Научная статья на тему 'Оптимизация подготовки отраслевых кадров в контексте приоритетов национального проекта «Образование»'

Оптимизация подготовки отраслевых кадров в контексте приоритетов национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CONTINUING EDUCATION / INDUSTRY TRAINING / PUBLICPRIVATE PARTNERSHIPS / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садырин В. В.

В статье рассматривается проблема оптимизации подготовки отраслевых кадров в контексте приоритетов национального проекта «Образование», связанная с активизацией деятельности образовательных учреждений разных уровней по вхождению в инновационное пространство непрерывного образования. При этом особое внимание уделяется взаимосвязи трех аспектов рассматриваемой проблемы государственного, общественного и личностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садырин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE TRAINING OF INDUSTRY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF THE PRIORITIES OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

The article deals with the problem of optimizing the training of industry personnel in the context of the priorities of the national project "Education", associated with increased activities of educational institutions at various levels to join the innovative space of continuous education. It should be noted that particular attention is paid on the relationship of the three aspects of the problem public, social and personal.

Текст научной работы на тему «Оптимизация подготовки отраслевых кадров в контексте приоритетов национального проекта «Образование»»

вузах по подготовки специальных кадров для практической но-развивающего обучения детей, имеющих отклонения в педагогики. Написаны специальные учебники и методическая развитии, в специальных коррекционных и образовательных литература. Все это создало новые возможности коррекцион- школах.

Bibliography

1. Bajkina, N.G. V.influence of loss of hearing on adaptable and rehabilitation processes of deaf teenagers / N.G. Bajkina, A.V. Mu-tev, J.V. Kret // Adaptive physical training. - SPb. - 2002. - № 4 (12).

2. Bocharova, V.G. Century V.G. Bocharova's Social pedagogics. - M., 2004.

3. Mamajchuk, I.I. Psychological the help to children with problems in I.I. Mamajchuk's development/. - SPb., 2001.

4. Davidov, V.V. Teorija of developing training. - M., 1996.

5. Shmatko, N.B. Children with deviations in N.B. Shmatko's development: the methodical grant for teachers and tutors mass and Special establishments and parents. - M., 1997.

6. Kamensk, E.N. Psychology developments and age psychology. The abstract of lectures. - Rostov h/^: the Phoenix, 2006.

7. Kapitonov, V.F. The mediko-demographic characteristic of some types of families // Problems of social hygiene, public health services and medicine history. - 2003. - № 1.

8. Litosh, N.L. Adaptive physical training. The Psihologo-pedagogical characteristic of children with infringements in development: the Manual. - M., 2002.

Article Submitted 10.12.10

УДК 378

В. В. Садырин, канд. пед. наук, ЧГПУ, г. Челябинск, e-mail:[email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОТРАСЛЕВЫХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье рассматривается проблема оптимизации подготовки отраслевых кадров в контексте приоритетов национального проекта «Образование», связанная с активизацией деятельности образовательных учреждений разных уровней по вхождению в инновационное пространство непрерывного образования. При этом особое внимание уделяется взаимосвязи трех аспектов рассматриваемой проблемы - государственного, общественного и личностного.

Ключевые слова: непрерывное образование, отраслевая подготовка, частно-государственное партнерство, инновационное образовательное пространство.

Тема настоящей статьи не случайно «вызрела» в жизнедеятельности педагогического вуза. Уже более десяти лет Челябинский государственный педагогический университет (на базе входящего в его состав Профессиональнопедагогического института) осуществляет воспитание педагогов профессионального обучения по актуальным отраслевым разновидностям подготовки рабочих кадров на территории Южного Урала. Весь управленческий аппарат университета в той или иной мере связан с кругом проблем оптимизации данной подготовки и благоприятного трудоустройства профильных выпускников.

