Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА НАРОДА / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна, Таможникова Маргарита Николаевна

История и культура любого народа закладывают фундамент патриотического воспитания подрастающего поколения. Данная проблема является актуальной во все времена. Для гармоничного развития личности чрезвычайно важно понимать свое место, цель и миссию во временных рамках своего существования. Гражданственность и патриотизм играют важную роль в процессе формирования образа будущего у старшеклассников. В этой связи в системе школьного образования должны применяться правильные стратегии и использоваться эффективные методы для повышения интереса учащихся к истории своей Родины, что поможет повысить уровень их патриотизма. Необходимо также применять инновационные формы и методы создания педагогических условий для формирования гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников. Вопросы патриотизма являются ключевыми факторами развития молодого поколения. Поэтому аспектам правильного патриотического воспитания должно уделяться пристальное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна, Таможникова Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF FORMING THE IMAGE OF THE FUTURE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

The history and culture of any nation lay the foundation for patriotic education of the younger generation. This problem is relevant at all times. For the harmonious development of personality, it is extremely important to understand your place, purpose and mission in the time frame of your existence. Citizenship and patriotism play an important role in the process of forming the image of the future among high school students. In this regard, the school system should apply the right strategies and use effective methods to increase students’ interest in the history of their homeland, which will help to increase the level of their patriotism. It is also necessary to apply innovative forms and methods of creating pedagogical conditions for the formation of citizenship and patriotism among high school students. Issues of patriotism are key factors in the development of the younger generation. Therefore, close attention should be paid to aspects of proper patriotic education.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Гражданственность и патриотизм в процессе формирования образа будущего у старшеклассников

Миронова Евгения Николаевна,

аспирант Академии психологии и педагогики, заместитель директора Колледжа прикладного профессионального образования ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» E-mail: enmironova@sfedu.ru

Таможникова Маргарита Николаевна,

методист Колледжа прикладного профессионального образования ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» E-mail: podlegaeva@sfedu.ru

История и культура любого народа закладывают фундамент патриотического воспитания подрастающего поколения. Данная проблема является актуальной во все времена. Для гармоничного развития личности чрезвычайно важно понимать свое место, цель и миссию во временных рамках своего существования. Гражданственность и патриотизм играют важную роль в процессе формирования образа будущего у старшеклассников. В этой связи в системе школьного образования должны применяться правильные стратегии и использоваться эффективные методы для повышения интереса учащихся к истории своей Родины, что поможет повысить уровень их патриотизма. Необходимо также применять инновационные формы и методы создания педагогических условий для формирования гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников. Вопросы патриотизма являются ключевыми факторами развития молодого поколения. Поэтому аспектам правильного патриотического воспитания должно уделяться пристальное внимание.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура народа, подрастающее поколение, личностное развитие, патриотизм.

На современном этапе развития общества образовательный процесс проходит в сложных социально-политических условиях, в эпоху глобализации, а также межэтнических противоречий и обострения мировых конфликтов. В рамках формирования правового государства, поисков национальной идеи и укрепления национальной самобытности воспитание патриотических чувств имеет особое значение. В наши дни патриотическое воспитание подрастающего поколения становится актуальным. И процесс формирования граж-данственностии патриотизма как факторов образа будущего у учащихся старших классов играет важную роль в ходе становления всесторонне развитой личности.

Главным вопросом исследований патриотизма на современном этапе является проблема, что отсутствует полноценный образ, характеризующий патриотизм в системе. Эта проблема обусловлена многообразием данного явления. В ходе изучения вопросов патриотического воспитания стоит обращать на индивидуальные особенности гражданской позиции ученого, его отношения к понятию гражданственности.

Стоит подчеркнуть, что существует множество работ, посвященных вопросам патриотического воспитания, однако, ключевых, основополагающих исследований данного аспекта недостаточно. Явление патриотизма, и его исследования как российскими, так и зарубежными учеными являются особенно актуальными и востребованными в наши дни. Следует отметить существование запроса на данные исследования со стороны граждан, а также всего государства в целом.

Понятие «патриотизм» происходит от латинского слова «patria» - родина. Оно зачастую применяется в случаях выражения народного единства, определения национальной самобытности, связи личности индивида с историей своего отечества и народа. В ходе истории в русском языке понятие патриотизма появилось при Петре I. В эпоху его правлении были очень сильны идеалы служения своему народу и государству. Для тех времен для российского государства была характерна идея военного служения родине, патриотического отношения к своему отечеству. В ходе истории военные аспекты патриотизма трансформировались в более широкое понимание любви к своей стране, уважения и гордости за свой народ.

