих объединений университета;

8) повышение значения студенческих объединений, волонтерского движения, корпоративного сайта и университетского издания «Медик Севера» в системе гражданско-патриотического и правового воспитания студентов университета;

9) привлечение профессорско-преподавательского состава к участию в гражданско-патриоти-ческом и правовом воспитании студентов [19].

Целевая программа гражданско-

патриотического и правового воспитания студентов основывается на таких педагогических принципах, как демократизм, духовность, гуманизм, толерантность; также на многообразии технологий, методов, форм реализации программы и индивидуализации, заключающейся в использовании индивидуального подхода в решение проблем студенчества [19].

Программа реализуется в двух направлениях. Направление первое предполагает систему граж-данско-патриотического воспитания: предусматривает развитие социально значимых ценностей гражданственности, патриотизма и гуманизма у обучающихся в учебном процессе и внеучебное время и патриотическую работу структур университета. Данное направление, в частности, нацелено на формирование: гражданственности в аспекте готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей; патриотических чувств, как к России, так и родному краю при изучении исторических ценностей; бережного отношения к историческому прошлому и ветеранам Великой Отечественной войны и труда; политической культуры; корпоративной культуры как компонента духовно-нравственного воспитания студентов, включающей корпоративный дух и корпоративный стиль поведения; гуманистической позиции студентов при социально-гражданской активности через добровольчество [19].

Направление второе предполагает систему гражданско-правового воспитания: (1) предусматривает основание стимулов у обучающихся к соблюдению правильного социального поведения и внедрение в их сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм; (2) способствует созданию в университете эффективной среды для развития правовой культуры, реализации превентивного воспитания, то есть профилактике асоциального поведения, правонарушений , наркомании ; и формированию гражданской позиции в отношении коррупции и финансового просвещения.

Гражданско-правовое воспитание нацелено на формирование: правового сознания и правовой культуры; электорально-правовой культуры, создающей электоральные ориентации, устойчивую заинтересованность в результате выборов, понимание смысла и значения участия в выборах; культуры поведения через первичную профилактику, превентивную, направленную на повышение уровня гражданской ответственности и правосознания; осознанно негативного отношения к употреблению наркотиков; антикоррупционного мировоззрения, финансовой грамотности [19].

Программа реализовывается на учебном (социально-гуманитарные дисциплины), внеучебном (гражданско-патриотическая работа и добровольческая деятельность), проектном, институциональном (в аспекте правовых основ жизнедеятельности и в условиях демократического пространства университета) уровнях. Итогом реализации является формирование гражданственности, детерминирующей определенное правосознание, гражданскую позицию, социальную активность обучающихся. Достижение цели, решение задач, реализация направлений Программы будет исполняться посредством организации и проведения программных мероприятий. Комплексным результатом реализации Программы является наличие работающей системы гражданско-патриотического и правового воспитания, обеспе-

чивающей формирование гражданственности, патриотизма и гуманистической позиции обучающихся университета; также создание воспитательной среды, обусловливающей условия для научного, творческого, физического, социального развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения [19]. В контексте наших рассуждений необходимо указать на конкретные результаты реализации Программы, как-то:

1. Увеличение уровня процессуальности граж-данско-патриотического и правового воспитания в социокультурном пространстве университета.

2. Достижение высокой стадийности граждан-ско-патриотического и правового сознания у студенческой аудитории университета.

3. Рост активности и увеличение количества студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность.

4. Накопление информационного, научного, методического материала для дальнейшего развития научно-исследовательской, патриотической, профилактической, социально-общественной деятельности как сотрудников, так и студентов университета.

5. Появление новых форм взаимодействия подразделений университета при проведении пропагандистской, профилактической, просветительской, организационной работы [19].

Данная Программа, без сомнения, коррелирует с Концепцией воспитания обучающихся в университете [11] и Комплексной программой воспитательной работы в университете [10] в части основных направлений воспитания будущего специалиста: гражданско-патриотического, правового, антикоррупционного, превентивного и др.