Полагаю, что указанный круг проблем может и должен рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах: в аспекте пользы государственной, в аспекте пользы общественной и в аспекте пользы персональной (личностной), гарантирующей молодежи успешное построение трудовой биографии. Полагаю также, что предметное рассмотрение названных аспектов принципиально важно, ибо каждый их них включает в себя совокупность рядополагающих проблем, неразрывно связанных друг с другом.

Вначале - об аспекте пользы государственной.

В своих многочисленных выступлениях по проблемам модернизации отечественной экономики президент Российской Федерации Дмитрий Медведев постоянно подчеркивает, что главным условием ее инновационного развитии является полноценное кадровое обеспечение [1, с. 9; 2, с. 2 и др.].

Вопросы прогрессивного реформирования системы воспроизводства кадров обсуждаются давно. В последнее время наблюдаются активные попытки их решения на всех уровнях образования России - начиная от средних школ и заканчивая сферой послевузовского становления специалистов. Наиболее востребованной при этом на протяжении полутора десятков лет была и остается идея непрерывного образования (или «образования через всю жизнь»), которая в реальности воплоще-

на и продолжает воплощаться в создании многоуровневых учебных заведений и программ, интегрирующих стадии начальной, средней и высшей профессиональнообразовательной подготовки.

Идея, как и узаконившая ее Концепция, по сути своей оптимистична. В ней отражается гуманистическая направленность современной цивилизации, вера ее представителей в неограниченные возможности профессионального роста человека. Настораживает, однако, ее постепенный переход в статус незыблемого постулата. Между тем любой постулат, претендующей на универсальность, имеет «подводные рифы», препятствующие его гибкой реализации. Не случайно министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко в своем выступлении на коллегии подведомственного министерства в марте 2010 года констатировал факт неадекватности профессиональных устремлений юношества задачам социальноэкономического развития страны [1, с. 9].

Наиболее удачно, наш взгляд, этот факт прокомментировал Д. А. Парнов, специалист Западного окружного управления образованием Департамента образования Москвы, который писал в тот же период времени, что инициаторы модернизации профессиональной подготовки далеко не всегда учитывают объективные изменения в запросах рынков труда, новые требования к развитию человеческих трудовых ресурсов. По его мнению, в последние годы произошло сближение оценок деятельности довузовских образовательных учреждений с оценками, характерными для эпохи «развитого социализма»: основным критерием эффективности этой деятельности стало количество поступивших в вузы выпускников. То есть «мания» вузоцентризма, несмотря на глобальные социальные перемены, отнюдь не утратила своих позиций. «Концепция непрерывного образования, - указывает исследователь, - трактуется сегодня как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем ... образовании» [3, с. 19].

Разумеется, в такой установке нет ничего противоречащего законодательным актам в образовании. Однако предположим на минуту, что все юноши и девушки нашей страны, начавшие путь профессионального становления с уровня НПО, успешно выдержали квалификационные испытания и показали наличие потенциала для продолжения профессионального обучения.

Предположение наше парадоксально, но в нем, как и в любом парадоксе, обнажается «момент истины». Довольно точно этот момент сформулировал в 2008 году на страницах журнала «Профессиональное образование» один из руководителей профессионального училища № 6 г. Рязани. Цитирую: «Проблема подготовки рабочих близка на настоящий момент к национальной катастрофе. Перекосы в подготовке на всех уровнях профессионального образования (и особенно в НПО) приведут к неизбежной необходимости использовать трудовые ресурсы из стран ближнего и дальнего зарубежья» [4, с.

3]. Подтверждением подобной тенденции может служить статья доктора педагогических наук С. И. Вершинина «Анализ потребности мигрантов в образовательных услугах колледжей Москвы» [5].