В словаре В.И. Даля понятие «патриотизма» объясняется посредством слова «патриот» - это тот, кто любит Родину, ревнитель о ее благе» [2]. Понятие патриотизма рассматривается как сино-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

ним любви к Родине. Еще одно определение понятия «патриотизма» можно найти в советском энциклопедическом словаре: «патриотизм - это одно из тех сильных чувств, которые складываются в ходе вековой истории нации в своем отечестве» [5]. В этой связи, в качестве первых источников патриотизма представлено устное народное творчество: былины, предания, пословицы, героические эпосы, народные песни, сказания о богатырях и защитниках родной земли.

Согласно великому русскому писателю В.Г. Белинскому, воспитание как педагогический процесс необходимо сосредоточить на формировании у молодых людей своей гражданской позиции, понятия о патриотизме как о неотъемлемом качестве гражданина страны. По мнению В.Г. Белинского, патриотическое чувство, выраженное в виде любви к своему отечеству, должно проявляться в действии, и быть подкреплено четкими принципами и убеждениями, которые должны быть сформированы самостоятельно в ходе собственного опыта. Также необходимо, чтобы они сочетались с осознанием законов развития общества, были обусловлены твердой уверенностью в идеалах общественного прогресса и глубокими познаниями истории родного края, преданной любви к своему народу и отечеству, и даже, по словам В.Г. Белинского, «готовности положить душу свою за Отечество».

На данном этапе школьная система разрабатывает новые подходы к процессу патриотического воспитания молодого поколения, происходит поворот в сторону нравственного становления личности и ориентации на социализацию старшеклассников; выработку у них собственной гражданской позиции, воспитания патриотического чувства. В этой связи развитие морально-этических качеств обучающихся старших классов приобретает особую актуальность. Также необходимо следовать нравственной ориентации всего учебного процесса в условиях средней школы, чтобы преодолеть разрыв между образованной личностью и ее гражданственностью и патриотическим чувством, нравственном самосознанием и уровнем культуры.

Поэтому необходимо решить основной вопрос, который в данный момент обращен к учителям: формирование активной гражданской позиции обучающихся; воспитание патриотизма у старшеклассников; осознание подрастающим поколением идей и принципов гуманизма; воспитание чувства любви к своей Родине, к ее истории; уважение культур и традиций других народов; привитие общечеловеческих ценностей; воспитание молодого поколения в духе уважения и взаимопомощи окружающим.

В наши дни современное общества находится в поиске соответствующих условий педагогического процесса, которые способствовали бы гармоничному развитию личности с учетом интересов как отдельного человека, так и всего и общества в целом. Такие педагогические условия должны

содействовать формированию гуманистических принципов воспитания, направленных на развитие патриотического чувства у обучающихся, на их осознание своей гражданской позиции, выработку жизненных идеалов и ценностных установок.

Многие дисциплины, преподаваемые в рамках средней школы позволяют использовать все возможности для патриотического воспитания обучающихся. Содержание многих предметов, таких как литература, история, география и пр. предполагает знакомство учащихся с историческими, культурными ценностями нашей страны, способствует формированию у них патриотического чувства. Данный комплекс учебных дисциплин способствует развитию гражданского самосознания старшеклассников. Каждая дисциплина в силу своей специфики помогает раскрывать историческое и культурное наследие нашей Родины с разных аспектов во всем его многообразии.

В этой связи вопросы содержания патриотического воспитания и гражданского развития обучающихся делают главный акцент на формирование личности с высокими морально-этическими принципами. Вопросы нравственного содержания приобрели особую актуальность на современном этапе развития общественных отношений. Повышенный интерес к вопросам содержания патриотического воспитания в образовательном процессе обусловлен такими критериями, как:

- реформирование образовательного процесса, его технологий и методов, оптимизация процесса обучения в средней школе;

- осознание обучающимися общественных процессов, тенденций развития сферы образовании и человека, в частности;

- ориентация на реализацию принципов гуманизма в сфере современного образования;

- реформирование содержания и структуры учебных предметов средней школы;

- разработка новых дисциплин, способствующих формированию гармонично развитой личности на основе новых форм и технологий образовательного процесса;

- оптимизация отношения педагогов к новым педагогическим технологиям и методикам;

- трансформация учебных заведений средней школы с учетом рыночных отношений;

- формирование различных типов школ.

