ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НОВАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГНАТЫШИНА Е.А.
В статье рассмотрена отечественная новая школа и проблемы модернизации начального профессионального образования.
In article the domestic new school and problems of modernization of initial vocational training is considered.
В своем выступлении я выражу общее мнение возглавляемого мною коллектива Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета.
Обсуждая перспективы построения отечественной «новой школы» в сфере профессионального образования, мы сосредоточили внимание на составе ее структурных уровней и пришли к выводу о важности сохранения уровня начального профессионального образования в его самобытном, национальном, исторически закрепленном воплощении. Может показаться, что такой вывод связан с соображениями нашей профессиональной востребованности как воспитателей отраслевых педагогов по рабочим профессиям, однако, формулируя его, мы исходили, прежде всего, из соображений пользы государства, общества и личности. Поясню свое утверждение.
В первую очередь - о соображениях пользы государственной.
Начиная с середины 90-х годов, в профессионально-педагогической практике усиленно претворяется в жизнь идея интеграции уровней начального, среднего и высшего профессионального образования. Традиционными в научных исследованиях и реальной образовательной жизнедеятельности стали интегративные связи: «НПО^-СПО»; «СПО^-ВПО»; «НПО^-СПО^-ВПО» и даже «НПО^-ВПО» (без опосредующего звена). В этих связях, безусловно, отражается гуманистическая направленность современной цивилизации, вера ее представителей в неограниченные возможности профессионального роста человека. Вера, достойная уважения.
Однако предположим на минуту, что все юноши и девушки нашей страны, начавшие путь профессионального становления с уровня НПО, успешно выдержали квалификационные испытания и показали наличие потенциала для продолжения профессионального обучения.
Предположение наше парадоксально, но в нем, как и в любом парадоксе, обнажается «момент истины». Довольно точно этот момент сформулировал в 2008 году на страницах журнала «Профессиональное образование» один из руководителей профессионального училища № 6 г. Рязани. Цитирую: «Проблема подготовки рабочих близка на настоящий момент к национальной катастрофе... Перекосы в подготовке на всех уровнях профессионального образования (и особенно в НПО) приведут к неизбежной необходимости использовать трудовые ресурсы из стран ближнего и дальнего зарубежья» [1, с. 3]. Подтверждением подобной тенденции может служить статья доктора педагогических наук С.И. Вершинина «Анализ потребности мигрантов в образовательных услугах колледжей Москвы» [3].
Суть названной катастрофы - в массовой ориентации российской молодежи на статус «белых воротничков» в профессионально-экономической иерархии общества, в подспудном формировании у нее пренебрежения к рабочей профессии. Между тем экономика страны насущно нуждается именно в квалифицированных рабочих, а их катастрофически не хватает. По утверждениям работодателей, неоднократно озвученным СМИ, они вынуждены принимать на рабочие места выпускников техникумов и колледжей, но, во-первых, их приходится переучивать, потому что квалификации рабочего и техника отличаются друг от друга, а во-вторых - они чаще всего не выдерживают рабочей нагрузки и покидают предприятия по окончании срока переподготовки.
Что это, как не халатное отношение к расходованию государственных средств? (Вопрос свой мы адресуем, разумеется, не работодателям.)
Причина создавшегося положения - в утрате учреждениями НПО самостоятельного приоритетного статуса, в крайне малых объемах их финансирования, в неуклонном старении их материально-технической базы и кадрового состава, а также (и это главное) в механической реструктуризации их сети путем слияния с образовательными учреждениями более высокого ранга, где молодые люди, нередко вразрез с первоначальными установками, приобретают не рабочую, а технократическую ориентацию. Последнее выгодно с точки зрения самофинансирования учебных заведений, так как все уровни образования, следующие за НПО, являются у нас, в основном, платными. Но выгодно ли это для экономики России?
Вопрос риторический. Тем не менее пути его решения стабильно вызревают в обществе.
Чтобы обосновать это, проанализируем итоги реализации одной из стадий приоритетного национального проекта «Образование», подведенные в ходе Всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики», состоявшейся в канун 2009 года в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ [8, с. 2-6].
Профессиональные училища и лицеи подключились к работе над проектом в 2007 г., вслед за вузами. По мнению участников конференции, работа была успешной и позволила заключить, что система начального профессионального образования обязана жить и развиваться. Выявленные пути ее модернизации сопряжены:
- с возрождением традиционно присущего российским учреждениям НПО суверенного статуса;
- с усилением связей между системами НПО, СПО, ВПО, но не в плане «подминания» последними первой, а в плане развертывания широкомасштабных совместных исследований по проблемам интенсификации подготовки рабочих;
- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на обновление учебнопрограммного и технико-технологического обеспечения НПО посредством объединения усилий его специалистов и их стратегических партнеров - работодателей (заказчиков кадров).
Можно было бы продолжить перечисление возможностей эффективного преобразования нашей славной системы, но мне кажется, что главные из них обозначены, и хочется сказать несколько слов о результатах их апробации на экспериментальных площадках проекта «Образование».