Суть названной катастрофы - в массовой ориентации российской молодежи на статус «белых воротничков» в профессионально-экономической иерархии общества, в подспудном формировании у нее пренебрежения к рабочей профессии. Очевидно, однако, что экономика страны насущно нуждается именно в квалифицированных рабочих, а их катастрофически не хватает. По утверждениям работодателей, неоднократно озвученным СМИ, они вынуждены принимать на рабочие места выпускников техникумов и колледжей, но, во-первых, их приходится переучивать, потому что квалификации рабочего и техника отличаются друг от друга, а во-вторых - они чаще всего не выдерживают рабочей нагрузки и покидают предприятия по окончании срока переподготовки.

Что это, как не халатное отношение к расходованию государственных средств?

Причина создавшегося положения - в утрате учреждениями НПО самостоятельного приоритетного статуса, в крайне малых объемах их финансирования, в неуклонном старении их материально-технической базы и кадрового состава, а также (и это главное) в механической реконструкции их сети путем слияния с образовательными учреждениями более высокого ранга, где молодые люди, нередко вразрез с первоначальными установками, приобретают не рабочую, а технократическую ориентацию. Последнее выгодно с точки зрения самофинансирования учебных заведений, так как все уровни образования, следующие за НПО, являются у нас, в основном, платными. Но выгодно ли это для экономики страны?

Вопрос риторический. Тем не менее пути его решения стабильно вызревают в обществе. Чтобы обосновать это, проанализируем итоги реализации одной из стадий приоритетного национального проекта «Образование», подведенные в ходе Всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики», состоявшейся в канун 2009 года в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ [2, с. 2-6].

Профессиональные училища и лицеи подключились к работе над проектом в 2007 году, вслед за вузами. По мнению участников конференции, работа была успешной и позволила заключить, что система начального профессионального образования обязана жить и развиваться. Выявленные пути ее модернизации сопряжены:

• с возрождением традиционно присущего российским учреждениям НПО суверенного статуса;

• с расширением сети учебных заведений, способных осуществлять качественную подготовку нового поколения педагогов профессионального обучения (далее по тексту иногда - отраслевых педагогов);

• с усилением связей между системами НПО, СПО, ВПО, но не в плане «подминания» последними первой, а в плане развертывания широкомасштабных совместных исследований по проблемам интенсификации подготовки рабочих;

• с развитием частно-государственного партнерства, направленного на обновление учебно-программного и техникотехнологического обеспечения НПО посредством объединения усилий его специалистов и их стратегических партнеров -работодателей (заказчиков кадров).

Можно было бы продолжить перечисление возможностей эффективного преобразования нашей славной системы, но мне кажется, что главные из них обозначены, и хочется сказать несколько слов о результатах их апробации на экспериментальных площадках проекта «Образование».

Опросы руководителей органов управления образованием, работодателей, ученых и педагогов-практиков в регионах страны, задействованных в проекте, показали следующее.

1. Из 1500 программ, разработанных в рамках проекта, более 500, в том числе предназначенных для учреждений НПО, интегрируют достижения техники и технологий, обеспечивая подготовку крайне необходимых сегодня кадров для технологических отраслей экономики страны [2, с. 2].

2. Участие работодателей в софинансировании и экспертизе новых образовательных программ подготовки рабочих способствовало приведению в большее соответствие содержания начального профессионального образования квалификационным требованиям, которые они предъявляют к выпускникам учебных заведений данного уровня (94,9% опрошенных). В итоге работодатели стали допускать выпускников учреждений НПО к работе на сложном и дорогостоящем оборудовании, к управлению самыми современными агрегатами, механизмами. Об этом свидетельствуют опыт ПУ-9 Липецкой области, АПЛ-7 с. Мельниково Томской области, ПЛ-21 г. Липецка [2, с. 5], а также оригинальный опыт училищ и лицеев Челябинской области: ПЛ-69 г. Сатки, ПЛ-99 г. Челябинска и многих других.