В качестве эталона воспитания патриотического чувства выступает привитие главных ценностных ориентиров, направленных на взаимное уважение, толерантное отношение к окружающим, уважительное отношение к другим культурам, любовь к своей Родине, культурному достоянию своей страны и гордость за свой народ. Для гармоничного развития личности необходимо осознание общепринятых правил, следование морально-этическим нормам, толерантного отношения в сфере делового, межличностного и межкультурного общения.

На современном этапе следует сформировать эффективные методы всестороннего развития

личности, обладающей своими ценностными установками и принципами, которые являются основой современного общества. В этой связи необходимо разработать способы формирования знаний и способностей, которые позволяли бы подрастающему поколению раскрыть свой духовный потенциал, найти свое место в обществе, осознать свою роль в нем, следовать принципам демократии и гуманизма, стремления приносить пользу обществу.

По мнению ученых Б.Г. Ананьева и Н.Ф. Родионова термин «позиция» следует понимать в качестве «интеграции доминирующих личностных, избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе, критерий культуры личности».

По мнению психолога Г.Ф. Гаврилычевой, термин «гражданская позиция» имеет большое значение в силу того, что оно проявляет «интегратив-ные признаки гражданственности». Центром термина «гражданская позиция» может служить осознание человеком своего места в обществе, когда его личные интересы совпадают с морально-этическими принципами и с гражданской позицией личности. Они могут проявляться в поведении человека, в его трудовой деятельности и общественной жизни, что ориентировано на гуманистические идеалы.

Следует учесть, что процесс формирования гражданственности у учащихся старших классов должен представлять собой планомерный, комплексный процесс, в рамках которого будет происходить постепенное, личностно ориентированное осознание своей гражданской позиции, что позволит определить собственные целевые установки и принципы, направленные на самореализацию и воспитание патриотического чувства у молодого поколения.

В нынешнюю эпоху глобализации вопросы патриотизма и гражданственности продолжают оставаться предметом исследования педагогов. Как подчеркивал Грэммс, национализм, патриотизм и гражданственность являются амбивалентными образовательными концепциями. Система образования всегда была основным каналом для воспитания в детях сплочения и патриотизма. Образование всегда воспринималось как основной определяющий фактор в создании национального единства. Впоследствии одна из основных задач национальной системы образования - привить учащимся дух патриотизма. Учебная программа средней школы направлена на воспитание в учениках духа патриотизма в рамках изучения истории своей страны и понимания ценностей единства и терпимости между различными народами, укрепления национальной идентичности, развития народной самобытности и поощрения доброй воли к другим народам и странам в глобализированном мире.

Сознание нации зависит от основы патриотизма, чтобы вызвать у граждан чувство лояльности и национальной гордости. В современную эпоху в обществе не хватает духа патриотизма, и система образования должна поставить главную цель -

воспитания в молодом поколении духа патриотизма и национальной гордости.

Правила общественного поведения действуют во всех видах общения личности с внешним миром. Цивилизованное поведение предполагает адекватную реакцию личности на все внешние обстоятельства. Воспитанный человек со сформированным патриотическим чувством никогда не станет реагировать негативом на негатив. В наши дни имеются большое разнообразие средств для процесса самообразования, таких как библиотеки, музеи, Интернет, театры, концертные залы, телевидение. В процессе самообразования основной упор должен быть сделан на отбор соответствующей, полезной информации, чтобы выбрать главные и ценные сведения.

Для формирования патриотического чувства необходимо также развитие эстетического самообразования. Развитие эстетических чувств облагораживает личность, помогает осознавать прекрасное в окружающем мире, любить родную природу [1]. Воспитание доброты и чуткого отношения к окружающим являются ключевыми факторами грамотного социального поведения.

Аспекты воспитания патриотических чувств играют важную роль на протяжении всей истории человеческого общества. В наши дни патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Его приоритет должны осознавать и родители, и учителя, и способствовать всестороннему развитию личности.

Необходимо понимать, что в наше время материальные ценности преобладают над духовными. Несмотря на трудности современного периода, формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся является главной задачей педагогического процесса. Данная цель будет способствовать процессу формирования духовно-нравственных ценностей и установок, поможет развить патриотическое чувство, любовь к своей Родине и уважение к другим народам [2]. Реализация данной цели будет служить воспитанию молодого поколения в духе гуманизма, уважительного отношения к окружающим, любви к своему Отечеству и культуре своего народа. Воспитание у обучающихся морально-этических принципов будет способствовать формированию здорового, духовного и патриотического поколения.

