Научная статья на тему 'Школа ресурсный центр НПО профессия'

Школа ресурсный центр НПО профессия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апарц Б. С.

В статье автор раскрывает особенности создания Ресурсного центра на базе Профессионального училища № 6 г. Рязани как главного профессионального источника рабочих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апарц Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author opens features of creation of the Resource centre on the basis of Professional school № 6 in Ryazan as main professional source of working trades.

Текст научной работы на тему «Школа ресурсный центр НПО профессия»

ШКОЛА - РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НПО - ПРОФЕССИЯ

АПАРЦ Б.С.

В статье автор раскрывает особенности создания Ресурсного центра на базе Профессионального училища № 6 г. Рязани как главного профессионального источника рабочих профессий.

The author opens features of creation of the Resource centre on the basis of Professional school № 6 in Ryazan as main professional source of working trades.

Ресурсный центр при ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 6» г. Рязани был создан как многопрофильное структурное подразделение для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы в образовательной области «Технология». Основанием для этого явились Закон РФ « Об образовании», приказ Министерства образования РФ о 18.07.2002 г. № 2783 « Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», приказ Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области от 25.02.2005 г. № 139 «О создании и апробации проекта по предпрофильной подготовке и профильному обучению на основе взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, приказа начальника Управления по делам образования, науки и молодежной политики Администрации г. Рязани от 31.05.2005 г. № 481. Это позволило данному проекту получить статус Областной экспериментальной площадки.

Промежуточные оценки результатов первого этапа эксперимента нами освещались на страницах журнала «Профессиональное образование» (№ 10,2005 г.), «Образование в документах» (№ 5, 2006 г.), Тезисы докладов региональной научно-практической конференции 25-26 октября 2005 г. «Реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования» /под ред. проф. Фадеева В. А./РГПУ, Рязань, 2005 г.

Полученные данные анкетирования, проведенного в 2006, 2007, 2008 годах мало, чем отличались от подобных исследований в других регионах, и свидетельствовали о постоянно низком интересе учащихся к рабочим профессий строительной и металлообрабатывающей отраслей, не восполненный дефицит которых может остановить не одно предприятие.

Столь устойчивая тенденция (это подтверждается дальнейшими исследованиями в рамках эксперимента) является зеркальным отражением социально-экономической ситуации в стране. Проблема подготовки рабочих (близкая по состоянию на настоящий момент к национальной катастрофе) настоятельно требует реанимации утраченного уровня отечественного производства и производства рабочих кадров. Перекосы в подготовке во всех уровнях профессионального образования (особенно в НПО) приведут к неизбежной необходимости использовать трудовые ресурсы из стран ближнего и дальнего зарубежья. Подтверждением появления и развития подобной тенденции может служить статья д.п.н. Вершинина С.И. «Анализ потребности мигрантов в образовательных услугах колледжей Москвы».

Во втором этапе эксперимента, проведенного в 2006/2007 учебном году приняло участие около 300 учащихся, 128 из которых в предпрофильной подготовке, а 163 учащихся 10-х классов получали профильное обучение и начальное профессиональное образование по вечерней форме обучения. Практически все учащиеся, прошедшие предпрофильную подготовку, в следующем учебном году продолжили обучение по выбранной на элективном уровне профессии по 9 профессиям.

Большую методическую поддержку в процессе эксперимента осуществлял Рязанский областной институт развития образования. В ходе первых двух этапов экспериментальной работы на его базе проведено 4 совещания с директорами школ и профессиональных училищ и лицеев г. Рязани по вопросам организации и координации работы по эксперименту и 2 семинара совместно с кафедрой методологии управления Рязанского областного института развития образования, на которых обсуждались следующие вопросы:

- концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- базовая модель предпрофильной подготовки;

- цели и содержание курсов по выбору предпрофнльной подготовки;

- методика преподавания курсов по выбору предпрофильной подготовки 9-х классов;

- методика разработки программ элективных курсов технологического направления.

- обучено более 40 преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений НПО.