3. Сближение сфер частно-государственного и научного партнерства в системе начального профессионального образования способствовало тому, что работодатели и ученые возглавили Наблюдательные советы образовательных учреждений. Теперь совместными усилиями составляются прогнозы развития этих учреждений, в том числе планы улучшения их учебно-материальной базы. Отдельные предприятия заранее закладывают в свои бюджеты необходимые спонсорские средства. На некоторых предприятиях приняты программы поддержки выпускников учреждений НПО (например, в ОАО «КАМАЗ» бюджет такой программы составил в рассматриваемый период 7,5 млн. руб. [там же]). Показательно, что ОАО «Челябинский тракторный завод (Уралтрак)», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Сат-кинский комбинат “Магнезит”» даже в кризисное время 20082010 гг. не сократили объемов финансирования таких программ.

4. Одним из важных итогов сотрудничества работодателей, органов управления образованием и учреждений НПО стало создание ресурсных центров в системе подготовки рабочих кадров. В Челябинской области в 2007-2010 годах такие центры были созданы на базе 29 профессиональных училищ и лицеев (из девяноста функционирующих). Работодатели и управляющие образованием структуры проявили при этом самое заинтересованное участие в выборе профилей подготовки кадров, в обеспечении образовательных учреждений учебно-программным оборудованием. Так, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» совместно с Правительством Челябинской области и Федеральным министерством образования и науки выделили 208 млн руб. на создание учебного центра по подготовке рабочих для комбината. Такие же центры были созданы при финансовом и организационном участии ОАО «Уралтрак» (ПЛ № 5 г. Челябинска); ОАО «Ми-

асский машиностроительный завод» (ПЛ № 89 г. Миасса); ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» (ПЛ № 49 г. Златоуста); ОАО «Комбинат “Магнезит”» (ПУ № 69 г. Сат-ки). Первоначальный опыт деятельности ресурсных центров требует освещения и анализа в отдельной статье.

5. Вовлечение работодателей в реализацию проекта «Образование» обеспечило усиление их мотивации к неформальному участию в работе аттестационных комиссий учреждений НПО, во внешней оценке качества подготовки выпускников [2, с. 5].

В результате предприятия и организации разных сфер собственности приобрели готового к самореализации специалиста рабочей профессии. А это - один из важнейших эффектов, полученных при внедрении национального образовательного проекта.

Раскрыв аспект государственной пользы от сохранения и обеспечения развития системы НПО, попытаюсь раскрыть сущность пользы общественной.

Легендарной фигурой в начальном профессиональном образовании Южного Урала второй половины ХХ века является Виталий Прокофьевич Омельченко, заслуженный учитель ПТО РСФСР, Кавалер ордена Отечественной войны II степени. Трудно забыть его слова, ставшие лейтмотивом его выступлений на социально-педагогических форумах начала 90-х годов, когда идея реструктуризации профессиональнотехнических училищ еще только «носилась в воздухе». Вот эти слова в том виде, в каком они отложились в памяти очевидцев: «Попробуйте уничтожить “профтех” - и вы получите прирост национальной преступности, равный не менее чем 50 процентам от существующего».

Система начального профобразования в представлении ее бессменного руководителя в Челябинской области на протяжении полувека (1964-1988 годы) - это не просто система обучения квалифицированных рабочих. Это социальная ниша, которая обеспечивает равновесие в обществе благодаря призрению и приобщению к созидательной деятельности десятков тысяч ребят из неблагополучных семей.

Неоднократно Виталий Прокофьевич ссылался на достойные подражания действия руководства Магнитогорского металлургического комбината, сумевшего организовать уникальную систему воспитания «трудных» подростков на опыте их включения в создание музеев боевой и трудовой славы, вовлечения в спортивные и творческие мероприятия, имевшие международный резонанс. Достаточно познакомиться с летописями профессионального лицея № 13, ставшего «кузницей» хоккеистов для всемирно известной команды «Металлург», с историей Дома учащейся молодежи «Магнит», чтобы понять, что декларации В. П. Омельченко относительно оберегающей и восстанавливающей роли учреждений НПО не были голословными.