У обучающихся старших классов уже во многом созданы собственные ценностные представления и моральные принципы, а также духовные ориентиры. В этой связи будет целесообразной реализация программ по проведению мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию учащихся старших классов, как во время школьных занятий на отдельных предметах, так и во вне-учебной деятельности. На конкретных примерах из книг и фильмов молодому поколению необходимо прививать принципы патриотического воспитания, гражданственности и гуманизма [3].

Главной задачей развития патриотического чувства и гражданственности является процесс

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

формирования в человеке принципов цивилизованного общества, взаимного уважения и взаимопонимания. Также необходимо прививать молодому поколению уважение к культурным и историческим ценностям своего народа. В этой связи, целью гражданского воспитания может служить толерантное отношение к другим культурам и любовь и уважение к наследию своей Родины [4].

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся обозначено как одно из наиважнейших направлений образовательной деятельности образовательных учреждений согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года и Основам государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года.

С целью обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания молодых граждан РФ в рамках национального проекта «Образование» создан федеральный проект «Патриотическое воспитание», имеющий срок реализации с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года. Данный проект направлен на развитие учебно-воспитательной работы в области патриотического воспитания в образовательных учреждениях различных уровней, на рост гражданственности молодого поколения, на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей и на укрепление у граждан интересов по защите и уважению государства.

Перед молодым поколением нашего общества стоит задача поддержания культурных традиций нашего народа восстановления принципов гуманизма, патриотизма и любви к своему Отечеству, а также забытые народные традиции, которые со временем перестают иметь значение. В условиях социально-экономической нестабильности патриотическое воспитание подрастающего поколения становится особенно актуальным.

Полнота сформированности патриотического чувства у учащихся старших классов определяется по таким критериям, как:

1. Знание национальных традиций:

- любовь к своему Отечеству;

- стремление помочь окружающим;

- знание традиций и обычаев своего народа.

2. Знание культурного наследия:

- охраняемые природные территории своей страны;

- изделия народных промыслов;

- имена великих людей России и их заслуги перед Отечеством.

3. Признание важности в жизни человека приоритета духовного над материальным:

- проблема морального выбора в конкретной ситуации;

- признание духовно-нравственных ценностей;

- знание географии своей Родины, ее природных богатств.

Для выявления уровня сформированности патриотического чувства у учащихся старших классов проводятся различные комплексные исследования, которые включают в себя мониторинг

работы старшеклассников в учебном процессе и во время проведения внеклассных мероприятий, анализ творческой и познавательной активности обучающихся, различные виды анкетирования, проведение педагогического эксперимента, интервью.

В процессе исследования уровня сформиро-ванности патриотического чувства у учащихся старших классов выделяют такие уровни патриотизма, как:

Уровень 1 - высокий.

Патриотические чувства выражены у учащегося четко, следует отметить ответственность и целеустремленность, которые применимы обучающимся и в учебном процессе. У учащегося имеется грамотное понятие о гражданственности и патриотизме. Для него характерны глубокое знание культурных ценностей и наследия своего народа, традиций и обычаев народов своей Родины, героев истории своей страны, стремление к духовному саморазвитию [4].

Учащиеся проявляют определенный интерес к нравам и обычаям народов своей страны, понимают свою ответственность и причастность к истории своего Отечества, активно участвуют в различных патриотических мероприятиях, выражают стремление к собственному духовному саморазвитию.

Уровень 2 - средний.

Патриотические чувства выражены у учащегося слабо, они обусловлены, большей частью, его личностью, семьей и ближайшим окружением. У учащегося проявляется патриотическое чувство, однако, оно не является для него ценностным ориентиром. У старшеклассников присутствуют отдельные знания о событиях истории своего народа, о его культурных ценностях, но данные знания поверхностны. Для обучающегося характерно проявление интереса к изучению нравов и обычаев разных стран. Но присутствует неполное осознание своей роли в общественной жизни страны, судьбе своей Родины.

Уровень 3 - низкий.