Особенно важна при формировании любой программы запрограммированная оценка эффективности и результативности реализации Программы; в нашем случае она осуществляется на основе критериев, включающих целенаправленность воспитательного и профилактического процессов, его системный, содержательный и организационный характер. Обозначим перечень обобщённых критериев реализации программы:

— наличие системы работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;

— доля расходов на реализацию работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;

— количество мероприятий по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;

— количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях;

— сформированность патриотического сознания и нравственного потенциала личности студентов;

— сформированность политической культуры и позитивного правового поведения;

— сформированность гражданского долга, ответственности, где к оценочным показателям относим знание конституционных прав и законов государства, их соблюдение, участие в избира-

тельных компаниях и просветительских мероприятиях;

— сформированность гражданской активности, где к оценочным показателям относим участие в общественных студенческих объединениях; волонтерской, проектной и конкурсной деятельности [19].

Таким образом, в рамках данной статьи актуализирована задача гражданско-патриотического воспитания обучающихся в университете, дано обоснование необходимости правового воспитания, были обозначены основные аспекты системы гражданско-патриотического и правового воспитания. Практическое применение указанной разработанной и внедренной Программы позволило повысить эффективность воспитательного процесса в университете. Благодаря осуществлению граж-данско-патриотического и правового воспитания в рамках образовательного процесса молодежь в дальнейшем будет достойно осуществлять профессиональную деятельность, нести звание гражданина и патриота.

Литература

1. Беляев А.В., Сиволобова Н.А. Опыт организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». -2014. - Вып. 1. ит_: http://cipv.ru/static.php?mode=page_231.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 18-21.

3. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: Улан-Удэ, 2011. -41 с.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. - Волгоград: ПринТерра, 2007. - 37 с.

5. Гендугова М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Москва, 2011. -25 с.

6. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа. - М.: Госполитиздат, 1960. - 201 с.

7. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 5-12.

8. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов: На примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 2005, Москва, 28 с.

9. Козлов А.А. Становление патриотизма и гражданственности современной российской молодежи: Опыт социолого-политического анализа: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: СПб., 2000. -34 с.

10.Комплексная программа воспитательной работы в СГМУ на период 2016-2020 гг. Электронный

о о и и т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

о с

СП ^

о

сч

ресурс. URL:

http://www.nsmu.ru/socium/character/programmnyy-

kompleks.php

11.Концепция воспитания студентов Северного государственного медицинского университета на период 2016-2020 гг. URL: http://www.nsmu.ru/socium/character/programmnyy-kompleks.php

12.Корниенко Е.Р. Идея воспитания сына отечества в педагогическом наследии Н.И. Новикова: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2009. - 213 с.

13.Коцарев Л.Л. Патриотическое воспитание учащихся на уроках физики // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С.148-149.

14. Лебедева О.В. Полипарадигмальный подход к гражданскому образованию // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 5. - С. 3-9.

15.Перевалова Л.А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. - Москва: Просвещение, 1964. -144 с.

16.Полухин О.Н. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ. -М.: Муниципальный мир, 2002. - 80 с.

17.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

18.Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1975. - 27 с.

19.Целевая программа «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание студентов СГМУ на период 2018-2020 гг.». URL: http://www.nsmu.ru/socium/character/normativnaya-baza/7

Civil-patriotic education of students personality in the context

of the university target program Kornienko E.R.

Northern State Medical University

The system of national education of personality undergoes certain transformations at the present stage in order to achieve high-quality educational results. Modern teachers note the loss of a clear system of educational work in educational institutions, including the lack of civil education standards. A high degree of citizenship formation and, accordingly, a clearly expressed identification of the personality with the Fatherland take place in the presence of a developed civil society. In Russia such a society is in the formative stage, which implies a greater weight in identifying students personality with the Fatherland; understanding the common origin, traditions, moral norms and ideas; a sense of historical continuity. The article outlines a historical view of civic and patriotic education in Russia; the option of civil-patriotic education of students personality in the Northern State Medical University in Arkhangelsk; substantiates the importance of this type of education, correlating with legal and preventive types of education. The article provides an example of a targeted program, with defines the goal setting, objectives and the main directions of its implementation. Based

on this, the article draws a conclusion about the relevance of civil-patriotic education and the need for legal students education at the university.