Сегодня воспитательные традиции Челябинской областной системы начального профессионального образования стараниями энтузиастов поддерживаются и преумножаются.

Не следует забывать и о том, что профессиональные училища и лицеи России являются благоприятной средой для повышения общеобразовательного уровня будущих рабочих, без которого невозможен их переход в статус технологически грамотных специалистов рабочих профессий. Этим отечественная система НПО выгодно отличается от многих ее иноземных вариантов.

Наконец, о третьем аспекте важности сохранения рассматриваемой системы - о ее роли в становлении личности.

Ни для кого не секрет, что развитие личности многопланово и многогранно. Одним из непременных условий ее позитивного развития является приобщение ребенка (особенно подростка) к общественно значимому производительному труду. По точному замечанию В. А. Сухомлинского, труд этот на первых порах, независимо от уровня общественной техники и технологий, должен быть связан с процессом физически

напряженной, но не «тупой», требующей смекалки, сообразительности полезной деятельности. «Ум ребенка на кончиках пальцев», - говорил выдающийся педагог [6, с. 19].

Разбудить моторные (кинетические) реакции детей, развить их в подростковом и юношеском возрасте через активный производительный труд - значит сделать самый существенный шаг к обеспечению устойчивости психики молодых людей, к формированию у них демократического мировоззрения, - утверждают наши соотечественники, педагоги и психологи В. И. Загвязинский [7], В. В. Краевский [8], Б. Ф. Ломов [9] и др.

Следуя этому утверждению, первым уровнем интеграции в системе типологических стадий образования мы считаем интеграцию в паре «средняя школа - учреждение НПО». Именно приобщаясь в определенных пределах к освоению рабочей профессии, подросток руками («кончиками пальцев») создает полезные продукты. Педагогическая установка на совершенствование этих продуктов уже на школьной скамье формирует основы технологического мышления.

В этом ракурсе нам представляется особенно важным опыт Владимирской, Рязанской и Челябинской областей по охвату учащихся школ программами освоения профессий НПО. Импульсом к формированию данного опыта послужила Концепция профильного обучения старшеклассников, утвержденная приказом Министерства образования России от 18 июля 2002 года № 2783.

Хорошо известно, что основы профильного обучения были заложены уже в начале ХХ века в трудах П. П. Блонского, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Н. К. Крупской, В. А. Лая, А. В. Луначарского и др. Такое обучение предполагает углубленное изучение основ наук в предметных образовательных областях, родственных склонностям учащихся (социальноисторической, экономической, естественнонаучной и др.). Тем не менее в ряде экспериментальных площадок нацпроекта «Образование» профильное обучение было заменено начальным профессиональным (с пролонгированной подготовкой в рамках образовательной области «Технология» в 7-х-8-х классах). Причиной послужили результаты анкетного опроса школьников средней ступени, выразивших, в большинстве своем, желание освоить рабочую профессию и чувствовать себя социально защищенными по окончании школы [4, с. 5; 10, с. 8].

В начале 2010-2011 учебного года усилиями Профессионально-педагогического института ЧГПУ такие площадки были созданы и в Челябинской области. Уже сегодня можно говорить об эффективности деятельности тех их них, которые функционируют на базе МОУ СОШ № 147 г. Челябинска, реализуя профили подготовки операторов ЭВМ и автослесарей; на базах Мирненской и Ларинской средних школ Челябинской области, готовящих трактористов.

Опыт подобных площадок нашел отражение в предложении разработчиков Концепции развития образования до 2020 года. По словам И. М. Реморенко, директора Департамента стратегического развития Минобразования и науки России, «к 2015 году ученики старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы “нащупать” будущую профессию. Обучение такое насытят информационными технологиями. В школе подростку будут даны основы профессионального образования. Дальше он сможет уже с большей определенностью решать, что делать: идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе профессии» [4, с. 5].