Патриотические чувства выражены у учащегося слабо, присутствуют отдельные понятия о традициях и обычаях своего народа. Знания обучающегося обусловлены, большей частью, мировоззрением учащегося, а также условиями его проживания, семьей и кругом общения. При этом присутствуют отдельные знания о событиях истории своего народа, о его культурных ценностях.

В процессе воспитании важно понимать, что научить ребенка уважать свое отечество и любить свой народ - основная цель в формировании личности. Также необходимо делать акцент на аспектах знакомства с героическим прошлым историей своей Родины. В связи с этим, главной целью патриотического воспитания является мотивация молодого поколения к уважению своего народа и гордости за свою страну.

Для любого педагога необходимо осознание всей ответственности в вопросах формирования

гражданственности и патриотизма у учащихся. В задачи педагога также входит подготовка защитников Родины, что требует от учителя знаний и умений педагогического мастерства [5]. Учителю необходимо осознать цели патриотического и гражданского воспитания и объяснить их обучающимся.

В процессе воспитании учащихся старших классов необходимо уделять время организационной работе по формированию патриотических чувств. Следует организовывать как можно чаще различные экскурсии в музеи, посещение выставок, лекций, мастер-классов и иных мероприятий для создания у обучающихся наиболее яркого представления о своей роли в обществе и о целях и задачах патриотического воспитания.

Уровень гражданской и патриотической подготовленности старшеклассников можно выявить на основании таких критериев, как:

- присутствие патриотического чувства;

- достаточная мотивация к гражданскому и патриотическому самообразованию;

- присутствие теоретических знаний и практических навыков гражданского и патриотического воспитания [1].

В процессе работы над формированием эффективных методов патриотического и гражданского воспитания учащихся старших классов необходимо помнить, что сам учебный процесс является системой, которая состоит из таких частей, как:

- Целью патриотического и гражданского воспитания является овладение материалом по теме. Для цели воспитания необходимо подобрать соответствующее содержание образовательной деятельности;

- Содержание - влияет на определение целей обучения и выбор средств их реализации -средств, методов и форм организации обучения школьника (студента), стиля общения учителя (преподавателя) и ученика (студента);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Стимулирующая составляющая характерна для всех составных частей образовательной деятельности. С ее помощью происходит оценка знаний обучающихся, которая обладает мо-тивационным фактором;

- Оперативно-активный компонент служит для взаимосвязи между составными частями процесса обучения [3].

Методика формирования гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников включает следующие этапы реализации.

I. Познавательный этап с целью формирования у старшеклассников понимания важности патриотического воспитания; ознакомление старшеклассников с аспектами и методиками процесса патриотического воспитания; обогащение учащихся старших классов опытом формирования патриотического чувства в ходе изучения отдельных предметов, а также внеклассной работы. Главной задачей является воспитание у обучающихся принципов и идей патриотического отношения к своей стране и своему народу.

Следует отметить, что при организации учебного процесса учителю необходимо связывать его с аспектами формирования всесторонне развитой личности для решения воспитательных задач. Целью воспитательного процесса является осуществление гармоничной образовательной деятельности. Необходимо подбирать учебный материал таким образом, чтобы он помогал выработке у обучающихся навыков научного мышления. Грамотно организованная познавательная деятельность учащихся старших классов имеет большое значение для развития умственных способностей и повышения их интеллектуального уровня. Это также будет способствовать эффективному овладению навыками самостоятельной познавательной деятельности. В плане содержания процесса обучения необходимо сделать акцент на формирование принципов, ценностных установок и целеполага-ний. вкуса и нравственных ценностей [5].

В ходе проведения познавательного этапа ключевым условием может служить стимулирование познавательной способности учащихся старших классов в процессе патриотического воспитания. Улучшение содержания профессионального обучения на основе научной деятельности играет важную роль в процессе воспитания патриотического чувства у обучающихся.

II. Репродуктивный этап имеет цель: функционирование старшеклассников, ориентированное на их вовлечение в учебный процесс за счет их активного участия в практических занятиях.

Указанный этап предполагает использование таких элементов процесса обучения, как:

- работа учащихся на практических занятиях;

- общественно-полезная деятельность. Контент-компонент включает в себя следующие виды деятельности: дискуссии, игры, беседы, конкурсы, анкетирование, квесты, презентации, участие в конференциях, олимпиадах, творческих проектах.

Оперативно-активный компонент включает в себя следующие виды деятельности с учащимися старших классов:

- организационная;

- коллективная;

- индивидуальная.