Опросы руководителей органов управления образованием, работодателей, ученых и педаго-гов-практиков в регионах страны, задействованных в проекте, показали следующее.
1. Из 1500 программ, разработанных в рамках проекта, более 500, в том числе предназначенных для учреждений НПО, интегрируют достижения техники и технологий, обеспечивая подготовку крайне необходимых сегодня кадров для технологических отраслей экономики страны [8, с. 2].
2. Участие работодателей в софинансировании и экспертизе новых образовательных программ подготовки рабочих способствовало приведению в большее соответствие содержания начального профессионального образования квалификационным требованиям, которые они предъявляют к выпускникам учебных заведений данного уровня (94,9% опрошенных). В итоге работодатели стали допускать выпускников учреждений НПО к работе на сложном и дорогостоящем оборудовании, к управлению самыми современными агрегатами, механизмами. Об этом свидетельствует опыт ПУ-9 Липецкой области, АПЛ-7 с. Мельниково Томской области, ПЛ-21 г. Липецка и многих других училищ и лицеев [8, с. 5].
3. Сближение сфер частно-государственного и научного партнерства в системе начального профессионального образования способствовало тому, что работодатели возглавили Наблюдательные советы образовательных учреждений. Теперь совместно с работодателями составляются прогнозы развития этих учреждений, в том числе планы улучшения их учебноматериальной базы. Отдельные предприятия заранее закладывают в свои бюджеты необходимые спонсорские средства. На некоторых предприятиях приняты программы поддержки выпускников учреждений НПО (например, в ОАО «КАМАЗ» бюджет такой программы составил в рассматриваемый период 7,5 млн. руб.) [8].
4. Следствием вовлечения работодателей в реализацию проекта «Образование» стало усиление их мотивации к неформальному участию в работе аттестационных комиссий учреждений НПО, во внешней оценке качества подготовки выпускников [8].
В результате предприятия и организации разных сфер собственности приобрели готового к самореализации специалиста рабочей профессии. А это - один из важнейших эффектов, полученных при внедрении национального образовательного проекта.
Раскрыв аспект государственной пользы от сохранения и обеспечения развития системы НПО, попытаюсь раскрыть сущность пользы общественной.
Я благодарна судьбе за то, что она свела меня со многими замечательными людьми в системе профессионального образования Челябинской области. Один из самых ярких среди этих людей - Виталий Прокофьевич Омельченко. Трудно забыть его слова, ставшие лейтмотивом его выступлений в начале 90-х годов, когда идея реструктуризации профессионально-технических училищ еще только «носилась в воздухе». Вот эти слова в том виде, в каком они отложились в памяти: «Попробуйте уничтожить «профтех» - и вы получите прирост национальной преступности, равный не менее чем 50 процентам от существующего».
Система начального профобразования в представлении ее бессменного руководителя в Челябинской области на протяжении 30 лет (1958-88 годы) - это не просто система обучения квалифицированных рабочих. Это социальная ниша, которая обеспечивает равновесие в обществе благодаря призрению и приобщению к созидательной деятельности десятков тысяч ребят из неблагополучных семей.
Неоднократно Виталий Прокофьевич ссылался на достойные подражания действия руководства Магнитогорского металлургического комбината, сумевшего организовать уникальную систему воспитания «трудных» подростков на опыте их включения в создание музеев боевой и трудовой славы, вовлечения в спортивные и творческие мероприятия, имевшие международный резонанс. Достаточно познакомиться с летописями Профессионального лицея № 13, ставшего «кузницей» хоккеистов для областной команды «Трактор», с историей Дома учащейся молодежи «Магнит», чтобы понять, что декларации В.П. Омельченко относительно оберегающей и восстанавливающей роли учреждений НПО не были голословными.
Сегодня воспитательные традиции областной системы начального профессионального образования, несмотря на немалые сложности, стараниями энтузиастов поддерживаются и преумножаются.
Наконец, о третьем аспекте важности сохранения рассматриваемой системы - о ее роли в становлении личности.
Ни для кого не секрет, что развитие личности многопланово и многогранно. Одним из непременных условий ее позитивного развития является приобщение ребенка (особенно подростка) к общественно значимому производительному труду. По точному замечанию В.А. Сухомлинского, труд этот на первых порах, независимо от уровня общественной техники и технологий, должен быть связан с процессом физически напряженной, но не «тупой», требующей смекалки, сообразительности полезной деятельности. «Ум ребенка на кончиках пальцев», - говорил выдающийся педагог [9, с. 19].
Разбудить моторные (кинетические) реакции детей, развить их в подростковом и юношеском возрасте через активный производительный труд - значит сделать самый существенный шаг к обеспечению устойчивости психики молодых людей, к формированию у них демократического мировоззрения, - утверждают наши соотечественники, педагоги и психологи В.И. Загвязинский [4], В.В. Краевский [6], Б.Ф. Ломов [7] и др.