Сказанное доказывает актуальность проблемы сохранения и преобразования учреждений НПО как ресурсных центров подготовки рабочих в многоуровневой системе «нашей новой школы». Подготовка эта может осуществляться опережающим образом (путем партнерства со школой) и традиционно (путем набора в профессиональные училища и лицеи). Однако в любом случае, чтобы поднять престиж рабочих

профессий и обеспечить наполняемость учреждений НПО в ситуации демографического кризиса, необходимо:

1) перепрофилировать данные учреждения на подготовку реально востребованных в регионах кадров, добиться динамичности реализуемых ими профессиональноквалификационных структур на основе регионального прогноза необходимых трудовых ресурсов;

2) обеспечить сопряжение профилей подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе согласования текущих и стратегических потребностей региональных рынков труда;

3) поднять планку профессионально-образовательной подготовки будущих рабочих посредством повышения уровня профессионально-образовательной компетентности нового поколения отраслевых педагогов;

4) перейти на разработку для учреждений начального профессионального и высшего профессиональнопедагогического образования инновационных образовательных программ, интегрирующих достижения науки, техники и технологий, обеспечивающих подготовку крайне необходимых сегодня кадров для технологических отраслей экономики;

5) четко сформулировать и неукоснительно выполнять гарантии профессионально-личностного развития обучающихся в учреждениях НПО и ВППО, в первую очередь такие, как: получение повышенного квалификационного разряда, освоение смежной профессии (профессий), участие в процес-

сах демократизации общества, содействие становлению инновационных форм труда и т. д.;

6) повысить эффективность профориентационной работы по направлениям подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения.

Полагаю, что пятое из вышеназванных условий является центральным среди личностных факторов востребованности систем НПО и ВППО. На начальном уровне профессионального и на уровне профессионально-педагогического образования должна стать нормой неограниченная магистраль развития будущего рабочего и отраслевого педагога - развития именно в социально-профессиональной, а не в специализированной технократической среде.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что все указанные условия могут быть реализованы только при поддержке систем НПО и ВППО силами стратегического научного и частногосударственного партнерства, основные характеристики которых уже даны нами.

Завершая свое выступление на страницах журнала, отмечу: рожденная на исходе первого десятилетия XXI века национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» тесно связана с активизацией деятельности образовательных учреждений разных уровней по вхождению в инновационное пространство приоритетного национального проекта «Образование». Она является средством расширения границ осуществления данного проекта и, без сомнения, внесет свежую струю в процессы его дальнейшей разработки, обоснования, апробации и внедрения.

Bibliography

1. Availability of quality education for all - achievable: Proceedings of Minister A.A. Fursenko to final board meeting of the Russian Ministry 19.03.2010 g. // Vocational Education. Capital. - 2010. - № 5.

2. Perevertajlo, A. Vocational education in terms of innovation development of economy // Professional: [Master Class]. - 2009. - № 1.

3. Parnov, D.A. Training at school - an effective career guidance // Vocational Education. Capital. - 2010. - № 5.

4. Apartsev, B.S. School - Resource Centre for PPO - Profession // Vocational education. Capital: [Research in education: pedagogy, psychology, economics]. - 2008. - № 11.

5. Vershinin, S.I. Analysis of the needs of workers in educational services, colleges, Moscow // Specialist. - 2008. - № 9.

6. Sukhomlinsky, V.A. Nature, work, world // Biology at school. - 1970. - № 5.

7. Zagvyazinsky, V.I. Theory of learning: a contemporary interpretation. - 2 ed., Corr. and add. - M.: Academia, 2004.

8. Krajevsky, V.V. General framework of pedagogy. - 3rd ed., Sr. - M.: Academia, 2006.

9. Lomov, B.F. The questions of common educational and engineering psychology. - Moscow: Nauka, 1991.

10. Boltunova, S.A. Model of pre-university vocational education / Vocational education. Capital: [Research in education: pedagogy, psychology, economics]. - 2008. - № 12.

Article Submitted 10.12.10

2З9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.