Важным педагогическим условием реализации репродуктивного этапа является реализация теоретических знаний и практических навыков патриотического воспитания старшеклассников.

В процессе реализации репродуктивного этапа формирования готовности к патриотическому воспитанию старшеклассников важно, чтобы осуществлялись следующие виды деятельности:

- Планирование воспитательно-патриотической работы в учебное, внешкольное и внеурочное время;

- Разработка планов, сценариев внеклассных мероприятий;

- Создание проектов, творческих работ для реализации воспитательно-патриотического воздействия на личность ученика.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

Таким образом, аспекты гражданского воспитания и патриотизма в процессе формирования образа будущего у старшеклассников занимают важное место в системе школьного образования. В условиях современной школы актуальными являются вопросы патриотического воспитания. К ним относятся процессы формирования гармонично развитой личности, создание условий для выработки нравственных принципов и целевых установок гражданина общества, а также собственной гражданской позиции, гражданской ответственности. Также необходимым представляется получение собственного общественно-полезного опыта в образовательном процессе. Формирование патриотического чувства и гражданственности возможно лишь при комплексном подходе, посредством всей системы образования в целом. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально охватить все области воспитания, учебную и внеучебную деятельность, применение современных воспитательных и образовательных методик, а также практических методов.

Литература

1. Бурняшева Л.А. Народная педагогика и ее характерные особенности / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Материалы МНПК «Современные концепции развития науки». - Пятигорск, 2017. - Стр. 58-61.

2. Лыкова В.Я. народная педагогика как средство личностного воспитания / В.Я. Лыкова // Аксиологические проблемы педагогики. - 2016. -№ 7. - С. 121-126.

3. Мерджанова Б.М. Воспитательные средства народной педагогики / М.Б. Мерджанова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 11. - С. 1719.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/].

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171835/].

6. Цагараева Е.Ф. Межпредметное экологическое образование / Е.Ф. Цагараев, Л.П. Калое-

о с

CJ

см о см

ва // В кн .: Биоразнообразие - основа устойчивого развития / МРПЦ Академический редактор: Окадзава Зарина Петровна. 2018. С. 171176.

7. Цагараева Е.Ф. Развитие эстетического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности / Материалы Чеченского государственного педагогического института. 2016. Т. 8. № 1 (13). С. 41-45.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF FORMING THE IMAGE OF THE FUTURE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

Mironova E.N., Tamognikova M.N.

Southern Federal University

The history and culture of any nation lay the foundation for patriotic education of the younger generation. This problem is relevant at all times. For the harmonious development of personality, it is extremely important to understand your place, purpose and mission in the time frame of your existence. Citizenship and patriotism play an important role in the process of forming the image of the future among high school students. In this regard, the school system should apply the right strategies and use effective methods to increase students' interest in the history of their homeland, which will help to increase the level of their patriotism. It is also necessary to apply innovative forms and methods of creating pedagogical conditions for the formation of citizenship and patriotism among high school students. Issues of patriotism are key factors in the development of the younger generation. Therefore, close attention should be paid to aspects of proper patriotic education.

Keywords: patriotic education, culture of the people, the younger generation, personal development, patriotism.

References

1. Burnyasheva L.A. Folk pedagogy and its characteristic features / L.A. Burnyasheva, L.H. Gazgireeva // Materials of MN-PK "Modern concepts of science development". - Pyatigorsk, 2017. - pp. 58-61.

2. Lykova V. Ya. folk pedagogy as a means of personal education / V. Ya. Lykova // Axiological problems of pedagogy. - 2016. -No. 7. - pp. 121-126.

3. Merdzhanova B.M. Educational means of folk pedagogy / M.B. Merdzhanova // Problems of pedagogy. - 2016. - No. 11. -pp. 17-19.

4. The government of the Russian Federation dated 29.05.2015 № 996-R "On approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025" [Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/].

5. The government of the Russian Federation dated 29.11.2014 No. 2403-R "On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025" [Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171835/].

6. Tsagaraeva E.F. Interdisciplinary environmental education / E.F. Tsagaraev, L.P. Kaloeva // In the book .: Biodiversity is the basis of sustainable development / MRPC Academic Editor: Zarina Petrovna Okazawa. 2018. pp. 171-176.

7. Tsagaraeva E.F. Development of aesthetic education of younger schoolchildren in extracurricular activities / Materials of the Chechen State Pedagogical Institute. 2016. Vol. 8. No. 1 (13). pp. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.