Key words: civil-patriotic education, legal education, preventive education, anti-corruption education, socio-cultural environment of the university, electoral activity, financial literacy, social behavior, volunteering.

References

1. Belyaev A.V., Sivolobova N.A. The experience of organizing civic-patriotic education of student youth // Electronic Journal "Society. The culture. The science. Education". - 2014. - Issue. 1. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_231.

2. Bondarevskaya E.V. Valuable foundations of personality-oriented

education // Pedagogy. 1995. - No. 4. - S. 18-21.

3. Vezhevich T.E. Modeling of regional systems of patriotic education of schoolchildren: author. dis. ... dr. ped Sciences: Ulan-Ude, 2011 .-- 41p.

4. Vyrshchikov AN, Kusmartsev MB, Lutovinov V.I. Conceptual foundations of patriotic education of students. - Volgograd: PrinTerra, 2007 .-- 37 p.

5. Gendugova M.N. The formation of citizenship of youth in modern

Russia: abstract. dis. ... cand. sociol. sciences. - Moscow, 2011 .-- 25 p.

6. Gubanov N.I. Soviet patriotism is the patriotism of a new, higher

type. - M.: Gospolitizdat, 1960 .-- 201 p.

7. Ippolitova N.V. The development of the problem of patriotic education in the history and theory of pedagogy // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University. - 2015. - No. 3. - S. 512.

8. Kozhevnikov S.I. Patriotic education of university students: On

the example of the study of humanitarian and socio-economic disciplines: Author. dis. ... cand. ped Sciences, 2005, Moscow, 28 p.

9. Kozlov A.A. The formation of patriotism and citizenship of modern Russian youth: The experience of sociological and political analysis: author. dis. ... Dr. Sociol. Sciences: St. Petersburg, 2000 .-- 34 p.

10. A comprehensive educational program at SSMU for the period 2016-2020. Electronic resource. URL: http://www.nsmu.ru/socium/character/programmnyy-kompleks.php

11. The concept of education of students of the Northern State Medical University for the period 2016-2020. URL: http://www.nsmu.ru/socium/character/programmnyy-kompleks.php

12. Kornienko E.R. The idea of educating the son of the fatherland in the pedagogical heritage of N.I. Novikova: dis. ... cand. ped sciences. - Arkhangelsk, 2009 .-- 213 p.

13. Kotsarev L.L. Patriotic education of students in physics lessons // Education of patriotism, friendship of peoples, religious tolerance: materials of All-Russian. scientific-practical conf. November 16-17, 1999. - M .: RAO, 2001. - S.148-149.

14. Lebedeva OV Polyparadigm approach to civic education // Standards and monitoring in education. - 2005. - No. 5. - S. 3-9.

15. Perevalova L.A. Pedagogical views of M.V. Lomonosov. -Moscow: Enlightenment, 1964 .-- 144 p.

16. Polukhin O.N. The formation of citizenship in Russia: a socio-philosophical analysis. - M.: Municipal World, 2002. - 80 p.

17. Slastenin V.A. and other Pedagogy: Textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. - M.: Publishing Center "Academy", 2002. - 576 p.

18. Sukhodolova T.M. Organizational and pedagogical foundations of the interaction of school, family, and the public in the patriotic education of high school students: author. dis. ... cand. ped sciences. - Chelyabinsk, 1975 .-- 27 p.

19. The target program "Civil-patriotic and legal education of students of SSMU for the period 2018-2020." URL: http://www.nsmu.ru/socium/character/normativnaya-baza/7

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.