В процессе каждого учебного года систематически проводятся индивидуальные и групповые консультации практически со всеми мастерами производственного обучения и преподавателями, привлеченными к эксперименту. В помощь инженерно-педагогическим работникам, подготовлен пакет дидактических материалов по предпрофильной подготовке: примерная структура и критерии программы; анкета самоанализа педагога, приступившего к разработке программы элективного курса. В результате методической помощи со стороны РИРО преподавателями спецтехнологии подготовлены следующие учебные программы элективных курсов по технологическим направлениям: «Гармония красоты и уюта»; «Студия художника 21 века»; «Стиль и декор мебели»; «Автомир на службе человека»; «Мир кулинарии и кондитерского производства»; «Огни электрргефеста»; «Творим красоту»; «Путешествие в мир костюма»; «Торжество эклектики моды третьего тысячелетия». Организаторами эксперимента созданы некоторые локальные правовые документы, например, Положение о Ресурсном центре, Должностная инструкции методиста-маркетолога Ресурсного центра, утверждение примерного штатного расписания для эффективной работы данного подразделения, общитана смета расходов по Ресурсному центру. Эти и другие результаты эксперимента послужили основанием расширения сети ресурсных центров в г. Рязани и некоторых районах области на базе учреждений НПО.

На втором этапе исследования Ресурсным центром под руководством управления образования и при активном участии Института развития образования были разработаны экспериментальные учебные планы для вечерней формы обучения учащихся школ по ряду профессий НПО.

Объем учебной нагрузки в этих планах соответствует требованиям образовательных стандартов. Некоторые учебные планы предусматривают завершение начального профессионального образования после окончания общеобразовательной школы - учащиеся получают возможность продолжить обучение на бюджетной основе по дневной или вечерней форме по желанию.

Наш опыт профессионального обучения и начального профессионального образования учащихся 10-х - 11-х классов через Ресурсный центр ПУ № 6 г. Рязани по вечерней форме и на бюджетной основе получил признание во всех учреждениях НПО города и области: были созданы долговременные творческие связи «школа - учреждение НПО», позволяющие школе решать проблему профильного преподавания в образовательной области «Технология» на достаточно высоком профессиональном уровне, учреждениям НПО выполнить планы набора, были организованы четыре Ресурсных центра при профессиональных училищах по всем микрорайонам города. Образовалась целая сеть ресурсных центров. Рязанский опыт стал предметом интереса в других регионах, например, Липецке, Улан-Удэ и др. Но больше всех выиграли учащиеся - выпускники общеобразовательной школы, получив первую путевку в трудовую жизнь.

Проводимая нами с 2006 года работа по профессиональной подготовке учащихся 10-х -11-х классов общеобразовательной школы нашла отражение в предложении разработчиков новой концепции развития образования до 2020 года. По словам директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И. Реморенко, «к 2015 году школьники старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы нащупать будущую профессию, дело, к которому лежит душа. Само собой, обучение такое насытят современными информационными технологиями. В школе мы должны будем дать подростку основы профессионального образования. Дальше выпускник школы сможет уже с большей определенностью решать, что делать - идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе специальности».

Анализ проделанной работы уже сегодня позволяет сделать ряд предложений, нацеленных на улучшение положения в системе начального профессионального образования.

Первое предложение. Необходимо в кратчайшие сроки создать нормативно-правовую базу для организации и успешного функционирования различных форм и типов Ресурсных центров как структурных подразделений на базе учреждений НПО или в качестве самостоятельных образовательных учреждений. Отсутствие таковой, например, препятствует нам провести в жизнь план реструктуризации нашего училища по предложенной схеме в целях оптимизации различных уровней начального профессионального образования (см. схему).

Второе предложение. Социально-экономическая ситуация в стране на сегодняшний момент с учетом демографических проблем, на наш взгляд, подсказывает необходимость установления возрастных ограничений и разрешения для получения не менее двух начального профессионального образования на бюджетной основе до 25 лет.

Третье предложение основывается на результатах нашего эксперимента по профильному обучению учащихся. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» учащимся 10-х - 11-х классов по некоторым профессиям было предложено обучение по программам начального профессионального образования по вечерней форме обучения. Результаты первого года обучения показали, что не все из предложенных профессий позволяют осуществлять этот уровень образования. В этих случаях было принято решение продолжить эксперимент по учебным планам для профессионального обучения с объемом учебной нагрузки от 480 до 640 часов, что согласуется с упомянутой нами выше примерной моделью базисного учебного плана («Профессиональная школа» № 5, 2006 г., стр. 46), одновременно перенести предпро-фильную подготовку учащихся в образовательной области «Технология» на 7-ой - 8-ой классы, высвободив учебное время в 9-ом классе для профильного (а в ряде случаев профессионального) обучения.