Следуя этому утверждению, первым уровнем интеграции в системе типологических стадий образования мы считаем интеграцию в паре «средняя школа - учреждение НПО». Именно приобщаясь в определенных пределах к освоению рабочей профессии, подросток руками («кончиками пальцев») создает полезные продукты. Педагогическая установка на совершенствование этих продуктов уже на школьной скамье формирует основы технологического мышления.
В этом ракурсе нам представляется особенно важным опыт Владимирской, Рязанской и Челябинской областей по охвату учащихся школ программами освоения профессий НПО. Импульсом к формированию данного опыта послужила Концепция профильного обучения старшеклассников, утвержденная приказом Министерства образования России 18 июля 2002 года [5].
Хорошо известно, что основы профильного обучения были заложены уже в начале ХХ века в трудах П.П. Блонского, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Н.К. Крупской, В.А. Лая, А.В. Луначарского и др. Такое обучение предполагает углубленное изучение основ наук в предметных образовательных областях, родственных склонностям учащихся (социально-исторической, экономической, естественнонаучной и т.д.). Тем не менее, в ряде экспериментальных площадок нацпроекта «Образование» профильное обучение было заменено начальным профессиональным (с пролонгированной подготовкой в рамках образовательной области «Технология» в 7-х - 8-х классах). Причиной послужили результаты анкетного опроса школьников средней ступени, выразивших, в большинстве своем, желание освоить рабочую профессию и чувствовать себя социально защищенными по окончании школы [1, с. 5; 2, с. 8].
Опыт подобных площадок нашел отражение в предложении разработчиков Концепции развития образования до 2020 года. По словам господина И. Реморенко, директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, «к 2015 году ученики старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы «нащупать» будущую профессию. Обучение такое насытят информационными технологиями. В школе подростку будут даны основы профессионального образования. Дальше он сможет уже с большей определенностью решать, что делать: идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе профессии» (1, с. 5).
Сказанное доказывает актуальность проблемы сохранения и преобразования учреждений НПО как ресурсных центров подготовки рабочих в многоуровневой системе «нашей новой школы». Подготовка эта может осуществляться опережающим образом (путем партнерства со средней школой) и традиционно (путем конкурсного набора в профессиональные училища и лицеи). Однако в любом случае, чтобы поднять престиж рабочей профессии и обеспечить наполняемость учреждений НПО в ситуации демографического кризиса, необходимо:
- перепрофилировать данные учреждения на подготовку реально востребованных в регио-
нах кадров, добиться динамичности реализуемых ими профессионально-квалификационных структур;
- поднять планку профессионально-образовательной подготовки с учетом стратегических перспектив развития региональной экономики;
- четко сформулировать и неукоснительно выполнять гарантии профессионально-личностного развития обучающихся, в первую очередь такие, как: получение повышенного квалификационного разряда, освоение смежной профессии (профессий), участие в процессах демократизации общества, содействие становлению инновационных форм труда и т.д.
Полагаем, что третье их вышеназванных условий является центральным среди личностных факторов востребованности системы НПО. На начальном уровне профессионального образования должна стать нормой неограниченная магистраль развития будущего рабочего - развития именно в социально-профессиональной, а не в специализированной технократической сфере.
Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что все три указанных условия могут быть реализованы только при поддержке системы НПО силами стратегического научного и частногосударственного партнерства, основные характеристики которых уже даны нами.
Завершая свое выступление, отмечу: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» тесно связана с активизацией деятельности образовательных учреждений по вхождению в инновационное пространство приоритетного национального проекта «Образование». Она является средством расширения границ осуществления данного проекта и, без сомнения, внесет свежую струю в процессы его дальнейшей разработки, обоснования, апробации и внедрения.
Библиографический список:
1. Апарц Б.С. Школа - ресурсный центр НпО - профессия / Б.С. Апарц // Профессиональное образование. Столица : [научные исследования в образовании : педагогика, психология, экономика].
- 2008. - № 11. - С. 3-7.
2. Болтунова С.А. Модель довузовского профессионального образования / С.А. Болтунова // Профессиональное образование. Столица : [научные исследования в образовании : педагогика, психология, экономика]. - 2008. - № 12. - С. 5-10.
3. Вершинин С.И. Анализ потребности мигрантов в образовательных услугах колледжей Москвы / С.И. Вершинин. // Специалист. - 2008. - № 9. - С. 25-28.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2004. -192 с.
5. Концепция профильного обучения старшеклассников : утв. приказом Минобразования России от 18.07.2002 года № 2783. - 27 с.
6. Краевский В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
7. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1991. - 348 с.
8. Перевертайло А. С. Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики / А.С. Перевертайло // Профессионал: [мастер-класс]. - 2009. - № 1. - С. 2-6.
9. Сухомлинский В.А. Природа, труд, мировоззрение / В.А. Сухомлинский // Биология в шк.
- 1970. - № 5. - С. 8-10.
Ключевые слова: отечественная новая школа, проблемы модернизации, методология высшего образования, направления модернизации, аспекты.
Keywords: Domestic new school, modernization problems, methodology of higher education, a modernization direction, aspects.