Практическая замена профильного обучения на профессиональное (а в отдельных случаях на начальное профессиональное) востребовано учащимися как прямая возможность чувствовать себя социально защищенными после окончания школы. Выпускники школ, получившие начальный уровень профессиональной подготовки получают возможность трудоустраиваться, продолжить обучение по приобретенной или родственной профессии (повышение квалификации, обучение в ССУЗах или ВУЗах). Кроме того, став студентами, они смогут образовывать студенческие производственные объединения на период трудовых семестров.

Экспериментальная структура учреждения НПО (на примере ОГОУ НПО ПУ № 6 г. Рязани) СХЕМА

Директор

Экономическая служба | Зам. директора по УМР- руководитель РЦ Хозяйственная служба |

Зам.директора по УВР РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР (РЦ) Зам. директора по производству и организации производственной практики Совет представителей работодателей **

диспетчер учебного процесса методист по учебной работе; методист по профориентации и по профессиональному обучению* ; методист по сетевому взаимодействию в системе ПУ - школа - предприятие; психолог;

*методист по профориентации и профессиональному обучению одновременно является председателем приемной комиссии на постоянной основе

методический отдел общеобразовательных дисциплин _Председатели предметно-методических объединений_

УЧЕБНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

1) Отделение приготовления пищи и сервиса (дневная форма обучения) 2)Общепрофессиональное отделение (дневная форма обучения) 3)Отделение профессиональной подготовки детей-инвалидов (параллельное обучение) и детей, требующих повышенного педагогического внимания 4)Вечернее отделение (подготовка и переподготовка с отрывом и без отрыва от производства)

Заведующие отделениями ( или старшие менеджеры отделений); Заведующие кабинетами, лабораториями, мастерскими; Председатели цикловых методических объединений;

повар

кондитер

рабочий кухни

экспедитор

бармен

официант

кассир

металлообработка вождение транспортных средств

деревообработка строительные профессии народные промыслы озеленение ландшафтный дизайн садоводство плодовощеводство

Примерный перечень профессии*:

Согласно установленному перечню рекомендованных профессий

По всему перечню профессий дневной формы обучения на отделениях 1) 2) 3) как на бюджетной, так и на коммерческой основе

"Перечень профессий по каждому из направлений периодически может пересматриваться в связи с госзаказом и заказом работодателей ** Общественный совет представителей предприятий ( работодателей) как коллективный член педагогического совета

Такой подход одновременно позволит создать в отдельных профессиональных училищах и в учебных структурах предприятий систему повышения квалификации молодых людей уже получивших базовый уровень профессионального образования до необходимого работодателю. Академик РАО Е.В. Ткаченко в статье «Вымирающий класс» справедливо и остро замечает на слабость существующей системы НПО: «Работодателю на 95 % требуются рабочие 4-6-го разрядов, на 85-90 %

- с полным средним образованием, на 80-85 %

- владеющие смежными профессиями, способные к перепрофилизации. А отечественная система НПО сегодня готовит 70 % рабочих с 3-м разрядом. Менее половины выпускников ПТУ могут найти себе работу по специальности, в то время как экономика страны задыхается от нехватки рабочих кадров». По справедливому мнению Е.В. Ткаченко, в этой ситуации может помочь «реформирование профессионально ориентированного сектора отечественного образования».

Существующая система НПО при всех ее недостатках наряду с модернизацией учебно-материальной базы должна искать выход в новых формах влияния на оживление идеи подготовки национальных рабочих кадров, не позволить размыть себя в бурном потоке интеграции, повернуть свой взгляд в благодарную строну общего образования. Примером могут служить многофункциональные ресурсные центры на базе учреждений НПО как главные профориентаторы рабочих профессий.

Нами в настоящее время прорабатывается предложение о более тесной интеграции общеобразовательной школы и учреждений НПО в части преподавания «Технологии» и профессионального обучения старшеклассников общеобразовательных школ.

Это позволит осуществлять профориента-ционную работу на более качественном уровне с точки зрения интересов государства, с одной стороны, и в большей степени создать условия воспитания: уверенности у учащихся в своем будущем после окончания школы и убеждения в том, что их профессиональные знания, навыки и умения будут востребованы, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.